1 вед. Добрый вечер, дорогие друзья!
2 вед. Мы рады приветствовать вас на нашем традиционном осеннем вечере!
1 вед. “Прекрасная пора, очей очарованье…” Осень – щедрая и расторопная хозяйка, везде поспевает: и в поле, и в лесу, и в огороде.
2 вед. Но мы хотели бы сегодня пригласить вас в осенний сад. Осень – это пора яблок. Не даром в народе говорят: “сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой”.
Звучит музыка.
Без ущерба, праздничный и полный
Месяц у деревни на виду…
Вновь сентябрь… Яблоки покорно
Падают и падают в саду.
Их устало яблони роняют,
Убавляют тяжесть на плечах,
И как будто плечи расправляют,
Облегченно выдохнувши: “Ах!”
Время спелых яблок,
Время звездопада –
И в глухую полночь
Выдохну я в сад.
Тихо во вселенной,
В воздухе – прохлада,
Яблоки срываю
С ветки наугад.
В голове горячей –
Легкое круженье,
И далек и близок
Звезд падучих сверк,
Может, это просто
В небе отраженье
Золотистых яблок,
Падающих вверх.
1 вед. Нет ничего прекраснее осеннего сада. Каких здесь только нет яблок! Яркий румянец одних, чередуется с золотистым нарядом других.
2 вед. Радуют глаз все оттенки красного, желтого, бордового, словно маленькие солнца светятся среди листвы. Вы только полюбуйтесь, как они прекрасны!
Глянь на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь!
2 вед. Ветки, унизанные грузными плодами, низко наклонились, местами до самой земли. Яблоня словно кланяется Земле-кормилице за богатый урожай.
Настала осень ясная,
В садах созрели яблоки,
Висят они на яблонях,
Румяные и сладкие,
Блестят они на солнышке
Прозрачной тонкой кожицей.
Плодов такое множество,
Что ветки к низу клонятся.
Мы яблоки румяные
Снимаем с веток бережно,
Кладем в траву под яблоней,
Душистые и свежие.
1 вед. Как вы уже догадались, сегодня весь наш вечер мы хотим посвятить одной теме – яблокам.
2 вед. Вы думаете, что нам не о чем будет поговорить? Ошибаетесь. Обычное на вид и всем нам так хорошо известное с детства яблоко таит в себе много удивительного и интересного.
1 вед. Вот мы и решили выяснить сегодня, что интересного о яблоках знаете вы, что нового можем рассказать о них мы. А поэтому давайте разделимся на три команды и начнем нашу конкурсную программу.
2 вед. Для оценки конкурсов и домашнего задания нам необходимо выбрать жюри. Мы предлагаем в его состав ____________________________________, ___________________________, ______________________________. А ваши результаты мы будем показывать на своеобразных табло: три яблоньки (пока без яблок). Каждый ваш балл – одно яблоко.
1 вед. А теперь наш первый вопрос командам. Где и когда была посажена первая садовая яблоня на Земле?
2 вед. Не знаете? Мы тоже не знаем. Для ответа на этот и другие трудные вопросы мы пригласили к нам на вечер двух научных сотрудников института садоводства, известных яблоковедов и яблокоманов. Встречайте наших гостей!
Заходят два профессора.
Проф. Милий. Здравствуйте, друзья! Разрешите представиться, профессор Милий.
1 вед. Милий?!
Проф. Милий. Да, это мой научный псевдоним. Греческое имя Милий означает яблоневый, от яблони. Этот псевдоним отражает мои научные интересы.
Д. Ябл. А я профессор Яблоковед.
2 вед. Яблоковед?!
Д. Ябл. Да, это тоже мой научный псевдоним. В яблоках я знаток. А вообще-то меня все зовут по-простому, Дед Яблоковед. Есть Дед Мороз, а я – Дед Яблоковед.
1 вед. Странный псевдоним…
Д. Ябл. Чего же тут странного. А. С. Пушкин отведав однажды деревенского пирога с яблоками у своих соседей в Пригорском, стал подписываться в письмах к ним: “Ваш яблочный пирог”. А я вот просто – Яблоковед.
2 вед. Уважаемые профессора, нас интересует вопрос, кто и где впервые посадил первую культурную яблоню?
Проф. Милий. Ну, нет ничего проще (открывает свою книгу и читает) “Родина яблони – Кавказ, Средняя Азия и Китай, где до сих пор встречается много дикорастущих видов. Кто посадил первую яблоню на Земле, к сожалению, никто не знает, слишком давно это было. Когда – тоже не совсем ясно. Известно, что в I веке до н.э. римский писатель и агроном Колумелла – автор 12 книг “О сельском хозяйстве” - говорил о том, что яблоня появилась 3 тысячи лет назад, так как с тех пор прошло еще 2 тысячелетия, то мы можем предположить, что садовая яблоня живет на Земле 5 тысяч лет.”
Д. Ябл. На Руси яблоню тоже знали с незапамятных времен. Православные люди осенний сбор яблок приурочивают к религиозному празднику, который так и называется Яблочный Спас. Яблоками на Руси любили полакомиться все: простой мужик и великий князь. И яблочками, и наливочками, и настоечками из них. А моченые яблоки? Это же просто сказка! И. С. Тургенев так прямо и писал: “Известно: наши добрые отцы любили яблоки да огурцы”. А вообще-то я считаю, что первую яблоню посадил сам господь Бог в своем райском саду. В Библии так и сказано: “В раю росло множество разных деревьев, ласкающих взор и полезных своими сладкими плодами. В самом центре рая стояли дерево жизни и дерево познания добра и зла”. Как считают многие ученые, именно эти деревья были первыми яблонями.
2 вед. Большое вам спасибо за интересные сведения. Мы тоже считаем, что в раю росли именно яблони. А вот что произошло с ними дальше, мы сейчас узнаем из домашнего задания 6 “А” класса. (Инсценированная сценка “Изгнание из рая Адама и Евы”.)
Проф. Милий. Яблоко действительно можно считать символом познания. Нет такой науки, которая обходилась бы без яблока.
Д. Ябл. Ну, это вы уже хватили через край. Ладно, я согласен: ботаника, география, пусть даже история с литературой – там можно побеседовать о яблоках. А вот физика, математика? Там никаких яблок.
Проф. Милий. Как так нет? А что бы делала ваша физика, если бы в свое время Ньютону не стукнуло яблоком по голове, и он не открыл своего знаменитого закона всемирного тяготения? А что касается математики, то мы все учились считать на яблоках. Да что там, в науке, у нас даже в правительстве России есть фракция “Яблоко”, которая уверяет, что знает больше всех. Вот так-то!
1 вед. Не к чему спорить, дорогие наши гости, мы тоже согласны, что яблоко – символ знания. Но пора бы нам уже выяснить знания наших команд об этом символе.
2 вед. Итак, конкурс “Крылатые слова о яблоках”. На нашем дереве висит шесть желтых яблок. Каждая команда подойдет по очереди и возьмет по два яблока. На обороте яблок написаны выражения о яблоках, которые командам нужно будет объяснить.
Конкурс: “Крылатые слова и выражения о яблоках”:
1 вед. Большое спасибо всем командам, а теперь самое время посмотреть инсценировку 6 “Б” класса “Яблоко раздора”.
Проф. Милий. Я считаю, что Парис был плохим математиком, он не умел делить. Куда проще – разделил яблоко на 3 части, дал каждой богине по кусочку и никакой Троянской войны.
Д. Ябл. А я считаю, что вообще надо было дать каждой богине по яблоку и написать на нем все, что ей захочется и дело с концом.
2 вед. А вот с этим и будет связан наш следующий конкурс. Прошу подойти по представителю от каждой команды. У меня в руках яблоко со спичками. Вы сейчас будете по очереди выдергивать спички и говорить те слова, которые, по вашему мнению, можно было бы написать на золотых яблоках, что бы они понравились богиням.
Конкурс: “Яблоко со спичками”.
1 вед. Большое спасибо всем участникам. А теперь я сразу же объявляю наш следующий конкурс, музыкальный.
2 вед. Объявлен “Яблочный танец”!
Танцующие стоят друг против друга парами, между лбами у них находится яблоко. Они начинают танцевать сначала осторожно, медленно, а потом все быстрее. Какая пара дольше сможет удержать яблоко и не уронить его, та и станет победителем.
Проф. Милий. Скажите-ка, любезные, а верно ли будет следующее утверждение: “Апельсин, помидор, ананас, картофель – это тоже яблоки”?
Д. Ябл. Ну, это полный абсурд. Какие же они яблоки?!
Проф. Милий. И, тем не менее, дорогой профессор Яблоковед, они все в какой-то мере яблоки. Дело в то, что раньше яблоком называли любой плод вообще. Ну, например, апельсин (голландский) – “Китайское яблоко”, “апель” - яблоко + “сина” - Китай.
Помидор, как и яблоко, на русский язык переводится сразу с двух языков: с итальянского “помид`оро” - золотое яблоко, с французского “помд`амур” - яблоко любви. Ананас по-английски “пайнэлл” - сосновое яблоко, картофель по-французски “пом до терр” - земляное яблоко.
Д. Ябл. А, ну так и сказали бы, что речь идет о названиях. Про это и мы разумеем, чай не лыком шиты. На Руси тоже апельсины в старину оранжевыми яблоками называли, да и про картошку нам ведомо. Когда батюшка наш, император Петр I, в 1700 году самолично из Голландии прислал в Россию мешок картофеля и велел разводить его, то мужички наше страшно бунтовали, прозвали картофель “чертовым, адским яблоком”.
Проф. Милий. Яблоко – очень ценный и полезный для здоровья продукт. Его можно считать еще и символом жизни. Если вы помните, в раю яблоки росли не только на дереве познания, но и на дереве жизни.
Д. Ябл. В русских народных сказках рассказывается о молодильных яблочках. Съест такое старый, больной человек и вновь станет молодым, сильным и здоровым.
Проф. Милий. Между прочим, в Индии и Южной Америке до сих пор существуют религиозные секты, которые поклоняются яблоку, как символу жизни.
Д. Ябл. Одним словом, хочешь жить подольше – жуй побольше яблок. Грызите на здоровье.
1 вед. Вот этим-то мы сейчас и займемся. Итак, конкурс. Приглашаем сюда по представителю от каждой команды. Лучше всего – мальчиков. Будем поправлять их здоровье!
Конкурс: “Кто быстрее съест яблоко”.
2 вед. Обратите внимание, они съели только по одному яблоку, а как помолодели, раскраснелись, повеселели!
Д. Ябл. Повеселели! Плакать надо, а не смеяться! Как ели-то, как ели! Срам! Никакой культуры поведения, Батюшки на них нет нашего, Петра I. Вот он ужо бы им повеселился! Строг был, но справедлив. Книжечку лично написал для обучения молодых отроков “Юности честное зерцало”. Вот послушайте-ка: “…когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, содержи себя в порядке по сему правилу: Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый, не сопи, когда ешь, не утирай губы рукой, не облизывай перстов и не грызи костей. Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотя куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба, огрызков и прочего…”. А вы? Яблока прилично съесть не можете!
1 вед. А действительно, ребята, кто из вас знает, как полагается, есть за столом яблоко по всем правилам этикета? Ну, что же, давайте обратимся к профессору Милию.
Проф. Милий. Я всегда рад помочь вам! (Читает:) “Яблоко кладут на десертную тарелку для фруктов (диаметр 200мм), которая отличается от закусочной тем, что на ней изображены фрукты, цветы или ягоды. Слева от тарелки – фруктовая вилка, справа – фруктовый ножик. Яблоко разрезают на 4 или 8 частей. Затем его отчищают от кожицы, удаляют сердцевину и подносят десертной вилкой ко рту, откусывают по кусочку”. Вот и все. Что может быть проще?
2 вед. Наш следующий конкурс будет заключаться в том, что теперь мы попробуем съесть яблоко по всем правилам этикета. У кого не быстрее, а лучше получится. Попрошу сюда по одному представителю от команды.
Конкурс “Как правильно съесть яблоко”.
1 вед. Ну вот, поели, теперь и поработать можно. Вернемся опять к истории. В истории с яблоками случались не только веселые, но и драматические события, как, например, в сценке, которую нам сейчас покажет 6В класс.
Сценка “Вильгельм Телль”.
2 вед. Мы с вами узнали об истории происхождения еще одной крылатой фразы “попасть в самое яблочко”. Между прочим, стрелки называют центр мишени яблочком, и все стремятся в него попасть.
1 вед. Ну а теперь наш последний конкурс. И это будет не стрельба по мишени. Мы хотим закончить наш праздник на веселой и радостной ноте. Давайте поговорим о прекрасном – о сказках.
2 вед. Каждая команда приготовила для соперников фрагменты из сказок, содержащие какие-либо сведения о яблоках. Необходимо отгадать сказку, главного героя и, если есть, автора сказки.
Конкурс “Сказки”.
Команды представляют отрывки из русских народных сказок (“Хаврошечка”, “Гуси-лебеди”, “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке”), а также “Золотой ключик или приключения Буратино” (А.Толстой), “Волшебная школа” (Ю.Дружков), “Госпожа Метелица” (Братья Гримм), “Мороз Иванович” (В.Одоевский), “Путешествие Гулливера” (Д.Свифт).
1 вед. Вот и закончился наш последний конкурс. Мы попросим жюри подвести окончательные итоги и огласить их. А пока нам хотелось бы поблагодарить наших гостей. Спасибо вам большое, вы очень нам помогли, рассказали много интересного.
П.М. Спасибо вам за приглашение. Нам было очень приятно познакомиться с вами!
Д.Я. До свиданья, ребята! До новых встреч! (уходят)
Слово жюри, подведение итогов, награждение.
2 вед. А на прощание нам хотелось бы сказать вам, что человек за свою жизнь должен построить дом, вырастить ребенка и посадить хотя бы одно дерево.
1 вед. Так пускай же этим деревом станет яблоня. Тогда вся Земля превратится в один большой цветущий сад. И, быть может, тогда нам всем станет чуточку легче и радостнее жить на свете!
Светлана Колыванова
Интегрированное занятие «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой». Подготовительная группа
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы
«Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой »
Цели : дать детям представление о характерных для октября явлениях природы , народных обычаях и праздниках (Сергиев день, продолжить знакомство с предметами обихода-деревянным корытцем, сечкой; через песни, игры, попевки приобщать детей к фольклору; воспитывать любознательность, продолжить приобщение детей к русской национальной культуре.
Материал : сечка, корытце, вилок капусты , тесто, столы, доски, вода, салфетки.
Предварительная работа : знакомство детей с традициями праздника «Сергиев день» , разучивание игры «Колышки» и «Завивание капустки » , пословиц об осени, знакомство с техникой лепки капусты из теста .
Муз. Рук. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
Дети. Осень, осень, осень,
Просим недель восемь.
С громами сильными,
С дождями сильными.
Лей – кА, дождик, с неба –
Больше будет хлеба!
Муз. Рук. А какой сейчас осенний месяц? Как он называется?
Дети : Октябрь .
Муз. Рук. А как этот месяц в народе называют? Почему?
Дети : Октябрь – грязник , потому что в октябре часто идут дожди , холодно и грязно.
Муз. Рук. Правильно. «Октябрь – грязник ни колеса , ни полоза не любит» . А какие пословицы вы об осени ещё знаете?
Дети : «Плачет октябрь холодными слезами » , «Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой ».
Муз. Рук. В октябре месяце отмечают Сергиев день. Что это значит? Раньше на Руси в этот день принято было солить капусту на зиму . Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту . Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Даже поговорки есть про капусту «Для чего огород городить, коли капусту не садить » . Вы любите капусту ?
Дети : да, любим.
Муз. Рук. Я тоже люблю капусту , кроме того она очень полезная. Я решила тоже приготовиться к зиме. Сейчас буду солить капусту . А для работы мне нужны сечка и корытце. Вот корытце, оно деревянное, а вот это сечка, она сделана из металла.
Показать детям сечку и корытце.
Этой сечкой рубят капусту . Сечка очень острая, поэтому с ней нужно обращаться осторожно. Посмотрите, как я буду это делать.
Музыкальный руководитель показывает.
А что это вы сидите без дела? Помогайте мне.
Игра пальчиковая «Солим капусту » .
Мы капусту рубим , рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим , солим,
Мы капусту жмем , жмем.
Муз. Рк. А теперь перемешаем и попробуем. Покажите мимикой, вкусная капуста или пересолённая , а я отгадаю. Молодцы! Никто не пересолил капусту ?
На капустинских посиделках всегда водили хоровод «Завивание капустки » . И сейчас мы с девочками покажем вам, как это делали.
Игра «Завивание капустки » .
(Девочки встают в ряд, берутся за руки. Самая высокая девочка – Кочерыжка. Девочки вьются вокруг неё и поют : вью, вью я капустыньку , завивайся, вилок - кочешок. Когда хоровод плотно обовьёт Кочерыжку, она топает ногой и все поднимают руки воротиками. Кочерыжка проходит под руками наружу, выводя за собой цепочку играющих, которая не должна разорваться)
Все (поют) Вью, вью я капустыньку ,
Завивайся, вилок – кочешок,
Вью, вью я капустыньку ,
Не женись ты, милой женишок.
Если женишься – покаешься,
Со мной, девицей, расстанешься…
Молодцы, спасибо девочки. А кто знает загадки о капусте ?
Дети : не книжка, а с листьями. Сто одёжек и все без застёжек.
Муз. Рук. Конечно. У капусты много листочков , которые сидят все на одной кочерыжке. Вот посмотрите. А сейчас мы пойдём с вами собирать урожай.
(Воспитатель приглашает детей к столам, где дети под русскую народную музыку лепят из теста вилки капусты , воспитатель помогает детям).
Муз. Рук. Какие вы молодцы. Спасибо, большое. Хороший урожай. Делу время, потехе час! После работы начинались капустные вечерки с веселыми играми и прибаутками. Я предлагаю сыграть в русскую народную игру «Колышки» .
Сначала надо выбрать водящего – покупателя.
Считалкой выбрать покупателя. Мальчики – «колышки» , садятся лицом в круг на корточки. Девочки – покупатели – за ними.
Покупатель кума, кума, продай колышек.
Хозяйка. Купи.
Покупатель. А чего стоит.
Хозяйка. Кочан капусты да веник , да рубль денег.
Покупатель. Вот тебе кочан капусты , да веник, да рубль денег.
Хозяйка. Ну, по рукам да в баню.
(Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков навстречу друг другу. Кто первый добежит до одинокого колышка, тот его хозяин. Опоздавший водит, торгует другой колышек).
Муз. Рук. «Без капусты щи не живут » так говорили в народе. Будут у нас и щи густые, будет, и что засолить, будет, чем детишкам полакомиться. Я вас хочу угостить пирожками с сочной да сладкой белокочанной капустой .
Угощает пирожками. Дети под музыку выходят из зала.
Татьяна Радиванюк
Интеграция образовательных областей : развитие речи, моделирование.
Цель : Развитие речевого и художественного творчества детей.
Задачи :
Образовательные : -упражнять детей в согласовании слов в предложении;
Совершенствовать умение образовывать имена прилагательные в сравнительной степени.
Развивающие : -обогащать природоведческий словарь детей;
Развивать мелкую моторику
Развивать интерес к самостоятельной конструктивно -модельной творческой деятельности.
Воспитательные : воспитывать у детей -чувство юмора,
Интонационную выразительность речи,
Доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование :
Кочан белокочанной капусты ,
Картинки -капусты разных сортов
Кушаний из капусты
Грядки и поля с капустой
Шляпа деду и маска зайца для подвижной игры.
Для каждого ребенка :
Газетный лист (А-4, половинка листа (А-4) зеленой бумаги, картонный трафарет круга (D 3-4 см, клей, кисточка, клеенка, салфетка.
Подготовительная работа :
Рассматривание выставки «Такая разная капуста » .
Разучивание подвижной игры «Дедушка и капуста » .
План деятельности :
Дети стоят на ковре.
1. Отгадывание загадки.
Сидит баба на грядке,
Сама вся в заплатках. (Капуста .)
2. Какая бывает капуста ?
Ответы детей с опорой на картинки, передавая кочан капусты по кругу .
Бывает жареная капуста . (Тушеная, свежая, квашеная, молодая, отварная, пересоленная, недосоленная, вкусная, невкусная, испорченная, морская, пекинская, цветная, брюссельская, белокочанная, краснокочанная, декоративная и др.)
3. Где растет капуста ?
Ответы детей с опорой на картинки :
Капуста растет в огороде . (На грядке, на поле, на даче.)
4. А где капуста не растет ?
Ответы детей :
Капуста не растет на болоте . (В саду, в горах, на лугу, в пещерах, в лесу, в горшке на подоконнике, на дереве и др.)
5. Речевая игра «Дразнилки» .
Воспитатель : Я люблю грибной суп, он такой ароматный.
Дети : Грибной суп ароматный а, щи ароматнее.
Воспитатель : Я люблю пироги с яблоками , они такие сытные.
Дети : Пироги с яблоками сытные , а пироги с капустой сытнее .
Воспитатель : Я люблю салат из огурцов, он такой вкусный.
Дети : Салат из огурцов вкусный, а салат из капусты вкуснее .
Воспитатель : Я люблю апельсиновый сок, он такой полезный.
Дети : Апельсиновый сок полезный, а капустный сок полезнее .
Воспитатель : Я люблю кабачковые оладьи, они такие сочные.
Дети : Кабачковые оладьи сочные, а капустные оладьи сочнее .
6. Игра малой подвижности «Дедушка и капуста » .
Дети стоят в кругу (это кочаны капусты , считалкой выбираются «дедушка» и «зайчик» . Все вместе, и «капуста » , и «дедушка» , и «зайчик» идут по кругу и поют :
Разрослась на грядке в огороде густо
Белая, большая, сочная капуста .
Дети присаживаются на корточки, а «дедушка» идет по кругу, поглаживая каждого ребенка по голове.
Дедушка капусту часто поливает ,
Каждую головку хорошо узнает.
Воспитатель : Устал дедушка, ушел, уснул. («Дедушка» отходит в сторону, садится на стульчик спиной к детям, закрывает глаза)
Зайка – побегайка в огороде был
И кочан капусты с грядки утащил .
(«Зайка» прячет один «кочанчик» за ширму или в другое укромное место.)
Воспитатель : Кого нет? Угадай!
Бывает, что водящему не удается припомнить, кого же спрятал «зайчик» . Можно спросить у него, нужна ли ему помощь? Если согласен на помощь, попросить ребят : «Подскажите «дедушке» , какой был «кочанчик» : девочка или мальчик?» Если и это не помогает, то спросить у ребят : «Какая первая буква в имени «кочанчика» ?» После такой подсказки «дедушка» , как правило, уже угадывает наверняка. «Дедушку» можно заменить «бабушкой» .
7. Продуктивная деятельность. Моделирование кочана белокочанной капусты .
Смять газетный лист и скатать из него шарик;
Смять лист зеленой бумаги как можно сильнее, расправить;
Нарвать из мятой зеленой бумаги куски округлой формы (можно с использованием картонного трафаретного круга, диаметром 3-4 см,должно хватить 10 деталек);
На газетный шарик наклеить кусок зеленой бумаги;
Нижнюю часть кочешка закрыть намазанным по центру кусочком зеленой бумаги;
Высушить кочешок.
8. Почему в народе говорят : Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой .
Ответы детей :
Капусту убирают в октябре самой последней из овощей. В октябре начинают заготавливать капусту на зиму . Когда капусты много , из нее готовят разные блюда, и пахнет капустой .
Публикации по теме:
Согласно Программе развития Леушинской школы-интерната на 2013-2017 годы, с целью воспитания мотивации, развития творческого потенциала,.
Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе на октябрь месяц Тема недели: «Домашние животные» Понедельник - 05.10.15г. Утро: Утренняя гимнастика комплекс № 1 Цель: Знакомить с новым комплексом..
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Любим мы в России пирожки с капустой!»(познавательное, коммуникативное, музыкальное).
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет» Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…» Задачи: Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления.
Как и на каждый месяц года, на октябрь в народе существует множество самых разнообразных примет. Народные приметы – это своеобразный “прогноз погоды” наших предков. Так, по погоде октября судят о будущей зиме, узнают подходящие дни для хозяйственных дел. И, надо сказать, не редко приметы о погоде оказываются куда более точными и верными, чем прогнозы современных метеорологов.
В октябре уже отчетливее, чем в предыдущем месяце, проступают признаки приближающейся зимы и иногда наступают сильные холода. Октябрь имеет очень непостоянный характер. Но для крестьян это месяц сытый, разгульный, время относительного отдыха от летних трудов, перехода с осеннего положения на зимнее, для скота - такой же переход с подножного корма на зимний.
В природе происходит постепенное воцарение зимы, с замерзанием рек, с выпадением снега, с установкою зимнего пути, но в то же время порой позднее тепло возвращается. Это еще зима не настоящая, а только ее преддверие, причем в народе бытует множество признаков, характеризующих ее наступление.
Народные примете на октябрь
На Руси октябрь называли «листопадом» - от осеннего падения листьев, «листобоем», «золотой осенью», «подзимником», «зазимьем», «паздерником» - от слова «паздер» - кострика, так как в этом месяце начинали мять лен и коноплю. Еще этот месяц называют октоврием, потому что у римлян он по счету был восьмым (octo - восемь).
Ныне простой народ зовет месяц октябрь по-своему - «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые активно справляют в это время.
В народе говорят, что в октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет.
1 октября . В народе этот день называли первое зазимье, или отлет журавлей. Примечали, что если журавли и гуси не спешат покинуть родные места – стужа наступит не скоро, а зима будет мягкой и короткой.
2 октября . К этому времени начинаются пчелиные засидки: пчелы перестают вылетать из ульев за нектаром, залепляют летки воском – прячутся на зиму. Отсюда и одно из названий этого дня – «пчелиная девятина», что означает поминки по пчелам, которых уже не увидеть до следующей весны.
3 октября. День Астафия. С этого дня начинали дуть сильные ветры, и в этот же день отмечался праздник мельников – единственных людей, способных обуздать страшные вихри и заставить их крутить мельничные крылья.
11 октября . Харитонов день. По народным приметам этот день считался очень опасным - могли сглазить, навести порчу, и, чтобы не навлечь на себя и хозяйство беды, полагалось сидеть дома и заниматься домашней работой. Ни в коем случае нельзя было сор из избы выметать, потому что по выброшенному мусору можно было напустить беду в дом.
Народные приметы говорят, что в этот день нельзя стирать, белить, перины выбивать, квас ставить, свечи церковные для дома приобретать, ссориться с людьми, пинать животных, гадать на картах.
Петух запел раньше девяти часов вечера – к дождю.
По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в этот день, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.
Покуда лист с вишни чисто не опадет – сколько снег ни падай, все будет таять.