Главная » Информация » Продажа алкоголя без лицензии ук рф. Незаконная продажа алкоголя

Продажа алкоголя без лицензии ук рф. Незаконная продажа алкоголя

От незаконной продажи спиртного страдает и федеральный бюджет, и здоровье россиян. Депутаты и сенаторы считают, что нужно увеличить штрафы и установить уголовную ответственность за нелегальный бизнес при продаже алкоголя.

Юридические лица поплатятся годовой выручкой

Первый законопроект с поправками в в КоАП внесли единороссы. По словам одного из авторов инициативы Ильдара Гильмутдинова , было несколько подобных инициатив, одну из которых вносил Госсовет Татарстана. Авторы законопроекта отмечают, что основными причинами роста числа правонарушений является, прежде всего, высокая доходность незаконной деятельности и относительно низкие штрафы.

Физические лица, которые нелегально торгуют алкоголем, могут быть привлечены к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, и штраф за это составляет от 2000 до 2500 рублей. Организацию за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии могут оштрафовать в размере от 200 до 300 тысяч рублей.

Но эти штрафы не работают как превентивная мера, что подтверждает статистика. По данным Росстата, количество правонарушений, связанных с незаконной деятельностью по продаже спиртного, в последние годы увеличивается. За 9 месяцев 2013 года выявлено около 11 тысяч правонарушений, а в 2015 году - уже почти 14 тысяч.

Законопроект предлагает усилить административную ответственность за продажу алкоголя без лицензии. КоАП также решено дополнить новой статьёй, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами. Штраф для физлиц хотят увеличить до 200-300 тысяч рублей, а юридическим лицам незаконная торговля алкоголем будет грозить штрафом в виде совокупной выручки при реализации товара за год.

Комитет Госдумы по госстроительству поддерживает инициативу, но к законопроекту есть ряд замечаний. «Вызывает сомнения соразмерность наказания и правонарушений физлиц, - сказал заместитель председателя комитета единоросс Александр Грибов . - Может возникнуть ситуация, что предполагаемое увеличение наказаний приведёт к дисбалансу штрафов в КоАП».

Член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Валентина Рудченко спросила, будут ли устанавливать ответственность за продажу самогона. «Берите лицензию, и продавайте самогон, но без лицензии ничего не должно продаваться: ни самогон, ни пиво», - сказал Гильмутдинов.

Комментируя инициативу, лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский отметил, что Госдума много лет занимается проблемой суррогатного алкоголя, но пока что нет результата. «Сто лет назад, в 1916 году, царь ввёл сухой закон, и его отменили те, кто предлагают отметить со стаканом в руке столетие революции», - сказал Жириновский. Он считает, что нужна госмонополия на алкоголь - конкретное количество заводов, производящих алкоголь, и жёсткий контроль над ними.

За незаконную продажу алкоголя - уголовная статья

Второй законопроект разработан сенаторами, которые предлагают внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Авторы отмечают, что с 2012 года началась акцизная реформа, которая вызвала двукратный рост цен на легальную водку. Если в 2010 году самая дешёвая легальная водка в магазине стоила 100-110 рублей, то в 2015 году - от 200 - 220 рублей за 0,5 л. При этом бутылка нелегальной водки обойдётся в 100 рублей. При такой разнице в ценах началось резкое падение уровня продаж легальной алкогольной продукции, и при этом уровень потребления спиртного в стране не снижается.

Объём розничной продажи крепкого спиртного с 2012 по 2015 год снизился более чем на 40 процентов, а количество лицензированных точек продаж алкоголя - на 25 процентов. Многие предприниматели перешли в теневой сектор. По оценкам экспертов, около 30 процентов розничных точек, реализующих алкоголь, работает без лицензии. Алкоголь продают на рынке, с машин, в Интернете.

Количество правонарушений на алкогольном рынке, связанных с незаконной деятельностью, увеличилось с 14 тысяч в 2013 году до 18 тысяч в 2016 году. За первое полугодие 2016 года выявлено 85 подпольных цехов по производству алкоголя. Нелегальный алкогольный рынок приносит ежегодно более 100 миллиардов рублей доходов его участникам в денежном эквиваленте.

По словам главы Комитета Совета Федерацию по бюджету Сергея Рябухина , существующие штрафы в 200-300 тысяч не пугают юридических лиц, прибыль которых гораздо больше. Законопроектом предлагается выделить незаконную продажу алкоголя, если преступление совершено в крупном размере, в качестве специального состава преступления в Уголовном кодексе, установив повышенный размер штрафа за его совершение - до 2 миллионов рублей. Крупным размером признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выше триста тысяч рублей. За изготовление или сбыт поддельных акцизных марок для маркировки алкогольной продукции предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Альтернативное наказание - принудительные работы или лишение свободы на срок до трёх лет.

Бороться надо не только с суррогатным алкоголем

Депутаты поддержали этот законопроект в первом чтении, но предложили внести в него ряд поправок. Член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный отметил, что основной источник отравления граждан - спиртосодержащие жидкости, которые употребляют около 10 миллионов граждан.

Ограничение доступа к легальному алкоголю и дешёвому нелегальному алкоголю приведёт к тому, что часть людей станет варить самогон, считает Куринный. Но часть граждан, которые пили дешёвый суррогат, могут перейти на спиртосодержащие жидкости. Так что ещё одним законопроектом надо ограничить продажу последних и ввести более жёсткую ответственность за их производство без лицензии. Такую поправку он предложил внести ко второму чтению законопроекта.

В настоящее время ответственность за нарушение предполагает штраф, а также изъятие оборудования, использовавшегося в целях производства нелегального алкоголя, и самого товара. Получить подробную информацию по данному вопросу можно, обратившись к компетентным юристам нашей компании.

О контрафактной продукции

Согласно Гражданскому кодексу, контрафактными являются товары, на которых товарный знак размещен незаконно. К этой категории относится продукция, выпускаемые под брендами, имеющими сильное сходство с определенными марками, что вводит в заблуждение покупателей.

При реализации контрафактного алкоголя нарушаются исключительные права владельцев официально зарегистрированных торговых марок. Подделки могут иметь разный уровень качества; нарушением при реализации контрафакта является собственно ущемление прав владельцев законных брендов.

Что грозит за незаконную продажу алкоголя?

При причинении существенного ущерба правообладателям продавцам поддельной продукции грозят штрафные санкции. При этом нарушение исключительных прав является основанием для закрытия компании, осуществлявшей незаконную деятельность.

Продавцам контрафактного алкоголя предъявляется обвинение в противоправном использовании торговой марки. Закон предусматривает за подобное деяние штраф, который для юридических лиц колеблется от 20 до 40 тысяч рублей. Минимальная штрафная санкция для ИП составляет 10 тысяч рублей, максимальная - 20 тысяч. При этом поддельная продукция изымается.

Определение контрафактности алкоголя

Алкоголь, имеющий поддельную акцизную маркировку, не относится к категории контрафактной продукции. Подделка акцизной марки не тождественна незаконному использованию определенного бренда. Контрафактным же алкоголь считается именно в последнем случае.

Законодательство устанавливает правила маркировки алкоголя, за нарушение которых предусмотрено уголовное наказание. При торговле алкоголем нарушениями являются отсутствие на продукции акцизной маркировки или отсутствие необходимой информации на акцизах.

Какое наказание грозит за нарушение правил маркировки и подделку акцизов?

Лица, осуществляющие продажу алкоголя и выступающие в качестве собственников товара, должны обеспечить правильность нанесения акцизов, их корректное оформление, а также подлинность данных марок. Эта обязанность распространяется и на импортеров алкоголя. От них она переходит к оптовым поставщикам, а в дальнейшем - к продавцам розничной сети.

Торговля алкоголем, имеющим поддельную акцизную маркировку или не маркированным вовсе, может повлечь за собой административную, гражданскую или уголовную ответственность.

Административное наказание предусматривается за продажу алкоголя, на котором отсутствуют необходимые акцизные марки. В этом случае нарушителю грозит штраф от 200 до 300 тыс. руб. Нелегальный алкоголь при этом конфискуется.

Уголовное наказание предусмотрено при использовании на товаре фальшивых акцизов. Последствия для виновного лица могут иметь форму штрафа или ареста; товар при этом изымается.

Если поддельная маркировка обнаружена, продавец может лишиться лицензии на продажу алкоголя. Для лишения нарушителя разрешительного документа необходимо соответствующее решение суда. Инициировать рассмотрение этого вопроса в судебном порядке может уполномоченная инстанция, которая также вправе

приостановить действие лицензии до момента вынесения судом решения.

Следует отметить, что не всегда суд в таких случаях выносит решение о лишении лицензии. Как определил Арбитражный суд, закон не предусматривает обязанности судебных инстанций лишать нарушителей разрешительного документа при выявлении поддельных акцизов.

Е. В. Шестакова , генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

Журнал «Учет в производстве » № 2, февраль 2014 г.

С 2014 года усилена уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Подробности - в статье.

Введены новые меры воздействия

Одна из форм правового регулирования производства и оборота алкоголя - установление ответственности за нарушение законодательства.

Причем не только административной, но и уголовной (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2013 г. № А78-2463/2013).

Однако действовавшие до недавнего времени санкции не всегда сдерживали нарушителей. Кроме того, играли роль и такие объективные причины, как инфляция и повышение величины минимального размера оплаты труда (МРОТ). Поэтому нормы наказания за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции решено было изменить. С этой целью принят Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ.

Увеличены административные штрафы

Розничная продажа этилового спирта, в том числе по фармакопейным статьям, теперь влечет наложение штрафа на должностных лиц организации в размере от 10 000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 руб. с конфискацией продукции (ч. 1 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

За оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность операций, также полагается штраф: для должностных лиц - от 10 000 до 15 000 руб., для юридических - от 200 000 до 300 000 руб. При этом алкоголь будет конфискован (ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Производство или оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований повлечет санкции, размер которых для юридических лиц составляет от 100 000 до 150 000 руб. (ч. 1 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При грубом нарушении таких требований юрлицо может быть оштрафовано на сумму от 150 000 до 200 000 руб. или его деятельность вообще будет приостановлена на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если же производство или оборот алкогольной продукции ведется без соответствующей лицензии, то штрафные санкции для компании окажутся еще выше - от 200 000 до 300 000 руб. (ч. 3 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Санкции за производство продукции без маркировки для должностных лиц составляют от 10 000 до 15 000 руб., для юридических - от 100 000 до 150 000 руб. Сам же алкоголь будет конфискован (ч. 3 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Аналогично этому к негативным последствиям приведет и оборот продукции без маркировки. В таком случае для должностных лиц штраф составит от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических - от 200 000 до 300 000 руб. Причем продукцию тоже конфискуют (ч. 4 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Искажение информации или нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота или использования алкогольной продукции наказывается штрафом, размеры которого установлены статьей 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях: для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб., для юридических - от 50 000 до 100 000 руб.

Отметим: ранее в этой статье говорилось, что санкции налагаются за уклонение от подачи соответствующих алкогольных деклараций или за их несвоевременное представление, а также за включение в них заведомо искаженных данных. При этом сумма штрафа для должностного лица составляла от 3000 до 4000 руб., а для юридического - от 30 000 до 40 000 руб.

Кроме того, неповиновение законному распоряжению или требованию тех, кто проводит соответствующий госконтроль в области производства и оборота алкогольной продукции, чревато штрафом для должностных лиц компании в размере от 5000 до 8000 руб. (ч. 6 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Также наказывается и невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного контроля. В данном случае штрафные санкции, налагаемые на должностных лиц, составят от 6000 до 12 000 руб., а на юридических - от 20 000 до 40 000 руб. (ч. 22 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Когда возможно уголовное наказание

Детализирована ответственность, предусмотренная статьями 171.1 и 327.1 Уголовного кодекса РФ. Каждая из этих статей дополнена двумя пунктами.

Рассмотрим, какие санкции теперь применяются.

Отсутствие маркировки

Алкогольную продукцию, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, необходимо маркировать. Об этом сказано в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (далее - Закон № 171-ФЗ).

При этом мера ответственности за нарушения зависит от того, какие марки используются.

Так, при объеме операций, превышающем 1 500 000 руб. (ч. 2 ст. 169 Уголовного кодекса РФ), отсутствие на алкогольной продукции при ее производстве, приобретении, хранении, перевозке или продаже акцизных или специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, наказывается штрафом до 200 000 руб. или в размере зарплаты или какого-либо другого дохода осужденного за период до 18 месяцев. Или он может быть привлечен к принудительным работам на период до трех лет либо лишен свободы на этот же срок со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы или какого-либо другого дохода за период до шести месяцев (ч. 1 ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ).

Еще более серьезное наказание полагается за те же нарушения, но совершенные организованной группой или при объемах операций свыше 6 000 000 руб. Такой показатель определен частью 2 статьи 169 Уголовного кодекса РФ. При этом предельный срок лишения свободы - шесть лет (ч. 2 ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ).

В то же время если продукцию требуется маркировать акцизными либо федеральными специальными марками, то мера ответственности определяется частями 3, 4 статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ.

Так, производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа без такой маркировки при объемах операций, превышающих 1 500 000 руб., наказываются штрафом до 500 000 руб. или в размере зарплаты или какого-либо другого дохода осужденного за период до двух лет. Или гражданин может быть привлечен к принудительным работам на период до трех лет либо лишен свободы на этот же срок со штрафом в сумме до 120 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода за период до шести месяцев (ч. 3 ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ). При этом часть 4 статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает более суровое наказание, если аналогичные нарушения совершены организованной группой или объемы операций превышают 6 000 000 руб.

Подделка акцизных марок

Уголовным законодательством установлена ответственность за операции с фальшивыми акцизными и специальными марками и знаками соответствия, защищенными от подделок.

В этом случае за изготовление или сбыт поддельных марок полагается штраф в сумме от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или какого-либо другого дохода за период от одного года до двух лет. Возможно также наказание в виде принудительных работ до трех лет или лишения свободы на этот же срок. Об этом сказано в части 1 статьи 327.1 Уголовного кодекса РФ.

А вот только лишь за использование заведомо поддельных марок грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или какого-либо другого дохода за период от одного года до трех лет. Возможно также наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет или лишение свободы на этот же срок (ч. 2 ст. 327.1 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, отдельно определена ответственность и за подделку акцизных или федеральных специальных марок. В этом случае за изготовление или сбыт фальшивок полагается штраф в сумме от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или какого-либо другого дохода за период от одного года до двух лет.

Также возможно наказание в виде принудительных работ на срок до трех лет или лишения свободы на этот же период. Об этом сказано в части 3 статьи 327.1 Уголовного кодекса РФ.

В то же время только лишь использование заведомо поддельных акцизных или федеральных специальных марок наказывается штрафом в сумме от 300 000 до 700 000 руб. или в размере заработной платы или какого-либо другого дохода за период от одного года до трех лет. Также возможно наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет или лишения свободы на этот же период (ч. 4 ст. 327.1 Уголовного кодекса РФ).

Помимо негативных последствий в виде привлечения к административной или уголовной ответственности, производство и оборот алкогольной продукции без маркировки либо с поддельными марками является основанием для аннулирования соответствующей лицензии.

В этом случае, согласно части 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ, действие лицензии может быть прекращено судом после обращения лицензирующего органа.

При этом нужно учитывать следующее. В ряде случаев, определенных постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 г. № 824, лишить компанию лицензии может и само Росалкогольрегулирование.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта