Главная » Кухни мира » Сколько грамм и мл в стакане? Кто придумал граненый стакан: история и факты.

Сколько грамм и мл в стакане? Кто придумал граненый стакан: история и факты.

Не так давно отпраздновал свою очередную годовщину знаменитейший атрибут советской эпохи - товарищ Граненый Стакан. Днем его рождения считается 11 сентября 1943 года, а выпущен он был на старейшем стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный, и стал неотъемлемой частью отечественного общепита.

Мало кто знает, что граненый стакан признается специалистами неофициальным культурным атрибутом СССР, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. С этим действительно трудно спорить, ведь общие стаканы можно было обнаружить в автоматах с газировкой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах. Вот несколько фактов о нём.

1. Дизайн советского граненого стакана приписывают скульптору Вере Мухиной, которая является автором монументальной композиции «Рабочий и Колхозница». Однако это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году.

2. Появление советского стакана было обусловлено научно-техническим прогрессом. Граненый стакан получил такую форму потому, что идеально подходил для посудомоечных машин, изобретенных незадолго до этого: в них могла мыться посуда только определенного размера. Так что его вид не фантазия художника, а производственная необходимость. Стакан получился прочным, толстым и минималистским.

3. Кстати, цена на стакан была разной, и зависело это от количества граней: выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16 и даже 20 гранями. Остановились, в итоге, на самом удобном варианте - с 16 гранями. Итак, 10 граней (самые первые стаканы) стоили 3 копейки, 16 - 7 копеек, а 20 граней 14 копеек соответственно. Тем не менее ёмкость стакана всегда оставалась неизменной: до ободка 200 мл, до краёв - 250.

4. У граненого стакана было имя нарицательное - «Маленковский». Связано оно с министром обороны Маленковым и его приказом, согласно которому некоторым категориям военных полагалось 200 граммов водки к обеду. А те, кто водку не пил, могли получить вместо неё табак или сахар - в объеме стакана. Приказ существовал недолго, но запомнился очень хорошо.

5. Классическое выражение «сообразить на троих» тоже связано с граненым стаканом. Дело в том, что полулитровая бутылка водки делится идеально на три стакана: если наливать до стеклянного ободка, то получится ровно 167 граммов. Это позволяло разделить спиртное по совести.

6. На самом деле граненый стакан известен намного раньше - еще со времен Петра Великого. Петру поднесли его в качестве подарка как небьющуюся посуду для распития спиртных напитков. Царь подарок оценил: во время морской качки стакан крепко стоял на столе и действительно оставался целым во время падения. Производили первые стаканы всё на том же стекольном заводе в Гусь-Хрустальном.

7. Граненый стакан зафиксирован и в изобразительном искусстве: в 1918 году известный русский художник Кузьма Петров-Водкин написал «Утренний натюрморт», на котором красуется предок привычного советского стакана.

Когда русскому человеку есть, что выпить и есть желание это сделать, но нет официального повода, он нередко вспоминает про День граненого стакана и отмечает его в любое время года. Однако этот день действительно существует. Случается он, как и положено, раз в году и приходится на 11 сентября. Когда появился граненый стакан, почему называется граненым и по какой причине обрел такую популярность? История его занимательна и в то же время проста, с ней связаны многие вошедшие в обиход традиции и выражения. Но немало в ней и белых пятен, на которые вряд ли когда-нибудь найдется ответ.

Простой, как 3 копейки

Несмотря на то, что многие связывают это выражение с сатиновыми семейными трусами, история его связана именно с граненым стаканом. Количество граней у него было разным, и от этого напрямую зависела цена. Самый дорогой, называемый «люксовым», имел 20 граней и стоил в этом ряду дороже всех - целых 14 копеек. Вариант попроще, с 16 боковыми плоскостями, продавался по 7 копеек. А самый простой вид граненого стакана, о 10-ти гранях, стоил те самые 3 копейки. В хрущевские времена цены изменились примерно вдвое.

Устоявшийся стереотип о том, что «гранчак», как его часто называли, есть изобретение советского периода, не совсем корректен. Например, он представлен в полотне Кузьмы Петрова-Водкина, датированного 1918 годом под названием «Утренний натюрморт». Увековеченный экземпляр имеет 12 граней. Классикой советского времени он стал гораздо позже.

И не такой уж русский

В пользу того, что история гранчака началась не в России, говорит еще одна картина - «Завтрак», написанная испанским живописцем Диего Веласкесом. Внешний вид граней отличается от привычных для нас вертикальных, но идея просматривается отчетливо. Полотно датировано 1617-1618 гг. Кстати, метод прессования стекла, используемый в производстве этих емкостей, изобретен в США в XIX веке, в России же данная технология была освоена на 100 лет позже.

Когда появился граненый стакан?

Теперь уже никто не ответит точно на этот вопрос, очевидно лишь одно - на Руси он появился раньше, чем о нем начали упоминать, как о предмете обихода, достойном отдельного внимания. Его предшественники выдувались в наших краях еще в XVII веке, о чем свидетельствует ряд выставленных в Эрмитаже образцов. Легенда, которой уже вряд ли найдется документальное подтверждение, гласит, что Петру I гранчак был преподнесен владимирским стеклодувом Смолиным с заверениями о необычной прочности такого сосуда.

Идея монарху понравилась хотя бы тем, что он как раз вводил в обиход модное стекло взамен допотопных деревянных кружек. Вторым несомненным плюсом было то, что широкие грани не позволяли сосуду кататься по столу, что было актуально для корабельщиков. Не отсюда ли берет свое начало слово «устаканиться»?

Самодержец испил из подарка и тут же не преминул попробовать его на прочность, грохнув об пол. То, что сосуд разлетелся на мелкие осколки, нисколько не рассердило царя, и он громко воскликнул «Стаканам - быть!», тем самым дав зеленый свет их массовому производству. Ближайшее окружение услышало, однако, фразу как «стаканы - бить!» и, если верить истории, именно отсюда взял начало обычай бить стеклянную посуду на счастье. В этом, однако, имеются большие сомнения, поскольку обычаи бить посуду существовали исстари у многих народов, и разбито ее по разным поводам к тому времени было уже немало.

Вторая жизнь

После петровского случая следы гранчака в истории снова затерялись, хотя свидетельства о том, что он не вышел из употребления, появлялись регулярно. Реинкарнация стакана в советскую эпоху прочно связана с именем Веры Мухиной, которой во многих источниках и приписывается авторство. Об авторстве самой идеи речи, конечно, не идет, а вот в проекте модернизации женщина-скульптор, получившая Сталинскую премию за «Рабочего и колхозницу», участвовать могла. Известно, что она была новатором не только в области монументальной скульптуры, но и в работах со стеклом, графическим дизайном и с определенными направлениями в одежде. И в памятную дату 11.09.1943 г. с конвейера знаменитого стекольного завода в Гусь-Хрустальном сошел обновленный вариант стакана, ставший символом своей эпохи. Немного странная дата, учитывая военные события того времени, но факт остается фактом.

Необходимость в новой разработке была вызвана началом использования в конце 30-х годов импортируемых в СССР первых промышленных посудомоечных машин, а которых стеклянная посуда нещадно билась. Требовалось придумать сосуд с повышенными показателями прочности.

Главным отличием «мухинского» стакана стал гладкий ободок в верхнем крае, получивший в народе название «маруськин поясок». Из такой посуды было удобнее пить, она идеально подходила под стандарты посудомоечных машин, имела более высокую прочность. Несмотря на то, что заграничная техника не прижилась, и поставки ее были прекращены, разработка оказалась крайне удачной и имела долгую и счастливую жизнь.

Сколько существует типов граненых стаканов?

Правильнее было бы сказать - существовало, а вариантов было немало. Почему стакан называется граненым, очевидно - его наружная поверхность имеет плоские грани, количество которых почти всегда было четным и в разное время менялось от 10 до 20. Был прецедент и с 17-ю гранями, но их нечетность создавала определенные сложности в технологическом процессе, и они быстро были заменены на оптимальные 16. Прочность посуде обеспечивала не только толщина стекла, но и форма, и двойной обжиг при температурах 1400-1600С. Поначалу в состав стекла для особой прочности добавлялся свинец, что впоследствии было сочтено со всех сторон неразумным. Различались типы граненых стаканов и по объему. Их выпускали разного размера, от 50 мл до 350мл, но по единым стандартам.

Что делали с его помощью?

На территории СССР он прочно вошел в быт советского гражданина и был незаменим во многих областях. С его помощью делали многое.

Лепили

Диаметр верхнего ободка был идеален для вырезания заготовок из теста для вареников, пельменей и различных лепешек. Для вареников брали большой гранчак на 200-250мл, для пельменей - его маленький аналог на 100-150мл (стопарик, получивший название по емкости). Многие хозяйки предпочитают этот способ и сегодня, несмотря на то, что хозяйственные отделы предлагают массу более удобных девайсов для лепки пельменей и вареников.

Отмеряли

По сей день, видя в рецептуре обозначение «стакан», опытные хозяйки знают, что именно гранчак является мерилом точности в этом отношении. Те, у кого его нет, подбирают соответствующую ему меру объема и берегут именно для этих целей. Наполненный до гладкого ободка большой стакан вмещает 200 мл, а до самого верха- 250 мл. В самой известной кулинарной книге времени СССР «о вкусной и здоровой пище» мера объема вместо грамм и миллиграмм указана в стаканах на все, что только можно как-то измерить емкостью.

Сушили воздух

До изобретения пластиковых стеклопакетов во многих окнах можно было увидеть наполненный солью граненый стопарик, стоящий между рамами. Это был гениальный лайфхак для предотвращения запотевания и обледенения стекол.

Сажали рассаду

Поскольку цена этой посуде была копеечная, а бумажных и торфяных стаканчиков еще не придумали, в стаканах часто выращивали рассаду на подоконниках. Это было практично, удобно (видно, как подсыхает субстрат) и аккуратно. Кроме того многие замечали, что саженцы в такой емкости вырастают быстрее и сильнее, несмотря на отсутствие дренажного отверстия. О способности сосуда структурировать содержимое заговорили уже позже.

Соображали на троих

Знаменитая алкогольная фраза застойных времен обязана своим появлением тому же самому гранику. Когда из советских торговых точек исчезли удобные для единоличного распития небольшие бутылочки водки, мерзавчики и чекушки, мужское население вынуждено было объединяться по трое, ибо именно на троих было удобно распивать стандартную полулитровую бутылку. Получалось по 167 грамм, которых на одного было «как раз». Для точного деления содержимого было принято использовать граненый стакан, благо его всегда можно было запросто найти в уличных автоматах с газировкой (кстати, даже пьяницы имели хорошую привычку возвращать тару на место). В два стакана бутылка не помещалась, а на три делилась идеально. Наливали под «маруськин поясок», и это исключало всякую несправедливость при дележке.

Уход граненого стакана

Ушел он вместе со своей эпохой, и не потому, что стал никому не нужен, а по причине смены технологий и перевода предприятий на новые экономические рельсы. Смена старого оборудования на новые мировые аналоги сыграло с ним злую шутку, нарушив технологию изготовления. Использование «напряженного стекла», явившегося результатом этих нарушений, привело к тому, что стаканы начали массово взрываться без всяких на то причин. Знаменитый киножурнал «Фитиль» даже выпустил по этому поводу сюжет под названием «Руками не трогать!», но разлетались стаканы того времени и без всякого соприкосновения с руками. Они могли взорваться с налитым горячим чаем или просто холодной водой, а могли с грохотом разлететься на мельчайшие осколки по комнате, стоя до этого спокойно на столе совершенно пустыми. Причина оказалась проста и заключалась она в новом закупленном оборудовании, не соответствующем старой технологии. Оно было доработано, но прежнее доверие к продукции так и не вернулось. Кроме того, это было время, когда в страну хлынули заграничные товары, под которые вскоре начали работать и наши стекольные заводы. В частности, предприятие в Гусь-Хрустальном с энтузиазмом перешло на выпуск более востребованной продукции для IKEA.

Сегодня граненый стакан в нашей стране - это экзотика, которую стекольные предприятия выпускают только под спецзаказ.

Почему стакан называется граненый

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Об истории этого легендарного продукта стекольной промышленности нам рассказали научный сотрудник Музея скульптора Веры Мухиной (г. Феодосия) Светлана Явисенко и заведующая демонстрационным залом "Опытного стекольного завода" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область, РФ) Вера Костина.

БЕЗРОДНЫЙ "ИНОСТРАНЕЦ" ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв "бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение "древности" граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

"Завтрак" Веласкеса. Гранчак может оказаться иностранцем

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в... США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

Мухина. Работала не только с монументами, но и со стеклом

"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница", за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново "создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный квадрат"). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

1918-й. У Петрова-Водкина стакан будто современный

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "стаканных" домыслов, факт!

НОВАЯ ЖИЗНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА

Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-Хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для IKEA. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду — прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", — рассказала Вера Костина.

В гранях ищите штрих-код. Фото artlebedev.ru

Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект "лебедевцы" назвали загадочно — "Латустридус". Поставив перед собой цель "закусить граненым стаканом", они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится "вкусный пломбирчик". Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.

Фото artlebedev.ru

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

В этой башне 2024 гранчака

С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

ЛЕПИЛИ

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.

ОТМЕРЯЛИ

Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

"СУШИЛИ"

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

РАЗВОДИЛИ

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".

Питейная фраза "сообразим на троих?" обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "соображали".

В современное технологически развитое время на помощь хозяйкам было изобретено большое количество всевозможной вспомогательной техники как для уборки, так и для приготовления пищи. Но, как показала практика, многие хозяйки не могут обойтись на кухне без обычного классического граненого стакана.

История появления

В истории есть две версии появления граненого стакана.

По первой авторство принадлежит великому скульптору Вере Игнатьевне Мухиной, автору знаменитой монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница». Разработала она его специально для посудомоечной машины того времени, так как стакан обычной формы не мог в ней закрепиться, падал и разбивался.

По второй версии появился в далекие времена правления Петра I. Изготовил его стекловар того времени Ефим Смолин, для удобства моряков на флоте. Во время качки формы меньше скатывались со столов, чем круглые, а после падения почти не бились.

«День рождения» стакана

Как бы там ни было и кому бы ни приписывали авторство, официальный день рождения у граненого стакана 11 сентября 1943 года. Согласно историческим данным, именно в этот день был выпущен первый советский граненый стакан.

Впервые его официально выплавили в старейшем городе России Гусь-Хрустальный, его высота составляла 9 см, диаметр 6,5 см, имел он 17 граней, а объем граненого стакана составлял 200 мл. Именно он и считается с тех пор классическим.

Затем, когда производство было поставлено на поток, их выпускали с 16, 17 и даже 20 гранями, а объем граненого стакана в мл мог составлять от 150 до 280.

Область применения

Помимо стандартного применения, граненый стакан получил еще много дополнительных функций. С его помощью:

Соотношение объема и веса

И как бы ни продвинулись современные технологии, зачастую в различных рецептах можно встретить такую меру, как граненый стакан.

Или, наоборот, не имея весов под рукою, при его помощи можно отмерить нужное количество продукта. Главное, чтобы объем граненого стакана был стандартным - 200 мл.

Ниже приведены самые популярные жидкие продукты:

Не обошла мера измерения в граненых стаканах и сыпучие продукты:

Из этого можно сделать выводы, что граненым стаканом можно измерить все.

Стаканы в современности

Помимо обычного применения - что-то отмерить или отсыпать - стаканы стали чем-то большим, чем обычная кухонная утварь.

Его можно подарить. Купить в сувенирном магазине уже готовый стакан с оригинальной надписью, именем, рисунком или заказать что-то свое. И это будет отличным подарком.

В честь граненого стакана проводят различные выставки и экспозиции, в которых собраны всевозможные экземпляры, от самых современных до очень старых и ценных.

Существуют конкурсы на лучший подстаканник. Затем их выставляют на всеобщее обозрение на выставках. Некоторые стаканы настолько красивы и оригинальны, что их проще причислить к произведению искусства, нежели к посуде. Ведь, как известно, есть достаточно большое количество народных умельцев, которые из обычного граненого стакана способны сделать настоящий шедевр.

Из этого можно сделать вывод: граненый стакан - это не просто посуда, а что-то историческое, творческое и до сих пор необходимое на многих кухнях.

11 сентября 1943 года был выпущен первый гранёный стакан советского образца…
1. История появления гранёных стаканов в России доподлинно не известна. По одной из версий, производство подобной посуды началось при Петре I для нужд флота. Гранёные стаканы не скатывались со стола в том случае, если опрокидывались во время качки на море.
2. Автором дизайна советского гранёного стакана считается скульптор Вера Мухина, создательница знаменитой статуи «Рабочий и колхозница».


3. Главным отличием «мухинского» стакана от его предшественников является наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Появление этой детали связано с тем, что стакан создавался в первую очередь для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.


4. Первый советский гранёный стакан был выпущен 11 сентября 1943 года старейшим в России стекольным заводом, расположенным в городе Гусь-Хрустальный.


5. В народе советский гранёный стакан получил прозвище «маленковский » - по имени советского государственного деятеля, председателя Совета Министров СССР Георгия Маленкова.
6. Классический советский гранёный стакан имеет чётное число граней : 12,14,16,18,20. Это объясняется тем, что выпускать стаканы с чётным количеством граней технологически проще, чем с нечётным.
7. Классический советский гранёный стакан, наполненный до краёв, вмещает 250 мл жидкости . Помимо главного образца, в СССР выпускались стаканы объёмов в 50, 100, 150, 200 и 350 мл.
8. Советский гранёный стакан являлся неотъемлемым символом распития водки . При классическом распитии поллитровой бутылки «на троих» стакан заполнялся ровно на пять шестых.


9. В 2005 году в Ижевске в День России 12 июня была построена пирамид а из 2024 гранёных стаканов, высота которой составила 245 см.
10. Советский гранёный стакан стал главной мерой объёма и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 г воды или молока, 130 г муки, 180 г сахара, 210 г сметаны, 290 г ягодного пюре.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта