Грядущий, 2019 год будет отличаться от 2018 года вступлением в силу новых «алкогольных» законов и более суровой ответственности за нарушения в этом плане.
Законодатели вовсю стремятся продемонстрировать заботу о будущем российской нации. Госдума приняла несколько сотен поправок к Закону 171 ФЗ. Большие «алкогольные» перемены ожидают производителей, реализаторов, потребителей.
С первого января 2019 года начинается отсчет льготного периода, предоставленного производителям и реализаторам алкогольных напитков. За это время им предстоит привести свой бизнес в соответствие с новыми поправками к Закону о производстве и продаже спиртного. Полугодовая отсрочка предусматривает отсутствие санкций за нарушение обновленных законодательных актов. Санкции возымеют силу с первого июля 2019 года.
Данные изменения не останутся незамеченными российскими покупателями. По словам народных избранников, новые законы направлены на борьбу с теневым производством спиртных напитков, организацию прозрачной системы контроля производства и реализации. И, конечно же, на борьбу с алкоголизмом, который достиг масштаба национального бедствия.
Что ожидать в 2019 году
Перемены коснутся производителей, розничных реализаторов и покупателей алкогольной продукции. Им предстоит освоить новый формат бизнеса и потребления спиртного. Контролирующим органам добавится забот, ведь закон коснулся не только реального сектора бизнеса и жизни, а и глобальной сети.
С первого января 2019 года начнут действовать следующие поправки и дополнения :
Изменения в федеральном законе получили соответствующее отражение в Кодексе об админ нарушениях (КоАП). Важно помнить, что данные акты могут быть дополнены местными властями в регионах России.
Начиная с первого января грядущего года запрещается рекламировать продажу алкогольных напитков на просторах Рунета. КоАП предусматривает ответственность за нарушение ограничения в виде штрафа:
Закон 149 ФЗ в новой редакции предусматривает блокировку интернет-ресурсов, размещающих на своих страницах рекламу о продаже спиртосодержащей продукции, алкогольных напитков.
Данная мера призвана ограничить распитие алкогольной продукции на территории России.
Одновременно с этим Минфин РФ разрабатывает законопроект о порядке онлайн-реализации алкоголя, который начнет действовать с первого июля 2019 года. В настоящее время продажа спиртосодержащих товаров в Рунете официально запрещена. Ведомство считает, что запрет является фикцией, поскольку алкоголь продолжает продаваться в сети. Законопроект предусматривает систему контроля онлайн-продаж алкогольной продукции.
Дистанционная торговля алкоголем возможна только через ресурс в зоне egais.ru. Торговые площадки, размещенные в другой зоне, будут блокироваться.
«Алкогольные» поправки в КоАП предусматривают ответственность граждан за владение, использование не зарегистрированного технического оборудования, с помощью которого получают спиртосодержащие напитки.
С первого января 2019 года штрафы за незаконное спиртопроизводящее оборудование коснутся и физлиц.
Отсутствие регистрации влечет к штрафу и конфискации данного оборудования:
Также вводятся штрафы за использование фармацевтического этилового спирта при производстве алкогольной продукции.
Согласно статьи 14.17.2 КоАП, с первого января 2019 года ограничивается перевозка физлицами немаркированного алкоголя, не зависимо от места его производства. Нарушение ограничения влечет к штрафным санкциям в размере три-пять тыс. рублей, изъятию перевозимой продукции.
Допустимый объем перевозимого физлицами немаркированного алкоголя по территории России составляет десять литров на одного человека.
Успешное завершение тестирования и внедрения Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) привело к законному переходу к глобальной форме контроля за оборотом алкогольной продукции. Это позволит исключить из розничной торговли нелегальный алкоголь.
По оценкам аналитиков, две трети реализуемого в России алкоголя производится нелегально, что ставит под удар здоровье граждан и приводит к огромным потерям в бюджете.
ЕГАИС позволит создать единую базу отечественного, импортного алкоголя. Для этого на каждой кассе должен присутствовать специальный сканер, связанный с базой посредством Интернет-соединения. Сканер считывает данные с акцизной марки. Эта информация отражается в чеке.
Большой плюс ЕГАИС состоит в том, что покупателям станет доступна информация о происхождении каждой бутылки алкоголя.
Также обсуждается законопроект о внедрении специального ГОСТа для бренди. Такая необходимость вызвана небывалым оборотом нелегального коньяка. Соответствующая поправка в 171 ФЗ позволит выделить бренди в отдельную категорию алкогольной продукции. Это повысит доступность качественного алкоголя и облегчит работу контролирующих органов.
Административный и Уголовный кодексы РФ получили множество новых статей и поправок касательно ответственности россиян за нарушения «алкогольных» законов. К несоразмерным штрафам добавились арест, общественные работы, лишение свободы.
Уголовный кодекс пополнился двумя статьями о «Незаконном производстве спиртосодержащей продукции» и «Незаконной продаже алкогольной продукции».
Первая статья предусматривает взыскание штрафа в размере двух-трех млн. рублей или принудительным работам на одни-три года, лишению свободы до трех лет. Коллективное нарушение закона ведет к многократному ужесточению наказания:
Вторая статья о незаконной продаже ведет к взысканию штрафа в сумме 50-80 тыс руб. Поддельные акцизные марки приведут к лишению 300-500 тыс рублей, принудительным работам или заключению до восьми лет. И это только вершина айсберга, поскольку тяжесть наказания должна быть соразмерна нанесенному ущербу.
КоАП России ожидают изменения в плане коллективной ответственности за спаивание подростков и молодежи. Согласно мнению социологов, большинство подростков впервые пробуют алкоголь в компании старшего поколения. Сейчас ответственность за продажу алкоголя малолетним накладывается только на представителей розничной торговли.
В скором времени родители и опекуны школьников, употребляющих алкоголь, будут привлекаться к административной ответственности. Кроме того, новый законопроект содержит перечень ответственных лиц. Сердобольные граждане, поддавшиеся на уговоры купить для подростка алкоголь, табак, оказались в этом списке. Законодатели не обошли вниманием общительных собутыльников, предлагающих малолетнему «выпить рюмочку», которых также предлагается привлекать к ответственности.
Власти остаются непоколебимы относительно, ранее введенных, дней трезвости. К тому же регионы уполномочены расширять антиалкогольный календарь. В настоящее время алкоголь повсеместно не продают:
В Ульяновском регионе местные власти расширили перечень, добавив к нему:
Пункт пятый статьи 18-ой в Законе 171 ФЗ, накладывающий ограничение на время реализации алкоголя, остался без изменений. Учитывая пролонгацию закона, следует ожидать в 2019 году повсеместный запрет на продажу спиртосодержащих напитков после 23.00. Возобновление реализации алкоголя разрешается только с восьми утра.
Многие регионы внесли собственную лепту в расширение трезвого периода суток. Так, в Подмосковье и Санкт-Петербурге торговлю алкоголем начинают только с 11.00. В Якутии, Тульской области продажа алкоголя разрешается с 14.00. В Саратовской, Астраханской, Кировской областях реализация алкоголя начинается в 10.00
На рассмотрение Госдумы неоднократно поступали законопроекты об изменении ныне действующих возрастных ограничений. Эксперты ссылаются на международную практику развитых стран и неутешительную статистику потребления алкоголя в России.
Так, 99 из сотни старшеклассников имеют опыт алкогольного опьянения. Каждый день в России треть юношей и четверть девушек употребляют спиртосодержащие напитки различной крепости. Только четыре процента шестиклассников не знают вкус алкоголя.
Учитывая успешный опыт развитых стран в борьбе с алкоголизмом, очередной законопроект предполагает изменить с 18 лет на 21 год. Главным инициатором законопроекта выступает российский Минздрав. Пока законопроект находится на рассмотрении Госдумы.
С первого января 2019 года возрастное ограничение на продажу алкоголя, табака остается на отметке 18 лет.
Розничная продажа алкогольной продукции – дело, безусловно, сверхприбыльное. Но с каждым годом при осуществлении данного вида предпринимательской деятельности бизнесменов «загоняют» во все более жесткие рамки: так, с этого года, помимо получения специальных государственных лицензий, действуют новые правила продажи алкогольной продукции. Подробнее об этом читайте в нашем материале.
В 2016 году основным и по-настоящему «нашумевшим» нововведением в сфере розничных продаж стало введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) . В обязательном порядке все предприятия, осуществляющие производство, розничную и оптовую торговлю алкогольной продукцией, теперь подключаются к ЕГАИС и отправлять данные о продажах алкоголя в Федеральную службу Росалкогольрегулирования.
Проще говоря, ЕГАИС – это всероссийская база данных, содержащая полную информацию обо всей алкогольной продукции, произведенной в России или ввезенной на территорию нашей страны. Данные о каждой бутылке алкоголя – кем и когда произведена, каков состав напитка, крепость и объем – можно узнать, просто считав приложением на смартфоне QR-код.
Необходимость данной системы вызвана возрастающим объемом контрафактной и поддельной алкогольной продукции, а также участившимися случаями отравления некачественным алкоголем. .
Организации, не подключившиеся к ЕГАИС или нарушившие порядок фиксации информации, штрафуются: для руководителей фирм штраф составит до 15 тысяч рублей, для юридических лиц – до двухсот тысяч рублей.
В целом же, все специалисты и ритейлеры отмечают сложность правил, по которым следует реализовывать алкоголь.
Алкогольная продукция – это пищевая продукция, произведенная или с использованием этилового спирта из пищевого сырья, или без этилового спирта, или при использовании спиртосодержащей пищевой продукции. При этом объемная доля этилового спирта должна составлять более 0,5% объема.
Виды алкогольной продукции бывают разные. К примеру, это спиртные напитки (коньяк, водка, виски), вино, ликерное, искристое или фруктовое вино, пиво, сидр, медовуха и другие. Все мы знаем, что продажа алкогольной продукции действительно прибыльный бизнес, и именно поэтому процессы производства, торговли и употребления алкоголя строго контролируются и регулируются государством нашей страны.
Полезные документы для скачивания
Основным документом в этой связи является Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-Ф «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который нередко претерпевает изменения.
Согласно ему, каждый предприниматель, который хочет заняться изготовлением, хранением, поставкой или реализацией продукции алкогольной или спиртосодержащей обязан получить лицензию на осуществление данного вида деятельности. Продажа алкогольной продукции в обязательном порядке контролируется государственными уполномоченными органами.
Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать, осуществляя торговлю алкоголем:
Кроме того, существует ряд основных требований к магазинам, в которых планируется продавать алкогольную продукцию, для получения ими лицензии:
Необходимо сказать, что три последних требования не обязательны для соблюдения в предприятиях общественного питания.
При этом «желающие» осуществлять продажи алкогольной продукции должны в обязательном порядке оснащать места продаж кассовыми аппаратами и вести документы строгой отчётности. Также необходимо правильно хранить алкоголь, и соблюдать правила пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
В соответствии с Федеральным законом нашей страны, лицензия на торговлю алкоголем выдается только юридическим лицам. Индивидуальные предприниматели могут продавать только пиво и пивные напитки – данный вид продукции не подпадает под лицензирование. Оформить лицензию на алкоголь можно на один год или сразу на пять лет.
Первым делом, еще до подачи документов на получение лицензии на торговлю алкоголем, необходимо оформить госпошлину, которая на сегодняшний день составляет – 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии. То есть, стоимость лицензии на пять лет составит 325 тысяч рублей.
Многие бизнесмены отмечают сложность оформлении лицензии на торговлю алкогольной продукцией именно в части сбора документов. Вам необходимо собрать основательный пакет справок и сертификатов в который входят:
Данные документы для получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией можно представить как в бумажном, так и в электронном виде.
Существует также ряд требований по размеру уставного капитала для организаций, планирующих осуществлять продажи алкогольной продукции. Так, например, в размере десяти тысяч рублей должен быть уставной капитал фирмы, планирующей реализовывать продукцию с содержанием 15% этанола.
При продаже алкогольных напитков с более, чем 15% этанола, уставной капитал организации должен быть 300 тысяч рублей. Если организация малого бизнеса будет осуществлять продажи алкогольной продукции с содержанием этанола свыше 15% и при этом предприятие не числится в специальном реестре, то уставной капитал юрлица должен составлять 1 миллион рублей. Для предприятий оптовой торговли – 10 миллионов рублей.
Лицензия на торговлю алкоголем оформляется в течение 30 календарных дней. В каждом субъекте нашей страны лицензия на алкоголь выдаются органами исполнительной власти. Какими именно – необходимо уточнять непосредственно в каждом регионе. Так, например, в Москве – эти функции осуществляет Департамент торговли и услуг.
Стоит учитывать следующий аспект: после того, как вы будете несколько месяцев собирать документацию для получения лицензии на торговлю алкоголем, вас может ждать отказ в ее выдаче. То есть госпошлину в размере 65 тысяч рублей вам никто не вернет.
Также стоит помнить, что продлевать «алкогольную» лицензию можно за три месяца до окончания срока ее действия. До момента получения новой лицензии продажа алкоголя в магазине запрещена. При наличии всех необходимых документов, вами будет легко получена лицензия на алкоголь. А соблюдая данные правила розничной продажи алкогольной продукции, деятельность вашего магазин никогда не будет вызывать нарекания у контролирующих органов.
Ответственность за реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии ужесточил Федеральный закон N 365-ФЗ. Предприниматель должен будет заплатить штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей, а организация – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом все виды реализуемой продукции могут быть конфискованы.
Нарушения и грубые нарушения лицензионных требований также могут повлечь за собой административную ответственность и конфискацию алкогольной продукции. Это, например, если торговый объект не будет соответствовать лицензионным требованиям. При грубых нарушениях правил лицензирования, например, продажа алкоголя плохого качества, работу вашего магазина могут остановить на срок до трех месяцев.
Также организация, продающая алкоголь, может быть оштрафована на сумму до 300 тысяч рублей в случае реализации алкогольной продукции с поддельными марками – обязательной маркировке подлежит весь алкоголь кроме пива. Вся партия немаркированного алкоголя будет конфискована.
Штрафы за нарушение правил продажи алкоголя могут достигать 300 тысяч рублей, а еще компании грозит конфискация товара. Если не соблюдать при продаже алкоголя время продажи или вести продажу алкоголя без лицензии, компания может потерпеть большие убытки. Какие основные правила нужно знать.
Читайте в нашей статье:
Если компания ведет продажу алкоголя с нарушениями, административный орган вправе привлечь ее к ответственности (ст. 14.16 КоАП РФ). Например, если компания:
Штраф составит до трехсот тысяч рублей с конфискацией товара.
Продажу алкоголя в России осуществляют в соответствии с «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – закон № 171-ФЗ). Рассмотрим, какие требования чаще всего нарушают продавцы и как правильно организовать реализацию спиртных напитков .
Продажа алкоголя запрещена в нестационарных торговых объектах (п. 9. ч. 2 ст. 16 закона № 171-ФЗ).
Верховный суд указал, что стационарным является сооружение, которое:
Понятие такого строения также содержит закон (п. 5. ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»).
Нужно подтвердить капитальный характер здания, где ведется торговля, чтобы компания могла доказать, что при продаже алкоголя и другой аналогичной продукции не нарушает данное ограничение. В этом помогут документы. Чтобы создать стационарный объект, застройщик оформляет права на земельный участок и разрешение на строительство. На основе указанных сведений суд определяет, относится ли спорный объект к недвижимости. Если объект не относится к стационарным, компании грозят санкции.
Компания не смогла оспорить штраф за нарушение правил торговли алкоголесодержащей продукцией. Суд сделал вывод, что заявитель торговал в нестационарном объекте. Административный орган, который вынес постановление о штрафе , представил в суд документы. Он предъявил копию акта о приемке в эксплуатацию временного нежилого здания пляжно-развлекательного комплекса с кафе-рестораном, схему размещения нестационарных торговых объектов на участках и договор аренды земли.
Суд сделал вывод, что компания-заявитель получила участок под размещение пляжно-развлекательного комплекса без права возведения объектов недвижимости. Комиссия, которая подписала акт ввода в эксплуатацию, обладала полномочиями на приемку строений некапитального характера. Согласно сведениям технического паспорта, фундамент под спорным строением представляет собой железобетонную плиту. Такое основание не свидетельствует о прочной связи строения с землей (постановление Тринадцатого ААС от 14.11.2016 № 13АП-24891/2016 по делу № А56-40963/2016).
В другом деле суд также посчитал, что здание не относится к стационарным объектам, а компания нарушает ограничения продажи алкоголя. Он указал, что строение не обладает признаками, которые позволяют отнести сооружение к предприятию быстрого питания, поскольку отсутствовали коммуникации (туалет, раковины, и т.д.). Предприниматель вел продажу алкоголя (пива) в нестационарном торговом объекте. Роспотребнадзор правомерно привлек нарушителя к ответственности (постановление Самарского областного суда от 10.02.2017 № 4а-98/2017).
По общему правилу реализация алкогольной продукции запрещена с 23:00 до 08:00 по местному времени. Кроме того, законодательный органы субъектов РФ вправе ввести дополнительные ограничения на продажу (абз. 2 п. 9 ст. 16 закона № 171-ФЗ, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47). В частности, при продаже алкоголя нужно проверить по местным правовым актам, допускают ли торговлю до 22 или 23 часов, или она с этого времени запрещена. Также могут присутствовать иные ограничения. Например, в городе могут установить запрет на ночную торговлю спиртными напитками или обязанность по уведомлению о торговле при проведении массовых мероприятий (апелляционное определение Липецкого областного суда от 14.03.2016 по делу № 33-741/2016).
С какого времени в том или ином регионе продажу алкоголя прекращают, мы указали в таблице. Обратите внимание, что в законодательстве субъектов РФ могут быть исключения, и в том или ином случае ограничение действовать не будет, или, напротив, наложены особые ограничения или полный запрет на продажу. Чтобы узнать, в соответствии с каким графиком вести продажу алкоголя в данном субъекте РФ, ознакомьтесь с местными требованиями.
Период, в течение которого нельзя продавать алкоголь |
Субъект РФ |
Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Республика Крым, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Красноярский край, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Кемеровская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Московская область, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Ростовская область, Свердловская область, Смоленская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, г. Москва, Ненецкий автономный округ (запрещено продавать напитки с содержанием этилового спирта до 16,5 %). |
|
Республика Коми, Брянская область, Рязанская область, Сахалинская область, г. Севастополь. |
|
Тамбовская область, Тюменская область. |
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
|
Республика Марий Эл, Приморский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область. |
|
Республика Бурятия, Алтайский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Липецкая область. |
|
Республика Алтай, Кировская область (по воскресеньям – с 22:00). |
|
Кабардино-Балкарская Республика, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская область, Белгородская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Магаданская область, Омская область, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область, Тверская область, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ (см. специфику ограничения в законодательстве региона). |
|
Архангельская область. |
|
Республика Дагестан. |
|
Республика Адыгея, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область. |
|
Карачаево-Черкесская Республика, Амурская область, Псковская область. |
|
Забайкальский край, Ненецкий автономный округ (запрещена продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта выше 16,5%). |
|
Тульская область (по выходным – с 22:00 до 12:00). |
|
Чукотский автономный округ (по отдельным районам существуют свои ограничения на продажу алкоголя). |
|
Республика Саха (Якутия). |
Суд признал правомерными условия регионального закона. Правительство республики установило запрет на розничную торговлю алкогольной продукцией с 20-00 до 14-00 по местному времени. Исключение составила торговля, которую вели организации и ИП при оказании услуг общественного питания (реализация пива, сидра, пуаре, медовухи). Суд посчитал, что условия не являются дискриминационными для хозяйствующих субъектов (апелляционное определение ВС РФ от 22.03.2017 № 74-АПГ17-3).
Убедитесь, что здание, в котором компания реализует спиртосодержащую продукцию, не попадает под другие ограничения закона, например местных запретов. Обратитесь в суд, если общество привлекли к ответственности незаконно.
Например, заявитель оспорил пункты предписания административного органа. Суд сделал вывод, что компания вправе вести продажу алкоголя в стационарном объекте на первом этаже многоквартирного жилого дома. Закон не ограничивает такую возможность на федеральном и региональном уровне (постановление АС Северо-Западного округа от 04.07.2017 № Ф07-6558/2017 по делу № А52-2281/2016).
По закону помещение для продажи алкоголя нужно арендовать на срок не менее года (п. 10 ст. 16 закона № 171-ФЗ). Обратите внимание на площадь объекта, а также на вид реализуемой продукции. Закон предусматривает конкретные нормативы площади. Они действуют в отношении спиртных напитков за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. Закон требует, чтобы общая площадь стационарных торговых объектов и складских сооружений составляла не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения в городских поселениях и не менее 25 в сельских (п. 10 ст. 16 закона № 171-ФЗ).
Если Вы – ИП, докажите, что ведете деятельность по оказанию услуг общественного питания. Закон разрешает ИП вести продажу алкоголя в нестационарных торговых объектах. Правила для ИП гласят, что предприниматели могут реализовать пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху, если речь идет об оказании услуг общественного питания. При этом объект быстрого обслуживания необходимо оснастить инженерными системами и оборудованием (туалетом, умывальником, горячим и холодным водоснабжением и т. д., см., например, постановление Самарского областного суда от 13.05.2016 № 4А-522/2016).
Читайте на тему
- Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.
Закон о продаже алкоголя, он же Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, был принят в России не случайно. Как не прискорбно, наша страна находится в топе мировых рейтингов по употреблению алкоголя. Ни для кого не секрет, что алкоголизм является одной из важнейших проблем нашего общества, и различные представители власти также регулярно акцентируют на этом внимание.
Одним из наиболее эффективных рычагов снижения количества алкоголя, в среднем потребляемого по стране, является ограничение его продажи на законодательном уровне. В связи с тем, что подобного рода меры уже были приняты, вопрос о том, когда запрещено продавать алкоголь, интересует и лиц, которые занимаются его сбытом, и лиц, которые планируют его потреблять. Конечно, существует специальный закон о продаже алкоголя, однако далеко не все удосуживаются открыть его и разобраться во всем. Ниже приведена вся информация в более доступной и понятной форме.
Для того, чтобы грамотно использовать и руководствоваться законом о продаже алкоголя, необходимо четко уяснить, что именно подпадает под понятие «алкогольный напиток». Интересующий нас закон — это Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. По факту, все напитки, в которых содержится 0,5 % этилового спирта или же продукты его брожения, официально являются алкогольными — ст. 2 ФЗ-171. Однако, есть небольшое поступление. Под это понятие не попадает вся продукция, в которой процентная доля спирта не превышает 1,2%. В примеру, в подобных незначительных количествах алкоголь может содержаться в кисломолочной продукции(кефир, тан, кумыс), а также в квасе. Стоит отметить, что некоторые виды кваса содержат даже больше спирта, чем 1,2%, однако к алкогольным напиткам их все равно не причисляют.
Кроме того, под действие закона о продаже алкоголя не подпадает вся продукция, которая официально позиционируется, как безалкогольная, и прошла соответствующую проверку. Наиболее распространенными вариантами таковой являются безалкогольное пиво и безалкогольное вино. В них, обычно все же присутствует этанол, однако его доля редко превышает половину процента, а потому под действие указанного ФЗ такие напитки не подпадают.
Основной перечень алкогольных напитков указан в вышеназванном федеральном законе и иных подзаконных актах. Если проще — любая жидкость, в которой содержится спирт, официально является сферой действия закона о продаже алкоголя. В частности:
На пиве стоит остановиться отдельно. Многие, почему то, полагают, что пиво не подпадает под действие закона о продаже алкоголя по причине низкого содержания спирта в нем. Тоже самое часто думают и о различной слабоалкогольной продукции, энергетических напитках на основе алкоголя, и так далее. Как правило, содержание спирта в таких напитках находится на уровне 3-4% или даже выше, так что никаких оснований делать для них исключение нет. С юридической точки зрения именно рассматриваемого закона продажа 3,5-процентного пива равнозначна продаже 70-процентной чачи. Но нужно понимать, что для продажи пива есть исключения, указанные в других нормах. Поэтому если решили заняться розничной торговлей пива — изучайте законодательство более внимательно, в частности ФЗ-289 .
Закон о продаже алкоголя, в который в 2019 году, кстати, были внесены новые поправки (вступили в силу с 06.08.2017), является основным нормативным актом, который регламентирует реализацию любых спиртных напитков.
Одним из самых важных пунктов этого закона является ограничение возраста лиц, которым можно продавать алкоголь. В любых инстанциях он составляет 18 лет. Исключение сделаны лишь для тех случаев, когда человек официально вступил в брак, или же открыл собственное частное предприятие. В таких случаях он официально считается взрослым, и способным нести ответственность за свои действия. Однако даже в случае предъявления, например, свидетельства о браке продавцы в магазинах очень часто отказывают клиенту в продаже спиртного.
Еще одним весьма интересным пунктом закона является ограничение площади помещений, в которых может реализовываться алкоголь. Закон о запрете продажи алкоголя возбраняет реализацию спиртных напитков в заведении, площадь которого меньше 50 метров квадратных. Вне городской черты это ограничение уменьшается до 25 метров квадратных. Эту информацию регулируют разные статьи закона, но фактически для понимания стоит сразу изучать 278-ФЗ — именно в нем прописаны основные поправки, касающиеся изменений в части помещений.
Стоит отметить, что желающих обойти закон о продаже алкоголя в России всегда хватало. Распространенной схемой является попытка купить алкоголь через интернет. При этом, курьер привозит клиенту не только непосредственно напиток, но также договор об аренде, который является прикрытием. Согласно этому документу алкоголь якобы передается лицу в прокат в качестве декоративного элемента. При этом, согласно договору получатель не имеет право повреждать или вскрывать его. Тем не менее, сейчас эта схема уже без проблем раскусывается сотрудниками правоохранительных органов. Договор об аренде признается тем, что составлялся для сокрытия реального договора купли-продажи, после чего компанию – реализатора привлекают к ответственности. В некоторых случаях привлечь могут даже покупателя, если он непосредственно принимал участие в осуществлении схемы, полностью осознавая тот факт, что это незаконно.
Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.
В Российской Федерации существует закон о продаже алкоголя еще с 90-х гг. Обуславливает документ отношения между юридическими лицами, выступающими в качестве продавцов алкогольной продукции, с физическими лицами, покупателями алкоголя. Далее в статье будут рассмотрены последние изменения документа и правила по продаже алкогольной продукции.
Федеральный Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили документ 15 ноября того же года. В законную силу вступил акт 22 ноября 1995 года. Последние изменения в настоящий Федеральный Закон №171 были внесены 3 июля 2016 года.
Регламентирует ФЗ №171 правовые основы изготовления этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции. Также законопроект устанавливает ограничения потребления алкоголя. Целью настоящего закона является охрана нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. На уровне Федерации, данный документ преследует цель по защите экономических интересов РФ.
Состоит Федеральный Закон о продаже крепкого алкоголя из 4 глав и 27 статей:
Глава 1 (ст 1-7) указывает на общие положения законодательного акта — сфера действия, правовое регулирование, полномочия государственных органов власти в отношении алкогольной продукции.
Глава 2 (ст 8-17) указывает на требования, предъявляемые к изготовлению продукции с содержанием этилового спирта — правила пользования специальным оборудованием, необходимые документы.
Глава 3 (ст 18-22) указывает на порядок лицензирования деятельности по изготовлению и обороту алкогольной продукции — прекращение действия лицензии, восстановление лицензии.
Глава 4 (ст 23-27) указывает на проведение контроля за деятельностью организаций, занимающихся производством и сбытом алкогольной продукции — лицензионный контроль, государственный надзор, общественный контроль.
Действие закона об алкоголе не распространяется на:
Вышеуказанная алкогольная продукция попадает под действие других законодательных актов.
Настоящий Федеральный Закон действует с 1995 года. С момента его издания он претерпел внесение множества изменений, дополнений и поправок. Последняя редакция законодательного акта приходится на 3 июля 2016 года.
Статья 8 Федерального Закона № 171
Данная статья описывает принципы пользования специальным оборудованием для изготовления и сбыта этилового спирта. 1-ый пункт настоящей статьи гласит, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства обязаны иметь сертификат на используемое ими оборудование. 2-ой пункт гласит, что все используемое оборудование должно быть оснащено датчиками измерения для учета концентрации спирта в продукции. Пункт 2.1 (в этом пункте в 2016 году было сделано дополнение в виде подпункта 3) гласит о том, что все специальное оборудование должно быть оснащено средствами фиксации и передачи данных в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Статья 11 ФЗ о продаже алкоголя
Положения рассматриваемой статьи обуславливают перечень особых требований, которые предъявляются к организациям, изготавливающим и продающим алкогольную продукцию. В качестве особых требований выступают:
В последней редакции в 2016 году, в данную статью изменения не вносились.
За последние несколько лет (с 2013 года) были внесены изменения в настоящий закон №171:
По закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разрешается продавать алкогольную продукцию юридическим лицам (ЗАО, ОАО) и Индивидуальным Предпринимателям, имеющим специальную лицензию. Кроме лицензии у продавца алкоголя должны быть в порядке все документы, указанные в статье 10.2 настоящего закона.
Согласно положениям статьи 16 настоящего Федерального Закона о продаже спиртосодержащих веществ, запрещается сбывать алкоголь:
Исходя из текста 171 Федерального Закона, алкоголь запрещено продавать гражданам, не достигшим 18-летнего возраста. Если у продавца возникают сомнения по поводу совершеннолетия покупателя, то он вправе попросить документ, удостоверяющий возраст гражданина. По закону, среди запрашиваемых документов могут быть:
Согласно положениям Федерального Закона о продаже алкогольной продукции — есть ограничение по времени на продажу спиртных напитков. При продаже спиртных напитков следует соблюдать установленное законодательством время:
По закону, в вышеуказанный период времени запрещается продавать крепкие алкогольные напитки, исключение составляют:
К нюансам розничной торговли алкогольной продукцией относится не только наличие всей документации и соблюдение временного режима, но также большое значение имеет место, где продается алкоголь. Места, в которых запрещена продажа алкоголя:
Согласно Федеральному Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», оптовая продажа алкогольной продукции подразумевает выполнение определенного порядка действий.
Порядок действий при продаже спиртосодержащей продукции:
Для осуществления оптовой торговли подобными товарами, необходимо получить соответствующую лицензию в специализированном учреждении — Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Выданная лицензия действует в течении пятилетнего периода, с момента ее выдачи уполномоченным органом. Для ее получения, оптовая компания обязана оплатить государственную пошлину в размере 800 000 руб.
Перед отправкой алкогольной продукции по розничным точкам, сотрудники оптовой компании должны убедиться, что вся тара соответствует законодательным нормам. По закону, при продаже, на упаковке обязательно должны указываться:
По закону, если при покупке алкоголя покупатель не обнаруживает всей необходимой информации на бутылке, то он вправе обратиться за защитой потребителей.
Следовать всем правилам и принципам при продаже алкогольных напитков обязаны все продавцы, как оптовые, так и розничные. Они должны соблюдать правила на основании выданной им лицензии специализированным учреждением. Органы государственной власти вправе вносить изменения и устанавливать запреты на продажу какого-либо вида алкоголя. Об этих государственных полномочиях указано в Федеральном Законе №171 в 16 статье.
За нарушения принципов и правил по продаже алкогольной продукции следует административная ответственность. Штрафные санкции взимаются, согласно положениям статьи 14.16 России. Исходя из текста 14.16, за нарушения положений Федерального Закона №171 взимаются штрафы в размере от 10 000 — 500 000 рублей.
Для осуществления оптовой или розничной продажи алкогольных напитков, необходимо знать все положения Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Скачать последнюю редакцию настоящего закона можно по