Главная » Энциклопедия » Развлечение про картошку в детском саду. Подготовительная группа

Развлечение про картошку в детском саду. Подготовительная группа

Трудно найти человека, который не любил бы картошку. Даже те, кто не ест её ради сохранения стройности, говорят об этом как о подвиге. Не удивительно, что сам овощ прозвали «вторым хлебом»: он одинаково уместен на праздничном столе, в рабочей столовой и в дальнем туристическом походе. Даже не верится, что ещё лет триста назад большая часть населения Европы даже не догадывалась о существовании картошки. История появления картофеля в Европе и России достойна приключенческого романа.

В XVI веке Испания завоевала обширные земли в Южной Америке. Конкистадоры и пришедшие вместе с ними учёные монахи оставили интереснейшие сведения о быте и образе жизни коренных жителей Перу и Новой Гранады, включавшей в себя территорию нынешней Колумбии, Эквадора, Панамы и Венесуэлы.

Основу рациона южноамериканских индейцев составляли маис, фасоль и странные клубни, которые называли «папа». Гонсало Хименес де Кесада, завоеватель и первый губернатор Новой Гранады, описывал «папу» как нечто среднее между трюфелями и репой.

Дикий картофель рос почти на всей территории Перу и Новой Гранады. Но клубни его были слишком мелкими и горьковатыми на вкус. Более чем за тысячу лет до прихода конкистадоров инки научились возделывать эту культуру и вывели несколько сортов. Индейцы настолько ценили картофель, что даже поклонялись ему как божеству. А единицей измерения времени служил интервал, необходимый для варки картошки (примерно один час).


Индейцы перу поклонялись картошке, они измеряли время длительностью её приготовления

В пищу картошку употребляли вареной «в мундирах». В предгорьях Анд климат суровее, чем на побережье. Из-за частых заморозков хранить «папу» (картофель) было сложно. Поэтому индейцы научились заготавливать впрок «чуньо» – сушёную картошку. Для этого клубни специально подмораживали, чтобы из них ушла горечь. После оттаивания «папу» топтали ногами, чтобы отделить мякоть от кожуры. Очищенные клубни либо сразу сушили на солнце, либо сперва в течение двух недель вымачивали в проточной воде, а затем раскладывали для просушки.

Чуньо мог храниться в течение нескольких лет, его было удобно брать с собой в далёкую дорогу. Это преимущество оценили испанцы, отправлявшиеся с территории Новой Гранады на поиски легендарного Эльдорадо. Дешёвый, сытный и хорошо сохранявшийся чуньо был основной пищей рабов на перуанских серебряных рудниках.

В странах Южной Америки на основе чуньо до сих пор готовят множество блюд: от основных до десертов.

Приключения картофеля в Европе

Уже в первой половине XVI века, вместе с золотом и серебром из заморских колоний, клубни картофеля попали в Испанию. Здесь их называли так же, как и на родине: «папа».

Испанцы оценили не только вкус, но и красоту заморского гостя, а потому зачастую картофель рос на клумбах, где радовал глаз своими цветками. Лекари широко использовали его мочегонные и ранозаживляющие свойства. К тому же, он оказался очень действенным лекарством от цинги, которая в те времена была настоящим бичом моряков. Известен даже случай, когда император Карл V преподнёс картошку в дар заболевшему Папе Римскому.


Сначала испанцы полюбили картошку за красивое цветение, вкус понравился им позже

Очень популярной картошка стала во Фландрии, бывшей тогда колонией Испании. В конце XVI века повар епископа Льежского включил в свой кулинарный трактат несколько рецептов её приготовления.

В Италии и Швейцарии также быстро оценили преимущества картофеля. Кстати, именно итальянцам мы и обязаны этим названием: корнеплод, похожий на трюфель, они называли «тартуффоли».

А вот дальше по Европе картошка распространялась в буквальном смысле огнём и мечом. В немецких княжествах крестьяне не доверяли властям и отказывались сажать новый овощ. Беда в том, что ягоды картофеля ядовиты, и поначалу люди, не знавшие, что в пищу следует употреблять корнеплод, попросту травились.

За дело взялся «популяризатор» картофеля Фридрих Вильгельм I Прусский. В 1651 году король издал указ, согласно которому тем, кто отказывался сажать картошку, следовало рубить носы и уши. Поскольку у августейшего ботаника слова никогда не расходились с делом, уже во второй половине XVII века картофелем были засажены значительные площади в Пруссии.

Галантная Франция

Во Франции издавна считалось, что корнеплоды – пища низших классов. Знать отдавала предпочтение зеленным овощам. Картофель в этой стране не выращивали вплоть до второй половины XVIII века: крестьяне не желали никаких новшеств, а господ заморский корнеплод не интересовал.

История картофеля во Франции связана с именем фармацевта Антуана-Огюста Пармантье. Редко случается, чтобы в одном человеке соединялись бескорыстная любовь к людям, острый ум, недюжинная практическая сметка и авантюрная жилка.

Свою карьеру Пармантье начал в качестве военного лекаря. Во время Семилетней войны он попал в плен к немцам, где и попробовал картофель. Будучи человеком образованным, месье Пармантье сразу понял, что картофель способен избавить крестьян от голода, который был неизбежен в случае неурожая пшеницы. Оставалось лишь убедить в этом тех, кого мэтр собирался спасти.

Задачу Пармантье принялся решать поэтапно. Поскольку фармацевт был вхож во дворец, он уговорил короля Людовика XVI отправиться на бал, приколов букет цветов картошки к парадному мундиру. Королева Мария Антуанетта, бывшая законодательницей мод, вплела те же цветы в свою причёску.

Не прошло и года, как каждое уважающее себя дворянское семейство обзавелось собственной клумбой картошки, где росли любимые цветы королевы. Вот только клумба – не грядка. Для того чтобы пересадить картофель на французские грядки, Пармантье применил ещё более оригинальный приём. Он устроил обед, на который пригласил самых известных учёных своего времени (многие из них считали картофель, по меньшей мере, несъедобным).
Королевский фармацевт попотчевал своих гостей прекрасным обедом, а затем объявил, что блюда были приготовлены из того самого сомнительного корнеплода.

Но всех французских крестьян на обед не пригласишь. В 1787 году Пармантье попросил у короля участок пахотной земли в окрестностях Парижа и роту солдат, чтобы охранять посадки картофеля. Заодно мэтр объявил, что всякого, кто похитит ценное растение, ждёт казнь.

Целыми днями солдаты охраняли картофельное поле, а ночью уходили в казарму. Надо ли говорить, что весь картофель был выкопан и похищен в кратчайшие сроки?

Пармантье вошёл в историю как автор книги о пользе картофеля. Во Франции мэтру Пармантье воздвигли два памятника: в Мондидье (на родине учёного) и под Парижем, на месте первого картофельного поля. На постаменте памятника в Мондидье высечено: «Благодетелю человечества».

Памятник Пармантье в Мондидье

Пиратская добыча

В XVI веке Англия ещё только оспаривала у дряхлеющей, но всё ещё мощной Испании корону «Владычицы морей». Знаменитый корсар королевы Елизаветы I, сэр Френсис Дрейк, прославился не только кругосветным путешествием, но и налётами на испанские серебряные рудники в Новом Свете. В 1585 году, возвращаясь из одного такого рейда, он взял на борт англичан, безуспешно пытавшихся основать колонию на территории современной Северной Каролины. С собой они привезли клубни «папа», или «потейтос».

Френсис Дрейк — пират, благодаря которому о картошке узнали в Англии

Территория Британских островов мала, и плодородной земли здесь немного, а потому голод был частым гостем в домах фермеров и горожан. Ещё хуже обстояло дело в Ирландии, которую английские хозяева немилосердно грабили.

Картошка стала настоящим спасением для простого люда в Англии и Ирландии. В Ирландии она и сейчас – одна из основных культур. У местных жителей даже есть пословица: «Любовь и картошка – две вещи, с которыми не шутят».

История картофеля в России

Император Пётр I, побывав в Голландии, привёз оттуда мешок картошки. Царь был твёрдо убеждён, что у этого корнеплода в России – большое будущее. Заморский овощ высадили на Аптекарском огороде, но дальше дело не пошло: царю было не до ботанических занятий, а крестьяне в России по складу ума и характера мало чем отличались от иностранных.

После смерти Петра I правителям державы было не до популяризации картофеля. Хотя известно, что уже при Елизавете картошка была частым гостем и на царском столе, и на столах вельмож. В своих поместьях выращивали картофель Воронцов, Ганнибал, Брюс.

Простой народ, однако, любовью к картофелю не воспылал. Как и в Германии, ходили слухи о ядовитости овоща. К тому же, по-немецки «крафт тойфель» означает «чёртова сила». В православной стране корнеплод с таким названием вызывал неприязнь.

Особый вклад в дело селекции и распространения картофеля внёс знаменитый ботаник и селекционер А.Т. Болотов. На своём опытном участке он получал рекордные даже по нынешним временам урожаи. А.Т. Болотов написал несколько работ о свойствах картофеля, причём первую из своих статей он опубликовал в 1770 году, намного раньше, чем Пармантье.

В 1839 году, во времена правления Николая I, в стране случился сильный недород, за ним последовал голод. Правительство приняло решительные меры по недопущению впредь подобных случаев. Как водится, к счастью народ гнали дубиной. Император повелел, чтобы картофель сажали во всех губерниях.

В Московской губернии государственным крестьянам было велено вырастить картошки из расчёта 4 меры (105 л) на человека, причём работать надо было бесплатно. В Красноярской губернии тех, кто не желал сажать картошку, высылали на каторжные работы по возведению Бобруйской крепости. В стране вспыхнули «картофельные бунты», которые были жестоко подавлены. Тем не менее, с тех пор картофель и вправду стал «вторым хлебом».


Крестьяне сопротивлялись новому овощу как могли, картофельные бунты были привычным делом

В средине XIX века селекцией картофеля занимались многие русские учёные, в частности, Е.А.Грачёв. Именно ему мы должны быть благодарны за известный большинству огородников сорт «Ранняя роза» («Американка»).

В 20-х годах ХХ века историей происхождения картофеля заинтересовался академик Н.И.Вавилов. Правительство государства, ещё не отошедшего от ужасов Гражданской войны, нашло средства, чтобы послать экспедицию в Перу, на поиски дикого картофеля. В результате были найдены совершенно новые виды этого растения, а советские селекционеры сумели вывести очень урожайные и устойчивые к болезням сорта. Так, знаменитый селекционер А.Г.Лорх создал сорт «Лорх», урожайность которого при соблюдении определённой технологии выращивания составляет более тонны с сотки.

Татьяна Горбунова
НОД «Беседа о картофеле»

Тема :«Беседа о картофеле » .

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Виды деятельности :

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Цель :

Дать детям представление о происхождении картофеля .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания, закреплять представления где растет картофель .

Развивающие :

Развивать связную речь, логическое мышление, продолжать учить рассказывать о предмете по схеме.

Активизировать и обогащать словарный запас детей мореплаватель, клубни, крахмал).

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному, использовать предлоги (над, под, в, на) .

Воспитательные :

Воспитывать интерес к экспериментам.

Предварительная работа :

- Чтение : Л. Толстой, «Мужик и медведь» , сказка «Дело было в огороде» .

Рассматривание блюд из картофеля .

Обыгрывание сказки «Мужик и медведь» .

Заучивание загадок об овощах.

Дидактические игры «Узнай по силуэту» , «Узнай на ощупь» , «Вершки и корешки» . «Что растет на грядке» .

Мало подвижная игра «Горячий картофель » .

Словесная игра «Здравствуй» .

Демонстрационный материал :

Волшебный мешочек.

Ковер самолет.

Клубни картофеля .

- Картофельный крахмал .

Проектор и экран.

Мнемотаблица «Раскажи-ка»

Стакан с водой.

Натертый картофель .

План-конспект

Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите какие гости к нам пришли, давайте поздороваемся

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй,легкий ветерок

Здравствуй, солнечный денек

Здравствуй, утро

Здравствуй, день нам здороваться не лень.

Вводная часть

Воспитатель :

Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте :

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре самолёте.

Ваш профессор ОГОРОД»

Интересно, о чём хочет нам рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети : Да, полетим. (звучит спокойная музыка) .

Воспитатель :

Садитесь на волшебный ковёр, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесами, над полями, над реками»

(Воспитатель в это время одевает на себя белый халат, очки и превращается в профессора ОГОРОД).

Основная часть

Профессор : Ой, какие долгожданные гости ко мне прилетели? Здравствуйте!

Дети : Здравствуйте!

Профессор : Я профессор Огород, а это моя лаборатория. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелён, и густ

На огороде вырос куст.

Покопай немножко – под кустом… /картошка/

Профессор : Правильно! (достает из мешочка и показывает детям клубень картофеля )

Дети, я сегодня хочу вам рассказать откуда у нас появился картофель ? Хотите узнать? Я знаю интересную историю, садитесь и внимательно слушайте.

(дети садятся на стульчики, включить презентацию)

Рассказ с использованием презентации

А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, занимайте места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего разрешения.

(дети рассаживаются за столом, на котором лежат лупы и клубни картофеля по количеству детей )

Ребята, посмотрите какой урожай картофеля . Картошины называютсяКЛУБНЯМИ – это мясистое уплотнение корня.

Как называются картошины ? (дети повторяютКлубни) .

Возьмите клубень картофеля и рассмотрите , погладьте, понюхайте его.

(дети рассматривают клубень, а Профессор в это время читает стих

Неказиста, шишковата

А придет на стол она

Скажут весело ребята :

«Ну рассыпчата, вкусна» .

Рассмотрели, понюхали, погладили?- А теперь давайте расскажем о клубне картофеля по таблице (на мольберте мнемотаблица «Расскажи-ка» , дети по желанию выходят и рассказывают).

Молодцы, хорошие рассказы у вас получились. А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в иргу, которая называется «Горячая картошка » , (объясняю правила игры, у кого из детей оказался мяч, задаю вопрос) .

Пюре приготовленное из клубней картофеля какое ? - Картофельное

Суп приготовленный из клубней картофеля какой ? - Картофельный

Котлета приготовленная из картофеля какая ? - Картофельная

Мы любим ватрушку с начинкой из картофеля какую ? - Картофельную

Профессор :

А сейчас мы опять с вами поиграем в игру «Где?»

Присаживайтесь перед экраном и начнем :

(На слайде картинка картофельного куста с выраженными его частями)

Сначала я назову части куста картофеля , а потом вы будете называть где эта часть находиться. Договорились…

Корень (корень находится под землёй, в земле)

Стебель (стебель находится над землёй)

Лист (лист находится на ветке)

Клубень (клубень находится под землёй, в земле)

Цветок (цветок находится на ветке)

Профессор :Вы умные ребята, давайте пройдем опять ко мне в лабораторию, займите свои места. Посмотрите у меня есть вареный картофель , он очень рассыпчатый, а знаете почему?Потому что в нем содержится крахмал, (Дети повторяют : крахмал) . Чем больше крахмала, тем он рассыпчатей, а значит и вкуснее.

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда, вкусная….

Профессор :Что содержится в картофеле ?

Дети : Крахмал.

Профессор :(Показывает крахмал, а какой крахмал на ощупь? Потрогайте, (крахмал как бы скрипит) .

Профессор : Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал , проведем эксперимент : давайте попробуем получить крахмал из картофеля . Берем заранее натертый картофель , видите он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой.

Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают , воду осторожно сливают, осадок сушат. И получается крахмал.

Профессор :А крахмал, ребята нам нужен чтоб варить вкусные кисель, накрахмаливать салфетки и скатерти для красоты. Понравился вам опыт у меня в лаборатории. Мы сегодня много узнал о картофеле . Расскажите все своему воспитателю, о чем узнали у меня, договорились?

К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Садитесь на ковер самолет и отправляйтесь к себе в детский сад. Закрывайте глазки, вот вы летите над лесом, над полями, над реками.

(В это время профессор снимает халат, очки и превращается в воспитателя) .

Воспитатель :Ну вот, ребята, вы и вернулись в свой детский сад.

Где вы были?

Вам понравилось у профессора в гостях?

О чем вам рассказывал профессор?

А может кто то запомнил где родился картофель ? (Южной Америке)

А кто такой Христофор Колумб? (Мореплаватель)

А что содержится в картофеле ? (крахмал)

Для чего нужен крахмал? (варить кисель,накрахмаливать салфетки и скатерти для красоты)

Как называют картошины (клубнями) .

Воспитатель :Вы большие молодцы, нам пора прощаться с гостями и отправляться к себе в группу.

Картофель - самый распространенный овощ мира. Из него можно готовить массу блюд. Причем, в большинстве из них картофель будет основным ингредиентом. Это отличный гарнир к мясу или рыбе. Картофель можно добавлять в салаты, и даже десерты. Не стоит путать знаменитое пирожное - картошка с этим овощем. Из этой статьи вы узнаете несколько занятных фактов об этом овоще.

Краткая история картофеля

Картофель относится к семейству Пасленовых. Но интересно и то, что у картофеля есть сходство с такими растениями, как баклажан, томат и даже табак. Все дело у интересном цветении этих растений.

Впервые картофель стали выращивать индейцы Перу в Америке. Тогда они вывели более сотни сортов картофеля. Когда растение попало в Европу, то жители многих сран опасались употреблять его в пищу, считая его мистическим и загадочным. Агрономам стоило большого труда, чтобы убедить жителей крупных городов начать употреблять в пищу картофель.

Считается, что в Россию картофель привез Петр первый, но тут есть несколько оговорок. Петр первый разослал клубни картофеля всем губернаторам страны, но они не смогли его вырастить, а то, что все-таки выросло, нельзя было употреблять в пищу. Затем выращивать картофель начала Екатерина вторая, при которой эти клубни стали более распространены.

Мало кто знает, но клубни картофеля могут быть ядовиты. Особенно, если корка картофеля еще зеленая. Такие овощи категорически нельзя употреблять в пищу. Если вы съели пару таких картофелин, то конечно же, вы не умрете, но будете чувствовать недомогание. К тому же в вашем организме отложится вредоносный компонент - соланин, который как раз и является ядом.

Существует сорт картофеля, который растет на коре деревьев, как цветок орхидеи. Он вырастает в углублениях коры. Вкус такого картофеля отличается от красного или белого сорта картофеля.

Мало кто знает, но с помощью регулярного употребления в пищу картофеля можно улучшить зрение. Это происходит за счет содержание в составе картофеля витамина А в значительном количестве. В мировой кулинарии известно более 2000 рецептов из картофеля.

Нет такого ребенка, который не любил бы картошку! Картофель не зря называют “вторым хлебом”, из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.
А что знают о нем школьники? Как картофель оказался на нашем столе? Все это можно узнать, если провести с детьми праздник картошки.

Цели. Расширить знания детей о картофеле; учить подбирать нужный материал; развивать художественные и творческие способности детей; учить анализу и обобщению собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.

Учебные материалы. Выставка картофеля; газета «История картофеля»; набор открыток «Растения-переселенцы».

Предварительная подготовка. Класс делится на группы. Каждая группа готовит разные задания. Первая группа должна сочинить «Оду картофелю», вторая группа – подобрать или сочинить о картофеле частушки и загадки, третья группа – выпустить стенгазету.
В этот день для детей в столовой приготовили картофельное пюре с огурцами и салат из капусты.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. Послушайте стихотворение.

Ученик 1.

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко –
А вдруг это... (картошка )?

(Д. Чиарди )

У. Сегодня мы будем говорить про всем нам хорошо известный и любимый овощ – картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в стране?

Ведущий. Дорогие ребятя, наша игра начинается! Сейчас мы с вами, отвечая на вопросы игры «Поле чудес», узнаем о том, откуда картофель попал к нам на стол.

Тур 1

Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде? (Анды. )

Тур 2

Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания. )

У . Испанцы не поняли ценность продукта. Картофелю пришлось обойти всю Европу и вернуться снова в Испанию уже почитаемым продуктом. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил свое название от слова тартуффоли – так итальянцы называли грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды.

Тур 3

Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста картофеля? (Пармантье. )

У. Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд, сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.

Игра со зрителями

Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф. )

У. Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

Финал

Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия. )

Супер игра

Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко. )

В. История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман. Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию, Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».

У. Когда у нас сажают картофель?

Дети. В последних числах апреля – начале мая.

У. Как летом за ним ухаживают?

Д. Картофель боронят, рыхлят, окучивают, подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.

У. Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить картофель! Когда нужно собирать урожай?

Д. В начале сентября картофель можно выкапывать.

У. Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью?

Ученики отвечают .

У. От чего зависит урожайность картофеля?

Д. От сорта (насчитывается более 200 видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.

У. Если у вас есть только несколько крупных картофелин, а вы хотите посадить побольше, что можно сделать?

Д. Нужно разрезать картофелину на несколько частей, но так, чтобы в каждом кусочке был глазок.

Учитель показывает картофель с глазками.

У. Молодцы! В старших классах вы будете проводить различные опыты с картофелем, чтобы подтвердить то, о чем мы сейчас говорили. Теперь послушаем, как три группы подготовили домашнее задание.

Первая группа

Ода картофелю

У. В одном прекрасном царстве...
Д. А может, и не в царстве...
У. Жила-была картошка...
Д. А может, не жила.
У. Была она большая...
Д. А может, небольшая...
У. Кругла, бела, глазаста...
Д. А может, не была.
У. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
Д. А если и не сваришь...
У. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
Д. А может, посильнее...
У. С огурчиком хрустящим...
Д. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!

Дети исполняют на мотив песни «А у нас во дворе»:

В огороде у нас
есть картошка одна,
Среди всех овощей
неприметна она.
Почему ж это так
неприметна она?

Можно на обед
Нажарить вам котлет,
Но картофель к ним
Все ж необходим.

Ведь картофель для нас
очень ценный продукт,
Он заменит всегда
самый вкусненький фрукт.
Почему ж это так:
самый вкусненький фрукт?

Можно на обед
Сделать и омлет,
Но картофель все ж
Очень всем хорош.

Вторая группа

Веселые частушки

Мы девчата боевые,
Дружно, весело живем.
Мы сейчас свои частушки
Про картошку пропоем.

Заросла моя картошка
Травой дикой – лебедой.
Прополола я немножко
И сказала: «Шут с тобой!»

За столом картошку ела,
Подошел Алешка.
Попросил Алешка ложку:
Берегись, картошка!

Ой, спасибо, Петр Первый,
Что картошку нам привез.
А то ели бы доныне
Только репу и овес.

Загадки о картошке

    Неказиста, мешковата,
    А придет на стол она –
    Скажут весело ребята:
    «Ну, рассыпчата, вкусна!»

    Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

    Между гор
    Лежит толстый Егор.

    Курочка-пустодом
    Свила гнездо за двором,
    Яйца несет,
    В землю кладет.

    Кругла, рассыпчата, бела
    На стол она с полей пришла.
    Ты посоли ее немножко,
    Ведь правда, вкусная... (картошка )?

Третья группа

Ребята представляют стенгазету”История картофеля”.

Ведущий. Картофель – важнейший источник витамина С. В картофеле содержится 32 микроэлемента, из которых очень важным считается калий (в кожуре его в 1,5 раза больше). Для лечения разных болезней используют все органы растения, но чаще всего клубни. Они обладают противоязвенным и противовоспалительным действием. Картофельный сок помогает при лечении ангины. Настой из ростков клубней может помочь восстановить зрение. Горячий картофель в мундире вылечит кашель. Даже бородавки исчезнут, если натирать их сырым картофелем.
Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.

У. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Д. Картофельное пюре, картофель-фри, картофель с сельдью, запеканку картофельную с грибами, рулет картофельный, картофель тушеный с мясом и многие другие блюда.

Ведущий. А теперь послушайте стихотворение Михаила Есеновского «Бутерброд про картошку» (из «Книги для чтения за едой»).

Ученик 2.

Как-то мальчик Юра
ел себе картошку,
Он картошку кушал
твердою рукой.
Говорит картошка:
– Что-то я забыла,
Кто же я такая?
Кто же ты такой?
Кто же мы с тобою,
милый мальчик Юра?
Кто бы мог доверить
эту тайну нам?
– Я-то мальчик Юра,
А вот ты откуда,
я не знаю сам.
Может, ты испанка,
может, ты японка,
Может, ты цыганка,
может, папуас?
Может, ты бандитка,
может, ты шпионка?
Может, с парашютом
сброшена на нас?
Шепотом картошка
говорит тихонько:
– Ты меня не выдашь,
ты ведь не трепач?
Ты меня не знаешь,
ты меня не видел,
Ты меня, шпионку,
за щекою спрячь!

Ведущий. Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий.

В конце праздника учитель и ведущий детей награждают: за лучшую частушку, за самую интересную загадку, за активное участие в выступлениях, за победу в игре «Поле чудес», за выставку, где выбирают самую большую, самую маленькую, самую причудливую картошку.

Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века. Считается, что эта культура пришла к нам из стран Западной Европы, а туда, в свою очередь, её привезли соратники Колубма. То, что в Европу картофель прибыл из Южной Америки – сомнению никто не подвергает, а вот как он попал на русский стол – с этим связан ряд предположений.

Давным-давно, в 1560 году, а может чуть позже, его привезли в Испанию. Потом картофель попал в Италию, Францию, Голландию и другие страны Западной Европы. Он полюбился жителям Британских островов, которые называли его вторым хлебом. В России появление картофеля связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия.

Однако повсеместно картофель стал использоваться в России лишь после того, как в конце восемнадцатого века был издан специальный документ под названием: «Наставления о разведении земляных яблок, потетес именуемых». Этот документ увидел свет в 1765 году. Для повсеместного распространения картофеля на российской земле, получения хорошего урожая, был выполнен огромный объём работ деятелями Вольного экономического общества, появившегося в Петербурге в 1765 году. Именно его сотрудникам: Нартову А.А., Болотову А.Т., Мещинину В.А. мы обязаны распространением этой культуры в стране.

У себя на родине картофель относится к многолетним культурам. Но особенности нашего климата, слишком сурового для этого растения, таковы, что он возделывается как однолетнее растение.

Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся другие полезные вещества: соли кальция, железа, калия, йод, сера и другие компоненты, совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.

Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкой: картофель фри, пюре, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, суп-пюре, щи, закуска, вареники.

Загадка о картошке

В теплую пору взрослеет,
К осени ближе созреет,
Летом ее прополол,
В праздник поставил на стол,
Драники, шаньги, окрошка,
Всем нам знакома картошка.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта