Главная » Выпечка » Физкультурно – речевое развлечение «Путешествие в страну хлеба. Конспект интегрированного занятия «Путешествие в хлебную страну

Физкультурно – речевое развлечение «Путешествие в страну хлеба. Конспект интегрированного занятия «Путешествие в хлебную страну

Авторы: Сухорукова Ирина Владимировна, воспитатель по физической культуре, 1 квалификационная категория, Курочкина Валентина Александровна, учитель - логопед, 1 квалификационная категория, МБОУ «Уемская СОШ» структурное подразделение «Детский сад п. уемский»

Цель: закреплять знания детей по теме «хлеб», расширять словарный запас; учить детей концентрировать внимание на поставленных вопросах, логически мыслить, уметь слушать мнение других. Укреплять осанку, совершенствовать умения в ходьбе разными способами, прыжках. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: мольберт, названия станций, иллюстрации по теме «Хлеб»; для игр: листы бумаги, 2 ножниц, 2 подноса, 2 тарелки; вырезанные из картона «колоски» - 20 штук; угощение.
Ход занятия:
Дети стоят врассыпную в зале, родители в качестве зрителей сидят на стульях.
Физорг: Здравствуйте, уважаемые родители, здравствуйте ребята. Сегодня мы хотим вам предложить путешествие в страну хлеба. Где мы с вами узнаем много интересного о хлебе, о том, как из колосьев появляются зерна и как делают хлеб. Путешествие это необычное. Вам нужно взять с собой внимание, смекалку, ловкость и хорошее настроение. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! (дети под музыку шагают врассыпную, на мольберте выставляется название первой станции «Угадай – ка». Дети подходят к мольберту).
СТАНЦИЯ «УГАДАЙ - КА»
Логопед: Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место,
Вырос он под синим небом и пришел на стол к нам… (хлебом)
Ребята, а из чего пекут хлеб? Как получается мука? Дети скажите, какие хлебобулочные изделия вы знаете. (ответы детей)
Загадки:
Он бывает с толокном, рисом, мясом и яйцом.
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо,

А потом зовут ребят, съесть кусочек каждый рад. (Пирог)

В долг зерно возьмет – карай вернет (Поле)

Для уборки урожая на поля я выезжаю

И за несколько машин, там работаю один (Комбайн)

С неба солнце золотое, золотые льет лучи.

В поле дружною стеною золотые усачи. (Пшеница)

Что две недели зеленится,

Две недели колосится, две недели отцветает,

Две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)

За трактором по полю ходит она,

Отборного ей насыпают зерна.

А где ее след чуть заметный ложится,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка)

Овсом не кормят, кнутом не гонят.

А как пашет – семь плугов тащит. (Трактор)
(если дети не отгадывают, педагог привлекает родителей).
Физорг: Продолжаем наше путешествие (звучит музыка, дети шагают на носочках по залу и вновь подходят к мольберту. На мольберте следующая станция).
СТАНЦИЯ «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Логопед: Я сейчас назову несколько слов, а вы должны угадать какое слово лишнее.
Рожь, пшеница, василек

Комбайн, сеялка, трактор, пароход

Колоски, зерно, трава

Пирожок, батон, печенье, масло
Хлебороб, пекарь, художник
Физорг: Молодцы, давайте отправимся дальше. Продолжаем путешествие, встаем на пятки. (дети под музыку идут на пятках врассыпную и садятся на стулья. На мольберте появляется третья станция).
СТАНЦИЯ «ИГРАЙ - КА»
Физорг: Пришло время сделать привал и немного поиграть.
Игра «Испечем блины»
Скажите, ребята, вы помогаете мамам печь блинчики? А из чего из пекут? (из муки). Я предлагаю вам игру, которая так и называется «Испечем блины». Для этого нам надо пригласить в зал двух взрослых и двух детей. Под музыку мамы будут вырезать из бумаги по одному блину, класть его на поднос ребенку, а он должен отнести блин и положить его на тарелку, затем вернуться обратно за следующим блином. Посмотрим кто из вас напечет больше блинчиков.
Физорг: отдохнули, пора снова в путь отправляться (под музыку дети бегут по залу врассыпную и, восстанавливая дыхание, останавливаются у мольберта с названием четвертой станции).
СТАНЦИЯ «ОДИН – МНОГО»
Логопед: Давайте поиграем в игру «Один – много». Например: я называю слово зерно, а вы должны ответить - зерна.
Физорг: Снова в путь мы отправляемся, впереди нас ждет следующая станция (под музыку дети шагают врассыпную, подходят к мольберту).
СТАНЦИЯ «УГАДАЙ – КА»
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами будем загадывать загадки взрослым, только с помощью жестов, не произнося ни слова, а родители должны догадаться. (МЕЛЬНИЦА, МЕСИМ ТЕСТО, ПЕЧЕМ ПИРОГИ). Педагог предлагает выполнить задание 3 - 4 детям.
Физорг: Какие молодцы, ваши родители, как они ловко справились с заданиями. Ну а мы идем дальше (под музыку дети прыгают врассыпную к стульям и садятся, на мольберте название шестой станции).
СТАНЦИЯ «ИГРАЙ – КА»
Можем снова поиграть, нужно колоски собрать.
Игра «Собери колоски»
Выбирают двух ребят, они становятся «хлеборобами». По команде «хлеборобы» собирают «колоски», кто больше соберет, тот выиграл (игра повторяется 2 – 3 раза).
Логопед: Наше путешествие в страну хлеба подходит к завершению. А за то, что вы на всех станциях справились с заданиями, мы для вас приготовили сюрприз (пирог).

Татьяна Балеева
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в хлебную страну»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -

Центр развития ребенка – Детский сад № 28

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие в хлебную страну »

в подготовительной группе

«Ландыш»

Выполнил

воспитатель

Балеева Татьяна Викторовна

Г. о. Жуковкий, 2015

Возрастная группа : подготовительная группа, 6 -7 лет

Форма НОД : занятие , деятельностный подход

Форма организации : групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.

Учебно-методический комплект : Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы

Цель : художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие личности ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи :

Закрепить знания старших дошкольников о хлебе , как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращивающих хлеб .

Обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб , какой путь он проходит, прежде чем его съедим.

Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе .

- Активизация словаря : колос, рожь, пшеница, косить, элеватор, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь.

Развивать внимание, связную речь, память, активность и мелкую мускулатуру пальцев.

Воспитывать бережное отношение к хлебу , уважение к труду людей

Развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; умения детей выполнять движения в соответствии с заданной задачей; развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами; формирование представлений об объектах окружающего мира.

Образовательные области :

1. Художественно-эстетическое развитие.

2. Речевое развитие.

3. Социально-коммуникативное развитие.

4. Познавательное развитие.

5. Физическое развитие.

Методическое обеспечение : изображения хлебного поля , трактора, комбайна, элеватора, мельницы. Колосья. Разные виды хлебобулочных изделий . Мука пшеничная и ржаная, дрожжи, сахар, соль, вода. Кухонный комбайн. Солёное тесто

Музыкальные средства : спокойная музыка для самостоятельной деятельности детей, музыкальное сопровождение для физкультминуток и путешествия

Коммуникативная игра «Солнечные зайчики» (выполняется в парах, настраивает на позитивное настроение).

Мы все с зеркальцем играли (поворот ладошек)

Зайчик солнечный поймали (кулачки сжать)

Зайка, зайка озорной (грозим левым пальчиком)

Поиграй скорей со мной (грозим правым пальчиком)

Мы все с зайчиком играли (ладошками показываем ушки зайчика)

И друг другу передали (пожать ладошки)

Ребята, я когда сегодня пришла в детский сад, мне сторож передал посылку и сказал, что рано утром приходил почтальон и просил отдать посылку детям старшей группы. Подойдите сюда, вздохните глубоко – глубоко. (Дыхательной упражнение) .

Что вы почувствовали, какой запах услышали?

Как вы думаете? Что там может лежать?

(Хлеб )

А как вы догадались?

(По запаху)

Конечно, такой аромат идет от посылки.

Чтение стихотворения С. Погореловского

Вот он - хлебушек душистый .

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем сегодня беседовать?

Сегодня мы будем говорить о хлебе .

Где мы покупаем хлеб ?

(Ответ детей - в магазине)

А чтобы узнать какой путь проходит хлеб , прежде чем появиться в магазине, мы отправимся в волшебное путешествие . (Дети садятся в воображаемый поезд и едут) Физкультминутка (А. Железнова)

Мы едем-едем-едем

В далёкий хлебный край .

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Тра-та-та, тра-та-та

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

Ребята, мы с вами приехали на поле. Посмотрите, какое оно? (ответы детей) . На нём растут хлебные колосья . (Дети рассматривают колосья пшеницы) . Ребята, какую муку получают из пшеничных колосков, а какую из ржаных?

Детям предлагается рассмотреть два блюда с разными видами муки. Из пшеничной муки пекут белый хлеб , а из ржаной - чёрный. Дети рассматривают муку, колосья, зерна, пробуют на ощупь, запах.

Представим, что мы колоски, подул ветерок. (Физкультминутка)

Колоски золоченые,

На ветру качаются,

На ветру качаются,

Низко наклоняются.

И вот, мы колоски, растем, вытягиваемся. Что нам – колоскам необходимо, чтобы вырасти высокими, дать хороший урожай?

(Солнечный свет, тепло, влага, хорошая почва, уход)

Вы правильно отвечаете. Действительно, чтобы вырасти колоскам, необходимы определенные условия природы. Но и человек должен помочь. У меня есть для вас загадки, когда отгадаете, поймете, как человек помогает колоскам расти.

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит.

(Трактор)

Кто работает на тракторе? (Тракторист)

Найдите картину, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят : "Весенний день год кормит". Рассмотрите эту картину. Что делает трактор?

(Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна)

Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы.

Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит, следом вьюга вьет и кружит.

Летчик сверху всюду – всюду, сыпет белый порошок.

Как вы думаете, что это за порошок и зачем он нужен колоскам?

(Порошок этот от вредителей)

И вот колоски выросли, зерна в них созрели. Нужно собрать зерно. А теперь еще одна загадка :

Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?

(Комбайн)

Найдите картину с комбайном. Кто работает на комбайне?

(Комбайнер)

А теперь продолжим свое путешествие .

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб еще оно .

Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

А затем на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Догадались, что это за порошок? (Мука)

Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб . Сейчас мы поиграем в игру «Угадай-ка» . (Дети с закрытыми глазами пробуют разные сорта хлебобулочных изделий и угадывают , что им предложили)

- Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью . Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе ? (Ответы детей)

Хлеб - всему голова !

Без хлеба - нет обеда !

Будет хлеб - будет и песня .

Без хлеба не вкусно и не сытно.

Сегодня в магазине можно купить хлеба , сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку,

А мы с вами снова садимся в поезд и едем вместе с мукой в пекарню. Вот мы и добрались.

Выходит тётушка-Сдобушка :

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Как называется моя профессия? Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто. Попробуем сами замесить тесто?

Физкультминутка «Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки

Мы печём оладушки (хлопки)

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитация помешивания)

Тесто выпало на стол Тесто шлёпнулось на пол (присели) Тесто убежало (бег на месте) Начинай сначала

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом . Чьи же руки прикоснулись к хлебу ? (ответы детей)

Молодцы!

Ребятки, а сейчас мы с вами замесим настоящее тесто и слепим пирожки, а наша печка поможет нам испечь их. Какие продукты для этого нужны? (Ответы детей)

На столе мука, вода, дрожжи, сахар, соль. Все вместе замешивают тесто. Каждому ребёнку даётся кусочек солёного теста, из которого лепится пирожок. Детские пирожки «ставятся в печь» .

Тетушка – Сдобушка выносит блюдо с хлебобулочными изделиями .

Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на пироги, какие они? (Ответы детей : пышные, мягкие, аппетитные, хрустящие и т. д.)

Рефлексия.

Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб , который мы едим каждый день. Кто это? А одним словом - хлеборобы .

Слава тем, кто хлеб растил ,

Не жалел трудов и сил.

С огурцами ли, с картошкой,

Надо хлеб съедать до крошки .

Чаепитие с пирогами.

Наталья Пеньевская
«Путешествие в страну хлеба». План-конспект занятия в старшей группе

Тема : «Путешествие в страну хлеба »

Цель : поближе познакомить детей с понятием - хлеб ;

Задачи :

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, какой путь проходит зерно чтобы стать хлебом ; с уважением относиться к людям, его выращивающим;

Закрепить знания детей о выращивании и выпекании хлеба , умение поддерживать беседу;

Воспитывать бережное отношение к хлебу , учить детей добру, дружбе, уважать старших , развивать речь, пополнять словарный запас.

Виды детской деятельности :

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование : папка иллюстраций , колоски, тарелка с мукой, карточки с изображением хлебобулочных изделий , готовые мукосольки, соленое тесто.

Предварительная работа : разучивание с детьми пословиц о хлебе ; работа с соленым тестом.

1. Организационный момент.

Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (молочная каша, булка, чай) . А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе) . А что было на обед? (борщ, вермишель с котлетой, компот, хлеб ) . Ребята, меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб . Ребята, а вы любите хлеб ?

2. Беседа о хлебе

а) какой хлеб вы любите ;

б) какой бывает хлеб ;

в) из чего пекут хлеб ;

г) как хлеб попадает к нам на стол;

Так вот, ребята, хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный. Посмотрите какие в поле вырастают колоски и какая потом получается из них мука, а это тесто из которого пекут хлеб (дети подходят к столу, где разложен демонстрационный материал , воспитатель предлагает посмотреть и потрогать зерна, колоски и т. д.).

Воспитатель спрашивает у детей их ощущения.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи» , - гласит русская народная пословица.

«Дети, а какие вы еще знаете пословицы о хлебе

(воспитанники читают пословицы)

Педагог читает стихотворение Я. Дягутите «Каравай» .

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на столе!

3. Упражнение на словообразование.

Цель : образование относительных прилагательных от слов «пшеница» , «рожь» по образу и согласование их с существительными;

а). Поле на котором выращивают рожь – ржаное поле

б). Поле на котором выращивают пшеницу – пшеничное поле.

в). Хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб .

г). Ласково назовите хлеб – хлебушек

д). Посуда где лежит или хранится хлеб – хлебница .

4. Физкультминутка (игра с движениями)

Привет, я – чайник

Большой и толстый

Вот моя ручка,

А вот мой носик

Если буду кипеть,

Я буду свистеть

С печки меня возьмешь,

Чаю себе нальешь.

5. Игра : «Узнай на вкус, узнай по запаху, угадай на ощупь»

На столе стоит поднос накрытый салфеткой дети должны на ощуп, на запах и на вкус угадать что находится под салфеткой.

6. Изготовление изделий из соленого теста (мукосолька) .

Изготовление коллективной работы-панно «Хлеб наш душистый »

Материал : карточки с изображением хлебобулочных изделий , соленое тесто, иллюстрации , готовые мукосольки;

7. Рефлексия (подведение итогов) .

Из чего пекут хлеб ;

Какой хлеб вы любите , что из муки еще пекут;

Как нужно относиться к хлебу .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида № 148 «Рябинушка»

Непосредственно образовательная деятельность (познание, художественное творчество) в старшем дошкольном возрасте

«Путешествие в страну хлеба »

Воспитатель Пеньевская Наталья Ивановна

Город Архангельск 2012 год

Фаррахова Гузель Фирдависовна

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели МАДОУ ЦРР д/с №158 города Тюмени

Актуальность

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

Цель проекта:

расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Вид проекта:

познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта:

Краткосрочный(19.09-30.09.2016)

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители.

Предварительная работа:

1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;

2) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;

3) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о хлебе.
2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор необходимой литературы по данной теме.

Реализация проекта

Организация ПРС

Взаимодействие со специалистами ДОУ, социальными структурами.

Работа с родителями

1.Подбор книг, иллюстраций.

2.Внесение хлебных колосьев.

3.Подготовка презентации «Откуда хлеб пришел».

4.Выставка продуктов детского творчества

Экскурсия на пекарню.

1. Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?».

2. Пополнение книжного уголка книгами о хлебе.

3. Помощь в оформлении группы

4. Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах, хлебе.

Модель трех вопросов

Что знаю о хлебе?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Хлеб продается в магазине

«Как называются люди, которые выращивают хлеб?»

Спросить у папы

Из зерен делают муку

«Что надо, чтобы вырастить хлеб?»

Спросить у мамы

Хлеб бывает белый и черный

«Как готовится тесто?»

Спросить у бабушки

Мама дома печет хлеб в хлебопечке

«Как растили хлеб раньше?»

Посмотреть познавательную передачу

Пшеница растет на поле

«Какие еще есть крупы?»

Спросить у родителей

Моя мама работает на пекарне

«Как пекут хлеб?»

Спросить у мамы

Зерно убирают комбайны

«Как работает мельница?»

Посмотреть в книгах, энциклопедиях

II этап – основной этап (практический)
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Перспективный план проекта:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Физическое развитие

Артикуляционная гимнастика «В гостях у колобка»

Пальчиковая гимнастика «Зернышко», «Расти колосок»

Физкультурная минутка «Каравай»

Воспитание культурно-гигиенических навыков совершенствовать умение детей пользоваться ножом (намазывать масло на хлеб)

Подвижная игра «Пахари и жнецы», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя с обсуждением «Откуда пришел хлеб», «Хлеб всему голова»

Образовательная деятельность «От поля до стола»

Проблемная ситуация «Если не будет хлеба, то что?..»

Наблюдение с обсуждением «Где больше воды: в земле, в песке, глине?»

Экспериментирование «Отделяем зерна от плевел»,

«Превращаем зерна в муку»

Конструирование из строительного материала Сельскохозяйственные машины

Презентация «Откуда в хлебе дырочки»

Презентация с заучиванием стихотворений «Как колосок хлебом на стол пришел»

Социально –коммуникативное развитие

Моделирование ситуации «Если мы не будем работать на полях…»

Свободное общение «Как получается мука»

Дидактические игры «Сад - огород – поле», «Подбери словечко», «Кто выращивает хлеб», «Что сначала, что потом, «Что нужно для замешивания теста», «Что из какой муки испекли», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», «Булочная»

Строительно- конструктивные игры «Пекарня»

Беседа «Культура поведение за столом», «Бережное отношение к хлебу»

Речевое развитие

Интервьюирование «Зачем нужен хлеб»

Образовательная деятельность «Хлеб»

Беседа «Сельские профессии»

Составление рассказов по картинкам «Жатва», «Осенние работы, «Рожь», «Уборка урожая»

Подобрать загадки, пословицы и поговорки о хлебе

Проговаривание чистоговорок о хлебе

Чтение стихов Е Трутнева «Зерно, Т Коломиец «Праздник каравая»

Чтение рассказов Э. Шим «Хлеб растет»,

Г. Алмазов «Горбушка», Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»

Чтение сказок «Нынешний хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»

Чтение с последующей инсценировкой «Колосок»

Художественное творчество

Рассматривание Иллюстраций с зерновыми культурами

Рисование «Золотые колоски»

Лепка из соленного теста «Хлебобулочные изделия»

Пластилинография «Колосок»

Аппликация «Пышки да ватрушки»

Оригами «Колосок»

Заучивание песен о хлебе «Пеку, пеку я хлебушка», «Отличные, пшеничные»

Слушание музыки О. Варенец «Хлеб всему голова»песни в исполнении Л.Зыкиной «Песня о хлебе», песни - загадки «Бываю я чёрным, бываю я белым»

III этап – заключительный.
Театрализованное представление педагогов и родителей сказка«Колосок»

Результат

1.Рисунки хлебных колосьев

2. Оригами «Колос»

3.Выпечка из дрожжевого теста

4.Разработка схемы правил поведения с хлебом

5.Посадка озимых

Используемая литература:

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.

2. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.

3. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, М.: «Просвещение», 2004.

5.О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.

6.О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.

7.Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

8.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

9.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.

10.Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17

11. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.

12. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

13. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

14. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.

15. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

16. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.

17. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.

Приложение №1

Образовательная деятельность "Хлеб"

Задачи:

1.Развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы по картине.

2. Упражнять в словообразовании и употреблении относительных прилагательных от существительного пшеница, рожь, в подборе родственных слов к слову «Хлеб».

3.Закрепить навыки работы с тестом.

4.Воспитывать у детей уважение к хлебу.

Ход занятия.

Организационный момент:

1.Игра «Достань и назови ». В чудесном мешочке лежат хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

Воспитатель: эти продукты питания объединены одним общим признаком.

Какой это признак? (Они все изготовлены из муки).

Откуда появляется мука? (Мука получается из зерна)

Из какого зерна можно получить муку?(Из ржи и пшеницы).

2 .Воспитатель проводит упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.

Образец: Колосок пшеницы - пшеничный колосок,

Колосок ржи - ржаной колосок,

Мука из пшеницы - пшеничная мука,

Мука из ржи – ржаная мука

Хлеб их пшеницы -пшеничный – пшеничный хлеб,

Хлеб из ржи - ржаной хлеб,

Тесто из пшеничной муки-пшеничное тесто,

Тесто из ржаной муки - ржаное тесто,

Поле, на котором выращивают пшеницу - пшеничное поле,

Поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле,

3. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь»

Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь».

Почему эта картина называется рожь?

Какое это поле, что растет на нем?

Какое время года мы видим на картине?

Докажите, что это, конец лета или ранняя осень.

Почему пожелтело ржаное поле?

Какая рожь на картине И. Шишкина? (Спелая, зрелая, налитая).

4.Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

5.Игра «Добавь слово «Хлеб».

Мама купила пшеничный …(хлеб)

Дети едят суп с... (хлебом)

Ваня пошел в магазин за… (хлебом)

Я не люблю, есть суп без…(хлеба)

У меня дома нет…(хлеба)

Я знаю пословицу о …(хлебе).

6. Заучивание пословиц.

«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке»

«Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют».

7.Пальчиковая гимнастика «Каравай»:

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

Пеку, пеку каравай, переваливай, валяй – 2 раза.

8.Продуктвная деятельность.

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно-ролевых игр «Пекарня»и «Булочная»

Приложение №2

Образовательная деятельность «От поля до стола»

Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

2. Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

3. Закрепить навыки работы с пластилином.

4. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: Злаки, колосья, пшеница, рожь, зерновые растения, хлебороб, сеялка, комбайн, мельница, элеватор.

Ход занятия.

Воспитатель вносит в группу посылку. Что же может быть в этой посылке? Как можно определить? Ответы детей (посмотреть, потрясти, понюхать).

Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в посылке, я предлагаю отгадать загадку:

Он черный он и белый

И всегда он загорелый.

Мы, как кушать захотим,

То всегда садимся с ним.

(хлеб).

Воспитатель: Посмотрите, какой каравай - ароматный, румяный, так и просится в рот. Ребята, давайте попробуем каравай!

Воспитатель: Ребята, было, когда кусочек хлеба был дороже золота. Люди понимали, что хлеб – это жизнь. Сегодня в магазине можно купить столько, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, ведь он прошел долгий путь прежде, чем он появился на полке в магазине.

Чтобы узнать, как выращивают хлеб, мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Предлагаю перед путешествием провести разминку.

Физкультминутка:

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (Руки над головой)

Дождик землю поливал, и расточек подрастал (Медленно встают)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (Руки в сторону)

Воспитатель: А сейчас отправляемся по тропинке в «поле»- на ковер.

Дети на ковре находят колоски злаковых культур, рассматривают их.

Воспитатель: Что вы можете сказать вот об этом колоске?(Показывает на колосок ржи).Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колоски ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

Воспитатель: А, что вы можете рассказатьо колоске пшеницы, какой он (короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее).

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вылепить колоски.

Творческая деятельность: Пластилинография «Колосок».

Воспитатель: Какое замечательное поле у на выросло. Чтобы из зерен получить муку, нужно затратить много труда: сначала надо вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «Хлеб» и « Работа».

Воспитатель: Что –же это за работа и как выращивают хлебные растения? А вот мы с вами сейчас и узнаем.

Презентация «Путь от зернышка до хлеба»

Беседа после просмотра:

- Что делают сеялки?

Какие машины убирают урожай?

Куда везут собранное зерно?

Что надо сделать, чтобы получить муку?

Что делают из муки?

Игра «Поймай слово»

Правила игры: воспитатель читает стихотворение, дети услышав название хлебобулочного изделия, хлопают в ладоши.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка,

Называйте не стесняетесь,

Выбирайте, угощайтесь (И. Лапухина).

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол. И я думаю, что вы тоже будете бережно относиться к хлебу.

Приложение №3

Пословицы о хлебе

v Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

v Много снега – много хлеба.

v На печи заседать – хлеба не видать.

v Не земля хлеб родит, а небо.

v Не хлебом единым жив человек.

v Плох обед коли хлеба нет.

v Пока амбар не засеешь зерном, не говори, что год урожайный.

v Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

v Пот на спине – хлеб на столе.

v Рано встать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

v Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

v Свой хлеб слаще чужого калача.

v Снегу надует, хлебу прибудет.

v У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Приложение №4

Эпитеты

Хлеб – богатый, высокий, горький, густой, дармовой, добрый, желтый, золотистый, золотой, колосистый, легкий, налитой, насущный, небывалый, нелегкий, обильный, родительский, свежий, скудный, созревший, теплый, трудный, трудовой, тяжелый, тяжкий, хороший, честный, чужой.

Однокоренные слова

нахлебник
хлебец
хлебница
хлебный
хлебобулочный
хлебозавод
хлебозаготовка
хлебопашец
хлебопекарня
хлебопродукты
хлебопёк
хлеборезка
хлебороб
хлебосол
хлебоуборочный
хлебушек

Приложение №5

Пшеница

Когда заходишь в булочную чудесно пахнет свежим хлебушком. На полках аккуратно, рядками разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И все это выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое -

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Как же выглядит пшеница?

У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму.

Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твердой пшеницы делают макароны, вермишель. Для выпечки хлеба она не годится, потому что в ней мало клейковины - вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в которой много клейковины.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.

У созревшей пшеницы

Стебелек клонится

Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.

Когда начинается жатва, дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самое горячее время, недаром называется оно «страдой».

Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.

Образец:

поле, на котором выращивают рожь, - ржаное поле,

поле, на котором выращивают пшеницу, - пшеничное поле,

колосок пшеницы - пшеничный колосок ржи - ржаной колосок,

мука из пшеницы - пшеничная мука,

мука из ржи - ржаная мука,

хлеб из пшеницы - пшеничный хлеб,

хлеб из ржи - ржаной хлеб,

тесто из пшеничной муки - пшеничное тесто,

тесто из ржаной муки - ржаное тесто.

Рожь

В давние времена крестьянскую семью, ка правило кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее.

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно да сытно». В старину искусные пекари выпекали ржаной хлеб, который называли «Боярским». Для приготовления этого хлеба брали ржаную муку особого помола, сливочное масло, сквашенное молоко. В тесто добавляли сливки, сметану и пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и поэтому крестьянину был не по карману. Простой ржаной хлеб называли «голодным». Знаете, почему? Потому, что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

«Ржаной хлеб»

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придаѐт,

Любит хлебушек народ.

Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после цветения образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Рожь довольно молодое культурное растение. Зерен ее не находят ни в пещерах людей каменного века, ни в древних гробницах.

Римский ученый I века Плиний писал, что рожь возделывалась на севере, но хлеб из ржи плохого качества и может служить только для утоления голода. Возможно, Плиний просто не знал о полезных качествах ржаного хлеба.

Сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных условиях вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Персы называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было немного ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное.

Истинный знаток хлеба СВ. Максимов писал: «В теплой России - в Малороссии, неохотно едят ржаной хлеб, в средней и северной холодной России в ржаном хлебе все спасение, пшеничный только по праздникам, в самой северной холодной России ржаной хлеб, как лакомство».

Как красиво золотится на солнце большое ржаное поле! В спелой ржи то тут, то там ярко синеют васильки. Крестьяне примечали: «Посей рожь, а васильки сами вырастут». Василек считается сорным растением. Но вот что заметили ученые: если к сотне ржаных семян добавить одно васильковое, то урожай повышается, а вот когда васильков становится слишком много, качество злаков становится хуже, и от цветов стараются избавиться.

Васильки во ржи

Смотрят в небо васильки

Синими глазами.

Золотятся колоски,

Ходит рожь волнами.

Расстилаются поля

Без конца и края,

Хлебом кормит нас земля -

Матушка родная!

Рожь бывает яровой и озимой. Яровую рожь сеют весной, а убирают к осени. Озимую сеют во второй половине августа. К осени она подрастает, начинает куститься и ржаное поле становиться изумрудно- зеленым. Очень красивы ярко-зеленые ржаные поля, припорошенные первым легким снежком! Озимая рожь зимует под пуховым снежным покрывалом. А весной, когда пригревает солнышко и зазвенят жаворонки над полями, рожь начинает бурно расти. Земледельцы давно приметили, что озимая рожь дает лучше урожай зерна, и стараются сеять рожь под зиму.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта