Главная » Праздничный стол » Какие напитки пили на руси. До водки

Какие напитки пили на руси. До водки

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

До появления обычного чая, в России, как и в других странах Европы был в большом почете русский чай, или Иван-чай, сырьем для которого служили листья кипрея. Такой чай поставляли к императорскому столу и широко экспортировали за границу. Еще одним названием - копорский, наградили чай из кипрея в честь деревни Копорье, что под Санкт-Петербургом, где его делали особенно умело. Кипрей известен тем, что его листья являются отличным сырьем для изготовления русского, копорского чая. Чай из кипрея обладает хорошими вкусовыми и лечебными качествами. В отличие от обычного чая его употребление не ведет к бессоннице, а наоборот успокаивает и обеспечивает хороший сон, недаром, в старину кипрей называли дремлюгой. Помогает кипрейный чай и при головных болях, нормализует деятельность кишечника. Прежде чем в Россию был завезен чай из растения Thea Sinensis , чаепитие как процесс потребления напитка из заваренных трав и листьев уже существовало. Именно поэтому китайская, индийская, цейлонская и другие разновидности чудо-напитка - зеленый, черный, красный, желтый чаи - вошли в нашу жизнь столь органично и плавно. В значительной мере это случилось благодаря Иван-чаю, который к тому времени на Руси был очень хорошо освоен. Еще в XIII веке, когда князь Александр Невский разрушил одну из крепостей рыцарей-крестоносцев и построил новую, вокруг нее возникло поселение Копорье. Жители этого поселения занялись промыслом русского чая - Иван-чая, который еще имеет и другое название - Кипрей.


« » на Яндекс.Фотках

Название кипрей "узколистная ива, Epilobium angustifolium", из греч. κύπριος, прилаг. от Κύπρος "Кипр"; ср. Маценауэр, LF 8, 165. .. [Более вероятна исконнославянская этимология этого названия растения - от кипе́ть. См. Меркулова, "Этимология. 1964", М., 1965, стр. 84. - Т.]

Упоминание о Кипрее встречается в древних рукописях; Иван-чай нахваливали первые строители Москвы, его знала Европа, пили англичане. Позднее, в силу различных причин, Иван-чай утратил свою популярность. Однако и по сей день, он растет на просторах нашей родины, и не утратил свои уникальные свойства.

Иван-чай - растение, которое дает человеку не только целебный напиток - чай, из этого растения можно приготовить суп, испечь хлеб, настоять вино, изготовить подушки, веревки, ткань. Корневища Иван-чая содержат крахмал, слизь, сахар, белок (почти как у бобовых). Их употребляют как овощ, сушеные корневища размалывают в муку, которую можно добавлять в хлеб, печь из нее лепешки. Из корневищ можно готовить спиртной напиток. Молодая зелень Иван-чая используется в свежем виде в салатах, ее можно также варить и жарить.

Грубые волокна стеблей Иван-чая использовались нашими предками для выделки веревок и мешковины. Пухом с семенами набивали подушки и матрацы, а из более тонких и нежных волокон стеблей изготавливали нитки и ткани, производили ламповые и лампадные фитили.

Вернемся же к Кипрейному чаю. Оказывается, при правильной заготовке и заваривании он очень схож по вкусу с «заморским» черным чаем. Каковы же основные достоинства кипрейного чая - Иван-чая?

* Нормализация сна при отсутствии побочных явлений и без формирования зависимости.
* Снижение повышенного давления, снятие головной боли любого происхождения (гипотоникам рекомендуется слабая заварка Иван-чая).
* Нормализация состояния слизистой оболочки, способность остановить (но не вылечить!) пародонтоз.
* Облегчение состояния при интоксикации различного рода: алкогольной, бытовой, вызванной раковыми заболеваниями.

При регулярном употреблении Иван-чая происходит глубокая очистка организма от шлаков и низких энергий, устраняется иммунодефицит. Иван-чай наряду с черным и зеленым чаем, способен служить пропаганде здорового образа жизни, быть напитком, располагающим к общению, приносящим человеку умиротворение и жизненную силу.



« » на Яндекс.Фотках

Иван-чай (кипрей) — самое первое растение, приходящее на помощь человеку в восстановлении природы. После естественных и искусственных экологических катастроф — пожаров, вырубок леса, на месте вымерших деревень и поселений иван-чай разрастается огромными чашами.

По географии и мощности такой экспансии с ним не сравним ни один сорняк, ни крапива, ни белоус, ни осока. И растет он от экватора до тундры. Кипрейный луг в окрестности пасеки позволяет получать до 12 килограммов меда на один улей.

Дает он и высококачественную пыльцу, и маточное молочко, и прополис. А из стеблей получается прочное волокно. И «пуховиком» кипрей зовут неспроста: его пухом в некоторых деревнях и сегодня набивают матрацы и подушки.

Все части растения пригодны в пищу. Сладкие корневища можно есть сырыми, а после сушки из них готовят муку. Первые побеги идут на отменные салаты, по вкусу напоминающие спаржу, но только более нежные и пикантные. А листья - это и есть знаменитый, неповторимый и ароматный иван-чай, не содержащий кофеина, алкалоидов и пуриновых кислот — первейших загрязнителей организма.

Он успокаивает, отрезвляет, снимает боли и даже укрепляет волосы. Регулярное его питье избавляет от мигреней, помогает при бессоннице, малокровии, при белой горячке, инфекциях и простудах, а в целом поднимает иммунитет, являясь мощнейшим природным очистителем. В старину недаром о нем говорили, что он не только излечивает тело, но и просветляет ум и поднимает дух.

Недавно выяснено, что Иван-чай повышает потенцию у мужчин. Известны и его жаропонижающие свойства. И еще одно из примечательных достоинств растения в том, что оно ощелачивает кровь и тем самым восстанавливает силы при разного рода истощениях и даже уменьшает интоксикацию при раковых заболеваниях.

Эти сведения об Иван-чае подтверждены огромным народным опытом и исследованиями ученых. Недаром же пуританская Англия потребляла Иван-чай тысячами пудов. Почему же мы должны стесняться своего исконного замечательного напитка и пить привозную кока-колу, если отечественный, закатанный в бутылки стимулятор из кипрея может заменить любой фирменный иностранный напиток?!

Иван-чай был восстановлен строго по старинным рецептурам. Сегодня имеется сертификат его качества. И не сделать этого было нельзя, ведь это настоящий кладезь здоровья и бодрости. Неспроста же русские купцы сами первыми применяли его как отрезвляющее и противоотравляющее средство.

После радиационной разведки, в июне начинается сбор ИВАН-ЧАЯ, в основном молодые листья и соцветия. В течение двух часов сырье должно быть доставлено к месту переработки. Используются измельчители и сушилки, в том числе и СВЧ. За несколько лет кропотливой работы найден наиболее емкий вариант переработки и получения нескольких сортов настоящего русского чая. Практически на все вкусы! Расфасовка в основном в пачки по 100 г., и в очень красивые сувенирные, деревянные и берестяные коробочки и короба... Эти упаковки хороши для представительских целей и для заграничных потребителей.


« » на Яндекс.Фотках Иван-чай (Chamaenerion angustifolium или кипрей узколистый) это многолетнее травянистое растение, 50-150 см, с толстым ползучим корневищем. Цветки, собранные в кисточки, пурпурно-розовые, красные с фиолетовым оттенком, редко бледно-розовые или же белые. Цветет в июне и до августа, на влажных лугах, на холмах, вдоль дорог и на лесных полянах. Обычно цветет зарослями, поселяется на погарах или же заполняет места бывших поселений, а также на высушенных болотах.

Содержит до 20% дубильных веществ, флавониды, слизь, пектиновые вещества и витамины группы «В». Витамина «С» в Иван-чае в 6,5 раз больше, чем в лимоне. В цветках Иван-чая, содержится до 25 мг. нектара на каждый цветочек, что характеризует его как отменный медонос (до 400 кг меда с 1 га). Кроме того, Иван-чай содержит много белка, который легко усваивается организмом, что позволяет просто и быстро насыщаться энергией. Об этих особенностях Иван-чая, хорошо осведомлены люди, попадающие в экстремальные условия. Поэтому растение популярно среди лесорубов, охотников и любителей странствий.

Уникален спектр микроэлементов. В 100 гр. зелёной массы Иван-чая содержится:

  • железа -2,3 мг.
  • никеля - 1,3 мг.
  • меди - 2,3 мг.
  • марганца - 16 мг.
  • титана - 1,3 мг.
  • молибдена - 0,44 мг.
  • бора - 6 мг.

и в значительном количестве наличествует калий, натрий, кальций, магний, литий и др.

В 100гр. листьев Иван-чая содержится от 200 до 400 мг. аскорбиновой кислоты, т.е. в 5-6 раз больше, чем в лимонах.

Наличие в растении железа, меди, марганца позволяет считать его средством, способным улучшать процесс кроветворения, повышать защитные функции организма.
Кроме того, Иван-чай обладает ярко выраженным успокаивающим действием.

Иван-чай мягко нормализует деятельность кишечника. Благодаря богатому содержанию танинов, слизи и витамина С, Иван-чай обладает хорошими противовоспалительными и обволакивающими свойствами при язвенной болезни желудка, гастритах, колитах. И ещё при энтероколитах, дизентерийной диарее, при метеоризме и анемии.

В кардиологии Иван-чай используется при кардионеврозах нейроциркулярной дистонии.

Иван-чай исследовали в клинике неврологии НИИ экспериментальной медицины РАМН.

Заключение:
"Иван-чай показан, прежде всего, при различных формах неврозов и неврозоподобных состояниях при посттравматических стрессорных расстройствах (последствия афганского, чеченского и т.п. синдромов). Его использование позволяет избежать риска возникновения токсикомании.

В стрессорных ситуациях, уменьшая тревожно-депрессивные расстройства и напряжения. Приём Иван-чая способствует сокращению потребления спиртных напитков".


« » на Яндекс.Фотках

А лкалоиды чая и кофе усиливают сердечную деятельность, процессы возбуждения в коре головного мозга и повышают двигательную активность.
Благодаря этому, ко всем тканям притекает больше крови, в результате человек ощущает как бы прилив сил, у него улучшается настроение, обостряются все органы восприятия.

Однако, ещё Академик И.П. Павлов установил, что большие дозы алкалоидов приводят к истощению нервных клеток, т.к. подобные подъёмы духа сопровождаются усилением расхода носителей энергии, что чаем, не компенсируется.

И сегодня все знают, что такое кофеин. К сожалению, не все знакомы с его противопоказаниями. А кофеин противопоказан при повышенной возбудимости, бессоннице, выраженной гипертонии и атеросклерозе, при глаукоме, органических заболеваниях сердечно-сосудистой системы и просто в старческом возрасте.

У обычного чая есть, конечно, и некоторые достоинства, он способен поддерживать здоровье. Но надо признать, что у него есть и существенные недостатки, о которых никто в интересах коммерции не упоминает!

Настой Иван-чая сохраняет свои целебные и ароматные свойства целых трое суток. Тогда как отцы обычного чая — китайцы считают, что их чай после заварки через 20 минут превращается в «яд гремучей змеи». Так как в обычном чае после заварки через некоторое время, кроме кофеина, начинают экстрагироваться такие полифенольные вещества, которые блокируют синтез многих витаминов и полезных энзимов в организме. Но, оказывается, этот недостаток натурального чая можно исправить Иван-чаем, если добавлять его на каждую заварку хотя бы треть от общего количества смеси.

Обычные чаи подвергаются сушке при температуре от 65 градусов до 85 градусов, а Иван-чай получен в результате мягкой сушки до 65 градусов с максимальным сохранением полезных микроэлементов и витаминов.
Таким образом, потребитель получает максимально естественный, правильно обработанный свой продукт. А чисто биологические и географические причины не позволяют воспроизвести настоящий русский чай Иван-чай вне пределов России.

В Иван-чае отсутствует кофеин, пуриновые основания и щавелевая кислота, один из основных виновников нарушения обмена веществ.
Все пьющие Иван-чай отмечают в своем состоянии легкость и спокойствие.

В магазине обычный чай, который считают элитным, не превосходный по качеству, а тот на который установлены рекордно высокие цены. Купленный чай, часто не даёт нам должного удовлетворения по отношению к затраченной сумме денег.

За 17 лет производства Иван-чая он приобрёл своих поклонников и почитателей среди всех слоев населения.
Иван-чай пили на борту барка «Крузенштерн» во время кругосветного путешествия.
А известный путешественник Ф. Конюхов не расстаётся с Иван-чаем.

Иван-чай с удовольствием и пользой пьют дети, бабушки и дедушки, люди напряженного умственного и физического труда, высококлассные спортсмены.

Через некоторое время, употребляя свой настоящий отечественный чай, Вы заметите существенную разницу между ним и другими напитками.

ЦАРСКОЕ РАЗДОЛЬЕ ИВАН-ЧАЯ.

1. Выраженное успокаивающее
воздействие. С незапамятных времен на Руси Иван-чай использовали как
снотворное.


2. Мощный противовоспалительный напиток.


3. По профилактике и лечению простатита и аденомы простаты ему
равных нет. (Иван-чай не позволяет аденоме простаты
переродиться в ее раковое состояние.


4. По антиоксидантным свойствам Иван-чай является признанным лидером.


Впервые чай в России появился в XVII веке, когда русский посол Василий Стариков привез царю Михаилу Федоровичу Романову странные листья в подарок от западно-монгольского хана. 20 сентября 1638 года государь велел своим боярам испробовать неизвестную траву. Они и жевали листья, и что только не делали, а вот на вкус одно – горькая гадость. Тогда Михаил Федорович расспросил посла, что с этими листьями делал сам хан, и узнал, что монголы их варили. После этого чай было велено заварить, и тогда все распробовали и по достоинству оценили уникальные свойства данного напитка. С тех пор именно эта дата считается истоком чаепития в России. До появления чая на Руси было много напитков, но истинно русскими всегда были: сбитень, медовуха, квас, морс, кисель и сыта (сыть).

Сбитень появился на столах наших предков около тысячи лет назад. Его готовили из воды, мёда, пряностей и подавали в чайниках. Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период. Другой разновидностью этого напитка был холодный сбитень, который был не менее популярным питьем при утолении жажды в бане или летом в жаркий день. Существует мнение, что сбитень берёт свое название от глагола «сбивать» , то есть соединять части воедино. В сбитень часто добавляли зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей.

Медовуха, как и сбитень, готовилась на основе меда. Медовое питье варилось в русской печи с добавлением хмеля, потом его вынимали и оставляли в теплом месте на трое суток, в это время начинался процесс брожения. Медовуха считалась готовой лишь тогда, когда пузыри воздуха прекращали гулять по жидкости. Напиток переливали в бутылки и хранили в подвале. Славяне считали медовуху напитком богов, и потому готовили и пили её чаще всего. Даже в русских народных сказках мы часто встречаем слова: «И я там был. Мед-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .

Квас на Руси впервые стали изготавливать и употреблять в 996 году. Само слово означает «кислый напиток» . Готовили его на основе овса, ржаной муки и ржаной закваски. Каждый компонент заливали теплой кипяченой водой с добавлением меда. На Руси принято было встречать гостей именно квасом. А крестьяне, отправляясь на работу в поле, всегда брали его с собой, так как считали, что квас восстанавливает силы, снимает усталость и прекрасно утоляет жажду. Благодаря своим вкусовым качествам, питательности и дешевизне, квас быстро стал популярным, и даже священным напитком. Считалось, что если у хозяев на столе есть квас, значит, в доме у них всё благополучно.

Кисель - изначально кисломолочный продукт, отсюда и происхождение его названия, напоминающее слово «кислый» . Кисель начали варить на Руси более тысячи лет назад. О большой популярности этого кушанья говорит и то, что на Руси была даже такая профессия – кисельщик. Кисели, приготовленные в больших количествах, продавались во многих людных местах. Готовили это блюдо из отваров овса, пшеницы, ржи, и даже гороха, оно имело серо-коричневый цвет и было несладким. С появлением картофельного крахмала кисель перестал быть кислым, приобрёл сладковатый вкус благодаря ягодным сиропам и вареньям.

Морс – ещё один знаменитый древнейший русский напиток. Его название произошло от слова «мурса» , что в переводе означало «вода с мёдом» . На Руси всегда почитали мед и продукты пчеловодства, поэтому это угощение быстро полюбилось и прижилось под названием «морс» . Для его приготовления на Руси использовались лесные ягоды, известные своими лечебными свойствами: клюква, брусника, черника. И на сегодня это именно ягодный напиток.

Сыта (сыть) – это сладкий медовый напиток Руси. Готовили сыту просто: мед разводили кипятком по собственному вкусу, пили горячим или охлажденным после еды. Для аромата нередко добавляли душистые травы. От слова «сыть» произошло выражение «наесться досыта» . Со временем традиция готовить сыту была забыта. Сейчас сыта с большим количеством меда – это весенняя подкормка для пчел.

Наши предки хорошо знали свойства растений своей земли. Они готовили и пили чаи из душистых трав, настои из листьев и коры деревьев, а также ягодные отвары. Все эти напитки обладали целебными свойствами, поэтому на Руси употребляли их в большом количестве.

Чай является традиционным напитком в России, причем стал он таковым уже довольно давно. Однако каждый человек должен понимать, что чай был в нашей стране далеко не всегда. Еще пару сотен лет назад о таком напитке еще никто не слышал. Поэтому вам, вероятнее всего, будет интересно узнать о том, как чай появился в России. Ну и, конечно же, вам стоит узнать, что пили на Руси до появления чая. Территория современной России всегда была довольно холодной), поэтому необходимость в согревающих напитках была всегда. Как же предки спасались от холода? У них был свой набор напитков, о которых сейчас и пойдет речь. Вы узнаете, что пили на Руси до появления чая, а также, естественно, когда именно сюда пришел чай, как развивалась его культура и когда он стал самым распространенным напитком.

Медовуха

Если говорить о том, что пили на Руси до появления чая, то в первую очередь, естественно, стоит упомянуть медовуху. Вообще, в те далекие времена мед был дешевле сахара, поэтому очень многое готовилось с использование данного продукта, и нет ничего удивительного в том, что медовуха обрела такую популярность. Изначально она готовилась посредством чистой ферментации меда в бочке с ягодным соком. К сожалению, такой процесс длился невероятно долго, напитка можно было дожидаться вплоть до двадцати лет. Однако все изменилось, когда появились дрожжи, так как они значительно ускорили процесс приготовления медовухи, которую теперь можно было сделать всего за два месяца. Но это не единственное, что пили на Руси до появления чая.

Сбитень

Вы уже знаете, что мед был самым популярным продуктом на Руси в давние времена, поэтому не удивитесь тому, что очередной напиток, который служил заменой чая, пока тот еще не пришел на территорию современной России, также делался из меда. Только на этот раз процесс приготовления не включал в себя ферментацию, рецепт был совершенно другим. Многие называют сегодня сбитень русским аналогом глинтвейна, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что при приготовлении этого напитка использовалась вода, которая кипятилась с различными приправами, такими как имбирь, перец, гвоздика, мускатный орех и так далее. Потом к этому навару добавлялся мед и активно перемешивался, пока получившаяся смесь снова не доходила до кипения. Тогда «перевар» считался готовым, и его подавали к столу. Стоит отметить, что существует он уже, возможно, более тысячи лет. Первое официальное упоминание этого напитка в летописях приходится на 1128 год. Как видите, предшественники чая прекрасно справлялись со своими обязанностями не один год.

Квас

Естественно, нельзя не упомянуть еще один напиток, который пользовался на Руси огромной популярностью и, между прочим, пользуется очень популярен и сегодня. Речь идет о квасе, который известен абсолютно всем. Когда приходит лето, этот напиток можно обнаружить повсеместно, и ни для кого не является секретом процесс его приготовления. Квас является продуктом брожения, в основе которого чаще всего лежит хлеб. Казалось бы, нечто подобное никаким образом не может быть вкусным, однако многие столетия практики показали, что этот напиток является любимым у многих жителей России (а ранее - и Руси).

Русь без чая

Что ж, теперь вы знаете, какие напитки были популярными на Руси до того момента, как там появился чай. Но когда же это было? Оказывается, внушительное количество времени на территории современной России о чае никто даже не слышал. Русь представляла собой государство без чая вплоть до середины семнадцатого века. Да, ваши дальние предки не знали, что такое чай, напиток, без которого сложно себе представить современную жизнь.

Что ж, теперь вы знаете ответ на вопрос о том, в каком веке на Руси появился чай. Однако его история является настолько интересной, что вам определенно не стоит ограничиваться просто одной цифрой. Читайте дальше, чтобы узнать, откуда на Руси появился чай, какие преграды были на пути его распространения и когда же он занял свою важную и незаменимую позицию в жизни русских людей.

Когда впервые появился чай?

История чая на Руси очень интересна. Конечно, некое подобие чаев люди пытались заваривать еще и ранее, когда готовили целебные зелья из различных трав. Однако аналогии между современным напитком и теми заварками не существовало, так что нельзя рассматривать их как предков чая на Руси. Когда же и при каких обстоятельствах чай пришел туда, где сейчас является одним из ключевых напитков? Случилось это, как уже было сказано выше, в семнадцатом веке. Если же говорить точнее, годом появления этого напитка на Руси принято считать 1638-й. Именно тогда царь Михаил Федорович получил от одного из монгольских ханов в обмен на соболиные шкуры странную траву, происхождение и использование которой не было никому понятно.

Время экспериментов

Итак, теперь вы знаете, когда появился первый чай на Руси, однако с этим связана одна невероятная история. Дело в том, что полученная трава была неизвестна ни самому царю, ни его боярам. Бояре получили от царя указ: узнать, что же это такое, причем на практике. Естественно, бояре бросились исполнять указания своего царя, однако столкнулись с непреодолимым препятствием. Они пытались жевать, нюхать и вытворять множество других вещей с листьями, полученными от хана, но результата это не дало. На вкус они были все такими же неприятными и горькими. Конечно же, царь обиделся на хана и хотел уже начать выяснять отношения, так как считал подобный дар в обмен на соболя полноценным оскорблением, но вовремя додумался, что стоит посоветоваться с послом, который ему и привез этот дар. Вот посол как раз и пролил свет на загадку, сказав, что сам хан варил эти листья, а затем пил получившийся отвар. Попробовав такой метод, царь пришел к выводу, что дар является действительно стоящим, поэтому не стал ссориться с ханом. А чай начал свой путь к вершине успеха на Руси.

Период малого предложения

Конечно, спрос на чай был очень высоким, однако предложение совсем не соответствовало спросу. Дело в том, что листья очень долгое время завозили из дальних стран, поэтому цена на них была очень высока. Почти до самого конца восемнадцатого века этот напиток могли себе позволить только самые состоятельные жители. Чаепитие было праздничной традицией, на него приглашали знатных гостей.

Первый русский чай

Когда же произошел перелом? Случилось это в начале девятнадцатого века, когда русским ученым удалось вырастить свой собственный чай в теплом климате Крымского полуострова, в местном ботаническом саду. Это был настоящий прорыв, который и позволил чаю стать не просто напитком для знати. С того момента популярность чая начала расти, его могли позволить себе все более широкие слои жителей, ну а на сегодняшний день, как вы уже знаете, доступ к этому ароматному напитку имеет каждый человек.

Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.

Центральные области

Московские, Владимирские, Рязанские и Ростовские земли считаются родиной напитков, основанных на мёде. Первые упоминания о медовухе и сбитне относятся аж к XIII веку. Их пили на пирах, свадьбах и похоронах; утром, перед началом трудного дня и вечером, отдыхая после работы.

Технологии производства и варианты названий с веками менялись, но суть оставалась прежней. Медовуха - слабоалкогольный напиток, который изготавливали из мёда, используя хмель. Задолго до появления «хлебного вина», то есть, фактически самогона, это было самый популярный напиток у всех русских мужчин.

Сбитень - горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, как, впрочем и хмель, в медовухе создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.

Новгородчина и северо-восточная Русь

Задолго до появления китайского чая в Новгороде, много веков являвшемся главным купеческим городом всей Руси, тоже заваривали темные ароматные листья и пили их настой по утрам и вечерам. Только трава эта называлась кипрей, или в современном варианте - иван-чай, и она до сих пор произрастает на территории России.

Популярность этого напитка вскоре вышла за пределы северо-восточных областей: иван-чай стали заваривать и в Москве, и в Киеве, его пили мещане в тавернах и купцы в своих особняках. Но еще очень долго в Российской империи напиток из кипрея называли только «копорским чаем», потому что изначально производили его в селе Копорье, что под Санкт-Петербургом, а позже стали делать и в других северо-восточных городах, в Тверской и даже Ржевской губернии.

Киев и юго-восточные волости

О квасе можно сказать - «сколько веков стоит Киев, столько славяне знают квас». Первые упоминания о нём имеют отношение к самым ранним киевским летописям, и согласно этим данным, квас был напитком пиров. Очевидно, вплоть до XII века это был густой и единственный на Руси крепкий алкоголь, и славянское слово «квасить» тогда означало ровно тоже самое, что у нас и сейчас, правда, в жаргонном варианте.

А уже с XIII века здесь стали изготавливать квас и как слабоалкогольный напиток, и потребляли его уже не только на праздники, но и в будни, особенно в теплое время года. Имеющаяся в этом напитке кислинка прекрасно утоляла жажду. И хотя технология приготовления кваса тоже постепенно менялась, он как был, так и остается кисловатым напитком на основе брожения из муки и ржаного или ячменного солода.

Постепенно квас завоевал популярность во всех регионах России, но основное его время - лето, когда очень хочется пить. Поэтому в большинстве своем его и до сих пор потребляют именно в юго-восточных славянских землях, где помимо лета, весна и осень часто бывают теплыми.

Минск и западная Русь

Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам.

На ночь в холодной воде замачивали молотые зерна овса, пшеницы или гороха, все это «кисло» и превращалось в желеобразное месиво. Затем в него добавляли молоко или масло и завтракали. Такое блюдо было очень полезно для желудка. Постепенно о нём узнали и в других областях Руси, в некоторых областях, например, в Костромской губернии, запаренная кипятком овсяная мука, превратившаяся в «кисель», на многие века стала традиционным поминальным блюдом.

Когда в XIX веке в России широкое распространение получил картофель и появился крахмал, именно белорусы первыми начали варить фруктово-ягодные напитки, которые и назвали киселями. С того времени кисели из малины, ежевики, вишни, клюквы завоевали большую популярность и не только в нашем отечестве. Многие иностранцы пробуя сладкий кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.

Крым и Кубань

Южнорусский край исстари богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары - своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.

Крымские женщины для своих детей тоже варили вкусные напитки из ягод, но называли их по-другому. Пока существовала Византия, то есть вплоть до XV века, полуостров находился в тесной связи с этой империей и крымчане многое переняли у византийцев. В частности, они с удовольствием пили мурсу - воду с добавлением меда, которую любили даже византийские императоры. Но крымчане стали в неё класть лесные и садовые ягоды, варить на медленном огне, а затем пить охлажденным. Напиток получил название морс, и спустя несколько веков стал известен и за пределами полуострова.

Казань и Предуралье

Территория Казанского ханства стала Россией только во второй половине XVI века и тогда русичи впервые узнали, что вместо взваров и медовухи по утрам можно пить айран. Это напиток на основе катыка и ключевой воды. Катык татары готовили из кипяченого молока при помощи сквашивания, которое осуществляли обычно в тепле в течение 6-10 часов, при этом избегая тряски и перемешивания. Поэтому айран получался одновременно легким и густым. Он очень вкусен и полезен практически при любых заболеваниях желудка. Не сразу, но со временем русские люди оценили его замечательные свойства и даже стали им вместо кваса заливать окрошку.

Когда на Руси появился китайский чай и его стали заваривать в каждом доме, то никакие другие напитки не исчезли из обихода, за исключением чая из кипрея. И по сей день вряд ли какой праздник в России обходится без морсов, узваров, киселей и сбитней, не смотря на обилие всевозможных зарубежных питьевых новинок.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта