Значение фразеологизма "седьмая вода на киселе" имеет достаточно простое объяснение. Оно очень интересно, необычно по формулировке, но примитивно по толкованию.
История фразеологизма "седьмая вода на киселе" берет свое начало из очень далекого прошлого. Кисель - пища знаковая в истории культуры русского народа, к тому же сытная и экономичная. Этот продукт варили со стародавних времен из злаковых - овсяный кисель, пшеничный, ржаной, ячменный, гороховый. Это была и повседневная, и праздничная, и поминальная еда. Да, с незапамятных времен и по сегодняшний день готовят кисели на поминки, чтобы усопшему хорошо было на том свете, где текут молочные реки с кисельными берегами.
А вот сладкие кисели - замечательное лакомое блюдо для малышей и стариков, появились в те же времена, когда и картофель на столах русского народа. Крахмал стал основой такого напитка - густого, со вкусами всевозможных ягод и плодов. Ведь лакомство начали готовить из малины и земляники, из ревеня и тыквы, из клюквы и голубики.
О киселе народ сложил немало пословиц, многие из которых находятся в обиходе и по сей день.
Значение фразеологизма "седьмая вода на киселе" имеет свое обоснование, исходя из рецептуры приготовления этого блюда, а вот подразумевает под собой совсем не кулинарные изыски.
Родные люди, семья - основа в жизни любого человека. И хоть ходит поговорка "Иван, родства не помнящий", все же родственные узы связывают даже самых далеких по крови. Значение фразеологизма "седьмая вода на киселе" как раз и относится к тем, кто имеет самое-самое дальнее отношение к кровным родственникам. Могут еще и так сказать: "Седьмая вода на десятом киселе". Поэтому, рассказывая о каких-то родных, отношение по крови которых уже не совсем понятно даже бабушке, говорят именно такой фразой, чтобы долго не объясняться.
Предложение с фразеологизмом "седьмая вода на киселе" используется в разговорной речи для обозначения очень-очень дальнего родства, возможно, даже не кровного, а по замужеству.
Интересное объяснение таким узам, но, если задуматься, вполне логичное для старой Руси. Сытным, дешевым, практичным блюдом был овсяный кисель, присутствовавший в меню каждого человека всю жизнь - с младенчества до поминок. А потому его особо почитали. И отдавая своеобразную дань уважения, сложили о нем немало поговорок и пословиц. И о родных людях в том числе.
Варили кисель, промывая овсяную муку в воде после суток сквашивания. Овсяную воду кипятили, а вот высушенный остаток могли еще несколько раз использовать для приготовления повседневного блюда. Только с каждым разом вода становилась все жиже и жиже, и кисель получался не таким густым, как должно быть. Тут-то и видна ассоциация с кровными родственниками, которые женились и выходили замуж, рожали детей, а те тоже создавали свои семьи, разбавляя родственную "кровь" чужими людьми. Вот и получалась "седьмая вода на киселе" - совершенно не то, что должно быть изначально - и кисель не такой, и родственники практически никакие.
Значение фразеологизма "седьмая вода на киселе" - самое простое, про дальних родственников. И оно не единственное, в котором говорится о дальнем-дальнем родстве. Есть, к примеру, еще и такая поговорка - "Нашему забору двоюродный плетень".
Также существует немало интересных поговорок о том, что многие родню и знать не хотят, и помнить - не помнят. "Иная родня только до черного дня". Шутливые поговорки существуют и о тех, кто в родственники набивается - "Да уж близка родня - наша Маша вашей Катерине, что двоюродная Прасковья" или "Да уж родня - на одном солнышке лапти сушили".
Что же, оказывается, значение фразеологизма "седьмая вода на киселе" никакого отношения к кулинарии не имеет, оно про родню. Но вот как все же варили кисель, упоминание о котором на многие века сохранилось в народном устном творчестве?
Овсяную муку (300 граммов) нужно высыпать в банку или миску и залить 1,5 стаканами воды комнатной температуры. Добавить корочку черного хлеба. Накрыть полотенцем и убрать в теплое, защищенное от солнечного света место. Изредка помешивать. Через двое суток полученную закваску процедить через меленькое сито или марлевый бинт. Муку выбросить или использовать на блины. А вот жидкость поставить на медленный огонь увариваться до нужной густоты, добавив чуть-чуть соли. Затем разлить по тарелкам и оставить остывать. Едят овсяный кисель с маслом, пирожками или просто так.
дальняя родня (чуть не по Адаму)
Ср. ...А твой
Кто есть отец? Великая то честь,
Что по седьмой жене ты царский шурин .
Гр. А. Толстой. Смерть Иоанна Грозного. 1.
Ср. В Сибири... родство, свойство и кумовство считается... чуть не до двадцатого колена. Седьмая вода на киселе , десятая вода на квасине и всякая с боку припека из роду из племени не выкидается.
Мельников. На горах. 1, 8.
Ср. Диссертацию написал о правах седьмой воды на киселе в порядке наследования по закону.
Салтыков. В среде умеренности. Г-да Молчалины. 3.
Ср. Ей-богу не знаю, как и чем я родня ему: кажется, седьмая вода , может быть, даже и не на киселе , а на чем-нибудь другом... Просто-запросто, я называю его дядюшкой: он откликается.
Достоевский. Дядюшкин сон. 3.
Ср. Proches parents - d"ève et d"Adam.
См. на его бабушке сарафан горел, а мой дедушка пришел да руки погрел.
См. наши собаки из одного корыта лакали .
См. диссертацию защищать.
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Фразеологический словарь русского литературного языка
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ефремовой
Толковый словарь Ефремовой
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
В.И. Даль. Пословицы русского народа
В.И. Даль. Пословицы русского народа
В.И. Даль. Пословицы русского народа
В.И. Даль. Пословицы русского народа
Большой словарь русских поговорок
Большой словарь русских поговорок
Словарь синонимов
Глава 1 Вода, вода, кругом вода… На поразительные совпадения мифов у разных народов обращали внимание многие исследователи.Скажем, египтяне и шумеры поклонялись практически одному и тому же лунному божеству, разница была только в названии: у египтян этот старейший бог
Глава 2 Вода, вода кругом До постройки железнодорожного моста в середине XIX века Венеция была маленьким островом или группой островов. Венецианцы были островитянами, со всеми преимуществами и тяготами, которые приносит этот статус. Быть островитянином – значит быть
Из книги Как лечить себя водой автора Стефания СестраСвятая вода и вода святых источников Святая вода – это высокая сущность, в которой таинственным образом соединены два духа: дух жизни (присущий каждой воде) и Дух Святой, Который сходит в обычную воду благодаря особому таинству, называемому водосвятием. Святая вода и вода
Глава 12 Вода - одна из ключевых составляющих жизни человека. Вода ядовитая, вода целебная. Оздоровление дома и организма человека при помощи воды. Очищение амулетов и талисманов при помощи воды Вода - один из универсальных символов мироздания. Китайцы, например, считали
Сельтерская вода (газированная минеральная вода) Правитель: Меркурий. Тип: вода. Магическая форма: со вкусом апельсина или лайма. Газированную минеральную воду можно пить или добавлять
Из книги Большая книга целебных свойств воды. Как лечить себя водою автора Стефания СестраСвятая вода и вода святых источников Это высокая сущность, в которой таинственным образом соединены два духа: дух жизни (присущий каждой воде) и Дух Святой, Который сходит в обычную воду благодаря особому таинству, называемому водосвятием. Святая вода и вода святых
Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автораПочему вода в глубоководном озере кажется голубой, а чистая вода из крана – бесцветной? Солнечный свет, который мы иногда называем белым, содержит в себе все длины волн оптического диапазона – так называемые спектральные цвета – от инфракрасного до ультрафиолетового.
Реальность: "седьмая вода на киселе" Предшествующее обсуждение не содержит ссылок на "реальный мир", - вместо этого используется термин "моделируемая система".Такое разграничение проводится не всегда. Во многих дискуссиях используется выражение "моделирование реального
Предисловие. Вода, вода, кругом вода... Наше тело состоит на 70-75% из воды, желеподобное образование – наши мозги – состоят из нее, простите, на 90%, а наша кровь – на 95%! Лиши человека воды – и что с ним будет? Даже относительно небольшое, процентов на пять-десять, обезвоживание
Вода В. Ф. Фролова – вода универсального оздоровления В прекрасных, классических трудах Ф. Батмангхелиджа, после знакомства с которыми никто, думаю, не сможет жить по-дурному, по-старому, страстно и убедительно исповедуется необходимость для каждого из нас ежедневного
Предисловие В наше время, наверное, каждый слышал, о пользе и уникальных целительных свойствах серебра и так называемой серебряной воды. Отчего же так стал популярен этот красивый металл, который прежде был более привычен для нас в виде столь любимых нами украшений?
17. И продолжалось на земле наводнение сорок дней (и сорок ночей), и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;18. вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. 19. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что
3. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней В параллель картине постепенного возрастания потопа (7:17-20), этот раздел дает не менее художественное изображение его постепенного прекращения.Отметив самый факт ухода воды в
Знает почти каждый, потому что все из нас используют их в своей речи. А каково значение фразеологизма «Седьмая вода на киселе»?
Постараемся ответить на этот вопрос в данной статье.
Фразеология - это наука, которая занимается изучением устойчивых словосочетаний, застывших в языке и подразумевающих одно конкретное понятие.
Таких выражений достаточно много: «строить глазки» (завлекать кого-то), «небо с овчинку» (тяжелые испытания), «прикусить язык» (замолчать) и прочее.
Большая часть фразеологизмов сегодня является общеупотребимыми выражениями, которые люди используют в своей обыденной речи.
Современная фразеология изучает большое количество таких застывших фраз. Среди них есть и античные словосочетания («яблоко раздора», «геркулесов труд», «белая ворона»), библейские («камень преткновения», «избиение младенцев», «не от мира сего»), западноевропейские («на широкую ногу», «вернемся к нашим баранам», «адвокат дьявола», «а все-таки она вертится»), русские («зарубить на носу», «топорная работа», «верста коломенская», «медвежья услуга», «красная строка»).
К группе русских фразеологизмов относится и изучаемое нами застывшее "седьмая вода на киселе", что такое обозначает это выражение, мы и рассмотрим более подробно.
В первую очередь необходимо рассмотреть историю происхождения данного словосочетания.
Данное выражение обозначает очень дальнего родственника: например, вашего четвероюродного брата или троюродного дядюшку. Вы даже не можете точно определить с данным человеком.
Значение фразы «Седьмая вода на киселе» уходит своими корнями в русскую историю.
Сегодня существует три основных теории его происхождения:
Гипотеза первая. Непригодная вода
На Руси кисель очень любили, он заменял многие напитки. Однако когда его передерживали, от него отделялась жидкость, которая вовсе не была похожа на первоначальный напиток. Эту жидкость и называли «последней водой киселя».
Гипотеза вторая. Кисель из крахмала
Когда Петр Великий приказал крестьянам сажать картофель, то картофельный крахмал использовали для производства киселя. При этом воду, которая оставалась от технологии приготовления, и называли «водой киселя».
Гипотеза третья. Кисель на овсе
Еще одна технология приготовления киселя предлагала настаивание его на овсе. От зерен сливали воду. Седьмая смена воды и получила наименование «седьмой воды на киселе».
В отечественной литературе достаточно часто встречается выражение «Седьмая вода на киселе». Значение фразеологизма часто не описывается, но оно понятно носителям русского языка.
Бытование этого выражение в произведениях русской литературы свидетельствует о том, что оно уже активно использовалось в 18 и 19 веках. Это высказывание встречается в романе И. Гончарова «Обломов», в тексте повести Ф. Достоевского под названием «Дядюшкин сон» и во многих других.
К слову сказать, иногда значение фразеологизма «Седьмая вода на киселе» может подразумевать и другая фраза. Используется иное числительное - не седьмая, а десятая вода на киселе.
Однако это означает одно и то же, так как данное числительно употребляется не конкретно, а обобщенно-символически.
Само выражение предполагает некоторое пренебрежительное отношение. «Седьмая вода на киселе» (значение фразеологизма нам понятно) - это обращение к дальним родственникам, с которым не очень-то хочется знаться. Эти люди особо не нужны, поэтому они уже стали чужими, отношения с ними - это лишняя обуза.
В целом это выражение употребляют тогда, когда общаться с родственниками не хочется.
Поэтому никому не приятно, когда его называют таким словосочетанием. Лучше быть совсем чужим человеком, чем слышать такое обидное наименование. Видимо, это свидетельствует о том, что и сестры уже родней себя не считают.
Мы рассмотрели значение фразеологизма «Седьмая вода на киселе», данное застывшее выражение мало понятно иностранцам, а вот тем, для кого русский язык является родным, оно яснее ясного.
СЕДЬМАЯ ВОДА НА КИСЕЛЕ
о человеке, находящемся в крайне отдаленном родстве с кем-либо. Происхождение этого оборота связано с изготовлениям киселя, представляющего собой жидкую студенистую массу. Если кисель долго стоит, то он теряет свои вкусовые качества и на нем появляется слой воды. Седьмая вода - вода, появившаяся на длительно стоявшем киселе седьмой раз, отчего ее вкус ничего общего с киселем уже не имеет. Числительное семь употреблено здесь обобщенно-символически, как и в других русских пословицах и поговорках, поэтому оно варьируется. Возможен также вариант десятая вода на киселе.
Справочник по фразеологии.
2012Происхождение выражения
Раньше приготовляли мучной кисель - студенистое блюдо из полузаквашенных отрубей, которые неоднократно промывали водой и процеживали. Первая вода была густая. Чем больше кисель промывали, тем менее густая была вода. Понятно, что различие между первой и седьмой (десятой) водой было очень большое. Отсюда и происхождение выражения.
"Идиллия - увы и ах" (1882 г.): "Он? Ха-ха!.. Вы смеетесь? Откуда вы это взяли? Он троюродный брат моей мачехи! Десятая вода на киселе! Нашему слесарю двоюродный кузнец"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Не все коту масленица" - купец Ахов ругается на своего родственника: - "Ахов. Ипполита я сейчас же с двора долой. Потому мне теперь в доме таких скакунов держать не приходится. Больно они, подлецы, с бабами ласковы. И говорит-то с молодой бабой или девкой не так, как с прочими людьми. Язык-то свой точно петлей сделает, - так и опутывает, так и захлестывает, мошенник. А бабам-то любо; и скалят, и скалят зубыто на их россказни. Я Ипполитку и к двору-то близко не подпущу. Они ведь, оглашенные, благодетелев не разбирают, им все одно. А тут это родство дальнее, десятая вода на киселе , еще хуже. Будь она ему просто хозяйка, он бы в другой раз и подойти не смел; а тут "тетенька" да "тетенька". Да этак, глядя на них, в чахотку придешь. Нет, шабаш! С двора его долой!"
"Последняя жертва" - молодая женщина Юлия рассуждает о родственных связях с Флором Федуловичем: - "Юлия. Какая я ему родня! Седьмая вода на киселе , да и то по муже."