Главная » Рецепты прочие » Можно ли пить алкоголь в пост с точки зрения медицины. Употребление спиртного во время православных постов

Можно ли пить алкоголь в пост с точки зрения медицины. Употребление спиртного во время православных постов

Завершилась первая неделя Великого поста, который продлится еще 41 один день. Начавшись 19 февраля, он закончится 7 апреля, за день до православной Пасхи. И если с воздержанием в еде все более или менее понятно, многих верующих по-прежнему волнует вопрос – можно ли в пост пить алкоголь? Давайте разбираться.

Самоограничение

Цель поста – это в первую очередь самоограничение: в своих желаниях и помыслах, а также в еде. Следуя канонам, первые два дня подразумевают полный отказ от пищи, за исключением необходимого минимума воды. Далее в рационе появляется сырая еда, а ближе к концу недели – горячая пища с добавлением растительного масла. Воскресенье и церковные праздники – единственные дни, когда в пост можно пить вино.

Пить или не пить

К разрешенному в пост алкоголю можно отнести только красное сухое не сильно крепленое вино. Допустимое количество – не более двух красовуль, небольших церковных чаш объемом 125 граммов. Еще одно важное условие: вино необходимо наполовину разбавлять водой. Традиция эта берет свое начало из Византии, где постящимся позволялось выпивать немного легкого фруктового вина. В случае с современным православным миром, когда многие закрывают глаза на фразу «в небольшом количестве и в разбавленном виде», церковнослужители рекомендуют и вовсе отказываться от алкоголя, исключив даже красное сухое вино, вплоть до светлого праздника Пасхи.

Если вы готовы соблюдать установленную меру и пропорции, рассказываем, в какие дни Великого поста разрешено пить вино.

В 2018 году разрешается употреблять вино в следующие дни:

  • 25 февраля 2018 года, воскресенье
  • 4 марта 2018 года, воскресенье
  • 11 марта 2018 года, воскресенье
  • 18 марта 2018 года, воскресенье
  • 25 марта 2018 года, воскресенье
  • 29 марта 2018 года, четверг Страстной недели
  • 1 апреля 2018 года, Вербное воскресенье
  • 7 апреля 2018 года, Благовещение
  • 8 апреля 2018 года, Пасха

Нарушая запреты

В Великий пост под строгий запрет попадает весь крепкий алкоголь – он не должен появляться на столе постящихся вплоть до 8 апреля. Также в список «нарушителей» стало все чаще попадать пиво. Несмотря на то, что в католической церкви его давно относят к постному продукту, называя «жидким хлебом», представители православной церкви сходятся во мнении, что от него на время поста все-таки лучше отказаться.

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Вкратце: Посты обычно совпадают с ежегодными периодами, когда организм хуже избавляется от вредных веществ. А выпивка во время диеты (постной или нет) грозит более быстрым и тяжёлым похмельем. Поэтому в пост действительно лучше не пить алкоголь.

Оказывается, отказ от алкоголя во время поста не только важен для религиозных людей, но и полезен с точки зрения современной медицины. Дело в том, что время постов приблизительно соответствует годичным периодам ухудшения усвоения пищи и (или) снижения детоксикационных возможностей организма. Поэтому логическая основа для постов есть. Воздержание от алкоголя всегда полезно, не только в пост. Но в пост это даже скорее необходимо, чем полезно — подчёркивает эксперт сайта Похмелье.рф, врач-токсиколог Станислав Радченко.

Стоит ли отказываться от алкоголя в пост по диетическим причинам

Отказаться от алкоголя на время поста будет рационально и в диетическом плане. Это касается тех, кто использует время поста просто как подходящий предлог, чтобы посидеть на диете . Ограничение в пище и похудение в значительной мере изменяет метаболизм в организме, в том числе и метаболизм алкоголя. Во время диеты похмелье может наступать быстрее и быть гораздо более тяжёлым, чем в обычное время.

В свою очередь, употребление алкоголя может сильно навредить вашей диете. От чистого алкоголя (например, от водки) потолстеть невозможно, как и невозможно утолить ею голод. Однако алкоголю свойственно уменьшать подавляющее действие коры головного мозга на подкорку и тем самым растормаживать все базовые инстинкты человека: агрессию, либидо, и голод в том числе. Поэтому в пьяном состоянии вы можете съесть больше, даже если вы решительно намерены похудеть: алкоголь заставляет мозг нарушать запреты.

Вторая опасность для стройной фигуры подкарауливает нас во время похмелья: существует немало людей, которым с похмелья очень хочется есть. Это индивидуальная особенность метаболизма внутримозгового дофамина, аналог каннабиоидного жора. Так что пьянка во время работы над собой — действительно плохая идея.

В какие постные дни можно выпивать

Православный пост считается особым периодом для верующих людей, когда они отказываются от излишков физической жизни, уделяя больше сил духовному поиску и самосовершенствованию. Алкоголь — напротив, затуманивает разум и веселит наше тело, поэтому Русская православная церковь в основном запрещает пить алкоголь во время поста.

Из общего правила есть дни-исключения. Уставом Русской православной церкви разрешается употреблять немного алкоголя по субботам и воскресеньям, в день Благовещения, а также в дни храмовых праздников (это дни, когда чтится память того или иного святого).

Какие алкогольные напитки разрешены

Разумеется, в церковном уставе ничего не говорится о водке или пиве , а тем более — о шампанском или текиле . Если в дни-исключения разрешено немного алкоголя, то имеется в виду сухое вино , разбавленное водой — таков был традиционный алкогольный напиток в греко-римской культуре, откуда и идут корни христианских традиций.

Сколько алкоголя разрешено во время поста

В день поста, когда разрешён алкоголь, православным христианам можно выпить не более двух красовуль разбавленного вина. Красовуля — это небольшая церковная чаша, примерно равная по объёму сжатому кулаку. В неё помещается около 150-200 граммов разбавленного вина.

Дикий голод с похмелья — это отдельная проблема: вроде готов съесть что угодно, но мешает похмельная тошнота и боязнь, что от еды станет только хуже. Читайте статью о том, что лучше есть с похмелья , чтобы стало не хуже, а лучше: ведь правильный завтрак поможет организму справиться с алкоголем и восстановить работоспособность.

Статья обновлялась в последний раз: 2018-11-23

Не нашли то, что искали?

Бесплатный путеводитель по знаниям

Подпишитесь на рассылку . Мы будем вам рассказывать , как пить и закусывать, чтобы не навредить здоровью. Лучшие советы от экспертов сайта, который читают больше 200 000 человек каждый месяц. Прекращайте портить здоровье и присоединяйтесь!

Пост в христианской религии означает период времени, в течение которого верующим запрещается принимать пищу животного происхождения. Изначально смысл такого воздержания сводился к тому, что добровольный отказ себе в удовольствиях помогает достичь и духовного очищения. Поэтому алкоголь, как категория продуктов, так же присутствует в запретительном списке. Однако в этом случае имеется ряд исключений.

Церковные каноны в умеренном количестве и в строго определенные дни разрешают пить красное вино. Но особое место в ряду исключений занимает пиво – до сих пор даже среди представителей духовенства нет единого мнения относительно употребления пенного напитка во время поста. Чем же обусловлены такие разногласия и можно ли пить пиво во время поста российским христианам?

Позиция католичества

Католики в этом вопросе едины – им употреблять пенный напиток разрешается. Это не значит, что во время духовной борьбы можно до краев наливаться пенным напитком. Умеренность – главное условие, которое в данном случае соблюдается неукоснительно.

Так вот, когда перед высшим руководством католической церкви встал вопрос о том, можно ли пить пиво во время поста или добрым христианам сие баловство не к лицу, группа монахов решила в некотором роде повлиять на ход обсуждений. Сделать это они хотели своеобразным способом – послав бочонок самого лучшего пива Папе Римскому, чтобы тот оценил качества напитка и сформировал собственное мнение.

Однако в дело вмешалось провидение в виде непредвиденных обстоятельств. В дальней дороге послов застигла ужасная жара, а поскольку обеспечить необходимых условий хранения возможности не было, то к приезду в Рим напиток прокис. Попробовав доставленное пиво, главный католик, объявил, что употребление такого пойла не доставляет удовольствия и на этом основании разрешил пить пиво постящимся католикам.

Так ли было в действительности или по-другому, не знает никто, но факт остается фактом – в католических традициях пиво считается постным продуктом , и употреблять его в ходе поста не воспрещается.

А что же православные?

А вот у представителей православной церкви относительно того, можно ли пить пиво во время поста, мнения расходятся . Одни богословы утверждают, что в пост нельзя употреблять алкоголь и никаких исключений в данном случае быть не должно. Другие согласны с ними в том, что в определенные дни воздержания разрешают пастве пригубить красного вина, ссылаясь, в свою очередь, на типикон – главный свод церковных правил, который регулирует вопросы, связанные с соблюдением постов.

Оппоненты аргументируют позицию тем, что типикон составлялся в Иерусалиме – местности, где в те времена не готовили других алкогольных напитков, кроме вина. Естественно, что в таких обстоятельствах в данном своде церковных догматов не было упоминания о пиве. При этом сторонники употребления пива в пост уверенны в том, что если бы древние священнослужители знали об этом напитке, они обязательно разрешили бы пить его постящимся верующим в выходные и праздничные дни. На чем базируется такая точка зрения, сказать трудно – каждая сторона спора приводит свои доводы за и против, и каждый считает собственные аргументы наиболее убедительными.

Следует также отметить, что помимо Великого поста, о котором наслышаны все, существует еще три многодневных – Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. И три однодневных – Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня. Кроме того, постными днями являются все среды и пятницы в году.

Золотая середина

Так как же быть православным любителям пенного напитка? Можно ли пить пиво во время поста или лучше отказать себе в таком удовольствии? Ситуация такова, что поскольку среди духовенства преобладают две противоположные точки зрения, то каждый верующий вправе сам сделать выбор в пользу того или иного решения.

Здесь важно понимать, что пиво, как к нему не относись, нельзя назвать продуктом, необходимым для нормальной жизнедеятельности. Без него вполне можно обойтись, поэтому делать трагедию из необходимости временного воздержания, думается, не стоит. Ведь смысл поста не в том, чтобы ограничить себя в конкретной пище, а в добровольном отказе от плотских удовольствий, что помогает укрепить духовные силы.

Поэтому, с точки зрения логики, постящимся лучше временно отказаться от этой слабости. Притом, что большим любителям данного напитка позволено изредка баловать себя порцией пива в выходные дни и праздники, например, в Благовещение или Вербное воскресенье.

Что вы думаете по поводу употребления пива во время поста? Балуете ли себя этим прекрасным напитком в эти дни? Делитесь своим мнением и опытом в

И какие ограничения в пище и питие он накладывает, наверное, объяснять не нужно. Тем не менее, у многих людей (особенно у наших) очень часто возникает вопрос, можно ли употреблять алкоголь в пост. В принципе, как считается, особых ограничений здесь не существует. Правда, ни в коей мере не приветствуются крепкие алкогольные напитки типа водки. Естественно, при употреблении алкоголя нужно соблюдать меру, ибо опьянение не приветствуется. А если вы все-таки уже употребили определенную дозу спиртного, то всегда можно заказать услугу «трезвый водитель» в Москве.

Можно ли употреблять алкоголь в пост

Прежде чем говорить о том, можно ли употреблять алкоголь в пост, стоит сделать небольшой экскурс в историю. Взять, например, вино. В церковных канонах оно ассоциируется с кровью Христовой, так что именно его желательно пить в это время. К тому же, одним из чудес было и то, что Иисус превратил обычную воду именно в вино.

Если внимательно посмотреть на историю развития христианства, то вопрос, можно ли употреблять алкоголь в пост, имеет свой ответ. Ведь практически все монахи, скажем, в средние века в пост пили именно вино, не считая, что это запрещено или может считаться чем-то плохим. Дело тут даже не церковных канонах (хотя и они играют не последнюю роль). Причина тому заключается в том, что раньше вода была явно более низкого качества, чем сейчас. Поэтому, чтобы ее пить монахи и добавляли в нее вино.

Если посмотреть на историю немецких монахов, то и здесь можно найти ответ на вопрос, можно ли употреблять алкоголь в пост. Именно немецкие монахи и священнослужители испокон веку в пост употребляли пиво. И именно от них пошла фраза о том, что пиво – это жидкий хлеб. Действительно, по своей сути пиво ближе к тому же кефиру или к вину, ведь его получают путем брожения на основе пшеничного солода. Но это касается в основном католиков. Среди православных такая традиция не прижилась.

С другой стороны, бокал-другой натурального виноградного вина Церковью приветствуется. Правда, если говорить о том, можно ли употреблять алкоголь в пост, то здесь существуют свои ограничения. Употреблять его можно только в субботние и воскресные дни. Иногда запрет снимается в особые дни памяти особо чтимых святых, а также в четверг Страстной недели.

Естественно, главным условием того, можно ли употреблять алкоголь в пост, является умеренное количество того же вина, пива или какого-то другого напитка. Как говорится, просто нужно знать меру и не выходить за рамки дозволенного, что у нас, увы, случается довольно часто. Напоследок стоит отметить, что употребление алкоголя – дело сугубо личное, а в некоторых случаях мера поста может определяться даже в личной беседе со священником.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта