Главная » СОУСЫ / ЗАПРАВКИ » Щи да каша пища наша значение. Сценка "Каша из топора"

Щи да каша пища наша значение. Сценка "Каша из топора"

Русская пословица, означающая: 1) Основной пищей на Руси были щи и каша 2) Мы люди простые, едим только простую пищу.

- "Щи да каша - кормилицы наши"

- "Щи да каша - мать наша"

"Твоя воля во щах (т. е. хозяина) " (раздел " ")

"Жгуча крапива родится, да во щах уварится" (раздел " ")

"Что мне чины, коли во щах нет ветчины?" (раздел " ")

"Лук добр и к бою и во щах (игра слов) " (раздел " ")

Изображения

Примеры

"Внизу была столовая, где подавался за пятнадцать копеек в два блюда мясной обед - щи и каша , бесплатно раз в день давали только чай с хлебом. "

(р. 1954)

В произведении "Гипсовый трубач, или конец фильма" перефразировал пословицу на вариант советского периода - "Хлеб да каша - пища наша", назвав так 12-ю главу.

(1897—1937) и (1903—1942)

"- При господах лучше было, - говорил старик, мотая шелк. - И работаешь, и ешь, и спишь, все своим чередом. В обед щи тебе и каша , в ужин тоже щи и каша ."

(1801 - 1872)

"Петербургский дворник"

"Горшков не водится в хозяйстве Григория, а два чугунчика, для щей и каши, постоянно проживают в печи, или по крайней мере с шестка не сходят."

(1812 - 1891)

« » (1855—1857), ч. 1, гл. 1: "В батарейной палубе привешиваются большие чашки, называемые "баками", куда накладывается кушанье из одного общего, или "братского", котла. Дают одно блюдо: щи с солониной, с рыбой, с говядиной или кашицу ; на ужин то же, иногда кашу. Я подошел однажды попробовать. "Хлеб да соль", - сказал я. Один из матросов, из учтивости, чисто облизал свою деревянную ложку и подал мне. Щи превкусные, с сильною приправой луку. Конечно, нужно иметь матросский желудок, то есть нужен моцион матроса, чтобы переварить эти куски солонины и лук с вареною капустой - любимое матросами и полезное на море блюдо. "Но одно блюдо за обедом - этого мало, - думалось мне, - матросы, пожалуй, голодны будут". "А много ли вы едите?" - спросил я. "До отвалу, ваше высокоблагородие", - в пять голосов отвечали обедающие. В самом деле, то от одной, то от другой группы опрометью бежал матрос с пустой чашкой к братскому котлу и возвращался осторожно, неся полную до краев чашку."

Супы всегда занимали главное место на русском столе. Традиция регулярно употреблять жидкие горячие блюда, получившие общее наименование «хлебово» (с конца XVIII века их стали называть супами), сформировалась на заре развития русской кухни. Недаром главным столовым прибором наших предков была ложка, которая появилась на Руси почти за 400 лет до вилки! «Вилкою, что удой, а ложкою, что неводом», – гласила народная пословица.

Особой популярностью пользовались щи и похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные мучные супы: затирухи, заварихи, болтушки, саломаты и другие.

В XVII веке к ним добавились неизвестные в средневековой Руси кальи, похмелки, солянки и рассольники, а в дальнейшем ассортимент русских супов пополнили западноевропейские бульоны, супы-пюре и различные заправочные первые блюда с мясом и крупами.

Также на современном национальном столе прижились некоторые супы народов нашей страны, например, украинский борщ и кулеш, белорусский свекольник и суп с клецками. Многие супы, особенно овощные и крупяные, трансформировались из жидких кашиц-заспиц, то есть каш с овощной засыпкой.

Испокон веков на Руси каша занимала после щей почетное второе место. Первоначально каша считалась обрядовой пищей: она сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали усопших и встречали новорожденных. Кстати, известное выражение «С ним каши не сваришь» пошло именно от свадебных обрядов: по русскому обычаю жених и невеста должны были сварить кашу и съесть ее в присутствии сватов – без этого брак считался недействительным. Ритуальной кашей отмечали окончание сева, жатвы, молотьбы, а также новоселье. Да что там говорить, само праздничное застолье часто именовали «кашей» – об этом красноречиво свидетельствуют древнерусские летописи.

Многообразие зерновых культур, растущих в России, определяло великое множество каш: рисовая и перловая, гречневая и ячневая, пшенная и манная, кукурузная и овсяная… Причем из каждого вида зерна производилось несколько сортов круп – от целых до дробленых разными способами. Кроме того, в зависимости от вкуса и фантазии поваров рождались новые оригинальные блюда: манная каша с вареньем, пшенная – с тыквой, рисовая – с изюмом, гречневая – со свеклой, кукурузная – с орехами. Всех и не перечислить!

Немного фантазии

Уже в ранний период развития русской кухни обозначилось четкое разделение национальных блюд на постные (растительно-рыбно-грибные) и скоромные (мясо-молочно-яичные), что оказало огромное влияние на ее дальнейшее развитие вплоть до конца XIX века. Можно сказать, что больше повезло постному столу: поскольку около 200 дней в году считались постными (а посты соблюдались весьма строго), то было естественным стремление расширять ассортимент постного стола. Отсюда обилие в русской кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья – зерна, овощей, лесных ягод и трав. Благодаря этому у тех, кто постится в наши дни, уже не возникает вопрос: «Чем питаться в пост?». Действительно, сорок дней на картошке с квашеной капустой не продержаться, да с медицинской точки зрения это не полезно…

Разнообразие постного меню поможет отвлечься от мыслей о жирном и вкусненьком, избежать монотонности и скуки, а также избавиться от проблем с пищеварением. Вам потребуется лишь немного фантазии и наши рецепты.

6–7 стаканов воды или овощного отвара, 1 стакан красной чечевицы, 1 корень сельдерея, 1 морковь, небольшой кочан капусты брокколи, лук-порей (1 растение), лук-репка (3 штуки), 1,5 ч. л. порошка «карри», 1,5 ст. л. томатной пасты, сушеная и свежая зелень, душистый перец.

В глубокую сковороду-кастрюлю налить подсолнечное масло. Лук-порей и лук-репку порубить и поджарить до золотистого цвета, посыпать обильно порошком «карри», залить водой или овощным отваром, перемешать и добавить томатную пасту. Добавить стакан красной чечевицы. В похлебку положить корень сельдерея и одну морковку целиком. Когда чечевица будет готова, извлечь корень сельдерея и морковь, добавить капусту брокколи, сушеную пряную зелень и немного душистого перца.

1,2 стакана сушеного гороха (целого или дробленого), 2 картофелины, 1 луковица, 1 ст. л. растительного масла, 1/4 ст. грецких орехов, соль, перец черный молотый, для украшения – зелень, ржаные сухарики.

Горох залить холодной кипяченой водой и оставить на несколько часов (дробленый горох замачивать не надо). Вскипятить 2,5–3 л подсоленной воды и добавить горох. После закипания уменьшить огонь и варить горох под приоткрытой крышкой до полуготовности. Добавить в кастрюлю очищенный и нарезанный кубиками картофель, варить суп до готовности картофеля.

Разогреть на сковороде растительное масло и обжарить мелко нарезанный лук до прозрачности. Затем добавить тонко нашинкованную соломкой морковь и обжарить все вместе до осветления моркови. Добавить овощи в суп. Очищенные, измельченные орехи слегка обжарить на сухой сковороде. Остудить, после чего растолочь орехи в ступке до мелкой крошки. Добавить в суп орехи, выключить огонь и подержать суп под крышкой на плите около 10 мин. Готовый суп разлить по тарелкам, посыпать свежей зеленью и добавить сухарики.

2 баклажана (~500 г), 1 луковица (~50–80 г), 200 г свежих помидоров, 2 болгарских перца (~200 г), 2/3 ч. л. соли, 1/3 ч. л. сахара, 3 ст. л. растительного масла, 1 ст. л. уксуса (лучше яблочного).

Баклажаны очистить от кожицы, разрезать вдоль пополам и положить на решетку в духовку, разогретую до 200–220° C. Проверять готовность, прокалывая острым ножом мякоть баклажана – если нож входит легко, значит, баклажаны готовы, если со скрипом, значит, нужно печь еще.

Перцы и помидоры вымыть. У помидоров вырезать основание плодоножки. У перцев вырезать стебель и внутреннюю часть с семенами. Через мясорубку с крупной решеткой пропустить баклажаны, помидоры, перец и лук. В получившуюся массу всыпать соль и сахар, влить масло и уксус. Перемешивать до полного растворения соли. При необходимости довести до нужного вкуса.

300 г свежих грибов, 3 луковицы, 1,5 ст. перловой крупы, соль, петрушка.

Перловую крупу промыть, воду слить. На растительном масле обжарить крупно порезанные грибы на сильном огне. Грибы выложить из сковороды, добавить масло, огонь убавить до среднего. Положить мелко нарезанный лук и тушить при помешивании до легкого изменения цвета (лук должен остаться влажным). К луку всыпать перловую крупу, огонь прибавить до максимума. При постоянном помешивании обжаривать до тех пор, пока крупа не приобретет золотистый цвет. Смешать жареные грибы с перловой крупой и луком, посолить. Переложить в глиняный горшок (или в порционные горшочки). Залить водой или овощным бульоном так, чтобы жидкость поднималась над крупой на 2–2,5 см (1,5 пальца). Горшок поставить в холодную духовку. Температуру выставить на 230–240° C. Через 20 минут убавить температуру до 160–170° C и томить кашу еще 1 час 20 мин.

Если нет глиняного горшка, кашу можно варить в обычной кастрюле под крышкой на медленном огне примерно 40–45 мин. Если жидкость будет слишком сильно испаряться, добавить еще горячего бульона или воды. При подаче в кашу добавить мелко нарезанную петрушку.

250 г мелких красных и желтых томатов «черри», 250 г зеленой стручковой фасоли без хвостиков (можно замороженной), 1 зубчик чеснока, 4 ст. л. оливкового масла, 1 ст. л. бальзамического уксуса, соль и перец.

Разрезать помидоры пополам и положить в глубокую миску. Отварить фасоль в кипящей воде в течение 2 мин., откинуть на дуршлаг, хорошо подсушить и смешать с томатами. Добавить давленый чеснок, масло и бальзамический уксус. Подавать на стол в теплом или холодном виде.

550 г сахара, 2 стакана муки, 2 ст. л. растительного масла, 1,5 ст. л. молотой корицы, 1,5 ч. л. молотой гвоздики, 1–1,5 стакана изюма, 1,5 ч. л. соды, 1 ст. л. уксуса.

Пережечь 1/4 часть сахара в глубокой сковороде до темно-коричневого цвета. Осторожно влить туда же горячую воду, добавить оставшийся сахар. Когда он растворится, снять сковороду с огня, влить растительное масло. Остудив, всыпать в сковороду корицу и гвоздику, затем муку. Все перемешать, добавить соду, погашенную уксусом, и изюм. Выпекать при температуре 180° C около часа.

Не закрывайте коврижку полиэтиленом – сохраните хрустящую корочку!

Каша — одно из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе.
Длительное время каша была любимым блюдом в России, а первоначально даже тор-жественным, обрядовым. Она употреблялась на празднествах, в том числе на пирах, на свадь-бах, на крестинах. Вот почему в XII—XIV вв. слово «каша» было равнозначно слову «пир». Так, летопись сообщает, что в 1239 г. князь Александр Невский устроил большую кашу в Торопце, а затем другую в Новгороде. Позднее каша стала постоянно употребляться при вся-ких коллективных работах, особенно во время взаимной выручки при жатве, когда действова-ли сообща, артелью. Поэтому артель нередко стали называть «кашей». «Мы с ним в одной каше», — означало в одной артели, одном отря-де, одном коллективе. Особенно долго сохра-нялось это значение «каши» на Дону и в других местах, где селилась русская вольница.

Разнообразие видов русских каш базирова-лось прежде всего на многообразии сортов круп, производимых в России. Почти из каж-дого вида зерна делалось несколько видов круп — от целых до дробленных различным об-разом. Больше всего любили крупы из гречихи. Помимо крупной крупы — ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мел-кую — велигорку и совсем мелкую — смолен-скую (они не дробились, как современный «про-дел», а окатывались круглыми). Кроме того, из гречихи получали так называемую обвар-ную крупу, которую, завернув в ткань, быстро обваривали в кипятке, а затем высушивали и только после этого употребляли в каши.Из ячменя делали крупу трех видов — перловую крупную, голландку, помельче, но побелее, и ячневую, совсем мелкую, вроде манной.

Ячневые каши были любимым кушаньем Пет-ра I. Широко были распространены полбенная каша из полбы (ныне возделывается только в Закавказье, где называется «зандури»), пшенная (из проса), манная (из твердых пшениц), овсяная (из целого и дробленого овса) и зеленая (из мо-лодой, недозрелой, вполовину налившейся ржи). В XIV—XV вв. вошла в употребление рисовая каша из привозного, а затем и своего, русского, так называемого акулининского или суходоль-ного риса, выращиваемого в Астраханской и Саратовской областях. Позднее, в XIX в., по-явились в России и привозные или искусствен-ные виды круп — саго и розовая крупа из крах-мала, которые, однако, употребляли довольно редко.

В русской кухне каши издавна делились по консистенции на три основных вида — кашицы (или жиденькие кашки), размазни (или вязкие каши) и крутые, рассыпчатые. Больше всего любили в России рассыпчатые каши, в старину охотно ели также кашицы (особенно с рыбой), заменявшие суп, размазни же недолюбливали: считалось, что это ни то и ни се, словом, смот-рели на них как на испорченные каши.

Каждый из перечисленных видов отличается количеством жидкости, в которой варится каша. Чем больше воды (молока, бульона), тем жиже каша. Кроме того, в более жидких кашах есть еще и слизь, которая при приготовлении крутых каш либо сливается, либо не успевает выва-риться из зерна. Наличие или отсутствие этой слизи придает кашам в целом различный вкус. Надо еще иметь в виду, что изменить соотно-шение между крупой и жидкостью уже после того, как каша начала вариться, нельзя. Иными словами, нельзя выпарить воду после соедине-ния ее с крупой так, чтобы это не отразилось на консистенции (как это можно сделать с корне-плодами или бобовыми), нельзя превратить жидкую или вязкую кашу в крутую.

Вот почему так важно правильно залить водой для получения каши того или вида. При этом удобнее руководствоваться соотношениями объемов воды и круп (столько-то стаканов крупы на столько-то стаканов воды).

В прошлом почти все каши готовили одинаково: крупу и воду помещали в глиняный горшок и распаривали в русской печи. Это требовало большого времени, порой 4—5 ч, хотя и неплохие результаты. С переходом к новому приготовлению продолжительность варки каш сократилась примерно до — 1.5 ч, однако ненамного, если ее после этого распаривают в духовке или тепло укутывают.

Однако каша в чистом виде еще не каша. вкус ее будет во многом зависеть от того, чем ж сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается.

Конечно, прежде всего к кашам идет масло: .«Кашу маслом не испортишь», — гласит пословица. Но масло отнюдь не единственная и, главное, не первая добавка в кашу, а заключи-тельная. Самыми же распространенными добавками в каши являются молочные продук-ты — молоко, простокваша, пахта, сметана, творог и сливки.

КЛАССНЫЙ ЧАС:

УРОК-ЭКСПЕДИЦИЯ: «КАК ПИТАЛИСЬ НА РУСИ И В РОССИИ»

Тема: «ЩИ ДА КАША - ЕДА НАША!»

Классный руководитель 6 а класса,

учитель истории

МАОУ СОШ № 20 г. Липецка

Фурлова Ольга Ивановн

Тема урока «Щи да каша - еда наша!»

Цели: - сформировать у учащихся представление об особенностях питания на Руси и в России; воспитывать уважение к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

развивать:

Представление о традициях и обычаях питания, способствующих

сохранению и укреплению здоровья;

Представление о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зёрен, необходимости их ежедневного включения в рацион;

Интерес к самостоятельной работе с информационными источниками;

Навык самостоятельного приготовления пищи;

формировать:

Оcознанное отношение к здоровому образу жизни через культуру питания, основанное на традициях русского народа;

Уважение к культуре собственного народа и других народов.

рабочая тетрадь «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филлипова)

продукты для приготовления «Суворовской каши» (2 крупных луковицы, 2-3 моркови, 5 ст.л. пшена, 5 ст.л. перловки, 5 ст.л. дробленого гороха, 5 ст.л. гречки, 2 ст.л. раст. масла, соль.)

Ход занятия

1.Организационный момент. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: (слайд 1)

Эта неделя не простая, а предметная. Чему она посвящена?

Истории…

День героев отечества

А что вы знаете о настоящем герое Отечества - Суворове А.В.?

Полководец, ни разу не потерпевший поражения. Очень любил солдат, заботился о них.

3. Да, ребята - 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.

Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой сегодняшнего урока? Прочитайте об этом на карточках и приготовьте ответ.

Карточка

О чем рассказывается в тексте? Какие интересные факты из жизни Суворова вы узнали?О чем мы сегодня узнаем в ходе нашего занятия? ? Как назовем наш урок?

«Щи да каша - еда наша!» (слайд 2)

II . Решение проблемы

1. Учитель:

Ребята, наши поварята попробуют приготовить нам для дегустации «Суворовскую кашу», а мы с вами отправляемся в экспедицию - в прошлое русской национальной кухни. Помогать нам будут наши архивариусы: Эля и Ульяна)

Но для начала давайте познакомимся с пристрастиями в питании современных жителей России на примере учащихся нашей школы. Послушайте анализ анкетирования шестиклассников. (слайд 3)

Ученик:

В итоге мы получили следующие результаты:

1. В опросе участвовало 60 человек.

2.Все любят шоколад, конфеты. 46 из них нравятся чипсы, газировка, сухарики, 9 часто покупают лапшу быстрого приготовления, 19 кушают часто пиццу, 10 - фаст-фуд, 9 - едят мороженое часто.

3. При этом нужно отметить, что о вреде данных продуктов знают все.

4. Оказалось, что многим ребятам мамы не отказывают в покупке таких продуктов питания. Но свежие фрукты часто покупают только 32 мамы, а из молочных продуктов - 11 мам. Каши, супы и борщи дома варят- 32 мамы, мясо и рыбу, птицу готовят 29 мам. Овощи постоянно кушают в 32 семьях.

5. В общем-то, никто из ребят не против правильного питания своих будущих детей, но предпочтут дать ребёнку то, что он захочет (13 детей). А все мы знаем, чего мы обычно хотим - того, что упоминалось во 2-м пункте. Каши предлагают -25 учащихся, супы -18, молочные продукты - 12, овощи -34, а фрукты -40 человек. Мясным и рыбным продуктам отдали предпочтение 26 человек.

2.Учитель:

А теперь давайте узнаем, как питались задолго до появления таких «жизненно важных продуктов», как газировка, чипсы и пицца. Открываем Рабочие тетради на стр. 68 (слайд 4)

В 1547 году советник царя Ивана Грозного- монах Сильвестр написал книгу, которая называется «Домострой». Это свод житейских правил и наставлений, благодаря которому мы сегодня можем многое узнать о быте и жизни наших предков. Вот как в этой книге говорится о питании семьи на Руси: «…хлеб решётчатый, щи да каша с ветчиной жидкая, а иногда и крутая с салом, и мясо, если будет к обеду, в воскресенье и в праздники иногда пироги, иногда и кисель, а иногда и блины или иная какая еда; на ужин щи да молоко или каша, иногда с вареньем, а иногда и сущик, когда печёная репа, да в ужин иногда и капустные щи, толокно, а то и рассольник или ботвинья, по воскресеньям и праздникам к обеду какие-нибудь пироги, или густые каши, или овощи, или селёдочная каша…»

На нашей книжной выставке вы можете посмотреть современный экземпляр «Домостроя».

Работа с тетрадью, беседа

Встретились ли вам в этом тексте знакомые названия? Какие?

О каких блюдах ты слышишь первый раз? Выпиши их названия.

Что вы разузнали у родителей об этих блюдах?

Сколько видов супов и какие перечислены в этом отрывке?

А что вы знаете о супах, какие дополнительные факты из русской кухни вам известны? Слово архивариусу:

(Рассказ о супах)- Приложение 1 (слайд 5)

Учитель:

Действительно, супы в русской кухне всегда играли важную роль, впрочем, как и каши, и пироги. Ну а самый известный из супов на Руси - щи!. Главенствующую роль на русском столе всегда играли жидкие блюда- хлёбово.

Но Щи на Руси- общепризнанное национальное блюдо, на них зазывали гостей, они были знаком гостеприимства. (слайд 6)

Чтение поговорок в рабочей тетради и беседа

Учитель:

- Открываемтетради и читаем поговорки о щах. (слайд 7)

Ты знаешь, какие виды щей существуют? Из чего их готовят?

Выпиши продукты, которые необходимы для приготовления этого блюда

(Дети рассказывают о разных рецептах щей: суточные, кислые, постные)

(слайд 8-10)

Учитель: (слайд 11)

За многовековую историю нашей страны русский народ изобрел огромное количество кулинарных рецептов. Русские повара - могли приготовить до 60 видов: с мясом, с рыбой, головизной, с грибами, щи ленивые, пустые, суточные, зеленые, кислые, из крапивы и т.д.

И одним из главных достоинств, наряду со вкусом и полезностью, признается то, что они не «приедается». А потому и до сих пор трудно представить себе соотечественника, который обходился бы без него.

Учитель: (слайд 12)

На Руси не было большого разнообразия блюд, зато вся пища была здоровой и приносила только пользу. Но самое распространенное и почитаемое блюдо русской кухни - каша. Она - символ здоровья и благоденствия. Каша сопровождает русского человека на протяжении всей жизни, маленьких детей кормят манной кашей, сваренной на молоке, взрослые любят гречневую кашу, кутья является поминальным блюдом.

Работа с тетрадью, беседа (слайд 13)

Учитель:

Прочти еще раз отрывок из «Домостроя». Сколько раз упоминается в отрывке каша? О каких видах каш там говорится? Выпиши…

Давайте послушаем еще одного нашего архивариуса…

(Рассказ о каше)-Приложение 2 (слайд 14)

Учитель:

1.Рассказ учителя. (слайд 15)

Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Праматерью хлеба величают её в народе.

Кто из вас сможет объяснить это выражение? (Мать всех хлебов)

Каша была и предметом религиозного почитания на Руси. Чтобы сварить простейшую кашу, считали славяне, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна - продукта Земли. Все они были для славян божествами, всем трём они поклонялись.

А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли «кашей»: молодых обсыпали крупой перед отправлением к венцу, при выходе из церкви, перед входом в дом, для того чтобы в доме молодых всегда был достаток, дольше сохранялась молодость и красота.

Кашу варили в знак примирения между врагами: без съеденной каши мирный договор был недействительным. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение дошло до наших дней. Каша в значении пира имела особое значение - это был сближающий, объединяющий пир.

В поминальные дни на Руси готовилась поминальная каша-«коливо». Сладкая каша, в основу которой входила красная пшеница, смешанная с медом, лесными ягодами. Сладость символизировала райское блаженство, а зерна - воскрешение умершего.

Крестильную кашу готовили на молоке, а также клали в неё много масла. В зависимости от того, родилась ли девочка или мальчик, в крестильной каше было принято запекать курицу либо петуха.

Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе.

Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».

Почему же на Руси всегда с таким почитанием относились к каше? Возможно, потому что корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроются в наших языческих корнях. Известно из рукописей, что кашу приносили в жертву Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель. Поэтому, долгое время слово «каша» было синонимом слова «артель». Говорили: «Мы в одной каше», что означало в одной артели, в одной бригаде, что-то наподобие современного выражения «мы одна команда».

Просмотр мультфильма и беседа (слайд 24)

Учитель:

Сейчас я вас приглашаю в гости к русской народной сказке

Просмотр мультфильма «Каша из топора»

Учитель : Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором? (слайд 25)

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая).

Учитель :

Любую кашу можно сварить на воде. Самые «старшие» среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую кашу - 4 тысячи лет.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша — мать наша». Находки археологов свидетельствуют, что это кушанье было известно нашим предкам более тысячи лет назад,— именно таков возраст каши, обнаруженной в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине.

III . Применение знаний. Рефлексия

1. Групповая работа. (слайд 26)

Учитель:

Названия каш вы знаете. А сможете ли назвать - какая каша из зёрен каких растений готовится? У вас на столе в конвертах набор полосок разного цвета: название растений, название круп из этих растений, название каш. Вы должны правильно определить сочетание этих элементов и наклеить на чистые листы.

(Учащиеся выполняют в течение 3-4 минут).

Учитель:

Проверим, что у вас получилось. Чем полезны эти каши? (слайд 27)

2. Игра «Продолжи пословицу». (слайд 28)

Учитель:

А. теперь - ЛОТО! На ваших рабочих листах пословицы с пропущенными словами. Вам нужно вставить недостающее слово в пословицу. Это слово - какой-нибудь продукт или блюдо.

Добрая жена да хорошие … - другого счастья не ищи.(щи)

Не красна изба углами, а красна...(пирогами)

Кашу … не испортишь.(маслом)

Знает кошка, чьё … съела.(мясо)

Всякому … своё время.(овощ)

В Москве …, как огонь, горячи.(калачи)

Щи да … - еда наша.(каша)

… не клин, брюха не расколет.(блин)

…, хоть не вари, так можно есть.(сухари)

Пресное … найдет место.(тесто)

Этот … уж семерых пас, а добирается и до того, кто делает его.(квас)

Хрен … не слаще.(редька)

Учитель: (слайд 29)

А вот и наша Суворовская каша. (Поварята вносят кашу в чаше на стол и просят продегустировать гостей и ребят)

Учитель:

- Ну что же, друзья. Вот и закончилось наше первое путешествие в историю русской кухни..

Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях - древнейших письменных источниках Х-ХV веков. Древнерусская кухня начала складываться с IХ века и к ХV веку достигла своего расцвета.

На следующем уроке мы продолжим изучение истории русской кухни и поговорим о хлебе и напитках на Руси. В рабочей тетради - стр. 70-71. В блокноте - стр.59-60.

Теперь скажите, что нового вы сегодня узнали?

Что бы вы хотели внедрить в свою повседневную жизнь? Спасибо вам за ответы. Вы сегодня просто молодцы, так активно участвовали в конкурсах! А чтобы вы не забыли о сегодняшней встрече, мы хотим подарить вам комплекты рецептов тех блюд, о которых сегодня говорилось, а самых любознательных приглашаем посетить нашу книжную выставку.

Приложение 1

Вряд ли какая другая национальная кухня мира располагает таким богатым ассортиментом супов, как русская. Щи, борщи, рассольники, солянки, окрошки, овощные супы, уха - за каждым из этих названий стоят десятки кушаний. Жидкие блюда русской кухни первоначально называли не супами, а хлебовом, похлебками, ухами. Слово суп, по всей вероятности вошло в русский лексикон в эпоху Петра I. В древних русских литературных источниках встречаются такие названия, как «шти», «варево». На русском столе суп являлся блюдом первой подачи. В настоящее время суп едят после закусок. Для приготовления супов в русской кухне используются самые разнообразные продукты - овощи, картофель, бобовые, макаронные изделия, грибы, мясо, рыба и др. Однако суп - это жидкое блюдо и потому основу всегда составляет жидкость: вода, молоко, простокваша, бульон. Особое место в ряду русских национальных супов занимают щи.

По предположению историков, это блюдо было известно на Руси задолго до ее крещения. По воспоминанию современников, во время войны 1812 года, будучи в дали от родины, русские солдаты за неимением капусты квасили листья винограда и варили из них щи.

Приложение 2

Крупы из цельного зерна - важный источник растительных белков и углеводов. В них содержатся довольно много минеральных веществ и необходимых витаминов, особенно витаминов группы В. Поэтому каши, приготовленные из круп, широко применяются в питании детей и пожилых людей. Еще одно достоинство каш - их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и ягодами.

На Руси же кашу варили из тех злаков, которые выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Готовили кашу «на пропасть ладов», в будни и праздники. Кстати, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варились из измельченных продуктов. Так, в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, сиговая, семужья, лососевая, стерляжья, осетровая, белужья, каша с головизной. По-видимому, рыбу мелко крошили и, возможно, смешивали с разваренной крупой. В XVIII —XIX веках крупу разваривали вместе с картофелем. Заправленное луком и постным маслом, это блюдо получило название кулеш.

Каша - несомненно, исконно русское блюдо. Согласно старорусским традициям, во время свадебной церемонии жених с невестой обязательно готовили кашу. Очевидно, от этой традиции и зародилась поговорка: «С ним (с ней) каши не сваришь». Кашу варили на свадьбу, при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны. Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.

Приложение 3 - Рецепты

Суворовская каша.

Вот тоже интересная история. Говорят, в 1799 году при переходе русской армии через Альпы сложилась сложная ситуация: провиант почти закончился, и солдаты буквально умирали от холода и голода. И Суворов приказал сварить вместе все крупы и накормить войска. Так великий полководец спас своих людей, а заодно придумал новое блюдо, которое солдаты, уж поверь, оценили по достоинству.

Рецепт приготовления суворовской каши

4-5 крупных луковицы

2 моркови (можно еще и тыкву добавить)

5 ст. л. пшена

5 ст. л. перловки

5 ст. л. гречки

5 ст. л. гороха

Приготовление. Крупы и горох замочить вместе на 1 час в холодной воде. Воду слить, залить кипятком, посолить и варить, помешивая, чтоб не пригорела, 30-40 мин. если понадобится - подливать воду. овощи потушить отдельно на растительном масле, перемешать с готовой кашей и дать ей потомиться в тепле 1-1,5 часа.

Гурьевская каша

Говорят, было это после Отечественной войны 1812 года. В имении отставного майора Юрисовского принимали знаменитого соседа - министра финансов России Дмитрия Ивановича Гурьева. Дмитрий Иванович был уверен, что знает все каши на свете! Однако хозяину удалось его поразить и, более того, оспорить у Гурьева свой денежный долг. Крепостной повар Захар Кузьмин рассказал министру, из чего состоит придуманная им каша, добавив фразу: «Каша без души - пуcтая». Гурьев выкупил Захара с женой и детьми и сделал чудесную кашу знаменитой.

В России она cтала аристократическим десертом. Гурьев даже возил Захара с собой за границу, чтобы и там удивлять гурманов оригинальным блюдом. А каша, которой он их потчевал, так и стала называться - «гypьевской». Так министр финансов прославил свою фамилию на века. Про повара Кузьмина сейчас мало кто знает, этот герой нашей иcтории, к сожалению, остался в тени. И до сих пор есть те, кто приписывает изобретение блюда самому Гурьеву и не верит, что какой-то крепостной мог придумать такое, - слишком уж изысканное блюдо, вроде бы даже на французский манер. В конце этой истории хочется добавить оговорочку: гурьевская каша стала такой популярной и столько раз готовилась разными поварами, что уже сложно точно сказать, какие именно ингредиенты положил в нее крепостной повар. Поэтому возможны варианты. Но главное всегда сохраняется: хорошо приготовленная гурьевская каша - это невероятно вкусно!

Рецепт приготовления гурьевской каши

200 г манной крупы

500 мл сливок 35%

1/2 стакана смеси из грецких орехов, фундука и миндаля

2 ст. л. сахара

2 ст. л. сливочного масла

щепотка ванили, щепотка соли, щепотка корицы

1 ч. л рома, 2 ст. л. меда

10 шт. абрикосов или кураги, 10 шт. клубники

5 шт. инжира, 3 ст. л. цукатов

Приготовление Вылейте сливки в кастрюльку и поставьте в духовку при температуре 160 гр. Когда накопится пенка, снимайте ее шумовкой и складывайте на плоское блюдо. Количество слоев каши зависит от количества пенок (рекомендуется 5-7 шт.). Оставшиеся сливки поставьте на маленький огонь, добавьте соль, 1 ст. л сахара, ром и ваниль. Тонкой струйкой всыпьте манку, постоянно помешивая. Сварите кашу, положите масло. Дайте каше остыть. Миндаль и фундук обдайте кипятком и очистите от кожицы. Раздробите орехи в мелкую крошку и обжарьте в духовке на фольге. Переложите на сковородку, добавьте 1 ст. л сахара, столько же воды и карамелизируйте. Выньте косточки из абрикосов. А курагу замочите в горячей воде на 30 мин. Уложите на дно смазанной маслом формы слой манной каши слоем 1-2 см, выровняйте его лопаткой, слегка смажьте медом. Выложите слой абрикосов, затем выложите первую пенку. Теперь второй слой каши. Смажьте ее медом и посыпьте орехами. Уложите пенку. Опять выложите кашу, на нее - порезанную клубнику. И так чередуйте до последнего слоя - с инжиром, абрикосами, орехами, цукатами и клубникой. Последний слой каши припудрите сахаром. Поставьте кашу в духовку и выпекайте до образования на поверхности карамели при температуре 170 гр. Выньте форму из духовки, украсьте орехами, ягодами и корицей

Каша сименуха

Наверняка вам и не приходилось слышать о такой каше, некогда считавшейся традиционным русским кушаньем. А ведь какое это вкусное блюдо! Как же ее приготовить? Понадобится: 100г грибов, 300г гречневой крупы, 2 луковицы, 3-4 яйца, сливочное масло и соль. Отдельно сварите гречневую кашу. Обжарьте лук в масле, сварите яйца и грибы, потом их измельчив. А дальше — просто смешайте это все с кашей. И вы будете приятно удивлены ее вкусом.

Приложение 4 (для групповой работы)

КАРТОЧКА 1

На столе наших прародителей, на протяжении более тысячелетия, всегда были щи, являющиеся основным жидким горячем блюдом в рационе русского мужика. Поэтому во времена Суворова, лично придерживавшегося принципов здорового питания, щи были обязательным блюдом в повседневном армейском рационе. Неотлучно находящийся при Суворове повар Мишка неукоснительно соблюдал традиционный способ их приготовления. Ревностное пристрастие Суворова к щам многие объясняли тем, что для него это блюдо было основным. По утверждению самого генералиссимуса, щи и каша - это основные блюда. Он говорил: «Уничтожить кашу - обед неполный, уничтожить щи - нет обеда». Истина в этих словах в том, что щи не надоедают при регулярном употреблении не генералиссимусу, ни простому солдату. Даже если щи вводят в каждодневной рацион армии, то их охотно едят от рядового солдата до самого высокого командующего.

После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание и старик командующий - а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.

ЛОТО!

Вам нужно вставить недостающее слово в пословицу. Это слово - какой-нибудь продукт или блюдо.

Добрая жена да хорошие … - другого счастья не ищи.

Не красна изба углами, а красна...

Кашу … не испортишь.

Знает кошка, чьё … съела.

Всякому … своё время.

В Москве …, как огонь, горячи.

Щи да … - еда наша.

… не клин, брюха не расколет.

…, хоть не вари, так можно есть.

Пресное … найдет место.

Этот … уж семерых пас, а добирается и до того, кто делает его.

Цели и задачи:

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

Расширить представление детей о традиционных русских народных блюдах, традициях, связанных с их использованием;

Способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Оборудование:

Скатерть, занавески, чугун, ложки, чашки в русском стиле для оформления стола.

Коллекция злаковых растений: пшеница, овес, ячмень, рис, гречиха, просо.

Крупы: пшено, рис, гречка, овес, перловка.

Песенки: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Коза-Дереза».

Картинки с изображением ладоней, козы, сороки, на обороте-песенка.

Конверты с пищевыми добавками к кашам и названиями каш.

Оборудование для сценки: платок, фартук, фуражка солдата, изображение топора. На стенде(доске начало предложения)

По классу прикреплены начало предложений:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

Ведущий: Ребята, давайте сегодня вспомним, как жили и что ели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. Начнем мы с бытовых условий. В домашнем быту было принято все порывать, накрывать. В богатом доме на полах лежали ковры, а в бедном хотя бы рогожи. Стены тоже завешивались тканью, тканью накрывали и лавки. Вот и вся красота. По законам того времени не разрешалось украшать стены картинами или зеркалами.

Когда наступало время обеда, стол покрывался подскатерниками, на которых, во время еды настилались еще и скатерти - в зависимости от достатка суконные или бархатные, расшитые серебром или золотом. Простые люди довольствовались полотняными скатертями, а совсем бедные обходились и без них.

На стол ставились сосуды для еды: у простого народа это были горшки или чугунки с кашей, щами и всяческими салатами. В салаты добавляли все, что угодно: от яблок до холодной телятины. От этих салатов и произошел хорошо вам известный винегрет.

Очень удивлялись и до сих пор удивляются иностранцы вкусом щей. Щи подавали с грибами, рыбой, пирогами. Ели обычно простые люди из одной большой чашки. Отдельной посуды для каждого не предусматривалось. Тарелками служили большие ломти хлеба. Ножей и вилок тоже не было, ели деревянными ложками, которую каждый имел при себе.

Из напитков самым популярным были ягодные или фруктовые соки с морсом, и, конечно же, квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

Какие только каши не варили на Руси! Из овса, пшеницы (полба, которой потчевал поп Балду в сказке А.С.Пушкина), гороха, чечевицы, пшена и многих других зерновых культур..

А из чего же варили, да и сейчас варят кашу? Из крупы.

Из каких же растений получают крупы?

Я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать о каких растениях идет речь? А я покажу вам растение и крупу, которую из него получают.

1. Загадки

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (колос пшеницы или ячменя)

Мала малышка - золотая кубышка.

Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)

Как во поле на кургане

Стоит девушка с серьгами (овес)

В поле сережки

На тоненьких ножках. (овес)

Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят, кто ест похвалит. (гречка)

Единственный из злаков, который растет в воде. (рис)

Каши у разных народов играли в жизни особую роль. Они были не только повседневной высокопитательной, полезной пищей, но и ритуальным обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам, кашу(кутью) варили и сейчас варят на поминках, молодоженов обсыпают зерном желая им богатой и сытной жизни.

2. Игра «Кашевары»

Пришла пора и вам кашу варить. У вас у каждого есть ленточка своего цвета. Соберитесь в команды по цвету.

Вам предстоит кашу сварить. Подойдите по одному человеку от команды.

В этих конвертах задание, из какой крупы нужно сварить кашу вашей команде.

(В конвертах ингредиенты для варки: вода, перец, молоко, масло, шоколад, соль, сахар, уксус, варенье, цукаты, инжир, курага, изюм, мясо, конфеты, сода, кисель, компот, морковь, лук, чеснок, чернослив.)

А крупы вот в этих мешочках.

Вам нужно выбрать из него ту, которая вам нужна.

Готовы? Внимание, начали кашу варить!

Наша каша получилась на славу! Молодцы!

Ребята, а знаете, как в старину мамы учили своих дочек кашу варить?

Дочке в 8 лет дарили вот такую куклу-крупеничку и вот такой горшочек для каши. Кукла- крупеничка и учила девочку кашу варить «Крупы, - мама говорила: нужно насыпать по ножки, воды налить по пояс, добавить соли и маслица, а кашки будет по шейку».

Ведущий

Вы, наверняка в самом раннем детстве слышали песенки-прибаутки, в которых поминается каша, от своих мам или бабушек?

Кто-то, может, вспомнил такую песенку?

Тогда давайте, поучим петь такие песенки друг друга! Вам нужно будет взять один из фрагментов рисунка на этом столе. Теперь соберите эти фрагменты в картинку, которая лежит на одном из столов, и соберитесь сами в команду возле этого стола. Переверните картинку и прочитайте песенку. Если сами не знаете, как её исполнять, можете пригласить в свою команду любого взрослого из этой комнаты. Готовы! Начали!

А теперь, давайте поучим своих одноклассников этой песенке да еще и с нужными движениями.

3. Песенки

ЛАДУШКИ

Ладушки-ладушки!

Где были?

У бабушки!

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

СОРОКА

Сорока, сорока!

Где была?

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала-

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

КОЗА

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест

Молока не пьет,

Забодает

Забодает,

Забодает!

Иногда говорят «С ним каши не сваришь!» Поговорка пришла к нам из седой древности. Когда два враждовавших племени заключали мирный договор, то их вожди должны были вместе сварить кашу и съесть на глазах дружины. Без этого мирный договор не считался законным. Отсюда и пошло это выражение «С ним кашу не сваришь».

3. Игра «Ручеек»

А про вас можно сказать, что «с вами кашу сваришь?»

Проверим….

Каждый из вас возьмет на столе полоску бумаги.

Теперь встаньте в линию предо мной.

Давайте соберем пословицы, и у вас получатся пары.

Один должен начать пословицу, а его вторая половина закончить.

Пары будут вставать друг перед другом.

Каша - матушка наша.

Щи да каша - пища наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Разговорами каши не сваришь.

Русского мужика без каши не накормишь.

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Где щи да каша - там место наше.

Хороша кашка, да мала чашка.

Получился ручеек.

После ужина, вечером наши предки любили поиграть.

Мы тоже с вами сейчас поиграем. Игра называется «ручеек». Знаете такую игру?

Давайте в него поиграем?

(Игра «ручеек»)

Ведущий

А сколько сказок, сюжет которых связан с кашей, придумано!

Может быть вы мне назовете какие-нибудь?

(Лиса и Журавль, Машенька и Медведь, Морозко, Горшочек каши, Гуси-лебеди…)

Одну из них попробуют инсценировать ваши гости. Приглашаю двух желающих инсценировать одну из этих сказок.

(Оборудование: платок, фартук, солдатская фуражка)

Сценка "Каша из топора".

(Входят Солдат и Старуха.)

Ведущий:

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат:

Здравствуй, Божья старушка!

Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха:

Вон там на гвоздике повесь.

Солдат:

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха:

Где хошь, там и заночуешь.

Солдат:

Глухая! Подавай на стол!

Старуха:

Да нечего, родимый!

Солдат:

Свари кашицу!

Старуха:

Да не из чего, родимый!

Солдат:

Давай топор, я из топора сварю.

Ведущий:

Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат:

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)

Ведущий:

Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха:

Готова ли?

Солдат:

Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)

Солдат:

Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!

(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)

Старуха (смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будет есть?

Солдат:

Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)

(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)

Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

Узнали сказку?

А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

Какие каши ещё известны?

Я тоже хочу дать вам рецепт каши. Называется она Суворовская каша. А рецепт ее родился в походе Суворова. 1799 году русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым совершала труднейший переход через Альпы со своими войсками. Солдаты, один за другим, умирали от усталости, холода, а главное голода. Тогда главнокомандующий начал думать, как накормить своих солдат. Наконец Суворов нашёл верное решение. Он приказал собрать у солдат остатки продуктов и сварить в общем котле кашу. Чего только не было в этой каше: лук, пшено, морковь, перловка, горох и многое другое. Получившееся блюдо было сытным, а главное горячим. В честь создателя кашу назвали "Суворовская".

Рецепт Суворовской каши:

лук репчатый - 6 шт.

морковь - 2 шт.

пшено - 4 ст. ложки

перловая крупа - 4 ст. ложки

горох - 4 ст. ложки

растительное масло - 2 ст. ложки

вода - 2 стакана

соль - по вкусу

Лук и морковь необходимо обжарить, пшено, перловку и горох перебрать и промыть. Далее нужно выложить овощи и смесь из круп в кастрюлю и залить водой (3 стакана). Затем добавить соль и довести кашу до готовности. Итак, каша готова.

Кто заинтересовался, может взять рецепт на столе.

5. Итог занятия.

На этом наше занятие окончено. Кто желает высказать свое мнение, подойдите к тем словам, которые вам захотелось бы продолжить.

На стенде (доске начало предложения)

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

Чтобы скачать материал или !



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта