Главная » Рецепты прочие » Вкусовой метод. Вкусовые предпочтения и вкусовое поведение карповых рыб исаева ольга михайловна

Вкусовой метод. Вкусовые предпочтения и вкусовое поведение карповых рыб исаева ольга михайловна

С помощью вкусовой системы оценивают вкус продуктов – комплекс ощущений, воспринимаемых при их опробовании, дегустации (оценка пищевого продукта в полости рта).

Вкус чувство, возникающее при возбуждении вкусовых рецепторов и определяемое как качественно, так и количественно.

Оценка вкуса сводится к определению вида вкуса и его интенсивности. Эталонами первичных вкусовых веществ в товароведении принято считать, соответственно: сладкий сахароза; кислый соляная кислота; соленый поваренная соль; горький хинин (кофеин). Все остальные виды и оттенки вкуса можно получить, смешивая в необходимых пропорциях три из четырех возможных первичных вкусов.

Качественное определение вкуса вызвано воздействием веществ на вкусовые луковицы, которые находятся преимущественно на языке. Кроме того, они найдены на слизистой поверхности ротовой полости, стенок глотки, миндалин, гортани. Общее количество вкусовых луковиц в полости рта человека достигает 9 тыс. Кроме того, определение вкуса связано с осязанием пищи в ротовой полости.

Вкусовой аппарат рта человека является химическим анализатором, причем более чувствительным, чем современные приборы. Все богатство разнообразных оттенков, сочетаний вкусовых ощущений возникает в результате раздражения особых органов чувств вкусовых луковиц (почек), каждая из которых состоит из нескольких чувствительных хеморецепторных клеток, соединенных с сенсорными нейронами. Хеморецепторные клетки реагируют на определенные химические вещества.

Вкусовые луковицы дифференцированы к восприятию основных видов вкуса: сладкого, соленого, кислого и горького. Луковицы, находящиеся на кончике языка, наиболее чувствительны к сладкому вкусу, у краев передней части языка – к соленому, у краев задней части языка к кислому, у основания к горькому.

Все вещества, обуславливающие вкус пищевых продуктов, растворимы в воде. Только в растворенном виде они могут воздействовать на химические анализаторы вкусового аппарата.

Порог ощущения зависит и от температуры раствора, что, вероятно, объясняется изменением состояния молекулы белков вкусовых почек. Наилучшее восприятие вкусовых веществ происходит при температуре растворов, близкой к температуре тела человека (36,5 °С). Горячие растворы тех же веществ в указанных концентрациях кажутся безвкусными, т. е. не вызывают никаких ощущений. При охлаждении до температуры 30 °С сладкий вкус проявляется скорее, чем соленый или горький.

При оценке вкуса имеет значение и быстрота вкусового ощущения: быстрее всех воспринимается соленый вкус, медленнее -- сладкий и кислый. Горький вкус воспринимается наиболее медленно.


Выделяют нижеследующие характеристики вкуса.

Кислый вкус-- характеризует основной вкус, свойственный водным растворам большинства кислот (например, лимонная и винная кислоты); комплексное обонятельно-вкусовое ощущение, вызываемое преимущественно присутствием органических кислот.

Кислость органолептическое свойство индивидуальных веществ или смесей, которое вызывает кислый вкус.

Кисловатый вкус -- характеризует меньшую степень интенсивности вкуса кислого продукта.

Горькийвкус -- характеризует основной вкус, вызываемый водными растворами таких химических веществ, как хинин и кофеин, а также некоторыми алкалоидами.

Горечь органолептическое свойство индивидуальных веществ или смесей, вызывающих горький вкус.

Соленыйвкус -- характеризует основной вкус, вызываемый водными растворами химических веществ, таких как хлорид натрия.

Соленость органолептическое свойство индивидуальных веществ или смесей, вызывающих соленый вкус.

Сладкий вкус -- характеризует основной вкус, вызываемый водными растворами таких химических веществ, как сахароза.

Сладость органолептическое свойство индивидуальных веществ или смесей, вызывающих сладкий вкус.

Щелочной вкус --характеризует основной вкус, вызываемый водными растворами таких химических веществ, как бикарбонат натрия.

Щелочность органолептическое свойство индивидуальных веществ или смесей, вызывающих щелочной вкус.

Вяжущий, терпкийвкус -- характеризует комплексное ощущение, вызываемое сокращением слизистых поверхностей ротовой полости и возникающее от воздействия таких веществ, как танины. Терпкость органолептическое свойство индивидуальных веществ или смесей, вызывающих вяжущий вкус.

Металлическийвкус -- характеризует основной вкус, вызываемый водными растворами таких химических веществ, как сульфат железа.

Безвкусный, пресныйвкус продукт, не имеющий характерного вкуса.

Послевкусие вкусовое ощущение, появляющееся после проглатывания или удаления продукта из полости рта, которое отличается от тех ощущений, которые воспринимались во время его нахождения в ротовой полости.

Пищевые продукты имеют либо какой-то один вкус (сахар сладкий, поваренная соль соленый, кислоты кислый), либо отличаются сочетанием основных видов вкуса. В этом случае можно говорить о гармоничноми негармоничном сочетании вкуса. Так, гармонично , как единое целое сочетаются сладкий или соленый вкус с кислым или горьким. Примером могут служить сладко-кислый вкус плодов, кондитерских изделий, сладко-горький вкус шоколада, кисло-соленые квашеные овощи, солено-горькие маслины. Негармоничными считаются такие сочетания, как солено-сладкий, горько-кислый. Эти сочетания воспринимаются как два разных вкуса, они несвойственны пищевым продуктам, встречаются редко и возникают, как правило, вследствие порчи (например, горько-кислый вкус квашеных овощей).

Восприятие вкуса зависит от химического состава, вязкости и количества пищи; природы пахучих и вкусовых веществ и интенсивности освобождения, скорости удаления, характера их воздействия на орган вкуса; доступности этих веществ в определенный период; условий приема пищи (в частности, дыхания, количества и скорости потока слюны, продолжительности, температуры) и качества пережевывания продукта.

Установлено, что на оценку интенсивности основных вкусов можно воздействовать цветом продукта. Так, желтый и светло-зеленый цвета увеличивают оценку интенсивности кислотности продукта, а красный цвет усиливает оценку интенсивности сладости по сравнению с бесцветным. Следует также учитывать моменты подавления одного вкуса другим. Например, кислый вкус подавляется сладким, а в меньшей степени соленым и горьким. Соленый и горький вкусы подавляются определенными концентрациями сахарозы и лимонной кислоты; сладкий вкус слабо подавляется небольшими концентрациями лимонной кислоты.

Вкус, cохранившийся несмотря на прекращение импульса, вызвавшего его, называется вторичным вкусом . Он может быть одинаковым и контрастным. Одинаковым он является потому, что после прекращения вкусового импульса остается вкусовое ощущение, идентичное по своему качеству тому, которое было во время воздействия вкусового импульса. Контрастным называется вторичный вкус, который возникает после снятия действующего вкусового импульса.

Все пищевые продукты вызывают ощущение определенного вторичного вкуса, одинакового или контрастного. Если вторичный вкус одинаков и совпадает с главным профилем вкусности продукта и быстро исчезает при проглатывании куска этого продукта, это доказывает, что качество продукта высокое. Но если после проглатывания во рту сохраняется вторичный вкус, то продукт по потребительской ценности уступает первому. В практике органолептического анализа очень часто встречается вторичный контрастный вкус, например, дистиллированная вода после полоскания рта раствором поваренной соли кажется сладковатой. После кратковременного опробывания сладкого вкуса кислый вкус воспринимается более остро, и неприятное ощущение при этом усиливается. Поэтому выдержанные вина не оцениваются после оценки сладких вин; не оценивают малосольные изделия после оценки продуктов, посоленных сухим способом.

Вкусность (флейвор flavour ) – комплексное ощущение в полости рта, вызываемое вкусом, запахом и текстурой пищевого продукта, определяемое (оцениваемое) как качественно, так и количественно.

На вкусность могут оказывать воздействие тактильные, термические, болевые и/или кинестезические ощущения.

Оценка качества пищевого продукта на основе комплексного восприятия и анализа оптических, обонятельных, тактильных, вкусовых, акустических и других импульсов (стимулов) называется оценкой вкусности или флейвора в отличие от его вкуса.

Количественные изменения отдельных составляющих вкусности в определенный момент приводят к качественному скачку и в результате образуется продукт высокого качества, обладающий гармоничным или полным вкусовым достоинством. С течением времени баланс между отдельными составляющими вкусности нарушается и это приводит к ухудшению качества продукта. Примером может служить процесс созревания, старения и отмирания вина.

При оценке вкуса необходимо учитывать такие явления, обусловленные физиологическими особенностями органов чувств, как адаптация и усталость.

Адаптация это снижение впечатлительности органа вкуса, вызванное продолжительным воздействием вкусового импульса одинакового качества и неизменной интенсивности. При опробовании большого количества проб с одинаковым вкусом, одной интенсивности адаптация является причиной возникновения искаженных результатов. Органам вкуса в противоположность зрению и аналогично обонянию присуща быстрая адаптация.

Усталость – снижает восприятие вкуса вследствие утомляемости вкусовых рецепторов под влиянием повторяющегося импульса. Она наступает по истечении различного времени в зависимости от свойств продукта, физиолого-психологического состояния испытателей, натренированности, условий труда.

Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением С улучшением качеста потребительная стоимость продукта повышается.

Особое место в товароведении продовольственных товаров занимает контроль качества, под которым понимают проверку соответствия показателей качества продуктов требованиям нормативно-технической документации. Контроль качества в торговле проводят при приемке, хранении и реализации товаров.

Объектом товароведного исследования является средняя проба, т. е. небольшое количество продукта, взятое для определения качества партии товара. Средняя проба по составу должна быть тождественна всей партии, от которой она отобрана. Техника отбора средней пробы указывается в стандартах на методы испытания.

Методы исследования пищевых продуктов по характеру и способам выполнения подразделяют на органолептические и лабораторные.

Органолептические методы исследования - это исследования свойств и качества продуктов, которые проводятся с помощью органов чувств. В процессе дегустации при помощи вкуса, обоняния, зрения и осязания определяются такие показатели качества товара, как вкус, запах, цвет (окраска), внешний вид, консистенция. Органы чувств человека реагируют на свойства продукта лишь в известных пределах, определяемых так называемым порогом ощущения. Так, человек ощущает соленый вкус, если на 10 мл раствора приходится не менее 0,05 г соли, а сладкий - при наличии 0,4 г сахара на тот же объем. Точно так же существуют пределы восприятия запаха, света, звука. Органолептический метод применяется в отношении самых разнообразных продуктов. Для оценки качества целого ряда продуктов этот метод имеет преимущественное значение (чай, кофе, вина и др.).

Важнейшими показателями качества продуктов являются вкус и запах. Вкусовые ощущения бывают четырех видов: кислое, сладкое, горькое и соленое. Могут возникать и такие вкусовые ощущения, как вяжущее и терпкое, освежающее и колючее. Чувствительность к основным вкусовым ощущениям уменьшается в такой последовательности: горький, кислый, сладкий и соленый. На вкусовую чувствительность влияет температура. Вкус продуктов надо определять при температуре, указанной в стандарте.

Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными. Ощущения запаха могут вызвать только вещества, находящиеся в газообразном состоянии. Согласно последней классификации существует десять первичных запахов: мускусный, амбровый, кедровый, перечный, цветочный, миндальный, камфорный, эфирный фруктовый, фруктовый, спиртовой фруктовый. Орган обоняния человека еще более чувствителен, чем орган вкуса. Так, отталкивающий запах скатола ощущается уже при концентрации 0,0000004 мг/м 3 . Интенсивность запаха увеличивается при повышении температуры окружающей среды.

В определении качества пищевых продуктов важную роль играют зрительные ощущения. Форма, цвет, прозрачность, мутность продукта определяются с помощью органов зрения. Точно определить окраску очень трудно. В шкале цветов насчитывается более 100 тоновых их оттенков. При определении цвета часто применяют сопоставление испытуемого продукта с эталоном, имеющим нормальную для данного продукта окраску. Этим приемом повышается точность определения. Окраска является одним из основных критериев при установлении товарного сорта плодов и овощей.

Осязательными (тактильными) ощущениями определяют консистенцию, температуру, структуру продукта, степень его измельчения и др. Осязанием с помощью пальцев контролируют степень помола муки, упругость охлажденного мяса и др. С помощью органов осязания ротовой полости можно судить о консистенции, упругости, сочности и хрупкости продукта.

Органолептическая оценка очень важна и во многих случаях имеет решающее значение при определении качества пищевых продуктов. Преимущества органолептической оценки заключаются в доступности, отсутствии необходимости применять приборы и реактивы, возможности быстро составить общее представление о продукте и его качестве.

Иногда высказывается мнение, что органолептический метод является субъективным и данные его не совсем достоверны. Однако лабораторные методы исследования также носят определенные элементы субъективизма. Поэтому при определении качества исследуемого продукта эти методы должны дополнять друг друга.

Существует несколько видов органолептической оценки качества продуктов.

Самым распространенным видом органолептической оценки качества продуктов является балльная система. Сущность ее заключается в том, что важнейшие качественные признаки продукта оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от значимости того или иного признака. У нас в стране приняты 10-, 30-, и 100-балльные системы. Важнейшими показателями являются вкус и запах продукта, на которые отводится 40-50 % всех баллов, а также цвет. Они определяются у всех продуктов. Существуют и специфические показатели, свойственные только определенному продукту: рисунок-для сыра, консистенция - для консервов, прозрачность - для пива и т. д. Например, коровье масло оценивается по 100-балльной системе, при этом вкусу и запаху отводится 50 баллов, внешнему виду и консистенции - 25, окраске - 5, посолке и упаковке- по 10 баллов. Общая балльная оценка масла высшего сорта составляет 88-100 баллов, 1-го сорта - 80-87 баллов. Масло с оценкой ниже 80 баллов относят к нестандартному.

Из других видов органолептической оценки можно назвать методы треугольных сравнений, разбавления, ранжирования, экспертный и социологический.

Лабораторные методы. Для выявления пищевого достоинства, химического состава и безвредности пищевых продуктов пользуются физическими, физико-химическими, химическими, биохимическими и микробиологическими методами исследования. Наиболее полную и верную оценку качества пищевых продуктов можно дать только в результате соединения органо-лептического и лабораторных методов исследования. К достоинствам лабораторных методов следует отнести точность результатов и возможность выражения их в количественных показателях.

Химическими и биохимическими методами пользуются для количественного и качественного определения отдельных веществ химического состава продуктов. Определение Сахаров, кислот, белков, витаминов, минеральных веществ и других составных веществ продуктов производят этими методами. В торговой практике часто пользуются химическими методами исследования при контроле качества пищевых продуктов на их натуральность, доброкачественность и соответствие стандартам.

Физические и физико-химические методы исследования имеют ряд преимуществ перед химическими благодаря своей быстроте и простоте. Этими методами определяют относительную плотность, температуру плавления, застывания и кипения, структурно-механические свойства, оптические показатели при помощи рефрактометрии, колориметрии, поляриметрии и др. Так, колориметрическим методом можно точно определить интенсивность окраски пищевых продуктов; поляриметрическим - содержание сахара в продуктах; рефрактометрическим - наличие сухих веществ в продуктах и т. д.

Микробиологический метод исследования играет важную роль при исследовании пищевых продуктов. Им выявляется степень микробного обсеменения, количество и вид микробов и плесневых грибов в продуктах питания, наличие бактерий, вызывающих отравления и заболевания. Этим методом в конечном итоге определяют пищевую безвредность продуктов.

Понятие эстетического вкуса сформировалось в европейской культуре в относительно поздний исторический период на основе индивидуализации духовного опыта и встал условием разнообразия содержания духовных ценностей. Эстетический вкус определяется как способность человека в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия воспринимать и оценивать степень эстетической завершенности предметного мира и духовных феноменов. Эстетический вкус объективирует себя в оценочных суждениях, а также во всех видах формирующей деятельности, начиная от повседневных проявлений стиля в одежде, в образе жизни, в отношении к общественным, в частности художественных, ценностей. Классическое определение эстетического вкуса содержит труд Канта "Антропология в прагматическом отношении". Философ пишет: "Вкус - это возможность эстетической способности суждения осуществлять выбор, что всеобщее значение" . Как отмечает философ, речь идет о соответствии наших суждений объективным качествам предмета суждения, что и является залогом их всеобщности. Объективность суждения вкуса свидетельствует наличие развитого эстетического опыта отношение к миру. На этом основании немецкий философ И. Зульцер ставит развитый вкус наряду с такими способностями интеллекта, как разумное познание и нравственное отношение: "Вкус... не что иное как способность чувствовать красоту, так же, как разум - это способность познавать истинное, совершенное, верно, а нравственное чувство - способность чувствовать добро ".

Проблема вкуса выдвигается в эстетической теории на одно из ведущих мест, начиная с эпохи Возрождения, как отражение явления индивидуализации духовного опыта личности. В художественном формировании она осуществляет уход от канонов, а в эстетических оценках начинает отходить от устоявшихся представлений о смысле совершенства. Раздвигая границы установившегося в эстетическом опыте, носители вкуса утверждают новые грани ценности явлений или предлагают новое их видение. Так, средневековые представления о телесной красоте как греховную меняются утверждением телесной красоты, поется гимн гармонии телесного и духовного начал в человеке. Интересные мысли о сущности вкуса находим в трактатах выдающихся деятелей эпохи Л. Валла, М. Фичино, Пико де ла Миран-дола, Леонардо да Винчи.

В XVII в. понятие "вкус" начинает употребляться в категориальном смысле, в частности благодаря трудам испанского философа Грасиана и-Моралеса ("Герой", "Умный" и др.). Напомним, что большое внимание разработке теории вкуса уделяют философы ХVII - XVIII вв. во Франции (Баттье, Ларошфуко, Трамбле, Руссо, Гельвеций, Вольтер), в Англии (Шефтсбери, Хатчесон, Бёрк, Юм, Мандевиль), в Германии (Винкельман, Лессинг, Гердер, Зульцер, Кант, Шиллер). Внимание исследователей сосредоточено на вопросах природы вкуса: рациональная она или иррациональная, основанная на разуме или чувствах, приобретается вкус в воспитании или является врожденной способностью. Ларошфуко ставит вопрос об индивидуальной определенность вкуса (трактат «Максимы»). Вольтер в работе "Смак" характеризует этот феномен как чувственное реагирования на хорошее и нехорошее, исходя из способности интеллекта различать объективные качества предметного мира. Вольтер выделяет такую модификацию эстетического вкуса, как художественный вкус. Понятие "вкус" в системе эстетического знания философ определяет как некоторую "метафору", призванную обозначить чувствительность к прекрасному и безобразного в искусствах. В зависимости от этой способности он разделяет вкусы на добрые, плохие и искажены. "Искажен вкус в искусстве, - пишет Вольтер, - выражается в любви к сюжетам, которые возмущают образованный ум, предпочтение бурлескного над благородным, претензионного и чопорного над красотой простой и естественной, это болезнь духа (курсив авт. - В. М.) 11 . Такая характеристика звучит очень актуально и сейчас, в условиях подчиненности художественной культуры требованиям рынка. Распространение плохого вкуса вредно для общего духовного развития личности.

Вольтер подчеркивает, что художественный вкус - следствие длительного и тщательного воспитания. Человек должен медленно учиться прислушиваться и всматриваться в мир природы и овладевать художественные ценности. Привычка и размышления делают ее способной внезапно почувствовать наслаждение, различив ранее недоступное ей. Философ выделяет явление индивидуализации вкусу не только на уровне лица, но и на уровне нации как целого: "Вкус медленно воспитывается в нации, ведь она медленно воспринимает дух лучших своих художников".

Вольтер дает также толкование одной из актуальных проблем теории вкуса: можно спорить о вкусах? Философ четко разводит вкус как физиологическую свойство организма и эстетический вкус. Конечно, о вкусах не спорят, когда речь идет о предпочтениях, связанные с телесными наслаждениями: то, что приятное одному человеку, может быть неприятное другой. Однако это не касается искусства. "Поскольку в искусстве есть настоящая красота, то существует и хороший вкус, который ее отличает, и плохой, который ее не воспринимает, а недостатки ума - источник испорченного вкуса - подлежат исправлению» . Выделим в высказанном мнении несколько моментов, актуальных для теории эстетики и практики эстетического воспитания. Во-первых, источником формирования развитого вкуса есть красота. Объективным источником красоты является искусство, а значит, оно - "активный фактор формирования развитого вкуса. Во-вторых, красота, объективно существующая в совершенных произведениях искусства, требует развития чувственно-интеллектуальных структур, чтобы открыться в своих качествах субъекту. В-третьих, проникновение в мир красоты возможно лишь при условии согласованных взаимодействий духовных структур субъекта: способности чувственного восприятия и деятельности ума, раскрывает качестве предмета неравнодушия. Это соответствие предмета идеи целесообразного (внутренняя жизненность) и совершенство ее выявления в произведении как духовном целом.

Эстетическая теория осуществляет дифференциацию уровня вкусов. Так, Гельвеций (трактат "О ум") разделяет их на два типа: "вкус привычки" и "вкус сознательный". Это, по распространенной ныне классификации, в соответствии вкус ограничен и развит. Для теории вкуса и практики воспитания развитого вкуса важное значение имеют рассуждения Гельвеция о разнице между этими двумя уровнями вкуса. Философ видит ее в отличии представлений о сущности красоты при том, что оба типа опираются на эстетический опыт. Первый - "вкус звички11 - отличается некоторой произведенной навыком оценки явлений. Суждение вкуса знатоков такого рода характеризуется тем, что ценным они рассматривают лишь то, что уже упрочилось в их опыте. В них" не становится вкуса, как только им не становится объектов для сравнения ", - пишет Гельвеций . Второй тип -" вкус сознательный "- основывается на глубоком знании предмета оценки и духовном опыте, производимом культурой. Его носители способны оценить новые художественные явления и их оценка будет объективной. Формирование такого типа вкуса достигается длительным изучением произведений искусства и научных идей, открывает знание истинно прекрасного.

Просветительскую функцию в формировании развитых вкусов общества ХVIII-XIX вв. выполняла литературная и художественная критика, которая в то время была особым видом эстетической деятельности. Она сыграла огромную положительную роль в становлении европейской культуры (в том числе восточноевропейской) пробуждением интереса к высшим, наиболее эстетически совершенных сокровищ национальной и мировой культуры, ориентируя публику на такие образцы и производя в их эстетическом анализе критерии эстетического восприятия и суждения вкуса. К сожалению, в культуре постмодерна эта традиция была утрачена, а потому общественный вкус испорчено.

В эстетике английского сенсуализма исследуется сложная структура эстетического вкуса. По мнению Э. Берка, вкус образуется "первичными наслаждениями чувств от восприятия явлений, вторичными сладостями воображения и выводами ума по поводу различных отношений между ними, а также по поводу человеческих страстей, нравов и действий" . Итак, вкус - это не выявление непосредственной чувственности как таковой, не сфера сугубо иррационального, но также и не чисто понятийная сфера. Вкус - это органичное взаимодействие наслаждения чувств, наслаждения воображения и выводов разума. Отмечается также, что названная взаимодействие интеллектуальных и чувственных структур является общей для любого вида эстетического отношения, а совершенствовать вкусы можно постоянно благодаря расширению опыта познания, углублению в качестве предмета и постоянными упражнениями в эстетическом познании. Обратим внимание на всеохватность феномена, как он раскрыт философом. Вкус рассматривается как интеллектуальная способность и как следствие сознательного выбора объектов и создания индивидуализированного отношения к ним. Важно также, что сферой индивидуализации эстетического опыта, объективирует себя в суждениях вкуса, определены не любые явления, а совершенные художественные феномены, то есть носители всеобщего ценного в их содержании. Последнее важно в построении научной теории эстетического воспитания и самовоспитания личности. Классическая эстетическая теория, видит человека активным субъектом эстетического отношения, устраняет из процесса эстетического воспитания идею релятивизма как по содержанию ценностей, так и по цели.

Вернемся к немецкой классической эстетики, сосредоточив внимание на теории вкуса в эстетике Канта, разработанной в трудах: «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" (1764), «Критика способности суждения» (1790), "Антропология в прагматическом отношении" (1798). В разработке теории вкуса Кант во многом опирался на идеи Э. Берка, Д. Юма и других английских философов-сенсуалистов. В трудах и. Канта дается обоснование априорной природы вкуса, утверждается идея всеобщности суждений вкуса, рассматриваются четыре основных момента вкуса, связанные с "игрой познавательных способностей". Первый момент содержит идею "незацикавлености11 суждения вкуса. В нем доказывается, что вкус связан с эстетическим наслаждением, обусловленной качествами объекта неравнодушия . Второй и четвертый моменты утверждают прекрасное как таковое, что в суждении вкуса познается без понятия, поскольку является "предметом необходимого удовольствие". То есть, в основе вкуса находится чувство прекрасного. Искусство, олицетворяет чувственные проявления красоты, раскрыто И. Кантом как источник особого способа познания - познания в образах, которые дают огромную духовное наслаждение совершенством форм. Познание, основанное на сладости, осуществляется незаметно: познавательные способности будто играют, а не работают. Третий аспект суждения вкуса утверждает его самоценность - "целесообразность без цели", поскольку предмет эстетического суждения вкуса является для чувств целью благодаря целесообразной и совершенной внутренней жизненности. Произведение искусства, учитывая его внутренней целесообразности, Кант сравнивает с природой в свойственной ей целесообразности форм, при осознании отличного между ними. Философ отмечает такой внутренний совершенства художественного произведения, когда он выступает духовно-формирующим началом, собирает человеческие духовные структуры в целостность, сочетая в суждении вкуса слаженность интеллекта и чувств. Вкус философ трактует как способность оценки (природные явления, художественные феномены), позволяет даже "чувство... передать каждому другому". Иначе говоря: художественная убедительность произведения способна пробуждать и формировать чувство и интеллект, побуждая к вынесению адекватного качествам произведения эстетического суждения вкуса.

Важной проблемой в суждениях эстетического вкуса Кант видит диалектику индивидуального и все общего. Если индивидуальное суждение включает в себя принцип всеобщности, то этот принцип должен быть присущим самому эстетическому чувству. Чувство удовлетворения обусловлено всеобщей целесообразностью, субъективно определена как априорное принцип сознания, а объективно она предстает как "чистая форма" предмета. Путь к обретению сознанием опыта всеобщего Кант обосновывает, выдвигая понятие "трех максим обыденного сознания". Они могут помочь в объяснении "критики вкуса", а именно: 1) иметь собственное суждение; 2) мысленно ставить себя на место каждого другого; 3) всегда мыслить в согласии с собой .

Уточняя понятие, философ утверждает, что первое из них означает максиму свободного от предрассудков образа мышления; второе - широкий образ мышления, то есть способность в собственном способе суждения выходить из всеобщей точки зрения (которую можно найти, только разделяя взгляды других). Наконец, третья максима -послидовного способа мышления - достигается лишь благодаря сочетанию первой и второй и такое взаимодействие их, что переходит в навык. Эта максима достигается самое. Три названные максимы, согласно Канту, охватывают все сферы интеллекта, поскольку первая из них является максимой рассудка, вторая - способности суждения, третья - ума. их диалектическая связь выстраивается так: воображение в своей свободе пробуждает деятельность рассудка, который без посредничества понятий предоставляет правильности игре воображения: представленное повидомлюеться другим не как мысль, а "как внутреннее чувство целесообразного состояния души (курсив авт. - В. М.) . "Повидомлюванисть" чувство и суждение вкуса Кант рассматривает как потребность, обусловленную природой человека - существа, предназначенной жить в обществе, а значит, чувствовать необходимость общения.

В эстетике Канта последовательно прослеживается мысль о практически неза-заинтересованы характер эстетического суждения вкуса. Заинтересованы суждения вкуса опираются как на свою предпосылку, на интерес к морально хорошего и на задатки морально хорошего способа мышления. Суждение вкуса относительно природы и искусства - это способ представления "целесообразен без цели", ведь необходим для создания культуры способностей души для общения между людьми. Всеобщая повидомлюванисть удовольствие предусматривает, что это удовольствие наслаждения, опирающееся не только на ощущения, а является удовольствием рефлексии, то есть связано с рефлексивной способностью суждения.

Проанализирована история становления теории вкуса свидетельствует открытый наукой связь его с истиной, способность адекватного восприятия чувственных проявлений совершенства в природных явлениях и художественных феноменах, способность рефлексии над воспринятыми явлениями и собственным переживанием их качеств, наконец, способность передать в суждении вкуса свои чувства, вызванные объектом. Охарактеризована качественная определенность суждений вкуса, развернутая эстетической теории, - это его истина (желаемый образец, идеальная модель). В практике ценностных суждений он проявляет себя как вкус развит или эстетический. Его носитель - личность с богатым духовным опытом, способна не только к объективным суждений о ценности, но и к их созданию. ей присуще чувство меры в самовыражения, наличие критерия в эстетических суждениях и в отношениях с миром (отношение к другим людям, к моральным и художественных ценностей общества и человечества и т.п.). ее переживания явлений и суждения о них характеризуются индивидуальной неповторимостью при выраженной соответствии всеобщности содержания суждений (свидетельство обладание истиной о вещах).

Наряду с развитым вкусом современная эстетическая теория выделяет плохой, или испорчен (искаженный), тип вкусов. Носители такого вкуса получают наслаждение от созерцания уродливых явлений и равнодушны к красоте. Опасность таких ценностных представлений о том, что их носители распространяют негативное в человеческих проявлениях, в художественном и практическом формировании, насаждая его как должное, как норму в понимании природы ценного. К тому же то, как утверждаются псевдоценности, носит агрессивный характер, что соответствует самому предмету утверждения. Опасность такого содержания ценностных представлений и оценочных суждений о том, что они способны портить общественные вкусы, распространяя интерес к уродливому и аморального под лозунгами "модного", "оригинального".

Относительно количественных характеристик, то рядом с развитым правомерно выделяется неразвитый ("узкий") вкус. Его носители - люди невысокого уровня культуры, ограниченного опыта общения с художественными ценностями. В них отсутствует критерий хорошего и плохого, красивого и безобразного. их отличает неаргументованисть оценок, беспомощность в суждениях о качестве объекта. Они не способны объяснить себе, почему и чем привлек их тот или иной предмет суждения. их оценки не включают в себя всеобщего содержания ценностных представлений. Эти суждения опираются на эмпирический опыт, поэтому имеют произвольный характер. Стоит заметить, что для общения они выбирают понятное для себя и тем приятное, а потому находятся в кругу ограниченного опыта. Стандартные предметы нивелируют вкусы, вызывают однообразие суждений относительно их качества.

Отметим, что неразвитый вкус поддается воспитанию и при условии систематического общения с эстетическими ценностями и носителями развитого вкуса может углубляться и совершенствоваться. Формирование развитого эстетического вкуса - цель педагогического процесса, ведь дети обычно неразвитые вкусы вследствие малого опыта общения с художественными ценностями. Стоит, однако, отметить, что на интуитивном уровне они способны схватывать эстетически выразительные феномены точнее, чем взрослые, хотя и не в состоянии бывают оценить свой выбор и определить критерии оценки.

Сосредоточимся на общественной ценности развитого эстетического вкуса учитывая его формирующих возможностей как в отношении лица, так и в отношении общества как определенного духовного целого. Обычно содержательный уровень вкуса обусловлено "духом времени". Заинтересованность в истине или, наоборот, игнорирование ее отражается в характере реагирования на явления большого круга людей (правомерно говорить о вкусах эпохи, нации, класса и т.п.). Кант утверждает, что хороший вкус проявляется только в период здорового, а не только утонченного вкуса. Развитый вкус универсализирует чувства, направляя их к пониманию всеобщего в духовном опыте отношения, и в то же время индивидуализирует их. Индивидуализированный проявление вкуса ценен тем, что демонстрирует нюансы качеств объекта неравнодушия и позволяет передать другим чувство, пережитое лицом. Следовательно, создаются основания для сотворчества в оценочно-переживающих взаимодействиях. Поэтому эстетический вкус служит эффективным средством духовного объединения людей.

Отметим, что духовно-формирующую функцию выполняет только "хороший", развитый вкус, опирающийся на богатый опыт общения с эстетическими ценностями. Наиболее эффективный воспитательное воздействие имеет художественная культура, прежде всего, классическая художественная наследие, возникает совершенным олицетворением высокого уровня эстетического опыта. Богатство ее ценностного содержания и совершенство художественного образа его бытия обусловливают эффективность формирующих возможностей в сфере духа. Еще раз обратим внимание на мнение И. Канта, хороший вкус выделяет то, что соответствует "понятию вещи", а смысл выбора - это способность выбирать то, что всем нравится, то есть чувствами осуществлять выбор, который был бы общественным. Обратим внимание также на то, что предметом чувств и ценностных суждений вкуса является не предмет как таковой (материально-вещественная реальность), а его духовно-ценностный смысл. Чем глубже проникает субъект оценочной деятельности в качестве предмета переживающего суждения, тем более полное и глубокое будет суждение вкуса, а опыт его разворачивается в суждении как индивидуально-неповторимый, творческий по характеру. Носители развитого вкуса способны выявлять то, что, по выражению И. Канта, "нравится в течение длительного времени".

Корма для кошек должны обладать хорошими вкусовыми качествами, чтобы животные потребляли их в количестве, достаточном для удовлетворения своих потребностей в питательных веществах и энергии. Иначе даже идеально сбалансированный рацион бесполезен: ведь кошка не ест его. Иногда, когда этого требует состояние здоровья животного, приходится использовать специальные диеты, вкус которых не слишком привлекает животных. Существуют различные способы решения этой проблемы, позволяющие сохранить вкусовые качества корма на высоком уровне.

Высокие вкусовые качества корма - одно из важнейших условий его потребления животными.

Основная цель питания состоит в регулярном обеспечении организма необходимыми питательными веществами в количестве, достаточном для удовлетворения его потребностей. Первая из них - энергетическая, обеспечивается за счет правильно рассчитанной калорийности корма. Поэтому разработка рациона для кошек прежде всего основывается на его энергетической ценности: количество потребляемого кошкой корма должно соответствовать ее пищеварительной способности.

При слишком низком уровне потребления корма у кошки не возникает чувство насыщения. При потреблении корма в чрезмерном количестве эффективность его переваривания снижается, что сопряжено с нарушениями пищеварения.

Снижение аппетита, как признак стресса у кошек

Высокие вкусовые качества корма помогают кошке справиться с некоторыми видами стресса.

Одним из первых признаков стресса у многих кошек является снижение аппетита. Если в такой ситуации животное получает не очень привлекательный для него корм и если состояние стресса не проходит слишком долго, то возрастает риск возникновения дефицита питательных веществ в организме из-за хронического недостаточного их поступления с кормом. Как следствие, кошка теряет вес, ухудшается качество ее шерсти, снижается иммунитет.

Примеры ситуаций, в которых у кошек нарушается аппетит:

Изменение окружающей обстановки

Когда котенок или взрослая кошка попадают в незнакомую обстановку нового дома, когда они переезжают вместе с семьей на новое место жительства или когда их оставляют в гостинице для животных на время отпуска.

Изменение рациона

Некоторые кошки отвергают переход на новые, незнакомые корма. Такой феномен особенно часто проявляется, когда новый рацион предлагают животным в неподходящих для этого условиях или когда кошка на протяжении длительного времени получала один и тот же корм. Неофобия является одним из естественных адаптационных механизмов, определяющих возможность перехода кошек с одного вида питания на другой. Тем самым она обеспечивает благополучие животного и предотвращает развитие отвращения к корму, которое преодолеть значительно труднее.

Целесообразно проводить замену одного корма другим постепенно. Например, можно смешать в 1-й день 25 % нового корма с 75% корма, привычного для кошки. На 2-й день эти корма смешивают уже в равном количестве, а на 3-й день к 75% нового корма добавляют 25% старого. На 4-й день можно начать кормить животное только одним новым кормам.

Как оценить вкусовые качества корма?

Чтобы оценить вкусовые качества готовых кормов, проводят специальные исследования. Они основаны на оценке поведения кошек, которым предоставляется один или несколько тестируемых кормов. Одна их важнейших и интереснейших стадий исследования - это оценка предпочтения кошками определенного корма и способов, которыми они потребляют его.

Определение корма, которому кошки отдают предпочтение

Чтобы узнать, какому корму кошки отдают предпочтение, определяют разницу между потреблением двух разных кормов, к которым у животных был свободный доступ. Затем анализируют, что именно послужило основанием для выбора животных. Достоверность полученных результатов зависит от количества кошек, которые участвуют в тестировании. Степень точности данных повышается, если для проведения исследования выбирают животных, наиболее чувствительных к вкусовым качествам корма.

Оценка способа, которым кошки потребляют корм

Эта оценка отражает степень привлекательности корма для кошек. Очень важно знать, какое количество корма животные могут съесть за конкретный период времени или за какое время они съедают порцию определенного объема. Дополнительные полезные данные получают с помощью видеосъемки, позволяющей рассмотреть, каким способом животные захватывают крокеты сухого корма и какие трудности возникают при этом. Оценивают также привлекательность корма для кошек при различных условиях их содержания - в питомниках или у частных владельцев, Отмечают, какое впечатление производит на владельцев внешний вид корма, его упаковка и т. д.

Ухудшаются ли вкусовые качества корма со временем?

Все продукты питания со временем портятся. Чтобы гарантировать сохранение хороших вкусовых качеств кормов на протяжении всего срока годности, необходимо замедлить изменение компонентов корма, происходящее во время хранения.

Очень важно контролировать сохранность жиров в кормах, особенно в крокетах сухих рационов с наружным покрытием. При контакте с кислородом воздуха молекулы жиров разрушаются, образуя нестабильные соединения - свободные радикалы, которые вызывают окисление жиров. Жидкие жиры, являясь ненасыщенными, при комнатной температуре окисляются наиболее быстро. Следовательно, если хранить продукты в светлом месте при комнатной температуре, то срок их годности сокращается.

Значение антиоксидантов заключается в блокировании свободных радикалов прежде, чем они индуцируют цепную реакцию, в результате которой образуются сначала пероксиды, а затем вторичные продукты окислительных процессов - кетоны и альдегиды. Все эти компоненты обладают потенциальной токсичностью. Кошки редко едят корм с прогорклым жиром, запах которого они легко определяют. Применение высокоэффективных антиоксидантов позволяет сохранить вкусовые качества кормов и защищает здоровье животных от нежелательных последствий поедания испорченного корма.

Ароматический профиль корма

Качество готовых кормов зависит не только от их вкуса, но и от аромата, который особенно важен для кошек, оценивающих пищу в первую очередь при помощи обоняния. Ароматизаторы, применяемые в производстве кормов, - это летучие вещества, и их запах легко улавливается кошками. Однако это создает риск испарения ароматических веществ при хранении кормов без упаковки. В результате крокеты сухого корма, долго находившиеся на воздухе, сохраняют в основном запах внутренней части, который не так привлекателен для кошек.

Существует также риск, что первоначально приятный запах корма в процессе слишком длительного хранения становится фактором, вызывающим у животных отвращение. После появления вкусовых добавок для готовых кормов много внимания уделялось изучению их влияния на качество кормов в процессе хранения. Основная задача состояла в подборе добавок, которые стабильно сохраняют аромат готовых кормов на протяжении всего срока хранения.

Чтобы снизить потерю вкусовых и ароматических качеств кормов после вскрытия упаковки, рекомендуется приобретать корма, расфасованные небольшими порциями, достаточными для суточного кормления кошки. Кошка с массой тела 4 кг съедает в сутки около 50 сухого корма. Следовательно, упаковки весом 1,5 кг ей будет достаточно на один месяц. Если вскрытую упаковку корма хранить в темном месте при постоянной температуре и после очередного кормления сразу же герметично закрывать ее, это обеспечит длительную сохранность вкусовых и ароматических свойств продукта. Но лучше не покупать большие упаковки, которые придется хранить дольше.

Вкусовая привлекательность - это ключевой фактор, который следует учитывать с самого начала разработки корма. Например, термообработка, применяющаяся для выделения белков и жиров из мяса, сильно влияет на вкусовые качества корма. Точно также определенные источники жира будут влиять на вкус корма в зависимости от их устойчивости к окислению.

При исследовании вкуса необходимо помнить, что вкусовое ощущение является сложным и в его осуществлении участвуют, кроме вкусового нерва, тройничный (тактильная, болевая, температурная чувствительность) и обонятельный нервы.

Существует несколько методик исследования вкуса, но пока нет еще общепринятой.

Как уже говорилось, основным вкусовоспринимающим органом считается язык. Поэтому практически проверяется чувствительность языка к вкусовым веществам . При исследовании вкусовой функции необходимо учитывать ранее указанную топографию вкусовой чувствительности языка. На этом рисунке показано, что сахар лучше воспринимается кончиком, краями и задней третью языка, соль - задней третью языка, краями и кончиком, кислое - кончиком и глубокими отделами задней трети языка, горькое - задней третью языка и слабее кончиком.

В качестве вкусовых раздражителей обычно используются растворы сахара, соли, лимонной или соляной кислоты и солянокислый хинин. Вкус нельзя исследовать одновременно несколькими веществами. При исследовании вкусовой чувствительности необходимо учитывать длительность последействия вкусовых раздражителей.

Пороги вкуса определяются при введении в рот вкусовых веществ различными методами.

Ган вводил вкусовые вещества при помощи лупы, представляющей стеклянную трубку в виде подковы.

На изгибе трубки отверстие диаметром в 1 мм, через которое на язык поступает раствор из сосуда, соединенного с трубкой.

Недостатком этого метода является неточность определения чувствительности в связи с прибавлением механического раздражения.

Некоторые исследователи наносят вкусовые вещества на язык при помощи кисточек Вантшау, но при этом методе определение порогов неточно вследствие включения тактильного раздражения.

Для определения вкусовых порогов пользуются также методом прополаскивания рта вкусовыми растворами, но этот метод применим для определения вкусовой чувствительности всей поверхности слизистой, снабженной вкусовыми рецепторами, но непригоден в случаях необходимости определить чувствительность отдельных участков языка.

Н. В. Тимофеев предлагал для объективной оценки вкусовых ощущений использовать метод регистрации слюноотделения при помощи капсулы Ющенко с введением вкусовых веществ в полость рта. Однако некоторые авторы указывают на независимость рефлекторного слюноотделения от вкусовых раздражений.

Н. Ф. Суворов считает, что методом регистрации слюноотделения нельзя определять вкусовые пороги, так как постоянно существует слюноотделение, зависящее от других факторов (психических и др.).

Н. Ф. Суворов и А. Г. Пшоник использовали условные сосудистые рефлексы на вкусовые вещества для анализа вкусовой рецепции. Этот метод мало применим в нашей практической деятельности, так как выработка условных рефлексов требует определенного времени.

Н. Ф. Суворов считает, что у каждого человека можно выработать условные сосудистые рефлексы на четыре основных вкусовых вещества.

Для определения вкуса кислого некоторые исследуют «электровкус» при гальваническом раздражении у анода.

Наиболее приемлема для клинических целей капельная методика С. А. Харитонова, разработанная более детально С. Д. Ролле.

По данным Н. К. Гусева, наиболее подходящим временем определения вкуса является 1,5-3 часа спустя после еды, когда вкусовая чувствительность наиболее обострена.

Растворы постепенно возрастающей концентрации от заведомо подпороговой наносят строго по одной капле на различные участки языка с учетом «топографии» вкуса по Киселеву (соль и сахар на края языка, кислое - на кончик, горькое - на область окруженных валом сосочков справа и слева, затем на каждую сторону задней трети языка). Таким образом, вкус проверяется отдельно на каждой половине языка.

До исследования и после каждой капли рот прополаскивают дистиллированной водой, так как сухость и налеты на языке отражаются на порогах вкуса, а также с целью удаления остатков раствора: Исследования производят с интервалом в 2-3 минуты, в связи с длительным последействием, вкусовых ощущений, особенно у горького - до 2 минут.

Больному дают указание не шевелить языком, так как мышечные сокращения, по мнению некоторых авторов, влияют на порог вкуса.

Регистрацию порогов (для каждой половины языка, отдельно передние две трети и задняя треть) производят по минимальной концентрации раствора, правильно определенной испытуемым. Обычно достаточно исследовать вкус на соль и сахар

А. И. Бронштейн для исследования вкуса пользуется раствором сахара, соли, хины и лимонной кислоты.

Полагая, что пороги вкуса, по данным различных авторов, не совпадают в связи с применением различных методик, С. Д. Ролле рекомендует в начале работы проводить исследование порогов вкуса у здоровых людей по применяемой методике (даже заболевание гриппом или ангиной может полностью изменить вкусовое восприятие человека).

Хотя методика исследования Харитонова - Ролле вполне приемлема для клинических целей, тем не менее нужно признать, что методы исследования вкусовой чувствительности требуют еще дальнейшей разработки и усовершенствования.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта