Главная » Выпечка » Граненый стакан веры мухиной сколько граней. Граненый стакан

Граненый стакан веры мухиной сколько граней. Граненый стакан

В наши дни гранёный стакан уже не пользуется таким спросом и постепенно становится раритетом, который держат скорее для коллекции. Гранёный стакан в своё время был одним из важнейших атрибутов быта в Советском Союзе. Но мало кто знает, кто изобрёл гранёный стакан. Давайте попробуем в этом разобраться.

Так кто же изобрёл гранёный стакан? Ответить на этот вопрос достаточно проблематично. Так, известно, что стаканы с гранями производились ещё при Петре I и производились на одном из старейших стекольных производств в городе Гусь-Хрустальный. Многие не сомневаются в том, что гранёные стаканы и стопки производились ещё до революции.

В 1905 году Карл Фаберже выставляет на показ свой натюрморт «Пролетарский завтрак». Интересно, что на деле всё это изготовлено из достаточно дорогих материалов. Так стакан с водкой является хрустальным, кирпич сделан из яшмы, желток является янтарным, окурок сделан соединением кварца и серебра, муха также сделана из серебра, как и обрывок газеты. Эту работу оценивают в сумму более 1 миллиона долларов.

В 1914 году на Уршельском стекольном заводе появляется печь автомат, благодаря которой они также налаживают производство гранёного стакана.

Мы можем наблюдать гранёный стакан на картине «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, которую он написал в 1918 году. Видно, что у стакана 12 граней.

Внимательный читатель заметит, что всё-таки это не совсем тот дизайн, который позже стал популярным, поэтому всё-таки можно считать, что гранёный стакан в его классическом для СССР виде изобрела именно Вера Игнетьевна Мухина, известный советский скульптор, создавшей монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница». Также существуют слухи, что в разработке дизайна ей помог Казамир Малевич.

Вера Игнатьевна Мухина была увлечена стеклом в конце 40-х годов. Ей было поручено изобрести новую форму для стакана таким образом, чтобы в столовых общепита их было удобно промывать в машине для мытья посуды, а также сделать их более прочным. Вы можете заметить, что у стакана Мухиной по верху идёт усилительное кольцо, которого вы не увидите на других гранёных стаканах ранее.

Первый гранёный стакан выпустили 11 сентября в 1943 году на том самом заводе в городе Гусь-Хрустальный. Стандартный стакан имеет 16 граней, но есть и другие вариации 12, 14, 16 и 18 граней, реже встречаются с нечётным числом граней, например, 17-ю, потому что чисто технологически производить их было неудобно. Объём гранёного стакана 250 миллилитров до края.

Объём стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров. Цена варьировалась от 7 до 14 копеек и указывалась на дне стакана путём выдавливания.

Не так давно отпраздновал свою очередную годовщину знаменитейший атрибут советской эпохи - товарищ Граненый Стакан. Днем его рождения считается 11 сентября 1943 года, а выпущен он был на старейшем стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный, и стал неотъемлемой частью отечественного общепита.

Мало кто знает, что граненый стакан признается специалистами неофициальным культурным атрибутом СССР, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. С этим действительно трудно спорить, ведь общие стаканы можно было обнаружить в автоматах с газировкой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах. Вот несколько фактов о нём.

1. Дизайн советского граненого стакана приписывают скульптору Вере Мухиной, которая является автором монументальной композиции «Рабочий и Колхозница». Однако это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году.

2. Появление советского стакана было обусловлено научно-техническим прогрессом. Граненый стакан получил такую форму потому, что идеально подходил для посудомоечных машин, изобретенных незадолго до этого: в них могла мыться посуда только определенного размера. Так что его вид не фантазия художника, а производственная необходимость. Стакан получился прочным, толстым и минималистским.

3. Кстати, цена на стакан была разной, и зависело это от количества граней: выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16 и даже 20 гранями. Остановились, в итоге, на самом удобном варианте - с 16 гранями. Итак, 10 граней (самые первые стаканы) стоили 3 копейки, 16 - 7 копеек, а 20 граней 14 копеек соответственно. Тем не менее ёмкость стакана всегда оставалась неизменной: до ободка 200 мл, до краёв - 250.

4. У граненого стакана было имя нарицательное - «Маленковский». Связано оно с министром обороны Маленковым и его приказом, согласно которому некоторым категориям военных полагалось 200 граммов водки к обеду. А те, кто водку не пил, могли получить вместо неё табак или сахар - в объеме стакана. Приказ существовал недолго, но запомнился очень хорошо.

5. Классическое выражение «сообразить на троих» тоже связано с граненым стаканом. Дело в том, что полулитровая бутылка водки делится идеально на три стакана: если наливать до стеклянного ободка, то получится ровно 167 граммов. Это позволяло разделить спиртное по совести.

6. На самом деле граненый стакан известен намного раньше - еще со времен Петра Великого. Петру поднесли его в качестве подарка как небьющуюся посуду для распития спиртных напитков. Царь подарок оценил: во время морской качки стакан крепко стоял на столе и действительно оставался целым во время падения. Производили первые стаканы всё на том же стекольном заводе в Гусь-Хрустальном.

7. Граненый стакан зафиксирован и в изобразительном искусстве: в 1918 году известный русский художник Кузьма Петров-Водкин написал «Утренний натюрморт», на котором красуется предок привычного советского стакана.

Сколько грамм в граненом стакане и откуда возник и чем может быть полезен в быту обыкновенный граненый стакан.

В советское время без него не обходилась ни одна кухня, заводская столовая или поезд. Используют его и сейчас.

Прадедушки граненого

С его появлением на свет связано несколько легенд. Известный владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил Петру 1 новую крепкую посудину для питья. Это был граненый (чтобы не скатывался с корабельного стола во время качки) стакан. Царь решил проверить качество и ударил им об пол со словами: «Стакану быть!». Сосуд, конечно, разбился, но возникла традиция бить посуду на счастье. В 1905 году в музее Фаберже в Баден-Бадене был выставлен натюрморт с изображением скелета селедки, глазуньи и прадедушки граненого стакана.

Мерная емкость: Сколько грамм в граненом стакане таблица

Хозяйки уже давно обходятся без специальной мерки — пекут и готовят, отмеряя продукты стаканом.

Сыпучие продукты

К данному типу относится сахар, гречка, мука и многое другое. Если вы столкнулись с рецептом, в состав которого входят сыпучие продукты в граммах, то данная таблица станет полезной на вашей кухне.

Продукт Стакан без ободка, 200 мл Стакан с ободком, 250 мл
Сахар 160 200
Рис 185 230
Гречка 165 210
Крупа перловая 185 230
Булгур 190 235
Кускус 180 225
Пшено 175 220
Горох лущеный 185 230
Соль 255 320
Крупа манная 160 200
Мука кукурузная 145 180
Крупа пшеничная 145 180
Крупа ячневая 145 180
Мука пшеничная 130 160
Макаронные изделия 190 230
Хлопья овсяные 80 100
Молоко сухое 100 120
Хлопья кукурузные 50 60
Геркулес 60 75

Жидкости

Жидкость имеет относительно фиксированный объем, поэтому ее очень трудно измерить в граммах. Однако представленная ниже таблица подробно показывает продукты в граммах.

Продукт Стакан без ободка, 200 мл Стакан с ободком, 250 мл
Молоко 200 250
Вода 200 250
Кефир 200 250
Сливки 200 250
Йогурт 200 250
Ликер 200 250
Уксус 200 250
Коньяк 200 250
Масло подсолнечное/оливковое 185 230
Масло топленое 195 240
Маргарин топленый 180 225
Жир топленый 195 240

Твердые продукты

Данная таблица примерно показывает сколько грамм в граненом стакане, потому что точное содержание будет зависеть от размера и вида.

Продукт Стакан без ободка, 200 мл Стакан с ободком, 250 мл
Чечевица мелкая 175 220
Цукаты 220 275
Семечки подсолнуха 135 175
Тыквенные семечки 95 125
Фасоль 175 220
Горох целый 160 200
Грецкий орех молотый 155 190
Чечевица крупная 160 200
Изюм 155 190
Черника свежая 160 200
Черника сушеная 110 130
Вишня 155 190
Крыжовник 165 210
Клюква 155 190
Черешня 130 165
Смородина 145 180
Фундук очищенный 140 175
Арахис очищенный 140 175
Миндаль очищенный 135 170
Клубника 135 170
Грецкий орех очищенный цельный 135 170
Малина 120 150

Продукты вязкой консистенции

Давайте теперь рассмотрим последнюю разновидность продуктов питания, которая у нас осталась.

Продукт Стакан без ободка, 200 мл Стакан с ободком, 250 мл
Мед 260 325
Сгущенка 240 300
Ягодное/фруктовое пюре 280 350
Сгущенка вареная 280 350
Варенье/ Джем 275 340
Томатная паста 240 300
Творог 200 250
Майонез 200 250
Сметана 210 265

А я 1918 году на полотне «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина красовался 12-гранный стакан с чаем. Хотя граней у него могло быть разное количество, от 12 до 20. Изобретение верхнего округлого ободка приписывают известному скульптору СССР Вере Мухиной (она же изобрела пивную кружку). Считается, что емкость такой формы было удобнее мыть в советских посудомоечных машинах. Массовое производство стаканов началось 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном.

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Об истории этого легендарного продукта стекольной промышленности нам рассказали научный сотрудник Музея скульптора Веры Мухиной (г. Феодосия) Светлана Явисенко и заведующая демонстрационным залом "Опытного стекольного завода" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область, РФ) Вера Костина.

БЕЗРОДНЫЙ "ИНОСТРАНЕЦ" ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв "бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение "древности" граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

"Завтрак" Веласкеса. Гранчак может оказаться иностранцем

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в... США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

Мухина. Работала не только с монументами, но и со стеклом

"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница", за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново "создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный квадрат"). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

1918-й. У Петрова-Водкина стакан будто современный

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "стаканных" домыслов, факт!

НОВАЯ ЖИЗНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА

Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-Хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для IKEA. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду — прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", — рассказала Вера Костина.

В гранях ищите штрих-код. Фото artlebedev.ru

Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект "лебедевцы" назвали загадочно — "Латустридус". Поставив перед собой цель "закусить граненым стаканом", они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится "вкусный пломбирчик". Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.

Фото artlebedev.ru

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

В этой башне 2024 гранчака

С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

ЛЕПИЛИ

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.

ОТМЕРЯЛИ

Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

"СУШИЛИ"

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

РАЗВОДИЛИ

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".

Питейная фраза "сообразим на троих?" обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "соображали".

11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина - та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».

Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.

- Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан - Мухина или стеклодувы времен ?

Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам - огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно.

- Какие же стаканы существовали во времена Петра I ? Чем они отличались от советских?

При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, - это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался - его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.

- Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?

Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.

- Что это было за задание?

Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.

- Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?

Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время - это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.

- Где граненый стакан был распространен прежде всего?

Граненый стакан использовали в заведениях общепита - в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.

Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?

Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода - хрустальный гусь.

Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов - ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…

Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки - там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали.

- Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?

Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист - Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались - как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка - это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались - не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней - по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.

Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней - по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями - как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта