Главная » Заготовки » Внеклассное мероприятие: Щи да каша - пища наша. Щи да каша-пища наша

Внеклассное мероприятие: Щи да каша - пища наша. Щи да каша-пища наша

Цели и задачи:

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

Расширить представление детей о традиционных русских народных блюдах, традициях, связанных с их использованием;

Способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Оборудование:

Скатерть, занавески, чугун, ложки, чашки в русском стиле для оформления стола.

Коллекция злаковых растений: пшеница, овес, ячмень, рис, гречиха, просо.

Крупы: пшено, рис, гречка, овес, перловка.

Песенки: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Коза-Дереза».

Картинки с изображением ладоней, козы, сороки, на обороте-песенка.

Конверты с пищевыми добавками к кашам и названиями каш.

Оборудование для сценки: платок, фартук, фуражка солдата, изображение топора. На стенде(доске начало предложения)

По классу прикреплены начало предложений:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

Ведущий: Ребята, давайте сегодня вспомним, как жили и что ели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. Начнем мы с бытовых условий. В домашнем быту было принято все порывать, накрывать. В богатом доме на полах лежали ковры, а в бедном хотя бы рогожи. Стены тоже завешивались тканью, тканью накрывали и лавки. Вот и вся красота. По законам того времени не разрешалось украшать стены картинами или зеркалами.

Когда наступало время обеда, стол покрывался подскатерниками, на которых, во время еды настилались еще и скатерти - в зависимости от достатка суконные или бархатные, расшитые серебром или золотом. Простые люди довольствовались полотняными скатертями, а совсем бедные обходились и без них.

На стол ставились сосуды для еды: у простого народа это были горшки или чугунки с кашей, щами и всяческими салатами. В салаты добавляли все, что угодно: от яблок до холодной телятины. От этих салатов и произошел хорошо вам известный винегрет.

Очень удивлялись и до сих пор удивляются иностранцы вкусом щей. Щи подавали с грибами, рыбой, пирогами. Ели обычно простые люди из одной большой чашки. Отдельной посуды для каждого не предусматривалось. Тарелками служили большие ломти хлеба. Ножей и вилок тоже не было, ели деревянными ложками, которую каждый имел при себе.

Из напитков самым популярным были ягодные или фруктовые соки с морсом, и, конечно же, квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

Какие только каши не варили на Руси! Из овса, пшеницы (полба, которой потчевал поп Балду в сказке А.С.Пушкина), гороха, чечевицы, пшена и многих других зерновых культур..

А из чего же варили, да и сейчас варят кашу? Из крупы.

Из каких же растений получают крупы?

Я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать о каких растениях идет речь? А я покажу вам растение и крупу, которую из него получают.

1. Загадки

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (колос пшеницы или ячменя)

Мала малышка - золотая кубышка.

Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)

Как во поле на кургане

Стоит девушка с серьгами (овес)

В поле сережки

На тоненьких ножках. (овес)

Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят, кто ест похвалит. (гречка)

Единственный из злаков, который растет в воде. (рис)

Каши у разных народов играли в жизни особую роль. Они были не только повседневной высокопитательной, полезной пищей, но и ритуальным обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам, кашу(кутью) варили и сейчас варят на поминках, молодоженов обсыпают зерном желая им богатой и сытной жизни.

2. Игра «Кашевары»

Пришла пора и вам кашу варить. У вас у каждого есть ленточка своего цвета. Соберитесь в команды по цвету.

Вам предстоит кашу сварить. Подойдите по одному человеку от команды.

В этих конвертах задание, из какой крупы нужно сварить кашу вашей команде.

(В конвертах ингредиенты для варки: вода, перец, молоко, масло, шоколад, соль, сахар, уксус, варенье, цукаты, инжир, курага, изюм, мясо, конфеты, сода, кисель, компот, морковь, лук, чеснок, чернослив.)

А крупы вот в этих мешочках.

Вам нужно выбрать из него ту, которая вам нужна.

Готовы? Внимание, начали кашу варить!

Наша каша получилась на славу! Молодцы!

Ребята, а знаете, как в старину мамы учили своих дочек кашу варить?

Дочке в 8 лет дарили вот такую куклу-крупеничку и вот такой горшочек для каши. Кукла- крупеничка и учила девочку кашу варить «Крупы, - мама говорила: нужно насыпать по ножки, воды налить по пояс, добавить соли и маслица, а кашки будет по шейку».

Ведущий

Вы, наверняка в самом раннем детстве слышали песенки-прибаутки, в которых поминается каша, от своих мам или бабушек?

Кто-то, может, вспомнил такую песенку?

Тогда давайте, поучим петь такие песенки друг друга! Вам нужно будет взять один из фрагментов рисунка на этом столе. Теперь соберите эти фрагменты в картинку, которая лежит на одном из столов, и соберитесь сами в команду возле этого стола. Переверните картинку и прочитайте песенку. Если сами не знаете, как её исполнять, можете пригласить в свою команду любого взрослого из этой комнаты. Готовы! Начали!

А теперь, давайте поучим своих одноклассников этой песенке да еще и с нужными движениями.

3. Песенки

ЛАДУШКИ

Ладушки-ладушки!

Где были?

У бабушки!

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

СОРОКА

Сорока, сорока!

Где была?

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала-

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

КОЗА

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест

Молока не пьет,

Забодает

Забодает,

Забодает!

Иногда говорят «С ним каши не сваришь!» Поговорка пришла к нам из седой древности. Когда два враждовавших племени заключали мирный договор, то их вожди должны были вместе сварить кашу и съесть на глазах дружины. Без этого мирный договор не считался законным. Отсюда и пошло это выражение «С ним кашу не сваришь».

3. Игра «Ручеек»

А про вас можно сказать, что «с вами кашу сваришь?»

Проверим….

Каждый из вас возьмет на столе полоску бумаги.

Теперь встаньте в линию предо мной.

Давайте соберем пословицы, и у вас получатся пары.

Один должен начать пословицу, а его вторая половина закончить.

Пары будут вставать друг перед другом.

Каша - матушка наша.

Щи да каша - пища наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Разговорами каши не сваришь.

Русского мужика без каши не накормишь.

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Где щи да каша - там место наше.

Хороша кашка, да мала чашка.

Получился ручеек.

После ужина, вечером наши предки любили поиграть.

Мы тоже с вами сейчас поиграем. Игра называется «ручеек». Знаете такую игру?

Давайте в него поиграем?

(Игра «ручеек»)

Ведущий

А сколько сказок, сюжет которых связан с кашей, придумано!

Может быть вы мне назовете какие-нибудь?

(Лиса и Журавль, Машенька и Медведь, Морозко, Горшочек каши, Гуси-лебеди…)

Одну из них попробуют инсценировать ваши гости. Приглашаю двух желающих инсценировать одну из этих сказок.

(Оборудование: платок, фартук, солдатская фуражка)

Сценка "Каша из топора".

(Входят Солдат и Старуха.)

Ведущий:

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат:

Здравствуй, Божья старушка!

Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха:

Вон там на гвоздике повесь.

Солдат:

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха:

Где хошь, там и заночуешь.

Солдат:

Глухая! Подавай на стол!

Старуха:

Да нечего, родимый!

Солдат:

Свари кашицу!

Старуха:

Да не из чего, родимый!

Солдат:

Давай топор, я из топора сварю.

Ведущий:

Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат:

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)

Ведущий:

Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха:

Готова ли?

Солдат:

Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)

Солдат:

Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!

(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)

Старуха (смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будет есть?

Солдат:

Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)

(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)

Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

Узнали сказку?

А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

Какие каши ещё известны?

Я тоже хочу дать вам рецепт каши. Называется она Суворовская каша. А рецепт ее родился в походе Суворова. 1799 году русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым совершала труднейший переход через Альпы со своими войсками. Солдаты, один за другим, умирали от усталости, холода, а главное голода. Тогда главнокомандующий начал думать, как накормить своих солдат. Наконец Суворов нашёл верное решение. Он приказал собрать у солдат остатки продуктов и сварить в общем котле кашу. Чего только не было в этой каше: лук, пшено, морковь, перловка, горох и многое другое. Получившееся блюдо было сытным, а главное горячим. В честь создателя кашу назвали "Суворовская".

Рецепт Суворовской каши:

лук репчатый - 6 шт.

морковь - 2 шт.

пшено - 4 ст. ложки

перловая крупа - 4 ст. ложки

горох - 4 ст. ложки

растительное масло - 2 ст. ложки

вода - 2 стакана

соль - по вкусу

Лук и морковь необходимо обжарить, пшено, перловку и горох перебрать и промыть. Далее нужно выложить овощи и смесь из круп в кастрюлю и залить водой (3 стакана). Затем добавить соль и довести кашу до готовности. Итак, каша готова.

Кто заинтересовался, может взять рецепт на столе.

5. Итог занятия.

На этом наше занятие окончено. Кто желает высказать свое мнение, подойдите к тем словам, которые вам захотелось бы продолжить.

На стенде (доске начало предложения)

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

Чтобы скачать материал или !

Еда наших предков-простолюдинов была довольно простой. Они имели обычай есть хлеб, чеснок, яйца, соль, пить квас.

Русская кухня для всех подчинялась обычаю, а не искусству.

Несмотря на то что блюд у богатых было множество, они были довольно однообразны. Зажиточные составляли даже гастрономический календарь на целый год, учитывая церковные праздники, мясоеды и посты.

Кроме того, все готовили дома суп, кашу, овсяный кисель. Суп с куском сала или говядины был любимым блюдом при дворе.

Русские почитали хороший хлеб, рыбу свежую и солёную, яйца, овощи с огорода (капуста, огурцы, репа, лук, чеснок). Вся еда делилась на постную и скоромную, и в зависимости от продуктов, которые использовались для приготовления того или иного блюда, всю пищу можно было разделить на мучнистую, молочную, мясную, рыбную, растительную.

Хлеб.


Преимущественно ели ржаной хлеб. Хотя рожь русские узнали гораздо позднее, чем пшеницу. А появилась она на почвах случайно - как сорняк. Но этот сорняк оказался удивительно живучим. В то время как пшеница гибла от мороза, рожь выдерживала испытания холодом и спасала людей от голода. Не случайно поэтому к 11-12 векам русичи ели в основном ржаной хлеб. Иногда к ржаной муке примешивали ячменную, но нечасто, так как ячмень в России разводили редко.

Когда запасов ржи и пшеницы не хватало, в хлеб добавляли морковь, свёклу, картофель, крапиву, лебеду. А иногда крестьяне были вынуждены готовить саламату - поджаренную пшеничную муку, заваренную кипятком.

Чисто ржаной хлеб назывался житным .

Из сеяной муки пекли пеклеванный хлеб, или ситный .

Из муки, просеянной через решето, пекли решетный хлеб.

Из муки непросеянной изготовляли пушные виды хлеба ("мякина").

Лучшим хлебом считался крупчатый - белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Пшеничную муку пускали в основном на просфоры и калачи (праздничная еда простолюдинов).

Хлеб из пресного теста делали очень редко, в основном готовили его из дрожжевого, кислого теста.

Благодаря тому, что наши предки научились заваривать муку, у них получался долго не черствеющий хлеб.

Дрожжи делать самостоятельно было сложно, поэтому ставили опару на "головке" - остатке теста от последней выпечки.

Пекли хлеб обычно на целую неделю.

Хлеб круглый, высокий, пышный, сильно пористый назывался караваем. Пирожки и булочки без начинки круглой и эллипсовидной формы - каравайчиками.

Особой любовью пользовались калачи, также пекли сайки, и пирожки.

Пироги.


Очень славились они на Руси - пряженые и подовые. В скоромные дни их начиняли мясом, и даже несколькими видами мяса одновременно; на масленицу пекли пряженые пироги с творогом и яйцами на молоке, масле, с рыбой и яйцами; в постные рыбные дни - пироги с рыбой.

В постные дни вместо масла и сала в тесто добавляли постное (растительное) масло и подавали пироги с патокой, сахаром и мёдом.

Каша.

Хотя в Древней Руси кашей называли любые блюда из измельчённых продуктов, традиционно кашей считается пища, приготовленная из крупы.

Каша имела ритуальное значение. Кроме обычной, повседневной каши и праздничной, была обрядовая - кутья. Её варили из цельных зерён пшеницы, ячменя, полбы, а позднее - из риса. Добавляли в кутью изюм, мёд, мак. Как правило, готовили кутью под Новый год, в Рождество и на поминках.

В древности было известно большое количество разновидностей каш. Сочиво - кашу из дробленного зерна - варили в канун Рождества, в сочельник. Кулеш - жидкую пшеничную кашу - готовили на юге Руси часто с картофелем, заправляли луком, обжаренным с салом или в растительном масле. Ячневую кашу - из ячменя - очень любили в Приуралье и Сибири. "Толстая" каша готовилась из перловой крупы. Заваруха - особый вид каши, которую заваривали кипятком.

Овощные блюда . Овощи раньше почитали больше как за пряную приправу к пище, нежели как самостоятельное блюдо. Это, очевидно, связано с тем, что излюбленной пищей русских людей были лук и чеснок. очень уважали на Руси "толчёнку" из лука с солью, которую ели с хлебом и квасом на завтрак.

Репа - исконно русский овощ. Летописцы упоминают о ней наряду с рожью. До появления картофеля он был главным овощем на столе. Одним из самых распространенных блюд была похлёбка из репы - репница и паренки из репы.

Капуста тоже хорошо прижилась на столе наших предков. Из неё делали запасы на зиму - повсеместно осенью её рубили. Заквашивали не только рубленую капусту, но и целые кочаны.

Вкус картофеля - второго хлеба - узнали на Руси поздно - в 18 веке. Но эти "земляные яблоки" очень быстро завоевали стол русского народа, вытеснив необоснованно репу.

Волей-неволей люди становились стойкими вегетарианцами во время постов. Они ели кислую капусту, свёклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, луковники, грибы, различные блюда из гороха, хрена, редьки.

Блюда из трав. Щи из крапивы, котлеты из лебеды готовили не только когда поджимал голод. В прошлом в приготовлении пищи использовали и смесь листьев чертополоха, щавеля, репчатого лука. Ели и ряску, добавив сливочное масло и хрен. А для щей годились борщевик, дикий щавель, заячья капуста, кислица, другие дикорастущие растения.

Лавровый лист, имбирь, корицу раньше заменял аир.

В качестве приправы использовали дягиль, зверобой, мяту, любисток, мелиссу, шафран.

Чаи настаивали из иван-чая, душицы, липового цвета, мяты, листьев брусники.

Скоромные блюда.

В мясоед русские люди позволяли себе отведать мясную пищу, блюда из рыбы, творога, молока. Однако традиционных скоромных русских блюд известно мало. Причем существовали некоторые запреты на смешение продуктов. Поэтому не найдёшь в исконно русской кухне фаршей, рулетов, паштетов, котлет.

Рыба считалась полупостным блюдом. Не разрешалось её есть только в дни особо строгого поста. Однако для сельди и воблы и в эти дни делалось исключение. А вот по понедельникам, средам и пятницам блюда из рыбы составляли основу меню.

Молоку отводилась немалая роль. Однако в бедных семьях молоко давали пить только самым маленьким детям, а взрослые ели его с хлебом.

Масло.

У русских после принятия христианства все виды съедобных масел было принято делить на скоромные (животного происхождения) и постные (растительные). Растительное масло особо ценилось в народе, так как его можно было есть и в скоромные, и в постные дни. В северных районах отдавали предпочтение льняному, в южных - конопляному. Но были известны и такие масла, как ореховое, маковое, горчичное, кунжутное, тыквенное. Лишь в 19 веке получило широкое распространение подсолнечное масло.

Растительное масло использовали в русской кухне очень широко. Им заправляли различные блюда (каши, закуски, супы), макали в него лепешки. Обычно употребляли в пищу без предварительной тепловой обработки.

Русская пословица, означающая: 1) Основной пищей на Руси были щи и каша 2) Мы люди простые, едим только простую пищу.

- "Щи да каша - кормилицы наши"

- "Щи да каша - мать наша"

"Твоя воля во щах (т. е. хозяина) " (раздел " ")

"Жгуча крапива родится, да во щах уварится" (раздел " ")

"Что мне чины, коли во щах нет ветчины?" (раздел " ")

"Лук добр и к бою и во щах (игра слов) " (раздел " ")

Изображения

Примеры

"Внизу была столовая, где подавался за пятнадцать копеек в два блюда мясной обед - щи и каша , бесплатно раз в день давали только чай с хлебом. "

(р. 1954)

В произведении "Гипсовый трубач, или конец фильма" перефразировал пословицу на вариант советского периода - "Хлеб да каша - пища наша", назвав так 12-ю главу.

(1897—1937) и (1903—1942)

"- При господах лучше было, - говорил старик, мотая шелк. - И работаешь, и ешь, и спишь, все своим чередом. В обед щи тебе и каша , в ужин тоже щи и каша ."

(1801 - 1872)

"Петербургский дворник"

"Горшков не водится в хозяйстве Григория, а два чугунчика, для щей и каши, постоянно проживают в печи, или по крайней мере с шестка не сходят."

(1812 - 1891)

« » (1855—1857), ч. 1, гл. 1: "В батарейной палубе привешиваются большие чашки, называемые "баками", куда накладывается кушанье из одного общего, или "братского", котла. Дают одно блюдо: щи с солониной, с рыбой, с говядиной или кашицу ; на ужин то же, иногда кашу. Я подошел однажды попробовать. "Хлеб да соль", - сказал я. Один из матросов, из учтивости, чисто облизал свою деревянную ложку и подал мне. Щи превкусные, с сильною приправой луку. Конечно, нужно иметь матросский желудок, то есть нужен моцион матроса, чтобы переварить эти куски солонины и лук с вареною капустой - любимое матросами и полезное на море блюдо. "Но одно блюдо за обедом - этого мало, - думалось мне, - матросы, пожалуй, голодны будут". "А много ли вы едите?" - спросил я. "До отвалу, ваше высокоблагородие", - в пять голосов отвечали обедающие. В самом деле, то от одной, то от другой группы опрометью бежал матрос с пустой чашкой к братскому котлу и возвращался осторожно, неся полную до краев чашку."

Мы так привыкли слышать поговорку «Щи да каша – пища наша!», что не задумываемся вовсе о том, что это за блюда такие – щи да каша. Так говорят! А почему?

Действительно, почему исторически сложилось, что основными блюдами на Руси считаются именно эти два? Для многих «иностранных подданных» русские матрёшки, балалайки, каша и щи – прочно ассоциируются именно с Россией.

А так ли это верно?

Привычная уже нашему желудку капуста появилась на Руси только в IX веке, когда её привезли из Византии.

А до этого события щей не было! Было жидкое варево. И название этому вареву было не «щи», а «хлЁбало» или «хлебАло», а назвалось оно так, благодаря тому, что при еде это варево надо было хлебать, вместе с юшкою, в которой овощи томились долгое время, сдобрив всё это маслом или сметаною.

Но, не следует забывать, что была на Руси и похлёбка!

То же самое хлебало, но более жидкое, и без добавления масла или сметаны. «Похлебать» - значит перекусить чего-нибудь, приготовленного «на скорую руку», «заморить червячка» по-быстренькому.

Солидный обед без хлёбала, вроде как, и не обед вовсе! Тогда может, не «хлеб – всему голова», а «хлёб»?

Хлебало стали называть щами после того, как в сознании людей укрепился термин «овощи», а никак не наоборот!

«Овощью» называлась капуста, привезённая из Византии, а широкое распространение её в русской кулинарии и дало новое имя хлёбалу – щи. То есть: хлебало с овощью.

Картошки тогда ещё не было, помидоров тоже не выращивали.

Выращивали морковь, горох, лук, чеснок, свеклу, тыкву и, конечно же, репу.

Репу варили, солили, квасили в больших кадушках, а самая распространенная репа – репа пареная.

«Проще пареной репы!» - именно это выражение подсказывает нам, какое блюдо готовили на Руси чаще всего.

А заодно мы попутно выяснили, почему самое простое то, что проще пареной репы.

В щах этот корнеплод с успехом заменял отсутствующую тогда картошку. Следует заметить, что поговорка «Картошка – второй хлеб!» появилась гораздо, гораздо позже!

А вот щи с капустою прижились быстро!

Доказательство тому – море пословиц и поговорок, связанных именно с ними: «Где вкусны щи – там нас и ищи!»; «Родной отец надоест, а щи – никогда!»

Вошли поговорки о щах и в быт.

«Не та хозяйка хороша, что красно бает, а та, что щи густыми варит!» Или вот такая: «Добрая жена и щами мужа на ноги поставит!»

О непутёвых жёнах отзывались нелицеприятно: «Наварила баба щей! На кобеля не плесни – шерсть соскочит!», или: «Вот так щи – хочь кнутом хлещи!»

О строптивых детях качали головой: «Портки пока зелены, а щи ещё не солены!»

Доставалось и девкам, за которыми водились «грешки молодости»: «Хороши щи бывают, когда их только раз разогревают!».

А их будущих мужей предостерегали: «Твоя кума досужа – все ложки вымоет, да в одни щи сольёт!»; «Те щи горько хлебаются, которые не раз разогреваются!»

Про брак с «перестаркою» или с вдовым человеком: «Те щи по заречью шли, да к нам и попали!»

В домострое чёрным по белому написано: «Жену зазря бить – вкусных щей не едать!»; «Чем крепче жену любишь, тем щи наварнее!»

А молодым, неженатым внушали с юности: «Добра жена, да жирны щи – другого счастья не ищи!»

Молодую чету наставляли: «Для щей люди женятся, а для мяса замуж идут!»

А уж коли неладно в семье получалось, вздыхали: «В той семье – хлебы варят, а щей – пекут!»

О человеке смекалистом, находчивом и смышлёном до сих пор говорят: «Не лаптем щи хлебает!»

Если хотят подчеркнуть разницу финансовых состояний и возможностей, могут и уколоть: «У кого щи пусты, а кому-то жемчуг мелок!»

Да мало ли, что только не понапридумывает острый народный язык!

Щи бывают постные и скоромные, «богатые» и «пустые». Это как? – спросите вы. Объясняю.

Более полные по составу, сваренные на мясном бульоне называются «богатыми», а сваренные без скоромных ингредиентов – «пустые».

Нормальный состав щей должен быть таков:

Капуста, мясо (грибы или рыба), коренья (морковь, лук, петрушка, укроп), пряности и травы (перец, лавр, чеснок, укроп, сельдерей) и кислая заправка (сметана, яблоки, рассол). Причём, первая и последняя из составных частей должны быть обязательны!

Самые простые-препростые щи могут состоять вообще только из варёной капусты и рассола, главное в щах – способ их приготовления!

Для создания особого, неповторимого вкуса щей огромное значение имеет то, что их не варят, а томят при высокой температуре, без огня долгое, долгое время.

Само собой, что наилучшие щи получаются в русской печи, но и в духовке – тоже очень ничего!

Очень необычный способ, касательный щей, описал Владимир Иванович Даль.

В XVIII- XIX веках, «в студёную зимнюю пору» крестьяне хранили щи в замороженном виде.

Их замораживали в виде больших ледяных кругов, а потом рубили эту ледышку топором. Сколько надо, столько и отрубил, а потом положил и разогрел!

Очень удобно и для хранения, и с собой в дорогу взять удобно.

Разогретые или просто растаявшие щи ничуть не теряли своих вкусовых качеств!

Ну, и о профессоре кислых щей вы, конечно, тоже слышали.

Объяснений может быть два.

Первое: варить щи не сложно.

Продукты складываются все разом, горшок ставиться в печь и о нём «забываем» на несколько часов. Вынимаем и – готово! Получается, что профессором человека называют в насмешку, типа: «Тоже мне – умник!»

Но есть и ещё другой вариант объяснения.

Кислыми щами на Руси называли особый лёгкий, хмельной медово-солодовый напиток на основе сквашенного овощного сока, что-то типа шипучего кваса.

Знаток этого напитка по вкусу мог определить, чей сок был использован.

Выводы делайте сами!

Но, несомненно, ярким представителем «профессорства кислых щей» являлся Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, о котором, в жалобе на него, писали так: «Князь Потёмкин имеет 200 000 душ крестьян. Это слишком достаточно для человека, который налогов в государеву казну не платит, долгов своих не помнит, а только целыми днями пьёт кислые щи!»

Как бы там ни было, щи – более тысячелетия остаются основным горячим блюдом русской (украинской, белорусской и пр.) кухни. Сменяются поколения, меняются люди, приходят и уходят правители, забываются и переиначиваются события, а щи так и остаются на нашем столе!

Супы всегда занимали главное место на русском столе. Традиция регулярно употреблять жидкие горячие блюда, получившие общее наименование «хлебово» (с конца XVIII века их стали называть супами), сформировалась на заре развития русской кухни. Недаром главным столовым прибором наших предков была ложка, которая появилась на Руси почти за 400 лет до вилки! «Вилкою, что удой, а ложкою, что неводом», – гласила народная пословица.

Особой популярностью пользовались щи и похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные мучные супы: затирухи, заварихи, болтушки, саломаты и другие.

В XVII веке к ним добавились неизвестные в средневековой Руси кальи, похмелки, солянки и рассольники, а в дальнейшем ассортимент русских супов пополнили западноевропейские бульоны, супы-пюре и различные заправочные первые блюда с мясом и крупами.

Также на современном национальном столе прижились некоторые супы народов нашей страны, например, украинский борщ и кулеш, белорусский свекольник и суп с клецками. Многие супы, особенно овощные и крупяные, трансформировались из жидких кашиц-заспиц, то есть каш с овощной засыпкой.

Испокон веков на Руси каша занимала после щей почетное второе место. Первоначально каша считалась обрядовой пищей: она сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали усопших и встречали новорожденных. Кстати, известное выражение «С ним каши не сваришь» пошло именно от свадебных обрядов: по русскому обычаю жених и невеста должны были сварить кашу и съесть ее в присутствии сватов – без этого брак считался недействительным. Ритуальной кашей отмечали окончание сева, жатвы, молотьбы, а также новоселье. Да что там говорить, само праздничное застолье часто именовали «кашей» – об этом красноречиво свидетельствуют древнерусские летописи.

Многообразие зерновых культур, растущих в России, определяло великое множество каш: рисовая и перловая, гречневая и ячневая, пшенная и манная, кукурузная и овсяная… Причем из каждого вида зерна производилось несколько сортов круп – от целых до дробленых разными способами. Кроме того, в зависимости от вкуса и фантазии поваров рождались новые оригинальные блюда: манная каша с вареньем, пшенная – с тыквой, рисовая – с изюмом, гречневая – со свеклой, кукурузная – с орехами. Всех и не перечислить!

Немного фантазии

Уже в ранний период развития русской кухни обозначилось четкое разделение национальных блюд на постные (растительно-рыбно-грибные) и скоромные (мясо-молочно-яичные), что оказало огромное влияние на ее дальнейшее развитие вплоть до конца XIX века. Можно сказать, что больше повезло постному столу: поскольку около 200 дней в году считались постными (а посты соблюдались весьма строго), то было естественным стремление расширять ассортимент постного стола. Отсюда обилие в русской кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья – зерна, овощей, лесных ягод и трав. Благодаря этому у тех, кто постится в наши дни, уже не возникает вопрос: «Чем питаться в пост?». Действительно, сорок дней на картошке с квашеной капустой не продержаться, да с медицинской точки зрения это не полезно…

Разнообразие постного меню поможет отвлечься от мыслей о жирном и вкусненьком, избежать монотонности и скуки, а также избавиться от проблем с пищеварением. Вам потребуется лишь немного фантазии и наши рецепты.

6–7 стаканов воды или овощного отвара, 1 стакан красной чечевицы, 1 корень сельдерея, 1 морковь, небольшой кочан капусты брокколи, лук-порей (1 растение), лук-репка (3 штуки), 1,5 ч. л. порошка «карри», 1,5 ст. л. томатной пасты, сушеная и свежая зелень, душистый перец.

В глубокую сковороду-кастрюлю налить подсолнечное масло. Лук-порей и лук-репку порубить и поджарить до золотистого цвета, посыпать обильно порошком «карри», залить водой или овощным отваром, перемешать и добавить томатную пасту. Добавить стакан красной чечевицы. В похлебку положить корень сельдерея и одну морковку целиком. Когда чечевица будет готова, извлечь корень сельдерея и морковь, добавить капусту брокколи, сушеную пряную зелень и немного душистого перца.

1,2 стакана сушеного гороха (целого или дробленого), 2 картофелины, 1 луковица, 1 ст. л. растительного масла, 1/4 ст. грецких орехов, соль, перец черный молотый, для украшения – зелень, ржаные сухарики.

Горох залить холодной кипяченой водой и оставить на несколько часов (дробленый горох замачивать не надо). Вскипятить 2,5–3 л подсоленной воды и добавить горох. После закипания уменьшить огонь и варить горох под приоткрытой крышкой до полуготовности. Добавить в кастрюлю очищенный и нарезанный кубиками картофель, варить суп до готовности картофеля.

Разогреть на сковороде растительное масло и обжарить мелко нарезанный лук до прозрачности. Затем добавить тонко нашинкованную соломкой морковь и обжарить все вместе до осветления моркови. Добавить овощи в суп. Очищенные, измельченные орехи слегка обжарить на сухой сковороде. Остудить, после чего растолочь орехи в ступке до мелкой крошки. Добавить в суп орехи, выключить огонь и подержать суп под крышкой на плите около 10 мин. Готовый суп разлить по тарелкам, посыпать свежей зеленью и добавить сухарики.

2 баклажана (~500 г), 1 луковица (~50–80 г), 200 г свежих помидоров, 2 болгарских перца (~200 г), 2/3 ч. л. соли, 1/3 ч. л. сахара, 3 ст. л. растительного масла, 1 ст. л. уксуса (лучше яблочного).

Баклажаны очистить от кожицы, разрезать вдоль пополам и положить на решетку в духовку, разогретую до 200–220° C. Проверять готовность, прокалывая острым ножом мякоть баклажана – если нож входит легко, значит, баклажаны готовы, если со скрипом, значит, нужно печь еще.

Перцы и помидоры вымыть. У помидоров вырезать основание плодоножки. У перцев вырезать стебель и внутреннюю часть с семенами. Через мясорубку с крупной решеткой пропустить баклажаны, помидоры, перец и лук. В получившуюся массу всыпать соль и сахар, влить масло и уксус. Перемешивать до полного растворения соли. При необходимости довести до нужного вкуса.

300 г свежих грибов, 3 луковицы, 1,5 ст. перловой крупы, соль, петрушка.

Перловую крупу промыть, воду слить. На растительном масле обжарить крупно порезанные грибы на сильном огне. Грибы выложить из сковороды, добавить масло, огонь убавить до среднего. Положить мелко нарезанный лук и тушить при помешивании до легкого изменения цвета (лук должен остаться влажным). К луку всыпать перловую крупу, огонь прибавить до максимума. При постоянном помешивании обжаривать до тех пор, пока крупа не приобретет золотистый цвет. Смешать жареные грибы с перловой крупой и луком, посолить. Переложить в глиняный горшок (или в порционные горшочки). Залить водой или овощным бульоном так, чтобы жидкость поднималась над крупой на 2–2,5 см (1,5 пальца). Горшок поставить в холодную духовку. Температуру выставить на 230–240° C. Через 20 минут убавить температуру до 160–170° C и томить кашу еще 1 час 20 мин.

Если нет глиняного горшка, кашу можно варить в обычной кастрюле под крышкой на медленном огне примерно 40–45 мин. Если жидкость будет слишком сильно испаряться, добавить еще горячего бульона или воды. При подаче в кашу добавить мелко нарезанную петрушку.

250 г мелких красных и желтых томатов «черри», 250 г зеленой стручковой фасоли без хвостиков (можно замороженной), 1 зубчик чеснока, 4 ст. л. оливкового масла, 1 ст. л. бальзамического уксуса, соль и перец.

Разрезать помидоры пополам и положить в глубокую миску. Отварить фасоль в кипящей воде в течение 2 мин., откинуть на дуршлаг, хорошо подсушить и смешать с томатами. Добавить давленый чеснок, масло и бальзамический уксус. Подавать на стол в теплом или холодном виде.

550 г сахара, 2 стакана муки, 2 ст. л. растительного масла, 1,5 ст. л. молотой корицы, 1,5 ч. л. молотой гвоздики, 1–1,5 стакана изюма, 1,5 ч. л. соды, 1 ст. л. уксуса.

Пережечь 1/4 часть сахара в глубокой сковороде до темно-коричневого цвета. Осторожно влить туда же горячую воду, добавить оставшийся сахар. Когда он растворится, снять сковороду с огня, влить растительное масло. Остудив, всыпать в сковороду корицу и гвоздику, затем муку. Все перемешать, добавить соду, погашенную уксусом, и изюм. Выпекать при температуре 180° C около часа.

Не закрывайте коврижку полиэтиленом – сохраните хрустящую корочку!





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта