Главная » Заготовки » Горячий напиток на руси до появления чая. Иван-чай, или что пили в древней руси вместо чая

Горячий напиток на руси до появления чая. Иван-чай, или что пили в древней руси вместо чая

Вот люблю я историю. Особенно люблю узнавать о каких-то бытовых условия жизни наших предков. Ведь всегда интересно узнать, как жил простой человек, что ел, пил, как готовил, работал и прочее. Как оказалось, даже обычный знакомый всем чай, раньше и не был известен на Руси. А что же тогда пили вместо него? Вот это я сейчас и расскажу.

Как появился чай в России

Историки говорят, что чай в России появился случайно. Его в качестве подарка преподнесли китайские послы в 17-м веке нашему царю. Ему понравился ароматный напиток, и вскоре чай стали закупать и возить из Китая огромными партиями. Популярность чая росла, и появлялись самые различные его сорта и виды. В России, возможно из-за холодного климата, его стали заваривать крепким, густым и забеливать молоком. А у некоторых народов, например, алтайцев, был и сейчас есть обычай - в чай добавлять толокно, молоко и масло, от этого он становится густым и очень сытным. И сейчас уже невозможно представить стол российского человека без чая. И каких только видов уже не перепробовали: и зеленый, и красный, и черный, и даже белый! И кажется, невозможно представить, чем его можно заменить.


Что было на Руси вместо чая

Однако, судя по сохранившимся летописям, описывающим всякие яства на пирах, по сохранившемся рецептам, можно сказать, что русская кухня была очень разнообразной и богатой. И всяческих напитков было множество:

  • согревающие в холода, такие как сбитень;
  • прохладительные: квас, морс, компот;
  • сытные: сыть, кисель, простокваша, молоко;
  • восстанавливающие силы, отвары из целебных трав;
  • алкогольные: медовуха, пиво, вино.

Был и чай из кипрея, всем известный как иван-чай. Но его не называли чайным напитком, а заваривали и пили как целебный отвар. Полезных свойств в иван-чае очень много, за что его и ценят люди издавна. Еще задолго до того, как восток заполонил мир чаем, наша страна в больших объемах поставляла иван-чай в Европу. И мне кажется, что стоит разнообразить свой рацион и пить кисели и компоты, варить сбитни. Это полезно и интересно.

Чай попал в Россию не так давно: в XVII веке он был привезён в подарок Михаилу Фёдоровичу Романову и прижился у нас в стране не сразу. На данный момент наша страна входит в пятерку «стран-любительниц» чая, а если быть точным, то Россия делит с Индией 5 и 6 место по количеству чая, потребляемого в год.

Согласитесь, сложно представить посиделки с подружкой без чая или Тулу без самовара. Что же пили на Руси до популяризации этого напитка?

Иван-чай - это заваренные листья кипрея. По крепости и цвету Иван-чай занимает промежуточное положение между чёрным и зелёным чаем. Обладает мягким и приятным вкусом. Долгое время этот напиток был незаслуженно забыт, но сейчас постепенно мода на этот травяной полезный чай возвращается. Заваривают Иван-чай так же, как и традиционный, возможно, именно поэтом, «заморская» чайная культура так хорошо прижилась у нас.

Сбитень - старинный русский напиток на основе воды, мёда и пряностей. Сбитень употребляли в горячем виде, он не только согревал холодной зимой, но и использовался в качестве профилактики простуды.

Приготовить такой напиток в домашних условиях очень легко!

Залить полстакана сахара, 3/4 стакана меда и 2 лавровых листа литром горячей воды, добавить по чайной ложке гвоздики, корицы, имбиря и кардамона и поварить 15 минут. Дать настояться.

Медовуха - напиток на основе мёда, обладающий алкогольным градусом. Варили медовуху по-разному, поэтому классический старинный рецепт не сохранился, но существует много вариантов приготовления этого напитка, который по технологии приготовления напоминает приготовления пива.

Квас — исконно русский напиток, дошедший до нас из глубокой древности, но любимый по сей день. Слово «квас» означает «кислый напиток». Квас готовят на основе брожения из ржаного/пшеничного хлеба и сахара или муки и солода.

Трудно найти более популярный и более «русский» напиток! Его делали в монастырях и солдатских казармах, усадьбах и крестьянских избах. Крестьяне, отправляясь на работу в поле, всегда брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость. Обязательно угостите квасом Ваших иностранных друзей, скорее всего они по достоинству оценят этот чудесный напиток!

Кисель варили на Руси ещё 1000 лет, но вместо картофельного крахмала и фруктов использовали овёс, пшеницу и рожь. Такой кисель кладезь витаминов, он не только очищает кровь, но и придает силу и бодрость

Морс - ещё один знаменитый древнейший русский напиток, упоминание. Название напитка произошло от слова «мурса», что в переводе означало «вода с мёдом». Для его приготовления на Руси использовались лесные ягоды, известные своими лечебными свойствами.

Традиционно морс готовят из брусники (он полезен при простудных заболеваниях, хорошо утоляет жажду и повышает аппетит), из клюквы (обладает жаропонижающим действием) и из черники.

Если вкратце - водка в современном смысле слова появилась на территории России только при СССР. До этого русские пили хлебное вино

(аналог виски).

Много букв.

По крайней мере в XIX веке слово «водка» было собирательным для всех крепких алкогольных напитков, включая и те, которые мы сейчас назвали бы настойками или наливками. Но что именно настаивали наши предки на малине, померанце или полыни, и как тот напиток соотносится с современной водкой, иногда используемой с аналогичной целью?

На протяжении по меньшей мере четырех веков, с XVI до конца XIX, русским национальным алкогольным напитком было хлебное вино - получаемый преимущественно изо ржи («хлеба») дистиллят, по технологии производства на первой стадии аналогичный виски. Этот напиток употреблялся большинством населения, продавался в каждом питейном заведении и производился в каждом поместье. В народной комедии Льва Толстого «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886) есть характерная сцена, в которой работник выгоняет из «теста» вино - светлое, как вода, и «духовитое» [Толстой 1987: 12–13].

А что же водка, которую с некоторых пор принято считать русским национальным алкогольным напитком? Под водками на Руси изначально понимались спиртовые лекарственные настойки, затем возникшие благодаря им ароматные напитки на основе хлебного вина и его производных, а начиная с XIX века словом «водка» стали обозначать любые крепкие алкогольные напитки [Родионов 2011: 257]. Производство же современной водки было технологически невозможно до 1870-х годов, когда в Россию из Западной Европы завезли ректификационные колонны для получения чистого этилового спирта. В последней трети XIX века появился прообраз современной водки - «столовое вино», которое пили не более 1,5% от общего числа потребителей [Родионов 2011: 106]. В 1895–1904 годах этот тип вина стал господствующим из-за введения государственной монополии на производство спиртных напитков, но уже спустя 10 лет, в 1914 году, в Российской империи был введен «сухой закон».

Поэтому официальной датой рождения современной водки следует признать 23 января 1936 года, когда советское правительство утвердило стандарт ОСТ 279 со следующим определением: «бесцветная и прозрачная смесь этилового ректификованного спирта (ОСТ 278) с водой, имеющей жесткость не более 2,5 немецких градуса, обработанная активированным углем, пропущенная через фильтры и обладающая характерным для водки вкусом и запахом». В том же году на бутылках впервые (sic!) появилась этикетка с надписью «Водка», закрепив однозначную интерпретацию этого слова [Родионов 2011: 28]. Стандарт ОСТ 279 без существенных изменений дожил до наших дней.

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны). В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.

Водку – свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448–1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название – хлебное вино или хлебная водка.

Истоки современного алкоголизма в России надо искать в 1960-ых годах. Со времен Хрущева и далее Брежнева. В итоге, чтобы обуздать алкоголизм в СССР, пришлось проводить горбачевскую антиалкогольную компанию. Хотя и ранее в истории СССР, начиная с отмены в 1925 году сухого закона Российской империи, проводились антиалкогольные кампании.

В свое время по работе мне пришлось пойти в библиотеку им. Ленина, чтобы изучить вопрос - что же пили на Руси. Опираясь на источники составленные на записках русских георграфов, выяснилось, что чуть ли не самым любимым напитком на Руси было пиво.

Что мне удалось узнать:

Считается, что использование хмеля для пива было открыто на Руси, после чего эти знания перешли в Западную Европу, а вместе со знаниями и хмель стал одним из основных товаров, которыми мы торговали.

Начиная с 14 века государство постепенно усиливало контроль за варкой пива. Несколько раз государство запрещало пивоварение полностью (сухой закон). Чем ближе к нашим дням, тем сильнее был контроль за производством.

Чтобы народ не спился, а также чтобы повысить доходы казны пивоварение обложили налогом примерно с 14 века. В 15-16 веках пиво использовали также в качестве дани.

После появления на Руси водки (15 век), пивоварение все больше отходило на задний план, тк была значительно крепче и быстрее действуя на человека. Помимо прочего пиво было менее выгодно продовать, тк с него получалось меньше дохода.

К середине 16 века пивоварение практически исчезло, в связи с чем пиво стали импортировать из за границы. В времена правления Екатерины II всем так полюбилось английское пиво, что даже простые крестьяне стали варить домашнее пиво на английский манер.

Главным признаком деревенского праздника является присутствие у каждого домохозяина домашнего пива. Исключение составляли летние праздники, когда из-за недостатка времени и занятости крестьян на полевых работах пиво не варили. Приготовление пиво на праздниках было настолько повсеместным, что даже сами праздники называли пивными. Пивными они также назывались еще и потому, что сопровождали обильной выпивкой, а продолжались до тех пор, пока не выпивали все наваренное пиво (от 2-х до 4-х дней).

Были даже свои суеверия при посадке хмеля:

"В Вологодской губернии: отсадки хмеля должны были быть обязательно украдены, а во время их посадки надо непременно с кем-нибудь ссориться. Такое суеверие было из-за боязнь сглаза уражая хмеля.

"Садильщик торнет колом землю и смотрит по сторонам, нейдет ли кто. Если нет более приличного субъекта, ругает даже летящую мимо ворону. Если кто-то увидет сажанье хмеля, нарочито идет туда и начинает говорить: "Напрасно садишь, лебеда вырастет, а не хмель". Тот, кто скажет, ругал его, и чем пуще они разругаются, тем лучше. Поэтому пройти мимо, не поругавшись, было неделикатно"

"Если один человек дает другому "маточек" (корни хмемя) или продаст их из своего хмельника, его собственный хмель пропадет". Поэтому никто никому ничего не давал и приходилось красть"

Поддержали бы вы запрет на вопросы, связанные с ЛГБТ и наркотиками на сайте TheQuestion, ради безопасности ваших 9-летних детей, если бы это было возможно?

Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.

Центральные области

Московские, Владимирские, Рязанские и Ростовские земли считаются родиной напитков, основанных на мёде. Первые упоминания о медовухе и сбитне относятся аж к XIII веку. Их пили на пирах, свадьбах и похоронах; утром, перед началом трудного дня и вечером, отдыхая после работы.

Технологии производства и варианты названий с веками менялись, но суть оставалась прежней. Медовуха - слабоалкогольный напиток, который изготавливали из мёда, используя хмель. Задолго до появления «хлебного вина», то есть, фактически самогона, это было самый популярный напиток у всех русских мужчин.

Сбитень - горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, как, впрочем и хмель, в медовухе создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.

Новгородчина и северо-восточная Русь

Задолго до появления китайского чая в Новгороде, много веков являвшемся главным купеческим городом всей Руси, тоже заваривали темные ароматные листья и пили их настой по утрам и вечерам. Только трава эта называлась кипрей, или в современном варианте - иван-чай, и она до сих пор произрастает на территории России.

Популярность этого напитка вскоре вышла за пределы северо-восточных областей: иван-чай стали заваривать и в Москве, и в Киеве, его пили мещане в тавернах и купцы в своих особняках. Но еще очень долго в Российской империи напиток из кипрея называли только «копорским чаем», потому что изначально производили его в селе Копорье, что под Санкт-Петербургом, а позже стали делать и в других северо-восточных городах, в Тверской и даже Ржевской губернии.

Киев и юго-восточные волости

О квасе можно сказать - «сколько веков стоит Киев, столько славяне знают квас». Первые упоминания о нём имеют отношение к самым ранним киевским летописям, и согласно этим данным, квас был напитком пиров. Очевидно, вплоть до XII века это был густой и единственный на Руси крепкий алкоголь, и славянское слово «квасить» тогда означало ровно тоже самое, что у нас и сейчас, правда, в жаргонном варианте.

А уже с XIII века здесь стали изготавливать квас и как слабоалкогольный напиток, и потребляли его уже не только на праздники, но и в будни, особенно в теплое время года. Имеющаяся в этом напитке кислинка прекрасно утоляла жажду. И хотя технология приготовления кваса тоже постепенно менялась, он как был, так и остается кисловатым напитком на основе брожения из муки и ржаного или ячменного солода.

Постепенно квас завоевал популярность во всех регионах России, но основное его время - лето, когда очень хочется пить. Поэтому в большинстве своем его и до сих пор потребляют именно в юго-восточных славянских землях, где помимо лета, весна и осень часто бывают теплыми.

Минск и западная Русь

Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам.

На ночь в холодной воде замачивали молотые зерна овса, пшеницы или гороха, все это «кисло» и превращалось в желеобразное месиво. Затем в него добавляли молоко или масло и завтракали. Такое блюдо было очень полезно для желудка. Постепенно о нём узнали и в других областях Руси, в некоторых областях, например, в Костромской губернии, запаренная кипятком овсяная мука, превратившаяся в «кисель», на многие века стала традиционным поминальным блюдом.

Когда в XIX веке в России широкое распространение получил картофель и появился крахмал, именно белорусы первыми начали варить фруктово-ягодные напитки, которые и назвали киселями. С того времени кисели из малины, ежевики, вишни, клюквы завоевали большую популярность и не только в нашем отечестве. Многие иностранцы пробуя сладкий кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.

Крым и Кубань

Южнорусский край исстари богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары - своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.

Крымские женщины для своих детей тоже варили вкусные напитки из ягод, но называли их по-другому. Пока существовала Византия, то есть вплоть до XV века, полуостров находился в тесной связи с этой империей и крымчане многое переняли у византийцев. В частности, они с удовольствием пили мурсу - воду с добавлением меда, которую любили даже византийские императоры. Но крымчане стали в неё класть лесные и садовые ягоды, варить на медленном огне, а затем пить охлажденным. Напиток получил название морс, и спустя несколько веков стал известен и за пределами полуострова.

Казань и Предуралье

Территория Казанского ханства стала Россией только во второй половине XVI века и тогда русичи впервые узнали, что вместо взваров и медовухи по утрам можно пить айран. Это напиток на основе катыка и ключевой воды. Катык татары готовили из кипяченого молока при помощи сквашивания, которое осуществляли обычно в тепле в течение 6-10 часов, при этом избегая тряски и перемешивания. Поэтому айран получался одновременно легким и густым. Он очень вкусен и полезен практически при любых заболеваниях желудка. Не сразу, но со временем русские люди оценили его замечательные свойства и даже стали им вместо кваса заливать окрошку.

Когда на Руси появился китайский чай и его стали заваривать в каждом доме, то никакие другие напитки не исчезли из обихода, за исключением чая из кипрея. И по сей день вряд ли какой праздник в России обходится без морсов, узваров, киселей и сбитней, не смотря на обилие всевозможных зарубежных питьевых новинок.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта