Главная » Заготовки » История самогона и самогоноварения на руси. Из чего гнали самогон на руси

История самогона и самогоноварения на руси. Из чего гнали самогон на руси

История о крепком спиртном напитке, известным под названием «самогон».

Самогон - это крепкий напиток, который был распространен на Руси во времена правления Ивана Грозного. Именно при нем был создан первый кабак, который находился на территории Московского Кремля. Пировать в кабаке могли только опричники, именовавшиеся в народе “псы царские”. Они этим правом гордились: пьян да умен - два угодья в нем. В то время орденов не давали, а героев награждали царским ковшом. Владелец этого ковша пил всюду бесплатно - ровно столько, сколько мог зачерпнуть с одного раза. Нашлось немало охотников, желающих забежать в “царев кабак”, чтобы приложиться к спиртному, “напитку опричников”, ведь запретный плод всегда слаще.


В России, как принято считать, водку или, точнее, ее прообраз - крепкий напиток под названием aqua vitae (аква-вита в переводе с латыни - «вода жизни») - впервые привезли генуэзцы, направлявшиеся в Литву по торговым делам. Путь их пролегал через Москву, в которой иноземцы получили аудиенцию у князя Дмитрия Ивановича. Они подарили князю сосуды с упомянутым хмельным напитком. Особого впечатления на наших предков этот продукт перегонки забродившего сока винограда не произвел.


В 1429 году аква-вита вновь была привезена в Москву иноземцами в качестве универсального лекарства. При дворе юного князя Василия II Васильевича жидкость оценили, однако ввиду ее крепости предпочитали разводить водой. Идея разведения спирта послужила толчком к производству русской водки, но уже из зерна. В стародавние времена, до появления на Руси винной регалии, винокурение было суть самогоноварение. В середине XVIII века производством водки в России занимались дворяне-землевладельцы. Императрица Екатерина II сделала винокурение исключительной привилегией дворян.




Самогоноварением занимались богатые люди исключительно для себя, гостей и подарков. Сама же «самогонка» была иллюстратором достатка в доме. Императорский Указ от 31 марта 1765 года разрешал изготовлять водку только дворянам, при этом они были освобождены от налогообложения. «Домашние водки», в отличие от казенных, были преимущественно ароматизированными. В трижды перегнанный спирт добавляли воду и разные растительные ароматизаторы. А затем делали еще одну, (четвертую!) перегонку.


Русский самогон первой половины XIX века часто превосходил по качеству английский виски и французский коньяк. Гнали его медленно, не доводя «гонку браги» за половину ее первоначального объема. Ради качества терялось до 95% первоначального сырья. Из 1200 литров затора, в котором было около 350 килограммов зерна и ржаного солода, около 20 килограммов дрожжей при первой взгонке выходило всего лишь около 40 литров «хлебного вина».
После очистки молоком и яичным белком и повторной взгонки выходило приблизительно 20 литров хорошего спирта. После очистки и разбавки получалось опять же не более 20–30 литров самогонной водки. Такой напиток был в буквальном смысле дороже золота. В каждом большом дворянском поместье были свои тайны самогоноварения, винокурение XVIII–XIX веков было именным и не носило коммерческого характера.

Монополия на изготовление и продажу алкоголя

В начале XVI столетия «горящее вино» повезли не в Россию, а из нее. Это был первый опыт русского водочного экспорта. В конце XV века великий князь Московский и «государь Всея Руси» Иван III ввел государственную монополию на производство и продажу водки.


Возникшая в то время винная монополия (с тех пор живет в русском языке слово «монополька», обозначающее «винный кабак») была фактически отменена только в 1992 г., когда государство, наконец, отказалось от преследования граждан за изготовление спиртных напитков. В такой живучести государственных монополий нет ничего удивительного. Они служили одним из главных источников доходов государства, которое продавало «монопольные» товары по резко завышенным ценам. Например, затраты на производство водки в дореволюционной России составляли около 200 млн. руб. в год, а население уплачивало за нее 900 млн. руб. Разница в размере 700 млн. руб. составляла монопольную прибыль царского правительства, покрывая до 30% всех его расходов. Известна история о том, что, когда знаменитый реформатор отечественной экономики граф Сергей Витте обнаружил большую нехватку средств в бюджете Российской империи, он быстро организовал строительство полутора сотен винных заводов и подчинил их… Министерству финансов, благодаря чему винные доходы попадали прямо в казну

Производство алкоголя на Руси в домашних условиях

Первый русский термин, определяющий процесс производства алкогольных напитков в домашних условиях появился только во времена кабака (шинка, корчмы), когда производство водки стало либо государственной регалией, либо было сосредоточено в руках дворцовой знати. Корчажничать значило варить пиво, мед или брагу дома не на продажу, а для себя. Понятие корчмство возникло как альтернатива другому термину, шинкарству - продавать водку и другие алкогольные напитки на розлив (чарками) в питейном доме. Шинкарить - быть хозяином шинка. Выпьем чарочку за шинкарочку. Поэтому трактовка термина корчажить - продавать алкогольные напитки в корчме, не правильна.


Иван Иванович СОКОЛОВ (1823-1918) - Возле шинка

Водка

На первом месте по популярности использования, для получения самогона, является обычный сахар или сельскохозяйственные продукты, содержащие сахар, такие как ягоды, фрукты, в том числе и виноград, сахарная свекла, сахарный тростник и т. п. Вторым по популярности, но первым по значимости, является крахмал и различные крахмалосодержащие продукты. При этом в процессе изготовления браги необходимо выполнить осахаривание крахмала с помощью солода. Для превращения крахмала в сахар наши предки научились осахаривать его при помощи ферментов, содержащихся в проросшем зерне (диастаза). Так появилась водка в России и других странах. В тех странах, где в изобилии были продукты, содержащие сахар, научились вырабатывать крепкие алкогольные напитки из сахаросодержащего растительного сырья. К таким напиткам относится ром из сахарного тростника, коньяк и чача - из ягод винограда, кальвадос - из яблочного сока, тутовка - из ягод шелковицы, сливовица - из слив, арака - из молочных продуктов, араки - из фиников, пейсиховка - из изюма, пулька - из сока плодов кактуса.

Историческая справка

Хлебное вино или полугар – старорусский напиток (дистиллят), изготавливаемый на территории Руси и Российской Империи. Чаще всего упоминания об этом напитке встречаются в период с 15 века и по сей день, но точных данных о начале производства никто не знает.


Технология производства

Хлебное вино получали методом двойной отгонки зерновой браги и разбавлением полученного продукта до крепости от 38.8 до 48 % об. спирта. В некоторых рецептурах предусматривали различную очистку: молоком, углем и т.д. Сырьем для приготовления полугара служили злаковые культуры: ячмень, овес, пшеница, рожь. Выбор того или иного сырья зависел от географического расположения винокурни, но чаще всего это были рожь или ячмень.


В качестве дрожжей использовалась опара - смесь муки, воды и дрожжей. В то время хозяйки использовали ее для приготовления хлеба. Понятие “дрожжи” и их действие было открыто позднее. Схема приготовления браги была довольно простой. Зерно вымачивали и проращивали, после чего измельчали, смешивали с водой и полученную смесь нагревали до 60-70 градусов. Получившийся затор остужали до 30 градусов и затем вносили опару. Начиналось брожение. После того, как бражка полностью отбродила, ее заливали в перегонные кубы и делали двойную дистилляцию. Сначала получали спирт-сырец, а затем из него делали спирт крепостью 60-75%об. Спирт, полученный после второй дистилляции, разбавляли водой до необходимой крепости, проводили очистку и давали Хлебному вину отдохнуть. Конечно, напиток, получаемый в те времена, существенно отличался от того, что делают в настоящее время.



Кто на самом деле придумал водку.

Откуда начинаются корни.

Исторические свидетельства.

Для русского человека водка была и остается национальным спиртным напитком. Но многие из нас до сих пор не знают, кто придумал водку, и кого нужно благодарить за её появление? Ответам на эти важные вопросы посвящен текущий материал. Я проведу краткий исторический экскурс.

Дмитрий Менделеев не является создателем водки, она существовала еще до рождения великого химика. Да, у него есть труд «О соединении спирта с водой» , но в нем Менделеев не пытается узнать оптимальную крепость водки. Диссертация посвящена совсем другим вопросам. Менделеев водку не пил, считая, что она полезна лишь для государственной казны, а сам отдавал предпочтение сухому вину.

Оптимальную крепость водки определил английский ученный-химик Дж. Гильпин. Он считал, что идеальная водка должна содержать 38 градусов спирта. Менделеев только процитировал менее известного английского коллегу в своей диссертации. Но во всех российских производственных стандартах использовалась и продолжает использоваться 40-ка градусная водка. Дело в том, что эта концентрация упрощает расчёт налога на алкоголь.

Еще до научных трудов Гильпина люди пили водку. Просто содержание спирта в ней не регулировалась на государственном уровне. Только в 1894 году правительство царской России запатентовало водку, в которой было 40 весовых частей этилового спирта, а для очищения от сивушных масел использовался угольный фильтр. Выпускалась она под маркой «Московская особенная» .

Впервые более-менее чистый спирт методом дистилляции научились получать арабские алхимики в VII-VIII веках. Но для них спирт был лишь лекарством для растирания, Коран не поощряет употребление алкоголя. Из этого делаем вывод, что арабы водку не изобретали, так как они не пьют спиртное вовсе.

В Европе первым получил спирт итальянский монах Валентиус, но он не пытался смешать его с водой, поэтому Валентуса тоже нельзя назвать создателем водки.

На сегодняшний день историкам так не удалось найти письменных свидетельств о человеке, придумавшем водку. Скорее всего, она появилась в какой-нибудь небольшой деревушке, и со временем рецепт распространился по всей стране. Создатель водки не был известной исторической личностью, это народный алкогольный напиток.

Самогон – крепкий алкогольный напиток, знакомый, пожалуй, всем. Напиток получают из забродившего сахарного сиропа или любых осахаренных продуктов: зерновых , свеклы, картофеля, фруктов, ягод. Производство его – процесс интересный и даже увлекательный. Самогонный аппарат – это, по сути, самый настоящий дистиллятор. История их уходит далеко вглубь веков.

Как только человечество научилось отделять жидкости друг от друга путем испарения и сбора конденсата, люди начали изобретать специальное оборудования для упрощения данного процесса. Основной принцип дистилляции прошел сквозь века и остался неизменным. Претерпели же изменения сами приспособления, обрастая удобными «примочками», делавшими получаемый продукт все крепче, чище и мягче.

Древние египтяне, римляне и греки занимались дистилляцией, в основном, воды и эфирных масел . Пользовались для этого керамическими или глиняными сосудами и трубками из металла. Почему-то никому долго не приходило в голову забросить в аппарат перебродивший виноград, чтобы добыть, наконец, загадочный эликсир, производящий на человека удивительный эффект опьянения.

Арабы переняли технологию, когда проходили обучение в Александрийском университете и внесли в ее усовершествование действительно значимый вклад. Именно они придали форму особым разновидностям перегонных аппаратов аламбику и алькитаре , а потом подарили их жадной до нововведений Европе. Подробнее об истории медных самогонных аппаратов можно прочитать в статье «Аламбик: история возникновения». Арабы стали сооружать весь аппарат из меди – металла, известного не только равномерным нагреванием, безопасностью при контакте с продуктами питания, но и даже удивительным свойством абсорбировать нежелательные примеси из жидкостей.

Ученые и врачи постоянно совершенствовали аппарат для производства ценных масел и лекарственных эссенций. Так, в IX веке Авиценна усовершенствовал строение конденсатора – значительно удлинил трубку и свернул ее в змеевик.

Повсеместное использование самогонного аппарата в Европе началось в средние века. Важнейшей наукой в те времена была мистическая алхимия, в центре которой стояла проблема получения философского камня. Естественно, такие, сказочные по сути, задачи не были выполнены учеными, монахами и лекарями, но зато они достигли поразительного прогресса в прочих науках и в дистилляции.

Именно в своих алхимических исканиях монах Валентиус, перегнав через аппарат вино, сделал удивительное открытие – аквавита (лат. aqua vitae – вода жизни). Прозрачная жидкость обладала множеством целительных свойств. Согласно одному письменному источнику, аквавиту лекари прописывали простудившимся, от зловонного дыхания; обрабатывали ею раны, порезы и укусы. Кроме того, в средневековье уже было подмечено свойство волшебного дистиллята, при употреблении в разумных количествах, питать новыми силами, снимать боль, приободрять в часы уныния и увеличивать веселье во время празднеств.

В XV веке самогонную установку разительно совершенствует Базиль Валентин. Он советует погружать трубы с испарениями в емкость с холодной водой, которую по возможности необходимо менять. Конденсация за счет этого ускоряется в разы. Кроме того, Базиль начал проводить повторные перегонки полученного конденсата и отметил, что аквавита получается при этом крепче.

XVI век – поистине век расцвета самогоноварения. Разнообразные виды аппаратов распространяются повсеместно. Где-то используют медные аламбики , где-то применяют различные сплавы в конструкции самогонного аппарата. Во Франции, например, для перегонки винного спирта изобретен новый вид аламбика – шарантский . Он отличается от своего прародителя тем, что имеет дополнительную промежуточную емкость, в которой предварительно нагревается вино и дополнительно охлаждаются пары. В странах, где виноград не растет, спиртное начинают перегонять из перебродивших зерна, ягод и фруктов. Напитки разных стран получают все более и более ярко выраженные отличия.

Самогоноварение на Руси изначально было воспринято настороженно. Но вскоре население знакомится и с лечебными, и с хмельными качествами напитка, появляется традиционная русская водка на зерновом и картофельном сырье. Изначально водка гналась монахами в качестве целительного эликсира, широкое применение она получила во всевозможных настойках.

Промышленные масштабы производство алкоголя приобретает повсеместно с XVII века, потому что уже тогда устройство самогонного аппарата позволяло получать достаточно большое количество готового продукта. Для Руси XVII-XVIII века знаменуются поисками в области рецептур и ароматизации водки. Делался напиток, в основном, для личных нужд в каждой семье. Большинство помещиков завели домашние винокурни и всячески экспериментировали с облагораживанием напитка – добавляли травы , ягоды, орехи . Первые самогонные аппараты на Руси представляли собой деревянные или глиняные емкости с металлическими трубками.

А вот XIX век отмечен настоящей технологической революцией в самогоноварении, как по всему миру, так и в России. Совершенствуется способ нагрева – он становится более равномерным и щадящим, что позволяет организовать беспрерывную перегонку. Главным открытием становится, безусловно, ректификационная установка– это колонна, в которой пар разделяется на летучие и тяжелые фракции. С помощью такого устройства можно получить спирт высочайшего качества: очень большой крепости (96 %) и без посторонних примесей, что делает его удивительно мягким.

История самогоноварения не обходится без темных пятен. Изначально наличие самогонного аппарата дома было признаком высокого статуса хозяина. Затем начали появляться питейные заведения. Когда производство алкогольной продукции приобрело промышленный масштаб, повсеместно власти начали практиковать запрет на домашнее изготовление алкоголя, чтобы получить монополию и пополнить казну. К XX веку, благодаря работе правительства, в России «самогонщик» становится бранным словом.

К 2002 году все возвращается на круги своя. Теперь любой человек может заняться самогоноварением. К тому же, это имеет актуальность – в наше время невозможно стопроцентно доверять продукции из магазина. А вот дома из продуктов, в качестве которых есть уверенность, вполне реально выгнать крепкий алкогольный напиток для собственного употребления и угощения гостей.

В наше время самогоноварение перешло в высшую лигу замысловатых хобби. Если хорошенько разобраться во всех тонкостях такого занимательного процесса, становится ясно, что даже перегонка обычного зернового самогона – это определенная, достаточно высокая, степень кулинарии. А ведь помимо простого самогона, любой желающий при наличии энтузиазма и стремления может в домашних условиях приготовить самодельные виски, граппу, коньяк. С разрешением на самогоноварение обыватели получили эксклюзивную возможность реализовать себя творчески, окунуться в загадочный мир всевозможных рецептов и особенностей приготовления крепкого алкоголя , удивить своих друзей и близких. А высокое качество предлагаемых нынче на рынке ингредиентов и оборудования отметает все последние сомнения в престижности такого занятия, как домашнее изготовление крепких напитков.

Сейчас существует множество самогонных аппаратов , которые позволяют перегнать спиртное в домашних условиях максимально комфортно. Это и аламбики с алькитарами из чистой меди, и самогонные аппараты с ректификационными установками из безопасных нержавеющих сплавов. А некоторые умельцы даже умудряются создавать самогонные установки своими руками. Кстати, такой опыт был распространен на территории России еще в советские времена, когда как раз запрет на алкоголь заставлял людей проявлять изобретательность.

Следует обратить внимание на то, что подходить к домашнему самогоноварению нужно всегда с ответственностью и строго соблюдая технологию и рекомендации по безопасности – тогда качество полученного продукта обязательно будет на высоте.

Любовь к природе у человека закладывается, как известно, с самого его рождения. С каждым днем, познавая все больше и больше окружающий мир, наши предки стремились как можно дольше продлить свою в нем жизнь и насладиться всеми предоставленными этим миром прелестями и благами.

Еще в древности люди начали заготавливать продовольствие, включая и разнообразные напитки из соков фруктов и ягод. Имея достаточно большое число детей в своем доме, хозяин старался припасти как можно больше продуктов для семьи. И не раз случалось, что со временем хранимые в укромном месте напитки подвергались сбраживанию и во избежание возможного отравления уничтожались.

Впоследствии человек научился понимать толк в «испорченном» временем продукте и уже намеренно ставил подобные напитки. Но вино того времени не содержало в себе такой спиртовой крепости, как сегодняшнее, и приравнивалось к напиткам, украшающим стол для именитых гостей или семейных праздников.

Но в мире бытует одна весьма сказочная и отличная от всех других легенда о происхождении «туманного» напитка, которая часто вызывает улыбку у людей, слышащих о ней впервые.

Давным-давно в неизвестной никому до сих пор стране наступила страшная жара. Сочные мягкие травы высыхали на глазах, а звери и птииы, жившие до этого в мире и согласии, стали убивать друг друга, чтобы утолить свою жажду кровью «брата». И из-за этого стихийного бедствия быстро зревшие плоды деревьев и кустарников падали в образовавшиеся на некогда плодородной земле ямы и овраги.

Постепенно перегнивая, они превращались в зловонную кашу и засыхали. Но однажды северный ветер пригнал в эту страну черные налитые тучи, и проливные муссонные дожди не заставили себя долго ждать. Ямы и овраги мгновенно наполнились водой, а когда дожди прошли, перегной плодов и ягод стал вступать в естественную химическую реакцию с отстоями влаги.

Измученный жаждой охотник, укрывшийся во время дождей в пешере, решил, наконец, выйти из своего укрытия и вдоволь насладиться соком вновь появившихся плодов. Но, проходя мимо одной из успевших уже забродить лужиц, он унюхал приятный винный запах и, жадно припав губами к отстоявшемуся чистому напитку, получил от его вкуса огромное удовольствие. Так, говорят, и началась эпоха рождения уникального и во все времена уважаемого людьми напитка под простым названием «вино».

На Руси вино всегда ценили и зачастую пили его в больших количествах, и многие пытались найти всевозможные способы для его крепления. Постепенно на смену простому виноделию пришло технологическое производство самогона и других крепких алкогольных напитков, изготавливаемых домашним способом.

Перегоняя мало в себе содержащую спиртовых веществ брагу (по сравнению с получаемым итогом), винокуры не жалели своего времени и сырья для достижения единственной цели: получить крепкий напиток наивысшего качества. Именно поэтому произведенное на русской земле «доброе зелье» стало резко отличаться от иностранных напитков.

Великий царь земли русской Петр I в свое время даже издал указ, в котором выдвигалось требование к капитанам российских кораблей, уходящих в дальнее плавание, чтобы на территориях иностранных государств матросам «не дозволялось потреблять вин заморских вместо горькой русской, дабы не затуманивать головы свои светлые бесовским напитком, от которого, кроме болезней и дури, ожидать нечего…»

А вот князь Орлов, некогда прославившийся как «амурный обожатель прекрасного пола», часто любил повторять своим друзьям, что «прозрачный и крепко пахнуший самогон, словно ангел дел любовных» всегда помогал ему в интимных отношениях с женщинами: «…Стопки три опрокину, а желания - на иелую четверть выходит! Да и в голове мысли все ясные: абсолютно понимаю, чего жаждет моя дама… даже без слов!..»

Но с приходом Советской власти существующие еще с XV в. многочисленные способы изготовления самогона постепенно стали искореняться: запрет на его производство развязал руки многим лжемастерам, которые ничего не понимали в настоящем деле и при этом незаслуженно «присвоили» доброму древнерусскому напитку славу мутной и дурно пахнущей настойки. Как тут не вспомнить «великого комбинатора» Остапа Бендера с его умением изготавливать самогон из чего угодно, вплоть до табурета.

Однако в последнее время в нашей стране снова стали появляться производители высококачественной продукции, поднимающие со «дна» все российское самогоноварение. С помощью их советов многие начинающие «винокуры» смогут не только избежать всяческих отравлений, возможных при несоблюдении технологического процесса изготовления напитка, но и сэкономить массу сырья.

Самогоноварение - одно из самых древних занятий. И самых нужных тоже. Пожалуй, ни в одной стране мира этот вид производства спиртных напитков не является таким востребованным, как у нас. Душа русского человека отличается особой широтой. Если появилось желание чего-нибудь выпить, то это желание просто необходимо немедленно удовлетворить.

Ландшафты российских просторов так же широки, как и русская душа. Чтобы страстно возжелавшему горячительного напитка не пришлось натягивать лыжи и шагать через всю тайгу, и существует такая профессия, как самогоншик.Чтобы стать настоящим самогонщиком, нужно многому научиться. Самогоноварение не
обойдется без знаний физики и химии. Да и математика пригодится, чтобы произвести нужные расчеты. Кроме того, настоящий самогонщик должен обладать изрядной долей смекалки. Потому что соорудить самогонный аппарат из самых непригодных, на первый взгляд, предметов - дело, прямо скажем, не из легких.

Не помешает самогонщику отменное чувство юмора и умение пофилософствовать. Ведь к нему, к самогонщику, приходит огромное количество людей. А значит, коммуникабельность и умение общаться - неотъемлемые атрибуты человека, решившего посвятить себя такому нелегкому и нужному делу, как самогоноварение.

Обычно при слове «самогон» в сознании возникает некая мутноватая жидкость, после принятия которой обычно люди себя дурно чувствуют. И еще слово «самогон» у многих ассоциируется с серией портретов под рубрикой «Их разыскивает милиция». Словом, самогон для многих - нечто вульгарное и недостойное внимания.

Подобные негативные представления возникают исключительно в тех случаях, когда к процессу самогоноварения относятся самым неподобающим образом. Представьте себе такую ситуацию. Бабушка, ничего не понимающая ни в винах, ни в настойках, вдруг решила подработать. Соорудила она, не обладая даже самыми скудными знаниями по физике и химии, некое подобие самогонного агрегата. К процессу самогоноварения отнеслась без души. Получилось у бабушки дурно пахнущее варево, которое и самогоном-то назвать невозможно. Просто не самогон, а «сивуха». И продает бабуля эту сивуху человечишкам с синими лицами и красными носами. Потому что человек с благородным цветом лица не осрамит свою личность приемом такого скверного напитка.

Люди, подобные вышеописанной бабушке, и создали слову «самогон» дурную славу. На самом деле самогоноварение уходит своими корнями в глубокое и замечательное прошлое. В основе процесса самогоноварения лежит вполне приличное и не вызывающее таких дурных ассоциаций, как слово «самогон», слово «брага».

Еше в иудейском Талмуде есть письменное доказательство того, что даже в те времена было весьма популярно приготовление сладкого и дурманяшего напит- \ ка, который представлял собой не что иное, как про-дукт брожения, т. е. брагу. Шли годы, а дурманяший j напиток, который у древних иудеев назывался, конечно, не брага, а несколько иначе, становился все более популярным.

На Руси всегда запасались самыми разными напитками, не только соками. Люди быстро поняли, что соки, подвергшиеся сбраживанию, значительно дольше сохраняются. Кроме того, перебродившие соки вызывали приподнятое настроение, чего о квасе и чае сказать было нельзя. Так появились вина.

Постепенно людская привязанность к браге становилась все крепче и крепче. Со временем у людей появилось желание, чтобы брага стала такой же крепкой, как и само желание ее пить. Так стала зарождаться технология перегонки слабых спиртосодержащих продуктов в более крепкие и сильные. Со времен изобретения самогоноварения интерес к винам несколько ослаб.

Самогон вполне можно считать традиционным русским напитком. Первое упоминание о нем встречается в летописях, датированных XV в. Вкусовой диапазон самогона совершенно уникален. Существует огромное количество настоек, изготовленных на основе самогона. И многие из них, особенно настоянные на травах, имеют целительный эффект. Некоторые рецепты очень стары и имеют свою историю, поскольку веками сохранялись и передавались из поколения в поколение.

В отличие от нынешнего извращенного понимания смысла самогоноварения, раньше считалось, что чем
меньше и медленнее происходит перегонка, тем лучше качество. В старину для перегонки использовали не более 50 % всего объема имеющейся браги. Этот принцип соблюдался не только для начального перегона, но и для повторного.

В старину с легкостью относились к потере сырья, чего не скажешь о современных самогонщиках. Вероятно, поэтому качество самогона значительно снизилось. Можно привести простой пример. Чтобы приготовить 1 л хорошего самогона, винокурам требовалось около 30 л браги. При вторичной перегонке получалось ровно вполовину меньше водки. Но качество было отменное. Именно с той поры пошла слава о русской водке. Ее предпочитали заморским винам и французским коньякам. Русскую водку вывозили наравне с пушниной и платили за нее русским купцам исключительно золотом.

Приготовление самогона - процесс сложный и очень ответственный. Для этого требуется соблюдать сложнейшую технологию. Кроме того, нужно строго следовать рецептам. Только если вы будете соблюдать основной принцип самогоноварения, вы получите качественный самогон.

Если вы решили приготовить не сивуху-бормотуху, а настоящий, кристальной чистоты самогон, непременно придется соблюсти все этапы самогоноварения. Первое, с чего вы должны начать, - с выбора нужного сырья. Второй этап - брожение. Третий - перегонка. Четвертый - очищение. На последнем этапе вы придаете самогону желаемый цвет, запах, вкус, т. е. здесь происходит своего рода «облагораживание» продукта.

Чтобы не получилось мутной жидкости, от вида которой сразу возникает тошнота, не относитесь небрежно к правилам самогоноварения.

Итак, с чего же начать? Конечно, с выбора подходящего сырья. Тут вам необходимо подключить все свои
знания о химическом составе продуктов. Чтобы приготовить самогон высшего качества, вам потребуются крахмалосодержашие или сахаросодержашие продукты. Что лучше и что выбрать - сказать трудно. Многолетние наблюдения показывают, что доморощенные винокуры предпочитают для самогоноварения продукты относительно дешевые и доступные.

Если вы деревенский житель, с большой долей вероятности для производства самогона вы предпочтете зерновые культуры, сахарную свеклу. Если вы горожанин, но склонны проводить все свое свободное время на приусадебном участке, то для самогона скорее всего вы соберете различные плодовые выжимки, ягоды или фрукты. Гражданин, не имеющий дачного участка, отдаст предпочтение сахару. Хотя эти продукты - далеко не все, из чего можно сделать самогон.

При выборе исходного сырья главное, о чем вы должны помнить, - это о качестве готового питья. Поэтому гнать его из табуретки, пожалуй, не стоит. «Табуре-товка» у вас все равно не получится, а вот отравление с последующим отвращением ко всему, «что горит», вам гарантировано.

Но самогон тоже появляется не на пустом месте - он производится из браги, история которой весьма интересна и также заслуживает пристального рассмотрения. Помните ту частушку про Колумба? «Он лучше бы открыл на нашей улице пивную…». К сожалению, Колумб на нашей улице пивной не открывал, но почему бы самим не готовить дедовским способом бодрящие напитки? Утолим жажду, будет на нашей улице и без Колумба праздник.

Некоторых смущает уже одно слово «самогон». Что ж, самогона можно смущаться в особых случаях, которые мы оговорим отдельно, в остальном это нормальный напиток. В слове «брага» тоже нет ничего предосудительного, оно легло в основу названия процесса брожения - одного из самых обычных процессов в живой природе наравне с окислением (дыханием). А дабы сомнений у вас не оставалось, предлагаем вам небольшой экскурс в историю, который позволит выяснить, что же такое брага.

История приготовления сего напитка уходит корнями в глубокое прошлое. Как гласит крылатое выражение, искусство пивоварения настолько же старо, как и история человечества. Да пусть не смушает скептиков-самогоншиков слово «пивоварение». Брага ведь и есть домашнее пиво, и вся история спиртных напитков началась именно с этого домашнего пива. В широких масштабах пивоварение бытовало уже в Древнем Египте. Причем готовое пиво ценилось государственными чиновниками Египта как особо ценный продукт. В Талмуде, иудаистском дополнении Библии, приводится история о том, как плененные в Вавилоне евреи избежали проказы, употребляя пиво, приготовленное из хмеля. Надо отметить, что жители Месопотамии, в том числе и Вавилона, особо почитали пиво. Они повторяли, что не знаюший пива не знает счастья. За разбавление пива водой пивоваршицу (пиво варили женщины) казнили. К началу нашей эры все европейские варварские племена освоили пивоварение. Потом производство пива стало отраслью промышленности. Редко какой народный праздник проходил без употребления «крепленых напитков».

Словом, пока китайцы изобретали дешевую и легко приготавливаемую пишу, остальные народы соревновались в способах изготовления и поисках компонентов для самогона. В дело, т. е. в производственный процесс, шло все, особенно злаки - ячмень, прочее зерно; каждый народ выбирал то, что легче культивировать. Японцы, например, готовили свою водку сакэ из риса - культуры, освоенной на Дальнем Востоке более шести тысячелетий тому назад. С тех пор сакэ, которую, между прочим, пьют горячей, остается любимым напитком японцев. Дурной пример заразителен, и герой детской японской песенки, который «на речке пил сакэ», перекочевал в Россию, превратившись в Чижика-Пыжика.

В «лечебных» целях испытали и мед. Сразу предупредим, что наши предки для напитков типа медовухи брали обычные сорта меда, но не пьяный мед. Несмотря на такое провоцирующее название, этот мед можно употреблять лишь после специальной обработки. Это разновидность пчелиного меда, содержащая ядовитое вещество, - гликозид андромедотоксин. Мед этот пчелы получают из нектара азалии, багульника болотного, вереска, рододендрона и других вересковых. Пьяным мед назвали за то, что съевший его становился похожим на пьяного: у него начиналось головокружение, сменявшееся тошнотой и судорогами, открывалась рвота. Из истории известно, что пьяный мед однажды свалил с ног легион римских солдат.

Медоварение на Руси известно с XII в. К XVI в. были построены в Кремле Малый государев, Малый боярский и Малый походный погреба. В этих погребах готовили и меды (медовины), различные сорта пива и многое другое. Иностранцы, посещавшие Россию в те времена, недоверчиво относились к напиткам наших медо- и пивоварен, но познакомившись с медом и пивом поближе, утверждали, что ничего вкуснее не пробовали.

Иностранные путешественники, посетившие Россию в XVII в., были удивлены большим количеством людей, доживавших до весьма преклонных лет, что по сравнению с Западной Европой того времени казалось просто невозможным. Один заезжий иностранец так и записал в своем дневнике, что русские люди признают в качестве лекарства только водку, настоянную на порохе, которую они выпивают, после чего отпариваются в бане и тем самым избавляются от всех болезней.
Для вкуса и остроты в самодельные спиртные напитки добавлялись всевозможные пряности. Именно поэтому они в Европе ценились на вес золота и являлись основным предметом торговли Европы с Востоком. На Востоке пряности были обычным явлением. В восточных манускриптах возрастом 5000 лет говорится об использовании пряностей в разных целях, в том числе и для настаивания горячительных напитков. Основными странами-торговиами пряностями были Индия и государства Малайского архипелага.

Собственно говоря, если бы не пряности, входящие в состав напитков, которым посвящена наша книга, то контакты европейцев с азиатами начались бы гораздо позднее, равно как и европейский колониализм. Обилие пряностей в Америке, особенно новых сортов перца, двинуло конкистадоров на покорение этих земель. Конечно, были еше золото и серебро, но они долгое время казались европейцам миражом, а вот пряности - вполне реальный предмет торговли. И большинство европейцев мечтали о вполне ощутимых вешах - пиве с рыбой. Мифическая страна, где они мечтали каждый день есть рыбу (дорадо) и пить пиво (эль), получила название Эльдорадо. Именно ее искали уставшие от неудач и сражений люди.

Но пиво способствовало и способствует не только международной торговле, но также развитию… умственных способностей! Например, известный всем по школьному учебнику великий английский физик Джеймс П. Джоуль (1818-1889) был пивоваром. А бывает и так, что размышления над кружкой пива приводят к научному открытию в области ядерной физики, как это произошло с одним американским ученым, который, глядя на стоящую перед ним кружку с пенистым напитком, думал, почему бы не использовать пиво - жидкость, образующую пузырьки, - в детекторе радиации Гейгера-Мюллера. Разумеется, на трезвую голову он понял, что ничего из этой затеи не выйдет, но зато размышления о пиве помогли ему прийти к другим важным умозаключениям.

Позиции пива с далеких времен фараонов и путешествующих купцов только укрепились. Например, в старой доброй Англии пиво - это напиток нации, английские пабы (по-русски - пивнушки) известны всему миру; пиво в Англии уступает первое место одному лишь классическому британскому чаю. И это несмотря на то, что английская же поговорка гласит: жизнь - это не только пироги и пиво. Что верно, то верно: не только пиво, но еше и его приготовление. Впрочем, современное пиво - и английское, и любое другое - готовится только промышленным способом, дома его, как правило, не варят. Дорожки браги и пива разошлись. А произошел этот раскол в 1516 г., когда герцог Вильгельм IV принял закон о чистоте пива. С тех пор и по сей день пиво в Европе варят из одних и тех же компонентов, в то время как брагу (на то она и самогон) готовят из всего, что окажется под рукой.

Где-где, а на Руси брагу оценили по достоинству. Долгое время «зелье» ставили на меду. На больших княжеских пирах мед подавали в больших чарах. Каждому в его черед предназначалась чара с медом; обнести чарой, т. е. не подать гостю мед в порядке очереди, считалось оскорблением со стороны хозяина. Хмельной мед был довольно крепким напитком, поэтому в чистом виде его пили не всегда, а обычно разбавляли водой. Разбавленный мед назывался сытой, а от того, что сыту подавали в конце обеда, и пошло гулять выражение «наесться досыта». Но кроме меда, пили на пирах в старину зелено вино и пиво пьяное, причем первым подавалось вино, за ним шло пиво и лишь затем следовал мед. Вино обычно подавалось с первыми блюдами или даже до еды, так сказать, для улучшения аппетита. Основными напитками поэтому были пиво-брага и завершавший трапезу мед, что и привело к появлению расхожей концовки в сказках и былинах - «мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Выпивающий свою чарку говорил здравицу доброму хозяину и всем его домочадцам, а если случай был подходящим, то и честным гостям. Во многих странах в былые времена говорящему здравицу хозяин подносил жареный ломтик хлеба для закуски. Поскольку жареный кусок хлеба - это по-английски «тост», то от того обычая и повелось «произносить (говорить) тост» на застольях.

Когда человечество освоило брагу - неизвестно, но хорошо известно, с чего начиналось это освоение. Разумеется, с брожения. Освоение брожения было первой и на долгие столетия единственной победой человека над природой. Брожением называется процесс разложения сахара на этиловый спирт, воду и углекислый газ. Процесс этот осуществляется дрожжевыми грибками, которые, подобно остальным грибам, обладают способностью превращать сложные органические вещества в простые. Кстати, спирт - это продукт жизнедеятельности дрожжей. Все вокруг древнего человека портилось, гнило, бродило. Возможности выяснить, отчего это происходит, ни у кого не было, но выручили длительные наблюдения. Сейчас можно рассказать о дрожжах необычайно много. В пивоварении используются две разновидности дрожжевых грибков - сахаромицетов, описанных в 1883 г. датским ученым Эмилем Кристианом Хенсеном.

Главные требования, предъявляемые к разным сортам дрожжей из этих основных разновидностей, - это скорость брожения и количество образующихся хлопьев, выпадающих в осадок и после сгущения выводящихся из посуды (жбана), в которой готовится напиток. По степени завершенности брожения выявляют недобро-жение, нормальное (полное) переброжение и чрезмерное переброжение. От степени завершенности брожения зависит количество спирта и карбогидрата в напитке. В домашних условиях рекомендуется доводить напиток до нормального брожения. В производстве напитки доводят до разных степеней брожения, например многочисленные виды немецкого пива получаются при не-доброжении. Портер и английский эль изготавливаются в процессе чрезмерного переброжения.

Найден был дрожжам и заменитель. Это хмель, точнее, его шишечки, которые заливают водой и варят. Хмель обыкновенный - растение семейства коноплевых, произрастающее в европейской части России и в Западной Сибири. Растет он по оврагам, в сырых лесах-березняках. Шишки хмеля, его соплодия образуются при созревании женских соцветий, напоминающих колоски с листочками, покрывающими их, словно черепица. Созревание шишек в плоды происходит в августе-сентябре. В природе хмель встречается не так часто, как хотелось бы некоторым любителям спиртного, поэтому его выращивают на специальных плантациях, чтобы снабжать его «шишками» пивоваренную промышленность.

Растение используют в пивоварении, поскольку именно оно придает пиву специфический вкус, повышает его активность (крепит), т. е. делает пиво пивом: само по себе оно - очень слабый напиток. Удивительно, но при всем при этом никаким «хмельным» действием хмель не наделен.

А можно вместо дрожжей обойтись и простым горохом. Способы, как видите, разнообразны. У древних таковые способы были еше разнообразнее: хмель распространился по Европе благодаря его активному применению русскими пивоварами, а до того разные народы использовали другие травы: вереск, будру, пижму.

Виноделие также началось с изготовления домашних плодово-ягодных наливок. Существует красивая легенда о том, как впервые было приготовлено вино. Полубог Вакх, бродя по пустыне по каким-то своим делам, случайно натолкнулся на чахлое растеньице, погибавшее от засухи. Пожалел Вакх растение и взял с собой. А чтобы оно не погибло, воткнул его в птичью кость, подобранную неподалеку. Но растение стало расти у бога прямо в руках, и ему пришлось посадить его в большую львиную кость, найденную им в пути. Но чудесное растение все росло и росло, и тогда, обнаружив огромную кость осла, Вакх посадил в нее росток.

Наконец, путь завершен, Вакх оказался на родных плодородных землях. Там он хотел посадить свое растение и вдруг обнаружил, что корни ростка оплели кости птицы, льва и осла. Пришлось посадить росток вместе с костями. Прошло время, росток стал кустом, на нем появились ягоды. Вакх изготовил из этих ягод напиток и дал попробовать друзьям. Каково же было удивление бога, когда его друзья, выпив немного этого напитка, начинали петь, как птицы. Выпив больше, они осмелели и начали похваляться своей силой, как львы. Выпив еше больше, друзья глупели и низко опускали головы, как ослы.

Эта легенда пришла из древнегреческой мифологии. Древние греки были отличными виноделами, их вино сохранялось столетиями. Но сохранялось не для нас, конечно. Веселые изобретатели демократии любили хорошо выпить. Любимым занятием древнегреческой интеллигенции было устраивать симпозиумы. Так в те времена называли дружеские философские беседы в послеобеденное время. Друзья удобно располагались в тени портика, слушали хорошую музыку, обсуждали вопросы философии в компании с молодыми образованными женшинами и не забывали все это сопровождать возлияниями вина.

Платон, великий древнегреческий философ, написал о правилах употребления вина. Он считал, что начинать пить вино следует не ранее 20 лет, но весьма умеренно; после 60 лет можно пить без меры. А вот как закончилась жизнь Эпикура, верившего, что смысл бытия в наслаждениях: чувствуя приближение смерти, Эпикур выпил кубок вина, чтобы встретить смерть весело и без боли. Знатоки виноградарства и виноделия, греки презирали пиво, называя его варварским напитком. Такой же позииии по этому вопросу придерживались древние римляне, хотя и относились к пиву терпимее. Например, они посвятили пиво богине Церере, а потому называли пиво Ceres, откуда и произошли названия пива в испанском Cerveza и итальянском Cervisia.

Римляне известны своими оргиями с возлияниями вина - вакханалиями, праздниками, посвященными богу Вакху, которого объявили богом виноделия. Из Древнего Рима пришло крылатое выражение «In vino veritas» («Истина в вине»). Не будем выяснять, где же она, истина, но лучше запомним, что пить до превращения в осла не нужно. Впрочем, как говорил один веселый алкоголик: «Но если истина в вине, то часть ее уже во мне…»

Во времена племенной жизни пьянство считалось позором, как и обжорство. Человек должен во всем знать меру. Поэтому не поймите, читатель, превратно наши слова о чрезвычайной любви к крепким напиткам древних народов. Поклонялись в те далекие времена как раз не «зеленому змию», а еше одному полезному пищевому продукту и лекарственному препарату. Все полезное воспринималось в древнем мире с уважением, порождало культы. Пиво почиталось древними как сильнодействующее лекарство. Шумеры пять тысяч лет назад лечили пивом зубную боль. В средние века пиво рекомендовалось для выведения камней из почек и для приготовления косметических масок, омолаживающих кожу лица. А в XVIII-XIX вв. пивом запивали почти все лекарства по настоянию врача. Так что пиво, лаже самодельное, можно и нужно уважать.

Раз уж зашла речь о культуре пития, которой очень многим из нас недостает, то необходимо напомнить, что древние строго соблюдали застольные традиции, а пили всего-навсего домашний самогон. Шумеры, например, пили пиво через соломинку, как мы сегодня - коктейль. Большинство современных домашних пивоваров уверены: самодельные напитки не заслуживают серьезного отношения. Это связано с ужасаюше низким качеством самодельной бражки. Но в этой книге вы найдете рецепты изготовления в домашних условиях первоклассных напитков, не уступающих по вкусу заводскому «жидкому золоту». Таковыми были и предшественники нынешних самогонов - самодельные домашние настойки, которые различались на пищевые (ими запивали еду), сладкие (такими угощали друзей) и лекарственные (с добавлением полезных для здоровья компонентов). Качество этих напитков несомненно было очень высоким. Об этом свидетельствуют и дошедшие до нашего времени старинные рецепты, об этом же говорит и пристрастие древних к здоровому образу жизни.

02.05.2016

Самогон - это исконно русский алкогольный напиток с богатой историей и древним происхождением. Но вопреки сформировавшемуся мнению общественности, этот напиток считался лучшим по качеству, чем заграничные виски и бренди, а употреблять его было прерогативой лишь высших слоев общества.

Каждый уважающий себя дворянин занимался производством самогона, привлекая к этому процессу множество крестьян.

Никто не знает, как появился, или кто изобрел самогон или самогонный аппарат, но совершенно ясно то, что первым алкогольным напитком, который придумали люди, стало вино. Существует даже легенда о том, что вовремя великой засухи, когда высохли даже почти все водоемы и плоды с деревьев попадали на землю, птицы клевали кровь друг друга, чтобы хоть как-то утолить жажду. Внезапно прилетели черные тучи, и пошел дождь, снова наполнив водоемы, на высохшем дне которых лежали гнилые фрукты. Затерявшийся странник, испытывавший сильную жажду испил из одного из таких водоемов и был очень удивлен вкусом этого напитка. Таким образом, люди научились делать вино. Но это конечно-же всего лишь легенда. Но не зря говорят в народе: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

Первые питейные заведения в России появились во времена царя Ивана Грозного, но простые крестьяне все еще не могли употреблять тогдашний самогон.

Встречаются также упоминания о самогоне, как о медовухе, анисовой водке, корчме и т. д. в литературных произведениях Пушкина, Гоголя, Булгакова. Всем известно, что Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой, но мало кто знает, что водка эта довольно-таки высокого качества. Не зря же еще русская царица Екатерина Великая посылала в дар европейским правителям по бутылочке алкогольного напитка, так ценившегося в эти времена в Европе. Так продолжалось до самого прихода к власти коммунистического режима (после свержения с престола царя Николая Второго). Начались запреты на производство и продажу алкогольных напитков, и продолжалось практически на протяжении всего периода правления коммунистического строя. В эпоху Советского Союза домашнее самогоноварение (которое преследовалось в то время законом и предполагало уголовную ответственность с конфискацией имущества) имело самое широкое распространение. Самогон стал доступен обычным обывателям. Именно в этот период времени изобретались самые необычные и разнообразные (зато простые в использовании и изготовленные из практически подручных материалов)





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта