Главная » На заметку » Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Польза молока и молочных продуктов. Внеклассное мероприятие молоко и молочные продукты детский сад

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Польза молока и молочных продуктов. Внеклассное мероприятие молоко и молочные продукты детский сад

В одном большом высоком доме, на самом верху, под самой крышей, на чердаке, жил да был серый котик и маленькие котята: беленький котёнок, чёрненький котёнок, рыженький котёнок и ещё один – полосатый. Все они жили очень дружно. Котята целый день играли и веселились. А когда наступал вечер, серый котик наливал маленьким котятам в блюдца молоко. Белому котёнку, чёрному котёнку, рыжему


котёнку и котёнку полосатому. И они пили-лакали вкусное молоко своими розовыми язычками, а потом говорили «Спасибо», умывались и ложились спать в свои кроватки. Кроватки у них были маленькие и круглые, как корзиночки. Хорошо там спалось котятам!

Но вот однажды вечером, когда все наигрались и пришла пора пить молоко, котик открыл холодильник, смотрит, а молока нет. Всё кончилось. Что же делать? Ведь котята хотят кушать, а молока нет.

Подумал-подумал котик: делать нечего, надо идти молоко добывать. Пошёл в магазин, а магазине молока нет – тоже кончилось.

Что же делать?

Делать нечего, надо Арину просить помочь.

Арина жила в том же доме, где котик с котятами, только на третьем этаже. Позвонил серый котик, дверь открылась.

– Чего тебе, котик, надо? – спросила его Арина.

– Налей молока мне в бидончик, – попросил серый котик, – мои котята пить хотят, а молоко у нас кончилось.

– Хорошо, – сказала Арина, – я помогу тебе. Только своё молоко я уже выпила. Но ничего, не огорчайся, сейчас мы поедем с тобой в гости к доброй корове, она нам даст молочка!

Одела Арина курточку, туфельки и вышла с котиком во двор.

Во дворе стояла машина, синяя такая, красивая.

Села Арина в синюю машину, рядом сел Серый Котик, и поехали они в гости к корове, за молоком.

Ехали по улицам, мимо больших домов, потом – мимо маленьких, а потом дома и совсем кончились. И увидели впереди лес. Много-много деревьев, а на опушке леса, на самом высоком дереве сидела мудрая Сова.

Остановила Арина машину, открыла дверцу и подошла к Сове.

– Сова – Сова, – сказала Арина, – мы ищем Корову, чтобы попросить у неё молоко для котят. Скажи, пожалуйста, где нам её найти?

– Поезжайте по этой дороге прямо и прямо, – сказала Сова. – Впереди вы увидите большой луг, там много травы и цветов, синих, красных, голубых. Там пасётся большая добрая корова, она ходит по


лугу и ест траву – пасётся. Только поторопитесь, как солнышко сядет. Корова пойдёт в хлев. Коровий дом хлев называется.

– Спасибо, мудрая Сова! – сказала Арина, села в синюю машинку и они вместе с котиком поехали дальше.

Ехали – ехали по длинной прямой дороге, И вот наконец увидели большой красивый луг. На лугу трава зелёная и цветы разноцветные. И увидели они, как ходит там, среди цветов и травы, большая добрая корова. Чёрная корова, с белой звёздочкой на лбу. И рога у неё длинные, и хвост кисточкой. Машет она хвостом, мух отгоняет. И траву жуёт.

с разноцветными цветами //можно назвать, какие цветы росли//.

Что лежит посреди луга большая корова. Чёрная корова, с большими рогами, а на лбу у неё белая звёздочка, и белое пятно на спине. Лежит корова, жвачку жуёт. Это она траву щипала, а теперь её пережёвывает, вот так. А хвост у коровы как кисточка.

Подошли Арина и котик к корове.

Протянула Арина угощение – чёрный хлеб, посыпанный солью. Очень коровы любят хлеб с солью. Встала на ноги, взмахнула хвостом. А хвост у коровы, как кисточка, очень удобно мух отгонять. И даже пчёл, и слепней, и оводов.

Попросил серый котик молока у коровы. У коровы молока – полное вымя. Вымя – это такое место, между задними ногами коровы. В вымени к вечеру много набирается молока.

Полный бидон молока дала им корова.

Поблагодарили добрую корову котик с Ариной, попрощались, сели в свою машину и поехали обратно, домой. Ехали – ехали по дороге, мимо луга, мимо леса, мимо маленьких домов и больших, и вот к своему дому приехали, на улицу Зелёную. И молоко привезли.

Налил серый котик молоко в блюдечки. И белому котёнку, и чёрному котёнку, и рыжему котёнку, и котёнку полосатому. Обрадовались котята и стали лакать молоко своими розовыми язычками.

А потом забрались в свои кроватки – корзиночки. Свернулись клубочками – и уснули.


«Ну, а какой толк в такой сказке?», – скажет кто-то. Очень даже большой толк. Совершенно не напрягаясь (и, главное, не напрягая ребёнка) вы сможете дать ему многие знания. И возможности поупражняться.

Проверьте свою готовность. Потренируйтесь, скажите: чему? Чему могу научить своего ребёнка, рассказывая эту (и подобные) сказку? Запишите ответ.

А теперь ответим и мы.

Подобные «самодельные» сказки – канва, по которой вы можете вышивать свои собственные узоры. Как только малыш хорошенько познакомился со сказкой, можно придумывать новые и новые её варианты.

Сказка с вариациями

Как? Выделяете какой-то сказочный мотив (поездка на машине, или корова, жующая жвачку, или сова, которая сидит на дереве и ждёт ночи и т. д.) и сосредотачиваетесь на нём. Сегодня – на одном, через пару дней или недельку – на другом (в зависимости от того, как споро усваивает новый материал и новые для него понятия ваш ребёнок). Предположим, ваша цель: научить человека считать до пяти.

Пожалуйста! На чердаке жили 4 котёнка + серый котик. Сделайте акцент на этом – и создадите прекрасные условия для устного счёта.

– Сколько всего было котят? Давай посчитаем (и считаете, и загибаете пальчики)

– А всего зверушек сколько жило на чердаке? (Не забудьте объяснить-показать, что такое чердак).

– Один котёнок пошёл молоко пить, а остальные играют. Сколько котят играет? (считаете – и загибаете пальчики). Или берёте четырёх игрушечных котят и в кроватку укладываете одного-двух. Сколько осталось? (И считаете, дотрагиваясь до каждого по очереди).

А если учесть, что у каждого котёнка была своя корзиночка-постелька и своё блюдце для молока – сколько новых «считательных» возможностей! А ведь есть ещё и лес, деревья в котором считать удобно,


и многоэтажный дом с лесенками, по которым спускаешься – поднимаешься, и люди да звери (да птицы, да насекомые), которые встретятся по дороге. Насчитаетесь вволю.

Совет: учебные занятия для малышей должны быть короткими: посчитали минут 5 – 10, и хватит. Меняйте виды деятельности.

Вышли котята на зарядку. Встали ровно, хвостики подняли, лапки подняли и потя-я-янулись. И подышали вот так…

Чтобы это дело пошло совсем на «отлично», можно не просто рассказывать, но и играть в такую сказку.

Нарисуйте зверят (или вырежете готовые картинки), сделайте лес (в педагогике это называется «наглядное пособие»). А если взять трафарет и по нему обрисовать и вырезать несколько одинаковых животных (тех же котят), и по-разному их раскрасить – вот и цвета попутно изучаем.


Похожая информация.


I. Введение

Актуальность проекта

Молоко поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма. Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте.

Проблема правильного питания очень актуальна для дошкольников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества. Для решения этой задачи наилучшим образом подходит метод проектов, в основе которого лежит определенная проблема - дети дошкольного возраста не понимают ценность молока, его исключительность и значимость в развитии организма человека.

Цель проекта:

Обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма, вызвать желание и интерес пить с удовольствием молоко.

Задачи проекта:

Для детей:

Расширять знания детей о молоке;

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;

Развивать инициативность и творчество у детей через продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию);

Развивать коммуникативные навыки детей, активизировать и обогащать их словарь;

Формировать у детей привычку и потребность в здоровом образе жизни;

Вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Для родителей:

  • Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
  • Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ.

Для воспитателей:

  • Разработать план мероприятий по проекту.
  • Создать предметно-развивающую среду по данной теме.
  • Подобрать наглядный, информационный материал.

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Молоко и молочные продукты»;

Развитие творческих способностей детей через художественно-продуктивную деятельность;

Приобретение опыта взаимодействия друг с другом;

Развитие коммуникативных навыков общения с детьми и взрослыми;

Вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Вид проекта : исследовательско - творческий, групповой.

Длительность проекта: краткосрочный (две недели).

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

2. Этапы реализации проекта:

  1. Аналитико-диагностический (анкетирование детей и родителей).
  2. Практический (методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых технологий).
  3. Аналитико-обобщающий (подведение итогов работы с детьми и родителями по данной теме).

2.1. Аналитико-диагностический этап

Первый этап аналитико-диагностический - анкетирование детей и родителей, наблюдение за питанием в детском саду.

Проведя анкетирование среди детей в возрасте от 5-6 лет (опрошено 45 человек), выяснилось, что не все дети в своем рационе питания отдают предпочтение таким полезным продуктам, как молоко, творог, сыр, простокваша, масло сливочное, каша, овощи, фрукты, не понимают значимость полезных продуктов питания.

На вопросы, предложенные детям, были получены следующие ответы:

  1. Ваши любимые продукты?

Тройку лидеров заняли чипсы 80%, лимонад 75%, конфеты 73%.

Самые известные - молоко 80%, йогурт 88%, ряженка 49%, менее популярны – кефир 44%, творог 18%, сметана 13%.

  1. Из любимых молочных продуктов, дети назвали молоко 52%, йогурт 20%, ряженку 12%, кефир 10%, творог 6%.
  2. В чем польза молока и молочных продуктов?

40% детей отметили витаминную значимость молока, 14% детей считают, что молоко укрепляет кости, 16% детей считают, что молоко дает человеку больше силы, 30% детей не знают ответ на этот вопрос.

Проанализировав результаты анкетирования, пришли к выводу, что необходимо показать полезность, важность употребления молока и молочных продуктов в своем питании для развития организма.

Проведя анкетирование среди родителей (опрошено 45 человек), выяснилось, что родителям так же необходимы знания о полезности правильного питания детей.

  1. Как Вы считаете, необходимы ли Вам знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка?
  • Необходимы – 65%.
  • Не нужны – 35%.

  1. Оцените, пожалуйста, предпочтения Вашего ребенка в отношении следующих видов продуктов, проставив баллы от 10 до 0 (10 б. - самый любимый из продуктов):
  • Чипсы - 20%.
  • Фрукты – 18%.
  • Сладости – 25%.
  • Лимонад – 13%.
  • Молочные продукты – 10%.

  1. Если Ваш ребенок отказывается, есть дома полезные блюда (кашу, творог, молоко и др.), надо:
  • Не кормить, проголодается, сам попросит – 30%;
  • Уговорить – 35%;
  • Сначала съесть то, что приготовили, а потом сладкое –32%;
  • Другое – 3%.
  1. С какими проблемами Вы сталкиваетесь в организации питания ребенка?
  • Ребенку не нравятся многие полезные продукты – 63%;
  • Плохой аппетит – 30%;
  • Трудности в организации регулярного питания – 3%;
  • Не сталкиваемся с проблемами в питании ребенка – 4%.

Выяснив отношение детей к питанию, изучив методическую литературу, мы определили цель работы и разработали план работы.

2.2. Практический этап

На этом этапе была проделана следующая работа:

  • Создание развивающей среды;
  • Разработка занятий;
  • Подбор художественной литературы, стихов, загадок, поговорок о молоке и молочных продуктов.

Интеграция непосредственно-образовательных областей программы в ходе реализации программы «Разговор о правильном питании» по теме проекта «Молоко Алешке, Ленке от Буренки – рекордсменки…».

Образовательная область Содержание
Социализация

Сюжетно – ролевые игры «Молочный магазин», «Поварята».

Эстафета «Кто быстрее накормит корову».

Дид. игры «Собери картинку», «Путешествие молока».

«Полезное и вредное», «Разрезные картинки».

Познание Занятия «Откуда берется молоко?», «Молочные продукты. «Как делается йогурт» с просмотром видеофильмов,

«Молоко – «эликсир жизни». Молочный коктейль»

Презентация «Рецепты здорового питания».

Итоговое занятие «Молоко Алешке, Ленке от Буренки - рекордсменки» с применением ИКТ.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Дегустация молочных продуктов «Угадай по вкусу»;

Опыты с молоком по выявлению его свойств;

Приготовление молочного коктейля.

Коммуникация Рассуждалка «Что такое здоровое питание?»

Игры «Да-нет». Правила питания

«Доскажи словечко».

Викторина «Путешествие по сказкам».

Чтение художественной литературы Стихи, загадки, поговорки про молоко и молочные продукты.

Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка -Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», «Звериное молоко», «Крылатый мохнатый, да масленый».

«Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка о молочной реке с кисельными берегами».

Ю. Черных «Пейте дети молоко», Н.Ю. Чуприна «Молоко, Йогурт, Кефир».

Художественное творчество ИЗО «На лугу пасутся ко…»

Лепка: «Буренушка».

Труд Дежурство по столовой.

Приготовление молочного коктейля.

Работа с родителями :

  • Оформление родительского уголка - статьи «Для чего нужно пить молоко?», «Почему именно молоко», «Интересные факты о молоке», «Один стакан молока это…», памятка №1 «Пять правил правильного питания», памятка №2 «Как не надо кормить ребенка. Семь великих и обязательных НЕ».
  • Изготовление костюмов, масок к итоговому занятию.
  • Оформление, презентация книги «Рецепты здорового питания».
  • Изготовление игрушек коровы из бросового материала.

2.3 Аналитико – обобщающий этап

В ходе проекта:

  • Расширилось представление детей о молоке и молочных продуктах, о правильном питании.
  • Повысился познавательный интерес к молочному экспериментированию.
  • Дети лучше стали употреблять молочные продукты и каши, приготовленные на основе молока.
  • Родители стали тщательнее составлять меню для всей семьи (включая молочные блюда).

III. Заключение

Оформление фотовыставки «Молочные усы», выставки детских и семейных совместных с родителями работ.

Проектная деятельность повысила интерес детей, их родителей к здоровому питанию. Использование в работе исследовательского метода позволило ребенку в ходе экспериментов и практической деятельности находить ответы на интересующие его вопросы. Данный метод позволил повысить эффективность усвоения программы «Разговор о правильном питании».

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.А., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании, методическое пособие для учителя Nestle программа о правильном питании, 2008.
  2. Белова В.И. Энциклопедия здоровья. Москва, 1993.
  3. Валеология: учебное пособие/ Под ред. Соломина В.П., Варламова Ю.Л.: Спб 1995.
  4. Зайцева В. Питание идеальное и реальное. «Здоровье детей», 2007, №6
  5. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование занятий, методические рекомендации. Старшая гр. – М.: «Карапуз – дидактика», 2007.
  6. Интернет ресурсы
  7. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». Москва «ВАКО», 2007.
  8. Комплексные занятия в старшей группе по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/авт. – Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель,2012.
  9. Конспекты занятий по изодеятельности в старшей группе. Под ред. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.,2009.
  10. Питание детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / Кисляковская В.Г. и др. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  12. 1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей/ сост. Т. Клименко. – М.: АСТ; СПб.: Сова,2010.
  13. Узлун Л.А.Рецепты вкусной жизни. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2008.
  14. Хуртова Т.В. «Организация проектной деятельности» - Издательство «Учитель» 2009.

Поросёнок Топка, поросёнок Хлопка и полосатый ко-тёнок Тигрей — три неразлучных друга.

Топка всё время суетится, роет землю розовым пя-тачком и топочет острыми копытцами по деревянному настилу: «Топ, топ, топ, топ».

Хлопка любит покой: лежит на солнышке тихонько, глаза зажмурит и только ушами хлопает: «Хлоп, хлоп, хлоп»... Это он так мух гоняет.

А котёнок Тигрей настоящий тигрёнок: заберётся на дерево и качается на ветке — выжидает. Только поро-сята к дереву подбегут, станут рядышком, пятачки вверх задерут, удивляются, как это можно так высоко сидеть. А Тигрей прицелится и... прыг сверху на поросячьи спи-ны! И пойдёт у них весёлая игра да возня.

Устанут поросята, побегут купаться в большую лужу. Залезут по самые уши, а Тигрей вокруг по сухому бегает:

— М-а-у, какие вы гря-а-зные! Вылезайте сейчас же!

А поросята отвечают:

— Хррошо! Хрррошо! Уф, хрррошо...

Тигрей сядет на травке и давай мыть свою и без того чистую шубку:

— Мурр, мурр, смотрите, как надо умываться языком и лапками!

Топка с Хлопкой на Тигрея никакого внимания. Оби-дится котёнок и убежит к дому. Тогда поросята забеспо-коятся, вылезут и пустятся вдогонку.

— Ах вы, негодники чумазые, вот я вас прутом! — сердится бабушка.

Она привычно обмывает, обтирает поросят и даёт им свежей свекольной ботвы. Поросята чистые, и Тигрей больше не сердится. Он сидит на ящике против друзей и смотрит на странную еду. Потом важно подходит и про-бует сочный лист с красными прожилками. «Фу! Невкус-но, наверное?» — думает котёнок и выплёвывает лист на пол.

— Дурачок, что, завидно? На тебе лучше рыбки, — говорит бабушка.

Пока Тигрей лакомился одной, подбежал Топка — хап! Хруп-хруп — и другой рыбки как не было. Котёнок схва-тил свою рыбку и побежал прятаться за сарай: как бы последнюю не отобрали.

«Эх, жалко, — думает котёнок,— вкусная рыбка... Я у них листья не ел, а они мою рыбку съели. Тоже мне друзья»...

Наелись Топка с Хлопкой, легли рядышком отдыхать на свежую солому. А Тигрей забрался на поросячьи спи-ны, свернулся колечком и тоже уснул.

МАЛЕНЬКИЙ САДОВНИК

Во дворе у Коли гладкий асфальт — хочешь, на вело-сипеде катайся, а хочешь, на подошвах скользи. В квар-тире у Коли блестящий паркет: точь-в-точь как зимой на катке.

Белые сверкающие подоконники, страшно даже паль-цем потрогать, не то что травку какую-нибудь положить...

Зато у дедушки Степана полный дом всяких горшков и горшочков глиняных и бумажных, деревянных ящиков и ящичков с цветами и без цветов, с колючими шарами и зубчатыми зелёными пиками, с коробочками и мешоч-ками семян. А во дворе чудеса, глаза разбегаются: розы, пионы, пёстрые лилии, ромашки — всех оттенков и разме-ров! И на каждый цветок бирки с номерами привешены. А самое главное — можно сколько угодно нюхать, трогать и спрашивать.

— Дедушка, зачем у тебя эти штуки на нитках приве-шены?

— А чтобы не перепутать растения разных сортов.

— А почему пчёлы на «туфельки» не садятся?

— Хоботок у них короткий, не достанут мёд. Тут шме-ли работают.

— Дедушка, ты мне семян дашь? — попросил Коля.

— Тебе на что?

— Тоже посеять хочу...

— Как не дать для такого дела. Каких же ты хочешь?

— Всяких, дедушка, каких можешь.

Коля набил пакетиками карманы.

Целую весну Коля помогал дедушке Степану копать, пересаживать, поливать. Дома знали — раз Коли нет, значит, у дедушки Степана — где ещё ему быть?

Однажды летом Коля прибежал домой, будто почётную грамоту получил на состязаниях в беге, и сказал:

— Папа, а у меня сад есть.

Папа оторвался от газеты:

— Ну и что? Это дедушкин сад, я его видел.

— Нет, мой, дедушка про него не знает. Хочешь, покажу?

— Любопытно. А ты, случаем, не придумал?

— Честно, папа, сам увидишь.

— Что ж, пойдём, если не шутишь.

Коля повёл папу извилистой тропинкой через лощину, привёл в кусты и попросил:

— Только ты закрой глаза и не подглядывай в щёлочки.

Папа послушался:

— Что ты, сын, разве я похож на обманщика?

Коля засмеялся и осторожно повёл папу через кусты.

— Не смотри, не смотри, садись на скамеечку, — Коля похлопал по ней рукой: — Раз, два, три, четыре, пять — можно открывать!

Папа огляделся. На маленькой поляне, среди высоких кустов ольхи, на чёрной рыхлой земле, цвели красные и белые гвоздики, душистый горошек, полевые колоколь-чики и даже росли помидоры. Присел папа на скамеечку для обувания.

— Папа, только чур, это наша тайна,— попросил Коля.

— Есть тайна! — обрадовался папа. — Как же ты копал, чем? Где семена взял?

— Траву я повыдергал, а копать совсем не трудно.


Семена дедушка Степан дал. А некоторые растения на лугу с корнями выкопал и пересадил.

Папа поцеловал Колю:

— Ну, молодец, удивил ты меня.

Коля посмотрел радостно прямо в папины глаза.

— Теперь ты попросишь маму, чтобы ящики с землёй разрешила?.. Когда снег ляжет?

— Непременно разрешим.

— Как у дедушки?

— Как ты захочешь.

— Ой, папочка, я тебе большой, пребольшущий лимон к чаю выращу, вот увидишь!

У КОГО НА ЯЗЫКЕ МОЛОКО?

Алёшина бабушка Вера живёт в деревне Лужки. Места кругом луговые, весёлые, есть где коровам разгуляться. Коров-то Алёша прежде только в кино да на картинках видел, а тут целое стадо — сто или тысяча, разве сосчита-ешь? А Ночка — боевая корова, впереди идёт, всех коров за собой ведёт. Бабушка с Алёшей встречают стадо, и ба-бушка приговаривает:

— Ах ты моя умница, кормилица, набралась ли молочка? Молоко-то, Алёшенька, у коровы на языке.

— А почему, бабушка?

— Сам догадайся, додумайся, — отвечает бабушка.— Вот завтра моя очередь пасти, посмотришь.

Встал Алёша вместе с бабушкой рано-рано, с солныш-ком, и стадо выгоняют. Пришли в луга. Стали коровы сочную траву щипать. Алёша вокруг ходит, в рот заглядывает: жуют, а молока не видать. Протянул Ночке кусочек хлебца — она облизала его руку, — язык шерша-вый, большой, только не молочный.

Стали коровы воду пить из речки — бежит ручеёк с морды, а молока опять не видно.

В обед приехала доярка тётя Надя и с ней молоко-возка белая.

Подоили коров, напоили Алёшу парным тёплым молоч-ком — и опять ему ничего непонятно.

Алёша — парень дотошный, сам до всего хочет доко-паться, а тут никак не догадается.

Вечером за ужином только спросить собрался, а тут кошка Ласка прибежала, бабушка ей в миску молочка плеснула.

Глядел, глядел Алёша на кошку — молока всё меньше и меньше становится. Вот половина, вот и дно у мисочки... Глядит Алёша: у Ласки язычок из розового белым стал.

— Бабушка! — закричал Алёша. — Почему ты говорила, что молоко у коровы на языке? Оно же на языке у кошки! Сама посмотри!

А вы, ребята, как думаете?

Занятие в старшей группе «Пейте, дети, молоко — будете здоровы»
Мною разработано образовательное событие по здоровьесбережению, которое включало в себя следующие этапы:
I. этап — Определена тема образовательного события;
II. этап — Определены цель, задачи образовательного события, а также ресурсы;
III. этап — Подготовка к образовательному событию;
IV. этап — Проведение образовательного события;
V. этап — Рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
Цель: развитие познавательной активности у детей через ознакомление с витаминной ценностью молока, влияние его на состояние здоровья.
Задачи:
уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения;
познакомить с понятием «молочный коктейль»;
активизировать словарный запас по теме;
воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье;
предложить продолжить работу по созданию рецептов молочных коктейлей и придумать им название в совместной с родителями деятельности.
Оборудование:
Стаканчики с молоком, коктейльные трубочки, чайные ложки, салфетки, зеркальце на каждого ребенка, кувшин с молоком,
Розетки с вареньем, джемом из клубники, малины, сливы, персика и т. п.,
«коврик – полянка», игрушки: корова, кукла мальчик, ширма украшенная цветами: маки, незабудки, ромашки.
Подготовка:
Рассматривание иллюстраций «Молочные продукты»;
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»;
Беседа с детьми о животных, о том, что они вскармливают своих
Детенышей молоком, о том какие животные дают молоко людям;
Рассматривание иллюстраций «Животные и их детеныши»;
Разучивание пословиц и поговорок о здоровье;
Детям совместно с родителями было предложено нарисовать или скачать картинки из интернета по теме «Молочные продукты»;
Родителями были закуплены: одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, зеркальце на каждого ребенка;
Родителями были принесены варенье, джемы из разных ягод;
Родителями был сшит «коврик — полянка»;
«мастер — класс» (дети совместно с родителями) по изготовлению цветов.
Проведение:
Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей (родители) давайте поздороваемся с ними.
А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым?
(ответы детей)
А как думают наши гости? (ответы гостей)
Ребята, а вы умеете беречь свое здоровье? Что вы делаете, чтобы быть здоровыми? (ответы детей)
А как ты… заботишься о своем здоровье? Расскажи, нам… как ты бережешь свое здоровье?
Здоровью цены нет, только сам человек должен научиться беречь свое здоровье. Молодцы! Я рада за вас, что вы умеете заботиться о своем здоровье.
Я подарю вам один из секретов здоровья. Это полезный чудодейственный напиток, который называется…
А вот как он называется, вы догадаетесь сами.
Приглашаю вас в кафе «Здоровая семейка».
(Дети становятся вокруг стола, на котором расставлены розетки с разным джемом, вареньем; стоят стаканчики с молоком накрытые салфетками; лежат ложечки)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, как узнать что в стаканчиках под салфеткой? (предложения детей, пробуют на вкус через трубочки для коктейля)

Кто догадается, скажите мне на ушко. А теперь давайте дружно вместе скажем, что напиток здоровья – это молоко.

Молоко дает человеку силу, красоту, здоровье потому что в нем есть витамины: фосфор и калий, которые укрепляют кости, зубы, ум, иммунную систему.

Ребята, так чем богато молоко? (ответы детей)

Из молока делают много молочных продуктов. Д/и «Цепочка слов»

Сливки — …..

Подсказки:

Ü его намазывают на хлеб;

Ü так называется деревня, в которой жили герои мультфильма – кот Матроскин и пес Шарик;

Ü похож на кефир, но в него добавляют кусочки фруктов и т. д.

Воспитатель: Вот какая длинная цепочка у нас получилась. А кто из вас пил молочный коктейль? А сами пробовали его готовить? Я предлагаю вам его приготовить – это очень интересно. Давайте подойдем к столу.

Итак, основной продукт молочного коктейля – это молоко.

Что нужно сделать, чтоб получился коктейль? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, можно добавить варенье, джем. Приступайте к работе.

Воспитатель: Я назову свой коктейль «Румяные щечки», придумайте и вы название своему коктейлю. (Дети предлагают свои варианты)

Воспитатель: А кому из животных мы можем сказать спасибо, за то, что дают молоко.

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а скажите, каким цветом молоко? Молоко то не белое, а разноцветное. Вы мне верите? (ответы детей)

Бегите на полянку.

(дети рассаживаются перед ширмой на «коврик – полянку»)

Инсценировка стихотворения «Цветное молоко», Владимир Орлов

Как – то летом в полвторого

Точно вспомнить не могу

Мише встретилась корова

Возле речки на лугу.

— Вы корова?

— Да корова.

— Я не ждал от вас такого.

— Очень мило, очень мило,

Чем я вам не угодила?

— Вы цветы жуете летом,

Но, однако же, при этом

Мне цветного молока

Не давали вы пока.

И ответила корова:

— Ну и что же здесь такого?

Вам цветное молоко?

Это просто и легко!

— Принесу, даю вам слово.

И пошла, постись корова

Ни теряя, ни минутки

Возле речки целый час,

Ела только незабудки

Чтобы выполнить заказ.

Ела, ела, ела, ела и сказала:

Молоко белым – бело.

Видно что – то здесь не так

Надо кушать красный мак.

Маку красного поела и вздохнула

— Плохо дело! Ничего не помогло:

Молоко белым – бело.

И до вечера в овражке

Ела белые ромашки.

Ела, ела, ела, ела и вздохнула:

— Плохо дело. Ничего не помогло:

Молоко белым – бело.

Опечалилась корова:

— Я, наверно, не здорова

Не пойти ли мне к врачу?

Я провериться хочу!

Что ты, милая корова,
Ты у нас вполне здорова,
Никуда ты не ходи,

Ты на Мишу погляди:

Как у нашего Мишутки

Глазки словно незабудки,

Золотистые кудряшки,

Словно во поле ромашки,

Щечки словно маков цвет,

Не Мишутка, а букет!

Улыбается корова:

« В самом деле, я здорова,

Мне приятно и легко,

Я пошла по молоко!»

Воспитатель: А теперь ребята возьмите по зеркальцу и посмотрите на себя. Как вы думаете, какие цветы ела корова, которая вас сегодня угощала молоком.

Твоя…корова, какие цветы ела? (….) Как ты догадался? (потому что у меня щечки розовые). А твоя…корова, какие цветы ела? (….) Как ты догадался? (…) и т. д.

О каком же секрете здоровья вы сегодня узнали? (ответы детей). Правильно! «Пейте, дети молоко, будете здоровы».

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 25th Июнь, 2015
Вы находитесь:

Цель проекта:

Сбор информации о молоке, как о необходимом и полезном продукте питания, анализ и обобщение полученных фактов.

Участники проекта:

  • Подгруппа детей среднего возраста.

Срок реализации: 5 дней.

Причины разработки:

1. Отказ некоторых детей пить молочные продукты во время полдника («Я его не люблю», «Молоко невкусное» и т.д.)

2. Недостаток знаний о молоке и молочных продуктах (получение и производство; необходимость и полезность молока, как ценного продукта питания человека)

Задачи проекта:

  1. Работать над формированием у детей следующих знаний и понятий:
  • корова – домашнее животное, которое даёт человеку молоко; человек же в свою очередь ухаживает за коровой, заботится о ней, кормит её;
  • прежде чем попасть на стол, молоко проделывает долгий путь, и к этому причастны многие люди (те, кто ухаживают за коровами, доят их; кто отвозит молоко на молочные заводы; те, кто работают на молочных заводах; продавцы магазинов, которые продают молочные продукты и др.)
  • молоко необходимо человеку для здоровья и роста, т. к. в нём содержатся полезные вещества;
  • существует много продуктов, которые делают из молока (сметана, творог, масло, йогурт, майонез, сыр и др.)
  • без молока трудно приготовить многие блюда (каши, молочный суп, блины, пироги и т. д.)
  1. Развивать такие черты личности, как любознательность, бережное уважительное отношение к продуктам труда многих людей.
  2. Развивать логическое мышление, связную речь и познавательно-поисковую деятельность.

Сюжет проекта:

Заметив отказ некоторых детей пить молоко во время полдника, воспитатель предлагает детям узнать о том, зачем же нужно пить молоко.

Дети поэтапно знакомятся с путём попадания молока на стол:

  • получают знания о корове, и уходу за ней человеком;
  • о том, что же происходит с молоком на молочных заводах;
  • как молоко попадает в магазин;
  • какие молочные продукты делают из молока;
  • для приготовления каких блюд необходимо молоко;
  • что в молоке полезного – вода, жир, сахар, белок, соли и витамины;
  • сделать альбом

Алгоритм разработки проекта

«Пейте, дети, молоко будете здоровы!»

Этапы

работы

Предполагаемый

результат

1 этап – подгото-вительный

  • выбор темы;
  • подбор участников;
  • постановка цели проекта

Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.

2 этап – преобразо-вательный (планиро-вание)

  • анализ проблемы;
  • постановка задач, решаемых в ходе работы над проектом;
  • распределение ролей в группе участников проекта;
  • определение источников информации;
  • выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

Формирование задач; накопление информации по теме проекта; написание системы работы, подготовка её к апробированию.

3 этап – реализация проекта (практи-ческий)

  • работа по реализации проекта (занятия, экскурсии с родителями в магазин, наблюдения, беседы с детьми, чтение художественной литературы)
  • организация взаимодействия между всеми участниками проекта;
  • постоянное обсуждение полученных в ходе проекта результатов;
  • оформление результатов проекта.

Сплочённая работа участников проекта, эффективно организованная деятельность за пределами детского сада;

Оформление альбома по теме проекта.

4 этап – заключи-тельный (оценка результатов и защита проекта)

  • анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи)
  • объяснение полученных результатов, их оценка;
  • защита проекта.
  • представление альбома по теме проекта с фотографиями.

План работы над проектом

«Пейте, дети, молоко будете здоровы!»

1.Предварительная беседа с детьми о молоке. Модель трёх вопросов:

  1. Что ты знаешь о молоке?
  2. Что мы хотим узнать о молоке?
  3. Как мы будем это делать?

Во время беседы проводится обязательная фиксация ответов и желаний детей, чтобы учесть их в дальнейшей работе.

2.Откуда берётся молоко?

  1. Сбор сведений о корове (подбор иллюстраций о корове с привлечением к этой работе родителей; чтение художественной литературы о корове и молоке; заучивание стихов и потешек, разучивание песен о корове и молоке; рассматривание картины «Корова с телёнком» их серии «Домашние животные»; реалистические рассказы из опыта воспитателя на тему «Как у нас была корова»)
  2. Совместная деятельность:
  • изобразительная деятельность «Коровы пасутся на лугу» - изготовление приемом оригами игрушки - корова;
  • изготовление из конструктора «Дом для коровы Буренки»

3.Как молоко приходит на стол?

  1. Экскурсия в магазин на молочный отдел с родителями.

4.Что ещё делают из молока? (беседа с детьми)

5.Что в молоке полезного? Беседа с медицинским работником детского сада. (Гитлайн Е.Ю.)

6.Для чего нужно молоко?

  1. Задание детям: - поговорить с мамой и бабушкой для приготовления каких блюд они используют молоко.
  2. Беседа с детьми на эту тему в группе.

7.Оформление альбома «Пейте, дети, молоко будете здоровы!».

8. Рассказывание стихов о молоке, корове, загадок, потешек.

Реализация проекта

«Пейте, дети, молоко будете здоровы!»

Во время полдника некоторые дети отказывались пить молоко и молочные продукты. На вопрос «Почему они не пьют молоко» - отвечали, что «оно не вкусное», «я его не люблю», «в нём всегда пенки».

Воспитатель задала вопрос: - А сможем ли мы обойтись без молока?

Дети ответили, что смогут. Воспитатель предложила обсудить это вместе всей группой. Во время обсуждения детям было задано 3 вопроса:

  • Что мы знаем о молоке?
  • Что бы мы хотели узнать?
  • Как мы это сможем узнать?

Все ответы детей записывались в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателя. Способы получения информации в основном предлагал воспитатель, дети дополняли.

Что мы знаем о молоке

Что мы можем и хотим узнать.

Как мы это узнаем.

*Корова дает молоко

*Молоко у коровы в животе

*Корова любит траву

*У коровы рога есть

*Молоко белое, в холодильнике стоит в пакете.

*Мама молоко в магазине покупает и домой приносит

*Бабушка из молока кашу варит.

*Молоко можно в кофе наливать, так вкуснее, какао, чай.

*Где живут коровы?

*Кто за ними ухаживает?

*Чем кормят коров зимой, когда везде снег и нет травы.

*Как доят коров?

*Куда отвозят молоко, надоенное у коров?

*Что делают с молоком на молокозаводе?

*Какие еще молочные продукты продают в магазинах?

*Что в молоке полезного?

*Для приготовления каких блюд нужно молоко?

*Рассмотреть картины и иллюстрации о коровах

*Сходить на экскурсию в магазин с родителями, *Побеседовать с медицинским работником о том, чем же молоко полезно

*Понаблюдать дома, расспросить бабушку и маму для приготовления каких блюд им необходимо молоко

Рассматривание картины «Корова с телёнком»

Цель: начать формировать у детей представление о долгом пути, который проходит молоко, прежде чем попадёт на стол.

Задачи:

  1. Уточнять и расширять у детей знания о корове – домашнем животном, которое даёт молоко: характерные признаки её внешнего вида; чем питается; где живёт; как о ней заботится человек.
  2. Продолжать учить понимать смысл понятия «домашнее животное»
  3. Вызвать интерес к затронутому вопросу.
  1. Воспитатель напоминает детям, что они хотели как можно больше узнать о корове – животном, которое даёт молоко и вносит картину «Корова с телёнком» из серии «Домашние животные»
  2. Долее идёт рассматривание внешнего вида коровы. Воспитатель дает возможность детям увидеть самим особенности внешнего вида животного и высказаться по этому поводу, сохраняя за ними право на ошибку, над исправлением которой будут думать все вместе.
  3. Следует обратить внимание детей на вымя коровы – орган, в котором вырабатывается и скапливается молоко.
  4. Необходимо обратить внимание детей и на то, чем питается животное (травой, пьёт воду), задать вопрос: - А что же ест корова зимой, когда нет травы?
  5. Можно внести для рассматривания детям немного сена, дать его потрогать, вдохнуть аромат.
  6. Используется художественные произведения о корове: загадки, стих А. Рождественской «Молоко», рассказ Е. Чарушина «Корова», потешка «Дай молока, бурёнушка…»
  7. В конце все полученные сведения обобщаются, и вносится игрушка корова. Воспитатель подводит детей к тому, что теперь они знают много о домашнем животном корове и смогут сами сделать для коровы Зорьки дом (макет).

Рисунки «Коровы пасутся на лугу»

Цель: Продолжать закреплять знания о корове, как о домашнем животном, которое приносит пользу человеку.

Задачи:

  1. Продолжать формировать понятие «домашнее животное».
  2. Закреплять знания о способе питания коровы.
  3. Продолжать учить детей использовать имеющиеся у них изобразительные навыки для выполнения коллективной работы.
  4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.

Ознакомление с художественной литературой

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое (корова)

Ходит – бродит на лужку

Рыжая корова

Даст она нам к вечерку

Молока парного

Саше, Маше и Маринке –

Будет всем по полной крынке

Всем попить достанется

И коту останется.

Загадки

1. Стоит копна среди двора

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

2. На лугу пасётся,

Вечером вернётся,

Замычит у ворот, молока принесёт (корова)

3. Всем нам пригодится

Белая водица

Из водицы белой

Всё что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу

Творожок на пирожок…

Кушай Ванюшка, дружок!

Ешь, да пей, гостям налей

И коту не пожалей. (молоко) А.Рождественская.

4. Мычит: «Му-у»

Кто это? Не пойму (корова)

5.Голодна – мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молочка даёт. (корова)

6.Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое! (корова)

Потешки, песенки, стихи

1. Травка – муравка со сна поднялась

Птица – синица за зерно взялась

Зайка за капустку

Мышка за корку

Детки за молоко.

2. Пейте, дети, молоко

Будете здоровы.

3. Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду

Потерял мужик дуду,

А я дудочку нашла

Пастушку я отдала.

Ну, ка милый пастушок,

Ты спеши ка на лужок,

Там Бурёнка лежит,

На ребяток глядит,

А домой не идёт,

Молочка не несёт,

Надо кашку варить

Сашу кашкой кормить.

4.Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

Еду сено косить

На что тебе сено?

Коровок кормить

На что тебе коровы?

Молоко доить.

А зачем молоко?

Ребяток кормить.

5. Ю.Черных «Кто пасётся на лугу?

6.Идёт коза рогатая

Идёт коза бодатая

За малыми ребятками

Ножками топ-топ

Глазками хлоп-хлоп

Кто каши не ест

Кто молока не пьёт –

Забодает, забодает, забодает.

7.Дай молочка, Бурёнушка

Хоть капельку – на донышко

Ждут мня котята

Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

8. Мама чашку молока

Маше налила

Мяу! –киска говорит

Вот и я пришла!

Киске в миску отольём-

Веселее пить вдвоём

Ну-ка кто скорей допьёт?

Кто ни капли не прольёт

9.О. Высоцкая «Корова»

Ходит – бродит на лужку

Рыжая корова

Даст она нам к вечерку

Молока парного

Саше, Маше и Маринке –

Будет всем по полной крынке

Всем попить достанется

И коту останется.

10. Дудочка-подудочка, погуди! «Дудочка-подудочка» Г.Ладонщиков

Позови бурёнушек, разбуди!

Напою их в озере, а потом

11.«Корова» В. Степанов.

В магазине не была

На базаре не была

А домой пришла

Молока принесла

Молока кому?

Хозяину своему!

Рассказы

1. М. Пришвин «Глоток молока»

2. Е. Чарушин «Корова»

3. А. Мусатов «Стакан молока»

4. Н. Полякова «За что спасибо маме говорят? (отрывки из книги)

5. Л. Воронкова «Кружка молока»

Экскурсия с родителями в магазин (молочный отдел)

Цель: Продолжить знакомить детей с путём, который проходит молоко, прежде чем попасть на стол, познакомить с работой молочного отдела продовольственного магазина.

Задачи:

  1. Продолжать формирование понятий – магазин, молочный отдел, продавец, покупатель, автомашина, труд людей.
  2. Познакомить детей с разновидностями молочных продуктов.
  3. Заинтересовать детей, откуда привозят молоко в магазин.
  4. Продолжить знакомить детей с путем, который проходит молоко, прежде чем попадает на стол, дать некоторые знания о молочном заводе.

Домашнее задание: понаблюдать за бабушкой и мамой, когда они готовят завтрак, обед, ужин и выяснить для приготовления каких блюд они используют молоко.

Рассказы каждого ребёнка выслушиваются всеми участниками разговора, В конце разговора воспитатель подводит итог: молоко – необходимый продукт при приготовлении многих блюд и многие из них не приготовить вообще без молока; все молочные продукты очень часто используются в питании человека.

Оформление фотоальбома «Пейте, дети, молоко будете здоровы!»

Цель: закрепить и конкретизировать представление детей о пути, который проходит молоко, прежде чем попадёт на стол, о значении молока для человека.

Задачи:

  1. Помочь детям запомнить и систематизировать всё то, что они узнали о молоке в ходе работы над проектом.
  2. Развивать и совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность.
  3. Развивать логику и образное мышление, познавательно-поисковую деятельность, связную речь.

Литературная гостиная «Пейте, дети, молоко будете здоровы!»

Цель: создать эмоциональное благополучие; активизировать знания детей по теме проекта; дать возможность детям поиграть, развлечься со сверстниками.

Ход праздника.

Воспитатель: (с дудочкой в руке )

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял мужик дуду.

А я дудочку нашла

Пастушку я отдала.

Появляется мальчик в костюме пастушка, берёт дудочку

Воспитатель: (продолжает )

Ну-ка, милый пастушок,

Поспеши–ка на лужок.

Там Бурёнка лежит,

Во все стороны глядит,

А домой не идёт,

Молочка не несёт,

Надо кашку варить,

Деток кашкой кормить.

Пастушок: Дудочка-подудочка, погуди!

Позови бурёнушек, разбуди!

Погоню в дубраву их, на росу,

До жары спокойно там, попасу,

Напою их в озере, а потом

Пригоню в деревню их с молоком.

Пастушок с дудочкой уходит.

Воспитатель: Ушёл пастушок пасти нашу коровушку, но к нам ещё кто-то едет. (Раздаётся стук, гром, появляется Фома и Тимошка.У Фомы коса на плечах ).

Разыгрывается в лицах потешка.

  • Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
  • Еду сено косить.
  • Куда тебе сено?
  • Коровок кормить.
  • На что тебе коровы?
  • Молоко доить.
  • А зачем молоко?
  • Ребяток кормить.

Ребенок: Много сена накосили,

Хорошо работали,

А теперь стихи прочтём,

Чтобы нам похлопали.

Ребенок: Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышко.

Дай нам сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

Проводится конкурс – аттракцион «Накорми Бурёнку» (с завязанными глазами пририсовать сено для коровы, нарисованной на листе бумаги)

Воспитатель: Нужно поблагодарить нашу Бурёнушку за то, что она нам

столько вкусных продуктов даёт.

Ребенок: Мама чашку молока

Маше налила

Мяу! –киска говорит

Вот и я пришла!

Киске в миску отольём-

Веселее пить вдвоём

Ну-ка кто скорей допьёт?

Кто ни капли не прольёт?

Ребенок: Всем нам пригодится

Белая водица.

Из водицы белой

Всё что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок…

Кушай, кушай мой дружок!.

Дети исполняют песню «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…»

Литература

  1. Иванова А. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Творческий центр «Сфера» М., 2007.
  1. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду. Методическое руководство. Составитель Т.Н. Доронова «Просвещение», М 2006
  1. Как знакомить дошкольников с природой. Под редакцией Т.Г. Саморуковой.»Просвещение» М., 1983г.
  1. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. «Просвещение» М., 1987г.
  1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993
  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.
  1. Авт.-сост. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова М. 2003.
  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ Творческий центр «Сфера». М 2006





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта