Главная » Напитки » Сборник художественных произведений "все о хлебе". Беседа о хлебе

Сборник художественных произведений "все о хлебе". Беседа о хлебе

Э. Емельянова

Расскажите детям о хлебе

Блины – одно из самых древних и популярных мучных изделий. По мнению А. П. Чехова: «… они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы также, как и самовар, русскими мозгами…»

Интересно и происхождение слова «блин» – это искаженное слово «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, то есть из муки.

Блинам уже более двух тысяч лет. Интересно, что за этот период они практически не изменились. Меняются вкусы и мода, а блины остаются неизменными – вкусными, ароматными, красивыми.

Блины – русское национальное блюдо, но встречаются по всему миру. Русские блины сильно отличаются от своих собратьев. Они «мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными» (Похлебкин). Едят блины с соусами, начинками. Есть блины сладкие, т. е. со сладкими начинками, и есть сытные, с начинкой из мяса, рыбы, икры и т. д.

Разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Блины – обязательное угощение на Масленицу, непременное лакомство этого праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на Масленой неделе в потолок блины летели», «Без блина не маслена», «На горках покататься, в блинах поваляться» и т. д.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Возможно, блины приобрели такую невероятную популярность не только из-за вкуса и аромата, но из-за своего вида, напоминающего красное солнышко.

Гэй ты, круглый блин, всем нам господин!
Бока твои масленые, ты как солнце красное.
Кто тя будет есть, тому горя несть!

Испечь хорошие блины не просто. Это целый ритуал. Существуют поговорка «Первый блин комом», что означает, что первый блин не всегда получается и, чтобы испечь вкусный блин, надо немало потрудиться.

Для некоторых людей блины становятся серьезным увлечением. Они собирают старинные рецепты блинов, придумывают новые.

Самый большой в мире блин был испечен в Москве 15 марта 2002 г. Это был не традиционный круглый блин, а длинный и узкий. Его длина составила 1 км, масса – 300 кг, общая площадь – 150 м2.

«Хочешь есть хлеб, не сиди на печи», – гласит французская поговорка.

На протяжении многих веков люди выпекали пресный плоский хлеб – лепешки. Лепешки было принято не резать, а ломать и есть, размочив в супе или похлебке. Так делали до тех пор, пока люди не научились замешивать тесто на дрожжах, благодаря которым хлеб стал рыхлым и пышным. Тогда во Франции, а затем и в других странах стали популярны булки, сделанные в виде шара. В переводе с французского слово boules означает круглый. Булки выпекали в особых булочных, тесто слегка подслащивали. Вслед за французами булки стали выпекать немцы.

Рецепты приготовления булок долгое время оставались секретом французских и немецких булочников. Русские виды белого хлеба назывались: калач, сайка, сгибень или витушка, ситники – и выпекались в основном только в Москве. В эпоху Петра I немецкие булочные появились в России, их выпечка пользовалась популярностью.

Значительных успехов в приготовлении булок достигли венские мастера, которые усовершенствовали процесс хлебопечения: они первыми стали пускать в печь, где пекут булки, струю пара. Это делает поверхность булки приятной для глаз, как бы покрытой лаком. Улучшаются и вкусовые качества такой выпечки.

Булки пекут в разных странах по разным рецептам, но главное, чтобы человек, который печет булку, любил свою профессию, тогда и выпечка будет вкуснее.

He случайно профессия пекаря во все времена была очень почетной и уважаемой. За причинение вреда пекарю давалась более суровое наказание, чем если бы этот вред был нанесен представителю какой-либо другой профессии.

Булкой был и известный герой русской народной сказки Колобок.

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон…

Колобок – это особый хлеб, известный только в России. Пекли его не по праздникам и даже не в обычный будний день, а только лишь тогда, когда припасов для изготовления булок не было. Тогда скребли по коробам, мели по сусекам, т. е. в «колобочное» тесто шли все остатки муки. Сорт муки при этом не учитывался. И пшеничная, и ржаная, и гречишная – любая и вперемешку годились для колобка. Точного рецепта для изготовления колобка нет – здесь большой простор для фантазии пекаря.

He плачь, не плачь – куплю калач,
He плачь, дорогой, куплю другой.
He плачь, не кричи,
Дам тебе три!

Ай не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

Калач – вид белого пшеничного хлеба, на Руси пользовался особой любовью. Калачи были и на будничном столе у обычных горожан, и на пиршествах у богатых вельмож. В знак особого расположения царь посылал калачи патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание.

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.

Единого мнения, как появилось и что означает слово «калач», нет. По одной версии оно произошло от слов «коло», «колесо». По другой – от татарского «калач», то есть буквально – «будь голоден!», выражение, отражающее высокую степень аппетита.

Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдет, не поднимется. Есть у теста и еще одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники.

Еще одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.

Больших успехов в производстве калачей достигли муромские и московские хлебопеки, славились отменным вкусом и саратовские калачи. На городском гербе Мурома изображены три калача. Согласно легенде, через Муром проезжала императрица Екатерина N. Калачи, которыми ее угощали, ей очень понравились, и она отдала распоряжение разместить их изображение на гербе города.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Чернополова Олеся Андреевна
Беседа о хлебе, хлеборобах и пекарях в средней группе.

Беседа о хлебе , хлеборобах и пекарях в средней группе .

Цели и задачи : Познакомить детей с трудом хлебороба и пекаря . Закрепить знания детей о том, что хлеб важнейший продукт питания, получение которого требует огромного труда. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба и пекаря .

Предшествующая работа :чтение книжек, стихов, рассказов о труде взрослых, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа : введение в активный словарь детей новых слов : пекарь , хлебороб , комбайн.

Индивидуальная работа : включать в работу малоактивных детей.

Методические приёмы : наглядный (рассматривание картин, иллюстраций) ;

Словесный (вопросы к детям, рассказ воспитателя, пояснения) .

Ход НОД:

В-ль : Ребята, сядьте все ровно и послушайте меня. Сегодня на занятии мы поговорим о труде взрослых, в частности о профессии хлебороба и пекаря . Ответьте мне на такой вопрос, кто выращивает хлеб ?

Дети : Хлеб выращивают на полях .

В-ль : Правильно, ну а кто выращивает?

Дети : Люди.

В-ль : А как эти люди называются? Они называются хлеборобы . Ну-ка повторим все хлеборобы .

Дети : хлеборобы .

В-ль : Правильно выращивают и убирают хлеб хлеборобы . Они с раннего утра и до поздней ночи трудятся в поле, чтобы убрать всё до единого зёрнышка. А если не уберут хорошо зерно, тогда нам нечего будет кушать. Труд хлебороба очень кропотливый , хлеб – это ценнейший продукт питания, получение которого требует огромного труда.

В-ль : Ребята, вы часто ходите в магазин где продают хлеб , чаще всего он называется «Булочная» . Кто бывал из вас в таком магазине?

Дети : Все.

В-ль : Какой хлеб вы там видели ?

Дети : Батоны, разные булочки.

В-ль : Правильно, батоны, булочки, пшеничный и ржаной хлеб . Ни один обед не обходится без хлеба . Не правда ли? А знаете ли вы, где и как пекут хлеб ?

Дети : Хлеб пекут на заводе .

В-ль : Правильно, этот завод называется «Хлебзавод » . На этих заводах не на секунду не прекращается работа. Даже в праздничные дни, когда все люди отдыхают, пекари работают . Ведь к праздничному столу хлеба нужно ещё больше ! Так кто же печёт нам хлеб ?

Дети : Пекарь .

В-ль : А кто, когда нибудь помогал маме, печь пироги и какие продукты для этого нужны?

Дети : Мука, сахар, соль, дрожжи.

В-ль : Правильно, молодцы.

В-ль : И так наше занятия подошло к концу, подведём итоги : так что же вы узнали на занятии.

Дети : на занятии мы узнали как и кто выращивает хлеб , где и как его пекут и что нужно его беречь.

В-ль : Хорошие урожаи выращивают труженики полей в нашей стране. И тем не менее хлеб нужно беречь !

Человек, который не научится беречь хлеб никогда не будет пользоваться уважением окружающих, потому что выбрасывая хлеб , он оскорбляет труд людей, которые выращивали рожь, пшеницу для этого хлеба , убирали с полей, хранили зерно, изготовили умные машины для хлебозаводов и выпекали хлеб

Публикации по теме:

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания,.

Беседа в средней группе «Село мое родное» Беседа: «Село моё родное» Програмные задачи: Познакомить детей с родным селом, его историческим прошлым и настоящим, воспитывать чувства.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о зиме» Образовательные цели: Закрепить знания детей о зиме. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Занятие-беседа в средней группе по сказке «Детский сад в лесу» Цель: закрепить знание содержания сказки «Детский сад в лесу»; развивать способность давать оценки действиям персонажей сказки; учить детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Беседа» Домашнее животное «Корова» Программное содержание. 1. Закреплять знания детей о домашнем животном корова внешний вид, части тела, чем питается, кто за ней ухаживает.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Что мы знаем о хлебе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что мы знаем о хлебе» Подготовила и провела воспитатель средней группы Минилбаева Е.

Зульфира Галимова
Беседа о хлебе в подготовительной группе

Цель : Развивать индивидуальные способности детей к речевой деятельности через картинки. Задачи :

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям , вырастившим его.

Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.

Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор)

Развивать мыслительные способности детей : анализ, сравнение, обобщение

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, послушайте загадку и отгадайте :

Мягкий, пушистый и душистый

Он черный и белый, А бывает подгорелый . (Хлеб ) Дети : Это хлеб

Воспитатель : Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе . Он самый главный на каждом столе. А вот каким он должен быть, вы мне и расскажете. Игра :

«Какой бывает хлеб

Ответы детей : румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный.

Воспитатель : Хлеб бывает разный , но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб ? Дети : В магазине

Воспитатель : А хотите, я вам расскажу, как он попал в магазин. Но, сначала скажите мне, из чего делают хлеб ? Дети : Хлеб пекут из муки

Воспитатель : А что такое мука? Из чего ее получают? Дети : Из зерен

Воспитатель : Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб ?

Сядьте правильно и слушайте : Трактор землю вспашет железным плугом, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает, и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, он собирает зерно к себе в бункер и высыпает в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб . Повторение новых слов : сеялка, элеватор, комбайн.

Физминутка :

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал

и росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. Воспитатель : А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ, о том, как выращивается хлеб . Дети составляют рассказы.

Воспитатель : Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей) Игра : «Кто больше назовет хлебных изделий

Воспитатель : Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки. Дети : Каравай, батон, печенье, торт, хлеб , сушки, ватрушки, крендельки. Воспитатель : Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила. (Стол с выпечкой)

Артикуляционная гимнастика :

Вот толстяк - надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка - щеки впали :

Видно, есть ему не дали.

Шарик слева, шарик справа

Есть у нас одна забава :

В щеки дуем - чередуем.

То в одну, а то в другую

Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар.

Воспитатель : Я вам раздам картинки, а вы должны по этой картинке составить одно

предложение (Картинки с выпечкой, например - батон)

Воспитатель : Вы все были очень внимательными. Мне понравились ваши предложения. А

что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали?

(Ответы детей) .

Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам. Я приглашаю

Сегодня я вам расскажу всё о хлебе. История хлеба неотделима от истории человечества.

Приблизительно 17 тыс. лет назад в долине Нила поселились племена, которые начали собирать дикие злаки. Сначала они употребляли в пищу колоски. Позднее стали зёрна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Колоски срезали каменными серпами, перетирая в муку камнетёрками. И хлеб сделанный ими был ещё не настоящим.


Мучнистые зерна не очень вкусны.

Сырыми их кушать не очень приятно,

Но в зимнее время очень нужны,

И людям всё это было понятно!

Хранить их конечно, было легко.

За хлебным зерном отправлялось всё племя.

Ходить за зерном им пришлось далеко

И тратить на это бесценное время.

Пшеницу растить не умели пока

И землю возделывать тоже не смели.

Считали: растенья подвластны богам,

А спорить с богами они не хотели.

Однажды охотник просыпал зерно,

Упали на землю бесценные зёрна.

И вскоре, частично, оно проросло.

Охотник тот случай запомнил, бесспорно.


Именно так люди научились выращивать хлебные зёрна.

Первоначально человек готовил себе из хлебных зёрен кашу. Затем стали зёрна предварительно поджаривать для придания им сладковатого вкуса.

Однажды древняя женщина случайно пролила густую похлёбку на раскалённые камни. Ей жаль было пропавшей муки, подхватила она испёкшейся кругляшек, которому ещё не было названия, и хотела отбросить его в сторону, но передумала. От него так соблазнительно пахло! Решила попробовать. Вкусно! После этого стали кашу из зёрен жарить на камнях.
Когда мы берём в руки хлеб, мы не думаем о тяжёлом труде, вложенном в него.

А сейчас мы поговорим с вами о людях, которые растили пшеницу, чтобы хлеб попал на наш стол.

Главный человек это пахарь.

Древние люди рыхлили землю простой палкой. Потом появилось мотыга, затем лопата. А ещё позже появилась соха. Соху делали из липы и тянула её лошадь. Железный плуг появился гораздо позже. Позднее человек изобрёл трактор и шестикорпусной плуг.

Прежде чем начать сев, необходимо обработать почву трактором. Её вспахивают, боронуют, культивируют. И только после такой обработки почвы можно начинать сев. Это очень ответственная работа.
Слава ж тем, кто на рассвета

Раньше солнца поднимался,

Подставлял лицо под ветер,

Чтобы колос наливался

И не вылег вдруг от града.

И посеять, и взлелеять

Колосочек каждый надо,

И пока дымятся росы,

В срок скосить хлеба густые,

Чтоб не сыпались с колосьев

Наземь зёрна золотые.

О дожде не спросит осень,

Был он в мае или не был?

Спросит, убраны ль колосья

Под июльским знойным небом.

Слава тем рукам – что пахнет хлебом!


На поле три человека важны это – пахарь, агроном, комбайнёр.

Я сейчас вам рассказала, что пахарь это который пашет, засевает и подкармливает семена удобрением.

Комбайнёр – убирает хлеб с полей. А ещё один человек для которого поле как дом родной. Это агроном. Его главная задача – обеспечить высокий и качественный урожай. Поэтому он определяет поле для каждой культуры. Агроном ходит по полям и наблюдает за всходами пшеницы. Он организует борьбу с сорняками. Ещё следит за тем, чтобы растения не болели, и своевременно был убран урожай.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона белого хлеба требуется 10 тысяч зёрен.

Золотой стеною высится пшеница.

Знаете ли вы, она – хлебная царица?

Да, действительно пшеница является хлебной царицей, потому что именно из пшеничной муки пекут самый лучший хлеб: ноздреватый вкусный и удивительно белый. Пироги вам тоже Зоя Васильевна печёт из пшеничной муки высшего сорта.

В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Хлебом солью встречали почётных гостей, жениха и невесту.

Хлеб непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба.

Хлеб выпекают из пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, риса и кукурузы. В зависимости от того, какая мука используется, получается хлеб разного вкуса и вида.

Много разных видов хлеба на Руси. Однако словом «хлеб» чаще называли тот, что выпечен из ржаной муки. Ржаной, «чёрный», хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же значительно дешевле его. Да и рожь в старину называли житом от слова «жить». Ведь есть хлеб, значит, есть жизнь!

Прошли века, но и в наши дни хлеб считается важной пищей для человека. Теперь пекут хлеб уже специальные машины. Но как бы легко ни давался хлеб, не забывайте главного: чем бережнее мы будем относиться к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ХЛЕБЕ
Стихи о хлебе


  1. Каравай земли и неба
На твоём столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.


  1. В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.


  1. В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной
4. И растёт под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.


  1. Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Пусть кружиться в квашне,
Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Ешь его расти и помни:
В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.


  1. Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,


  1. То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.
В 1988 году был открыт первый музей в Санкт – Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть быт и нрав наших предков, а главное, понять, как они относились к «хлебу насущному». В музее можно узнать много интересного о хлебопечении со времён царя Петра и до наших дней. В музее хранится кусочек хлеба весом 125 граммов (это примерно с мизинец). Такую крохотную пайку хлеба в Ленинграде в голодную блокадную пору человек получал на целый день. В музее хлеба хранится более 18.000 тысяч экспонатов хлеба! И дня не хватит, чтобы всё рассмотреть. Сегодня в России открыты и другие музеи хлеба – в Пскове и в Елабуге, в Одессе, в Киеве на Украине.
В дыму Ленинградского неба,

На горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений за свободу и за хлеб.

Значит правильны слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

Так и повелось на всей земле: из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе, согрет был человечьими руками.

Ты вырастишь и через много лет опять сюда вернёшься на рассвете, и скажешь: «Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете!»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ТЕСТЕ
«Хлеб да соль» - говорит русский человек, приветствуя всех. Сколько в русской речи пословиц и поговорок, связанных с хлебом! Ведь хлеб всему голова.

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки, прославляющие хлеб.


Почему у русского народа считалось, что «Не красна изба углами, а красна пирогами»? (Русский народ всегда славился гостеприимством, хлебосольством. Необязательно иметь богатый дом, главное чтобы, в доме всех встречали добром и улыбкой).

Поговорка отрезанный ломоть, гласит: белый каравай целый, стал початый, и ломоть отдельно. Потому и стали называть отрезанным ломтём ушедших из семьи членов. Дочка, выданная замуж, отделившийся и заживший своим домом сын.


А, сейчас проведём разные викторины:

  1. Какой хлеб считается самым вкусным? (Пшеничный)

  1. Из чего делают манную крупу? (Из пшеницы)

  1. Какая пища никогда не приедается? (хлеб)

  1. Какая машина убирает хлеб? (Комбайн)

  1. Какие продукты можно получить из муки? (макароны, хлеб, пироги, соломку, баранки и т.д.)

А, теперь конкурс приметы. Задание – закончи фразу:


Дым стелется – быть …(непогоде)
Дым столбом – к … (морозу)
Бабье лето ненастное – осень … (сухая)
Комары в ноябре – быть … (мягкой зиме).
1. Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок)

2. В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе)

3. Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь?» (Рожь)

4. Из чего сварил кашу хитрый солдат в одной из русских народных сказок? (Из топора. «Каша из топора»).

5. Откуда взялся волшебный горшочек у девочки из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»? (Это был подарок старушки, которую девочка угостила ягодами в лесу)

6. Золотист он и усат, в сто карманах сто ребят. Что это? (Колос)

7. Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило целый город. Какие слова надо сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари», «горшочек не вари»)

8. Сколько детей было у сороки белобоки? (Пять)

10. чем угощала лиса журавля? (манной кашей в тарелке)

11. Из чего сварена каша, которой поп из сказки А.С.Пушкина кормил своего работника? (Из полбы)

12. Закончите поговорку щи да каша - …. (пища наша)».


Загадки:

  1. Для уборки урожая
На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один (комбайн)


  1. Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком конечно с ней? (машина)


  1. За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.

А где её след чуть заметный ложиться,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка).


  1. Овсом не кормят
Кнутом не гонят,

А как пашет – семь плугов тащит (Трактор)


  1. Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета.

Что, скажите, за месяц это? (Июль)


  1. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит (Колос)


  1. Зубья ходят, гребни машут,
Жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машину,

Поле наголо стригут (жатва) – это уборка урожая хлебов


  1. В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я, будет целая семья! (Зерно)

  1. Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. (Поле)

  1. С неба солнце золотое, золотые льёт лучи. В поле дружною стеною золотые усачи. (Пшеница)

  1. Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)

  1. Он бывает с толокном, с рисом, с мясом и пшеном, с вишней сладкою бывает. В печь его сперва сажают, а как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. (Пирог).

Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем дальнее путешествие…

Но всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто возрастил его? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зёрнышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой тёплой булочки!

Хлеб – это достояние народа, обилие хлеба один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать повседневной нормой.

Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Беседы для детей старшей группы

«Центр развития ребенка – детский сад». г. Кемерово. Кемеровская область.

Беседа о хлебе.

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.

Предварительная работа. За несколько дней до беседы воспитатель организовывает встречу с завхозом детского сада с подгруппой детей. Для того чтобы узнать, сколько хлеба ежедневно привозят в дошкольное учреждение. Дети наблюдают за выгрузкой хлеба, пытаются сосчитать кирпичики черного хлеба и батоны белого.

Другая подгруппа вместе со взрослым (методистом, воспитателем, няней) совершают прогулку в ближайшей магазин с целью узнать, сколько хлеба ежедневно продают населению микрорайона.

Затем воспитанники рассказывают друг другу и педагогу о том, что они узнали.

Ход беседы.

Воспитатель спрашивает детей, много ли хлеба ежедневно доставляют в детский сад, много ли его поступает в магазин, сколько хлеба надо выпечь, чтобы накормить людей их родного города, почему так много надо хлеба.

Вот я сказала «хлеб надо выпечь», - продолжает разговор педагог. – Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – мука.

Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб – из пшеничной, черный – из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы(можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом – изображения пакетов с мукой).

Взгляните, - говорит педагог, - это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть межу ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше – добыть их из колосков - обмолотить колоски. Повторите, что сделать.

Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю – так говорят: хлебное поле – комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.

Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправлять. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеватор - это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может хранится несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?

Из зерна, поступившего из мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу). Вы догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Весной, вспахав поля, хлеборобы – запомните, дети, это слово – засевают их пшеницей и… рожью. Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда выходят на поля мощные -комбайны. Комбайны скашивают и обмолачивают пшеницу (рожь), загружают ее в кузов машин, а машины отправляются на приемные пункты. С приемных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц оно идет в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле!

(Я. Дягутите. Каравай).

Итак, сегодня, дорогие дети, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка?

Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его.

Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.

Вы, дети, живете в России- богатой и сильной стране. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб нужно беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их.

В заключение воспитатель еще раз читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите.

Беседа на тему «Правила дорожного движения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их; помочь запомнить новую считалку.

Ход беседы.

Дети рассаживаются полукругом, в центре которого на детском столе выполнен макет городской улицы со светофором, «зеброй», автомобилями(игрушки), тротуаром и пешеходом – матрешкой.

Воспитатель обращается к детям:

Дети, что вы видите на столе? Правильно, улицу города. Точнее говоря, макет улицы. Вы уже знаете, что пешеходы обязаны соблюдать правила уличного движения. Я сказала пешеходы. Что означает это слово? Из каких других слов оно образовано? Что обязаны делать пешеходы? Да, они обязаны соблюдать правила уличного движения. Есть такие правила? Назовите их.

Выслушав ответы детей, воспитатель вызывает к столу ребенка, дает ему свисток. Приглашает к столу еще 6-7 человек – это шоферы. Они поедут на своих автомобилях навстречу друг другу.

Матрешка приближается к переходу, останавливается напротив светофора. Горит красный свет (для пешеходов). Медленно едут машины. Матрешка начинает переходить улицу, полицейский свистит.

Стоп! – говорит педагог, предлагая оставить на местах машины и матрешку. – давайте разберемся, почему свистел полицейский, прав ли он? (все участники разыгранной сценки возвращаются на свои места.)

Заслушиваются суждения трех – четырех детей. Они объясняют, что матрешка пошла на красный свет светофора, а делать этого нельзя – движется транспорт, можно попасть под машину, можно вызвать аварию на дороге.

Не следует переходить улицу на красный свет даже тогда когда на дороге нет машин, - уточняет воспитатель. И показывает, как внезапно поехала машина, стоявшая около тротуара, и как матрешка опять чуть было не попала в беду.

Объясните матрешке это важное правило, - советует педагог. – Скажите ей так: запомни, никогда не переходи улицу на красный сигнал светофора. Не ходи даже тогда, когда на улице нет машин.

Правило повторяют сначала все дети хором, затем 2-3 ребенка индивидуально.

Педагог вызывает к столу полицейского и шоферов (это уже другие дети).

Они помогают разыграть следующую сценку: матрешка, дождавшись зеленого сигнала светофора, начинает переходить улицу. Когда она оказывается на середине проезжей части, загорается желтый свет.

Что делать? – спрашивает воспитатель. Выслушивает советы детей. Среди них есть предложение поскорее перебежать улицу- Давайте попробуем перебежать! – соглашается педагог. Матрешка бежит. Загорается красный свет, едут машины, кукла пытается лавировать между ними. Один автомобиль тормозит, на него наезжает второй, свистит полицейский.

Воспитатель отпускает детей на места и просит объяснить, что произошло на проезжей части улицы и почему. Формулирует правило, которое дети повторяют все вместе и по одному: если ты не успеваешь перейти улицу, остановись на середине ее и подожди зеленого сигнала светофора.

Шоферы и полицейские возвращаются на свои места, и матрешка еще раз переходит улицу, пережидая на середине ее поток машин.

Воспитатель предлагает поиграть в уличное движение на столе, и на полу. Но прежде советует выбрать двух полицейских – регулировщиков. «Это очень ответственная и нелегкая работа», - подчеркивает педагог. Желающих, как правило, очень много, поэтому воспитатель рекомендует воспользоваться считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф! Не попал.

Серый зайчик убежал.

Педагог проговаривает считалку, затем дети 2-3 раза повторяют 2 последние строчки, запоминая их. Далее первую часть негромко, четко выговаривая слова, декламирует все, а 2 последние строчки- один ребенок. Тот, на которого пришлось слово убежал, становится полицейским – регулировщиком. Все заканчивается самостоятельной игрой детей.

Беседа о домашних животных.

Чтение детям рассказа «Верблюжья варежка» Г. Снегирева.

Цель: объяснить детям, каких животных называют домашними и почему; проверить, как они усвоили новые сведения (предложить доказать, что верблюд из рассказа Г. Снегирева – домашнее животное); помочь запомнить описание верблюда.

Ход беседы.

Воспитатель показывает детям картинки с изображениями козы, коровы, овцы, лошади, медведя. Спрашивает, кто в этой группе животных лишний и почему (лишний медведь, так как остальные животные домашние). Просит детей назвать других известных им домашних животных и подумать, почему они считаются домашними. Выслушивает ответы, обращает внимание детей на отличительные признаки: домашние животные живут у людей, не боятся человека; человек создает условия для их жизни: кормит, строит жилье, лечит; выпущенные на волю, домашние животные или ищут себе новых хозяев, или погибают; все домашние животные приносят пользу в хозяйстве.

Дети повторяют перечисленные признаки, стараются запомнить их.

Верблюд – тоже домашнее животное, - говорит педагог. – Что вы знаете о верблюдах? Как выглядит верблюд? Как это животное используется человеком?

Выслушав ответы детей, воспитатель сообщает, что прочитает рассказ писателя Геннадия Снегирева «Верблюжья варежка». Читает рассказ. Интересуется, понравился ли он, кто что нового для себя узнал о верблюдах. Беседует с детьми по прочитанному.

Как же все – таки верблюды используются в домашнем хозяйстве?

А как выглядел верблюд, на котором привезли дрова? Вспомните текст рассказа: «Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на болоте, и набок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и губами он что –то все время жует».

Какого же цвета верблюд?

Мальчик влез на верблюда, состриг шерсть с горбов, а верблюд? «Посмотрел, кто там копошится, валенок полизал». А если бы это было дикое животное, как бы оно вело себя?

Вы теперь знаете, как определить домашнее животное, отличить его от дикого. И кое – что знаете о верблюдах. Назовите признаки, характеризующие верблюда как домашнее животное. (Живет у людей, не боится их, позволяет себя запрягать, перевозить грузы на себе, берет хлеб из рук человека; люди кормят, лечат верблюдов, строят им загоны для жилья, заботятся о верблюжатах; из верблюжьей шерсти вяжут теплые вещи.)

Беседа на тему «Автотранспорт»

Чтение детям рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегал. Рассказ воспитателя о родном городе.

Цель: уточнить представления детей об автомашинах, обратить их внимание на то, как нужны в хозяйстве нашей страны разные марки и виды автомобилей («скорая помощь», грузовые автомобили, такси и т. п.); обогатить их знания с помощью нового литературного произведения; знакомить с достопримечательностями родного города, воспитывать любовь к нему и гордость за него; пополнить активный словарь за счет слов, употребляемых в ситуации общения.

Предварительная работа. На одной – двух целевых прогулках дети наблюдают за движение на проезжей части улицы, знакомятся с достопримечательностями города.

Ход беседы.

Трудно представить себе город или поселок без автомашин, - начинает беседу воспитатель. – Какие автомобили мы с вами видели на улицах нашего города?

Уточняет, дополняет, исправляет ответы детей, поощряет их попытки не только назвать транспортное средство, но и рассказать о его назначении. Обобщая высказывания детей, перечисляет все виды автомобилей, которые были названы. Говорит, что есть еще несколько видов, о которых дети либо забыли, либо не знают. О них рассказано в книге, которая называется « Машины на нашей улице».

Читает отрывок из книги. Спрашивает, все ли детям понятно, что нового они узнали из прочитанного. Предлагает перечислить автомобили, которые в первый раз не были названы.

Наступает Новый Год. В наш город обязательно приедут гости. Что же можно будет показать гостям, чтобы они получше узнали наш город, полюбили его?

Выслушивает предложения детей, одобряет их. Достает новые игрушки: куклу, медвежонка, утенка и другие в образе живых существ, объясняет, что их подарили детскому саду к празднику.

Эти игрушки – тоже новички в нашем городе. Давайте первую экскурсию по городу проведем для них, - предлагает воспитатель. – Оля, закажи для нас экскурсионный автобус. Какой автобус ты закажешь? (Ставит перед девочкой телефон).

Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Кем буду? Здравствуйте, товарищи экскурсанты! Как я вас назвала? Меня зовут Ирина Валерьевна. К вашим услугам новый туристический автобус. Прошу занять места. Поехали! По ходу экскурсии педагог демонстрирует 2- 3 фотографии с видами родного детям города, рассказывает о достопримечательностях. Заканчивая игру, она объявляет:

Наша экскурсия по городу Кемерово закончена. Всего вам доброго товарищи экскурсанты!

До свидания экскурсовод. Всего хорошего!

Беседа на тему «Дикие животные»

Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картинки о животных; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения.

Ход беседы.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями диких животных. Спрашивает, что это за звери, как их по – другому можно назвать (дикие животные), почему их называют «дикие». Называет признаки, характеризующие всех без исключения диких животных: живут самостоятельно в определенных климатических условиях, например, белый медведь живет только на Севере, львы – в пустыне и т. д; строение их тела, окраска, поведение хорошо приспособлены к условиям жизни; к неволе привыкают с трудом, содержатся непременно в клетках.

Предлагает детям подтвердить характеристику диких животных на примере ежей и белок. Задает наводящие вопросы, помогая формулировать выводы.

Где и как живут эти звери?

Как они приспособились к условиям жизни? Присмотритесь к окраске этих животных. (Ежи и ежата – серо – коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Белка - ярко –рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен и елей. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из – за него).

Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (Ежи – ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче.

Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле – иголки, защита от врагов. Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им «перелетать» с дерева на дерево. На ногах - острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.)

Как животные приспосабливаются к условиям жизни? (Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает на зиму запасы. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой – высоко. Белки даже в неволе делают себе запасы к зиме.) Педагог еще раз повторяет признаки, характерные для диких животных.

Беседа на тему «Летний день – год кормит». Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи»

Цель: пополнить знания детей о том, как и где хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать соответствующий словарь (названия ягод, фруктов, овощей и способов их заготовки в прок).

Предварительная работа. За несколько дней до беседы воспитатель предлагает детям узнать у родителей, какие овощи, фрукты, ягоды, грибы они заготовили на зиму, как это сделали, где хранят консервы.

Ход беседы.

Педагог спрашивает, какой сейчас месяц, какое время года. Просит ответить одним предложением (Сейчас февраль – последний месяц зимы). Рассказывает:

Давно убрали с полей овощи, давно созрели ягоды и фрукты. А мы с вами и в конце зимы едим свежий картофель, морковь, свеклу, капусту. Где же хранятся овощи? (В специальных овощехранилищах, а в домашних условиях – в подполье и погребах.) А какие свежие фрукты бывают зимой?

Народная пословица гласит: « Летний день – год кормит». Как вы это понимаете?

Воспитатель показывает картинки с банками с соленых огурцов или помидор. Спрашивает, что это, как еще летом и осенью люди заготавливают в прок овощи, фрукты, ягоды.

Дети рассказывают, что овощи солят, маринуют, делают из них овощные консервы; из фруктов тоже делают маринады –маринованные яблоки и сливы, но чаще из них готовят разнообразные компоты и соки, варят варенье, джем, желе.

Воспитатель спрашивает, какие соленья, маринады заготовлены на зиму у них дома, где хранятся. Затем рассказывает:

Есть еще способ хранить овощи и фрукты – замораживать их. В магазинах наших городов продают замороженные овощные наборы для супов, замороженные ягоды и фрукты. Так справедлива ли пословица «Летний день – год кормит»?

Педагог показывает картинки с различными соленьями, варенье, компот. Дети определяют, что находится в банках.

Вы скоро подрастете и станете помогать родителям по хозяйству, будете и заготовлять впрок дары природы. – Давайте проверим, что вы знаете об этом.

Итак, летом собрали урожай крепких огурцов. Огурцы не могут долго храниться. Что вы с ними будете делать? (Солить, мариновать, замораживать.)

А что вы будете делать с яблоками? (Варить варенье, компот, джем, делать цукаты, яблочный сок, мариновать.) Из клубники?.... Моркови?.... Капусты?..... и т. д.

Беседа на тему «Наши мамы».

Чтение детям стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой.

Цель: помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Ход беседы.

«Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?» - обращается воспитатель к детям. Выслушивает ответы, положительно оценивая такие слова, как мир, Родина. И заключает: «Самое лучшее слово на свете – мама!»

Педагог предлагает воспитанникам рассказать о мамах (заслушивается 4-5 человек). Затем включается в разговор:

Рассказывая о мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют делать эти руки? (Готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д)

Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то что мамы работают, они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно мамам? Чем и как можно им помочь? Кто из вас постоянно помогает дома по хозяйству? (Заслушивает, уточняет, обобщает ответы детей.) вы еще малы и некоторые дела вам пока не по силам. Но многие дети обязаны делать сами: убирать свои вещи, игрушки, ходить за хлебом, поливать цветы, ухаживать за животными. Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать ее своим вниманием, заботой. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать.

Воспитатель дает детям возможность высказать свои суждения, затем продолжает:

Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжелая ли сумка у нее в руках. И, если сумка тяжелая, помогут ее нести. В автобусе, трамвае не спешите занять свободное место. Надо обязательно предложить маме и настоять на этом. Выходя из транспорта, старайтесь подать маме руку, чтобы ей было легче выйти. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и внимательный человек. И мамины глаза будут сиять от радости.

Поводов заботится о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.

Интересуется, не случилось ли кому - нибудь из детей позаботиться о маме так же, как рассказано в стихотворении.

Беседа на тему «Что мы знаем о птицах?»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

Ход беседы.

На доске вывешены иллюстрации с изображениями птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки. Рядом пустая клетка для птиц. Педагог задает вопросы по картинкам:

Кого вы видите на картинках?

Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.)

Перья – оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное.)

Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему? (2-3 ответа)

Рассказывая об оперении, вы уже называли некоторых птиц. Назовите и опишите остальных. Вспомните, рассматривая рыб, мы установили, что у них нет шеи. У птиц ее тоже не видно. Как вы думаете, есть ли у птиц шея? (Есть, она закрыта перьями, как воротничком.) А когда шея птички хорошо видна? (Когда птица вытягивает ее, например, чистит перья, поворачивает голову.)

Есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат? Посмотрите на ноги птиц и расскажите, какие они. По земле одни птицы ходят, другие прыгают. Которые из этих птиц прыгают? Отделите их от остальных. Какие птицы остались? Далее педагог объявляет детям, что сегодня их товарищи приготовили для них сюрприз – выучили стихотворения – загадки, а все остальные говорят отгадку (воспитателю на ухо). Она сообщает ребенку, кто отгадал правильно.

Черный жилет, красный берет,

Нос – как топор,

Хвост – как упор. (Дятел)

Черный, проворный.

По полю ходит,

Кричит: «Крак!»,

Всем червякам враг. (Грач)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке

На месте

Никак не сидится-

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится. (Синичка)

Затем воспитатель напоминает детям об их наблюдениях за птицей. Предлагает рассказать о результатах. Спрашивает, как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде. Потом приглаживает и сушит перышки).

Почему говорят, и говорят правильно, что птицы - наши друзья? – интересуется педагог. (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

В заключение воспитатель предлагает детям рассказать все, что они знают о птицах.

Беседа о Дне Победы.

Цель: обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы, активизировать знания о Российской Армии, защитнице страны; вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших воинов.

Ход беседы.

Воспитатель читает стихотворение «Шинель» Е. Благининой:

Почему ты шинель бережешь? –

Я у папы спросила. –

Почему не порвешь, не сожжешь? –

Я у папы спросила. –

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись - ка получше!

На спине вон какая дыра,

Приглядись – кА получше!

Потому я ее берегу, -

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели!

Педагог пережидает реакцию детей и повторяет последние строки стихотворения: «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!» Спрашивает:

На какого врага ходил боец в ныне грязной и старой шинели и когда это было? (Давно, во время войны с фашистами.)

Это была жестокая война, принесшая нашей стране большие разрушения и много горя. Кто из вас что –то знает об этом – слышал от взрослых, видел в кино и по телевизору? (Заслушивает, уточняет, дополняет ответы детей.)

- «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!» - еще раз повторяет воспитатель строчки стихотворения. – война закончилась девятого мая. И этот день – Девятое мая – стол в нашей стране великим праздником – Днем Победы! (Включает музыку – «День Победы» Д. Тухманова. Дети прослушивают первый куплет.)

Кто из вас может рассказать, как отмечают люди этот праздник? (Заслушивает детей, иллюстрирует их фотографиями, рисунками.)

На земле нашей Родины после войны осталось много братских могил (показывает фотографии обелисков). Вглядитесь в эти фотографии, и вы обязательно увидите живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее.

Педагог говорит: «Если в вашей семье, в вашем доме, на вашей улице живут ветераны войны, те, кто непосредственно участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с Днем Победы.

Воспитатель включает магнитофон и дает детям послушать песню целиком. Приглашает детей рассмотреть книги, фотографии о том, как ветераны войны передают свой опыт молодым солдатам, как российские войны несут свою службу, как проводят свободное время.

Беседа на тему «Как мы встречали весну».

Повторение стихотворения «Сельская песня» А. Плещеева.

Цель: активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; животном мире; о работах людей в поле, саду, огороде; развивать у детей воображение, чувства юмора.

Ход беседы.

Педагог читает « Сельскую песню» А. Плещеева.

Плещеев назвал свое стихотворение «Сельская песня», хотя речь в нем идет о весне, - говорит педагог. – Вероятно, поэт выбрал такое название потому, что раньше всех весну встречают именно сельские жители. Еще они начинают готовиться к ее приходу. Не успеет земля просохнуть, а уже в поле выходят… трактора.

Воспитатель демонстрирует соответствующие картинки, иллюстрации, а дети рассказывают о том, как пашут землю, засевают поля зерном, следят за озимыми; сажают картофель и овощи, окапывают деревья, высевают цветы.

Педагог цитирует русскую народную пословицу:

Что посеешь, то и пожнешь,

Что пожнешь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь.

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что нового появилось весной в лесах, парках. Дети рассказывают о пении птиц, о том, что птицы вьют гнезда, выводят птенцов; у них много корма: гусениц, мух, жучков, личинок, на полянках и газонах – густая молодая трава, на траве солнечные головки одуванчиков; много разных насекомых. Воспитатель просит найти и показать насекомых на картинках, назвать их. Напоминает, что ребята забыли сказать о животных. Дети рассказывают о том, что пробудились от спячки медведи и вывели из берлог медвежат, проснулись ежи и т. д.

Чудесное время - весна! – заключает педагог. – Где бы вы сейчас хотели побывать, что увидеть?

Выслушивает пожелания детей и предлагает поиграть в игру – «Угадайте, где мы были?».

Трактора в полях водили….

У медведицы гостили….

И зайчонка навестили…

В темной чаще хлеб растили…

В птичьем гнездышке пожили и т. д.

Беседа на тему «О дружбе и друзьях»

Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.

Ход беседы.

У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? – говорит воспитатель. – Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3-5 высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?

Педагог выслушивает суждения детей. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями.

Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам, - уточняет воспитатель и спрашивает: - А как вы сами должны, обязаны относиться к другу?

Предлагает послушать рассказ о мальчиках, которые называют себя друзьями, и дать оценку их взаимоотношений:

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе.

Это Андрейка виноват! - сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

Андрейка, это ты виноват? – строго спросила воспитательница мальчика.

Я, - ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

Хотя виноват только Андрейка, но я накажу вас обоих, - сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды.

А меня за что?! – захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной.

Тоже мне … друг еще называется, - пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.

А что вы думаете об этом? – интересуется педагог. – Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрея? Почему вздохнула? Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом? – Заслушивает и оценивает ответы детей.

Так как же следует относиться к своим друзьям, какими надо быть?(Добрыми, щедрыми, великодушными. Помогать друзьям в беде, радоваться их успехам.) Теперь вы знаете, кого можно называть настоящим другом? Того, кто спешит другу на помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет простить, никогда не переложит на него свою вину.

Беседа на тему «Труд работников детского сада»

Цель: расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.

Ход беседы.

Предварительная работа.

За 2-3 дня до беседы вечером после полдника педагог, собрав детей, спрашивает их о том, кто такая заведующая детским садом, что она делает. Интересуется, что делает в саду воспитатель – методист. Выслушав детей воспитатель говорит: «Как мало вы знаете о труде этих людей! Хотите знать больше?» Получив согласие детей и договорившись с сотрудниками, отправляет 3-4 ребят с поручением, как можно больше узнать о труде заведующей, методиста, повара, медицинской сестры, наблюдая за их деятельностью и расспрашивая о ней (на 35-40 мин.)

В нашей стране маленькие дети воспитываются в дошкольных учреждениях, - начинает разговор педагог. – Много людей трудится для того, чтобы малышам в детских садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, а спокойно и продуктивно работали.

Я сказала: много людей работает в детских садах. Я не ошиблась? Люди каких профессий трудятся в дошкольных учреждениях?

Рядом с детьми всегда воспитатель и няня. Расскажите подробнее о том, что входит в обязанности воспитателя. (Встречает детей, беседует с родителями, организует игры, проводит занятия и т. д.)

А что делает в течение дня няня и как вы можете помочь ей?

Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

А как трудятся наши повара? Какие машины и механизмы имеются в их распоряжении?

Что за должность – воспитатель – методист детского сада?

Где его рабочее место?

Хорошо, когда в детском саду есть своя медицинская сестра – не надо каждый раз ходить в поликлинику! Что делает в детском саду медицинская сестра?

Заканчивает беседу воспитатель так: «Сегодня мы постарались побольше узнать об обязанностях сотрудников детского сада. Как вы думаете, чья же работа интереснее и почему?» выслушивает ответы детей. Задает новый вопрос: «А чья же работа важнее? Нужнее?»

Формулирует вывод: «Однако важна и нужна работа каждого человека. И каждый человек старается выполнить свою работу как можно лучше».

Беседа на тему «Что мы знаем о рыбах»

Цель: пополнить знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; активизировать соответствующий словарь; вызывать у детей желание узнать побольше о рыбах.

Ход беседы.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и других, и среди них картинку с изображением воробья. Предлагает детям взглянуть на картинки и догадаться, кто тут лишний. Спрашивает, как они определили, что лишний – воробей. (Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.)

Педагог убирает картинку с воробьем. Просит назвать рыб и дать краткое описание внешнего вида каждой. Дает образец высказывания: «Это толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

Спрашивает, какая, по мнению детей, рыба самая красивая, самая некрасивая , самая большая, самая маленькая. Задает новый вопрос: «Рыбы такие разные, так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом –рыбы?» Дети называют общие признаки рыб.(Все они живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры.)

А теперь отгадайте загадку. –«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это? (Рыбы)

А монетки – это? (Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.) Серебряные или золотые монетки? (И те, и другие, но чаще серебряные.)

У многих животных существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о их назначении. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники? Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Шевелят плавниками и плывут. Плавник… плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево – вправо.

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм. А где же спят рыбы и как? (Спит у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами). Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других. Просит перечислить аквариумных рыбок, затем назвать рыб, живущих в прудах и озерах. Интересуется, кто из ребят видел рыб в реке или озере. Просит рассказать, как они их заметили, как рыбы выглядели 2-3ответа.

Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? – говорит педагог. – Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое. Кто из вас может рассказать, как ухаживают за аквариумными рыбками?

Ребята, что нового узнали вы сегодня о рыбах? Есть ли ко мне вопросы? О каких рыбах вы хотите узнать подробнее?

Беседа на тему «О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают?»

Цель: уточнить и активизировать знания детей о материалах, из которых сделаны вещи, о способах превращения различных материалов в изделия; воспитывать уважение и интерес к труду, к людям разных профессий, вызвать чувство гордости за мастеров – умельцев; активизировать в речи слова – названия изделий из определенного материала.

Предварительная работа. Воспитатель рассматривает с детьми изделия, выполненные из разных материалов. Рассказывает об этих материалах.

Ход беседы.

На столе воспитателя вещи – изделия, выполненные из разных материалов: матрешка, хохломская миска, флакон духов необычной формы с красивой пробкой, керамическая и фарфоровая чашки, металлическая чайная ложка, вязаные варежки, кружево, льняная салфетка с вышивкой, расписной головной платок с кистями и др. педагог привлекает внимание детей к необычной выставке. Указывает на те или иные вещи, дети называют их.

«Кому какая вещь понравилась и почему?» Ребенок выходит к столу, берет в руки и показывает всем понравившуюся вещь.

Назовите изделие, - определите, из чего оно сделано,(Заслушивает ответ, предлагает ребенку вернутся на место.)

Мне, как и Оле, тоже нравится эта салфетка. Понравилась и вышивка: яркая, броская, с красивыми узорами, которые хорошо сочетаются с серым цветом салфетки. Оля отметила, что салфетка из ткани. Кто назовет эту ткань? (Льняная, сделана изо льна.)

А что это такое – лен? (Растение, его специально выращивают во многих областях нашей страны. Стебель льна при специальной обработке дает льняное волокно. Из него прядут нитки и ткут льняную ткань.) Изделия изо льна красивы, шелковисты, легко стираются, в них не жарко летом. Потому – то так и славится русский лен! Какие еще льняные изделия вы можете назвать? -Видите, - продолжает педагог, - как много интересного «рассказала» вам о себе и о льне маленькая вышитая салфетка.

Выходит следующий ребенок. Демонстрирует еще один экспонат «выставки», называет вещь и рассказывает о ней. Дети задают вопросы, дополняют рассказ. Педагог помогает формулировать выводы, делает обобщения. Просит припомнить изделия, выполненные из того же материала. В заключении воспитатель спрашивает, что нового узнали дети из беседы, интересно ли им было.






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта