Окружающих может сильно раздражать подобный стиль общения. Согласитесь, выглядит довольно странно, когда вполне нормальный внешне парень вдруг заявляет: «Андрей уже устал работать» вместо «Я уже устал работать».
Прежде чем с опаской сторониться, разберитесь в психологии такого поведения.
Интересно! Ученые проводят специальный психологический тест, участники которого пытаются поведать о себе и своих привычках от первого, второго и третьего лица, причем как в единичном, так и в множественном числе. Сами участники эксперимента с удивлением обнаружили, что испытывали совершенно разные эмоции.
Если человек говорит о себе в третьем лице, употребляя вместо «Я» местоимение «Он/Она» или вообще, называя себя по имени, он скорее всего относится с юмором к своей жизни и привычкам. Психологам удалось установить, что именно общение в такой форме позволяет максимально эффективно донести до собеседника цель и интересы человека.
С психологической точки зрения такая манера разговора означает, что человек смотрит на себя и сложившуюся ситуацию со стороны. Таким образом, снижается эмоциональное давление на рассказчика, хотя он остается внимательным и сосредоточенным. Такие люди могут легко решить любую возникшую проблему.
Самое распространенное мнение окружающих гласит, что люди, которые говорят о себе в третьем лице, обладают слишком завышенной самооценкой и ни во что не ставят остальных. Надо признать, эта гипотеза не лишена доли истины.
Если дело касается чиновника или человека, занимающего высокий пост, он действительно может психологически наслаждаться своей важностью и властью. Некоторые даже говорят о себе во множественном числе, употребляя местоимение «Мы». Именно последние считают себя настолько влиятельными, что не берут в расчет ни мнение, ни с интересы окружающих.
Но простые люди вряд ли станут морально возвышать себя над другими, рассказывая о своей жизни и деятельности от третьего лица. Зачастую такая манера общения употребляется для того, чтобы показать ироничность отношения к себе.
Вероятно, что человек стесняется рассказывать какие-то жизненные моменты, и переход на такой тип повествования позволяет ему более свободно и с юмором описать ситуацию, одновременно не ощущая ответственности за случившееся.
Некоторые психологи считают такую привычку отрицательной. Она может свидетельствовать о том, что у человека слишком низкая самооценка, а в особо сложных случаях речь может идти даже о комплексе неполноценности. Иногда привычка говорить о себе в третьем лице свидетельствует о начальной стадии шизофрении.
Если вы обладаете привычкой рассказывать о себе от третьего лица, не стоит расстраиваться. Ведь у всех людей есть недостатки, а этот не считается таким уж ужасным, чтобы впадать в уныние.
Способность общаться – о чем угодно и когда угодно – однажды сыграла ключевую роль не просто в выживании, но в процветании нашего вида. Но какую роль эта способность выполняет сегодня? Служит ли общение средством решения важных и значимых задач, что стоят перед нами?
Или нам просто нравится поговорить о себе?
Для большинства из нас так оно и есть. Согласно результатам социологических исследований, до 60 процентов наших разговоров состоят из обмена личными переживаниями, а в случае с социальными сетями можно смело говорить и 80 процентах.
Почему же в мире, в котором полно вещей куда более интересных, люди предпочитают говорить о себе? Ответ прост: потому что это приятно.
Специалисты лаборатории Нейрофизиологии Познания и Эмоций Гарвардского университета задались целью выяснить, насколько наши откровения вознаграждаются на подсознательном уровне.
Для этого они использовали устройство для магниторезонансной визуализации – прибор, который определяет степень нервного возбуждения, фиксируя повышение и понижение кровяного давления.
Затем, сопоставляя полученные данные и с реальным поведением испытуемых, исследователи смогли подобраться к пониманию связи между нейронной деятельностью мозга и переживаниями участников эксперимента.
Ученых интересовало, повышается ли нейронная активность в отделах мозга, отвечающих за самомнение, мотивационное поведение и удовлетворение, когда человек говорит о себе любимом.
В эксперименте приняли участие 195 человек: их попросили рассказать о себе и описать других людей, в то время как устройство считывало показатели с их мозга. Поскольку ученые предлагали испытуемым одни и те же темы для разговора, удалось с точностью установить разницу между деятельностью мозга во время разговора о себе и о других.
На основе полученных данных удалось выявить три участка мозга с высокой нейронной активностью.
Два из этих участков, однако, ранее не ассоциировались с самооценкой: их принято было связывать с теми приятными ощущениями, которые человек испытывает во время секса, употребляя кокаин или съедая что-нибудь вкусное.
После окончания эксперимента один вопрос остался нераскрытым:
Несмотря на то, что участникам были даны одни и те же темы для разговора, им было совершенно все равно, заинтересованы ли в этом слушатели; не имея ни малейшего понятия, кто же их все-таки слушает, они с энтузиазмом продолжали повествование о своей личности.
Получается, что активная работа нейронов в отделах мозга, связанных с поощрением и мотивацией, вызвана самим разговором о себе (плюс, возможно, попыткой более глубокого самораскрытия). Действительно ли человеку неважно, слушает его кто-то или нет?
В первом случае повествования участников записывались и передавались в реальном времени слушателям; слова участников другой группы никто, включая самих исследователей, не слышал. В результате уровень нейронной активности во время разговора о себе был выше, чем во время разговора о других. Также, когда участников никто не слушал, активность нейронов была ниже, чем когда их слушали.
Разговоры о себе и о других вызывали бурную активность нейронов, при этом во время разговоров одновременно и о себе, и о других активность была большей, чем во время разговоров только о себе или только о других.
Можно заключить, что разговоры о себе всегда приносят удовлетворение и поощряются на подсознательном уровне, даже если вас никто не слушает.
Разговаривать о себе – это не ошибка человеческой эволюции. Демонстрируя свое «Я», человек увеличивает шансы понравиться другим и обзавестись новыми социальными связями, которые всегда были необходимы как и для выживания, так и для субъективного ощущения счастья.
Делясь собственными мыслями, человек стимулирует собственный личностный рост, поскольку получает отклик извне и может скорректировать своё поведение. Делясь информацией, полученной на собственном опыте, человек учится сосуществовать с другими людьми и найти собственное место в социуме. Раскрывая свои мысли и переживания другим, человек начинает лучше понимать самого себя и находит верное решение стоящей перед ним проблемы. Самораскрытие, как и любая друга форма общения, выполняет адаптационную функцию.
Вам может нравиться разговаривать о себе просто по тому, что вам это приятно – именно самораскрытие вызывает бурную активность нейронов в зонах мозга, ответственных за поощрение, мотивацию и удовольствие. Однако в данном случае, удовольствие может быть всего лишь средством, которое позволит вам завязать множество связей, которые так или иначе могут оказаться полезны.
Чересчур словоохотливые и откровенные, они готовы вывернуть душу, не слишком заботясь о том, насколько это уместно. Но их признания нередко звучат невпопад или воспринимаются как бестактность.
«Подобная манера вести себя свидетельствует о том, что у человека нарушен контакт с собой и с другими людьми, - поясняет юнгианский аналитик Татьяна Ребеко. - Тот, кто рассказывает о своей личной жизни, не прибегая при этом к внутренней цензуре, настолько поглощен собственными чувствами, желаниями или страхами, что теряет ощущение связи с другим человеком и не учитывает, что у того есть свой круг интересов». Отчего так происходит?
Дистанцию трудно соблюдать тем, кто не может пережить фрустрацию, связанную с осознанием экзистенциального одиночества.
«Когда взрослый постоянно (и откровенно) говорит о себе, он ведет себя как ребенок, - рассказывает Татьяна Ребеко. - Такое регрессивное поведение - бессознательная попытка отгородиться от истины, с которой рано или поздно сталкивается каждый: человек одинок по сути своей, одинок в страдании и перед лицом смерти».
Этот феномен говорит о размытости границ между внутренним и внешним, между «Я» и «не-Я». Излишне откровенный в каком-то смысле сливается с другим человеком, воспринимая его как свое продолжение. Поэтому и в его общении не существует символической дистанции.
«Я знаю, что слишком много говорю, но мне кажется, если я замолчу, то окажусь в тени и меня вообще перестанут замечать. Хотя мои непосредственность, говорливость, общительность многим не нравятся. Мужчины, например, часто раздражаются, наши отношения быстро начинают их утомлять. Чтобы как-то изменить ситуацию, я пошла на психотерапию и очень надеюсь, что смогу освоить иной стиль общения, научусь интересоваться другими людьми, слышать, что они говорят».
«Люди, легко переходящие к доверительным признаниям о себе, в детстве не сумели отграничить свою территорию, выстроить свой отдельный внутренний мир, - говорит психотерапевт Николь Приер. - Психологическое пространство личности с его непременной областью тайны у них не сформировалось. Им по-прежнему сложно отличить реальность от воображения, факты от фантазий».
Так бывает, если ребенок рос в неблагополучной среде, испытывая страхи и не чувствуя себя в безопасности, если ему не хватало общения с родителями, семья была неполной или, наоборот, любящие родители бесцеремонно вторгались в его жизнь, воспринимая его как свое продолжение. Такие взрослые не могли научить ребенка простому молчанию, заставляя его рассказывать им все, что он думает.
Потребность постоянно и много говорить о себе психотерапевты объясняют также расстройством личности, пограничным проявлением характера, близким к истерии. Цель (часто неосознанная) таких людей проста: произвести впечатление, привлечь к себе внимание любой ценой. Они используют стратегию «забегания вперед»: наболтать всего как можно больше, чтобы избежать разговора о том, о чем говорить не хочется. Шокирующие заявления, радикальные взгляды служат дымовой завесой, скрывающей уязвимые места.
Психотерапевт Джейн Тернер объясняет такое поведение желанием проверить на прочность отношения: «Если после того, как я выложу о себе все, в том числе и самое плохое, меня все равно принимают, значит, я встретил настоящего друга». Эти взрослые ведут себя как несносные дети, намеренно проявляя себя с худшей стороны, чтобы убедиться, что их любят. За неуемной откровенностью скрывается тревожный вопрос: «Заслуживаю ли я любви и уважения?»
Шаг за шагом выстраивайте границы между собой и окружающими. Для начала попытайтесь почувствовать, где заканчивается ваше тело: ощутите подошвы стоп, кончики пальцев, макушку. Проведите воображаемую линию, которая отделяет и защищает ваше «Я», и не допускайте, чтобы кто-то (в том числе и вы сами) ее пересекал.
Найдите время, чтобы побыть в тишине и одиночестве. Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам, переберите их… и оставьте при себе. Если вы ведете дневник, можете их записать, но никому не читайте! Привыкните к мысли о том, что делиться всем на свете невозможно. Стать по-настоящему взрослым можно, только научившись переносить фрустрацию и одиночество.
В любовной и семейной жизни старайтесь избегать слова «мы», признайте автономию партнера и собственную индивидуальность. В дружбе и на работе задайте четкую дистанцию: если каждый будет соблюдать принцип неприкосновенности личного пространства другого человека, общение станет комфортнее для всех.
Если близкий человек повергает в замешательство излишней откровенностью или вы просто устаете от его бесконечных рассказов о себе, стоит сообщить ему об этом.
Корректно и ясно остановите его, объясните, что вам неловко выслушивать подобные вещи. А сами постарайтесь понять, почему он так навязчив, чего он ждет от вас на самом деле, чего ему не хватает или чего вы ему недодаете. Ведь нередко, говоря слишком много и слишком откровенно, человек дает понять, что мы уделяем ему недостаточно времени и внимания, что он не в полной мере ощущает нашу симпатию.
Отвечайте на вопросы, не переводя внимание на себя. Например, когда вас спрашивают, "Ты смотрела вчера "Последний герой"?", отвечайте так, как показано во втором варианте, а не в первом:
Не сбивайте ход беседы, когда настает ваша очередь говорить.
Предлагайте темы для разговора, которые, как вы знаете, собеседнику интересны.
Не меняйте тему, переключая ее на себя.
Будьте внимательны и обдумывайте слова собеседника. Ждать, пока человек договорит, чтобы вы могли продолжить – это не называется “слушать”.
Тренируйте навыки активного слушания. Обычно люди хотят, чтобы вы просто выслушали, а не давали советов. Активное слушание помогает держать беседу в рамках и стимулирует ее. Техники активного слушания включают:
Проявляйте соответствующее уважение к тому, кто, на ваш взгляд, заслуживает этого.
Контролируйте свое возбуждение. Все мы склонны дрожать от нетерпения, когда хотим рассказать о чем-то. Тем не менее, это лишь наше субъективное отношение к этой информации.
Не используйте беседу для подпитки своего эго.