Главная » Напитки » Русское чаепитие с самоваром. Традиции чаепития в россии

Русское чаепитие с самоваром. Традиции чаепития в россии

Екатерина Качура-Фалилеева

Вот уже несколько дней я читаю удивительные истории про российские чайные традиции и просто восхищаюсь отдельными авторами этих рассказов – это какую же надо иметь фантазию! Я ещё как-то пережил «древние школы русских боевых искусств» и даже «боевой гопак». Однако, церемония русского чаепития – это уже за гранью моего разума.

Я не буду сейчас цитировать бред про «вековые русские исконные чайные традиции», а очень коротко перескажу историю о том, как чай появился в России и как со временем менялись «незыблемые» традиции потребления этого напитка. Правда, честное слово, может быть намного интереснее придуманных традиций.

История появления чая в России

Полина Лучанова

Существует несколько теорий появления чая в нашей стране. Есть теория от западников (вот, даже и чай у нас без политики не обходится) про то, как Пётр I завёз в Россию кофе, трубки с табаком, кургузые венгерские кафтаны, бритые подбородки и чай. С западниками спорят славянофилы, которые вспоминают о казачьих походах в Китай ещё в самом начале шестнадцатого века. Вспоминают и царя Михаила Фёдоровича Романова, которому китайские послы привезли несколько ящиков чая.

Дорогие мои! Если мы говорим о русском чаепитии, как о национальной традиции, то почему вспоминаем о Михаиле Романове и его потомке Петре? Ну завезли они (или подарили им) чай и что? У бывшего министра Улюкаева при обыске нашли 3-х килограммовые золотые монеты. Могу ли я утверждать, что у россиян в начале двадцать первого века появилась традиция отливать из золота монеты в три килограмма весом?

Чай, как напиток, появился в России задолго до Романовых и случилось это явление ещё во времена монгольского нашествия. Можно предположить, что про чай знали казаки сибирские и казаки уральские, которые просто не могли не общаться со своими восточными соседями, которые этот самый чай употребляли просто очень давно.

Однако, отечественный потребитель много веков выбирал отечественного же производителя и предпочитал свои прохладительные напитки: квас (которого было огромное количество видов), сбитень, всевозможные фруктовые и ягодные взвары и перевары, меды и даже щи, которые были так газированы, что требовали специальной крепкой посуды.

Наступление чая на Россию началось в самом конце семнадцатого века. Сначала чайным городом стала Москва, потом центром чайной торговли стал Нижний Новгород. В те времена чай был достаточно дорог, а потому пили его, в основном, аристократы и богатые купцы. Можно сказать, что где-то в конце семнадцатого века в России появилась мода на «утончённую западную жизнь». Просвещённые европейцы кваса не пьют. Они кофе кушают и чай. Вот и потянулись «элиты» за модой.

Однако, постепенно цена на чай снижалась, поскольку чай в Китае не покупали, а меняли на ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Соответственно, с развитием промышленности в России снижалась себестоимость собственной продукции и автоматически, поскольку торговля была меновой, снижалась стоимость чая.

Главной проблемой была доставка. Россия была единственной европейской страной, которая доставляла чай сухим путём. Были в такой доставке плюсы (чай плохо переносил морские путешествия и существенно терял в качестве), но был и большой минус – тысячи километров на лошадях. Это очень долго, а потому и очень дорого.

И только к началу девятнадцатого века чай начали пить все сословия. К этому времени построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, что существенно ускорило доставку. А кроме того чай начали ввозить морским путём, в том числе из Индии и с Цейлона. Цена на чай просто рухнула и пить его начали все сословия. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с 1890 года чаем начали поить и рабочих на фабриках.

Аристократы пили дорогой китайский чай элитных сортов и европейские ароматизированные сорта чая. Купечество предпочитало чай чёрный, с хорошим тёмным настоем, не такой крепкий, как заваривали в среде аристократов, но в гораздо больших количествах. Простой народ, традиционно, пил чай низкосортный. В те же времена появились и первые фальсифицированные чаи.

Нужно сказать, и в девятнадцатом веке чай пили не во всей России. Пили чай в Сибири и на Урале, на Нижней Волге, в Москве и её окрестностях. А вот Петербург долгое время предпочитал кофе. Не пили чай на Украине, в Белоруссии, на Дону и на Среднем Поволжье. В первой половине 19 века 60 % ввозимого в Россию чая потребляла Москва. Однако, к концу девятнадцатого века чай распространился уже по всей территории Российской империи и страна вышла на первое место в мире по потреблению чая (исключая Китай, поскольку по потреблению чая в Китае как не было статистики тогда, так нет её и сейчас).

В конце 19 века чай начали выращивать в России. Кстати, выращивали очень приличные сорта, которые получали медали на международных выставках и оценивались знатоками даже выше ординарных китайских чёрных чаёв.

Борис Кустодиев

Самые первые чайные ритуалы и традиции появились в России в конце восемнадцатого века. Эти традиции формировали два сословия: дворянство и купечество. Дворяне предпочитали английскую чайную церемонию – безукоризненно сервированный стол, фарфоровые сервизы, молоко и сливки, сахар и утончённый разговор о высоком.

Чай подавали в сухом виде, в специальном чайнике. Чай заваривался непосредственно за столом и заваривался очень крепким.

Впрочем, очень скоро английские традиции были подкорректированы на русский лад –появились резные стаканы и серебряные подстаканники для мужчин. Дамы пили чай из фарфоровых чашек. В чай начали добавлять ром. Потом чай появился на открытых верандах, уже не в чайнике, а в самоваре, на стол начали подавать варенье, мучные изделия, конфеты. Это уже традиции помещичьего чаепития. Лето, загородный дом, гроздья сирени и розовые кусты, романтический закат. В общем, «как упоительны в России вечера».

У купечества были свои чайные традиции – обильный стол с самоваром, варенье и мёд, обилие выпечки, от сушек и бубликов до пирогов, «двухаршинные осетры; белуга в рассоле; «банкетная телятина»; белая, как сливки, индюшка, обкормленная грецкими орехами; «пополамные растегаи» из стерляди и налимьих печенок; поросенок с хреном; поросенок с кашей». И питьё чая из блюдца. Купечество пило чай со вкусом – долго и много. При такой трапезе многократное заваривание чая было не совсем удобно, а потому появился большой заварочный чайник в котором чай заваривался очень крепким, а потом разбавлялся кипятком из самовара непосредственно в чашке. Так появилась чисто русская традиция двухчайниковой заварки, которая, в целом. Существует и до настоящего времени. В тот же период появилась и «баба на чайник».

Отдельной традицией был «чайный общепит» царской России – чай в трактирах подавали «парами», в двух чайниках: малый чайник с заваркой и большой с кипятком, клиент сам наливал в чашу заварку и сам разбавлял её кипятком по своему вкусу. В трактирах вспомнили аристократическую «привычку» пить чай из стаканов – стекло было дешевле фарфора, да и стакан можно было использовать не только для чая, но и для подачи спиртного.

В буфетах и дешёвых трактирах чай подавали прямо стаканах. А поскольку цену брали именно за стакан, то посетители требовали наливать чай до краёв стакана. Так появилась ещё одна традиция – наливать гостю полную чашку чая. Чай, не в дешёвом трактире и для дорогого гостя ничего не жалко.

Чай в трактирах пили с разнообразными закусками, под деловые или душевные беседы.

Несколько позже в Росси появилась и мещанская чайная традиция. Тут финансовые возможности были поскромнее, а амбиции были почти аристократические. Чай пили для беседы. На заварный чайник полагалась одна чайная ложка сухого чая, чай выдерживали 15 минут и разливали по чашкам, а потом ещё и разбавляли кипятком. Подавали к чаю и простые закуски. Обязательной частью мещанского чаепития была культурная программа – изначально это было исполнение песен под гитару. Так, кстати, появился русский городской романс. Ещё одна русская чайная традиция.

Русская чайная традиция, говорят, не похожа ни на какую другую.

Официальная история чаепития в России ведётся с 1638 года. По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда чайного листа. Чудесный напиток пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем чая от болезни желудка. А в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пропуске русских чайных караванов.

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан…

С 1885 года появляются первые чайные плантации и в России – в силу климатических особенностей в самых южных районах Империи – в грузинской Аджарии, а затем – в Азербайджане, на юге нынешнего Краснодарского края и в районах Закавказья. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95 % россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.

На чайных плантациях…
…В Москве фунт зеленого чая стоил 12 руб., а то же количество черного - чуть больше 2-х рублей. Это не могло не повлиять на отношение к зеленому чаю, он был вытеснен с рынков европейской части Российской империи. Привычка пить только черный чай впоследствии препятствовала распространению зеленого. Через сто лет его уже никто не знал.

Законодателем моды на потребление чая была Москва.
Так, как в Москве, чай больше нигде не пили. До середины XIX века Москва употребляла до 60% ввозившегося в Россию чая. Бытовало выражение «москвичи-чаёвники», хотя на среди украинцев и у казаков пренебрежительно говорили: «москвичи-водохлебы». Дело в том, что в этих регионах даже в XIX веке о чае знали только понаслышке и отождествляли его просто с питиём воды. «Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве»? — спрашивал когда-то Н. Поляков.

Замечательное описание московского чаепития в прошлом веке оставил А.И.Вьюрков в своем произведении «Друг семьи»: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так».

Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника…

Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру.


Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чаем увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие осуществлялось с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек («чай по-купечески»).


А вот как могла пить чай, например, знаменитая кустодиевская «Купчиха»: со сладким вишнёвым, клубничным, яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье она намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX в. был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками - хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.


В середине XIX века, и не только в Москве, а во всех крупных городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. Горячий чай был незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России.

На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, согревал, поднимал настроение. Но попить чайку, будучи в дороге, можно было не только на почтовых станциях. Для этого применялась специальная утварь — дорожный погребец.

Он включал в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Такой сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки.

К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, — чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.


Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, особенно живущего в бараках и общежитиях, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время в ожидании седоков.

В Санкт-Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты (кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений).


Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах. К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.

Вот как описывает, например, смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца минувшего столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости. «Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски — блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.

Появилось и русское изобретение самовар (хотя сам «протип» такого самовара был завезён в Россию ещё из Китая). В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разных форм и размеров и металлических чайников.


Были чайники-термосы, в которые подкладывали раскаленные угольки, чтобы вода не остывала. Самовар был гордостью семьи, считался сердцем дома. Часто он олицетворял собой достаток, вкус и социальное положение хозяина.

С конца XVIII века самовары стали изготавливать и тульские мастера-оружейники. В XIX веке самовары становятся предметом массового потребления, но даже в начале XX века они всё ещё считались довольно дорогим приобретением и передавались из поколения в поколение. Обычно самовары делали из меди, но встречались и дорогие серебряные. Конструкция самовара состоит из 12 элементов, топили его дровами или горячими углями. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот прибор начинал «петь», и «песня» его придавала особый уют и интимность чайному столу.

…Исстари наши кабаки и чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. Здесь за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу — любую бумагу. А писарями в кабаках и чайных «служили» бывшие мелкие служащие присутственных мест… По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки…

В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришел обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».


Так называемые «сахарные головы»…

Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи». И конечно, только русский человек мог в своей загадке так колоритно описать чайник:

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та – на спине.

В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – именно она и является самой важной частью русского чаепития.


Солидные купцы, попивая горячий чай после бани, имели обыкновение издерка поглаживать свой живот в разных направляениях, что значило, что чай пошёл по душе, по всем жилкам.

Ширилось производство и расфасовка чая.

…Среди самых известных чайных товариществ России выделялись «Высоцкий и Ко.», «С.Перлов», «Петр Боткин», «Караван» («Т.Д. Вогаз и Ко.»), «Братья К. и С.Поповы», «Василий Перлов» и многие другие. История «чайной империи» Перловых началась в 1787 году.



Прошло сто лет со дня основания фирмы, и на круглую дату, в 1887 году, основателю Товарищества «Василий Перлов с сыновьями» было пожаловано дворянское звание. В 1890 году по инициативе С. В. Перлова на улице Мясницкой был построен чайный магазин.


В 1895 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса фасад и интерьер дома были оформлены в китайском стиле. Эта отделка здания была произведена в связи с приездом в Москву на коронацию Николая II регента молодого китайского императора Ли Хунг-Чанга. Как только стало известно, что Ли Хунг-Чанг остановится в доме чайного торговца Перлова, было принято решение о переделке фасада дома и интерьера магазина в китайском стиле. Магазин на Мясницкой до сих пор сохраняет перловский стиль…




Ну и говоря о традициях чаепития просто нельзя не упомянуть следующее: задолго по появления привозного чая, в России пили так называемый «Копорский чай», названный так по месту его первого появления в городке Копорье…

Летом по всей России цветёт известный всем Иван-чай или кипрей (лат. Epilobium).

По своему составу Иван-чай очень близок к китайскому чайному листу: содержит железо, никель, медь, бор, титан, марганец, витамин С, благодаря чему копорский чай способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице. В старину из его листьев делали лекарственный напиток, похожий на чай, и даже, широко экспортировали «русский чай» из, как тогда говорили, Московии в Европу, где он пришёлся по вкусу даже англичанам. Но с появлением «заморского чая» в результате мощнейшей конкуренции с Ост-Индской чайной компанией, массовое производство Копорского чая в России практически прекратилось.



Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Чай можно пить вдвоем, втроем, большой компанией.. Но в любом случае особенно задушевное чаепитие — из самовара, да с вареньем, да с плюшками…


В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем.

В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.


Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.

Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике - это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов.

Главное в русском чаепитии (кроме чая) - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи.


Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости - не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый - наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску.

Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу - он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило - почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску.

Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.


Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации - чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие. Однако самовар - далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды.


Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды - сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.


Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях - плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует - нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заварки или быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.


Чай принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства - угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий.

В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции.


Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей.

Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая.


Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар.

Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.


В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко - они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги.

В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения - высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем.


Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии).

В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.


Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.

Хорошо известны исконно русские лесные чаи, приготовленные из трав с добавлением ягод. За многие века на Руси сложились устойчивые букеты таких трав, обладающие наиболее ценными вкусовыми, пищевыми и целебными свойствами.

Чаще всего чай готовится из мяты, мелиссы, зверобоя, липового цвета, иван-чая, листьев земляники, малины, черной смородины, брусники. Ничуть не хуже, но менее распространен чай из тимьяна, душицы, лабазника. Прекрасно подходят к таким чаям лесные ягоды, в изобилии растущие в России, — шиповник, земляника, малина, ежевика, костяника, брусника и др.

Дополнительный аромат придают небольшие добавки лепестков василька, жасмина, шиповника, яблони. Не лишними будут и кусочки яблока. По вкусу, цвету и аромату эти чаи не уступают китайскому чаю высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ. Пить такие чаи не только приятно, но и полезно, они помогают при самых разных заболеваниях.

Нам в наследство от предков достались рецепты многих сборов лекарственных трав, ведь в течение длительного времени травы являлись практически единственным средством лечения.


“Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими, — говорит Библия, — …для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его” (Сир. 38, 4—7).

Названия многих трав в народе связаны с именами святых: Петров крест, Богородичная трава, слезы Богородицы и др.

Травяные чаи широко употреблялись в России для самых разных целей задолго до знакомства с настоящим китайским чаем, которое произошло в середине XVII века.

Но и сам чай является настоящей аптекой. Чтобы не утомлять читателя перечислением всех ценных веществ, входящих в него, отметим только, что в свежих листьях чая витамина С содержится в 4 раза больше, чем в лимоне. Наибольшую ценность представляет содержащийся в чае витамин Р, укрепляющий стенки кровеносных сосудов, делая их эластичными и гибкими. Всего 2—3 стакана зеленого чая достаточно для удовлетворения потребности организма в витамине Р.

Установлено, что чай усиливает жизненные функции организма, способствует повышению работоспособности и жизненного тонуса. Он благотворно влияет на нервную систему. Благодаря усилению притока кислорода к клеткам мозга, повышается внимание и память. В отличие от других стимулирующих средств, чай никогда не приводит к сверхвозбуждению нервной системы.


СОВЕТЫ:

Желательно, чтобы посуда (заварной чайник) была керамической, в том числе фарфоровой или фаянсовой.

Перед заваркой чая заварочный чайник следует обязательно ошпарить крутым кипятком.

Если вы пользуетесь хлорированной питьевой водой, то вкус чая будет лучше, если такую воду предварительно отстоять в течение 12—20 часов, а при заварке добавить в нее маленький кусочек сахара.

Наиболее оптимальной считается следующая пропорция: на 1 л кипятка 20—25 г сухого чая.

Чай нужно заваривать крутым кипятком.

Чай можно готовить в одном большом чайнике. Для этого в ошпаренный кипятком чайник засыпать чай и залить кипятком до половины. Через 3—4 минуты чайник долить до полного объема и еще через минуту разлить по чашками.

Желательно хранить чай и травы в стеклянных или керамических емкостях, закрытых пергаментной бумагой, в сухом и темном месте.

Необходимо помнить, что сухой чай легко впитывает посторонние запахи. Нельзя хранить чай рядом с пряностями, табаком.

Лучше всего смешивать разные сорта чая и травяного сбора непосредственно перед завариванием.

Травы для заварки чая следует собирать в сухую погоду.

Нельзя сушить собранные травы на солнце или в духовке, так как при этом они теряют много ценных веществ. Сушить травы следует в затемненном, хорошо проветриваемом помещении.


РЕЦЕПТЫ:

Чай из шиповника и смородины
Взять 5 частей плодов шиповника, 1 часть листьев черной смородины. Сушеные плоды шиповника измельчить, залить холодной водой (на одну—две столовых ложки плодов один стакан воды), довести до кипения и кипятить 3—5 минут. В фарфоровый или эмалированный чайник положить сушеные листья смородины и заварить их отваром шиповника. Дать чаю настояться 10—15 минут. Таким же способом приготовить остальные приведенные ниже чаи.

Чай из рябины
3—4 части шиповника; 1 часть рябины обыкновенной или сибирской.

Чай “Ароматный”
1 часть земляники, 1 часть ежевики, 1 часть кипрея, 1 часть черной смородины, 0,5 части травы чабреца, 2 части плодов шиповника.

Чай “Лесная сказка”
По 1 части малины, лабазника (таволги вязолистой), черной смородины, травы душицы.

Чай “Русское поле”
По одной части листьев зверобоя, душицы, крапивы, 1/2 части черного байхового чая.

Чай земляничный
3 части сушеного растения земляники, сорванной в цветущем состоянии, 2 части листьев ежевики, 2—3 части плодов шиповника.

Бальзам
10 частей зеленого чая, 2 части травы зверобоя, 2 части листьев мяты, 1 часть листьев чабреца, 1 часть корня валерианы.

Бальзам “Здоровье”
10 частей черного байхового чая, 2 части листьев мяты, 1 часть корня валерианы, 1 часть ягод боярышника, 1 часть плодов шиповника.

Апельсиновый чай
1 часть апельсиновых корок, 1 часть черного байхового чая, 1/2 части лимонных корок. Все компоненты залить кипятком, добавить апельсиновый сироп по вкусу и настоять 5 минут (на 60 г сухой смеси 1 л кипятка).

Старинный рецепт чая
3 части крепкого чая, 1 часть меда, 1 часть водки. Все хорошо перемешать и довести до кипения. Пьют такой чай при переохлаждении, при легкой простуде небольшими порциями.

Чай с жасмином
2 части лепестков жасмина, 8 частей черного байхового чая. Лепестки жасмина лучше всего собирать ранним утром перед восходом солнца в пору активного цветения. Заваривают жасминовый чай обычным способом, пьют без сахара, меда, варенья и даже без лимона, подают как горячим, так и холодным в качестве бодрящего, хорошо утоляющего жажду напитка.

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.

Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.

Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике - это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости - не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый - наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу - он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило - почти так же, как в английской традиции. Чай неразбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации - чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие.

Однако самовар - далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды. Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды - сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.

Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях - плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует - нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заваркиили быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.

Чай принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства - угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции. Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая. Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко - они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги. В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения - высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем. Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии). В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.

Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.



Русский чай – это не сорт или вид сырья. Это история, традиция, наследие и неписанный закон. С 17-го века Россия пьет чай. С 17-го века русские не представляют себе день без чашки ароматного и полезного напитка. Развеять хандру, встретить дорогих гостей, провести вечер за душевной беседой – чай неизменный спутник счастья и радости, всех праздников и важных событий.

Русский чай: вековые традиции чаепития

Распространенный по всему миру напиток – чай – начал историю завоевания российских просторов еще в семнадцатом веке. Популярная версия о роли великого новатора российских традиций Петра Первого в знакомстве русских с ароматным напитком некоторыми историками опровергается. Существует версия, что на самом деле чай появился благодаря казачьим атаманам Ивану Петрову и Бурнашу Ялышеву в конце шестнадцатого столетия.

Документально закрепленная версия говорит, что чай на Руси появился в 17 веке. Согласно этому варианту развития событий, монголы в союзе с китайцами отправили российскому императору Михаилу Романову богатый подарок – четыре пуда благоуханного напитка, а точнее, листьев для заваривания ароматного чая. Невиданный подарок несколько смутил поваров царского двора. Они не сразу разобрались, что приготовить из загадочного сырья – суп или кашу. Интуиция, инструкция по завариванию или случай помог горе-умельцам, но Россия получила новую традицию – чаепитие.

А до чая и не было ничего?

Что пили на Руси до появления чая? Издревле самыми популярными напитками были морсы, кисели, квасы, медовуха и сбитень.

До того, как чай появился на российских прилавках, суровой зимой от холода спасались при помощи удивительного напитка на основе меда – сбитня. В летний зной с жаждой справлялись морсом из ягод и квасом с вишневым листом.

На праздники и важные радостные события варили медовый напиток с легким градусом – медовуху. Силы, бодрости и здоровья набирались при помощи киселя.

С появлением чая в России началась новая эпоха, и зародились новые традиции.

Чай китайский, сахарок - хозяйский

Новшество удивительным образом сказалось даже на экономической ситуации в стране. Все популярнее становился напиток, большим спросом стали пользоваться атрибуты церемонии по-русски – самовары, подстаканники, заварочники, уникальный фарфор. Самоварный промысел стал расти, принося прибыль производителям и радость любителям ароматного чая.

Интересно. К концу 19 века в Туле, признанном центре производства самоваров, насчитывалось около 30 фабрик, выпускавших до 120 тысяч самоваров в год.

Несмотря на высокую стоимость и серьезных конкурентов в виде традиционных напитков, чай на Руси прочно занял свое место за столом. В середине 17 века с Поднебесной заключен договор о регулярных поставках пусть дорогого, но полезного для души и тела напитка.

Открыв для себя чай, россияне стали завозить его не только из Китая, но Индии и Цейлона. Появились гурманы, легко отличающие тот или иной сорт любимого напитка. Самыми популярными в России стали «Жемчужный отборный», предпочитаемый купцами для душевных застолий «Императорский лянсин», «Юнфачо с цветами», редкий и баснословно дорогой белый сорт «Серебряные иголки».

Старинные подпольщики, или китайский чай русского происхождения

Мода на пышные чайные застолья спровоцировала не только спрос на ценное индийское или китайское сырье. Волна чаелюбия подхлестнула русского выдумщика на массовое производство аналогов популярного напитка. Листья деревьев (в ход шли береза, дуб, ясень), травяные и фруктовые сборы при помощи красителей превращались в изысканный и благородный лянсин.

Интересно. Первый громкий судебный процесс по фальсификации чая состоялся в конце 19 века. В качестве обвиняемых привлекались торговцы Поповы. Их признали виновными и приговорили к каторге и ссылке.

Народное творчество этого направления жестоко каралось властями. Но недоступность настоящего чая для большинства жителей страны вынуждала искать аналоги и заменители благородному напитку.

Интересно. В советское время борьба с фальсификаторами чая продолжилась, было проведено несколько показательных разбирательств, а виновные наказаны как злостные вредители. В 30-тые годы ХХ века чайных подделок в стране не стало, и статьи из уголовного кодекса были удалены как анахронизм.

Главный источник радости - изобилие

Во многих странах во главе чайной церемонии стоит именно чай. Русская чайная традиция – это еще и богатый яствами стол. Русское чаепитие обязательно сопровождали сладости и солености, выпечка и варенья. Все, чем богат дом, подавалось к столу. Чаепитие на Руси превращалось в полноценный обед или ужин.

Интересно. Традиция разведения крепкой чайной заварки непосредственно в чашке зародилась в конце 19 века. До этого из заварочного чайника разливали готовый напиток. Процедуру заваривания приходилось повторять несколько раз. Чтобы избежать суеты с повторными заварками, чай стали заваривать в большом чайнике и очень крепко. В чашке его разводили кипятком.

Как только на пороге появлялись гости, хозяева усаживали их за стол, потчевали вкусностями, поили чаем и узнавали все новости. За чайным столом время летело незаметно, а во время душевной беседы запросто выпивалось до десяти стаканов крепкого и ароматного напитка.

Традиции русского чаепития: хозяин стола - самовар

Традиционное русское чаепитие сложно представить без пузатого блестящего самовара. Всегда тщательно вычищенный он служил доказательством достатка семьи. Привезенный из Голландии Петром Первым этот атрибут чайной церемонии со временем обрусел и стал казаться исконно русским.

Мастера делали из самовара настоящие произведения искусства. Особенное ценились тульские. Пузатые бочка украшались резьбой, рисунками. Самовар ставили на витиеватые ножки. Придумали специальное место для заварочного чайника – подставка сверху. Это позволяло заварке всегда быть теплой, отдавая максимум полезных веществ.

Чисто русский колорит

Говоря о традиции русского чаепития, нельзя обойти вниманием блюдце. Если в цивилизованной Европе оно служит подставкой для чашки, то в дремучей России роль этой вещи намного сложнее.

На Руси чай принято пить из блюдца. Хотя в высших слоях общества эта привычка считалась вульгарной, крестьяне, ремесленники, помещики и купцы с удовольствием наслаждались чаепитием, потягивая чай из блюдечка. Традиция крепко вжилась и сделала церемонию настолько красочной и яркой, что писатели, художники и поэты неоднократно отражали эту черту русского чаепития в своих произведениях. На полотнах Богданова-Бельского, Кустодиева и др. одинаково ловко прихлебывают чай из блюдца и крестьянское сословие, и богатые купцы.

Интересно. Чаепитие на Руси – витиеватый церемониал. После первой чашки гость должен отказаться от следующей. И только после настоятельной (и даже неоднократной) просьбы хозяйки продолжить трапезу.

Подстаканник – это особая черта чаепития по-русски. С изобретением стекла и выдувки стакан прочно закрепился на русской кухне, став на некоторое время модным аксессуаром. Для удобства его одели сначала в деревянный, а затем с присущей русской страстью ко всему красивому в серебряный мундир – подстаканник.

Русская чайная традиция насчитывает несколько веков. За это время сменялись правители и режимы, шли войны и заключались перемирия, страна расширялась или теряла земли, одно осталось неизменным – русское чаепитие.







Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта