Главная » Праздничный стол » Что пили на руси до появления. Что пили на Руси до появления чая

Что пили на руси до появления. Что пили на Руси до появления чая

На Руси было очень много напитков, которые употребляли до появления всем известного чая. Прадеды очень любили настои и отвары из душистых трав, пили ягодные морсы, варили квас, компоты и из коры деревьев. Для красивого цвета в такие отвары добавляли сушеные плоды моркови и свеклы, которые предварительно обжаривали. Из кисломолочных продуктов употребляли простоквашу, сыворотку.

Но истинно русскими напитками всегда были:
- сбитень,
- взварец,
- медовуха,
- квас,
- сыть или сыто.

Сбитень представляет собой горячее питье, которое получалось после настаивания меда на воде. Растворенный в воде мед с добавлением пряностей варили в течение получаса. Пили этот напиток и , и холодным.

В Россию чай впервые привез в 1638 году русский боярин и посол Василий Старков в дар от монгольского правителя. Был это не привычный сегодняшний напиток, а знаменитый Алтын-Хаан: чай с молоком и салом.

Взварец и медовуха

Взварец представлял собой густой (похожий на кисель) отвар - отсюда и название. Чаще всего для приготовления использовали ягоды малины и клювы. Процесс приготовления был , один горшочек могли томить в печи до суток, после чего процеживали и оставляли на ночь отстояться.

Медовуха, как и сбитень, готовилась на основе меда. К сказать, сахар Русь не так давно - пару веков назад, а потому во все напитки до 18 века добавляли мед. Медовое питье варилось в русской печи с добавлением хмеля, после его вынимали и оставляли в теплом месте на трое суток, в это время процесс брожения.

Медовуха считалась готовой лишь тогда, когда пузыри воздуха прекращали гулять по жидкости. Напиток переливали в бутыли и хранили в подполе. Стоит отметить, что медовуха считается слабоалкогольным напитком, ее подавали на праздники, возили мужикам в поле во время покоса.

Квас

Впервые на Руси квас стали изготавливать и употреблять в качестве пития в 996 году. Готовили его на основе овса, ржаной муки и ржаной закваски. Любой из этих компонентов заливали теплой водой с добавлением меда. Напиток настаивали в течение нескольких суток.

Благодаря Домострою сегодня известно более 500 видов кваса, которые готовили на Руси. Вопреки распространенному мнению этот напиток пили не только крестьяне, но бояре и даже цари.

Сыть

И, наконец, сыть или сыто на Руси в древности заменял чай по своим свойствам и характеристикам. Питье это готовилось просто: мед разводили и пили горячим или охлажденным. Для аромата нередко добавляли .

Известно также, что на Руси пили Иван-чай или копорский чай, который готовили из листьев растения кипрея. Этот напиток по вкусу напоминал современный чай. Интересно, что это питье и сегодня имеет большую популярность благодаря своим целебным свойствам.

Впервые чай в России появился в XVII веке, когда русский посол Василий Стариков привез царю Михаилу Федоровичу Романову странные листья в подарок от западно-монгольского хана. 20 сентября 1638 года государь велел своим боярам испробовать неизвестную траву. Они и жевали листья, и что только не делали, а вот на вкус одно – горькая гадость. Тогда Михаил Федорович расспросил посла, что с этими листьями делал сам хан, и узнал, что монголы их варили. После этого чай было велено заварить, и тогда все распробовали и по достоинству оценили уникальные свойства данного напитка. С тех пор именно эта дата считается истоком чаепития в России. До появления чая на Руси было много напитков, но истинно русскими всегда были: сбитень, медовуха, квас, морс, кисель и сыта (сыть).

Сбитень появился на столах наших предков около тысячи лет назад. Его готовили из воды, мёда, пряностей и подавали в чайниках. Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период. Другой разновидностью этого напитка был холодный сбитень, который был не менее популярным питьем при утолении жажды в бане или летом в жаркий день. Существует мнение, что сбитень берёт свое название от глагола «сбивать» , то есть соединять части воедино. В сбитень часто добавляли зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей.

Медовуха, как и сбитень, готовилась на основе меда. Медовое питье варилось в русской печи с добавлением хмеля, потом его вынимали и оставляли в теплом месте на трое суток, в это время начинался процесс брожения. Медовуха считалась готовой лишь тогда, когда пузыри воздуха прекращали гулять по жидкости. Напиток переливали в бутылки и хранили в подвале. Славяне считали медовуху напитком богов, и потому готовили и пили её чаще всего. Даже в русских народных сказках мы часто встречаем слова: «И я там был. Мед-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .

Квас на Руси впервые стали изготавливать и употреблять в 996 году. Само слово означает «кислый напиток» . Готовили его на основе овса, ржаной муки и ржаной закваски. Каждый компонент заливали теплой кипяченой водой с добавлением меда. На Руси принято было встречать гостей именно квасом. А крестьяне, отправляясь на работу в поле, всегда брали его с собой, так как считали, что квас восстанавливает силы, снимает усталость и прекрасно утоляет жажду. Благодаря своим вкусовым качествам, питательности и дешевизне, квас быстро стал популярным, и даже священным напитком. Считалось, что если у хозяев на столе есть квас, значит, в доме у них всё благополучно.

Кисель - изначально кисломолочный продукт, отсюда и происхождение его названия, напоминающее слово «кислый» . Кисель начали варить на Руси более тысячи лет назад. О большой популярности этого кушанья говорит и то, что на Руси была даже такая профессия – кисельщик. Кисели, приготовленные в больших количествах, продавались во многих людных местах. Готовили это блюдо из отваров овса, пшеницы, ржи, и даже гороха, оно имело серо-коричневый цвет и было несладким. С появлением картофельного крахмала кисель перестал быть кислым, приобрёл сладковатый вкус благодаря ягодным сиропам и вареньям.

Морс – ещё один знаменитый древнейший русский напиток. Его название произошло от слова «мурса» , что в переводе означало «вода с мёдом» . На Руси всегда почитали мед и продукты пчеловодства, поэтому это угощение быстро полюбилось и прижилось под названием «морс» . Для его приготовления на Руси использовались лесные ягоды, известные своими лечебными свойствами: клюква, брусника, черника. И на сегодня это именно ягодный напиток.

Сыта (сыть) – это сладкий медовый напиток Руси. Готовили сыту просто: мед разводили кипятком по собственному вкусу, пили горячим или охлажденным после еды. Для аромата нередко добавляли душистые травы. От слова «сыть» произошло выражение «наесться досыта» . Со временем традиция готовить сыту была забыта. Сейчас сыта с большим количеством меда – это весенняя подкормка для пчел.

Наши предки хорошо знали свойства растений своей земли. Они готовили и пили чаи из душистых трав, настои из листьев и коры деревьев, а также ягодные отвары. Все эти напитки обладали целебными свойствами, поэтому на Руси употребляли их в большом количестве.

Та водка, что сейчас стоит на наших столах — продукт ректификации. Ректифицированный спирт высокой крепости и очистки (до 96% алкоголя) получать научились только в середине XIX века, тогда появились первые ректификационные колонны, которыми снабжались перегонные кубы. Дистилляция же появилась на Руси гораздо раньше, в XIV веке. И водка, вплоть до начала XX века, была именно дистиллятом. Называли ее по-разному, чаще, кстати, не водкой, а «хлебным вином». Делали на ее основе различных напитков.

А до появления водки на Руси царили слабоалкогольные напитки. Да и пили их не то чтобы очень много — русские были довольно трезвым народом.

Вино виноградное

Вино появилось в России как ритуальный напиток. Было оно привозным — из Византии, поэтому довольно дорогим. Но было. Первые упоминания о вине относятся к началу X века, еще к дохристианской эпохе. После принятия христианства вино стало обязательным ритуальным напитком.

Мед

Очень важный напиток для славян. В языческие времена мед носил сакральное значение. Но и в христианскую эпоху мед делали повсеместно и очень его уважали. Различали два вина из меда: ставленое и вареное. Первый вид делался из смеси меда и ягодного сока. Добавляли к ней пряные травы, пряности, ягоды. Эта смесь сбраживала, потом ее переливали в бочку, бочку смолили и закапывали в землю на 10-15 лет — ставили мед. Конечно, такой мед был очень дорогим. Вареный мед попроще, подешевле. Мед в случае варения разбавляли водой, добавляли к нему фрукты, ягоды, травы, варили, остужали, вводили закваску и оставляли бродить. Такой напиток был гораздо дешевле.

Медовуха появилась после XIV века, и она совсем не похожа на знаменитый ставленый мед. Это была бражка с небольшим добавлением меда, часто в нее даже водку добавляли.

Пиво

Один из главных народных напитков в доводочной России. Пиво упоминается практически во всех сказаниях и легендах. Например, Илья Муромец , чтобы стать могучим богатырём, должен был прежде выпить пива крепкого.

На Руси все значимые события сопровождались распитием пива: рождение ребёнка, крестины, переезд в новый дом, свадьба, похороны и поминальные застолья. По данным раскопок, в Великом Новгороде почти в каждом доме были бочонки для изготовления пива.

После появления в России дистиллированных напитков, во второй половине XIV века домашнее пивоварение стало облагаться специальным налогом, который взимали монастыри. Переломным моментом для крестьянских хозяйств стало исключительное право казны на варку пива, введенное Иваном III . Пиво, солод и хмель стали облагаться пошлиной, под гнётом которой народное пивоварение погибало.

В северных областях (в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей) солод приготавливали из ржи, но чаще всего солод делали именно из ячменя.

Ол

Этот напиток появился примерно в середине XIII века. Олом называли напиток, похожий на пиво, приготовленный из ячменя, но с добавлением хмеля и полыни. Известно, что ол варили. Некоторые исследователи связывают его название с английским элем, который также делался из ячменя с добавлением трав, вереска.

Некоторые источники упоминают, что ол можно было принести в храм вместо вина. То есть напиток этот был вполне благородным и даже имел ритуальное значение.

Буза

Это слабоалкогольный татарский напиток. Появился у нас в XIII веке, как нетрудно догадаться, после татаро-монгольского нашествия. Буза делается из проса. В результате получается густой, сладкий напиток, примерно 4-6 градусов крепости. Бузу варят. Довольно долго, пока вода и мука из крупы не превратятся в однородную массу. Потом добавлялись дрожжи, на Руси вливался солод, мед, и все это под крышкой ставилось на перебраживание. Буза подавалась в конце трапезы как дижестив.

Интересно, что от татарского слова «буза» произошли многие русские жаргонные выражения: «бузить», «бузотёр».

Березовица

Березовица пьяная — это просто забродивший березовый сок. Ее хранили в открытых бочках. Градус березовица имела небольшой, но действовала вполне опьяняюще. Наряду с пьяной березовицей этим же словом назывался и безалкогольный напиток — березовый сок.

Если вкратце - водка в современном смысле слова появилась на территории России только при СССР. До этого русские пили хлебное вино

(аналог виски).

Много букв.

По крайней мере в XIX веке слово «водка» было собирательным для всех крепких алкогольных напитков, включая и те, которые мы сейчас назвали бы настойками или наливками. Но что именно настаивали наши предки на малине, померанце или полыни, и как тот напиток соотносится с современной водкой, иногда используемой с аналогичной целью?

На протяжении по меньшей мере четырех веков, с XVI до конца XIX, русским национальным алкогольным напитком было хлебное вино - получаемый преимущественно изо ржи («хлеба») дистиллят, по технологии производства на первой стадии аналогичный виски. Этот напиток употреблялся большинством населения, продавался в каждом питейном заведении и производился в каждом поместье. В народной комедии Льва Толстого «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886) есть характерная сцена, в которой работник выгоняет из «теста» вино - светлое, как вода, и «духовитое» [Толстой 1987: 12–13].

А что же водка, которую с некоторых пор принято считать русским национальным алкогольным напитком? Под водками на Руси изначально понимались спиртовые лекарственные настойки, затем возникшие благодаря им ароматные напитки на основе хлебного вина и его производных, а начиная с XIX века словом «водка» стали обозначать любые крепкие алкогольные напитки [Родионов 2011: 257]. Производство же современной водки было технологически невозможно до 1870-х годов, когда в Россию из Западной Европы завезли ректификационные колонны для получения чистого этилового спирта. В последней трети XIX века появился прообраз современной водки - «столовое вино», которое пили не более 1,5% от общего числа потребителей [Родионов 2011: 106]. В 1895–1904 годах этот тип вина стал господствующим из-за введения государственной монополии на производство спиртных напитков, но уже спустя 10 лет, в 1914 году, в Российской империи был введен «сухой закон».

Поэтому официальной датой рождения современной водки следует признать 23 января 1936 года, когда советское правительство утвердило стандарт ОСТ 279 со следующим определением: «бесцветная и прозрачная смесь этилового ректификованного спирта (ОСТ 278) с водой, имеющей жесткость не более 2,5 немецких градуса, обработанная активированным углем, пропущенная через фильтры и обладающая характерным для водки вкусом и запахом». В том же году на бутылках впервые (sic!) появилась этикетка с надписью «Водка», закрепив однозначную интерпретацию этого слова [Родионов 2011: 28]. Стандарт ОСТ 279 без существенных изменений дожил до наших дней.

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны). В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.

Водку – свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448–1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название – хлебное вино или хлебная водка.

Истоки современного алкоголизма в России надо искать в 1960-ых годах. Со времен Хрущева и далее Брежнева. В итоге, чтобы обуздать алкоголизм в СССР, пришлось проводить горбачевскую антиалкогольную компанию. Хотя и ранее в истории СССР, начиная с отмены в 1925 году сухого закона Российской империи, проводились антиалкогольные кампании.

В свое время по работе мне пришлось пойти в библиотеку им. Ленина, чтобы изучить вопрос - что же пили на Руси. Опираясь на источники составленные на записках русских георграфов, выяснилось, что чуть ли не самым любимым напитком на Руси было пиво.

Что мне удалось узнать:

Считается, что использование хмеля для пива было открыто на Руси, после чего эти знания перешли в Западную Европу, а вместе со знаниями и хмель стал одним из основных товаров, которыми мы торговали.

Начиная с 14 века государство постепенно усиливало контроль за варкой пива. Несколько раз государство запрещало пивоварение полностью (сухой закон). Чем ближе к нашим дням, тем сильнее был контроль за производством.

Чтобы народ не спился, а также чтобы повысить доходы казны пивоварение обложили налогом примерно с 14 века. В 15-16 веках пиво использовали также в качестве дани.

После появления на Руси водки (15 век), пивоварение все больше отходило на задний план, тк была значительно крепче и быстрее действуя на человека. Помимо прочего пиво было менее выгодно продовать, тк с него получалось меньше дохода.

К середине 16 века пивоварение практически исчезло, в связи с чем пиво стали импортировать из за границы. В времена правления Екатерины II всем так полюбилось английское пиво, что даже простые крестьяне стали варить домашнее пиво на английский манер.

Главным признаком деревенского праздника является присутствие у каждого домохозяина домашнего пива. Исключение составляли летние праздники, когда из-за недостатка времени и занятости крестьян на полевых работах пиво не варили. Приготовление пиво на праздниках было настолько повсеместным, что даже сами праздники называли пивными. Пивными они также назывались еще и потому, что сопровождали обильной выпивкой, а продолжались до тех пор, пока не выпивали все наваренное пиво (от 2-х до 4-х дней).

Были даже свои суеверия при посадке хмеля:

"В Вологодской губернии: отсадки хмеля должны были быть обязательно украдены, а во время их посадки надо непременно с кем-нибудь ссориться. Такое суеверие было из-за боязнь сглаза уражая хмеля.

"Садильщик торнет колом землю и смотрит по сторонам, нейдет ли кто. Если нет более приличного субъекта, ругает даже летящую мимо ворону. Если кто-то увидет сажанье хмеля, нарочито идет туда и начинает говорить: "Напрасно садишь, лебеда вырастет, а не хмель". Тот, кто скажет, ругал его, и чем пуще они разругаются, тем лучше. Поэтому пройти мимо, не поругавшись, было неделикатно"

"Если один человек дает другому "маточек" (корни хмемя) или продаст их из своего хмельника, его собственный хмель пропадет". Поэтому никто никому ничего не давал и приходилось красть"

Поддержали бы вы запрет на вопросы, связанные с ЛГБТ и наркотиками на сайте TheQuestion, ради безопасности ваших 9-летних детей, если бы это было возможно?

Старинные книги по кулинарии свидетельствуют о том, что наши предки называли напитками только те жидкости, которые были сытными, питательными, а также не содержали алкоголя. Казалось бы, первым в этом списке должен быть чай. Однако в нашей стране традиция его пить появилась не сразу.

Если спросить сегодня у граждан нашей страны: «Что пили на Руси до появления чая?» - ответят немногие. Так каким же напиткам отдавали предпочтение славяне? Конечно же, это были кисель, квас, сбитень, морс.

Итак, попробуем разобраться в том, что пили на Руси до появления чая.

Нашим предкам очень нравился квас. Существует версия, что рецептурой его приготовления со славянами поделились греки. подтверждает тот факт, что «хлебным» напитком угощали народ в то время, когда крестилась Русь.

Рассматривая вопрос о том, что пили на Руси до появления чая, необходимо упомянуть, что квас считался питьем для простолюдинов, но, несмотря на это, его употребляли многие. Представители высших сословий предпочитали «заморские» вина. Всего на один рубль можно было приобрести бочку кваса. Он отлично утоляет жажду, бодрит, а также оказывает благотворное влияние на деятельность желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Более того, квас считали профилактическим средством от цинги и чахотки.

Выполняя полевые работы, крестьяне заранее запасались этим изумительно вкусным и ароматным напитком. Необходимо также подчеркнуть, что существует огромное количество рецептов его приготовления.

Однако список того, что пили на Руси до появления чая, квасом не ограничивается.

Морс у славян был не менее популярен. Впервые о нем упоминается в памятнике письменности «Домострой». Вышеуказанный напиток делали путем смешивания различных видов варения с водой. Особенно ценился нашими предками морс брусничный и клюквенный. Эксперты по кулинарии выделяют семь видов варенья, которые оптимально пригодны для приготовления морса.

Что пили до появления чая еще? Конечно же, компот. Он считался «северным» напитком. В России повсеместно стали употреблять компот только в 18-м столетии. Рецептов приготовления вышеуказанного напитка существует целый арсенал. Компоты делают практически из всех съедобных ягод и фруктов.

Ну и как же не упомянуть об излюбленном древнерусском питье - о киселе? Название произошло от классического деревенского блюда, которое приготавливали из овса. Позже, когда в нашу страну завезли картофель, популярны стали которые приготавливались с добавлением крахмала.

Несмотря на то что история появления чая в России достаточно любопытна и занимательна, тем не менее представители знати, правящие в не сразу распробовали преподнесенный в дар «заморский» напиток. А сделал такой презент в 1638 году боярский сын Василий Старков, который по прибытии от Алтын-хана вручил подношение непосредственно русскому царю Михаилу Федоровичу. Однако «в моду» чайная церемония вошла несколько позже, когда «бодрящий» напиток в 1665 году оздоровил от «болезни живота» другого царя - Алексея Михайловича.

Спустя четырнадцать лет с Китаем было подписано соглашение о регулярных поставках чая в столицу Руси.

Невзирая на тот факт, что в нашей стране было очень мало территорий, пригодных для чаеводства, попытки вырастить собственный урожай увенчались успехом только в середине 19-го столетия. В следующем веке выращивание вышеуказанного растения достигло такого уровня, что наша страна заняла лидирующие позиции в перечне ведущих по производству чая государств на планете.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта