Главная » Закуски » Щи да каша пища наша. Сценка "Каша из топора"

Щи да каша пища наша. Сценка "Каша из топора"

Всем известна поговорка «Щи да каша – пища наша». Во время фольклорной практики в Воронежской области я услышала и другой вариант: «Щи да каша – жизня наша».

И это — правда! Мясо ели по великим праздникам, а по будням – кисели, щи да каши, они и были основной пищей крестьян.

Скажем честно, нашим ушам более привычно слово «еда», а от слова «пища» веет казёнщиной, не душевное оно какое-то.

Интересно, слово «пища» всегда бытовало на Руси или оно заимствовано из других языков?

С этим вопросом я и обратилась к словарям. Моему удивлению не было предела, когда в турецко-русском словаре обнаружился глагол с похожим звучанием:

Pişirmek (пиширмек), тюрк. – готовить еду

Есть у этого глагола и повелительное наклонение, форма приказа:

Pişir (пишир), тюрк. — готовь, 2 лицо, ед. число.

— Ешь скорее, а то остывает борщ! – зовёт мама.

Вот это да! Слово, похожее на наше «ешь» тоже нашлось в «турецкой кухне».

«Е» – значит ешь! Приглашая к трапезе, угощая, турки говорят:

Ye (е), тюрк. – ешь

Происходит это слово от глагола yemek (емек), тюрк. — есть (питаться).

Значит, слово «еда» своим появлением тоже обязано тюркским языкам? Вот оно, слово:

Gıda (гыда), тюрк. – еда

— Как тебе борщ? – спрашивает мама.

— Очень вкусный, спасибо! Мама, у меня возникло подозрение, что наше слово «борщ» вроде бы и не наше.

— Это украинское слово, — говорит мама.

— Думаешь? А то я нашла похожее турецкое – «борч»: только в конце слова не «щ», а «ч», и значение у него совсем другое – «долг».

Borç (борч), тюрк. — долг

Ладно, коли с борщом не получилось, может, со щами повезёт? Предчувствие не обмануло, есть схожее турецкое слово, напоминающее наше устаревшее слово «шти»:

Aşçı (ашчы), тюрк. — повар

Да, разошлась я ни на шутку, добралась до поварских слов. А вот и слово «варить» под руку попалось!

Var (вар), тюрк. – «есть» в значении «имеется»

Борч вар мы? Долг есть? — Вorç var mı?

Гыда вар мы? Еда есть? — Gıda var mı?

Существование этого турецкого «вар» наводит на мысль о том, что наши слова «варить», «варка», «заварка», «варево», «навар» могли произойти от тюркского корня.

Вкусной еде каждый рад! А вот в турецком языке слово «вкусный» звучит так:

Lezzetli (леззетли), тюрк. – вкусный

Lezzet (леззет), тюрк. – вкус

Как похоже это турецкое слово на наше слово «лизать» — пробовать языком на вкус?!! Согласны?

Заинтересовало меня и другое турецкое слово – «аыз»: есть в нём некая схожесть с нашим словом «огрызок». Огрызок – то, что не съел, не доел, отгрыз и бросил, то есть вынул изо рта. Вполне вероятно, что и в этом слове может присутствовать тюркский «предок».

Ağız (аыз), тюрк. — рот

Занимательные, на мой взгляд, параллели обнаруживаются в названиях некоторых предметов посуды.

Kaşık (кашык), тюрк. – ложка

Удобно есть кашу ложкой! Уж не тюркское ли слово «каша»?

Çatal (чатал), тюрк. – вилка

«Чатал» схоже с нашим словом «шатал»: шатающийся предмет – вилка. Вилкой взбалтывают яйца с сахаром, например. В таком случае, вилка двигается, «шатается» в посудине.

Kepçe (кепче), тюрк. – половник

По Вашему мнению, половник похож на кепку?

Bıçak (бычак), тюрк. – нож

«Бычиться», «лезть на рожон» – есть, над чем подумать, правда?

А вот касырга (kasırga, тюрк.) — вовсе не кочерга, хотя турецкое слово созвучно нашему. Касырга — это ураган или буря.

Ковш, ковшик тоже похожи по звучанию с тюркским kavşak (кавшак), но значение у него совершенно иное – «перекрёсток», «пересечение улиц».

Например, произносить тосты и «чокаться» рюмками — это одна из наших традиций пития спиртных напитков. Если с тостами всё понятно, то слово «чокаться» остаётся непонятным и необъяснимым.

Представляете, в турецком языке одно из часто употребляемых слов – «чок»?

Фразу «чок гюзель» (çok güzel, тюрк. — очень хорошо) турки произносят довольно часто.

Çok (чок), тюрк. – много, очень

Быть может, «чокаться» – это выражать одобрение, радость: всё хорошо, очень хорошо, много раз хорошо?

Чего только не придёт в голову сытому и прилежному студенту?

На сегодня всё, друзья!

Я никогда не видел Похлебкина и всегда завидовал обедавшим у него счастливчикам, но мне повезло много лет дружить с этим выдающимся человеком по переписке. Мы даже обменялись фотографиями. Его портрет с дружеской надписью до сих пор висит у меня над плитой, то есть у очага, к которому мы оба относились с великим уважением. Я горжусь тем, что мне довелось помочь Похлебкину, написав для его монументальной книги «Кухня века» американскую главу.

Однако гораздо чаще Похлебкин помогал мне, вежливо, подробно, обстоятельно, со старинной учтивостью отвечая на бесчисленные вопросы в своих аккуратно написанных от руки письмах. Он просил писать ему «до востребования», чтобы не привлечь грабителей иностранными марками. Вильям Васильевич владел уникальной библиотекой антикварных кулинарных книг и боялся грабителей. Как выяснилось, не зря.

Пока Похлебкин был жив, я жаловался на океан, отделявший его подмосковный Подольск от моего нью-йоркского пригорода. Но теперь оказалось, что география не только мешала, но и помогала. Благодаря ей у меня хранится немало писем.

Судя по ним, Вильям Васильевич, несмотря на миллионные тиражи своих книг, жил чрезвычайно скудно. Он экономил на всем, даже на марках и кефире, но воспринимая нужду как вызов, учил, как вкусно готовить с любым бюджетом (в книге «Что я ем», которая теперь выходит под названием «Моя кухня и мое меню»). Последние годы его жизни были трудными. Уязвленный постперестроечной разрухой, он страдал от убожества быта и недостатка признания. Когда какие-то жулики предложили ему членство в вымышленной американской академии, Похлебкин всерьез собрался в Штаты, но мне удалось отговорить его от участия в этой афере. Вместо этого я предложил ему другой проект, позволявший соединить русскую литературу с русской кухней на нью-йоркской почве.

Как известно теперь уже, наверное, всем, на Манхэттене есть ресторан-клуб «Самовар», которым управляет мой товарищ Роман Каплан. Однажды я предложил ему устраивать русские литературные обеды. Заручившись согласием Романа, я написал Похлебкину письмо с просьбой составить меню обедов, которое понравилось бы русским классикам: Пушкину и Гоголю. Вскоре пришел обстоятельный и точный ответ:

«Имеются, по крайней мере, 20—25 исторических русских деятелей (государственных, культурных, военных), которым посвящены (и носят их имена) по меньшей мере 45—50 блюд. Что же касается Гоголя и Пушкина, то я сконструировал их обеды на основе изучения их пристрастий. Это, так сказать, теоретически-научно-обоснованные писательские меню, а не реальные. Они могут считаться типичными или характерными для их вкусов».

В следующем письме были меню — классические во всех отношениях реконструкции работы Похлебкина. Вот — пушкинский обед. Причем это, как уточнил Похлебкин, именно русский — в отличие от французского, ресторанного — домашний обед, который он мог съесть в собственной усадьбе или в гостях у Вяземского:

Закуски: Осетрина (отварная, или заливная, или горячего или холодного копчения). Телятина холодная с огурцом соленым. Водка: Московская, лимонная, тминная.

Первое: Зимой — щи суточные с кислой капустой, летом — щи свежие ленивые. (Обе разновидности на костном бульоне с сухими белыми грибами.)

Кулебяка мясная.

Второе: Гусь с капустой тушеный. Пожарские котлеты (куриные). Грибы жареные в сметане.

Вино: Красное кахетинское или бордо.

Десерт: Чай с ромом. Варенье (клубничное, земляничное, малиновое).

А вот обед, который, как утверждал Похлебкин, заказал бы себе Гоголь в хорошем трактире:

Закуски: Грибы маринованные. Семга малосольная. Картофель в мундире. Горилка с перцем.

Первое: Щи свежие (ленивые) со сметаной.

Приклад: Пироги мясные подовые.

Второе: Лабардан (треска отварная с яйцом крутым рубленым, картофелем отварным и соленым огурцом).

Десерт: Арбуз. Чернослив со сливками.

До реализации этого проекта Похлебкин не дожил. Он был зверски убит грабителем в своей квартире.

И только несколько лет спустя до меня добралось его последнее письмо, которое он писал как раз в этот страшный момент. Я до сих пор не могу без содрогания смотреть на листок с пятнами.

Когда в 1998 году Похлебкину исполнилось 75, только мы, по-моему, и сумели отметить юбилей передачей на Радио Свобода. Сегодня, в дни 90-летия Похлебкина, все выглядит иначе. В России выходят его собрания сочинений. Есть и подарочные, роскошные иллюстрированные издания. Тщательно и любовно собирается каждая из его заметок, разбросанных по необычным журналам и газетам. Жалко только, что поздно — для него, но не нас, его читателей, поклонников и последователей, которым он щедро открыл секреты и радости кулинарного мира.

При этом должен сказать, что по-акмеистски сухая проза Похлебкина сильно выигрывает на фоне новейших кулинарных книг, которые переживают сейчас в России настоящий бум. К сожалению, чаще всего в таких изданиях царит безвкусная распущенность, «стёб». Еда, конечно, по своей природе оптимистична, а значит, связана с юмором. Однако поскольку у новых авторов, как у Чехова или Гоголя не выходит, то юмор им заменяет «юморок». Все это не имеет отношения к настоящей кулинарной литературе, которая способна объединить низ с верхом, тело с духом, желудок с сердцем, животную потребность с духовными порывами, прозу жизни с ее поэзией.

Именно такой кулинарной литературой занимался всю свою профессиональную жизнь Вильям Васильевич Похлебкин. И его книги отличает чрезвычайно импонирующий взыскательному читателю стиль. Они написаны сухой, трезвой, лаконичной, предельно точной, терминологически однозначной прозой. Похлебкин — не поэт, а ученый, крупный историк, отнюдь не только кулинарный, и писал он настоящей научной прозой, чья поэзия бесстрастной точности лишь выигрывает от своего вкусного предмета. Области научных интересов Похлебкина — гастрономическая история, семиотика кухни, кулинарная антропология. И здесь он сделал немало открытий, имеющих даже политическое значение. Решусь утверждать, что одна похлебкинская книга о кухнях народов СССР, пережившая, кстати сказать, сам СССР, немало сделала для возрождения национального самосознания. (Теперь этот монументальный шедевр носит политически некорректное и двусмысленное название «Национальные кухни наших народов».)

Исповедуя застольный космополитизм, Похлебкин был великим знатоком всех кулинарных традиций. Он писал, например, о таких причудливых кухнях, как тайская или финская. Великолепна его работа «Чай», которая еще в молодости открыла мне глаза (включая третий) на чайную тайну азиатского мировоззрения. И конечно, никто лучше него не разбирался в тонких секретах высокой французской кухни. Однако главный вклад Похлебкина в отечественную культуру заключается в том, что он вернул ей «щи да кашу».

Это можно понимать и буквально. Научившись у Похлебкина варить богатые — купеческие — щи, я с непременным успехом (осечка вышла только с Умберто Эко, который ненавидит квашеную капусту из-за бывшей жены-немки) четверть века кормлю всех своих международных гостей этим чудом.

Русская кухня обязана Похлебкину больше, чем любая другая. Дело в том, что, как писал Ролан Барт, национальная кулинария «остается невидимой для тех, кому она своя». Похлебкин не только сделал видимой русскую кухню для поколения, толком ее не знавшего, но и очистил рецепты от семи десятилетий советского кулинарного варварства.

Чего стоит, скажем, его описание специфических пасхальных «принадлежностей», среди которых меня особенно поразила «четверговая соль»:

«Приготавливается только в России и только раз в году, к Пасхе. Для этого крупную каменную соль толкут в ступке, смешивают с густой квасной гущей, растворяя тем самым соль, и затем выпаривают эту смесь на сковородке на медленном огне. Соль должна иметь слегка кофейный (бежевый) цвет и особый приятный вкус. Только с четверговой солью едят пасхальные яйца».

Когда я написал Вильяму Васильевичу о завладевшем моим воображением рецепте, он с некоторой обидой ответил, что я замечаю у него одних «муравьев». Впрочем, тут же добавил, что «муравей» этот «исчезнувший, реликтовый». За сим в письме следовал чудный исторический анекдот:

«В 1843 году русское посольство в Париже поручило ведущему тогда повару Франции г-ну Plumre приготовить пасхальный стол, в том числе и четверговую соль. Француз не смог, хоть бился двое суток. Он просто не знал, что и как делать. Русские дипломаты тоже не смогли ему объяснить. Они ее ели, а как сделать, не знали. Дали депешу в Баден-Баден, где были русские, и случайно нашелся человек, который сообщил рецепт».

Сегодня, когда Похлебкин стал классиком, мы должны признать, что, объясняя принципы русской гастрономии и восстанавливая давно забытые рецепты, он охранял национальное достояние. В сущности, его благородный труд можно считать кулинарной экологией. Каждое выуженное из Леты блюдо — этот иероглиф отечественной культуры — не менее ценно, чем отстроенная церковь или спасенная икона.

Цели и задачи:

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

Расширить представление детей о традиционных русских народных блюдах, традициях, связанных с их использованием;

Способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Оборудование:

Скатерть, занавески, чугун, ложки, чашки в русском стиле для оформления стола.

Коллекция злаковых растений: пшеница, овес, ячмень, рис, гречиха, просо.

Крупы: пшено, рис, гречка, овес, перловка.

Песенки: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Коза-Дереза».

Картинки с изображением ладоней, козы, сороки, на обороте-песенка.

Конверты с пищевыми добавками к кашам и названиями каш.

Оборудование для сценки: платок, фартук, фуражка солдата, изображение топора. На стенде(доске начало предложения)

По классу прикреплены начало предложений:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

Ведущий: Ребята, давайте сегодня вспомним, как жили и что ели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. Начнем мы с бытовых условий. В домашнем быту было принято все порывать, накрывать. В богатом доме на полах лежали ковры, а в бедном хотя бы рогожи. Стены тоже завешивались тканью, тканью накрывали и лавки. Вот и вся красота. По законам того времени не разрешалось украшать стены картинами или зеркалами.

Когда наступало время обеда, стол покрывался подскатерниками, на которых, во время еды настилались еще и скатерти - в зависимости от достатка суконные или бархатные, расшитые серебром или золотом. Простые люди довольствовались полотняными скатертями, а совсем бедные обходились и без них.

На стол ставились сосуды для еды: у простого народа это были горшки или чугунки с кашей, щами и всяческими салатами. В салаты добавляли все, что угодно: от яблок до холодной телятины. От этих салатов и произошел хорошо вам известный винегрет.

Очень удивлялись и до сих пор удивляются иностранцы вкусом щей. Щи подавали с грибами, рыбой, пирогами. Ели обычно простые люди из одной большой чашки. Отдельной посуды для каждого не предусматривалось. Тарелками служили большие ломти хлеба. Ножей и вилок тоже не было, ели деревянными ложками, которую каждый имел при себе.

Из напитков самым популярным были ягодные или фруктовые соки с морсом, и, конечно же, квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

Какие только каши не варили на Руси! Из овса, пшеницы (полба, которой потчевал поп Балду в сказке А.С.Пушкина), гороха, чечевицы, пшена и многих других зерновых культур..

А из чего же варили, да и сейчас варят кашу? Из крупы.

Из каких же растений получают крупы?

Я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать о каких растениях идет речь? А я покажу вам растение и крупу, которую из него получают.

1. Загадки

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (колос пшеницы или ячменя)

Мала малышка - золотая кубышка.

Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)

Как во поле на кургане

Стоит девушка с серьгами (овес)

В поле сережки

На тоненьких ножках. (овес)

Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят, кто ест похвалит. (гречка)

Единственный из злаков, который растет в воде. (рис)

Каши у разных народов играли в жизни особую роль. Они были не только повседневной высокопитательной, полезной пищей, но и ритуальным обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам, кашу(кутью) варили и сейчас варят на поминках, молодоженов обсыпают зерном желая им богатой и сытной жизни.

2. Игра «Кашевары»

Пришла пора и вам кашу варить. У вас у каждого есть ленточка своего цвета. Соберитесь в команды по цвету.

Вам предстоит кашу сварить. Подойдите по одному человеку от команды.

В этих конвертах задание, из какой крупы нужно сварить кашу вашей команде.

(В конвертах ингредиенты для варки: вода, перец, молоко, масло, шоколад, соль, сахар, уксус, варенье, цукаты, инжир, курага, изюм, мясо, конфеты, сода, кисель, компот, морковь, лук, чеснок, чернослив.)

А крупы вот в этих мешочках.

Вам нужно выбрать из него ту, которая вам нужна.

Готовы? Внимание, начали кашу варить!

Наша каша получилась на славу! Молодцы!

Ребята, а знаете, как в старину мамы учили своих дочек кашу варить?

Дочке в 8 лет дарили вот такую куклу-крупеничку и вот такой горшочек для каши. Кукла- крупеничка и учила девочку кашу варить «Крупы, - мама говорила: нужно насыпать по ножки, воды налить по пояс, добавить соли и маслица, а кашки будет по шейку».

Ведущий

Вы, наверняка в самом раннем детстве слышали песенки-прибаутки, в которых поминается каша, от своих мам или бабушек?

Кто-то, может, вспомнил такую песенку?

Тогда давайте, поучим петь такие песенки друг друга! Вам нужно будет взять один из фрагментов рисунка на этом столе. Теперь соберите эти фрагменты в картинку, которая лежит на одном из столов, и соберитесь сами в команду возле этого стола. Переверните картинку и прочитайте песенку. Если сами не знаете, как её исполнять, можете пригласить в свою команду любого взрослого из этой комнаты. Готовы! Начали!

А теперь, давайте поучим своих одноклассников этой песенке да еще и с нужными движениями.

3. Песенки

ЛАДУШКИ

Ладушки-ладушки!

Где были?

У бабушки!

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

СОРОКА

Сорока, сорока!

Где была?

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала-

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

КОЗА

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест

Молока не пьет,

Забодает

Забодает,

Забодает!

Иногда говорят «С ним каши не сваришь!» Поговорка пришла к нам из седой древности. Когда два враждовавших племени заключали мирный договор, то их вожди должны были вместе сварить кашу и съесть на глазах дружины. Без этого мирный договор не считался законным. Отсюда и пошло это выражение «С ним кашу не сваришь».

3. Игра «Ручеек»

А про вас можно сказать, что «с вами кашу сваришь?»

Проверим….

Каждый из вас возьмет на столе полоску бумаги.

Теперь встаньте в линию предо мной.

Давайте соберем пословицы, и у вас получатся пары.

Один должен начать пословицу, а его вторая половина закончить.

Пары будут вставать друг перед другом.

Каша - матушка наша.

Щи да каша - пища наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Разговорами каши не сваришь.

Русского мужика без каши не накормишь.

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Где щи да каша - там место наше.

Хороша кашка, да мала чашка.

Получился ручеек.

После ужина, вечером наши предки любили поиграть.

Мы тоже с вами сейчас поиграем. Игра называется «ручеек». Знаете такую игру?

Давайте в него поиграем?

(Игра «ручеек»)

Ведущий

А сколько сказок, сюжет которых связан с кашей, придумано!

Может быть вы мне назовете какие-нибудь?

(Лиса и Журавль, Машенька и Медведь, Морозко, Горшочек каши, Гуси-лебеди…)

Одну из них попробуют инсценировать ваши гости. Приглашаю двух желающих инсценировать одну из этих сказок.

(Оборудование: платок, фартук, солдатская фуражка)

Сценка "Каша из топора".

(Входят Солдат и Старуха.)

Ведущий:

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат:

Здравствуй, Божья старушка!

Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха:

Вон там на гвоздике повесь.

Солдат:

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха:

Где хошь, там и заночуешь.

Солдат:

Глухая! Подавай на стол!

Старуха:

Да нечего, родимый!

Солдат:

Свари кашицу!

Старуха:

Да не из чего, родимый!

Солдат:

Давай топор, я из топора сварю.

Ведущий:

Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат:

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)

Ведущий:

Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха:

Готова ли?

Солдат:

Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)

Солдат:

Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!

(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)

Старуха (смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будет есть?

Солдат:

Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)

(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)

Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

Узнали сказку?

А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

Какие каши ещё известны?

Я тоже хочу дать вам рецепт каши. Называется она Суворовская каша. А рецепт ее родился в походе Суворова. 1799 году русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым совершала труднейший переход через Альпы со своими войсками. Солдаты, один за другим, умирали от усталости, холода, а главное голода. Тогда главнокомандующий начал думать, как накормить своих солдат. Наконец Суворов нашёл верное решение. Он приказал собрать у солдат остатки продуктов и сварить в общем котле кашу. Чего только не было в этой каше: лук, пшено, морковь, перловка, горох и многое другое. Получившееся блюдо было сытным, а главное горячим. В честь создателя кашу назвали "Суворовская".

Рецепт Суворовской каши:

лук репчатый - 6 шт.

морковь - 2 шт.

пшено - 4 ст. ложки

перловая крупа - 4 ст. ложки

горох - 4 ст. ложки

растительное масло - 2 ст. ложки

вода - 2 стакана

соль - по вкусу

Лук и морковь необходимо обжарить, пшено, перловку и горох перебрать и промыть. Далее нужно выложить овощи и смесь из круп в кастрюлю и залить водой (3 стакана). Затем добавить соль и довести кашу до готовности. Итак, каша готова.

Кто заинтересовался, может взять рецепт на столе.

5. Итог занятия.

На этом наше занятие окончено. Кто желает высказать свое мнение, подойдите к тем словам, которые вам захотелось бы продолжить.

На стенде (доске начало предложения)

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

Чтобы скачать материал или !

Супы всегда занимали главное место на русском столе. Традиция регулярно употреблять жидкие горячие блюда, получившие общее наименование «хлебово» (с конца XVIII века их стали называть супами), сформировалась на заре развития русской кухни. Недаром главным столовым прибором наших предков была ложка, которая появилась на Руси почти за 400 лет до вилки! «Вилкою, что удой, а ложкою, что неводом», – гласила народная пословица.

Особой популярностью пользовались щи и похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные мучные супы: затирухи, заварихи, болтушки, саломаты и другие.

В XVII веке к ним добавились неизвестные в средневековой Руси кальи, похмелки, солянки и рассольники, а в дальнейшем ассортимент русских супов пополнили западноевропейские бульоны, супы-пюре и различные заправочные первые блюда с мясом и крупами.

Также на современном национальном столе прижились некоторые супы народов нашей страны, например, украинский борщ и кулеш, белорусский свекольник и суп с клецками. Многие супы, особенно овощные и крупяные, трансформировались из жидких кашиц-заспиц, то есть каш с овощной засыпкой.

Испокон веков на Руси каша занимала после щей почетное второе место. Первоначально каша считалась обрядовой пищей: она сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали усопших и встречали новорожденных. Кстати, известное выражение «С ним каши не сваришь» пошло именно от свадебных обрядов: по русскому обычаю жених и невеста должны были сварить кашу и съесть ее в присутствии сватов – без этого брак считался недействительным. Ритуальной кашей отмечали окончание сева, жатвы, молотьбы, а также новоселье. Да что там говорить, само праздничное застолье часто именовали «кашей» – об этом красноречиво свидетельствуют древнерусские летописи.

Многообразие зерновых культур, растущих в России, определяло великое множество каш: рисовая и перловая, гречневая и ячневая, пшенная и манная, кукурузная и овсяная… Причем из каждого вида зерна производилось несколько сортов круп – от целых до дробленых разными способами. Кроме того, в зависимости от вкуса и фантазии поваров рождались новые оригинальные блюда: манная каша с вареньем, пшенная – с тыквой, рисовая – с изюмом, гречневая – со свеклой, кукурузная – с орехами. Всех и не перечислить!

Немного фантазии

Уже в ранний период развития русской кухни обозначилось четкое разделение национальных блюд на постные (растительно-рыбно-грибные) и скоромные (мясо-молочно-яичные), что оказало огромное влияние на ее дальнейшее развитие вплоть до конца XIX века. Можно сказать, что больше повезло постному столу: поскольку около 200 дней в году считались постными (а посты соблюдались весьма строго), то было естественным стремление расширять ассортимент постного стола. Отсюда обилие в русской кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья – зерна, овощей, лесных ягод и трав. Благодаря этому у тех, кто постится в наши дни, уже не возникает вопрос: «Чем питаться в пост?». Действительно, сорок дней на картошке с квашеной капустой не продержаться, да с медицинской точки зрения это не полезно…

Разнообразие постного меню поможет отвлечься от мыслей о жирном и вкусненьком, избежать монотонности и скуки, а также избавиться от проблем с пищеварением. Вам потребуется лишь немного фантазии и наши рецепты.

6–7 стаканов воды или овощного отвара, 1 стакан красной чечевицы, 1 корень сельдерея, 1 морковь, небольшой кочан капусты брокколи, лук-порей (1 растение), лук-репка (3 штуки), 1,5 ч. л. порошка «карри», 1,5 ст. л. томатной пасты, сушеная и свежая зелень, душистый перец.

В глубокую сковороду-кастрюлю налить подсолнечное масло. Лук-порей и лук-репку порубить и поджарить до золотистого цвета, посыпать обильно порошком «карри», залить водой или овощным отваром, перемешать и добавить томатную пасту. Добавить стакан красной чечевицы. В похлебку положить корень сельдерея и одну морковку целиком. Когда чечевица будет готова, извлечь корень сельдерея и морковь, добавить капусту брокколи, сушеную пряную зелень и немного душистого перца.

1,2 стакана сушеного гороха (целого или дробленого), 2 картофелины, 1 луковица, 1 ст. л. растительного масла, 1/4 ст. грецких орехов, соль, перец черный молотый, для украшения – зелень, ржаные сухарики.

Горох залить холодной кипяченой водой и оставить на несколько часов (дробленый горох замачивать не надо). Вскипятить 2,5–3 л подсоленной воды и добавить горох. После закипания уменьшить огонь и варить горох под приоткрытой крышкой до полуготовности. Добавить в кастрюлю очищенный и нарезанный кубиками картофель, варить суп до готовности картофеля.

Разогреть на сковороде растительное масло и обжарить мелко нарезанный лук до прозрачности. Затем добавить тонко нашинкованную соломкой морковь и обжарить все вместе до осветления моркови. Добавить овощи в суп. Очищенные, измельченные орехи слегка обжарить на сухой сковороде. Остудить, после чего растолочь орехи в ступке до мелкой крошки. Добавить в суп орехи, выключить огонь и подержать суп под крышкой на плите около 10 мин. Готовый суп разлить по тарелкам, посыпать свежей зеленью и добавить сухарики.

2 баклажана (~500 г), 1 луковица (~50–80 г), 200 г свежих помидоров, 2 болгарских перца (~200 г), 2/3 ч. л. соли, 1/3 ч. л. сахара, 3 ст. л. растительного масла, 1 ст. л. уксуса (лучше яблочного).

Баклажаны очистить от кожицы, разрезать вдоль пополам и положить на решетку в духовку, разогретую до 200–220° C. Проверять готовность, прокалывая острым ножом мякоть баклажана – если нож входит легко, значит, баклажаны готовы, если со скрипом, значит, нужно печь еще.

Перцы и помидоры вымыть. У помидоров вырезать основание плодоножки. У перцев вырезать стебель и внутреннюю часть с семенами. Через мясорубку с крупной решеткой пропустить баклажаны, помидоры, перец и лук. В получившуюся массу всыпать соль и сахар, влить масло и уксус. Перемешивать до полного растворения соли. При необходимости довести до нужного вкуса.

300 г свежих грибов, 3 луковицы, 1,5 ст. перловой крупы, соль, петрушка.

Перловую крупу промыть, воду слить. На растительном масле обжарить крупно порезанные грибы на сильном огне. Грибы выложить из сковороды, добавить масло, огонь убавить до среднего. Положить мелко нарезанный лук и тушить при помешивании до легкого изменения цвета (лук должен остаться влажным). К луку всыпать перловую крупу, огонь прибавить до максимума. При постоянном помешивании обжаривать до тех пор, пока крупа не приобретет золотистый цвет. Смешать жареные грибы с перловой крупой и луком, посолить. Переложить в глиняный горшок (или в порционные горшочки). Залить водой или овощным бульоном так, чтобы жидкость поднималась над крупой на 2–2,5 см (1,5 пальца). Горшок поставить в холодную духовку. Температуру выставить на 230–240° C. Через 20 минут убавить температуру до 160–170° C и томить кашу еще 1 час 20 мин.

Если нет глиняного горшка, кашу можно варить в обычной кастрюле под крышкой на медленном огне примерно 40–45 мин. Если жидкость будет слишком сильно испаряться, добавить еще горячего бульона или воды. При подаче в кашу добавить мелко нарезанную петрушку.

250 г мелких красных и желтых томатов «черри», 250 г зеленой стручковой фасоли без хвостиков (можно замороженной), 1 зубчик чеснока, 4 ст. л. оливкового масла, 1 ст. л. бальзамического уксуса, соль и перец.

Разрезать помидоры пополам и положить в глубокую миску. Отварить фасоль в кипящей воде в течение 2 мин., откинуть на дуршлаг, хорошо подсушить и смешать с томатами. Добавить давленый чеснок, масло и бальзамический уксус. Подавать на стол в теплом или холодном виде.

550 г сахара, 2 стакана муки, 2 ст. л. растительного масла, 1,5 ст. л. молотой корицы, 1,5 ч. л. молотой гвоздики, 1–1,5 стакана изюма, 1,5 ч. л. соды, 1 ст. л. уксуса.

Пережечь 1/4 часть сахара в глубокой сковороде до темно-коричневого цвета. Осторожно влить туда же горячую воду, добавить оставшийся сахар. Когда он растворится, снять сковороду с огня, влить растительное масло. Остудив, всыпать в сковороду корицу и гвоздику, затем муку. Все перемешать, добавить соду, погашенную уксусом, и изюм. Выпекать при температуре 180° C около часа.

Не закрывайте коврижку полиэтиленом – сохраните хрустящую корочку!

Сейчас стало настолько модным соблюдать различные диеты, что, кажется, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не поддался бы этому увлечению. Между тем, наши предки, жившие в эпоху натуральных продуктов, в большинстве своём придерживались простого правила: пища должна быть вкусной, простой и обильной. Это, кстати, отражено и в устном народном творчестве. «АиФ-Челябинск» вспоминает рецепты исконных русских блюд, о которых нам говорят русские народные пословицы и поговорки, посвящённые еде.

Без капусты - щи не густы

Поскольку самым известным кулинарным изданием в XIX веке была книга знаменитой Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», то будет правильным рецепт «старинных» щей позаимствовать именно оттуда. Тем более что в этом рецепте нет ничего суперсложного и сварить щи от Молоховец можно и сегодня.

Щи из кислой капусты

Сварить бульон из 3 фунтов говядины (1 фунт равнялся 0,41 кг.) или 2 фунтов говядины и 1,5 фунта ветчины с сушеными грибами и пряностями, процедить.

2 стакана кислой капусты поджарить до мягкости с 1,5 ложками масла, с одной мелко изрубленной луковицей и толченым простым перцем, положить потом в бульон, варить.

Когда мясо и капуста будут совершенно готовы, подавать с уварившейся нарезанной ветчиной или мясом.

Можно положить во щи 1 ложку муки и сметаны и вскипятить еще раз.

Суп - из трёх круп

Пища из круп является кладезем энергии и полезных веществ. Крупы богаты витаминами, минеральными веществами и клетчаткой. Разные крупы имеют разные полезные свойства.

Например, перловая крупа - это ободранное ячменное зерно. Перловка является мощным антиоксидантом, также в перловке содержатся витамины группы В, протеины и минералы. В рисе - тоже витамины и сложные углеводы, которые дают энергию. К тому же, рецепт супа из круп всегда пригодится при отсутствии мяса.

Рассольник с тремя крупами

Картофель нарезать кубиками средней величины, залить водой и поставить на огонь.

Всыпать крупы. Если надо, предварительно их помыть в проточной воде. Крупы можно отварить заранее и добавить в рассольник уже готовые или полуготовые.

Морковь натереть, лук измельчить, добавить зелень по вкусу - поджаривать все это на растительном масле до золотистого цвета.

К моркови и луку добавить натертые на мелкой терке огурцы и томатную пасту. Готовить около 10 минут.

Переложить овощи со сковородки в кастрюлю, довести до кипения, посолить, поперчить и варить еще 5-10 минут или до готовности картошки.

Ингредиенты (на 5 порций):

  • Солёные огурцы - 3 шт.
  • Морковь - 1 шт.
  • Картошка - 3 шт.
  • Лук - 1 шт.
  • Перловка - 50 г
  • Пшеничная крупа - 50 г
  • Рис - 50 г
  • Зелень, соль, перец, растительное масло - по вкусу

Гречневая каша — мать наша, хлебец — кормилец

О пользе гречневой крупы знают все. Наверное, всем в детстве родители, когда ставили на стол гречневую кашу, произносили заветные слова: «Ешь гречку, она очень полезная». И действительно, в гречке содержатся масса необходимых организму элементов: кальций, калий, йод, фосфор, железо. Гречка богата фолиевой кислотой, витаминами группы В и Е.

Употребление волокон гречки снижает риск заболеваний желудочно-кишечного тракта, потому что клетчатка помогает сохранять кишечник чистым и функционировать на здоровом уровне. Одна чашка гречки содержит более 20% нормы ежедневного употребления волокна, и в ней почти нет калорий.

Кстати, у той же Елены Молоховец среди прочих каш есть необычный рецепт под названием «жареная гречневая каша».

Жареная гречневая каша

Сварить крутую гречневую кашу, сложить горячую на сотейник, намазанный маслом, или на блюдо, сгладить сверху, наложить пресс, остудить, нарезать ломтиками, обжарить в масле с обеих сторон, подавать со щами.

Кашу маслом не испортишь

Пару сотен лет назад пшённая каша была одним из главных блюд на русском столе. Со временем она была подзабыта, и сейчас чаще только бабушки иногда готовят её для внуков.

Возвращение пшённой каши, особенно в условиях современных мегаполисов с неблагополучной экологией, даёт людям возможность систематически очищать свой организм. Зерна пшена получают из проса. А в просе содержатся вещества, связывающие ионы тяжелых металлов. С их помощью из организма выводятся токсины и шлаки.

Чем желтее пшено, тем более рассыпчатую и вкусную кашу можно из него сварить. Лучше выбрать шлифованную или толчёную пшёнку. Полностью освобожденное от пленок и оболочек зерно -более желтое и не блестящее. Из него лучше готовить каши и запеканки.

Не забывайте, что пшено быстро начинает горчить, поэтому не стоит запасаться им впрок. Пшенная крупа обычно сильно загрязнена, поэтому промывать ее нужно так же, как и рис, не менее 4-5 раз. Для быстроты и удобства предлагаем рецепт приготовления вкусной каши в мультиварке.

Каша со сливками

Пшёнка с добавлением молока и сливок благотворно влияет на организм, это прекрасный углеводный заряд энергии на весь день.

Ингредиенты:

  • пшено (1 чашка),
  • молоко (3 стакана),
  • вода (2 чашки),
  • сливки (100 г),
  • соль, сахар, масло сливочное (50 г).

Промыть крупу и положить в мультиварку. Добавляем остальные ингредиенты, кроме масла. Выбираем режим «кашеварка» (это могут быть режимы «каша», «выпечка» или другой - всё зависит от модели). Ставим таймер на один час. После уведомления нужно добавить масло и поставить на 15 минут на режим «поддержание тепла», чтобы кашка полностью дозрела.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта