Главная » Кухни мира » Веселие Руси есть питиё! (или?). Смотреть что такое "Веселие Руси есть пити" в других словарях

Веселие Руси есть питиё! (или?). Смотреть что такое "Веселие Руси есть пити" в других словарях

Веселие Руси есть пити
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.
Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).

  • - Азербайджанский национальный суп из молодой баранины, приготавливаемый в глиняной закрытой посуде в духовке. В настоящее закладываются подготовленные каштаны, нут, черный перец, лук, чеснок...

    Кулинарный словарь

  • - Веселие - ликование, торжество: Ту Игорь князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло кощіево. Уныша бо градомъ забралы, а веселіе пониче. 22...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - 1) высшая степень радости, оба слова нередко употребляются рядом, образуя устойчивое словосочетание "радость и веселие" . Слово "веселие" может иметь общее значение, а иногда приближается к понятию "благополучие" ...
  • - 1) с помощью этих слов в Синод. пер. передано выражение радости по поводу к.-л. события, в т.ч. по поводу избрания царя; Л. могло быть выражено в боевом или победном кличе воинов...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора, где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой выбирал веру для Руси. От...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - веселье ср. весельство архан. радость, удовольствие, утеха, отрада; ·противоп. грусть, горе, печаль, кручина, скука, тоска; радостное расположение или состояние духа, и все что доставляет его, что утешает и радует...

    Толковый словарь Даля

  • - Ср. Почувствовал я к ним злобу неукротимую. Выпьемте! "Пити вмерти, й не numu вмерти; так вже лучше пити вмерти"... Островский. Доходное место. 3, 4. Досужев...
  • - Ср. Чепуха все это, что "Руси есть веселие пити", вздор! На Руси пьют только с горя или от невежества, то есть опять-таки с горя. Таких питухов, чтобы пили для одного удовольствия или радости, у нас мало иль ничуть не...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Слушай, что деды-прадеды наши говаривали: перву пить - здраву быть; другую пить - ум веселить; утроить - ум устроить; четвертую пить - неискусну быть; пятую пить - пьяным быть; чара шестая - пойдет мысль иная...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Пити вмерти, й не пити вмерти; такъ вже лучше пити вмерти! Ср. Почувствовалъ я къ нимъ злобу неукротимую. Выпьемте! «Пити вмерти, ѣ не пити вмерти, такъ вже лучше пити вмерти»... Островскій. Доходное мѣсто. 3, 4. Досужевъ...
  • - Руси веселіе есть пити. Ср. Чепуха все это, что «Руси есть веселіе пити», вздоръ! На Руси пьютъ только съ горя, или отъ невѣжества, то есть, опять-таки съ горя. Такихъ питуховъ, чтобы пили для одного удовольствія или...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Чару пить, здраву быть; другую пити, умъ веселити; утроити, умъ устроити; учетверити, умъ погубити; много пити, безъ ума быти! Ср. Слушай, что̀ дѣды-прадѣды наши говаривали: перву пить - здраву быть...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. РУСЬ -...
  • - См. РУСЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Веселие на Руси есть пити. Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Словарь антонимов

"Веселие Руси есть пити" в книгах

ГЛАВА 1 «НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ)

Из книги Все о водке автора Дубровин Иван

ГЛАВА 1. «НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ)

Из книги Все о спиртных напитках автора Дубровин Иван

Восточные славяне: «Веселие пити…»?

Из книги Священное опьянение. Языческие таинства Хмеля автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Восточные славяне: «Веселие пити…»? Возможно, первое упоминание о хмеле в древнерусских источниках встречается в Новгородской летописи малого извода:«В лето 6493 . Иде Володимиръ на Болгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьях, а Торкы берегомъ приведе на конехъ; и тако

§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти» Один из аргументов киевского князи Владимира в пользу принятия православия при крещении Руси в 988 году. Сейчас - русская народная пословица Любовь к горячительным напиткам в России общеизвестна и традиционна. Это

«Руси есть веселие пить»: досуг, пиры, пьянство, шахматы, чтение, охота

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Руси есть веселие пить»: досуг, пиры, пьянство, шахматы, чтение, охота Свободное время человек Древней Руси проводил в общении с друзьями и знакомыми. Часто оно происходило в обстановке праздничных застолий, поэтому поучения о выборе круга общения сменяются в Изборнике

Кандидат биологических наук Б. Казаченко (НИИ и Музей антропологии МГУ). «Веселие пити»

Из книги «Веселие пити» автора Казаченко Б

Кандидат биологических наук Б. Казаченко (НИИ и Музей антропологии МГУ). «Веселие пити» Что пили на Руси «Ковши круговые, запенясь, шипят...» Иллюстрация В. М. Васнецова к поэме А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие

Есть на Руси офицеры

Из книги автора

Есть на Руси офицеры Депутаты все более умело распропагандировывали воинские части. Трудно уговорить милиционеров. Им, видимо, крепко платили. Один офицер-милиционер признался: в сутки дают по 40 долларов. А с солдатами найти общий язык просто – даем им продукты, сигареты,

«Есть привычка на Руси» (западные радиоголоса)

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

«Есть привычка на Руси» (западные радиоголоса) «Моя дочка говорила:- Я твоё „бибиси“ на окно переставила». (Сергей Довлатов, «Соло на ундервуде»)По оценкам иностранных спецслужб, в послевоенные годы в СССР около 40 миллионов советских граждан с той или иной

Веселие Руси есть пити

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Веселие Руси есть пити Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое

Веселие Руси…

Из книги Реанимация [Записки врача] автора Найдин Владимир Львович

Веселие Руси… Мне всегда нравились рослые люди. Такое ощущение, что им сверху видно то, что нам - малорослым (хотя у меня своих где-то метр семьдесят, но это если не сутулиться) - недоступно. А этот вошел - прямо под потолок. Еще и плечи широкие, и голова обритая. Даже свет

«НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОДКИ В МЕДИЦИНЕ)

Из книги Лечение водкой и вином автора Говорова Е

«НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОДКИ В МЕДИЦИНЕ) Напитки играют немалую роль в истории и культурных традициях любого народа. Каждый из традиционных национальных напитков имеет свою неповторимую историю появления и особенностей употребления. Как

«ВЕСЕЛИЕ РУСИ»

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

«ВЕСЕЛИЕ РУСИ» Выше уже упоминалась распространённая легенда, по которой правивший в X веке киевский князь Владимир, решив отказаться от язычества в пользу какой-либо другой религии, разослал гонцов во все края земли, наказав им выбрать самую лучшую веру. Гонцам

Вадим Долгов Руси есть веселие пить!

Из книги Анти-Мединский. Опровержение. Как партия власти «правит» историю автора Кремлев Сергей

Вадим Долгов Руси есть веселие пить!

* БЫЛОЕ * Веселие пити

Из книги Водка (июнь 2008) автора Русская жизнь журнал

* БЫЛОЕ * Веселие пити Алкогольный уклонизм 1920-х

Есть веселие пить

Из книги автора

Есть веселие пить Я обычно в своих исследования перехожу от общего к частному, но на этот раз придется делать наоборот, потому что тема уж больно болезненная, извините за тавтологию.Тот факт, что «питие на Руси есть веселие», не отрицается даже самыми яростными

Back in the USSR. Веселие пити … ЧАСТЬ 1

«И с полей доносится: Налей…»

(Исполняет Лев Лещенко )

«Веселие Руси есть пити, не можем без того быти …»

Как видим, более тысячи лет назад почитаемый ныне святым многоженец и владелец тысяч наложниц, которому теперь в Москве ставят памятник, выбирая для нас «духовные скрепы », включил в их число употребление алкогольных напитков.

Пили, правда, в его годы слабоалкогольные медовухи и пиво, водка появилась значительно позже, но сумела стать одной из ведущих «сакральных ценностей » и «духовных скреп ».

Виноградный спирт под названием « Aqua vitae » («Живая вода») впервые завезли в Москву ко двору Дмитрия Донского генуэзские купцы в 1386 году. Считается, что метод получения спирта путем перегонки возник в Персии, затем через арабов попал в Европу. Поскольку на Руси для производства использовали не виноград, а рожь, то и получил напиток название хлебное вино.

Название wodka впервые зафиксировано в Польше в 1405 году, на Руси первый письменный источник с упоминанием водки датирован 1533 годом. В СССР ГОСТ на водку был принят в 1936 году. Международным термином слово vodka стало в пятидесятые годы двадцатого века.

На Руси напиток прижился. В статье «О пьянстве » я писал, что в Европе, имевшей тысячелетние традиции употребления виноградного вина и пива, у населения, вероятно, успели выработаться соответствующие ферменты, которых абсолютно нет у северных народностей или американских индейцев. У славян, видимо, устойчивость тоже оказалась пониже.

И природные особенности Северо-Восточной Руси , о которых и Ключевский, и многие другие. Короткие летние месяцы, работа на рывок, а потом долгие месяцы безделья. Ну, как тут не запить…

«…как тянет нас к постоянному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд!"

(Иван Бунин)

И прижившаяся на Руси «монголо-татарская » модель общественных отношений: «Я начальник- ты дурак ». То есть. В Европе никогда и нигде не было столь абсолютного рабства, как на Руси, полного делегирования ответственности «в Кремль» или барину («Вот приедет барин …» ©). А если твоё личное благополучие «от Кремля» и барина зависит больше, чем от тебя самого, остается только пить…

Хотя до середины тринадцатого века Киевская Русь была частью Европы , активно развивала матримониальные и прочие связи. Затем обрубило. «Святой и равноапостольный », выбирая между цивилизацией и восточным варварством, предпочел второе. За что заслужил одобрение православной церкви.

И несколько веков Северо-Восточная Русь, оторвавшись даже от Византии, от которой заимствовала религию (но не заимствовала, например, римское право), варилась в собственном соку, вырабатывая эксклюзивный вариант христианства и общественного устройства, именуемого «третьим путем », если упрощать, заключающимся в заимствовании технических достижений у цивилизованного Запада, а общественных отношений у варварского Востока.

Когда же через шестьдесят один год после открытия Колумбом Америки английский мореход Ченслор в поисках северного пути в Индию (южный блокировали Испания с Португалией) бросил якорь в устье Северной Двины , обнаружил там огромное по размерам, хотя и малонаселенное государство.

Мал-по-малу народ с Европы с разными целями потянулся в Россию, многие из путешественников оставили на сей счет заметки. Поскольку статья про выпивку, об этом и буду:

«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми».

(англичанин Флетчер, 16 век)

Кабак- слово татарское. Иоанн Васильевич Четвертый Грозный, «добровольно присоединив» за год до прибытия Ченслора к Московскому княжеству Казань, обнаружил там казенные заведения, где народ кормили и поили. Русский царь систему усовершенствовал, распорядившись только поить. Без закуски…

«…россияне преданы пьянству более всякого другого народа в мире. Когда они не в меру напьются, то, как необузданные звери, неистово предаются всему, к чему побуждают их страстные желания. Порок пьянства одинаково распространен у русского народа во всех сословиях, между мужчинами и женщинами, старыми и маленькими, духовными и светскими, выше и ниже, до такой степени, что вид пьяного человека, который валяется в луже — здесь явление обычное»

(Адам Олеарий, саксонец, 17 век)

«Нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины. Миряне и духовные, и многие от пьянства умирают»

(Юрий Крижанич, сербский, православный, однако, священник, 17 век)

«… тому, кто не пьет без остановки, не место среди россиян. Поэтому они и говорят о тех, кто не ест и не пьет на праздновании: ты не пьешь, не ешь, значит, ты не хочешь сделать мне честь ", и россияне сильно не довольны теми, кто пьет меньше, чем им бы хотелось. Зато если человек пьет столько, сколько ему наливают, они принимают его радушно и относятся, как к лучшему другу»

(Петр де Ерлезунда, шведский посланник, 17 век)

«Наибольшее удовольствие этому народу доставляет пьянство, иначе говоря — забвение. Бедные люди! Им нужно мечтать, чтобы познать счастье»

(Астольф де Кюстин, 1839 год)

Давайте же всё же каждое написанное кем-то слово делить на восемнадцать, ибо среди писаний иностранцев о России можно обнаружить и такие перлы:

«Реки России кишат бегемотами, клыки которых жители употребляют для своих самострелов».

(Коммодор Р. Перри, начало XVIII века)
«Под развесистой клюквой сидел царь Иван Грозный, за жестокость прозванный Васильевичем». (Дюма-отец, 1840-е годы)
«Зимой жители Сибири впадают в спячку и просыпаются только весной, если она наступает». (Дюма-сын, 1870-е годы)

А вот из книги русского писателя девятнадцатого века Василия Селиванова (1813-1875), много писавшего о быте крестьянства:

"Чтобы встретить и прилично провести праздник, как подобает всякому православному, дней за пять или еще за неделю во всех дворах прихода начинают варить брагу. Так как принято исстари престольные праздники праздновать по три дня…»

Заметим, что Селиванов также, как Святой Владимир , связывает употребление алкогольных напитков с господствующей религией…

В качестве иллюстрации картина Василия Перова «Крестный ход на пасху». Лицо батюшки доставляет…

А вот что Чехов писал:

«Русский человек - большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т. п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно. А между тем, казалось бы, достать мясо и рыбу гораздо легче, чем водку, которая и дороже и везти ее труднее... Нет, должно быть, пить водку гораздо интереснее, чем трудиться ловить рыбу в Байкале или разводить скот".

Потом «сухой закон» 1914 года, имеет хождение версия, внесший немалый вклад в переворот 1917 года. Озверели от трезвого образа жизни. И пили, что ни попадя. В 1915 году по разным регионам России производство лаков и политуры выросло от 500 до 2300%. Аналогично лосьоны и болеутоляющие средства в аптеках.


Михаил Щипанов


Все последние пятьсот лет в стране идёт как бы перетягивание психологического каната. Борьба между страстью к лёгкой алкогольной наживе и заботой о здоровье нации. В ближайшие годы в Таможенном союзе будет введён единый акциз на спирт – 23 евро (примерно 900 рублей) за литр. То есть бутылка классической водки может стоить более четырёхсот рублей. Понятно, что, как всегда, мнения насчёт такой меры разделятся. Немало критиков будут предвещать рост потребления суррогатов и расцвет самогоноварения. Но то, что водка не может оставаться товаром первейшей доступности, понятно всем.

Геополитика князя Владимира

Члены общества трезвости. Начало XX века.

Так уж сложилось, что важнейший исторический выбор крестителя Руси летописец связал с алкогольной темой. Кто не слышал истории о том, как Красное Солнышко отверг предложение влить Русь в лоно исламского мира, мотивировав свой отказ запретом пророка на употребление алкоголя. «Веселие на Руси есть пити», - столетиями радостно цитировали князя выпивохи, словно бы кто-то вёл протокол встреч Владимира Святославовича с заезжими проповедниками. Понятно, что легенда о выборе православия - чистой воды сказка, коими полна история любой древней страны. Русь просто нуждалась в поддержке сильного геополитического союзника - православной Византии. Но видно, что уже в XI-XII веках, когда писались и переписывались анналы, тема виночерпия была не последней по значению в представлении русичей той эпохи.

Считается, что впервые виноградный спирт под названием «аквавита» - вода жизни - появился в России уже после Куликовской битвы. Где-то в конце восьмидесятых - начале девяностых годов XIV века. Оно и понятно. Знаменитая битва не позволила «мамаевцам» перекрыть торговые пути из Крыма, и генуэзские купцы, чувствительные к новым тенденциям в экономике, рискнули завезти новый товар в Москву. Правда, судя по всему, на наших предков, привыкших к медовухам, чача не произвела особого впечатления.

Правда, во второй половине века пятнадцатого у нас создаётся собственное винокуренное производство. Причём за неимением винограда спирт стали гнать из зёрен ржи. Так что марка «Ржаная» может считаться самым древним российским водочным брендом. И вот что характерно: фактически сразу спиртовое производство становится государственной монополией. Более того, в девяностых годах пятнадцатого века Иван Третий лишает даже монастыри права на возгонку алкоголя. А в 1553 году в столице появляется первый «царёв кабак». Торговля водкой полностью сосредотачивается в руках государства. Более того, наместники самых отдалённых областей получают строжайшее предписание пресекать всякую частную торговлю водкой в корчмах. Наливали исключительно в царских кружечных дворах.

С одной стороны, это было исключительно правильное решение, поскольку вводился единый стандарт алкоголя, усиливался контроль над его производством и самой технологией. Но, с другой стороны, у государственных мужей Руси усиливался соблазн как можно полнее пополнять казну деньгами, отдающими спиртом.

Собор о кабаках

Лотерейный билет «Книга вместо водки». 1930 год.

Погоня за пьяным бюджетом всегда выходила России боком. Чья-то «мудрая» голова допустила появление алкогольных откупов. Это когда кабатчик заранее вносит в казну оговоренную сумму, а потом, говоря современным языком, начинает с лихвой отбивать затраты. Появляются и так называемые «кабацкие головы», целовальники. Их выбирают общины. Так вот, держатели таких питейных должностей отчитываются об алкогольном обороте перед наместниками, финансовыми приказами. Причём кабацкие головы были обязаны ежегодно повышать государственную прибыль от виноторговли. Понятно, все эти непродуманные шаги привели к скачку коррупции и злоупотреблений. Уже тогда появилась палёная водка.

Столкнувшись с прямой угрозой стабильности в русском царстве, государство впервые в своей истории спохватилось. Алексей Михайлович Тишайший предпочёл вынести алкогольную тему на самое широкое обсуждение, прибегнув, пожалуй, к самой демократической процедуре в тогдашней Европе - созыву Собора. Этот форум так и вошёл в историю, как Собор о кабаках. Вопрос встал о реформировании всей алкогольной политики. В результате покончили с откупами, явлением явно негативным. Запретили продавать водку в кредит, что приводило к закабалению выпивох. Наконец, было принято решение окончательно закрыть частные кабаки. Отцы церкви выступили с серией проповедей против пьянства, заменив собою нынешнее санитарное просвещение.

Но, как часто бывало на Руси, хорошие законы, их строгость компенсировались их же неисполнением. Через некоторое время опять были введены в некоторых регионах откупа, а дворяне получили право на производство водки, хоть и по фиксированным ценам.

Водочное дело Павла Петровича

На протяжении последующих двух веков отношение государства и зелёного змия больше всего напоминало волновую теорию. Государство то отпускало вожжи, то вновь пыталось взять бразды алкогольного рынка в свои твёрдые руки. И опять всё повторялось.

С одной стороны, казна всегда была пустовата. Особенно во время войн. С другой - все видели огромный ущерб от пьянства, в которое погружались целые сословия. Собственно, эти две тенденции до сих пор и характерны для нашей северной страны, в которой алкоголь входит в необходимый пищевой набор, помогая расщеплять жирную пищу, без которой в морозы пришлось бы крайне трудно.

Вот и Пётр Первый сначала расширяет практику откупов - Северная война высасывала все соки из страны, - а затем обкладывает все винокуренные производства специальной пошлиной, которую высчитывали с каждого перегонного куба, с уже готовой продукции. При Екатерине водочные привилегии, дарованные дворянству, которое повсеместно устраивает винокурни в своих имениях, постепенно приводят к тому, что водка частная начинает на рынке вытеснять казённую. Нечто подобное случилось в правление Егора Гайдара. Пьянство перестало пополнять даже государственный бюджет: частный бизнес продолжал обогащаться, а государству оставалось платить только за разбитые всеобщей алкоголизацией черепки.

Павел Петрович, вступив на престол, в отличие от своей матушки, с дворянством ссориться не боялся и начал жёстко восстанавливать государственную монополию. Не исключено, что одним из мотивов его устранения было и недовольство шляхты, терявшей огромные доходы.

Александр вынес свой урок из обстоятельств убийства своего батюшки, а потому долгое время в водочные проблемы не вникал и не вмешивался. И откупами, и возгонкой спирта уже стали открыто заниматься не только дворяне, но и купечество, увидевшее надёжный источник необременительной наживы.

И только в 1819 году правительство Александра Первого вводит строгую госмоноплию (в который уже раз!). В новых условиях государство брало на себя всё производство водки и её оптовую продажу. А вот розница оставалась в руках частных торговцев. И, видимо, впервые вводилась единая для всей империи цена «воды жизни» - семь рублей за ведро. Так в стране попытались пресечь любую алкогольную спекуляцию.

Революция на трезвую голову

Советский антиалкогольный плакат. Вторая половина 1950-х годов.

О введении первого российского сухого закона написаны целые библиотеки. И до сих пор не утихают споры «за» и «против» таких радикальных мер. Между тем, втягиваться в масштабную войну в стране решили исключительно на трезвую голову. С 19 июня 1914 года вводится сухой закон на время мобилизации. А с августа, когда грянули первые раскаты Первой мировой, и до конца военных действий.

Крепкий (подчеркнём) алкоголь можно было приобрести только в ресторанах. Как результат, его потребление на душу населения упало более чем в десять раз. Причём то решение царского правительства имело долговременный эффект, поскольку только в 1960 году подушевое потребление алкоголя вышло на уровень 1913 года, с показателями которого так любили сравнивать свои достижения коммунистические руководители.

Но самое примечательное, на мой взгляд, заключается в том, что во многом так называемый сухой закон не был навязан сверху. Существует постановление кабинета министров от 27 сентября 1914 года, которое фактически делегировало право на введение запрета на торговлю алкоголем в разных регионах городским думам и сельским общинам. Таким образом, вытеснение водки из российской повседневности стало как бы общим делом, построенным на чисто демократических началах. И такой поворот для меня куда более важен, чем показатели официальной статистики, зафиксировавший снижение преступности на 70 процентов, уполовинивание числа самоубийств на почве алкогольных расстройств и т.д.

Более того, ряд депутатов Государственной думы внесли на рассмотрение коллег законопроект «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости». Конечно, вечного ничего не бывает. Но депутаты уловили тренд эпохи.

Надо сказать, что опытом царского правительства долгое время не пренебрегали и комиссары. Поскольку Совнарком запретил уже в декабре 1917 продажу и производство водки в стране. Конечно, параллельно процветало самогоноварение, с которым власти боролись с переменным успехом. Достаточно сказать, что в начале двадцатых годов власти решили напрямую стимулировать милиционеров, пообещав пятьсот рублей за каждый изъятый самогонный аппарат. И счёт конфискованных кубов пошел на десятки тысяч.

Но надолго сопротивляться преимуществам пьяного бюджета воли у новых властей не хватило. И 26 августа 1923 был дан зелёный свет возобновлению казённой возгонки. Появилась та самая, по выражению Михаила Булгакова, новоблагословенная, прозванная в честь главы Совета народных комиссаров «Рыковкой».

Игра минерального секретаря

Так начиналась антиалкогольная кампания времён Горбачёва. 1985 год.

Антиалкогольная кампания Михаила Горбачёва во многом стала камнем преткновения в оценке его государственной деятельности. Мало кто сомневался в том, что тревожные звонки, которые власть получала от учёных-социологов и врачей - побуждали её к решительным действиям. По оценкам академика Фёдора Углова, подушное потребление алкоголя достигла уже той черты, за которой фактически начинается вырождение нации.

Новый генсек понимал, что его антиалкогольная политика встретит поддержку населения, а это для него было архиважно, учитывая, что в политбюро в 1985 году оставались его тайные противники. «В утверждении норм трезвости, - заявил Горбачёв в своей речи в Тюмени, - никакого отклонения не будет. Задачу эту мы решим твёрдо и неукоснительно».

Проблема только свелась к известному изречению - хотели как лучше…

Как вспоминал будущий гэкачепист Валерий Болдин, который в те времена работал помощником генсека, Горбачёв дал указание ответить на многочисленные обращения в ЦК по поводу пьяного угара, охватившего все этажи общества сверху донизу. Изначально предполагалось снизить производство дешёвых плодово-ягодных вин и постепенно сокращать производство водки. На коньяки, сухое вино и шампанское жёсткие ограничительные меры не должны были распространяться. Предполагалась вполне логичная, но отнюдь не зубодробительная антиалкогольная кампания. Но во время обсуждения проекта постановления на заседании политбюро вожди, заводя друг друга, стали предлагать все более жёсткие поправки. Последовательность мер была заменена «кавалерийской атакой». По словам Болдина, самые яростные борцы с зелёным змием на заседаниях в кулуарах говорили, что навязанные темпы реформы ни к чему хорошему не приведут. Таков парадокс нашей кухонной политики.

Проявившиеся вскоре перегибы не только лишили бюджет десятков миллиардов, - а казна и так пустела по причине резкого падения цен на нефть, 8 долларов стоил тогда пресловутый баррель, - но и нанесли удар по экономике соцстран, поставлявших в СССР вина, пиво и крепкий алкоголь. Их, как водится, не удосужились предупредить о новых ограничениях. В отношениях с братьями по классу появились новые трещины. Забавно, что на первом октябрьском правительственном приёме 1985 года резко сократилось число гостей. А потому на последующих на столы вернули вино и коньяки. Большая политика не выдержала такого испытания.

В целом же на первых порах было зафиксировано значительное снижение производственного травматизма, бытовой, подпитываемой алкогольными парами преступности. Однако излишний радикализм ограничительных мер неизбежно привёл к фантастическому росту самогоноварения, потреблению суррогатов, скачку экономической преступности. К концу восьмидесятых начался отход от изначальных драконовских методов изничтожения зелёного змия. По престижу команды Горбачёва был нанесен фатальный удар.

Послесловие

Почтовая «антиалкогольная» марка. 1985 год.

Последствия гайдаровских реформ, особенно в сфере производства алкоголя, когда государство фактически лишили многовековой монополии, сказываются до сих пор, аукаясь контрафактом. И если Чехия буквально «на уши встала» от гибели двух десятков отравившихся, то у нас от алкогольных отравлений и принципиального алкоголизма на тот свет ежегодно уходит население среднего города. Нет, в последние годы государство наше не оставалось сторонним наблюдателем. Сначала водку изгнали из киосков. Затем с продуктовых оптовых рынков. Ввели строгие параметры для магазинов, имеющих право на торговлю алкоголем. Наконец, были установлены минимальные цены на водку, коньяк и разного рода наливки. Есть предложение по примеру скандинавских стран продавать крепкий алкоголь только в государственных специализированных магазинах, число которых будет невелико.

Но главный вывод, который делают эксперты, во многом сводится к тому, что по мере роста уровня жизни меняются и людские пристрастия, включая и алкогольные. А это уже выход на решение общей стратегической задачи, которую сейчас обдумывают общество и власти. Надеемся, решение это будет полезным для всех.

Фото Владимира Соколаева

Голливудские режиссеры мозги изощряют, сочиняя сюжеты позамысловатее, а у нас порой жизнь такие сценарии подбрасывает — Спилберг с Тарантино от зависти бы удавились. Вот, например, какая история случилась в начале восьмидесятых…

Однажды промозглым осенним вечером в калитку собственного дома ввалился изрядно поддатый хозяин, известный в определенных кругах как Мишка-Патефон. Обычно тихий мужичонка громко и требовательно принялся стучать в дверь, возвещая о своем прибытии. Совсем как у классика: «Сова, открывай, медведь пришел!». Из-за двери послышался голос супруги, с помощью некоторых идиом великого и могучего русского языка пославшей мужа на все четыре стороны. Если бы Мишка выпил грамм на восемьсот поменьше, то наверняка поспешил бы убраться от греха подальше. Но как назло именно сегодня в их конторе давали получку.

Горя желанием воссоединиться с семьей, он грудью кинулся на дверь, как матрос Железняк на Учредительное собрание. «Семья» в ответ явственно погромыхала чем-то увесистым, вроде сковородника. Поняв, что лобовой штурм не удастся, Патефон некоторое время бродил по двору, громко стеная от обиды, подпрыгнул и заглянул в окно, а потом вскарабкался по лестнице на крышу. От всех этих усилий ему стало жарко, поэтому Мишка скинул полушубок, примостил его на трубу, а сам уселся рядом и задремал…

Проснулся он, когда в лучших традициях боевиков входная дверь с грохотом слетела с петель, а его прекрасная половина бомбой вылетела наружу и в мгновение ока скрылась вдали. Свои действия жена сопровождала звуками, которые можно описать как нечто среднее между воплями слона в брачный период и ревом взлетающего «Боинга». Единственное, что удалось четко разобрать, было слово «Пожар!».

Заметив вскоре приближающиеся отблески «мигалок», Мишка кубарем скатился с крыши и заметался в поисках укрытия. Вой сирен приближался, подходящего укрытия не находилось, и в последнюю минуту бедолага щучкой запрыгнул в узкий лаз собачьей конуры. Здесь много лет обитал Кустик — дворняга преклонного возраста. Кустик остался недоволен вторжением и отчаянно завозился, пытаясь выгнать наглого оккупанта. Последний же судорожно зажимал псу слюнявую пасть и шептал что-то вроде: «Дорогой, я тебе кило вырезки куплю, соседскую Жучку приведу, только не выдай!».

«Спасатели» меж тем быстро разобрались в ситуации, посмеялись, сняли с дымохода прокопченный полушубок и уехали восвояси. Зато вернулась супруга, молча прошла внутрь и, судя по звукам, стала зачем-то начищать свой любимый ухват…

«Пора отсюда выбираться» — решил новоявленный Диоген и полез на волю. Вылезти сумела только голова, да и то наполовину — уши застряли. Мишка извернулся боком, ногой вперед, потом руками — ничего не получается. Попробовал выломать крышу — бесполезно.

Через полчаса осознал, что самостоятельно выбраться не удастся и подал голос. На шум появилась подруга жизни, заглянула в будку и задумчиво произнесла:

— Как ты, скотина, умудрился туда залезть, там же кошка добрая не поместится? Впрочем, твое дело, — она зябко поежилась, — сам себе вытрезвитель выбрал.

И ушла, предварительно лениво пошуровав палкой в будке.

Постепенно Патефон стал вспоминать, что он чувствовал в чреве матери: не разогнуть конечностей, спина затекла. Вдобавок собачья шерсть постоянно в носоглотку лезет. До хрипоты звал на помощь, но в ответ откликались лишь псы со всего околотка. Мороз все крепчал, поэтому из организма давно выветрился весь хмель. А там и потребности физиологические назрели. Вам-то смешно, а представьте себя в такой ситуации…

Внезапно стукнула калитка — это старший сын, Виктор, возвращался со второй смены. Уставший и голодный, он уже собирался войти в сени, как услышал жалобный стон со стороны конуры…

Немного оробев, Виктор все же подошел ближе и наклонился:

— Ты чего, Кустик? Небось, опять на помойке шастал и сожрал что-нибудь…

В призрачном свете отдаленного фонаря из темного отверстия показался чей-то безумный глаз, и Кустик прохрипел отцовским голосом:

— Сынок, спаси, не дай батьке пропасть…

Забегая вперед замечу, что после этого Виктор долго еще боялся выходить ночью один на улицу. А тогда он извлек обоих пленников довольно быстро, разломав топором будку. Правда, Мишка до того одеревенел, что не мог пошевелиться, поэтому пришлось звать хозяйку. Она с удовольствием сделала супругу массаж. Ухватом, правда, да это дело десятое.

Когда в 986 году к киевскому князю Владимиру пришли «болгары магометанской веры», чтобы уговорить его принять ислам, он слушал с их интересом, но когда оказалось, что эта вера исключает употребление алкоголя, сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Эта древнерусская фраза из «Повести временных лет» - самая известная цитата из летописи написанной, как принято считать, монахом Нестором. В восточнославянских странах алкоголь много веков был исключительно сильно связан с политикой, хотя изначально это была совсем не водка, а, скорее, вино или мед. Настоящий всплеск алкоголизма произошел, когда до Руси, вероятнее всего из Италии, добралась идея дистиллированных алкогольных напитков. Государство взяло их под свой полный контроль, водка стала основным источником доходов, а государственные институты были привлеченные к спаиванию населения.

Марк Лоренс Шред (Mark Lawrence Schrad) в изданной недавно издательством Ягеллонского университета книге «Империя водки. Алкоголь, власть и политика в царской России» приводит данные, из которых следует, что в рекордные годы середины XIX века доходы от продажи водки составляли почти 50% всех доходов бюджета. Зависимый от алкоголя народ - это зависимое государство, ведь если что-то обеспечивает половину бюджетных поступлений, сложно вообразить размер катастрофы при внезапном исчезновении этого дохода. Именно поэтому тезис о том, что введенный Николаем II в начале Первой мировой войны сухой закон привел к падению царизма, выглядит справедливым.

Царь, возможно никогда не решился бы его ввести, если бы не чиновники, обманывавшие царя (и самих себя) заверениями, что если у народа забрать крепкое спиртное, произойдет резкий рост предпринимательства и производительности, и Россию ожидает экономический бум, а не крах, усиленный к тому же расходами на войну.

Предыдущие правители понимали роль алкоголя в наполнении казны. И когда в католических и протестантских районах империи, в Польше, Финляндии или Литве, начали появляться религиозные движения трезвенников, борьба с ними велась, как с самыми опасными диверсантами. В Литве Охранка конфисковала петиции с призывом к трезвости, крестьян-трезвенников пытались переубедить просьбами, угрозами, битьем и даже подкупом, предлагая ведро водки на человека. «Трезвенников заставляли пить под плетьми, а самым упорным вливали алкоголь в горло через воронку», - цитирует Шред одного британского журналиста тех лет. С другой стороны, бывали случаи, когда за мелкие преступления суды приговаривали крестьян к… покупке нескольких ведер водки для самих судей.

Благодаря откупной системе сбора налога на водку (мы бы назвали это сейчас аутсорсингом) Россия могла финансировать армию. С другой стороны, пьяная армия не раз показывала себя на поле битвы не лучшим образом. Как полагает Шред, поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов или в столкновении с Японией в 1904-1905, остающиеся до сих пор в России поводом для стыда, были отчасти связаны именно с вызванной алкоголем неспособностью, собственно, трезво подойти к делу. Характерным примером было Альминское сражение, где командующий левым флангом генерал Василий Кирьяков вместо того чтобы командовать солдатам устроил во время битвы прием с шампанским.

Обычаи царского двора зачастую не отличались от привычек низов российского общества. Как при дворе Ивана Грозного, так и в Кремле времен Иосифа Сталина регулярно устраивались попойки, на которых властители заставляли своих подчиненных пить до потери сознания. И не только пить. Сталин принуждал своих соратников танцевать. Например, первому секретарю ЦК компартии Украины Никите Хрущеву приходилось плясать болезненный при его комплекции гопак - национальный украинский танец. Больше всего подробностей о кремлевских развлечениях мы знаем именно благодаря мемуарам Хрущева.

О возлияниях со Сталиным с ужасом вспоминали югославский коммунист Милован Джилас, глава немецкой дипломатии Иоахим фон Риббентроп и даже британский премьер Уинстон Черчилль, который сам довольно регулярно и в значительных количествах употреблял крепкие напитки. Хрущев пытался уклониться от выпивки, жалуясь на больные почки, но это оправдание перестало работать, когда глава госбезопасности Лаврентий Берия однажды заявил, что у него тоже проблемы с почками, но он все равно пьет.

В сталинские времена Кремль был полон алкоголиков. Эту традицию продолжал первый президент России Борис Ельцин. Друживший с ним Билл Клинтон вспоминал, как во время визита в США агенты Secret Service остановили Ельцина у вашингтонской резиденции для гостей американских президентов, Blair House, когда он в одном белье пытался поймать такси, чтобы, как он говорил, съездить за пиццей. В другой раз, как вспоминал крымский вице-премьер Лентун Безазиев, совершенно пьяный Ельцин устроил барабаны из голов президентов Казахстана и Узбекистана, отбивая по ним ритм двумя чайными ложками.

Россиянам надоело бесконечное пьянство президента, и поэтому, когда его сменил молодой и спортивный Владимир Путин, одной из причин его популярности стало то, что он не напивался. «Такого как Путин полного сил. Такого как Путин чтобы не пил» - пели о муже мечты девушки из группы «Поющие вместе». Хотя официальная версия гласит, что российский президент трезвенник, некоторые источники это опровергают. Немецкий канал ZDF даже сообщал, что во времена, когда будущий президент, находясь на службе в КГБ, работал в ГДР, он пил очень много. Сейчас он якобы предпочитает, скорее, пиво и вино, при этом в умеренных количествах.

Отрицательное отношение к алкоголю любит демонстрировать лидер Белоруссии. После вина у него, как он говорит, болит голова, а пиво ему не нравится. «Я не говорю, что я не пью. Как президент может не пить? Представьте ситуацию: сидят президенты за одним столом, они не просто пьют, они умеют пить, особенно выходцы из Советского Союза», - рассказывал Александр Лукашенко. Ему тоже не удалось избежать компании Ельцина. «Кстати, раньше я выпивал только с Ельциным. А он мне всегда: «Уважаешь - не уважаешь?» «Науважаешься» иногда так, что отходишь потом десять дней», - рассказывал он.

В свою очередь, Виктор Янукович не мог много пить из-за диабета. Однако в президентской резиденции в Межигорье после его бегства обнаружилась помимо прочего внушительная коллекция дорогого алкоголя. Некоторые бутылки с портретом «царя» выпускались специально для него, другие Янукович получил от коллег по должности. В его баре нашлось, например, место для водки от президента Азербайджана и саке от премьера Японии. Умеренно пил и предшественник Януковича Виктор Ющенко. Ему приходилось следить за здоровьем после того, как в ходе президентской кампании 2004 года его пытались отравить диоксином.

Зато Леонид Кучма в спиртном себе не отказывал. «В выходные, иногда чаще, я выпиваю 150 грамм. Успокаиваешься, снимаешь напряжение и всю неделю можешь дальше бороться. И никаких проблем», - рассказывал он в 2003 году на пресс-конференции. Но украинские политики говорят, что 150 граммами Кучма ограничивался не всегда. «В 1997 году меня пригласили на дачу президента Украины. Я приехал, смотрю: стол, женщины. Президент напился и все время кричал «кандыба», значит, «все в порядке», «мы договорились». И он так напился, что потом мне с его сотрудником пришлось его взять за руки и за ноги, чтобы уложить на диван», - вспоминал недавно бывший депутат Михаил Бродский.

Восточнославянские государства до сих пор входят в число мировых лидеров по употреблению алкоголя. Белорусы выпивают 17,5 чистого этанола на человека в год, россияне - 15,1, украинцы - 13,9. При этом половина приходится на водку и другие крепкие напитки. В Польше, по данным той же статистики ВОЗ за 2010 год, эта цифра составляет 12,5 литров, при этом на водку приходится треть потребления. В результате многовековой, зачастую подкрепляемой государством, любви к алкоголю развилась лексическая база русского языка. В нем можно «остограммиться» или «уйти в запой», одним из последствий которого станет «перегар» (запах непереработанного организмом алкоголя в выдыхаемом воздухе).

Россиянам не давали шанса избавиться от пагубной привычки. Не продлившийся долго сухой закон Ленина Сталин, внедривший много новаций в моральной сфере, заменил «алкогольной прибавкой». Фронтовые сто грамм, которые выдавались солдатам на фронтах Великой Отечественной войны, закрепили алкогольные привычки царских времен. Как и обыкновение «выпивать на троих». Поскольку значительный отрезок времени в период существования Советского Союза пол-литра водки стоили три рубля, было достаточно, чтобы трое случайных знакомых скинулись по рублю, а потом распили бутылку у дверей магазина. Операцию упрощала этикетка, края которой разделяли напиток на три части: можно было не отмерять.

Памятник русскому употреблению алкоголя воздвиг при раннем Брежневе Венедикт Ерофеев в повести «Москва - Петушки». Это история, рассказанная с перспективы пассажира электрички, курсирующей по вынесенному в заглавие маршруту, которого выгнали с работы за алкоголизм и создание системы учета алкоголя, употребляемого работниками до работы и в ее ходе. Хотя (особенно в больших российских городах) со времен Ерофеева нравы изменились, всю большую популярность приобретает сейчас пиво, потребление водки снижается, алкоголь становится дополнением, а не целью дружеских посиделок, прекрасным поводом уйти в запой до сих пор остаются праздничные дни.

Праздники продолжаются с Нового года вплоть до Рождества, которое отмечают 7 января. В этот период закрыты госучреждения, не выходят газеты, не работает большинство компаний. За неделю россияне выпивают миллиард бутылок различных спиртных напитков. Согласно данным компании «ФБК», праздничный отдых обходится в 1,6% ВВП. Это в том числе наследие предыдущих веков, когда Церковь, как пишет Шред, особенно склоняла крестьян пить в праздники, называя это безопасным и полезным для здоровья делом. Однако в результате, как пишет журнал «Наркология», из-за алкоголя происходит полмиллиона преждевременных смертей в год.

Россия старается бороться с алкоголизмом, но делает это не очень активно. 1 января 2010 года на водку ввели минимальную цену - 89 рублей, позднее ценовой барьер несколько раз повышался и дошел до 220 рублей. Была ограничена также продажа алкоголя ночью. Раньше случалось, что некоторая водка стоила дешевле пива, что не способствовало возникновению моды на более легкие напитки и их безопасному употреблению. В феврале, чтобы смягчить последствия кризиса, власть снизила порог на 35 рублей: сейчас пол-литра водки можно легального приобрести за 185 рублей.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта