Главная » Салаты » Значение слова амфора. Что такое амфора? Греческая амфора - символ жизни и смерти, имеющий женскую душу

Значение слова амфора. Что такое амфора? Греческая амфора - символ жизни и смерти, имеющий женскую душу

Испокон веков человек искал способ хранения жидкости. Первоначально для этой цели могли служить случайно сформированные природные объекты, например, камни с полостями. Позже люди научились самостоятельно создавать ёмкости из различных подручных средств: очищать изнутри и высушивать плоды, создавать углубления в камне, дереве и других материалах. Наконец, был освоен метод производства керамики, после чего появляются различные виды глиняных изделий, и один из них - это амфора.

Название

Слово «амфора» происходит от греческой приставки, обозначающей удвоение, и корня «нести». Вольно переводя данное название на русский язык, получим «сосуд с двумя ручками для переноски».

Но что такое амфора и чем она отличается от других глиняных изделий? Многие люди могут использовать это название по отношению к любым видам сосудов: маленьким и большим, с ручками и без них, использующимся для хранения продуктов или их производства. Однако такая утварь, как амфора, имеет вполне определенный внешний вид и назначение.

Использование

Амфора - это ёмкость для хранения жидких и сыпучих веществ, в первую очередь - оливкового масла и вина. Для производства этих продуктов использовались сосуды величиной больше человеческого роста - пифосы. Амфоры для этих целей не годились, так как были слишком малы. В современных единицах измерения объём сосуда мог варьироваться от пяти до нескольких десятков литров.

После использования по прямому назначению амфора могла найти применение в качестве урны для захоронения - примеры подобного рода встречаются в греческой культуре уже на ранних этапах её существования. В более позднее время амфора стала использоваться также как урна для голосования.

Форма

Можно отметить несколько интересных особенностей сосуда, имеющих существенное значение. Амфора имеет две ручки, ориентированные вертикально, что не слишком удобно для ручной переноски. Всё потому, что сквозь отверстия обычно продевались палки: держась за них, два человека переносили сосуд. При необходимости можно было одновременно нести более одной амфоры.

Второй особенностью является часто встречающийся заостренный низ, иногда сходящийся к небольшой плоскости, а иногда и вовсе имеющий вид конуса. В получающемся углублении оставался осадок, выпадающий при хранении вина. Кроме того, такая форма позволяла укреплять амфоры при транспортировке на корабле - нижняя часть сосудов закапывалась в песок.

Происхождение

Древнейшие известные амфоры датируются концом второго тысячелетия до нашей эры. Очевидно, существовали и более древние экземпляры, однако археологических подтверждений этому пока не найдено. Амфора - это лишь сосуд, и после использования о его сохранении никто не заботился. Таким образом, многие обнаруживаемые сегодня изделия представляют собой разбитые или утерянные экземпляры, а также сосуды, вторично использованные в качестве урн для захоронения.

Процесс создания сосуда

Первоначально глиняные амфоры создавались методом ручной лепки. Веревочный каркас обмазывался глиной и высушивался. После изобретения гончарного круга основная масса сосудов стала производиться с его помощью - это ускорило время производства и способствовало улучшению качества изделий.

Позже мастера стали экспериментировать и с материалами: известны деревянные и мраморные, бронзовые и стеклянные амфоры. Зачастую они уже не использовались по прямому назначению, выполняя исключительно декоративную функцию. К примеру, мраморные амфоры тяжелы и неудобны при использовании по назначению.

Амфора в культуре

Амфора - символ жизни и смерти. Возможно, появлению такой ассоциации способствовало использование сосудов в качестве погребальных урн. И сегодня ученые обнаруживают амфоры в местах захоронений.

В Древней Греции в зимнее время сосуды использовались для хранения зерна: глиняное изделие зарывалось в землю, и зерно оставалось под землёй до тех пор, пока в нём не возникала необходимость. Логическая связь между «сосудом для хранения» и «сосудом для захоронения» могла возникнуть именно по этой причине.

В различных контекстах сосуд также может символизировать изобилие, чистоту.

Художественное оформление

Амфора - это не только предмет, используемый в быту, но и объект художественной культуры. Каждый регион привносил свои особые черты при украшении и даже в процессе придания формы сосуду, и на основании этих данных учеными разработана их полноценная классификация.

Наиболее часто амфоры имеют однотонное оформление, однако встречаются и образцы, на которых изображены сцены из греческой и римской мифологии, главными героями которой являются боги и герои. Есть и сюжеты, в основе которых лежат спортивные мероприятия, сражения, а также орнаменты. Найденные артефакты, которые можно увидеть в музеях, практически всегда следов краски не имеют, однако в своё время большинство из них были яркими и красочными.

Из поколения в поколение рассказывают предание о древнегреческом философе Диогене Синопском (ок. 400-325 до н. э.), который проповедовал учение киников (или циников): истинный философ, познавший смысл жизни, должен ограничить свои потребности до самого необходимого минимума. Видать, Диоген познал смысл жизни. Он отказался от жизни в доме и переселился в бочку.

Впрочем, вряд ли поселился Диоген в деревянной бочке. Греция – страна лесами не обильная. Да и то дерево, что было в распоряжении, чаще употребляли на строительство кораблей, чем на сооружение жилья или храмов. Тем более, на изготовление «затоваренной бочкотары». Посуду в Древней Греции изготавливали из другого материала, которого вокруг было изобилие, из глины.

Глина по-гречески называется «керамос». Отсюда происходит слово «керамика». В изготовлении керамических изделий древние греки достигли совершенства. Историки и археологи – тому свидетели. Керамическая посуда, изготовленная в Древней Греции, использовалась для самых разнообразных целей и насчитывает более десятка названий. Среди них – пифос (или пиф) - большой шарообразный сосуд из обожженной глины для хранения припасов. В пифосах хранили зерно, вино, масло, и они бывали таких размеров, что в них мог залезть человек. По мнению ученых, пифосы выполняли в Древней Греции роль бочек, именно в пифосе поселился Диоген.

Как тут не вспомнить огромные глиняные кувшины для хранения вина, которые изготавливали (и изготавливают) в Грузии? В 1971 году И.Квирикадзе снял короткометражный комедийный фильм «Кувшин» про мастера, который случайно оказался «заключенным» внутри такого большого кувшина. Стал, так сказать, Диогеном, помимо своего желания.

Среди греческой керамики – гидрия. Как говорит само название, это ведро («гидра» по-древнегречески вода) . Гидрия – сосуд с тремя ручками, приспособленный для переноса на голове. Именно так, на голове, женщины носили воду от колодца или от источника. Кратером называли колоколообразный сосуд, в котором размешивали вино с водой. Как известно, пить неразбавленное вино в Древней Греции считалось неприличным. Только дикие варвары-скифы опускались до этого. Ну, на то они и варвары. Огнедышащее жерло вулкана названо кратером за сходство с широким раструбом этого сосуда. Для разлива вина использовали кувшин с тремя устьями, ойхиною. Ойхиноя позволяла наливать вино сразу в три чаши.

Разлитое вино пили чаще всего пили не из чаш, а из килика, специального плоского сосуда, напоминающего блюдце на ножке. Были и чашки. Чашка без ручки называлась «фиалом» (горячий привет среднеазиатской пиале, название которой, оказывается, имеет древнегреческое происхождение). Чашку с ручкой называли «скиф», кубок с двумя фигурными ручками, похожими на раскинутые крылья – «канфар» (жук). Керамический кубок, изготовленный в виде звериной морды, назывался «ритон». Маленькие флаконы назывались «лекифами» (они были удлиненной формы) и «арибаллами» (эти были круглые)

Но самый известный древнегреческий керамический сосуд – это амфора. Амфора предназначалась не для хранения жидких или сыпучих продуктов, а для их перевозки. Часто амфоры делали ростом с человека. Даже форма амфоры напоминает строение человеческого тела. У нее имеются «устье», «шейка», «плечи», «тулово» и «ножка». Классификация амфор впервые была произведена немецким археологом Генрихом Дресселем (Heinrich Dressel) (1845 – 1920) Вообще следует сказать, что опытный археолог по внешнему виду амфоры может довольно четко сказать к какому времени эта амфора принадлежит.

Слово «амфора» происходит от древнегреческого слова «амфофореус», состоящего из слов «амфо», («пара») и «фореос» («переносчик», «ручка»). Две вертикально расположенные ручки – главное отличие амфоры от других керамических сосудов. Большие амфоры обычно имели маленькую ножку. Это было обусловлено условиями перевозки на кораблях. Амфоры помещали в трюм корабля в специальный ящик, наполненный песком, который выполнял также роль балласта и делал корабль устойчивым. У небольших амфор ножка более плоская и широкая, их можно было поставить на пол или на стол. Такие, домашние, амфоры покрывали узором или росписью. Роспись делали специальной краской-глазурью, которая при обжиге приобретала черный цвет. Глина же при обжиге краснела. Если глазурью на амфоре изображали узоры или фигуры, такая роспись называлась «чернофигурной». При другом виде росписи художники делали черным фон, а фигуры или узоры получались при этом красными. Такая роспись называлась «краснофигурной».

Греческая керамика, и в частности, амфоры завоевали весь древний мир. Их использовали по всему Средиземноморью, в том числе, в Древнем Риме. Даже после падения Римской империи, амфоры широко применялись для перевозки или хранения воды, масла, зерна и даже парфюмерии. Например, в греческих городах-колониях в Крыму найдено много амфор, датированных 9 – 11 веками нашей эры.

Я давно собирался собрать в кучу бесконечное количество картинок и информации о греческой керамике, но вот нашелся добрый человек и сделал то, что я хотел. Спасибо, Люда. Всё, что Вы нашли, очень познавательно и интересно. С удовольствием делаю перепост.

Оригинал взят у liorasun55 в

Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках:))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника:)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться:)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:


Краснофигурный кратер с изображением Гермеса - вестника богов, и младенца Диониса - бога вина, сына Зевса, родившегося недоношенным от смертной девушки Семелы и отданного на попечение Гермесу.


Краснофигурный кратер с изображением Гермеса - отца бога-козла Пана и изобретателя лиры, и пляшущих сатиров - лесных демонов из свиты бога Диониса.
Оба кратера из коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Москва.

Помимо случайных находок амфор Вы можете вести целенаправленные поиски с помощью прибора – магнитометра. Такие приборы реагируют на любое изменения магнитного поля. Среди металлов такое изменение вызывают только железо и сталь.

Глина, из которой были изготовлены амфоры, содержат значительную часть окиси железа. При обжиге глины частицы окиси железа ориентируются по направлению магнитного поля Земли и застывают в таком положении. Таким образом, амфора имеет свое собственное магнитное поле. Это обстоятельство позволяет обнаружить амфору на расстоянии нескольких метров.

Помимо магнитометра и других приборов для извлечения амфор, существует самый простой способ – это воздух. Амфоры, приподнятые с морского дна могут сами всплыть на поверхность, если Вы будете направлять в них отработанный воздух.

Найденные амфоры могли быть или грузом затонувшего корабля, или являлись частью снаряжения античных судов, в которых хранился корабельный провиант, а после употребления амфоры выбрасывали за борт или на морском дне находили свое пристанище свалки древних поселений, позднее оказавшихся на морской пучине.

Большинство амфор обнаруживаемых сегодня в Черном и Средиземном морях – греческого, римского или финикийского происхождения.

Амфоры предназначались для транспортировки товаров потребителю. На месте назначения порожний сосуд разбивали, а обломки выбрасывали. Но не всегда, порой использованные амфоры находили себе дальнейшее применение, например, в Северном Причерноморье целые амфоры широко использовались жителями вторично домашнем хозяйстве. В них хранили различные жидкие и сухие продукты, носили воду. Иногда амфора сама служила предметом торговли. Возможно, что пустые амфоры вновь использовались для перевозки вина, о чем в частности могут свидетельствовать, обнаруженные в 1954 году в Ольвии (Ольвия-древнегреческая колония, развалины которой находились на берегу Днепровско-Бугского лимана.) склады привозных амфор V век до нашей эры. Другой пример дальнейшего применения амфор: им отбивали горло и использовали в качестве урн, где хранили прах усопших. Такие простые захоронения можно найти сегодня на старинном кладбище, принадлежащим римскому порту Остия, наряду с великолепными захоронениями состоятельных граждан. Амфоры также использовались в качестве дренажных труб – у них предварительно отбивали острые концы дна и вставляли один в другой. В Карфагене тысячи амфор были наполнены песком и из них сложена опорная стена крепости. (Из книги Гюнтера Ланитцки “Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города”.)

Ниже вы найдете информацию о:

  • Римских амфорах из каталога Генриха Дресселя
  • Финикийских амфорах VII-II века до н.э
  • Греческих амфорах II-IV века
  • Римских амфорах Восточного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южной Испании
  • Греческих амфорах VIII-IV век до н.э

Каталог римских амфор Генриха Дресселя

15 том научного труда Генриха Дрисселя “CorpusInscriptionumLatinarrum”

1899г. Берлин.

В этой таблице приведены 45 амфор, которые расположены хронологически

и в соответствии с содержанием. У сосудов, на которых были имена консулов,

Дрессель смог определить возраст. Ведь с самого раннего периода в Риме назначались два правителя (консулы), которые на один год одинаковыми полномочиями. Возник обычай обозначать имена правящих консулов и год их правления.

1: Римская винная амфора, 129 до н.э. - 13 н.э.

2: Римская винная амфора, 16 до н.э. - 29 н.э.

3:Римская винная амфора, 8 до н.э. -146 н.э.

4:Римская винная амфора,4 до н.э. - 24 н.э.

5: Римская винная амфора, 12 год до н.э. - holotype

6: Римская винная амфора, 36 год до н.э. - holotype

7, 8, 9, 10, 11: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения рыбы

12: Римская амфора для хранения рыб 13, 14, 15: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения и перевозки соленой рыбы

20: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для оливкового масла, II - III н.э.

26, 27: III век н.э. и позже

Все остальные формы относятся к более позднему периоду, они были классифицированы Дресселем не точно.

Финикийские амфоры VII-II век до н.э

Амфора для хранения вина.
Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

Амфора для хранения вина. Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 60-70 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения вина. Мавритания 8-5 век до н.э.

Высота 55-65 см.

Ширина 35-40 см.

Амфора для хранения зерна.
Сардиния 8-5 век до н.э.

Высота 55-60 см.

Ширина 30-40 см.

Восточная Финикия

Амфора для хранения вина.
Восточное Средиземноморье
6-7 век до н.э.

Высота 55-55 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Восточное Средиземноморье
4-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

Ширина 40-45 см.

Греческие амфоры II-IV век

Амфора для хранения вина.
Греция 3-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 4-7 век н.э.

Высота 45-55 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 1-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 1-2 век н.э.

Высота 80-90 см.

Ширина 35 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 2-4 век н.э.

Высота 85-110 см.

Ширина 30-35 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 2-4 век н.э.

Высота 70-75 см.

Ширина 25 см.

Римские амфоры Восточного Средиземноморья

Римские амфоры Южного Средиземноморья

Амфора для хранения рыбы,
Тунис 4-5 век н.э.

Высота 100 см.

Ширина 25 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 4-5 век н.э.

Высота 90-100 см.

Ширина 20 см.

Высота 90-95 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 35 см.

Большая цилиндрическая амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 95-110 см.

Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.

Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?

А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…

(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)

Как назывались кубки для вина в древней Греции?

Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису.Киаф (лат. Kyathos — черпак) - сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа раввен 0,045 литра.

Леканида — маленькая лекана с крышкой. Назначение сосуда точно не установлено.

Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Лидион - сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.

Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.

Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.

Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.

Ольпа (лат. Olpa) - древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина.

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον - глиняный черепок ) - черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм - изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм - презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п

– двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.

Пиксида (греч. pyxís, pyxídos - ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.

Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную -55,08 л. или Метрет = 38,88 литра.

Племохойя - н ебольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.

Псиктер (лат. Psykter), другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI в. до н. э.

Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой - для вина.

Рыбное блюдо - блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец, лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие. Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион — доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на специальной подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.

Стамнос – сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.

Фиала- плоская, широкая и мелкая жертвенная чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний. Фиалу преподносили в качестве дара, при расставании, о чём свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.

Эпинетрон – прибор для вытягивания волокна в прядении, описан у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху (V в. до н. э) эпинетрон стал предметом культа и его часто клали в могилу незамужним девушкам.

Эпихизис (лат. Epychisis) - античный сосуд с тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, цилиндрическая форма сосуда оформлена двумя горизонтальными рантами и высокой изогнутой ручкой. Эпихизис появился в южной Италии, в Апулии. Сосуд был предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Валерий Брюсов “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны,

Они изысканно — небрежны,

То гармонически — размерны,

То соблазнительно – неверны,

Всегда законченны и цельны,

Неизмеримо – нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Каликий, все – живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

Глубокий мрак тысячелетий,

Расходится при этом свете!

И преданья мира – немы!

Как стих божественной поэмы,

Как вечно ценные алмазы,

Гласят раздробленные вазы,

Что их творец, хотя б на миг,

Все тайны вечности постиг.





















Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта