Главная » Выпечка сладкая » Советский граненый стакан сколько граней. Современная жизнь граненого стакана

Советский граненый стакан сколько граней. Современная жизнь граненого стакана

Не так давно отпраздновал свою очередную годовщину знаменитейший атрибут советской эпохи - товарищ Граненый Стакан. Днем его рождения считается 11 сентября 1943 года, а выпущен он был на старейшем стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный, и стал неотъемлемой частью отечественного общепита.

Мало кто знает, что граненый стакан признается специалистами неофициальным культурным атрибутом СССР, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. С этим действительно трудно спорить, ведь общие стаканы можно было обнаружить в автоматах с газировкой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах. Вот несколько фактов о нём.

1. Дизайн советского граненого стакана приписывают скульптору Вере Мухиной, которая является автором монументальной композиции «Рабочий и Колхозница». Однако это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году.

2. Появление советского стакана было обусловлено научно-техническим прогрессом. Граненый стакан получил такую форму потому, что идеально подходил для посудомоечных машин, изобретенных незадолго до этого: в них могла мыться посуда только определенного размера. Так что его вид не фантазия художника, а производственная необходимость. Стакан получился прочным, толстым и минималистским.

3. Кстати, цена на стакан была разной, и зависело это от количества граней: выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16 и даже 20 гранями. Остановились, в итоге, на самом удобном варианте - с 16 гранями. Итак, 10 граней (самые первые стаканы) стоили 3 копейки, 16 - 7 копеек, а 20 граней 14 копеек соответственно. Тем не менее ёмкость стакана всегда оставалась неизменной: до ободка 200 мл, до краёв - 250.

4. У граненого стакана было имя нарицательное - «Маленковский». Связано оно с министром обороны Маленковым и его приказом, согласно которому некоторым категориям военных полагалось 200 граммов водки к обеду. А те, кто водку не пил, могли получить вместо неё табак или сахар - в объеме стакана. Приказ существовал недолго, но запомнился очень хорошо.

5. Классическое выражение «сообразить на троих» тоже связано с граненым стаканом. Дело в том, что полулитровая бутылка водки делится идеально на три стакана: если наливать до стеклянного ободка, то получится ровно 167 граммов. Это позволяло разделить спиртное по совести.

6. На самом деле граненый стакан известен намного раньше - еще со времен Петра Великого. Петру поднесли его в качестве подарка как небьющуюся посуду для распития спиртных напитков. Царь подарок оценил: во время морской качки стакан крепко стоял на столе и действительно оставался целым во время падения. Производили первые стаканы всё на том же стекольном заводе в Гусь-Хрустальном.

7. Граненый стакан зафиксирован и в изобразительном искусстве: в 1918 году известный русский художник Кузьма Петров-Водкин написал «Утренний натюрморт», на котором красуется предок привычного советского стакана.

Многим людям старшего возраста граненый стакан напоминает о жизни во времена Советского Союза, поскольку этот предмет практически стал символом эпохи. Не менее популярен этот предмет и в наше время.

История граненого стакана противоречива и неоднозначна. Тяжело сказать, кто именно придумал такую форму для стакана. В этом вопросе мнения разошлись. Некоторые исследователи предполагают, что форму граненого стакана придумала скульптор Вера Мухина (среди ее работ знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»). В 1943 году, во время блокады Ленинграда, Мухина руководила ленинградской Мастерской художественного стекла. Именно по этой причине, многие считают ее автором формы граненого стакана. Однако документов, подтверждающих ее авторство, нет.

Другие полагают, что граненый стакан придумал профессор геологии Николай Славянов. Он внес неоценимый вклад в развитие советской металлургии. При изучении его дневников, которые сохранились и сегодня, были найдены наброски с изображением стаканов с различным количеством граней. Однако его изделия должны были быть не стеклянными, а металлическими. Определение авторства осложняется еще и фактом знакомства Мухиной и Славянова, поэтому нельзя точно сказать, кому из них принадлежала идея. Вполне возможно, что форму граненого стакана придумал Славянов, а материал для изготовления предложила Мухина.

Правда, есть еще одно мнение, что история создания граненого стакана связана с именами художника Казимира Малевича и Мухина. А вот сотрудники стекольного музея утверждают, что стакан подобной формы планировали изготовлять еще до войны, и связано это было с тем, что его форма должна была соответствовать новой посудомоечной машине.

Мнения расходятся и по поводу того, откуда в нашем языке появилось слово «стакан». Известно, что в XVII веке были «достаканы» - посуда, сделанная из плотно притертых маленьких дощечек, соединенных между собой кольцом. Многие полагают, что именно отсюда и произошло название. Другие утверждают, что оно пришло к нам из тюркского языка, в котором были такие слова как «дастархан» (праздничный стол) и «тустыган»(чаша).

Граненые стаканы производились различными по объему (от 50 до 250г) и количеству граней (8-14). Однако классическим все-таки стало изделие с десятью гранями и объемом 250 г. В кулинарии его часто используют для того, чтобы точно отмерить необходимое количество сыпучих или жидких продуктов.

В 80-е годы производство стаканов перевели на импортное оборудование. При этом была нарушена технология изготовления, в результате чего изделие, всегда отличающееся своей прочностью, вдруг стало лопаться по бокам, или у него отваливалось дно.

Если сегодня вы захотите купить граненый стакан, то вам придется изрядно побегать по магазинам. В наши дни предлагают огромный ассортимент стеклянных или хрустальных изделий более изящных форм. Но, несмотря на это, граненый стакан не остался в прошлом, и его можно найти сегодня практически на каждой кухне.

В народе он звался «гранчак». Он же «губастый». Он же «малинковский». Он же «мухинский». А вообще-то это советский стакан - многогранный, как правда.

Оказывается, выражением «простой, как три копейки» мы обязаны граненому стакану. Количество граней у этого почетного обитателя железнодорожных буфетов было разным: 10, 12, 14, 16, 18 и 20. Одно время выпускали стаканы даже с 17-ю гранями, но изготавливать посуду с нечетным количеством сторон было сложнее, поэтому остановились на оптимальных 16. Цена изделия зависела напрямую от количества граней. Самый простенький, 10-гранный, стоил 3 копейки, 16-гранный - семь, «люксовый» 20-гранный - целых 14.
Несмотря на то что граненый стакан - классический символ советского времени, его можно увидеть в «Утреннем натюрморте» Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Утренний натюрморт


Как считают многие исследователи, граненый появился еще во времена Петра I, а изготовил его стекольный завод города Гусь-Хрустальный. Тогда стакан назывался «гранчак» и был новомодной альтернативой русским деревянным кружкам. Грани делали его прочным и не позволяли кататься по столу. Когда царю презентовали новинку, тот не поверил в надежность стекляшки и от души грохнул ее об пол. Стакан разбился. Но реформатор оценил идею и будто бы изрек: «Стакану быть». А бояре недослышали: «Стаканы бить». С тех пор якобы и пошла традиция бить посуду на счастье.
Петр I на английской гравюре 1858 года


Несмотря на нелюбовь ко всему буржуазному, советские инженеры стакан оценили, разве что «апгрейдили». Прочность ему придавала форма и толщина стекла. Последнее изготавливали при чрезвычайно высоких температурах - 1400–1600 °С. Да к тому же дважды обжигали. Ну а на первых порах в стекло даже добавляли свинец.
Кстати, об экстерьере. Считается, что уникальную форму ему придумала советский скульптор Вера Мухина - автор знаменитого мемориала «Рабочий и колхозница» (отсюда и одно из народных названий стакана - «мухинский»).


В 1980-е, когда технология изготовления граненых была нарушена (производство попросту перешло на иностранные стандарты), поползли сплетни о происках недругов, покусившихся на святыню. Стаканы стали не только разбиваться, но лопаться и даже взрываться.
Граненый стакан был не просто посудой - это была «мандала» эпохи, от которой пошли многие всем известные афоризмы. Вот хотя бы выражение «сообразить на троих». Дело в том, что стандартный граненый стакан (если считать от ободка) вмещал ровно 200 г. Поллитровка водки в два стакана не умещалась, зато в три - в аккурат. Поэтому пить было удобнее именно втроем.
Привычка «соображать на троих» вышла в мир


Марка водки «Московская » появилась еще в 1894 году


Кстати, об ободке. Первые граненые стаканы его не имели, поэтому пить из них было весьма неудобно: чтобы содержимое не проливалось - стакан нужно было плотно прижать к губам. Когда каемка по краю все-таки появилась - первоначальную модель стакана нарекли «губастой», чтобы отличать ее от второй. А вот «маленковским» стакан стал в те времена, когда советский министр обороны Георгий Маленков пообещал определенным категориям военнослужащих паек - 200 г водки на обед (непьющим норма была заменена на аналогичное количество табака или сахара). Указ приказал долго жить, но народная память бессмертна.
Автоматы по продаже газированной воды в советские годы можно было нередко встретить на улице или в общественных местах. Только в Москве таковых насчитывалось 10 000


Говорят, Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата". По другой версии, уникальную форму подсказал ей муж, любивший пропустить после работы рюмашку-другую. И то и другое вполне возможно.

Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом говорят ее коллеги. Их аргументы основываются на том, что Мухина в перерыве между созданием монументальных скульптур много внимания уделяла стеклу, сотрудничала со стеклозаводами, к тому же точно известно, что она - автор пивной кружки . Родственники скульптора настаивают на том же.

Граненый стакан - непременный атрибут советской... http://www.elite.ru/art_gallery/ lifestyle/29/1895/1858/23615.phtml

Впрочем, не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов , открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. А в часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями, - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать "питейную чашу" из стекла. Первый советский гранчак сошел с конвейера старейшего в России стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области в 1943 году. Зачем же понадобились новые стаканы в разгар войны? В НИИ стекла, который находится рядом с упомянутым заводом, пояснили, что предприятие в то время не останавливалось и производило рассчитанную на массового потребителя "сортовую" посуду. По словам доктора технических наук, заместителя директора по науке НИИ стекла в Гусь-Хрустальном Юрия Гулояна, изготовить сосуд для распития веселящих напитков из стекла, который не бился бы при падении на землю, пытались издревле.

Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов. Так вот, гранчаки идеально подходили под чудо-технику. И как только пресс для граненых был смонтирован, его сразу запустили в работу. Многогранный сосуд вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за "приличной" толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.

Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского "тустыган" - чаша или "дастархан" - праздничный стол.

О стакане, оказывается, можно говорить бесконечно, но лучше сходить в Некрасовку и посмотреть все своими глазами. Совершенно бесплатно.

Это не одноразовый проект - в этом году еще и юбилей портмоне, приходите - отметим, - полушутя-полусерьезно приглашает Галина Павловна.

Наливай!!! *** ПИТЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ *** Занимательная история

**********************************************************

Что такое «штрафная рюмка» ? В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.


«100 фронтовых». Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.

Тост за здоровье. Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».

На троих. В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.

Гранёный стакан. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани… Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.

В ящике водки 20 бутылок. В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация…

Пустую бутылку нельзя ставить на стол. Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

Посошок на дорожку. Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.

Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.

Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»… и другие с таким же смыслом.

Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.

Стременная. Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.

Закурганная, Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.

За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…

Эта обязанность — провожать «за курганы» — принадлежала молодым, сильным, удалым. И получалось что-то вроде почетного казачьего эскорта, когда молодые казаки соревновались в лихости, демонстрировали сноровку, лошадей и оружие. Чем многочисленнее был эскорт, тем больше было почета и уважения уезжавшим.

Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.

Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…


И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта