Главная » Завтраки » Осетинская кухня редкие рецепты. Современные проблемы науки и образования

Осетинская кухня редкие рецепты. Современные проблемы науки и образования

Важнейшей частью культуры жизнеобеспечения является пища. Традиционная пища осетин готовилась из продуктов, произведенных в условиях земледельческо-скотоводческого (зернового и мясомолочного) хозяйства. Небольшую часть рациона осетин составляли продукты собирательства и охоты. В горных районах овощной и растительный компонент был представлен незначительно, источником витаминов и других биологически необходимых элементов питания становились дикорастущие растения.

Пищу в науке принято делить на повседневную и ритуальную (которая, в свою очередь, делится на праздничную, похоронно-поминальную, жертвенную), а также престижную и непрестижную.

Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда и снедь из мучных, молочных и растительных продуктов.

Блюдом принято называть продукт, не предназначенный для хранения и готовый к употреблению без какой-либо дополнительной обработки (например: суп, каша и т. п.). Снедь же допускает более или менее длительное хранение (например: сыр, хлеб и др).
Мучная пища. Из повседневных мучных изделий следует выделить чурек из кукурузной муки ("нартхоры кæрдзын") . Как отмечал Коста Хетагуров, кукурузная лепешка с куском сыра или чашкой сыворотки, хлебного кваса, а то и просто ключевой воды составляла обыкновенно обед и ужин взрослого осетина.

Пшеничная мука в Осетии использовалась для приготовления праздничных пирогов с разнообразной начинкой. Хлеб из пшеничной муки был редкостью. Дрожжевой пшеничный хлеб назывался "æнхъизæнджын".

Немаловажную роль в осетинской кухне играл овес, из которого готовились три наиболее популярных в народе блюда: "быламыхъ", "хомыс" и "къæлуа". Для изготовления этих блюд овес в зерне предварительно варился, высушивался и шел в помол: мука просеивалась и поступала на стол. В первом случае в одной чашке подавалась мука, в другую наливали квас. Каждому предоставлялась возможность разбавлять "быламыхъ" по своему вкусу. Комок липкого теста из тех же частей, предварительно мятый - "хомыс" . Наконец, такое же тесто, но более крутое и рассыпчатое - "къæлуа".

К названным видам пищи по способу приготовления и вкусовым качествам примыкает ряд блюд из предварительно прожаренных зерен ячменя. В осетинском фольклоре часто употребляется просьба витязя дать ему в дорогу еды, которую "легко нести и приятно есть" ("хæссынæн æнцон, хæрынæн адджын"). Вероятно, речь в данном случае шла о муке, приготовленной из предварительно сваренных или обжаренных зерен злаков.

Из овсяной муки готовили вид киселя - "цымгæ". Для этого муку разводили холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили. Получалась желеобразная масса, которую ели с чесночным соусом ("цæхдон").

В Осетии были распространены изделия из ячменного солода. Солод, обладавший необычным вкусом, был одной из древнейших сладостей. Из него пекли лепешки ("задын") и пироги ("лакъами").
Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу "сир". Подавали ее обычно с топленым маслом. Из кукурузной муки готовили вид галушек ("хæлтъамæ"). Тесто разрезали на части, бросали на полчаса-час в кипящие растительные супы.

Растительная пища.
В весенне-летнем рационе присутствовали блюда с различными травами, одно из них - "цæхæра" . Готовилось оно из семи разных трав (крапива, лебеда и др.), которые варились, мелко рубились. Затем зелень добавляли в сметану вместе с сырыми яйцами и кукурузной мукой и варили. Весной часто пеклись пироги с начинкой из свежего сыра и черемши (дикого лука) - "давонджын".

Переселение осетин с гор на равнину привело к тому, что повседневная пища осетин обогатилась продуктами полеводства и огородничества. На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте. Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками ("картофджын" - с картофельным пюре и мягким сыром, "цæхæраджын" - с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, "къабускаджын" - с тушеной капустой и луком, "насджын" - с тыквой и луком и др.).

Молочная пища. Важное место в питании осетин занимало молоко и продукты его переработки ("урсаг") . Среди них следует выделить осетинский сыр ("цыхт") , отличавшийся высокими вкусовыми и питательными свойствами. Путем заквашивания молока сычугом ("ахсæн") готовился сыр двух видов: свежий мягкий сыр ("фæлмæн цыхт") и твердый соленый сыр ("хъæбдер цыхт"). Твердый сыр либо хранился в бочке с рассолом ("хæндыджы цыхт"), либо сушился ("хус цыхт") . Мягкий сыр служил начинкой для приготовления пирогов, а твердый - являлся снедью. Заготовка твердого сыра происходила обычно в конце лета и начале осени. Он хранился под прессом в кадках с рассолом из молочной сыворотки ("суардзæхдон") и требовал тщательного ухода. После получения сыра оставалась сыворотка, которую употребляли в свежем ("сылы") , и кислом ("хуырх") виде.

Из свежего малосольного сыра готовили вид каши - "дзыкка" . Для этого сыр бросали в котел с небольшим количеством воды, подсыпая понемногу пшеничной муки, непрерывно помешивали деревянной лопаточкой в одном направлении и нагревали до тех пор, пока масса не начнет тянуться в длинные нити и выделять масло. Аналогичную по вкусовым качествам кашу готовили и из сметаны ("царвæхсидæн"). В старину эти блюда считались почетным женским угощением, хотя и мужчинам не возбранялось их есть.

Из молока делали масло в специальных маслобойках ("хъуылæг") или кожаных бурдюках ("лалым"). Взбитое свежее масло ("нæлхæ", "гарачъи") осетины перетапливали и получали топленое масло ("царв"), которое могло долго храниться.

После взбивания масла оставалась кисломолочная масса - пахтанье ("мисын") , из которой, в свою очередь, могли приготовить творог ("къæдор") .

Мясная пища. Мясные блюда были немногочисленны. Осетины предпочитали мясо, сваренное без всяких приправ ("къуыдырфых дзидза") , а также жаренное на огне ("физонæг") .

Престижными блюдами считались рагу из говядины ("лывзæ") и курятины ("карчы цурд"). Вареную курицу расчленяли на мелкие кусочки, бросали в котел со сливками, приправленными пахучими травами, перцем и доводили до кипения.

Редко кому, отмечал Коста Хетагуров в очерке "Особа", удавалось заготовить себе на зиму лакомые копченки из баранины, говядины и превосходной дичи (тур, олень, серна, лань). Из внутренностей готовили несколько видов колбасы, более характерных для осенне-зимнего рациона питания ("руд", "дзормæ").

Повседневная пища осетин могла включать также мясные, куриные и растительные супы, приправленные различными специями. Подавались они всегда в конце еды.

Повседневные напитки.
К повседневным напиткам осетин можно отнести молоко и молочные сыворотки (свежую - "сылы" , кислую - "хуырх" ), квас ("къуымæл") и брагу ("махсымæ") . К древним кисломолочным напиткам относятся кефир, заквашенный посредством грибков ("къæпытымисын") и пахтанье из обезжиренного молока ("мисын").

Брага отличается от кваса тем, что ей дают больше времени для брожения, а стало быть в ней присутствует некоторый процент алкоголя. Брагу иногда смешивали с медом. Приготовление этих двух напитков единообразно: крупно перемолотый ячмень или просо замешиваются на воде, вывариваются, а затем подвергается брожению. В качестве бродильных средств применяются солод и дрожжи. К повседневным напиткам можно отнести и второсортное пиво ("къаматтаг").

Осетинская кухня - это национальная кухня региона, который расположен в центральной части Кавказа. Народ, который исторически проживает на территории Осетии называет себя осетинами.

В настоящее время на территории Осетии располагается два обособленных государства. Республика Северная Осетия, которая осталась в составе РФ, другое ее название Алания.

И Республика Южная Осетия, официальность которой не все признают в мировом сообществе. По рецептам национальной осетинской кухни готовят пищу и в Южной, и в Северной Осетии. Национальная осетинская кухня сложилась в первую очередь под влиянием образа жизни древнего народа Алан.

Предки современных осетинов были кочевниками, которые перемещались по кавказским землям. Аланы были выходцами из скифо-сарматских племен и разговаривали на древнем иранском диалекте. Часть кочевых Аланов решили продолжить свой путь, а часть остались на современной территории Осетии еще в I веке нашей эры.

С этого времени начинается зарождаться осетинская кухня. Кухня кочевых скифов начинается трансформироваться в блюда осетинской кухни. Главной причиной становится оседлый образ жизни на одной территории. Теперь главным в рационе осетин становится мясо.

Мясные блюда осетинской кухни разнообразны и изготавливаются различными способами. Наиболее любимо и популярно в Осетии мясо, приготовленное в казане на открытом огне. К мясу подают отменный сметанный соус Цахдон или Нурыдзахдон, пряный и одновременно очень острый на вкус.

Осетины используют в своей национальной кухне мясо домашней говядины или баранины. Аланы поселившись на Кавказе стали выращивать домашний скот и птицу. Их потомки осетины продолжают славные традиции прадедов. Как и столетия тому назад осетины предпочитают варить мясные туши целиком или нарезать мясо большими кусками.

Мясо долго томят на огне, добавляя пряности и приправы. Подают мясо в Осетии преимущественно с острыми чесночными соусами с добавлением черемши или с овощами. Обязательным вторым блюдом для осетинской кухни являются национальные пироги с мясными начинками.

Рецепт пирога Чъиритæ известен каждой осетинской хозяйке. Мясной осетинский пирог пекут из пшеничной муки, в качестве начинки может использоваться мясо говядины, баранина или домашней птицы. Среди мясных рецептов осетинской кухни можно выделить чуреки, которые изготавливают из смеси кукурузной и пшеничной муки.

Обычно гостю подавали сразу три пирога или более. В Осетии это считается знаком уважения и расположения к человеку. Что примечательно настоящий рецепт осетинских пирогов не предполагает использовать для приготовления теста маргарина или яиц. Еще в начале прошлого века осетинские хозяйки делали тесто для мясных пирогов Фыдчин только из пшеничной муки и воды или сыворотки.

Так называемое пресное тесто в наше время уже не пользуется популярностью в Осетии. Помимо мясной начинки знаменитые осетинские пироги начиняют овощами, к примеру картофелем, тыквой, капустой или свякольными листьями. Часто для начинки используют домашний осетинский сыр Уæлибах.

Скудный рацион горцев, которые живут в Осетии обычно ограничивался блюдами из мяса и хлеба. Национальными напитками в осетинской кухне считаются ронг (на основе меда), арака, тутыра, брага и квас. Осетины всегда разводили домашний скот, поэтому в их рационе присутствует молоко.

В Российской Федерации и в странах Кавказа широко известно осетинское пиво. Пиво в Осетии отличается достойными вкусовыми качествами. Осетины верят, что рецепт этого хмельного напитка подарил им сам Шатана или Сатеник, древний герой известного памятника осетинской литературы - Нартовского Эпоса.

Трудолюбивый осетинский народ стремился удобрить и засеять каждой клочок плодородной земли, которой в горной стране почти не было. А потом использовать без остатка все, что эта земля даст. Так, в осетинской кухне часто используется не только плод, но и лист перца. Как ни странно, листья у острого стручкового перца менее горькие, чем у сладкого. После очередного осеннего сбора урожая их полностью ощипывают и используют в разных блюдах, в том числе в этом соусе. Он подается и к мясу, и к овощам. Например, к печеной тыкве.

1 средняя тыква
500 г не слишком жирной сметаны
100 мл кефира или кислого молока,
по желанию 150 г свежих молодых листьев острого перца (можно
с небольшими перчиками) или...

Состав:
Говядина 500 гр.
Сметена 1 000 гр.
Чеснок 1 головка
Соль 1/2 чайной ложки
Черный молотый перец
Кинза
Укроп

Технология приготовления

Перед приготовлением тщательно...

МЯСО ПО-ОСЕТИНСКИ В СОУСЕ ЦАХДОН

Рецепт приготовления мяса по-осетински в цахдоне, можно уже сразу назвать праздничным рецептом. Это блюдо является очень хорошей холодной закуской. Для его приготовления нужно время и немного сил и усидчивости, но результат превзойдет все Ваши ожидания

Состав:
Говядина 500 гр.
Сметена 1 000 гр.
Чеснок 1 головка
Соль 1/2 чайной ложки
Черный молотый перец
Кинза
Укроп

Технология приготовления
Идем в субботу на рынок или в специализированный магазин, где продают свежее, а не замороженное мясо и тщательно выбираем продукт нашего приготовления
Для приготовления этого блюда лучше всего подходит говяжья грудинка или внутренняя часть задней ноги животного
Перед приготовлением...

«Нашджын» ОСЕТИНСКИЙ ПИРОГ С ТЫКВОЙ

Состав:
Мука пшеничная 300 гр.

Кефир или вода 400 гр.
Сахар 5 гр.
Тыква 320 гр.
Сало баранье 80 гр.
Сыр свежий 80 гр.
Соль
Перец
Чабрец

Готовим фарш
Очистите от семян и кожицы тыкву. Натрите на крупной...

Осетинский пирог с фасолью "Хъадурджин"

Существует несколько классических вариантов начинок для осетинских пирогов. Сегодня я покажу одну из них - с фасолью. Восхитительный ореховый вкус, легкую пикантность которому придают чеснок и чабрец. Итак, знакомьтесь - осетинский пирог Хъадурджин.

Мука- 6 стак.
Кефир- 300 мл
Вода- 300 мл
Дрожжи(сухие, пакетик 11 гр) - 1 пач.
Соль(в тесто) - 1.5 ч. л.
Фасоль(в начинку) - 200 г
Лук репчатый(1 луковица в начинку) - 150 г
Чеснок- 1 зуб.
Перец черный(по вкусу)
Чабрец(сухой) - 1 ч. л.
Масло подсолнечное(3 ст. л. в тесто и для обжарки лука)
Масло сливочное(для обмазывания пирогов) - 100 г
Сахар(в тесто) - 1 ч. л.

Сразу скажу, что ингредиенты для начинки я привела из расчета на один пирог, для...

Осетинский пирог с сыром и зеленым луком (ХАДЫНДЗДЖЫН)

Состав:
Мука пшеничная 300 гр.
Сода 0,5 гр.
Кефир 400 гр.
Сахар 5 гр.
Маргарин 30 гр.
Лук зеленый 200 гр.
Сыр свежий 500 гр.
Соль

Тщательно просеиваем пшеничную муку и высыпаем ее горкой на стол, посередине делаем в ней углубление

В углубление добавляем кефир, размягченный маргарин, соль, соду или дрожжи, сахар и хорошо замешиваем мягкое тесто

Тесто накроем салфеткой и поставим его в теплое место на 2 – 3 часа (для дрожжевого теста) или на 30 – 40 минут (для пресного теста) для его созревания

Готовое тесто разделим на 2 части. Раскатываем в лепешки толщиной 0,5-1 см

Готовим фарш
Переберите перышки зеленого лука от вялых и сухих перышек, промойте под проточной холодной водой...

Состав:
Мука пшеничная 225 гр.
Говядина 200 гр.
Лук репчатый 30 гр.
Чеснок 20 гр.
Перец черный молотый 2 гр.
Бульон 110 гр.
Масло сливочное 10 гр.
Молоко или вода 250 гр.
Сода 0,5 гр.
Соль

Технология приготовления
Тщательно просейте пшеничную муку и высыпьте ее на стол горкой. В середине горки сделайте...

Секреты приготовления осетинских пирогов

Настоящее национальное блюдо Осетии, без которого немыслим ни один праздник или застолье - это осетинские пироги.

Осетинские пироги выпекаются с самыми разнообразными начинками. Пирог должен быть закрытым, из тонкого теста, с большим количеством начинки. Он может быть круглой или треугольной формы.
Главным ингредиентом пирога обязательно является осетинский сыр двухдневной выдержки, по вкусу напоминающий брынзу.

Начинки для пирога выбираются самые разнообразные - мясные, картофельные, овощные, бобовые и даже из свекольной ботвы.

Тесто для пирогов используется самое простое, состоящее из воды, дрожжей, муки и соли. Но для более нежной консистенции можно добавить яйцо, заменить воду...

Осетинский пирог Картофджын

Тесто
Мука- 600 г
Вода(теплая) - 380 мл
Дрожжи- 2 ч. л.
Масло растительное- 150 мл
Соль- 1.5 ч. л.
Начинка
Картофель- 1.5 кг
Сыр адыгейский(Осетинский(можно брынзу,адыгейский или сулугуни) - 200 г
Масло сливочное- 100 г
Молоко(теплое) - 200 мл
Соль(По вкусу)

В 380 мл. воды растворить 2 ч. л. сух. и 1 ч. л. соли.
В 600 г. муки делаем лунку и тонкой струйкой вливая получившуюся опару замешиваем мягкое, эластичное тесто, не бойтесь если тесто будет прилипать к рукам, это так и должно быть.
Лишний раз вы при формировании пирога будете подпылять мукой рабочий стол и руки.
Тесто месим 5-7 мин.
В конце замеса подливаем масло и еще немного месим.
Тесто готово, накрываем его полотеничком и даем...

ФЫДДЖЫН (ОСЕТИНСКИЙ ПИРОГ С МЯСОМ)

Пришло время познакомить Вас с самым знаменитым пирогом Осетии – Пирог с мясом по-Осетински. Этот пирог является визитной карточкой Осетии в мировой кулинарии. Осетинский пирог с мясом пользуется бешеной популярностью на Кавказе, имеет большую востребованность среди гурманов пирогов в России и его репутация с каждым днем все больше и больше растет за пределами России и стран СНГ

Состав:
Мука пшеничная 225 гр.
Говядина 200 гр.
Лук репчатый 30 гр.
Чеснок 20 гр.
Перец черный молотый 2 гр.
Бульон 110 гр.
Масло сливочное 10 гр.
Молоко или вода 250 гр.
Сода 0,5 гр.
Соль

Технология приготовления
Тщательно просейте пшеничную муку и высыпьте ее на стол горкой. В середине горки...

Осетинские пироги

От вида начинки, зависит и название пирога: с картофелем и сыром - картофджын, с сыром - уалибах и хабизджын, с измельченной капустой и сыром - кабускаджын, с измельченными листьями свеклы и сыром - цахараджын, мясным фаршем - фыдджын, тыквой и сыром - нашджын, с измельченной черемшой и сыром - давонджын. Существует множество других начинок.

Их выпечка не представляет большой сложности, но определенный опыт и сноровка все же требуются. Пирог должен быть с тонким слоем теста, сочной и обильной начинкой, которая не должна выпирать наружу. Толстый изделие - признак неопытности стряпухи. И, не смотря на то, что технология приготовления одинакова по всей Осетии, каждая хозяйка вносит свою...

Картофчын

Блюда из картофеля популярны во всем мире.Необычное сочетание мягкого сыра и картофельного пюре таится в настоящем осетинском пироге «Картофчын».

Традиционно для его приготовления используются мука высшего сорта, очищенная вода и дрожжи. В тонком слое ароматного хлеба таится картофельная начинка.

Состав:
Мука пшеничная 300 гр.
Дрожжи прессованные 10 или сода 0,5 гр.
Кефир 400 гр.
Сахар 5 гр.
Картофель 150 гр.
Сыр осетинский 150 гр.
Молоко или сметана 40 гр.
Масло сливочное 20 гр.
Маргарин 30 гр.
Соль

Тщательно просеиваем пшеничную муку и высыпаем ее горкой на стол, посередине делаем в ней углубление

В углубление добавляем кефир, размягченный маргарин, соль, соду или...

Сырная каша дзыкка

Осетины говорят, что готовить сырную кашу нужно в одиночестве, преисполнившись терпением и благими мыслями. Лишь тогда она вознаградит вас «пробуждением» из кипящей массы топленого масла и будет не только вкусной, но и целебной. Есть ее полагается не ложкой, а куском хлеба.

1 -й вариант:
150 мл сыворотки или нежирных сливок
350 г свежего осетинского сыра
150 г пшеничной муки
соль
2-й вариант:
300 г хорошей жирной сметаны
200 г свежего осетинского сыра
150 г белой кукурузной муки соль

1-2 порции
Подготовка: 10 мин.
Приготовление: 10 мин

Для 1 -го варианта налейте сыворотку или сливки в чугунный котелок или кастрюлю с толстым дном, нагрейте почти до кипения, но не кипятите. Пока молоко...

Осетинский пирог Картофджын

Картофджын - один из самых распространенных осетинских пирогов. Возьмите рассыпчатый сорт картофеля и самый вкусный свежий сыр - и отличный результат вам гарантирован.

300 г муки
100 мл молока
100 мл хорошей питьевой воды
30 г сливочного масла
10 г свежих дрожжей
1/2 ч. л. сахара

Для начинки:
4 небольшие картофелины
100 г свежего домашнего сыра или адыгейского
2 ст. л. сметаны или цельного молока
40 г сливочного или топленого масла
немного тимьяна (чабреца),
по желанию соль

1 пирог на 4-6 порций
Подготовка: 1 ч 15 мин.
Приготовление: 15-20 мин.

Для теста в чуть теплое молоко добавьте теплую питьевую воду, дрожжи и са­хар, размешайте.
Муку просейте...

ПИРОГ ЛИМОННЫЙ (ЧЪИРИ ЛИМОНИМАЕ)/Осетинская кухня.

Со знаменитыми осетинскими пирогами знакомы многие люди и не только в нашей стране. Самые знаменитые пироги с мясом, пироги с сыром и пироги со свекольной ботвой, но у Осетин есть еще и сладкие пироги. Например, пирог лимонный.

Состав:
Мука пшеничная 350 гр.
Масло сливочное 200 гр.
Молоко 100 гр.
Дрожжи 50 гр.
Сахар 50 гр.
Соль

Состав для начинки:
Лимон 1 шт.
Сахар 250 гр.

Основа пирога – правильно подготовленное тесто

Подогрейте молоко до 35 – 40 градусов и разведите в нем дрожжи

Сливочное масло хорошо разотрите с сахаром и добавьте в молоко с растворенными дрожжами. Просеянную пшеничную муку аккуратно засыпаем следом, хорошо помешивая, чтобы мука не слиплась

Замешаем тесто и...

ПИРОГ С ЯБЛОКАМИ (ФАТКУЫДЖЫН)/Осетинская кухня

Состав:
Мука пшеничная 300 гр.
Молоко 300 гр.
Яйца 3 шт.
Сахар 170 гр.
Масло сливочное 150 гр.
Дрожжи прессованные 20 гр.
Ванилин
Яблоки 600 гр. и сахар 50 гр. или яблочное повидло 300 гр.

Подогрейте молоко до 70 – 80 градусов. Всыпаем просеянную пшеничную муку и взбиваем до однородной массы без комков

Охлаждаем массу до 35 – 40 градусов

В охлажденную массу добавляем разведенные в теплом молоке дрожжи, размягченное сливочное масло, растертые с сахаром яйца, ванилин

Замешиваем мягкое тесто и оставляем его в теплом месте на 2 – 3 часа для брожения. Во время брожения 2 – 3 раза обминают

Готовое тесто разделите на 2 части и раскатывают каждую часть до толщины 0,5 – 1 см

КАРДЗЫН (ЧУРЕК) / ОСЕТИНСКАЯ Кухня

Традиционный чурек, который готовит народ Осетии достаточно часто, готовится довольно просто и быстро

Состав:
Кукурузная мука 320 гр.
Вода 280 гр.
Соль

Для начала, нужно просеять через сито 300 муки и добавить к ней кипяченой воды, около 250-280 миллилитров (предварительно кипяток нужно посолить по вкусу)

После этого, необходимо добавить немного холодной воды и размешивать полученную смесь до того, пока она не примет однородный цвет и состояние

Теперь, нарежем массу на примерно равные кусочки и придадим форму лепешки

Со всех сторон, тесто нужно смочить водой, чтобы оно потом не потрескалось

Последнее, что нужно сделать, это выпечь в духовке 15-20 минут при температуре 210-230 градусов до состояния готовности

Осетины предпочитают, есть чурек горячим, когда он еще мягкий и пахнет свежевыпеченным тестом

Подают лепешку горячим вместо хлеба или самостоятельно с молоком, айраном, кислым молоком или осетинским сыром

Осетинский пирог с сыром

На выходе у вас должно получиться 3 пирога

Требуется:
Мука - 7 ст.
Молоко - 3 ст.
Дрожжи - 2 ст. л.
Сахар - 5 гр.
Соль - 3 гр.
Осетинский сыр или брынза - 1 кг.
Масло растительное - 1 ст. л.
Масло сливочное - 3 ст. л.

Приготовление:
1.) Просеянную муку высыпать в посуду. Вылить в муку подогретое молоко или кефир. Добавить дрожжи, сахар, соль и замесить тесто. Тесто должно получиться не очень твердое. Поставить тесто на расстойку на 2 часа. Через это время хорошо его перемешать и убрать еще на 40 минут.
2.) Для начинки размять сыр. Если сыр не жирный, добавить растопленное сливочное масло.
3.) Тесто разделить на 3 части. Размять ее в виде лепешки и положить посередине начинку. Соединить...

Осетинские пироги

Эти тонкие, сочные, поджаристые пироги с самыми разными начинками стали популярны за пределами Кавказа совсем недавно. Раньше, чтобы попробовать их, нужно было ехать во Владикавказ или звать оттуда к себе гостей. Тамошние жители без пирогов (варенья, заготовок и проч. и проч.) в гости не ходят.

ИНГРЕДИЕНТЫ
1 кг муки
2,5 стакана кефира
125 г сливочного масла
25 г свежих дрожжей
соль, сахар
сливочное масло для смазывания

Для начинки из сыра и зелени:
500 г осетинского сыра (или брынзы с адыгейским сыром пополам)
300 г шпината
большой пучок зеленого лука
соль, перец

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Из 125 мл теплой воды и остальных ингредиентов для теста сделайте безопарное дрожжевое тесто, оставьте в...

Национальная осетинская кухня - собрание неописуемо вкусных кулинарных удовольствий. Она поражает богатой палитрой вкусов и ароматов, безграничной любовью к пирогам с начинкой и, как полагается на Кавказе, колоритными мясными вариациями.

Картофельно-сырный дуэт

Кулинарная гордость Осетии - осетинские пироги, и особенно картофджин. Соединяем по 100 мл молока и воды, разводим 10 г сухих дрожжей и 1 ч. л. сахара. Понемногу вводим 300 г муки, 30 г растопленного сливочного масла, щепотку соли и замешиваем тесто. Накрываем его полотенцем и оставляем на час. Взбиваем пюре из 4 вареных картофелин, вмешиваем 100 г тертого осетинского сыра и 2 ст. л. сметаны. Из теста раскатываем лепешку толщиной 1 см, кладем сверху начинку, стягиваем края к середине и снова раскатываем. Делаем в центре отверстие и выпекаем пирог в духовке 20 минут при 200 °C. Смажьте горячий картофджин маслом, и он станет еще аппетитнее.

Капустный идеал

Кабускаджин с капустой завоевал сердца многих гурманов. Разводим в 150 мл теплой воды 20 г сухих дрожжей и 1 ч. л. муки, даем опаре подняться. Соединяем ее с 400 г муки, 120 мл воды, 3 ст. л. растительного масла, щепоткой соли и замешиваем тесто. Пока оно поднимается, шинкуем 300 г белой капусты и 2 моркови, тушим их в масле со специями и солью. Добавляем 250 г тертой брынзы и перемешиваем. Начинку кладем на раскатанную из теста лепешку, соединяем края в центре и утрамбовываем. Сделав круглое отверстие, помещаем ее на 20 минут в духовку при 190 °C. Если вместо сыра взять разные овощи, у вас получится отличный постный пирог.

Зелень в снегу

Давонджин - с осетинским сыром и листьями черемши, перед которым невозможно устоять. Разводим в 250 мл теплого кефира 10 г дрожжей и оставляем на 10 минут. Добавляем сюда 350 г муки, 50 мл растительного масла, щепотку соли и вымешиваем тесто. Накрыв тканью, оставляем его в теплом месте на 2 часа. Шинкуем пучок черемши, смешиваем ее с 200 г осетинского сыра и формируем 6 комков. Выкладываем их на лепешки из теста, собираем в форме мешочков и раскатываем. Ставим в духовку на 25 минут при 180 °C. Кстати, их вполне можно взять на весенний пикник для всей семьи.

Вишневые грезы

Для сластен найдется особое угощение - вишневый балджин. Растворяем 1 ч. л. дрожжей и 1 ст. л. сахара в 50 мл молока. Через 15 минут добавляем 400 г муки, 100 мл кефира, 50 г растопленного сливочного масла, яйцо и щепотку соли. Вымешиваем тесто и убираем на 2 часа в тепло. Засыпаем 300 г вишни без косточек сахаром по вкусу. А чтобы при выпекании из пирога не потек сок, сдобрите ягоды 1 ст. л. крахмала. Раскатываем из теста две лепешки. Выкладываем на одну вишню, накрываем второй и красиво защепляем края. Делаем 5–6 отверстий в виде лепестков и отправляем балджин в разогретую до 180 °C духовку на 30 минут. Что может быть лучше румяного сладкого пирога к чаю?

Баранина правит бал

Лывжа из баранины - блюдо осетинской кухни для тех, кто желает подкрепиться основательно. Рубим на кусочки 700 г баранины, заливаем водой на 2 см выше мяса и доводим до кипения. Кладем 1 ч. л. семян укропа, соль и перец горошком по вкусу. Продолжаем варить бульон, постоянно снимая пену. Опускаем в него пучок кинзы, перевязанный ниткой, - в конце мы его уберем. Когда мясо проварится, закладываем 2 луковицы полукольцами, 500 г картофеля кубиками, 1 некрупную морковь кольцами и доводим суп до готовности. Добавляем 3 дольки толченого чеснока и ½ ч. л. чабреца. В Осетии к лывже подают соус цахтон из 500 г сметаны, пучка укропа и зубчика чеснока - он удачно подчеркивает вкус баранины.

Телятина и компания

Телятину осетины любят не меньше, а потому ей посвящено много рецептов. Нарезаем кубиками 500 г телятины, пересыпаем ее красным перцем и солью. Измельчаем ломтиками 500 г стручковой фасоли и 400 г помидоров, шинкуем пучок зеленого лука, петрушку, кинзу и укроп по вкусу. На дно кастрюли кладем лук, затем мясо, фасоль и томаты слоями. Засыпаем их зеленью, вливаем 100 мл растительного масла, 400 мл горячей воды и томим под крышкой 2 часа. Время от времени встряхиваем кастрюлю, чтобы содержимое не пригорело. Жгучие нотки телятине придаст соус цахтон из предыдущего рецепта, в который мы добавим колечки горького перца.

Чудеса на шампурах

Особое место среди рецептов осетинской кухни занимает шашлык. Режем крупный баклажан кружками, солим и оставляем на 20 минут. Измельчаем ломтиками красный и желтый сладкие перцы. Рубим на куски по 200 г бараньей печени, сердца и легкого, посыпаем солью со специями и нанизываем на шампуры. Жарим их над тлеющими углями 8–10 минут, снимаем с шампуров и каждый кусочек оборачиваем нутряным салом. Снова нанизываем их на шампуры, чередуя с ломтиками баклажана и перца. Почаще переворачивая, подрумяниваем на мангале. Такая вариация заинтересует даже бывалых знатоков шашлыков.

Если домашние гурманы настоятельно требуют чего-нибудь вкусного и необычного, осетинская кухня - именно то, что нужно. Эти потрясающие блюда оживят ваше семейное меню и понравятся всем без исключения.

Осетинская традиционная пища готовилась из продуктов, произведенных в условиях комплексного земледельческо-скотоводческого (зернового и мясо-молочного) хозяйства. Некоторое разнообразие в систему питания вносили продукты охоты, собирательства съедобных дикорастущих растений и рыбной ловли.

В традиционном пищевом рационе осетин они играли вспомогательную роль.

Ритуальная пища осетин включала выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво.

Ритуальный стол олицетворял картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми.

Небрежность, нечистоплотность (физическая и словесная) по отношению к хлебу, а тем более к ритуальным пирогам считалась крайне безнравственным проступком.

У осетин три пирога (с сыром) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства — бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»),

В случае траурной трапезы пироги подают четными числами — отсутствует средний пирог, символизирующий солнце.

Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх» ) и рубленого мяса (фыдджын» ).

Пироги с другими начинками из овощей являются инновацией, результатом этнокультурных взаимовлияний.

Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки.

В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами.
В зависимости от обрядового предназначения их форма варьировалась от круглой, треугольной и овальной.

Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности.

Треугольные и овальные пироги принято разламывать руками.

К традиционной выпечке относятся также:

1) Гуыдын — большой ритуальный пирог, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков (кæхцгæнæн), на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу.

Свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами (хуын).
Для выпечки гуыдына существовали специальные большие печи.
Его начиняли свежим сыром, а иногда и курятиной.

2) Куырды гуыдын — «чурек кузнецу». Гуыдын, начиненный сыром, больших размеров, который обязательно приносили сельскому кузнецу вместе с платой за выполненный заказ.

3) Фыдджын — пирог с начинкой из рубленого мяса.

Он является пищевым воплощением комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций.

Эти пироги готовились только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями.
На поминальных застольях фыдджын никогда не подавали.
Фыдджын был обязательным элементом свадебного застолья, так называемым «разгонным» блюдом, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

4) Хæбизджын — пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле.

5) Скъудаджынтæ (давонджынтæ) — пироги с зеленой черемшой.

В основном готовились и подавались на поминальных застольях.

По народным поверьям, в Великий пост в ночь на «Лаузгæнæн» (Блинные поминки), покойники отправляются далеко на небеса за «давон».
Якобы эта растительная еда заменяет у покойников фрукты.

6) Дедатæ (басылтæ) — лепешки из пшеничной муки.

К этому времени хозяйки готовят пшеничные лепешки в виде фигур людей, животных, разных предметов.

Большая именуется деда, а другие лæппынтæ, которые носят названия разных орудий: сохи, ярма, бороны и т.д.

Приготавливаются также лепешки с сыром под названием басилтæ. Если обрядовые лæппынтæ предназначались для взрослых работников, то басилтæ изготовлялись для детей, колядовавших в новогоднюю ночь.

В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи.

Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез.

Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного.

Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

Популярным мясным блюдом был шашлык — физонæг.

Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже — говядина.

Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл).

Для физонæг’а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки.

Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят.

Это — ритуальный физонæг.

Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост.

После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим.

Осетины жарили шашлык и в котле (аджы физонæг).

Физонæг этот готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное (кусартгæнджытæн).

Все известные модели питания включают хмельные напитки.

У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) — древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

Изготовление пива — сложный и длительный процесс, требующий виртуозного искусства.
Очищенный вызревший ячмень вымачивали, проращивали, превращали в богатый ферментами продукт.

Дробленный не мельнице солод заливали водой и получали сусло, которое фильтровали и кипятили с хмелем.

Отфильтрованное от хмеля и охлажденное сусло смешивают с дрожжами, после чего начинается основной процесс брожения.

В начале XIX века известный российский ученый Г.Ю. Клапрот во время путешествия по Кавказу отметил достоинства осетинского пива: «Пиво осетин — лучшее во всем Кавказе и напоминает, п

Ри условии хорошей варки, английский портер.

Несколько бутылок его были посланы князю Потемкину в Петербург, который нашел его таким хорошим, что выписал осетинских пивоваров».

Особая престижность пива и его сопоставление с духовностью, отвагой и изобилием прослеживаются в специальной «Молитве заквашивающих пиво»:

«Будь приготовлена руками
Нартовской хозяйки Сатаны!
Почетом Сидамона станет почет твой,
Отвагой Алгуза станет отвага твоя,
Изобилием Кусагона — изобилие твое!
Чистым достанься тому,
Для кого тебя приготовили.
Подобно жиру, на пользу будь тем,
Кто выпьет тебя.
Во благо тебе труды мои пойдут!
Мне же славы твоей немного».


Особенностью ритуальных возлияний было непременное заполнение сосуда.

Полная чаша представляла собой символ всех обрядов и идей, связанных с изобилием; выражала идею богатства и благополучия.

Ритуальное выпивание сопровождалось старинной застольной песней «Прими и выпей это».//«Айс æй, аназ æй».

Особый сорт пива «æлутон» осетины называли сказочной пищей, «утоляющей голод навсегда».

Для приготовления такого пива в нем варили овечьи курдюки или даже целые туши.

В исторической памяти осетин сохранилось бытование хмельного напитка из меда «ронг», но способ его приготовления не дошел до нашего времени.

Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда из мучных, молочных и растительных продуктов.

Самым популярным мучным изделием был чурек из кукурузной муки («нартхоры кæрдзын»), который готовился из круто замешанного теста в виде круглых лепешек.
Предварительно поджаренные чуреки запекались в золе.

Иногда их варили в воде («хæлтъамæтæ»).

Чурек употребляли с сыром или с кисломолочными продуктами.

Из кукурузной, ячменной, овсяной круп, из пшеничной муки готовили супы-каши, среди них наиболее распространенным были следующие:

. хамбохъ — похлебка из пшеничной муки на молоке, с добавлением топленого масла.

Она подается в горячем виде и считается женским или детским блюдом;

. бламыхъ
— овсяная мука, замешанная на квасе;

. хомыс — комок липкого теста, замешанного на овсяной муке и квасе;

. къалуа
— блюдо из теста, густо замешанного на овсяной муке и квасе.

Из овсяной муки готовили кисель — «цымгæ».

Для этого муку разводили с холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили.

Были распространены изделия из ячменного солода, обладавшего необычным сладким вкусом. Из него пекли лепешки («задын») и пироги («лакъами»).

Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу «сир».

Из зерен кукурузы и пшеницы варили кашу «дзæрна».

Важное место в питании осетин занимало молоко и молочные продукты.

Высокими вкусовыми и питательными свойствами отличался осетинский сыр, приготовленный путем заквашивания молока сычугом.

Из свежего малосольного сыра готовили изысканное блюдо осетинской кухни — дзыкка.

Растопленный в чугунном котле сыр замешивали мукой и варили до образования кашеобразной массы и выделения масла.

Это блюдо считалось женским.
В пищу употребляли и молочную сыворотку.

В летнее время из нее готовили прохладительный напиток «хуырхдон».

Из молока готовили масло, используя деревянные маслобойки или кожаные бурдюки.

Его предпочитали перетапливать.

После взбивания масла оставалась кисломолочная масса, из которой готовили творог.

Мисын употреблялся в пищу вместе с хлебом или чуреком.

Из него делали кефир («къæпыты мисын») , в основном в нагорной части.

Он применялся как питательный и прохладительный напиток.

Кефир приготовляли из коровьего или овечьего молока.

Чтобы заквасить молоко и получить из него кефир, грибки (къæпытæ) «оживляли», заливали слегка теплой кипяченой водой и выдерживали их в ней сутки.

После этого грибки вынимали, а затем переносили в молоко. Обычно в каждой горской семье имелся запас этих грибков в сушеном виде или в закваске.

К повседневным напиткам осетин относятся квас («къуымæл») и брага («махсымæ») .

Квас готовили из крупно перемолотого ячменя или проса с добавлением солода и дрожжей.

Это — напиток быстрого приготовления, не требующий длительного брожения.

Брага отличается от кваса тем, что подвергается брожению и поэтому содержит определенный процент алкоголя.

В дореволюционное время в горных районах Кавказа, в частности, в Осетии, фруктово-овощной компонент в рационе питания был представлен преимущественно дикорастущими съедобными растениями.

Они были существенным источником витаминов, минеральных солей, других необходимых элементов биологически ценного питания.

Часть плодов, ягод, орехов и трав употребляли в сыром виде, другие варили, запекали, сушили и солили.

Массовое переселение осетин на равнину и последующее развитие буржуазных форм хозяйства способствовали росту этнокультурных контактов с соседними народами. Процесс взаимодействия культур затронул все сферы повседневности и отразился на пище.

Она обогатилась продуктами полеводства и огородничества.

На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте.

Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками («картофджын» — с картофельным пюре и мягким сыром, «цæхæраджын» — с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, «къабускаджын» — с тушеной капустой и луком, «насджын» — с тыквой и луком и др.).

Картофель становился важным продуктом питания.

Он употреблялся не только в качестве самостоятельного блюда, но и стал ингредиентом традиционных видов пищи, в частности, пирогов с картофельной начинкой — картофджынтæ.

Распространились и такие виды овощных культур как фасоль (хъæдур), тыква (нас), капуста (къабуска), редька (булкъ), свекла (цæхæра) и др., также вошедшие в состав некоторых традиционных блюд.

Дальнейшее развитие получила традиция заготовки овощей и фруктов на зиму.

Этот овощной компонент пищи отражает ее суперстратный пласт.

Канукова Залина





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта