Главная » Салаты » Разнообразие веществ. Урок "Разнообразие веществ" план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему Многообразие веществ в окружающем мире

Разнообразие веществ. Урок "Разнообразие веществ" план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему Многообразие веществ в окружающем мире

1. Наш любознательный Попугай составил для тебя кроссворд. Разгадай его, и ты убедишься, что не так уж мало знаешь о веществах.

По горизонтали:
1. Вещество, из которого состоят озёра, реки, моря (вода) .
2. Вещество, которое есть в конфетах и шоколадках (сахар ) .
3. Вещества, имеющие кислый вкус (кислота) .
4. Виноградный сахар (глюкоза) .

По вертикали:
1. Вещество, которым можно отмывать посуду, полоскать горло; его же добавляют в тесто (сода) .
2. Вещество, из которого делают проволоку и некоторые предметы посуды (алюминий) .
3. Вещество, из которого состоит гвоздь (железо) .
4. Вещество, которого много в картошке и киселе (крахмал) .
5. Вещество, которое мы всегда видим на обеденном столе, но никогда не добавляем в чай (соль) .

2. Практическая работа «Исследуем продукты на содержание крахмала».

Цель работы: определить, есть ли крахмал в исследуемых продуктах.

Оборудование: продукты, выданные учителем; разбавленная настойка йода, пипетка.

Ход работы:

  1. Проведи опыты: с помощью пипетки нанеси каплю настойки йода на каждый из исследуемых продуктов.
  2. По ходу работы заполняй таблицу.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнула, теперь я с лёгкостью могу узнавать в каких продуктах содержится крахмал, а в каких нет.

Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.

Для выполнения практической работы я подготовил следующее оборудование: баночку с йодом, пипетку, тарелку, телефон с фотокамерой, кусочек хлеба, макаронные изделия, несколько кусочков полукопченой колбасы и нарезанное дольками яблоко.
Разложив на тарелке продукты я капнул на каждый из них из пипетки по капельке йода. Результаты не заставили себя ждать. На хлебе и на «макарошке» мгновенно появились темно-синие пятна от йода. А вот колбаса и яблоко остались без изменений.
Затем я сфотографировал каждый участвующий в эксперименте продукт для таблицы.
Вывод: много крахмала содержится в хлебе и макаронных изделиях, а в полукопченой колбасе и яблоках йода нет.

Тема: Разнообразие веществ

Цель: познакомить с веществами и их свойствами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний . Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

( Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим - жидкие, зеленым - газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.

2. Фронтальный опрос

- Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.

- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.) (Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)

- Послушайте рассказ о великом русском ученом М.В. Ломоносове.

( Заранее подготовленный ученик выступает с докладом.)

III . Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки.

Думал, что мел, потому что бел,

А в руки взял - он водой побежал. (Снег.)

Не лес, а шумит.

Не конь, а бежит. (Вода.)

- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.

Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)

IV . Работа по теме урока

    Беседа

Разнообразие веществ

Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль.

- Что вы знаете о соли?

Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

( Далее заслушивают сообщение одного из учеников о поваренной соли.)

Следующее вещество - сахар.

- Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)

В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.

В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.

Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом - мачете - срезают тростинку за тростинкой - и в котел. Выварят на огне - получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы - похожим словом «сахар».

Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который и наших краях не растет, а из сахарной свеклы.

Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы - с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.

Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.

Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.

Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!

- Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

- Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)

- Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)

Крахмал

Крахмал - это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

2. Практическая работа

( Учитель делит класс на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет по своему усмотрению.)

- С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

- Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.

( Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)

- Расскажите о полученных результатах.

3. Работа по учебнику

- Прочитайте в учебнике текст на с. 43-44.

- Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)

- В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне - лимонная, в яблоке - яблочная, в листьях щавеля - щавелевая, в прокисшем молоке - молочная.)

- Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)

- Какие кислоты вы знаете?

- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)

- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)

- Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей - это

загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.

V . Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы потопаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI . Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1(с. 16),

- Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.

- Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)

- Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)

- Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)

- Запишите эти сведения в таблицу.

- Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.

2 (с. 16).

- Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза -разновидность сахара.)

3(с.17).

- Прочитайте задание. Выполните его.

( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII . Рефлексия

1. Работа в группах

- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.

- Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.

Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как говорится, за уши не оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной из молодой крапивы варят отличные щи. Ведь крапива появляется раньше, чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.

А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст.

Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах - слезы.

2. Игра «Определи на ощупь»

- Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал. (Учитель проводит игру.)

- Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)

Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.

VIII . Подведение итогов урока

- С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?

- Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.

- Что новое вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Дополнительный материал

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море и ловил с ним рыбу. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. С этой целью Михаил Ломоносов пешком с обозом мороженой рыбы отправился и Москву.

В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда доступа не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.

Годы упорного труда на пути к знаниям - и Ломоносов становится крупнейшим ученым.

Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много » самых разных областях знаний, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова - поэт и химик.

Но химиком и поэтом был один и тот же человек. А еще физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов и своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись оксидом, но общая масса сосуда при этом не изменилась. Так был открыт закон сохранения материи - один из основных законов природы. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым.

Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли подтвердить это наблюдение.

Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Ломоносов справедливо считается одним из крупнейших астрономов своего времени.

Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц - молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении - медленнее.

До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах.

Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например изображение знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I .

Немало сил приложил Михаил Васильевич, чтобы добиться открытия первого в России высшего учебного заведения - университета в Москве. Московский государственный университет - один из лучших в мире - с гордостью носит имя М.В. Ломоносова.

Соль

Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - Виа Солариа, что означает «соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль - драгоценное сокровище - не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.

Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения - в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.

Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря.

В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов: в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах - примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.

2014-06-04

Причины большого разнообразия веществ. Благодаря существованию более 100 видов атомов и их способности сочетаться между собой в разном количестве и последовательности образовались миллионы веществ. Среди них есть вещества природного происхождения. Это вода, кислород, масло, крахмал, сахароза и многие другие.

Благодаря достижениям химии стало возможным создание новых веществ даже с заранее определенными свойствами. Такие вещества вам тоже известны. Это полиэтилен, подавляющее большинство лекарств, искусственный каучук — основное вещество в составе резины, из которой изготавливают велосипедные и автомобильные шины. Поскольку веществ очень много, возникла потребность каким-то образом разделить их на отдельные группы.

Вещества разделяют на две группы — простые и сложные.

Простые вещества. Существуют вещества, в образовании которых участвуют атомы только одного вида, то есть одного химического элемента. Воспользуемся справочной табл. 4 (см. с. 39) и рассмотрим примеры. С атомов приведенного в ней химического элемента алюминия образована простое вещество алюминий. В составе этого вещества являются атомы только Алюминия. Как и алюминий, простое вещество железо образована только из атомов одного химического элемента — железа. Обратите внимание, что названия веществ принято писать со строчной буквы, а химических элементов — с большой.

Вещества, образованные атомами только одного химического элемента, называются простыми.

К простым веществам относится и кислород. Однако от алюминия и железа эта простая вещество отличается тем, что атомы кислорода, из которых она образована, соединены по два в одной молекуле. Основным веществом в составе Солнца является водород. Это простое вещество, молекулы которого состоят из двух атомов водорода.

В состав простых веществ входят или атомы, или молекулы. Молекулы простых веществ образованные из двух или более атомов одного химического элемента.

Сложные вещества. Простых веществ существует несколько сотен, тогда как сложных — миллионы. Они состоят из атомов различных элементов. И действительно, молекула сложного вещества воды содержит атомы водорода и кислорода. Метан образован атомами водорода и углерода. Обратите внимание, молекулы обоих веществ содержат атомы водорода. В молекуле воды один атом кислорода, зато в молекуле метана — один атом углерода.

Такая небольшая разница состав молекул и такие большие различия в свойствах! Метан — легковоспламеняющаяся огнеопасна вещество, вода не горит используется при тушении пожаров.

Последующим разделением веществ на группы является разделение на органические и неорганические вещества.

Органические вещества. Название этой группы веществ происходит от слова организм и касается сложных веществ, впервые были получены из организмов.

На сегодня известно более 10 млн органических веществ, и далеко не все они естественного происхождения. Примерами органических веществ являются белки, жиры, углеводы, которыми богаты продукты питания (рис. 20).

Многие органических веществ создал человек в лабораториях. Но само название «органические вещества» сохранилась. Теперь она распространяется почти на все сложные вещества, содержащие атомы углерода.

Органические вещества — это сложные вещества, молекулы которых содержат атомы углерода.

Неорганические вещества. Остальные сложных веществ, не относящихся к органическим, называются неорганическими веществами. Все простые вещества относятся к неорганическим. Неорганическими веществами является углекислый газ, питьевая сода и некоторые другие.

В телах неживой природы преобладают неорганические вещества, в телах живой природы большинство веществ — органические. На рис. 21 изображен тела неживой природы и рукотворные тела. Они образованы или неорганических веществ (рис. 21, а- г), или изготовленные из органических веществ природного происхождения искусственно созданных человеком (рис. 21, г -е).

Одна молекула сахарозы состоит из 12 атомов углерода, 22 атомов водорода, 11 атомов кислорода. Состав ее молекулы обозначают записью С12Н22О11. При пригорания обугливание) сахароза чернеет. Это происходит потому, что молекула сахарозы разлагается на простое вещество углерод (имеет черный цвет) и сложную вещество воду.

Будьте защитниками природы

Из органических веществ (полиэтилен) изготавливают разнообразные упаковочные материалы, например бутылки для газонной воды, пакеты, а также одноразовая посуда. Они прочны, легки, но не подвергаются разрушению в природе, а потому загрязняют окружающую среду. Особенно вредным является сжигание этих изделий, так как во время их горения образуются ядовитые вещества.

Защитите природу от таких загрязнений — бросать их в огонь изделия из пластмассы, собирайте их в специально отведенных местах. Советуйте своим родным и знакомым использовать биопакеты, Биопосуда, которые со временем разлагаются, не нанося вреда природе.

Разнообразие веществ или « Как Косичка была волшебницей » Интегрированный урок окружающего мира и химии. Привет! Меня зовут Кисичка! Я учусь в 3 классе и каждый день хожу в школу. В школе мне всегда интересно. Но есть классы, где я еще не бывала! Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие: попробуем « заглянуть» в какой-нибудь кабинет! Вот, например: « Х-И-М-И-Я »… А что такое « химия » ? Химия – это наука о веществах. На свете очень много различных веществ. Вспомни, о чем мы говорили на прошлом уроке! На прошлом уроке окружающего мира мы изучали новые понятия: Тела Вещества Частицы Косичка! Сегодня ты узнаешь новое о некоторых веществах, но прежде, предлагаю тебе на время стать « волшебницей » ! Вместе мы покажем удивительные химические « опыты »! А теперь, посмотрим, что лежит перед тобой на парте? Отдельно - я не так вкусна, Но в пище - каждому нужна. Что ты знаешь о соли? Соль – вещество белого цвета, имеет вид крупинок. Но в природе соль может встречаться и в виде камня, или может содержаться в морской воде. Соль – хорошо растворяется в воде, придавая ей соленый вкус. Посмотри на следующую тарелочку! Белый он, как снег, колючий. Как песок сухой, сыпучий. Сладкий-сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт... Сахар мы встречаем каждый день! По виду очень похож на соль! Но не по вкусу! А получают сахар из сахарного тростника или сахарной свеклы. Хоть, как пудра, Нежен, бел, А не сахар И не мел. Он в кисель Из года в год Превращает нам Компот. Крахмал. Крахмал содержится во многих продуктах растительного происхождения. А хочешь опять заняться « волшебством» ? Я предлагаю тебе провести серию опытов! Давай попробуем узнать: в каких продуктах содержится крахмал! Для этого используем разбавленную настойку йода. Если в продукте содержится крахмал, то при попадании на него капельки йода, он окрасится в сине-фиолетовый цвет Сделаем вывод! Крахмал содержится в: Белом хлебе Картофеле Кислоты. Большая группа веществ – кислоты. Кислоты встречаются в лимоне, в яблоках, в листьях щавеля. Многие кислоты человек использует на кухне. Но с осторожностью! Наш урок подходит к концу! Подходит к концу и « волшебное путешествие» Косички! Однако, не стоит огорчаться! Помни, Косичка! Каждый раз, когда мама начинает на кухне печь пирог – тебе опять встретятся твои « знакомые» веществаСАХАР, СОЛЬ, КРАХМАЛ, КИСЛОТА. Но теперь ты уже можешь рассказать о них много интересного! КОНЕЦ. Данная презентация была создана к интегрированному уроку химии и окр. мира по учебнику А.А.Плешакова « Окружающий мир» Авторы презентации – Юдайчева О.Н. и Сержантова М.А..

Разнообразие веществ

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе

Подготовила:Камалова Зугра Аваловна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Карамалы



СОЛЬ

- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна


Поваренная соль

Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает, человек может погибнуть. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы соли на Земле поистине неисчерпаемы. Целые соляные горы есть в недрах Земли и на ее поверхности. В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов.


Соль в природе

Морская соль


Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал.


Сахар

С этим веществом вы знакомы всю свою жизнь. Главное его свойство – сладкий вкус.


  • . Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были мед, сладкий сок березы, липы, клена.
  • Сладкий сироп из сахарного тростника получали в Индии. Сахар был очень дорогой диковинкой. Долго искали замену сахарному тростнику. Чего только не предлагали: капусту, тыкву, кукурузу, да вот беда – сахара в них мало. Победила сахарная свекла. В начале XIX века в России и Германии были построены первые заводы, которые начали делать сахар из сахарной свеклы.




Глюкоза

Ещё есть в природе сладкое вещество: глюкоза. Это разновидность сахара. В природе содержится в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок.


  • – Белый порошок – это крахмал. Его используют, когда варят кисель. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

  • Кислоты – это большая группа веществ, с которыми мы встречаемся на кухне. Всем известен кислый вкус лимона. Этот вкус придает ему лимонная кислота. В яблоках – яблочная кислота, в щавеле – щавелевая кислота.
  • С кислотами на кухне надо обращаться очень осторожно. Особенно с уксусной кислотой. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться.

  • Назовите главные свойства поваренной соли и сахара. Где эти вещества встречаются в природе?
  • Что представляет собой крахмал? Как обнаружить его в продуктах питания?
  • Какие кислоты встречаются в природе?
  • Какое общее свойство этих веществ?
  • Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? Можно ли пробовать на вкус любую кислоту?
  • Что такое кислотные дожди? В чём их опасность?




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта