Главная » Энотека » Блюда на поминках у русских. Что готовят на поминки в день похорон? Рецепты кутьи и других блюд

Блюда на поминках у русских. Что готовят на поминки в день похорон? Рецепты кутьи и других блюд

Поминки – один из самых древних славянских ритуалов, связанных с проводами умершего человека в другой мир. В 8-12 веке погребальный обряд именовался тризной и включал в себя не только поминальную трапезу, но и военные состязания, проводимые в честь покойного. Со становлением христианства на Руси было сформировано поминальное меню, основные блюда которого выставляются на стол и сегодня.

Фото что готовят на поминки

Ответ на вопрос, что готовят на поминки, зависит от количества людей, желающих помянуть покойного. Существует минимальное традиционное меню для поминальных обедов семьи любого уровня обеспеченности. В зависимости от статуса и уровня финансового благосостояния покойного, меню на поминки можно расширить в соответствии с рекомендациями, даваемыми священниками и рестораторами, специализирующимися на поминальных обедах.

Фото поминального обеда

Ни один ритуальная трапеза христиан не обходится без поминальной кутьи. Это – каша, сваренная из пшена. В нее добавляется мед, мак, сухофрукты, цукаты. Рецепт, как варить кутью на поминки хранится в каждой семье и передается из поколения в поколенье.
В некоторых регионах принято подавать рис с изюмом на поминки. Этот вариант основного ритуального блюда появился намного позже, чем тот, в основу которого положено пшено.

Фото поминальной кутьи

На всякий случай, вот рецепт кутьи поминальной из риса.

  • В кипящую, немного подсоленную воду, выкладывается горсть предварительного промытого риса. Хорошо, если крупа будет промыта трижды. Во-первых, три – сакрально число. Во-вторых, троекратная промывка, залог того, что головное блюдо будет структурировано на отдельные зернышки, а не выглядеть слипшейся кашей.
  • Рис варится до готовности.
  • В остывшую кашу добавляется только изюм, мед, изюм и прочие сухофрукты. Допускается присутствие мака и орехов. Количественные показатели компонентов зависят от вкуса изготовителя. Перед тем, как сделать кутью на поминки, повару, хорошо, если это будет один из родственников, следует помолиться, наполниться благими мыслями и доброй памятью про усопшего.
  • Поминальная кутья символизирует обязательное воскрешение покойного и обещает сделать сладкой его пребывание на небесах. Кутья на поминки является первым блюдом, предлагаемым гостям. Ее подают в большой емкости – блюде, миске, казане. Сначала ее должны отпотчевать члены семьи и прочие близкие родственники усопшего. После этого кутьей поминальной по рецепту, сохранившемуся в семье, обносят всех гостей, собравшихся на тризну.

    Как организовать поминальный стол

    Кроме кутьи, поминальный стол христианина включает еще несколько обязательных блюд. Во-первых, блины – символ Солнца, оставшийся с языческих времен. Рецепт блинов на поминки отличается максимальной простотой – мука, вода и молоко в равных пропорциях, яйца и щепотка соли. Начинка по рецепту в поминальные блины не полагается. Подают «солнечные круги» с медом. Во-вторых, кисель, одно их древнейших русских блюд.

    Фото поминального стола

    Что приготовить на поминки, кроме блинов и киселя. Традиционный поминальный стол предполагает подачу следующих блюд.

  • Супы и бульоны, особенно в холодное время года
  • Мясные блюда.
  • Рыба – жаренная, запеченная, это – самые универсальные постные блюда для поминок.
  • Широко распространенные блюда поминальные – пироги с разными начинками: с капустой и рисом, грибами и ягодами, рыбой и ливером.
  • Всегда уместны на поминках салаты – рецепты стандартные: оливье, мясной, «Цезарь», квашеная капуста, огурцы с помидорами, морская и брюссельская капуста, смешанные с другими овощами или морепродуктами.
  • Постные салаты на поминках – рецепты винегрета, сельди под шубой, маринованные грибы.
  • Идеальное меню поминального обеда родственникам поможет составить опытный в ритуальных трапезах метрдотель или повариха, специализирующаяся на приготовлении погребальных блюд.

    Но, главное, не что едят, а что говорят на поминках. Все присутствующие гости вспоминают про добрые дела и черты характера покойного, ведут себя чинно, не напиваются и долго не засиживаются.

    Я часто рассказываю о своей работе, о том в каких количествах и на сколько персон мне приходится готовить на какое-либо мероприятие. Но почему-то одну часть своей работы обхожу стороной. И совершенно напрасно, как выяснилось. Очень часто в личных обращениях мне приходится давать консультации по приготовлению поминальных обедов. Очень часто такие обеды мне приходится готовить самой.

    Совсем недавно у меня разгорелся совершенно дурацкий спор о том, приемлимо или нет на поминках, разрезать блинчики на две части. И в пылу этого спора выяснилось такое количество заблуждений и суеверий, связанных именно с поминками. Так что такой текст просто назрел.

    Я искренне желаю, чтобы мои советы вам никогда не пригодились. Но если всё таки в вашей семье потеря – то пусть этот текстпоможет вам сориентироваться в тяжелую минуту.

    Итак, поминальный обед .

    Усопших по христианской традиции поминают трижды. В день похорон, на 9 и на 40 дней. В день похорон на обед приглашают всех, кто пришел попрощаться на кладбище.

    Следует помнить, что поминальный обед – это всего лишь обед и ничего больше.Ни в коем случае не следует превращать его в долгое застолье с излишествами. Ни в коем случае на столе не должно быть спиртных напитков.Еда должна быть максимально простой, сытной. Обязательно горячей (особенно зимой и в межсезонье).Для того чтобы уставшие люди, пришедшие простится с близким и родным человеком могли успокоиться, согреться и совместно помолится об упокоении, вспомнить человека и его добрые дела.

    Если поминки приходятся на постный день – то и обед готовится постный. Я приведу два варианта поминального меню, с учетом скоромных и постных дней вы сможете выбрать более для вас подходящий вариант.

    Многие обычаи соблюдаемые с невероятным упорством, не имеют никакого отношения к Православию. Например, принято ставить рюмку с водкой прикрытую куском хлеба, якобы для покойного. Но подумайте сами – зачем вашему дорогому покойнику на том свете водка? По вашему ему не мешает замахнуть сто грамм перед тем как явится на суд к Отцу Небесному? Согласитесь – это не просто глупо, но и кощунственно. Точно так же как положить в гроб сигареты, или даже втыкание зажженных сигарет в могилу. Вместо свечи – сигарета.

    Даже если ваш близкий был при жизни заядлым курильщиком и выпивохой, после смерти он нуждается единственно в ваших молитвах, а не в алкоголе и никотине.

    Для этого существует традиции дарить пришедшим на похороны небольшие вещицы для поминания.Эти вещи – действительно поминальные, служат нам напоминанием, своеобразным будильником. Пользуясь такой вещью, мы вспоминаем, по какому поводу она у нас оказалась, и возносим молитву за этого человека. Чаще всего таким вещами являются носовые платки. Но моя бабушка, например, на похороны себе собирала вещи заранее, и помимо носовых платков, приготовила расчески для женщин и мыло для мужчин. Она была практичная, и знала, что носовым платком в деревнях не часто пользуются. А вот мыло и расческа нужны ежедневно, и значит поминать её будут чаще.

    Традиции завешивать зеркала в доме умершего, не использовать за поминальным столом вилки и ножи – тоже языческие и не имеют никакого отношения к Христианству.

    Точно также расхожая фраза земля ему пухом - никак не годится дляпрощания с покойным. В земле пухом нуждаются лишь те, кому придется копать могилу. А родственникам умершего лучше выражать соболезнование словами упокой Господи его душу.

    Перед началом поминальной трапезы читается молитва Отче наш и 17 кафизма из Псалтири. По окончании обеда читается молитва со святыми упокой Христе, душу раба Твоего (имярек) в месте злачне, в месте покойне и сотвори ему вечную пямять. После чего все присутствующие троекратно поют Вечная память и расходятся.

    Если людей пришло много, то поминальные обед проводят в две-три очереди. Как правило, в первую очередь за стол усаживают приехавших издалека гостей. Во вторую – все остальные гости. В третью очередь за стол садятся близкие родственники и те, кто помогал хоронить и накрывать стол.Вот поэтому обедать не принято долго. Помолились, поели, помолились. Быстро привели стол в порядок и накрыли опять.

    Ещё одно заблуждение – что на поминках не благодарят. Какое отношение к покойному имеют слова благодарности в адрес тех, кто готовил обед и накрывал на стол? Сдержанные и искренние слова благодарности всегда к месту.

    На поминальный обед принято готовить суп. Это либо борщ (который может быть постным) либо суп-лапша домашняя. На второе блюдо – котлеты, либо жареная курица, либо жареная рыба. Если вы подаете мясное блюдо, то отдельно, на общие тарелки можно поставить рыбное блюдо. В качестве гарнира – картофельное пюре или гречневая каша. Можно приготовить салат из овощей по сезону. Но рекомендую не выкладывать его на общие тарелки, а добавлять по 2-3 ложки салата в качестве подгарнировки ко второму блюду.

    Напитки – компот из свежих ягод или сухофруктов или кисель. Чай и кофе – по желанию. Обязательно готовят кутью, которую заранее освящают в церкви. Это блюдо символизирует Жизнь Вечную и попробовать его должен каждый из гостей.

    Блины (по 1-2 на каждого гостя) выкладывают либо на общие тарелки, либо на небольшую пирожковую тарелку для каждого гостя непосредственно. Принято печь небольшие сдобные булочки и ставить вазы с конфетами. Как правило, булочки и конфеты гости не съедают за столом, а берут с собой. Чтобы позже, возможно дома, помянуть ещё раз усопшего.

    В скоромные дни, если в качестве второго блюда подают мясо, на стол отдельно на общие тарелки можно поставить жареную рыбу.

    Теперь я приведу пропорции и количество продуктов, которые вам потребуются для приготовления поминальных обеденных блюд.

    Кутья

    На поминальный стол для 50 человек:

    500 граммов круглого риса

    200 грамм изюма без косточек

    200 грамм кураги

    3 столовые ложки меда

    1 чайная ложка соли

    Курагу порежьте небольшими кусочками и замочите вместе с изюмом в кипятке на 30 минут. Затем откиньте на дуршлаг.

    Рис промойте, залейте 1 литром воды, посолите и сварите не размешивая на среднем огне. Варите рис7-10 минут после закипания. Затем снимите с плиты и оставьте под крышкой на 10 минут.Затем всыпьте изюм и курагу, добавьте мед и хорошо размешайте. Подавать кутью следует в маленьких пиалках с чайной ложкой. Каждый из присутствующих должен съесть три чайные ложки этого блюда.

    Суп-лапша домашняя

    На 50 порций потребуется:

    Мясо курицы (можно куриные окорочка) 1,5-2 килограмма

    Морковь – 600 грамм

    Масло растительное – 100 грамм

    Вода – 12 литров

    Соль – 2 столовые ложки с верхом

    Молотый перец, зелень укропа свежая или сушеная, лавровый лист

    Для лапши:

    1 килограмм муки высшего сорта

    6 яиц

    1 чайная ложка соли

    Сварите куриное мясо в подсоленной воде. Процедите бульон. Курицу переберите – отделите мясо от костей и порежьте небольшими кусочками. Морковь очистите, и натрите на мелкой терке. Спассеруйте морковь на растительном масле. Добавьте в бульон мясо курицы и пассерованую морковь и доведите до кипения.

    Отдельно заранее приготовьте лапшу. Соедините яйца, соль и муку. Замесите крутое тесто. Разделите его на на 10 частей. Каждую часть раскатайте скалкой очень тонко и слегка подсушите. Затем из получившихся сочней нарежьте тонкую лапшу.

    Непосредственно перед приходом гостей опустите лапшу в бульон с куриным мясом и пассерованой морковью. Доведите до кипения и сразу же снимите с плиты. Добавьте перец, укроп и лавровый лист.

    Борщ постный

    На 50 порций потребуется:

    2-3 килограмма свежей или 2 килограмма квашеной капусты

    1 килограмм свеклы

    500 грамм репчатого лука

    500 грамм моркови

    300 грамм томатной пасты

    3 килограмма картофеля

    200 грамм растительного масла

    10 литров воды

    2,5 столовые ложки соли

    Молотый перец

    Зелень, лавровый лист

    Очистите картофель, порежьте крупными кубиками. Когда вода закипит, опустите в неё картофель и посолите.

    Свежую капусту мелко нашинкуйте. Если капуста квашеная – хорошо промойте её проточной водой и откиньте на дуршлаг. Свеж ую капусту добавляйте в суп вместе с картофелем. Квашеную – почти в самом конце – когда картофель сварится.

    Варите картофель (с капустой или без) 25 минут после повторного закипания.

    Мелко порежьте лук, измельчите морковь на терке и спассеруйте с половиной растительного масла. За 5 минут до готовности добавьте весь томат. Отдельно спассеруйте на оставшемся масле порезанную мелкой соломкой свеклу.

    После того, как картофель и капуста будут готовы, опустите в суп пассированные овощи (лук, морковь, томат и свеклу). Доведите до кипения, проварите 5 минут и выключайте.Добавьте зелень, лавровый лист, специи. Можно заправить борщ измельченным чесноком. Дайте борщу настояться под крышкой 15-20 минут и затем разливайте по тарелкам.

    Если день для поминовения не постный, вы можете приготовить борщ на мясном бульоне.

    Блины скоромные

    На 50-60 блинов потребуется:

    8 яиц

    3,5 стакана муки

    1 литр молока или кефира

    5 стаканов воды

    6 столовых ложек сахара

    1 чайная ложка соды

    2 чайные ложки соли

    8-10 столовых ложек растительного масла

    Все продукты хорошо размешайте венчиком, чтобы не оставалось комочков. Дайте тесту постоять 20 минут и затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазывать растопленным сливочным маслом. Подавайте блины на тарелках, свернув уголком или трубочками.

    Постные блинчики

    На 50-60 блинов потребуется:

    4,5 стакана муки

    7 стаканов воды

    2 чайные ложки сухих активированных дрожжей

    4 столовые ложки сахара

    1,5 чайные ложки соли

    6 столовых ложек растительного масла

    Воду подогрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар и оставьте на 10 минут. Затем всыпьте соль, всю муку. Хорошо размешайте венчиком, в конце добавив растительное масло. Получившееся тесто оставьте в теплом месте на 30 минут. Затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазать немного медом.Подавайте блины свернув уголком или трубочками, либо на общих, либо на порционных пирожковых тарелках.

    Котлеты

    На 50 штук потребуется:

    3 килограмма готового фарша (свинина+говядина)

    1 буханка белого хлеба

    3 яйца

    4 чайные ложки соли

    1 чайная ложка молотого черного перца

    Панировочные сухари (250 грамм)

    200 грамм растительного масла для жарки

    Хлеб замочите в воде, затем отожмите и разомните в однородную массу. Смешайте с фаршем, солью, перцем и яйцами. Хорошо размешайте получившуюся котлетную массу и слегка отбейте её. Разделите котлетную массу на 50 равных частей и сформируйте круглые или овальные котлеты. Каждую котлету обваляйте в молотых сухарях и обжарьте с двух сторон на сковороде или в духовке до готовности.

    Жареная рыба

    На 50 порций потребуется:

    6 килограмм филе любой рыбы

    Соль, перец

    Мука для панировки (200 грамм)

    250 грамм растительного масла для жарки

    Рыбу разморозьте, порежьте на нужное количество порций. Смешайте соль и перец с мукой. Каждый кусочек рыбы панируйте в муке и обжаривайте с двух сторон на растительном масле.

    Курица жареная

    На 50 порций потребуется:

    7 целых тушек потрошеных кур

    Или 8-9 килограмм куриных окорочков

    3-4 столовые ложки кавказской аджики

    3-4 столовые ложки майонеза

    4 чайные ложки соли

    Курицу или окорочка разрежьте по количеству порций. Целую курицу следует разделывать на 8 частей. Окорочка в зависимости от размера на 2 или 3 части. Посолите кусочки кур и смажьте смесью аджики и майонеза. Дайте помариноваться несколько часов. Затем запеките в духовке, выложивкусочки курицыв один слой на противень. Время запекания 45 минут при температуре духовки 200 градусов.

    Картофельное пюре

    На 50 порций потребуется:

    8 килограмм картофеля

    Соль

    Картофель очистите, порежьте на 4 части. Промойте и переложите в подходящую кастрюлю. Залейте водой, добавьте соль. Варите 30=35 минут после закипания. Затем слейте отдельно картофельный отвар. Горячий картофельпереложите в миску и быстро растолките в пюре. Понемногу вливайте горячий картофельный отвар в толченую картофельную массу и хорошо размешивайте до получения нужной консистенции пюре. В конце заправьте сливочным или растительным (если день постный) маслом и ещё раз размешайте.

    Гречневая каша

    На 50 порций потребуется:

    1,5 килограмма гречневой крупы

    1,5 столовые ложки соли

    Сливочное или растительное масло

    Переберите и промойте гречку. Залейте 5 литрами воды. Посолите. Варите до готовности. Готовую кашу заправьте сливочным или растительным маслом.

    Компот из сухофруктов

    На 50-60 порций потребуется:

    15 литров воды

    1 килограмм сухофруктов

    1 килограмм сахара

    1 чайная ложка лимонной кислоты

    Сухофрукты замочите холодной водой на час, а затем тщательно промойте избавляясь от посторонних примесей. В кастрюлю с водой переложите сухофрукты, всыпьте сахар. Доведите до кипения и варите 20 минут. За пару минут до конца варки добавьте лимонную кислоту. Готовому компоту нужно дать настояться. Поэтому варить его нужно заранее, с вечера. Остывший компот переставьте в холодильник.

    Кисель из свежих ягод

    На 50-60 порций потребуется:

    1,5-2 килограмма свежих (можно свежемороженых) ягод на ваш вкус (вишня, смородина либо любая ягодная смесь)

    1 килограмм сахара

    100 грамм картофельного крахмала

    15 литров воды

    Сварите ягоды с сахаром. Отдельно небольшим количеством холодной воды разведите крахмал.Затем добавьте крахмал в воду с ягодами, размешайте. Доведите до кипения, но не кипятите. Снимите кисель с плиты и оставьте остывать.

    Постная булочка

    На 50 порций потребуется:

    2 килограмма муки высшего сорта

    1 литр и 100 граммов воды

    1 маленькая пачка сухих активированных дрожжей

    300 грамм сахара

    1,5 чайные ложки соли

    50 грамм растительного масла

    Воду нагрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар. Оставьте дрожжи на 10 минут. Затем добавьте соль, всыпьте всю муку и замесите тесто. В конце замешивания в тесто влейте растительное масло.

    Дайте тесту подняться 2 раза. Затем разделите тесто на 50 равных частей. Сформируйте булочки и разложите на смазанном растительным маслом противне.Дайте булочкам время для расстойки (30-40 минут). Затем выпекайте в нагретой до 220 градусов духовке в течение 15-20 минут. Готовые горячие булочки можно смазать сахарным сиропом.

    Вместо обычных булочек из этого теста вы можете испечь постные духовые пирожки с начинкой из варенья, или сформировать сахарные плюшки.

    Ещё раз искренне пожелаю, чтобы мои советы вам никогда не пригодились. Но если всё-таки вам придется ими воспользоваться – то надеюсь, что они помогут вам сэкономить и время и деньги в это непростое для вас время.

    Несмотря на то, что многие поминальные обычаи уходят корнями в языческие верования и, таким образом, часто подвергаются критике, эти традиции - неотъемлемая часть культуры нашего народа, прочно вошедшая в быт каждой семьи.

    Один из таких обычаев - поминальный обед, который проводится на 3, 9 и 40 день, спустя полгода и/или год после кончины. Для каждого человека, вне зависимости от его веры и убеждений, такое мероприятие - повод еще раз почтить светлую память усопшего, поговорить о прошлом и поддержать друг друга в непростое время.

    Вполне естественно, что проведение поминального обеда - это десятки различных нюансов, требующих особого внимания. Это и выбор места проведения мероприятия, и приглашение гостей, и планирование бюджета, и многие другие заботы. Важно отметить, что на каждом этапе приготовлений особое внимание следует обращать на соблюдение основных ритуалов и обычаев нашего народа, связанных с поминками. Как показывает практика, такие детали - не просто формальность и дань традициям, но и то, что создаст атмосферу спокойствия и светлой скорби, близости и доверия между людьми. В этой статье мы рассмотрим один из важнейших вопросов этой группы - составление меню, которое бы подчеркнуло традиционный характер обеда и соответствовало многовековой практике поминания усопших.

    Скоромное меню на поминки

    Обычное меню на поминки - это, прежде всего, простые, привычные для каждого блюда. В их числе можно выделить несколько наиболее характерных:

    • жареное мясо или рыба, котлеты, курица;
    • гречневая и/или рисовая каша;
    • вареный картофель или пюре;
    • кисель или фруктовый компот;
    • лапша по-домашнему (0,5 кг и 3 яйца) с куриным бульоном, морковью и мелко нарезанным мясом;
    • борщ;
    • блины с маслом.

    Стоит отметить, что некоторые из вышеперечисленных блюд имеют не только практическое, но и ритуальное значение. Так, например, еще с языческих времен блины символизируют солнечное светило и сущность вечной жизни.

    Постное меню на поминки

    Не следует забывать о том, что день поминок, который выпал на христианский пост, требует особого внимания к вопросам составления меню: в православной традиции его принято формировать из постных блюд. Помимо обычных гарниров, перечисленных выше (каши и картофель), в этих случаях всегда востребованы характерные нежирные блюда:

    • традиционная кутья;
    • постный борщ (готовится по обычному рецепту без использования мяса);
    • постные блины из дрожжевого жидкого теста без сливочного масла и яиц;
    • дрожжевые постные булочки.

    На сегодняшний день в интернете несложно найти и другие рецепты подобных блюд, подходящие для постного обеда. Кроме того, всегда полезно познакомиться с различными вариантами проведения поминок на специализированных сайтах: www.pominkivrestorane.ru, тематических форумах и информационных порталах.

    Алкогольные напитки на поминальном столе

    Алкоголь на поминальном столе - вопрос, в решении которого важно соблюсти меру. С одной стороны, православные каноны не приветствуют употребление "горячительных" напитков в период траура, с другой - они помогают снять стресс родным и близким усопшего. Таким образом, наличие или отсутствия алкоголя в меню - вопрос личного выбора организатора поминок. В большинстве случаев лучшим решением будет обойтись небольшим количеством красного вина и водки.

    Вне зависимости от того, планируются поминки в кафе или дома, вышеприведенные рекомендации помогут провести траурный обед так, чтобы почтить память усопшего и при этом соблюсти соответствующую атмосферу, не оскорбив чувства глубоко верующих людей.


    Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

    После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
    В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
    Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
    За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

    Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
    Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
    Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
    Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

    Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
    По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
    Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

    На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
    На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
    Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
    Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
    Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
    В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
    Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
    На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
    Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
    Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


    В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
    Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
    К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
    В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

    В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
    В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
    Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
    Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
    Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

    Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
    В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
    Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

    Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
    Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
    Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
    Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
    При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
    Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
    Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
    Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
    Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
    Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


    Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
    Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
    При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
    Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
    Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

    Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
    Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
    Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
    После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
    После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
    Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

    Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
    Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
    Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
    Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
    В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
    Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
    В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
    В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
    Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

    Тот, кто уже сталкивался с такой неприятной, но обязательной для выполнения православной традиции как день поминок осведомлен о том, что на третий, девятый и сороковой день после похорон, родственникам умершего принято накрывать поминальный стол. Совершенно не важно сколько именно людей будет присутствовать в день поминок умершего, но вот специальные блюда на поминальном обеде быть обязательно должны.

    Блюда, которые принято готовить в поминальный день

    Каждому православному человеку известно, что неотъемлемой частью поминальной церемонии является ничто иное как кутья. Это своего рода симбиоз их пшенных круп, риса, изюма, кураги и меда, который похож внешне больше на кашу. Готовят такое блюдо только потому, что оно символизирует новое рождение души умершего человека в потустороннем мире. Кроме того, такое яство как кутья как бы делает его прибывание «слаще» в райском саду.

    Само собой разумеет, в связи с тем, что кутья является главным блюдом на поминках, то и подавать ее принято в определенном порядке и вперед всех других кушаний. Прежде всего кутью дают отведать кровным родственным усопшего, вскоре после чего кутью предают близким друзьями, бывшим коллегам по работе и знакомым умершего.

    Еще одним из самых главных блюд, которое обязательно должно быть на поминках - это блины. Именно блины, ровно, как и кутья, не просто пища, т.к их присутствие на скорбном столе несет мощную символику о потустороннем мире. Блины принято преподносить гостям на поминальном обеде без начинки. К ним можно подавать либо мед, либо запить стаканом киселя.
    Интересный факт: Мало кто знает, но такой напиток как кисель в день поминок готовили на Руси еще испокон веков. Если подавать его на стол гостям - это означает должное соблюдение православных традиций.

    Спиртные напитки: можно или нет?

    Устраивая поминки, крайне важно знать, что таких крепких алкогольных напитков как коньяк, водка, ром и многие другое на поминальном столе быть не должно. То же самое касается и слабоалкогольнойпродукции в виде белого или красного вина. Согласно христианской вере, спиртное на поминках - неуместно.

    В том случае, если родственники покойного все-таки приняли решение немного выпить алкоголя с целью помянуть, и отдать дань уважения умершего «не чокаясь» то делать это можно только в умеренных количествах. В противном случае переизбыток употребляемого спиртного на вечере памяти покойного будет считаться оскорблением чести и благодатной памяти о покойном.

    Что еще можно приготовить в день поминальной церемонии?

    Как уже упоминалось выше, кутья, кисель и конечно же блины - это главное в день памяти об умершем человеке, но не единственное что нужно подавать на стол гостям, Кроме этих блюд и напитка разрешено подавать различные супы, легкие салаты, некоторые сорта мяса или приготовленные из них блюда (т.е домашние котлеты, рагу, солянку). Не возбраняется и присутствие рыбы, молодого картофеля и хлебобулочных изделий (пирожков). Единственное, что нужно знать тому, кто будет приступать к процессу готовки постной пищи на поминки - это приготовление всех блюд без изысков и излишеств. Именно поэтому, очень многие готовя винегрет из свеклы и моркови, селедку под шубой, капусту закваской и самый обычный салат из помидора и огурца. Что же касается пирогов, то лучше всего приготовить их не пустыми, а с различными начинками. Например пирожки с капустой, правилом, рисом и яйцом, яблоками и грибами - будут совершенно уместно занимать свое место на поминальном столе.

    Главное - это правильно приготовленные блюда, их подача и оформление самого стола. Под оформление стола подразумевает под собой скромно поданная пищу, без особой помпезности и тем более вычурности. Необходимо чтобы чашки, ложки, вилки, тарелки и иная посуда на поминках имела спокойный оттенок. То же самое касается и скатерти на столе, она должна быть в приглушенных ненавязчивых цветовых тонах и не кидаться в глаза. Во время данного мероприятие нельзя торопить собравшиеся гостей, а так же не следует торопиться самим. Пускай этой день длится ровно столько, сколько сочтут нужным все собравшиеся.

    Рецепты поминальных блюд: примерное меню

    Сразу стоит сказать о том, что приготовить то или иное блюдо в поминальный вечер может абсолютно каждый, в не зависимости от кулинарного таланта и даже вероисповедания. Пожалуй самое важно, что нужно для притупления данных блюд - чистые и непорочные мысли, которые направленные в сторону благой памяти об умершем человеке.

    Рецепт кутьи с рисом и сухими фруктам.

    • Шаг 1.Берем небольшое количество рисовой крупы и горсть сухофруктов. Замачиваем оба продукта в воднее 15 минут. Выливаем воду.
    • Шаг 2. Рисовую крупу необходимо поместить в кастрюлю и поставить на медленный огонь.Примерное время готовности риса - 15-18 минут.
    • Шаг 3. Сливаем остатки воды и промываем рис под холодной водой.
    • Шаг 4. К готовому рису можно добавить изюм, курагу, чернослив или мед.

    Точно такой же порядок приготовления кутьи должен быть соблюден в том случае, если она готовится из пшеничных, а не из рисовой крупы.

    Блины без начинки, пироги, хлебобулочные изделия. Единенное, на что нужно обратить внимание готовя данные яства - это минимизировать количество молока и яиц, а при возможно вообще их полностью исключить .

    • Шаг 1. Тесто, из которого скоре будет приготовленные пироги на поминальный стол должны содержать в себе только обыкновенную муку, дрожжи, и немного сахара.
    • Шаг 2. Все три компонента нужно смешать в одном небольшой миске и разбавить теплой водой. Получившуюся смесь следует перемешать несколько раз, затем добавить в нее несколько капель растительного масла и подождать пока тесто поднимется и будет готово.

    Что же касается пирогов, то рецептура идентична с постными блинами. Принцип один - не добавлять молока и яиц в тесто. Начинка у пирогов может быть абсолютно любая, т.е с овощами, ягодами или фруктами.

    Рецепт киселя.

    • Шаг 1. Наливаем в литровую кастрюлю воды и доводим ее до кипения. Зачем помешивая кипящую воду добавляем в 1 ч.л крахмала с 2 ч.л сахара
    • Шаг 2. После того, как кисель загустеет, необходимо добавить в него любой ягодный сироп.
    • Шаг 3. Остудить кисель до полной готовности и подавать на поминальный стол.




    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта