Главная » На заметку » Так что же означает слово "вино" в Библии? Что говорит библия об алкоголе.

Так что же означает слово "вино" в Библии? Что говорит библия об алкоголе.

, ). Употребление вина в известных случаях было воспрещено, например, священникам при исполнении служебных обязанностей () и назореям (). Существовали также известные общества или роды, члены которых совершение отказались от употребления вина, напр., рехавиты (), ессеи, см. Партии». Предостережения против греха пьянства часто даются народу Божию в Ветхом и Новом Заветах (, и дал., , , ). На ряду с этим, однако, допускается умеренное употребление укрепляющего вина (, ).

По всей вероятности, евреи обычно пили вино смешанное с водой. Древние греки и римляне разбавляли его водой следующим образом: на три части воды 1 часть вина, или на 5 частей воды 2 части вина. Смесь, состоявшая из равных частей воды и вина, считалась очень крепкой и употреблялась только пьяницами. По Талмуду, евреи также разбавляли вино водою. Иногда увеличивали крепость вина добавлением пряностей (См. , , ). Срав. слово «Мумтак, т.е. вино, приправленное в , . Прежде чем пить вино процеживали его (, Срав. ). Наряду с вином часто упоминается «шекар» (по-русски сикера), т.е. крепкие напитки: различные искусственно приготовленные вина из фиников или ячменя. Вино и сикера запрещаются священникам и назореям (, , Срав. , , ). В упоминается особый напиток (азис) из гранатовых яблок.

Вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах (, и дал.), но было обыкновенным пищевым продуктом; поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (, , ). Иеремия описывает, как голодные дети на улице кричат своим матерям: «где хлеб и вино?» (). Об употреблении вина при известных законоустановленных жертвах смотри «Жертва возлияния». Вино, хотя и не было предписано законом, но все-таки занимало в праздновании иудейской Пасхи важное место (см. «Пасха»). Поэтому также и Спаситель с учениками пил от плода виноградного и Сам установил Святую Вечерю воспоминания со вкушением хлеба и вина (). Срав. слова пророчества о благословении хлеба и вина в Царстве Мессии (). По Талмуду, вино во время празднования Пасхи смешивалось с теплою водою; поэтому в первохристианской церкви вино для причастия, по Иустину Мученику, также смешивалось с водою (Апол. 1, 65).

Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различие между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего. Самые обыкновенные названия вина, евр. яйн (jajin) и греческое ойнос (oinos) употребляются без заметного различия как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него; «яйн», в восхваляется, как Дар Божий, веселящий сердце человека; его Мелхиседек вынес Аврааму () и его же просят дети в , в «яйн» вводит в беду, а в воспрещается священникам. «Ойнос» название вина, которое пили на браке в Кане Галилейской (), также вина, претворенного Иисусом из воды ( и дал.), и вина, которое Павел советовал пить Тимофею (); то же слово «ойнос» употребляется в , где советуется не пить вина, также , , . Другие названия вина, которые встречаются более редко «хемер» или «хамер», т.е. жгучее или перебродившее, наприм., в говорится о Валтасаре пьющем такое вино и его гостях; в , что дал Своему народу вино, кровь винограда; срав. , где говорится о чаше в руке Господа, в которой кипит вино; далее саве», которое у , обозначает крепкое вино, а у : – сильное опьянение. Затем уже упомянутые слова «мумтак» и «мевек» смесь, или растворенное вино (, , ), без сомнения опьяняющий напиток, и, наконец, «азис», который у (молодое вино) и у (виноградный сок) является опьяющим, а у , означает одно из обещанных Израилю благословений. Наконец, заметим слово «глевкос» в (сладкое вино), которое не могло обозначать молодого вина в смысле только что отжатого, ибо выражение, где встречается слово «глевкос», было высказано в день Пятидесятницы, задолго до сбора винограда. То же слово «главкос» у 70 толковников является переводом еврейского «яйн» у (вино, которое прорывает новые мехи).

Остается слово «тирош», которое, по мнению некоторых толкователей, означает неопьяняющее вино, или «Библейское вино». Это слово, как полагают, обозначает владение и применяется к вину, или как к хорошему владению (богатству), или как к его способности овладеть употребляющим его; оно упоминается в В. Завете 38 раз и, повидимому, обозначает вообще сок винограда, как выжатый, так и находящийся еще в ягодах. В этом значении оно употребляется у , но в означает только что выжатый сок, также в : , – сок текущий в подточилия; у Израилю угрожает наказание: «выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь». «Тирош» переведено в русской Библии словом вино в , , , , , , , , , , , , , , , , , и словом сок у , , , . В большинстве мест оно упоминается или как одно из благословений Израиля, или в связи с десятинами и жертвами. Это слово, по мнению некоторых, обозначает хорошее вино. Оно употребляется, когда речь идет о зрелом плоде виноградной лозы и о свежем соке винограда, прежде чем началась брожение. – Это утверждение является единственным доказательством, которое приводится, например, д-ром Келлоггом (Библейское вино). Но он упускает из вида, что вино, которое пили нечестивые князья, которых громит

Было высказано также мнение, что, так как всякая закваска запрещалась во время празднования Пасхи, то запрещалось и вино, хотя бы немного подвергшееся брожению и, вследствие этого, опьяняющее. Но не существует никакого доказательства того, что еврейское слово «сеор» (закваска), также применялось и к вину. Закон говорит лишь о пресном хлебе ().

Американец Смит, миссионер в Сирии, рассказывает, что однажды в Хевроне у знатного раввина испанских евреев ему было предложено перебродившее вино в праздник Опресноков. Он узнал, что это вино было таковым, не только по вкусу, но также из разговора с раввином о непоследовательности хранения такого вина в доме в то время, как, по его утверждению, он удалил из дома все квасное. Раввин ответил, что если брожение вина закончено, и оно больше не имеет в себе способности к окислению, то оно не подходит под запрещение закона, но, если в начале праздника имеется вино, которое могло бы подвергнуться брожению, то оно удаляется. Тот же миссионер Смит тщательно исследовал различные способы приготовления вина на Ливане и написал О результате В American Bibliotheca Sacra (Май, 1846 г.). Он, между прочим, говорит, что ему не пришлось слышать о неопьяняющих винах. Все вина, говорили ему, более иле менее опьяняющие. Всякий раз, когда он спрашивал, существует ли небродившее вино, то на него смотрели с удивлением; даже мысль о чем-либо подобном казалось им нелепостью.

). Обольщающее и опьяняющее, оно является символом страшного могущества греха, а кипящее и жгучее – символом страшных судов Божиих (, , , ).

«Вари другим, как хотел бы, чтобы...» (Парафраз известной всем цитаты)

(от редакции : учитывая остроту поставленной темы, мы снимаем с себя ответственность за сделанные в статье выводы, а также предупреждаем, что мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции)

«Вот ваши ключи,» - пробормотала секретарь, когда я зашел за ключами к университетскому офису, в котором я собирался готовится к защите диссертации по богословию. - «Кажется, вам досталась Старая пивоварня».

Название меня заинтриговало. Позже я понял, что оно идет еще от старого предназначения этого здания. Абердин был основан в 15 веке и использовался для подготовки монахов к служению. На пивоварне монахи производили весомое количество шотландского эля, которое сами же потом литрами употребляли во время трапез. И вот я, профессор-постфундаменталист, студент, изучающий Писание, в солодовой обители, где в средние века студенты библейского колледжа дружно хлопались чарками в едином порыве прославления Бога.

На протяжении христианской истории алкоголь редко оказывался под запретом, как это просиходит в определенных кругах сегодня. Джон Кальвин по церковному контракту получал ежегодно 900 литров вина. Жена Мартина Лютера была известным производителем пива, что несомненно размягчило сердце влюбленного реформатора. Семья Гиннесс создала свой сорт пива в качестве поклонения Иисусу Христу. От Бордо до Берлина, вино и пиво всегда были частью церковной традиции. Но то, что однажды считалось нектаром небес, позже почему-то предали осуждению как дьявольский напиток.

Умный подход

Хоть некоторые христиане и проповедуют полное воздержание от алкоголя для всех верующих, в Библии нет призывов последователям Христа воздерживаться от хмельных напитков. Библия осуждает пьянство и пьяное рабство (Ефесянам 5:18, Тит 2:3), но никогда не утверждает, что чаепитие - более богоугодное дело. На самом деле в Библии не говорится о том, что лучший способ избежать пьянства - никогда не прикасаться к алкоголю. Задумайтесь над этим. Алкоголизм был человеческой проблемой на протяжении всей истории, но Библия не заставляет людей отказаться от алкоголя вообще.

Если христиане ради борьбы с пьянством хотят запретить всякое употребление алкоголя, то, будучи последовательными, им следует отказаться и от зарабатывания денег, дабы избежать влияния материализма и власти мамоны.

Алкоголь как свидетельство

Иногда я слышу мнение, что пьющие христиане разрушают силу своего свидетельства о Христе. Честно говоря, я не понимаю, из каких умозаключений вытекает этот вывод. Одно дело, если вы свидетельствуете алкоголику или служите в мусульманском мире, но в большинстве случаев неверующие, которых я знаю лично, теряют интерес к вопросам веры, когда слышат наши категоричные «можно и нельзя», выдуманные современными верующими. Меня вряд ли удастся убедить, что если мой неверующий сосед увидит меня с бутылкой пива, он никогда не захочет услышать Благую весть из моих уст. В большинстве случаев Евангелие воспринимается гораздо охотнее, когда мы ломаем выдуманные стереотипы о христианстве и приглашаем своего соседа разделить с нами бутылку холодного пива.

Когда мы отказываемся от рукотворных завес, скрывающих свет Божьего Евангелия, вся слава Христа сияет гораздо ярче. Во многих случаях погибающий мир отвергает вовсе не Христа, а парафраз, пересказанный Его нерадивыми представителями. Некоторые не захотели слушать Евангелия, потому что были убеждены, что следование за Христом несовместимо с бутылочкой пива с сослуживцами по пятницам после работы. Если такова наша «благая весть» -настоящая красота евангельской вести затуманена нашим рукотворным «не пей никогда». На кресте был распят не директор Анонимных алкоголиков, и не воздержание от алкоголя дает нам вечную жизнь. Любое рукотворное, небиблейское добавление к Евангелию на самом деле мешает и оскорбляет истинное Евангелие.

Совсем не то вино?

Некоторые говорят, что в библейские времена алкоголь был не крепче виноградного сока, поэтому ни Иисус, ни авторы книг из Библии не могли быть защитниками употребления алкоголя. Другие говорят, что вино так сильно разбавляли, что в нем вообще практически не содержалось алкоголя. Но в Писании нет подтверждения ни одной из приведенных теорий. Если вино было всего лишь соком, почему тогда Павел призвал ефесян не упиваться виноградным соком, а исполняться Святым Духом? Что-то не стыкуется здесь. Пожалуй, вино и правда было тогда не таким крепким, как многие сегодняшние напитки. Но какой бы ни была его крепость, люди умудрялись тогда упиваться в хлам (Притчи 20:1, Исайя 5:11). И тем не менее Библия не говорит нам о том, чтобы мы вообще не пили.

Есть еще один напиток, который в Библии упоминается в качестве «крепкого напитка» - сикера. Еврейского слово, от которого произошло это название, переводится как ферментированный солод. Именно поэтому в некоторых переводах «сикера» переведена как «пиво». Крепость сикеры была в районе 6-12 процентов, как у некоторых бельгийских сортов крепкого пива. Как и со всеми алкогольными напитками, Библия запрещает упиваться пивом (Исайя 5:11, 28:7, Притчи 20:1, 31:4). Но в умеренных дозах пить пиво даже рекомендуется (Притчи 31:6). А если уж совсем честными быть, то во Второзаконии 14:26 Бог повелевает израильтянам потратить часть своей десятины на покупку пива, чтобы отпраздновать с Господом. Никогда не слышали, как читают этот стих во время сбора пожертвований в церкви? А еще им было заповедано приносить Богу до двух литров пива шесть дней в неделю, а в субботу еще больше (см. Числа 28:7-10). Именно поэтому отсутствие вина и пива было проявлением Божьего суда на народ.

Вино как благословение

Но Библия не останавливается на признании, что пить вино разрешается. Через все Писание производство и употребление пива и вина связано с заветными обещаниями Бога.

По старому завету, заключенному с Богом, вино - это благословение (Второзаконие 7:13, 11:14), а его отсутствие - это проклятие (28:39, 51). Когда Израиль заглядывал в будущее, Бог обещал винные ручьи с горных вершин (Амос 9:14, Иоиль 2:19, 24).

Иисус, возвещая о начале таких благословений, превращает в Кане 500 литров воды в вино (Ев. от Иоанна 2:1-10). А во время Тайной Вечери Он освящает чашу с вином в качестве нового завета в Его крови (Ев. от Луки 22:14-23). Когда Христос вернется, он приготовит трапезу «из самых чистых вин» (Исайя 25:6) - те самые вина, которые всегда на верхних полках и которые мне никогда не будут по карману - по какому-то богословскому замыслу их в той трапезе будет в полном изобилии.

И хотя хорошее пиво и старое вино - благословение от Бога, принимать сии следует со всеми мерами предосторожности. Есть в среде молодых евангельских верующих некая тенденция сегодня - праздновать свою свободу без каких-либо ограничений. Эта молодежь, без тормозов и страха, много великих дел для Царства делает. Они заботятся о нищих, создают настоящие библейские церкви, миссии, служат своим общинам - все во славу Божью.

Да, Бога бескокоит голодающий бедняк. Но и о трезвости Бог тоже беспокоится. Чтобы употреблять алкоголь в меру, требуется сила воли и самообладание. Бокал пива может быть праздничным напитком, но не в руках 16-летнего подростка, играющего в видеоигры в гараже своих родителей. Бельгийский эль обладает не только крепостью, но и множеством вкусовых оттенков. Пить его нужно медленно, смакуя и изучая его аромат. Воздавайте славу и честь Богу, а не только своей жажде, когда получаете удовольствие от благословений эдемских. Разумеется, пьянство не включено Богом в список самых страшных грехов, но это не значит, что от него можно просто отмахнуться, налепив ярлык архаичных заблуждений христианских фундаменталистов.

Пить алкоголь без прославления Креста и Божьего Царства - лишать наше богословие полноты. Злоупотребление алкоголем оскверняет Кровь Христа и насмехается над Божьей святостью. Но умеренное, осмысленное, праздничное и обоснованное употребление вина и пива, воздающее славу распятому и воскресшему Царю, основано на благодати, проистекающей из вен распятого на Голгофе Христа.

Связь вина с религией намного глубже, чем вопрос отношения церкви к алкоголю. И в Библии, и в Коране, и во многих других священных книгах встречается гораздо больше высказываний о вине, чем об этом задумывается человек в обычной жизни. Противоречивое отношение к вину от полного отрицания до обожествления тоже является поводом для дискуссий. И хотя история взаимоотношения вина и религии исчисляется многими тысячелетиями, единства мнений по этому поводу до сих пор не наблюдается.

Постараемся не придерживаться конкретной теории, но в то же время не будем ничего отрицать, помня изречение «Nihil est impossibile», что означает «Нет ничего невозможного».

По многочисленным историческим фактам можно коротко сформулировать основные постулаты о полезном предназначении вина с точки зрения религии:

1. Вино открывает источник удовольствия и наслаждения;
2. Вино является жертвенным напитком, приносимым в качестве дани богам (египтяне ассоциировали вино с богом загробного мира Озирисом и помещали в гробницы усопших лучшие вина);
3. Вино помогает приблизиться к богу и даже пообщаться с ним (греки и римляне почитали бога вина Бахуса и отождествляли вино с его божественной кровью, христианское причастие представляет вино в этом же значении);
4. Вино исцеляет духовные и даже физические недуги (Талмуд и многие другие древние писания признавали за вином главенство среди арсенала аптекарских снадобий, а в Европе и в Новом Свете монахи использовали вино вместо лечебных средств).

Но кроме пользы, по мнению духовенства, вино приносит и много вреда. Отрицательное отношение церкви к опьянению в разных религиях проявляется по-разному, от полного запрета на алкоголь до рекомендации умеренного потребления.

Латинский афоризм Плиния Старшего «In vino veritas» (истина в вине) повторяет греческую фразу «эн ойно алетейа» с тем же значением и дублируется высказыванием в Талмуде «истинная натура открывается через выпивку, деньги и ярость» .

Виноградина раздора

Все знают, что в райском саду Ева предложила Адаму яблоко. Но яблоко ли это было? Вопреки распространённому мнению существуют большие сомнения по поводу именно этого плода.

Яблоком раздором в этом вопросе выступает виноградина или виноградная гроздь. Есть мнение, что Ева предложила Адаму вовсе не яблочко. Доказательствами могут служить последующие рассуждения.

В пользу виноградной теории говорит тот факт, что на разум человека может повлиять только перебродивший сок винограда, только вино может открыть перед человеком новое видение и расширить горизонты его познания. Змей-искуситель не обманул людей, он не стал скрывать от них свойства этих плодов и честно их предупредил: "… в день, когда вкусите их, откроются глаза ваши…" .

Если рассуждать дальше, то после того, как Адам съел запретный плод, он стал смертным, изменилась его кровь. Некий таинственный плод окрасил кровь Адама в красный цвет. Недаром об избранных говорят «голубая кровь», то есть особенная, не как у всех.

Иисус Христос передал чашу с вином своим ученикам с такими словами: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов… отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино ] в Царстве Отца Моего» . При этом Ветхий Завет называет виноградный сок «чистой кровью виноградных ягод».

Именно чистой кровью как у Христа обладали вначале Адам и Ева. Именно виноградная лоза могла подарить Адаму обновление всей его крови, сделав его обычным человеком.

В библейских Откровениях говорится о гневе бога, направленном на уничтожение и пролитие крови безбожников. Здесь используется та же логическая цепочка: лоза земли — давильный пресс ярости божьей — кровь из давильного пресса, так сильно похожая на виноградный сок, вытекающий из пресса при производстве вина.

Ещё одним доказательством в пользу лозы является то, что слово «плод» в священных книгах применялось исключительно к винограду. Плодом не называли гранаты и яблоки, но, говоря о виноградной лозе, всегда применялось именно это слово.

Благодаря какому плоду человек получил красную кровь, став смертным? Случайно ли сравнение крови и виноградного сока? Вопросы возникают из-за того, что язык в религиозных документах всегда наполнен иносказаниями, притчами, аллегориями, которые приходится истолковывать. В этом проявляется духовная суть священных писаний — слышать и видеть сердцем.

Первый опыт Ноя

Ветхий Завет связывает зарождение виноделия с Ноем или Ноахом, как его называют в Библии, или Нухом, почитаемым в исламе. После того, как Ноев ковчег, поскитавшись по волнам, коснулся берегов Араратских гор, Ной первым делом принёс жертвы богу в благодарность за своё спасение. Бог благословил его и его будущих потомков в лице всего человечества, заключив с ним Завет, освещённый небесной радугой.

На обретённой земле Ной посадил священные библейские растения: лозу, оливу и фиговое дерево. Именно Ной, родоначальник всех людей, изготовил первое на Земле вино.

Священные документы не только ставят Ною в заслугу спасение виноградной лозы во времена Великого Потопа, но и упрекают его в грехе первого опьянения.

Благочестивый праведник Ной однажды напился своего вина до такой степени, что лежал без чувств под пологом своего шатра. Пагубное воздействие алкоголя от перебродившего виноградного сока стало наглядным уроком для его сыновей и поводом для всеобщего сурового осуждения.

В Армении, где возвышалась гора Арарат, о Ное ходят свои легенды. Город Нахичевань, расположенный на современной территории Азербайджана, считается первым поселением, построенным прародителем человечества после страшного потопа. Здесь же нашлась и гробница Ноя, ставшая местом паломничества верующих, а виноград, выращенный в Араратской долине, местные жители воспринимают прямым потомком первой в мире лозы. Но современная наука отрицает связь армянской горы Арарат с библейскими Араратскими горами.

Трудности перевода

Попробуем задаться вопросом, как же так получается, что религия одновременно может и восхвалять вино , и его порицать?

Одной рукой священники протягивают винную чашу, чтобы приблизиться к богу, а другой рукой эту чашу отнимают, осуждая употребление вина.

С одной стороны, они говорят, что вино «веселит сердце человека» , а с другой стороны, утверждают, что «как змей оно укусит и ужалит как аспид».

Они рассказывают, что первым чудом безгрешного Христа было превращение воды в вино, но в это же время они сокрушаются, что целые народы погибали от алкоголя.

Может ли быть, чтобы истина была настолько противоречива?

Разногласия и несогласованность в толковании отношения религии к вину происходят от очень простой причины. Всё дело в том, что за словом «вино» скрываются разные понятия, и некорректные переводчики Библии невольно всех запутали.

Исследователи Библии подсчитали, что слово «вино» употребляется в этом собрании священных текстов более пяти сотен раз. Но за одним и тем же словом скрываются его родственные синонимы, имеющие разное значение.

В еврейском языке вино обозначается словом «яин». Иудейский народ с давних времён использовал и неперебродивший сок винограда, и алкогольный напиток из перебродивших плодов лозы. Встречаясь в библии 140 раз, слово «яин» может обозначать и безалкогольный сок, и настоящее пьянящее вино. Именно под воздействия «яина» опьянел Ной, но в это же время «яином» называют виноградный напиток, от которого остаются трезвыми.

По мнению священников, неперебродивший виноградный сок — чудесный дар природы, но если он подвергается брожению, то сразу попадает в категорию «плохих напитков». Подтверждением того, что в античные времена безалкогольное вино было в почёте, служит тот факт, что существовало множество разных способов защиты сока от брожения. Его и кипятили, и охлаждали, и сгущали, и выпаривали. То в него добавляли антибактериальную серу, то его заливали слоем масла, чтобы не допустить окисления, то закрывали сургучом.

В Священном Писании есть ещё одно слово для обозначения вина — «тийрош». Оно относится к безалкогольному неперебродившему винограду и применяется в значении не только виноградного сока, но и самой ягоды.Даже во времена фараонов под словом «вино» часто подразумевался лишь виноградный сок: «чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу с вином в руку фараону».

Невозможно себе представить, что настоящее вино можно выжать из виноградной грозди и тут же выпить. Конечно, это лишь сок.Неточности перевода Библии привели к появлению нелогичных и даже абсурдных высказываний: «собрали вина и летних плодов очень много» . Слово «вино» в этой фразе хочется заменить на «виноград», потому что сбор с плантаций перебродившего сока — явление, мягко говоря, странное.

Третьим словом со значением «вино » выступает «ойнос». В Новом Завете это греческое слово встречается более 30 раз и применяется точно так же, как слово «яин», в двух противоположных смыслах: как перебродивший алкогольный напиток и как свежевыжатый виноградный сок.

Под многозначными названиями «яин» и «ойнос» и под однозначным словом «тийрош» мог подразумеваться лишь неперебродивший сок, а неаккуратные переводчики Библии по ошибке заменили его словом «вино». В итоге, все восторги и похвалы, приписываемые вину, могут оказаться ошибочными, относящимися в реальности к виноградному соку.

Секира судеб

Единственным словом, чётко указывающим на алкогольный виноградный напиток, является слово «сикера». Это слово можно встретить в Библии 23 раза, и оно всегда применяется в единственном значении «крепкий напиток». Именно к этому слову относятся строгие библейские порицания, осуждения и предупреждения о потенциальной опасности.

Созвучное слову «секира», библейская сикера отождествляется с жестоким холодным оружием, которое может безжалостно изрубить и покалечить человеческую судьбу.

В дальнейшем под словом «сикера» подразумевался именно тот напиток, в котором содержалось от 30 до 50% спирта. Иными словами, сикера — это водка. Она производилась не только из винограда, но также и из фиников, изюма, граната и инжира.

По поводу сикеры Священное Писание не сомневается, выражаясь конкретно и прямо: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» .

Иногда всё же церковь допускает вино к употреблению и даже рекомендует его для духовного и физического исцеления: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» .

По отношению к вину священники поделили людей на «чистых» и «нечистых», вводя отдельную заповедь для тех, кто принял священный сан: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою… Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». В наши дни большинство американских пастырей используют для причастья виноградный сок, в то время как католики и православные остаются верны кагору, который дают даже детям.

Вино и боги

Египтяне в качестве бога виноделия чтили Осириса, а само вино сравнивали со слезами бога солнца Ра. В египетской мифологии присутствовал «дополнительный» бог виноградной лозы, изобилия, богатства и судьбы по имени Шаи. Он отличался спокойным характером и приличным поведением.

Шумерской богиней вина считалась Гестина. Её имя переводится как «виноградная лоза». У арабов богом вина был некий Оратал, а у индийцев — Сома.

Древнегреческим богом виноделия был Дионис, он же Бахус, сын главного бога Зевса и смертной царицы Семелы. Вместо тела у него была лоза, а вместо крови — вино. Культ Диониса продолжался достаточно долго и подарил миру шедевры искусства, дожившие до наших дней. Греки разбавляли дорогостоящее вино водой. Эта мера помогала им не пьянеть во время симпозиумов. Первичным значением слова «симпозиум» было как раз соединение дискуссии с пиршеством, интеллектуальных речей с умеренным опьянением. Первый театр в Афинах был построен для фестиваля в честь бога виноделия.

Благодаря грекам виноделию научились и в Западной Европе. Греческие, а затем и этрусские виноделы культивировали виноградники на территории Италии, Франции, Испании и Германии ещё до расцвета Римской империи.

Римляне переняли греческие традиции, научившись получать от вина вдохновение и творческое воодушевление. В традициях римской культуры вино предназначалось для высших слоёв общества, которые могли себе позволить излишества, в то время как простые жители соблюдали в выпивке постоянную умеренность.

После падения Римской империи католическая церковь приложила немалые усилия по сохранению ремесла виноделия. В Средние Века монахи культивировали виноград и делали вино, иногда посвящая этому увлечению гораздо больше времени, чем своим прямым церковным обязанностям.

Средиземноморская культура, благодаря которой было изобретено вино, была тем зерном, из которого впоследствии выросло могучее дерево цивилизации с ветвями в виде разных религий.

После того, как христианство распространилось по Европе, став господствующей религией, Дионис, Бахус и компания были отправлены на задворки истории. Где-то вино стало одним из главных атрибутов церковных ритуалов, чтобы служить единому богу, а где-то на него был установлен запрет.

Вино и люди

В христианстве и католичестве, точно также как и дионисийской культуре, вино отождествляется с божественным началом. Кровь распятого Христа, пролившаяся на кресте, послужила началом Нового Завета. Собранная в чашу из-под пронзённого копьём ребра, эта кровь была сакрально связана с вином, ставшим символом связи между человеком и божественной сущностью. Позднее отсюда произошла легенда о мистической чаше Грааля, которую так и не нашли рыцари Круглого стола во главе с королём Артуром.

До того времени, когда стали распространяться заповеди пророка Мухаммеда, арабы пили «напиток пьянящий… из плодов пальм и лоз» .

Ислам ввёл в мусульманском мире подобие «сухого закона. Следуя высказываниям Корана, вино было райским напитком, которым можно будет услаждать себя только после смерти. Вино считалось наградой в загробной жизни для тех, кто в жизни строго соблюдал все заповеди. Для живых людей на вино было наложено табу. К тому же, опьянение мешало выполнять все движения сложной молитвенной церемонии. В культовых обрядах мусульман вино никогда не использовалось, потому что эта религия противопоставляла себя всем остальным, претендуя на мировое господство.

Правила запрещали мусульманину сидеть за столом, за которым пьют вино. Шариат, будучи церковным судом, грозил тому, кто пьёт вино, разными карами и даже смертельной казнью.В то же время, существуют документальные подтверждения того, что в мусульманской религии не было полного запрета на вино. Был запрет на опьянение и пьянство, и в связи с этим, призыв к умеренности потребления спиртных напитков. В одной из сур Корана мы можем прочитать: «пейте, но не превышайте меру... Вы можете пить, но не хмелейте» .

Самая древняя из трёх основных религий — буддизм. Если христиане почитают Библию, мусульмане — Коран, то главной священной книгой буддистов является Трипи́така. Это слово переводится с санскрита как «три корзины» и представляет собой три раздела, включающих свод законов для буддийской общины, правила для самого Будды и сборник философских трактатов.

Если в христианстве вино исполняет роль посредника между человеком и богом, в исламе и буддизме вино является напитком дьявола, желающего отделить людей от бога.

Согласно учению Будды, водка была придумана царём демонов из жутких непривлекательных компонентов, среди которых был мозг демонических плясунов, пена из пасти разъярённого слона, жало ядовитой змеи, слюна бешеной собаки, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, трупное мясо и утробная кровь демоницы. Предполагалось, что такой неаппетитный список ингредиентов отобьёт всякое желание пьянствовать.Буддизм и алкоголь — несовместимые понятия, но дзен-буддизме относится к алкоголю значительно мягче. Один японский буддийский монах дзен-буддизма даже открыл свой собственный бар. Японцы, которые считаются одной из самых непьющих наций, охотно тратят деньги на пожертвования не только самому храму, но и на выпивку его послушников.

Иудаизм черпает свои теоретические догмы из священных книг Тора и Талмуд. В иудаизме нет запрета на употребление алкоголя. Вино участвует в церковных церемониях. В строгом соответствии с правилами своей идеологии, иудеи создали специальные кошерные вина.

В Израиле 85% всех вин — кошерные. Это вина изготавливаются по правилам органического виноделия, в производстве есть некоторые ограничения на использование определённых веществ, виноделами могут быть лишь ортодоксальные евреи, соблюдающие шаббат, и каждый седьмой год виноградники должны отдыхать (в этот год чаще всего выпускается просто некошерное вино). Не являясь противником вина, иудаизм встаёт на сторону большинства, выступающего против его чрезмерного употребления.

Вам может понравиться

"Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид." ПРИТЧИ 23:31-32

Вино - изготовление и применение

Слово "вино" упомянуто в Библии в нескольких местах, но не всегда ясно, является подразумеваемое значение алкогольным напитком или нет. Уже в ранние века люди привыкли выдавливать сок из винограда для незамедлительного употребления. Пример тому в БЫТИЕ 40:11: "И чаша фараонова в руке у меня. Я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараонову."

Существовали различные способы для предотвращения брожения сока и превращения в алкоголь. Одним из них является метод приготовления густого сиропа путем кипячения, охлаждения, фильтрации и повторного нагрева. Другим методом являлось добавление химикатов, таких как сера, которые были хорошо известны даже тогда для сохранения сока. Для приготовления алкогольного напитка виноград отжимался в хорошо проветриваемом месте, и сок пропускался через различные каменные сосуды. В соке появлялись споры дрожжей, что свидетельствовало о начале ферментации. В наши дни вино производится подобным же образом.

Вино производится путем частичного или полного брожения сахара, содержащегося во фруктовом соке. Основную роль в процессе брожения играют дрожжи. Под микроскопом дрожжевые клетки выглядят как грибообразные растительные организмы, часто встречающиеся в природе. Эти дрожжевые клетки вырабатывают энзимную систему, называемую "зимас", которая расщепляет сахар на алкоголь и СО2. Дрожжевые споры, находясь как в воздухе, так и в самом плоде, автоматически начинают бродить во время контакта с растворенным фруктовым сахаром; достаточно лишь раздавить плод, чтобы дрожжевые споры вступили в контакт с соком. Очевидно, что в промышленном производстве вина невозможно полагаться на предполагаемое присутствие дрожжевых клеток, поэтому там для обеспечения быстрого и эффективного брожения применяются специально выведенные виды дрожжей. Количество алкоголя в вине обычно от 6 до 15 процентов, и количество произведенного алкоголя зависит от того, когда процесс ферментации был остановлен или завершился. Количество доступного для ферментации фруктового сахара, тем самым, очень важно. При идеальных условиях максимальное количество произведенного во время брожения алкоголя может достичь 20%. Этот предел не может быть увеличен, так как дрожжевые клетки не выживают при более высокой концентрации алкоголя.

Некоторые говорят, что в древние времена люди не знали, как предохранить сок от брожения. Они утверждают, что все вина, таким образом, были алкогольными. В действительности, существуют доказательства древних писателей, поддерживающие мнение, что на самом деле обычно люди пили безалкогольные вина и иногда их называли лучшими винами. В своем достоверно подтвержденном "Библейском комментарии трезвости", авторы Ф.Р. Лиис (Ph.D) и Досон Бернс (MA) цитируют Аристотеля, Геродота, Иосифа, Плиния, Коллумелла и других греческих и римских авторов. В этой книге описано по меньшей мере 5 методов сохранения плодов и предотвращения фруктового сока от брожения. Как было упомянуто ранее, одним из методов было добавление химических веществ, таких как сера. Другим - удаление воды из загустевшего фруктового сока и обращение его в сироп. Дрожжевые клетки не выживают при концентрации сахара, превышающей 32%, и, таким образом, брожение прекращается. Все, что нужно было, чтобы получить не забродивший виноградный сок - разбавить сироп водой.

Плиний, целиком посвятивший один из 14-ти томов "Естественной истории" (60 г от Р.Х.) теме вина, обнаружил, что существует более 185 различных вин для питья.

Место Алкоголя в Стихах Ветхого Завета

Изучение текста на иврите показывает, что одно русское слово "вино" было использовано для перевода нескольких дюжин еврейских и арамейских слов, имеющих различные значения. "Вино" может означать плод для вина, такой как виноград, изюм; жидкости - густые, разбавленные или кипящие; напитки - алкогольные или безалкогольные; вина - кислые, сладкие или уксус. Мы обнаруживаем слово "новое вино" (ИСАИЯ 65:8), что есть "тирош" , в то время, как "крепкий напиток" называется "шекар" , а вино - "йяйн" (ИСАИЯ 5:11). Таким образом, невозможно ссылаться на библейские тексты в русской версии перевода, говорящие о "вине", не принимая во внимание специфику еврейского слова, контекст, людей, которые имели к этому отношение и конкретный период времени, когда это было написано. Даже тогда, принятие решения о точном значении и подходящем переводе не всегда возможно. Более того, важно заметить, что невозможно сделать точного сравнения между современными алкогольными напитками и напитками, употреблявшимися в старину, так как отделение алкоголя от вина путем дистилляции стало применяться только, приблизительно, в 1000 г. от Р.Х. Постепенно, его стали употреблять как ликер, но укрепление вин путем добавления в них чистого спирта не практиковалось до 18 века. Как уже упоминалось, естественное брожение не превышает 14 процентов, в то время как в современных напитках концентрация алкоголя может достигать 50 процентов.

В иврите нет специального слова, всегда обозначающего забродившее вино, также как и не существует слова, которое всегда могло бы быть использовано для указания одобрения Бога, как косвенного, так и прямого. Но где оно названо "благословением", ничто не указывает в контексте на алкогольное содержание, на самом деле все совсем наоборот. Слово "йяйн" использовано в значении благословения лишь дважды и связано с другими плодами полей - зерном и оливками, в то время как слово "тирош" в этом смысле использовано 11 раз, (т.е. ИЕРЕМИЯ 31:12), в связи с пищей - около тридцати раз.

Пьянство, со всеми его последствиями, постоянно с отвращением описывается в Ветхом Завете. "Вино - глумливо, сикера буйна" (ПРИТЧИ 20:1). Божественное неблаговоление зачастую ассоциировалось с крепкими напитками и последствиями их применения и явно разоблачалось пророками. (Смотри также ИСАИЯ 5:11-12 ; ИСАИЯ 22:13 ; ИСАИЯ 28:1,7-8 ; ИСАИЯ 56:12 ; ИОИЛЬ 1:5 ; АМОС 6:6).

Ханаан был сельскохозяйственной страной, основной продукцией которой было зерно, оливки и виноград, и сам Израиль часто приводится как символ виноградника Божия:

"Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его..." ИСАИЯ 5:7

Поэтому неудивительно, что мы находим символизм виноградной лозы, вплетенный во многие из наиболее любимых и духовных отрывков из Ветхого и Нового Заветов. " Я лоза, а вы - ветви" - это глубоко удовлетворяющая аллегория для тех, чьи жизни "сокрыты во Христе". Иногда считают, что поэтому вино (алкоголь) должно рассматриваться как один из даров Бога человеку. Но в то время как правда то, что Бог дал виноградную лозу и ее душистый плод в пользование людям, так правда и то, что это были сами люди, а не Бог , которые взяли целительный сок и сделали из него неполезные напитки, оказывающие сильное воздействие на сознание и организм человека.

"...потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его..." БЫТИЕ 8:21

Еврейские Слова, Обозначающие Продукты Виноградной Лозы

Наиболее часто встречающиеся слова это, уже упомянутые, "йяйн" , "шекар" и "тирош" .

"Йяйн" было употреблено по меньшей мере 140 раз. Оно считается общим термином для виноградного сока, выраженного различными путями. Только из библейского контекста мы должны сделать вывод к какому из типов "вин" оно относится. В первый раз "йяйн" употребляется в связи с грехом Ноя (БЫТИЕ 9:21). Оно не включено в список приношений Авеля, хотя он принес жертвоприношения от плодов земли.

Оба слова "йяйн" и "шекар" , переведенные как "вино" и "крепкий напиток", встречаются вместе несколько раз, всегда обозначая алкогольные опьяняющие напитки. В греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинта (LXX), эти слова переведены как "ойнос" и "сикера"

Слово "шекар" употребляется 23 раза в Ветхом Завете и лишь один раз в Новом Завете, "...он не будет пить вина и сикера" (ОТ ЛУКИ 1:15).

Письма Тель-Армана, открытые в 1887 году, датируются 1380 годом до Р.Х., и показывают, что ячмень, мед и некоторые другие соки тоже использовались в качестве сильных напитков. Согласно Библейской Энциклопедии, этимология (происхождение слов и их значения) слова "шекар" оправдывает тот вывод, что оно относится ко всем видам опьяняющих напитков, независимо от того из чего они сделаны.

Священникам было запрещено употреблять вина и крепкие напитки во время священного служения в скинии.

"Вина и крепких напитков не пей... когда входите в скинию собрания... Это вечное постановление в роды ваши; чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого". (ЛЕВИТ 10:9,10 = ИЕЗЕКИИЛЬ 44:21)

Духовное значение Нового Завета таково: через смерть Христа стало возможным, чтобы Дух Бога, который ранее обитал в наиболее святой части скинии и в храме в Иерусалиме, вселился в наше тело (К ЕВРЕЯМ 10:9-10 ; 1-е КОРИНФЯНАМ 3:16-17). Поэтому мы являемся храмом Божиим:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы." (1-е КОРИНФЯНАМ 6:1)

Мы, кто живет в свободе Нового Завета, верим, что Иисус Христос купил Своей кровью людей "из всякого колена, и народа, и племени...", чтобы служить священниками нашему Богу (ОТКРОВЕНИЕ 5:9,10). Священство всех верующих включает каждого христианина в служение не ограниченное определенным временем и сроками. Это означает полное посвящение своей жизни, так что нет времени, чтобы мы могли отличать священное от не священного, чистое от нечистого. Христианин постоянно занят, он всегда служит!

Третье слово на иврите, часто переведенное как "вино" - "тирош" . В Септуагинте (LXX) оно переведено как "глюкоз", что дало название русским словам глюкоза, декстроза или "виноградный сахар". Это слово употребляется только один раз в Новом завете, где в греческом - это "глюкоз" и в русском переводе "сладкое вино" (ДЕЯНИЯ 2:13). В Ветхом Завете слово "тирош" употребляется 37 раз.

Другое слово упомянутое в контексте на иврите - это "азис" . Оно встречается в книгах ИСАИЯ 49:26 , ИОИЛЬ 1:5 и АМОС 9:3 , в дословном переводе оно означает "новое вино" или "сладкое вино", и из контекста видно, что речь идет о свежем виноградном соке.

Другое употребляемое слово, на иврите - "шемер" , что обозначает густой, липкий сироп или пенящийся сок. Оно может относиться к любому типу вина.

Арамейское слово "шамар" является производным от еврейского слова "шемер", а при употреблении соответствует слову "йяйн" , что значит, что оно может представлять любой тип вина.

"Йегев" , которое встречается шестнадцать раз в оригинале, означало емкость или бочку, куда клали виноград или оливки, чтобы давить их ногами, но позднее этим словом стали обозначать любой аппарат для выдавливания сока.

Вино в Новом Завете

В Новом Завете все, что относится к опьяняющим напиткам, в большинстве случаев связано с теми группами людей, которые были обращены в христианство в районах Средней Азии, Греции и Рима. Это было во времена, когда моральный уровень был низок, а снисхождение к употреблению алкогольных напитков чрезмерным. В Евангелии есть только два конкретных упоминания горячительных напитков. Первое, весьма знаменательное. Оно находится в первой главе Евангелия от Луки, в комментарии, данном Захарией, о предстоящем рождении предвестника Мессии.

"Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится..." ОТ ЛУКИ 1:15

Обращения в Посланиях к пьяницам многочисленны и точны. Павел был Апостолом для язычников, и часто ему приходилось сталкиваться с чрезмерным употреблением алкоголя даже в среде молодых христианских собраний, где новообращенные были либо евреи, живущие в нееврейской среде, либо язычники, воспитанные в язычестве.

Павел в ряде случаев должен был упрекать своих слушателей определенным образом: "Будем вести себя благочинно... не предаваясь ни пированиям и пьянству." (К РИМЛЯНАМ 13:13). Среди обвинений, которые исключат человека из Царства Божия, предупреждает он, есть пьянство: "Не обманывайтесь... пьяницы... Царства Божия не наследуют." (1-е КОРИНФЯНАМ 6:9-10). И вновь он указывает нужное направление ефесянам: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом." (К ЕФЕСЯНАМ 5:18). Галатам также необходимо было предупреждение о тех, кто пребывает в "пьянстве, бесчинстве и тому подобном,... никогда не наследуют Царства Божия" (К ГАЛАТАМ 5:21).

Вино в тексте оригинала Нового Завета

Новое вино и новые мехи

Существует множество высказываний в Евангелии, где природа напитка, алкогольный он или безалкогольный, недостаточно ясна (ОТ МАТФЕЯ 9:17 , ОТ МАРКА 2:22 , ОТ ЛУКИ 5:37-38).

"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие: а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое." ОТ МАТФЕЯ 9:17

Обычное объяснение этой притчи следующее: новые мехи используются для того, чтобы оказать сопротивление растущему давлению газа, образующегося в процессе брожения, но в этом случае это не сочетается с фактами. Для возникновения брожения виноград помещается в открытые бочки на воздухе, как это делается и сегодня. Сила, освобожденная из виноградного сока громадна, поскольку сок раздавленных ягод состоит на одну пятую из глюкозы. Во время процесса ферментации объем жидкости увеличивается в 47 раз из-за диоксида углерода, который, при сжатии, вызывает давление равное 34,3 атм. Это эквивалентно 500 lbs на кв. дюйм (34,5 кг/см2). Если вино в начальный период брожения залить в мехи, будь то из свиной или бычьей кожи, то оно прорвет их, даже если они новые и крепкие. Этот факт был хорошо известен на протяжении веков в Палестине!

" Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться подобно новым мехам." ИОВ 32:19

Сухие мехи, используемые во времена нашего Господа, прекрасно служили для предотвращения брожения. Благодаря швам, хорошо смазанным дегтем, чтобы исключить попадание внутрь воздуха вместе с дрожжевыми спорами, брожение не могло произойти. Было крайне необходимо использовать новую, идеально чистую кожу, так как любой осадок, прилепившийся ко внутренней стороне старой кожи, вскоре приводит к уровню брожения, достаточному, чтобы уничтожить "молодое вино" и прорвать мехи.

"Новое вино" - это перевод греческого "ойнос неон", что является эквивалентом древнееврейского "тирош" и означает свежий виноградный сок. Все это было хорошо известно слушателям Иисуса, поэтому было понятно, что когда Он говорил: "Новые мехи для нового вина", Его беспокоило не качество вина, а необходимость сохранить Его новое учение от разлагающих ферментов консерватизма и самоправедности фарисеев. "Новые мехи" - это новое отношение, требуемое для "нового вина" Евангелия.

Канское Чудо

Первое чудо, записанное только Иоанном - это превращение воды в вино на свадьбе в Кане (ОТ ИОАННА 2:1-11). Там не говорилось о природе вина, а греческое слово "ойнос", которое использовалось здесь, может означать либо алкогольное, либо безалкогольное вино. В Септуагинте (LXX) оба слова "йайн" и "тирош" обозначаются как "ойнос" (вино), это же продолжается и в Новом Завете, написанном по-гречески и в позднейших переводах на русский язык.

В Новом Завете общий термин "ойнос" употребляется 33 раза, а его точное значение можно определить, если это вообще возможно, только из контекста.

Иисус не был аскетом; Он пришел, чтобы человек мог получить жизнь с избытком. Он хотел принять участие в свадебном пире, сделать его еще веселее, но невозможно принять то, что Он, который пришел, чтобы исполнить всю правду, превратил воду в 470 литров алкогольного вина, которое несомненно несет крушение семей, разрушенные жизни, нескончаемую нищету. Возможно, объяснение может быть найдено в том, что "лучшее вино", согласно Плинию, это вино с наименьшим содержанием ферментов или плесени.

Наш Господь пришел исполнить, а не нарушить пророков (ОТ МАТФЕЯ 5:17). Иначе Он противоречил бы суровому предупреждению пророка Аввакума:

"Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным" (АВВАКУМ 2:15)

Человек, Который Любит Пить Вино

Матфей и Лука отмечают, что враги Иисуса называли Его "человеком, который любит пить вино".

"Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: "вот человек, который любит есть и пить вино..." ОТ МАТФЕЯ 11:19 , ОТ ЛУКИ 7:34

Но не было приведено никаких улик, чтобы подтвердить обвинения. Его также ложно обвиняли в богохульстве и угрозах разрушить храм. Иоанн, будучи Назарянином, воздерживался от любого вида продуктов из винограда (ЧИСЛА 6:2-3). Иисус не был обязан этого делать, но вывод, что Он употреблял крепкие напитки, в целом безоснователен. Его враги критиковали Иоанна Крестителя за аскетизм, они также критиковали Иисуса. В одном случае, когда Иисусу предложили крепкий напиток, Он отказался (ОТ МАРКА 15:23). У богатых женщин Иерусалима был обычай подносить преступникам, прямо перед распятием, глоток вина, смешанного с мирром или другим наркотиком. Но хотя Иисус был томим жаждой и измучен болью, когда Ему предложили наркотическое вино, Он отказался. Искупитель должен был осушить чашу страданий и Он желал сделать это во всей полноте силы Своего разума, а не притуплять ее наркотическими напитками.

Вечеря Господня

"И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им... Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием." ОТ МАРКА 14:23-25 ; ОТ МАТФЕЯ 26:27-29 ; ОТ ЛУКИ 22:17-18 ; 1-е КОРИНФЯНАМ 11:25

Наиболее противоречивое употребление слова "вино" в Новом Завете концентрируется в деталях, использованных нашим Господом в Его наставлениях при Последней Вечерне. Павел и три Евангелиста соглашаются, говоря: "Он принял чашу" , в то же время евангелисты добавляют следующие слова "плода виноградной лозы ".

Мы видели, что для "плода виноградной лозы" в Ветхом Завете употребляется обычно слово "тирош", что означает свежевыдавленный виноградный сок. В современном языке слово "вино" обозначает прежде всего "алкогольное вино". Причина этого в том, что виноград в основном использовался для производства алкогольных напитков.

Вряд ли кто-нибудь будет думать о яблочном или грушевом вине, когда говорится о плодах яблоневого или грушевого дерева, хотя оно тоже может быть произведено процессом брожения.

Пасха бывает спустя шесть месяцев после сбора урожая, что дает основание утверждать, что "чаша", которую принял Господь, должна быть забродившей и, поэтому, алкогольной, но как уже говорилось, было известно множество способов предотвратить брожение и, поэтому, эти аргументы не имеют силу. Более того, виноград может храниться более года путем подвешивания в подвалах и пещерах Палестины, в которых сотообразные известняковые камни служат идеальными холодильными камерами. Арабы до сих пор пользуются этим, что описано Ниебуром в его книге "Путешествие по Аравии". Было, безусловно, легко приобрести свежесохраненный виноград во времена Иисуса.

Определенно, очень важным является то, что слово "вино" (ойнос) употребляется не один раз Евангелистами или Павлом при описании вечери. Наш Господь принял обычную пищу обычных людей - хлеб и плод винограда; освятил их, употребляя их как символ Его жизни и смерти, отданных за все человечество. Иисус сказал:

"Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем" ОТ ИОАННА 6:56

Чудо Пятидесятницы

В день Пятидесятницы Апостолы получили Святого Духа вместе со знамением говорения на языках и люди, присутствовавшие там, были очень поражены (ДЕЯНИЯ 2). А некоторые насмехались: "Они напились сладкого вина" (Греческое: глюкоз). Греческое слово "глюкоз" означает "новое вино" (в переводе). Это единственный раз, когда оно употреблено в Новом Завете. Мы уже видели, что слово "тирош" в греческом переводе Ветхого Завета (Септугианте) означает не ферментативный виноградный сок и на греческий всегда переводилось словом "глюкоз".

Евреи из других стран, которым случилось быть в то время в Иерусалиме, понимали молитвы и были ошеломлены. Они поняли, что это было чудо.

Но другие не поняли, что это было чудо, так как они не знали ни одного из этих новых языков. Для их ушей это были непонятные звуки. Их реакцией была насмешка. Они насмехались, потому что ученики вели себя как пьяницы, хотя известным фактом было то, что они пили только виноградный сок.

Петр ясно констатировал, что это был духовный экстаз, не навеянный алкоголем.

Было хорошо известно, что если евреи пили вино, то делали они это за ужином, а не в 9 часов утра (третий час). Как уже говорилось ранее, греческое слово для "нового вина" - "глюкоз", нельзя не заметить схожесть его со словом глюкоза.

Немного вина для желудка

"Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов " 1-е ТИМОФЕЮ 5:23

Слово, использованное здесь, в греческом оригинале - "ойнос", и может означать забродивший и не забродивший виноградный сок.

Способность виноградного сока снимать боль была хорошо известным фактом в Палестине того времени, и это также использовалось для избавления от желудочных проблем. По этой причине, Павел рекомендует использовать виноградный сок Тимофею. Афиний (280 г. от Р.Х.) сообщает о значении "вина" при проблемах с желудком. Он дает рецепт: "Пусть пьет глюкоз, или подогретый или смешанный с водой, особенно тот, называемый "протропос", так как это очень хорошо для желудка." Сейчас множеством медицинских экспериментов установлено, что алкоголь только увеличивает проблемы желудка. Хотя алкоголь и содержит калории, он не содержит белков, минералов или витаминов и может нанести серьезный ущерб важным тканям мозга, печени и других органов тела.

Три слова Павла

В первом послании к Фессалоникийцам Павел пишет:

"Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся..." 1-е ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 5:6-8

Так как греческое слово для трезвости "нефо" и его производные часто повторяются в посланиях, его значение требует рассмотрения. Оно используется в 1-е КОРИНФЯНАМ 15:34 , "Отрезвитесь, как должно, и не грешите..."

В 1-е ТИМОФЕЮ 3:2-3,8 установлено, что "Епископ должен быть непорочен... трезв... не пьяница" (нефалион, софрона, ме параойнон). Это буквально означает, что он должен быть воздержан, должен контролировать себя и не приближаться к вину. Павел дает такой же совет диаконам и диаконессам. В послании к Титу священнослужителям вновь настоятельно рекомендуется "...не иметь пристрастия к вину" , старым - быть воздержанными, а женщинам - не порабощаться вину (греч - "абсолютное воздержание").

Принимая во внимание все утверждения Библии об "алкоголе", мы понимаем, что Бог также осуждает "умеренную" выпивку, чтобы сохранить Свой народ от разрушительного ее воздействия

Интересно увидеть, что новейшие медицинские исследования в точности совпадают с Библией:

"Состояние сильного алкогольного опьянения постоянно разрушает до 7 миллионов клеток мозга взрослого человека."

Проф. Д-р Густав Шимерт (Кардиологический журнал, 1984)

"Алкоголь всегда разрушает клетки мозга даже при приеме в малых дозах."

Д-р А. Сикуэра (Журнал мед. новостей, 1984)

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы." 1-е КОРИНФЯНАМ 3:16-17

Адаптировано из книги "Alcohol and the Scriptures", Эдит А. Керр
Temperance Committee of the Presbyterian Church of Victoria, Мельбурн (1966)

Бывает так - получил новую информацию и сразу веришь ей, принимаешь как свою родную, давно известную, но благополучно забытую. Может потому, что много думал об этом и тут, бац, готовый вывод из твоих раздумий, до которого сам никак... А может, просто всё так логично, что мозгу и возразить нечего...

Алкоголь и христианство - одна из таких тем, где компоненты всё никак не уживались вместе, хотя не могу сказать, что много думал об этом. Спасибо добрым (и трезвомыслящим!) людям, что сделали это за меня.

Если вы уверены, что Библия ‒ нетрезвая книга (допускающая употребление алкоголя в малых дозах), то вы будете разочарованы. Она такая же трезвая, как Коран. Не боритесь с пьющими "христианами", они просто не читают СВОЮ ЖЕ Книгу. Не верьте и тем, кто читает её с целью найти повод оправдать своё негативное отношение к христианству (здесь и далее под словом "христианство" подразумевается учение Христа, а не мир христианских религий). Не правы ни те, ни другие.
Жданов очень близок к правде о вине в Библии и даёт правильные рекомендации по источникам исследования. Книга, на которую он ссылается

О слове "вино"

Слово «вино» ‒ древнее, нерусское, минимум древнееврейское, а его первоначальный смысл совершенно не такой, как мы привыкли. Звучало оно в еврейском ‒ «яйн». Позднее в древнегреческом оно зазвучит как «ойнос». То, что это одно слово видно из корней: «яйн» ‒ «ойн» ‒ «вин». Дело в том, что эти слова во время написания использовались для обозначения как вина спиртосодержащего так и виноградного сока, а о значении приходилось судить по непосредственному контексту. Это хорошо видно из употребления «яйн» в следующих текстах Ветхого Завета (написанном на древнееврейском языке):


    Плач Иер. 2:12: «Матерям своим говорят они [голодные дети]: "где хлеб и вино?".


Наверняка дети хотели просто поесть.


    Иер 40:11,12 «и возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много.»


Строго говоря: вина с виноградников не собирают, а вот виноград ‒ да.


    Быт.49:11 "Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое".


Здесь применён постоянно встречающийся поэтический приём древнееврейской поэзии, когда вторая часть фразы ("в крови гроздов одеяние свое") повторяет смысл первой ("моет в вине одежду"), только другими словами. Смысловая рифма, так сказать.

Итак, если имеются в наличии следующие условия, то речь идёт однозначно о спиртном вине:


    если употребление «вина» осуждается (да-да, в Библии употребление вина осуждается как таковое);


    если описывается наркотическое воздействие «вина» или появляются в повествовании пьяные.


Сегодня в некоторых местах Земного шара можно встретить подобное употребление слова «вино» (например в некоторых местах Западной Украины: «…пойдем поедим вина…»).

Слово виноград происходит от двух слов, которые можно соединить в словосочетание "винные градины". Однако, строго говоря, в этих "градинах" вина в современном алкогольном понимании нет, а сок есть. Скорее всего первоначальный смысл слова "вино" было не такое, как сегодня.

Коран и Библия о спиртном в цитатах.

Коран , Сура "Корова": «Они тебя о винах и азартных играх вопрошают, скажи: «В них грех большой, но есть для вас и польза, но больше в них греха, чем пользы».

Библия, Пр20:1: "Вино ‒ глумливо, сикера буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен".

Не стоит спорить о слове "увлекающийся" (другой вариант перевода - "блуждающий в нём "), если вино и сикера "глумливы" и "буйны" как таковые, а не в "неумеренных" количествах.

Коран , Сура «Женщины»: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите... » (Св.Коран,4:43).

Библия , Левит 10:8-10: "И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого".

Неправда ли, похожи последние два текста? Мусульманские комментаторы говорят, что к трезвости первые мусульмане шли постепенно. Возможно и в древнем Израиле так было. Может этим объясняется тот факт, что при описании "вина" употребляется такое выражение (Пс.103:14,15): "Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека". Но есть другое место, которое может объяснять как "сердце веселеет от вина": "Пс.4:8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились". Вино вместе с другими дарами природы оказывается могут приводить к веселью в связи с богатым урожаем. Так что минимум не всё так однозначно.

Коран , 5:90: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете».

Библия , Притчи 23:31, 32: "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид".

Кстати неплохое место о "культурном" самоотравлении. Библия, оказывается, осуждает такие "эксперименты".

Библия ,Иер35: "2 иди в дом Рехавитов и поговори с ними, и приведи их в дом Господень, в одну из комнат, и дай им пить вина. 3 Я взял...весь дом Рехавитов, 4 и привел их в дом Господень...; 5 и поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. 6 Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; 7 и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками". 8 И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, — мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши... 12 И было слово Господне к Иеремии: 13 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. 14 Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня."

Трезвенники древнего Израиля ставятся в пример.

Библия ,Ис.5:22: "Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток".

Тут и продавцам досталось и употребителям.

В Библии честно сообщается о пьянстве некоторых "праведников" (относительно других людей своего времени они были действительно святыми). Судите их по уровню морали того времени. Не всегда человек способен жить по-максимуму. И в этом случае христианский Бог согласен подождать. Иногда даёт событиям развиваться естественным путём, чтобы последующие поколения могли получить уроки из негативного опыта таких "святых" (Ной, Лот).

О причастии

Писатели Евангелий УПОРНО не употребляют слово "вино" в описании Вечери, с которой и началось соблюдение ритуала причастия.

Перечислим все места, описывающие Тайную вечерю.

Мф. 26 : "26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. "

Здесь слово "вино " набрано курсивом недаром. Это означает, что в оригинальном тексте его нет, а переводчики добавили его "для связи речи".

Лук. 22:18 : "ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие".

Тут вообще проблем нет. Кстати, устная традиция передачи событий жизни Христа в Первой Церкви довольно достоверна (Лука не очевидец).

Мар. 14:25 : "Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием".

Тут тоже проблем нет. Переводчики "забыли" о необходимости набирать добавленные слова курсивом. Для уверенности приведём подстрочный перевод.


В древнем Израиле был строгий закон о запрете "квасного", т.е. дрожжевого в домах израильтян во время "недели опресноков", а Пасха была днём первым этого семидневного цикла: "Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля" (Исх.12:15). Поэтому Христос не мог поступить против Закона Моисея, который Сам ему дал.

Таким образом, христиане, желающие следовать примеру Христа применяют на Вечере в качестве символов Крови и Тела виноградный сок и пресный хлеб. Аргументы: дрожжевая закваска в еврейской церемониальной системе символизирует грех. 1Кор.5:8: "Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины". Здесь Павел использует церемониальные реалии недели опресноков для показания того факта, что всякий раскаивающийся в своих пороках освобождается от вины после принесения в жертву настоящего Ягнёнка (Агнца) и предстаёт перед Законом Бога чистым.

Библия утверждает, что "Он [ Христос ] не сделал никакого греха" (1Пет.2:22). В дохристианской эпохе эта идея была показана через следующее повеление: "...не изливай крови жертвы Моей на квасное" (Исх.23:18). Другими словами: кровь жертвы не должна была соприкасаться с ничем дрожжевым ‒ разные вещи.

Это делает невозможным применение дрожжевых символов что бы там не говорили предания. По данному случаю авторы выражают сожаление за имеющуюся практику в официальной церкви.

О чуде превращения воды в вино в Кане

Эта история записана в Ин.2.

Как уже говорилось ранее слово "ойнос", употреблённое по отношению к вину на браке в Кане может означать и спиртное и чистый сок.

Уместно задать ряд вопросов:

Появляются ли пьяные от сотворённого Христом вина? Нет.

Порицается ли употребление сотворённого Христом вина? Абсурд.

Описываются ли наркотические качества сотворённого вина? Тоже нет.

Тут сомневающиеся приведут слова распорядителя пира: "всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе".

Итак, что может означать фраза "хорошее вино". Современный человек имея развитую технологию многолетней выдержки и лечения болезней вина поймёт по-своему (да-да, оно болеет при производстве, и сохранить его сложнее чем сок ‒ тот прокипятили и залили в стерильную тару, а в вине в процессе брожения живут разные микробы, в том числе и гнилостные, потом его "спасают" сульфидом меди). Но для нас, людей трезвых, знакомых с Библией не всё так однозначно. Для нас сок ‒ лучшее вино, чем любой "шмурдяк" многолетней выдержки.

Фраза из Ин.2:4 "еще не пришел час Мой" кроме другого смысла может указывать на предстоящую смерть, и творя чудо Христос мог дать по-сути символы Своего Тела, а они вряд ли отличались по своим свойствам от символов Вечери.

А вот и "каменный водонос". Евреи называли их "миквами". В них должен был поместиться человек целиком для ритуального омовения. Жданов правильно замечает, что объём сотворённого вина до 600 литров. Такие миквы находились в синагоге или около неё. И слуги должны были носить вино оттуда. Сотворив в них из воды вино, Христос дал понять, что человек очищается от грехов через Его кровь. А символом Его крови может быть только чистый сок.



" Скорее всего первоначальный смысл слова "вино" было не такое, как сегодня" Конечно! В русском языке есть слова, поменявшие свой первоначальный смысл: урод, водка, раб, кумир, хлеб и др. Почему в других языках такого не может быть?

"эти слова во время написания использовались для обозначения как вина спиртосодержащего так и виноградного сока, а о значении приходилось судить по непосредственному контексту" Современный нашенский пример: пить - утолять жажду и пить - бухать .

"Слово виноград происходит от двух слов, которые можно соединить в словосочетание "винные градины" Скорее так: вино=вьюн, обвивать; град=ограда, забор. Вьющееся ограждение, плетень. Типичное именование по форме объекта. Так газировкой можно называть Спрайт, Фанту, а можно и шампанское. То есть вино у древних - это и сок, и брага, и благородное фалернское.

" в Библии употребление вина осуждается как таковое" А мужики церковники-то и не знают! Или не хотят знать.

" к трезвости первые мусульмане шли постепенно. Возможно и в древнем Израиле так было" Здесь и без пророков народ разбирался что к чему. Потому что своими глазами видел - начинают в семье\деревне пить, - конец семье\деревне. И к религиям поэтому в том числе тянулся. Ну не стоит деревня без праведника, что тут поделаешь, закон природы, её эволюции.

"Трезвенники древнего Израиля ставятся в пример" В пример пьяницам древнего Израиля, я полагаю? Или всё-таки здесь пример богопослушания? Некорректный вывод.

"Писатели Евангелий УПОРНО не употребляют слово "вино" в описании Вечери" Переводчики писателей думают иначе, запивая паёк кагором. Хз...кхм... Хто знает, кто тут правее...

" Судите их по уровню морали того времени " О! Очень важное замечание. Запомнить и записать! Не останавливаться на древнеиудейском уровне, а развиваться. Моральный кодекс строителя коммунизма уже прошли, идём дальше... "Послушай, как хрустят бриллиантовые дороги. Смотри, какие следы оставляют на них боги, Чтоб идти вслед за ними нужны золотые ноги". И хруст пережитков прошлого под нашими шагами...

"символом Его крови может быть только чистый сок" Вот именно! Лучше и не скажешь. Точка.


Спасибо за наводку





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта