Главная » Салаты » Алкоголь и коренные народы Севера. Какие ферменты расщепляют алкоголь в организме и как они работают

Алкоголь и коренные народы Севера. Какие ферменты расщепляют алкоголь в организме и как они работают

Когда человек выпивает алкоголь, организм сразу начинает работать в усиленном режиме, пытаясь быстрее вывести его. За расщепление этанола отвечают ферменты. Их действием обуславливается тот факт, что одни люди могут выпить больше спиртного, а другие сразу ощущают сильное опьянение. Но, какой именно фермент расщепляет этанол?

Ферменты, расщепляющие алкоголь в организме

Алкоголь - это сильный яд, поэтому организм старается как можно быстрее нейтрализовать его действие. Расщепление этилового спирта проводится под действием двух ферментов, название которых - алкоголь-дегидрогеназы (АДГ) и ацетальдегид-дегидрогеназы (АЦДГ).

Как только в организм попадает первая доза спиртного, стартует выработка АДГ. Этот фермент расщепляет этанол на практически безвредные элементы.

Единственное исключение - высокотоксичный ацетальдегид. За его нейтрализацию отвечает АЦДГ. От того, как быстро этот фермент будет расщеплять ацетальдегид, зависит степень поражения внутренних органов.

Алкоголь-дегидрогеназа способна расщеплять этанол крепостью 57% со скоростью 28,9 гр/час. Ее синтезирует печень в очень большом количестве, еще немного фермента производят ткани желудка.

Хотя единственная функция этого фермента в организме - это усвоение этанола, он также вырабатывается у лошадей и всех остальных млекопитающих. Объяснением такого факта может служить то, что бактерии в ЖКТ выделяют ничтожные дозы этилового спирта.

В процессе переваривания спирта появляется ацетальдегид - высокотоксичное вещество, с которым АДГ справиться не может. На этом этапе во всех тканях стартует выработка второго фермента - АЦДГ. Этот фермент завершает преобразование алкоголя в уксусную кислоту, которая является безопасной для организма.

У некоторых людей наблюдается нехватка АЦДГ или полное его отсутствие, вызванная генетической мутацией. Это обуславливает , которая выражается в покраснении кожи и тела, повышении температуры из-за скопления ацетальдегида.

Процессы преобразования этанола

Процесс преобразования алкоголя в организме происходит поэтапно:

  • Расщепление этанола до безвредных веществ и ацетальдегида.
  • Преобразование ацетальдегида в уксусную кислоту.
  • Разложение уксуса на углекислый газ и воду.

Под действием алкоголь-дегидрогеназы спиртное перерабатывается до относительно безвредных веществ и токсичного ацетальдегида. У мужчин этанол подвергается частичной переработке уже в желудке. В результате меньшее количество алкоголя попадает в тонкий кишечник, откуда происходит его всасывание в кровь.

Схема расщепления алкоголя в организме

В женском организме желудок вырабатывает меньше алкоголь-дегидрогеназы. Поэтому больше этанола в итоге всасывается из кишечника в кровь. Этим объясняется тот факт, что женщины быстрее достигают состояния опьянения.

До 5% этанола выводится из организма с мочой, потом и в процессе дыхания - этот специфический запах в народе называется «перегаром». Оставшийся объем алкоголя переваривается в различных тканях при помощи АЦДГ, которая преобразует токсичный ацетальдегид до безвредной уксусной кислоты.

Если метаболизм не нарушен, уксус в дальнейшем быстро превращается в двуокись углерода и обычную воду. При этом выделяется 7 калорий на 1 гр спирта. Они либо расходуются, либо откладываются в организме.

Скорость отрезвления зависит от объема выработки ферментов АДГ и АЦДГ печенью. Ускорить этот процесс невозможно ни с помощью кофе, ни с помощью каких-либо других стимуляторов. Разрекламированные таблетки помогают лишь снять симптомы алкогольной интоксикации, но они не могут помочь человеку быстрее протрезветь.

Когда алкоголь употребляет здоровый человек, его ферментативная система воздействует исключительно на выпитый напиток. Этанол, который попадает внутрь клеток, не расщепляется.

При непереносимости алкоголя симптомы похмелья у человека появляются раньше, чем наступает сам похмельный синдром. Такое состояние может спровоцировать даже маленький бокал вина, поскольку длительное нахождение ацетальдегида в организме отравляет его, вызывает тошноту, головную боль. Если человек выпьет второй бокал вина, у него разовьется очень сильная интоксикация.

Выпуск передачи Елены Малышевой «Жить здорово» от 15 декабря , посвященный теме потребления алкоголя в новогодние праздники

Поскольку не только вводит в заблуждение массового зрителя (а ведь это Первый канал), но и, на наш взгляд, носит откровенно расистский характер.

Своим мнением по поводу грубейших ошибок, прозвучавших в передаче поделилась доктор биологических наук, генетик г.н.с. лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилова Светлана Боринская .

В программе Елены Малышевой сделано множество ошибочных утверждений, - говорит Светлана Александровна. - Расовые различия по цвету кожи или форме глаз существуют. Они никого не делают хуже или лучше - просто все люди разные. А вот расовых различий по переносимости алкоголя нет. Эти различия НЕ РАСОВЫЕ. Называть их расовыми - грубая ошибка, которую генетики уже много раз объясняли. И последствия ее не такие уж безобидные.

- Какие ошибки прозвучали?

С 7-й по 9-ю минуты в телепередаче множество ошибок.

Утверждается, что у всех монголоидов не активен фермент, обезвреживающий ацетальдегид, токсичный продукт, в который превращается алкоголь. На самом деле это фермент не активен примерно у половины японцев, китайцев, корейцев. А вот у якутов неактивная форма вообще не встречается. Обследовали десятки человек - не нашли. Нормально ацетальдегид расщепляется у якутов. И у чукчей тоже.

Утверждение, что все монголоиды не способны расщеплять алкоголь или ацетальдегид - ошибка.

А генетическая особенность, которая на самом деле есть у якутов, - это высокая скорость накопления ацетальдегида после выпивки. Тут речь идет о другом гене, который влияет на превращение спирта в ацетальдегид. Примерно каждый третий среди якутов обладает таким геном. Это тоже снижает устойчивость к алкоголю и повышает его токсическое воздействие на организм. Самая высокая частота этого варианта гена - опять же у японцев и китайцев. Среди русских такой особенностью обладает один из 10 человек. А вот среди арабов и евреев, которые совсем не монголоиды - столько же, сколько среди якутов.

С этой генетической особенностью может быть связано более раннее развитие нарушений функций сердца и печени у тех, кто злоупотребляет алкоголем. Мы изучали это у русских, есть данные зарубежных исследований. Но для якутов пока очень мало данных, надо изучать вопрос.

- Тогда на что влияют эти гены?

Эти гены влияют не на то, хочется ли человеку выпить, а на то, как он себя будет чувствовать после выпивки. И их распространенность не связана с расой. Монголоиды разные, и северные монголоиды сильно отличаются от южных не только по культурным традициям, но и по генам.

Не удивительно, когда ошибки в объяснении научных данных тиражируют журналисты. Но странно, что в программе врача Елены Малышевой не пожелали разобраться в вопросе и успешно протранслировали еще раз эти неверные представления на всю страну.

- Откуда берет историю ошибка, на которой Малышева построила целое суждение?

Северным народам приписали особенности китайцев.

В 1970-80-х годах выяснилось, что у китайце и японцев ферменты печени, перерабатывающие спирт в токсичный ацетальдигид и обезвреживающие этот токсин, отличаются от тех же ферментов у европейцев. Больше половины населения Китая и Японии плохо переносит алкоголь, потому что спирт в токсичный ацетальдегид у них превращается быстро, в 30-100 раз быстрее, чем у европейцев. А расщепление ацетальдегида идет очень медленно.

Результаты генетических исследований японцев и китайцев были перенесены на всех монголоидов, в том числе их особенности приписали северным народам России. При том, что ни чукчи, ни якуты тогда исследованы не были. А когда исследовали, оказалось, что северные монголоиды сильно отличаются от южных. У чукчей, кетов, ненцев сочетание ферментов метаболизма алкоголя такое же, как у европейцев. А вот у якутов каждый третий оказался обладателем фермента, ускоренно превращающего алкоголь в ацетальдегид.

Часто приходится встречать утверждение, что у северных народов есть генетическая предрасположенность к алкоголизму.

Причина этой ошибки еще удивительнее, чем первой. Во всех научных исследованиях показано, что усиленное накопление ацетальдегида снижает дозу потребляемого алкоголя. Среди алкоголиков гены, о которых идет речь, встречаются реже, чем среди пьющих умеренно. Это и понятно - плохое самочувствие заставляет воздерживаться от возлияний.

Но в России почему-то все стали утверждать, что эти самые варианты генов, ускоряющих накопление ацетальдегида, у северных народов вызывают стремление к пьянству. То есть мало того, что им приписали китайские особенности генов, еще и заявили, что эти особенности предрасполагают северные народы к алкоголю.

- Кстати, недавно на НТВ вышел фильм Сергея Малозёмова "Ген пьянства" , в которой как раз исследовался вопрос наличия такого гена пьянства.

Да, в этом фильме мы как раз и пытались объяснить, что такого гена вообще нет. И у якутов тоже нет. У части людей есть вариант гена, который немного усиливает токсическое действие алкоголя - у одного из 10 русских и у одного из 3 якутов.

Это не значит, что гены вообще не влияют на пристрастие к "зеленому змию". Есть множество генов со слабыми эффектами, действие которых суммируется, да к тому же их проявление сильно зависит от социальной среды. У якутов эти гены пока мало изучены. Но даже когда все гены изучать - нельзя приписать народу склонность к алкоголю из-за генов. Социальные факторы гораздо важнее, как на уровне народа или страны, так и для отдельных людей.

- То есть это последствия безграмотности, которая продолжает тиражироваться?

Ошибка опровергнута. Но уже устоявшиеся ошибочные взгляды об их "генетической предрасположенности" к пьянству трудно преодолеть.

- Чем она вредна?

Считаю, что это ведет к стигматизации коренных северян, так как гены не изменишь, а социальные причины, с которыми связано пьянство, изменить можно.

История ошибки такова:

В печени алкоголь превращается в ацетальдегид под действием фермента АДГ (алкогольдегидрогеназы ADH1B). Ацетальдегид токсичен, и его быстрое накопление вызывает неприятные ощущения. В Восточной Азии и на Ближнем Востоке распространен "атипичный" вариант гена, повышающий скорость работы АДГ в 100 раз. У обладателей этого варианта после потребления алкоголя быстро накапливается токсичный ацетальдегид. Из-за этого они потребляют в среднем на 20% меньше алкоголя, чем те, у кого "обычный" вариант гена.

"Атипичный" вариант АДГ был обнаружен в 1970-х годах у японцев, китайцев, корейцев. Вариант был назван "атипичным" (т.е. отличным от того, который был ранее описан у европейцев). Широкой публике в России он известен под названием "азиатский ген" или "ген Чингисхана".

В публикациях 1980-х для обозначения упомянутых выше групп (японцев, китайцев, корейцев) был использован термин Orietnals. Затем вывод о наличии "особого гена" у Orientals был неправомерно перенесен с монголоидного населения упомянутых стран на всех монголоидов (в России - на чукчей, ненцев и др. северян, хотя к тому времени их гены еще никто не исследовал).

Проведенное нами и зарубежными авторами генетические исследования показывают, что по частоте "азиатского гена" чукчи не отличаются от северных европейцев (частота 1-3%), а среди представителей других северных народов (кеты, ханты) и вовсе "атипичный вариант" не встречается.

Параллельно с переносом характеристик японцев и китайцев на чукчей и якутов появилось странное толкование, что "азиатский ген" является причиной их подверженности алкоголизму. И это вопреки множеству исследований, показывающих, что вовсе наоборот, этот вариант гена защищает от чрезмерного потребления алкоголя!

Однако если носители "атипичного" варианта гена все же преодолеют неприятные ощущения и будут злоупотреблять алкоголем, у них быстрее развиваются нарушения функций сердца и печени из-за более сильной интоксикации (более высоких концентраций ацетальдегида после выпивки).

- То есть речь идет скорее о вреде здоровью?

Поэтому у тех народов, где сочетается высокое потребление алкоголя с высокой частотой "атипичного варианта" гена АДГ (якуты, буряты, тувинцы, нанайцы) последствия потребления алкоголя могут быть более разрушительными для здоровья. Эту проблему необходимо исследовать, и мы готовы предложить проект по сотрудничеству с якутскими и тувинскими генетиками и наркологами.

- Что можете сказать по поводу интонации в самой передаче, как будто призывающей к расовой розни?

Как генетик я могу прокомментировать научную адекватность высказываний, но не их политическую окраску. А по-человечески считаю, что не дело телеканала советовать своим зрителям, с кем им поднимать бокалы. Тем более по признаку расы. И тем более на основе ошибочных сведений о расовых различиях.

«…представители разных культур относятся к спиртным напиткам по-разному. В европейских обществах пристрастие к алкоголю часто скрывается. Индейцы и эскимосы американского Севера, напротив, склонны завышать количество выпитого, стремясь поддерживать устойчивый стереотип «аборигена под хмельком» . Подобная этнокультурная специфика может существенно искажать реальную картину и в обществах коренных северян Российской Федерации.

Но как бы несовершенна ни была статистика, несомненно, что потребление алкоголя северными аборигенами России очень высоко. Экспертные оценки относительно ситуации в различных регионах (Чукотке, Якутии, Бурятии, Мурманской и Сахалинской областях) весьма близки. В качестве примера приведем данные по одному только Чукотскому автономному округу. Интересующие нас материалы Института терапии СО РАМН получены в период, когда еще можно было ориентироваться на потребление алкоголя из государственных ресурсов. Так вот, в 1991 г. у чукчей и азиатских эскимосов средняя разовая доза приема алкогольных напитков составила 177,6 г у мужчин и 74,3 г у женщин . С учетом частоты употребления спиртного подсчитали, что в среднем за год на одного аборигена Чукотки приходится приблизительно 6 л алкоголя (в пересчете на чистый спирт). При этом в целом по округу через торговую сеть продали по 4,5 л чистого спирта на душу на селения. Значит, на одного условного аборигена приходилось как минимум на четверть больше выпитого спирта, чем на среднестатистического жителя округа. На самом деле разница еще значительнее: по мере роста условной «доли аборигена» объем алкоголя, приходящегося на остальных жителей Чукотки, уменьшается.

Упомянутое исследование проводилось в период антиалкогольной кампании 1985-1991 гг., поэтому указанные объемы потребляемых спиртных напитков не так уж высоки. Действительно, в период свободной доступности спиртного, в 1980 г., среднестатистический житель Чукотки за год выпил существенно больше, т.е. 15 л чистого спирта, в полтора раза превысив этот показатель по РСФСР - 10,5 л .

Приведенные цифры относятся к временам давним, но за прошедшие годы ситуация изменилась, к сожалению, не в лучшую сторону. Соотношения в потреблении алкоголя между представителями разных географических (Россия/Север) и этнических групп (приезжие/аборигены) остались без изменений, а вот общее количество выпиваемых спиртных напитков (в пересчете на чистый спирт) существенно возросло . С 1980 по 1999 г. среднедушевое потребление спиртного в Российской Федерации увеличилось с 10,5 до 14,5 л .

Ориентируясь на эти показатели, можно ожидать, что алкоголизация населения северных регионов, в особенности аборигенных общин, достигла ужасающих масштабов. Огромную проблему представляет пьянство женщин-северянок, среди которых доля пьющих практически так же велика, как и среди мужчин . В результате дети и подростки воспринимают алкогольное поведение членов семьи как обычное, злоупотребление спиртным становится естественной составляющей образа жизни. Так, судя по результатам опроса, проведенного сотрудниками Кольского медицинского колледжа, половина учащихся саамов и коми-ижемцев не видит в бытовом пьянстве ничего плохого. При чем каждый пятый из них употребляет алкоголь хотя бы раз в неделю, а то и чаще. Последствия такого отношения к спиртному поистине катастрофические.

Алкогольный урон коренного населения высоких широт значительно превышает потери даже живущих рядом представителей других этнических групп. Согласно нашим оценкам, злоупотребление спиртным стало причиной 29,3% всех смертей хантов и манси Березовского р-на Ханты Мансийского АО, и 15,3% русских жителей тех же поселков . Травмы, самоубийства и болезни сердца, последовавшие в результате пьянства, вызвали в полтора раза больше смертей среди чукчей и эскимосов, чем среди некоренных жителей Чукотки - 195.8 и 284.9 смертей на 1000 умерших .

Как уже упоминалось, женщины-северянки почти не отстают от мужчин в пристрастии к спиртному. Это отражается и в специфике алкогольных потерь. Смертность от алкоголя женщин ханты и манси в пять раз выше, чем у соседок-русских (соответственно 15,2 и 3,5%). Алкогольные потери среди женщин коренного населения Чукотки в 1980-1994 гг. также в среднем в 2,3 раза превышали показатель, вычисленный для всех женщин округа. В 1994 г. алкоголь стал причиной 18,8% смертей всех женщин Чукотского АО и 42,2% смертей коренных северянок .

…К сожалению, представление о «традиционности» употребления алкоголя северянами поддерживают, сами того не желая, даже врачи-наркологи. В России распространена так называемая η (эта)-форма алкогольной зависимости, при которой употребление спиртного оправдывается, зачастую очень утрированно, национальными обычаями (кто не слышал сакраментального вопроса: «Ты что от водки отказываешься - не русский, что ли? »). Идеи о традиционности снятия напряжения с помощью алкоголя переносятся наркологами и на коренных северян. Основания для таких выводов, на первый взгляд, есть. У аборигенов опьянение часто сочетается с обманом восприятия, напоминающим погружение в транс. Для наблюдателя, принадлежащего к европейской культуре, это может выглядеть как элемент древних обычаев общения с духами. Проблема, однако, в том, что правомерность распространения η-формы зависимости от алкоголя на коренных северян не только не доказана, но даже толком не изучалась . Так что от упоминания об этнических традициях употребления алкоголя северянами лучше воздержаться.

Медико-биологические аспекты проблемы

Широко распространено мнение, будто коренные северяне генетически предрасположены к развитию алкоголизма. … Действительно, некоторые элементы сложной схемы метаболизма спирта (этанола) в организме человека находятся под генетическим контролем. Наиболее изучены в этом отношении два этапа переработки этанола в печени. На первом, проходящем под действием фермента алкогольдегидрогеназы, спирт превращается в токсичный ацетальдегид. Скорость работы алкогольдегидрогеназы определяет аллель ADH1B*47His . Второй этап - расщепление ацетальдегида.

Если ферменты второй группы работают медленно (это обеспечивает аллель ALDH2*2 ), в организме в короткое время скапливается большое количество токсинов. Развиваются признаки отравления: головокружение, учащенное сердцебиение, потливость, тошнота и покраснение кожи лица (характерное внешнее проявление, по которому весь комплекс симптомов и получил название флэш-реакции, «вспыхивания»). Главный эффект флэш-реакции - чувство дурноты, заставляющее многих (к сожалению, не всех - человек, он все превозмогает…) прекратить дальнейший прием спиртного.

Несколько утрируя, можно сказать, что сочетание аллелей ADH1B*47His и ALDH2*2 определяет степень «противности» алкоголя для конкретного человека. У представителей различных этнических и расовых групп их часто ты существенно различаются. Комплексная флэш-реакция наиболее характерна для народов Юго-Восточной Азии - японцев, китайцев, корейцев, среди которых до 76% - носители-аллеля ADH1B*47His, и 24-35% - ALDH2*2.

В обществах с распространенной η-формой алкогольной зависимости о таких народах сложилось вполне определенное представление: «люди там ничего, душевные, но в питии слабы». Действительно, объемы потребления спиртного в странах Восточной Азии существенно ниже, чем в Европе, где аллель ALDH2*2 почти не встречается, а частоты ADH1B*47His варьируют от 0 (коми) до 1-10% (финны, шведы, русские), лишь в редких группах достигая 18% (чуваши).

Разумеется, и в популяциях с высоким носительством интересующих нас аллелей часть индивидов устойчива к действию алкоголя. Таким сочетанием редкого для китайцев генотипа с «атипичным флэшингом» отличался, видимо, Мао Цзэдун: его способность выпить гораздо больше, чем обыкновенный человек, производила на окружавших сильное впечатление…

Генетический контроль метаболизма этанола и межэтнических различий частот соответствующих генов стали активно обсуждать более 30 лет назад . Почти сразу решили, что азиатские частоты аллелей характерны и для коренных народов Севера. Предположение, в общем, логичное: чукчи, эскимосы, ненцы относятся к монголоидной расовой группе, как и китайцы. В популярных изданиях такая точка зрения прочно укоренилась, а слова о «генетической детерминированности метаболизма этанола» стали пони мать как синоним «предрасположенности к алкоголизму». Этого было достаточно, чтобы в европейском обществе сложилась очередная легенда о северных аборигенах.

Справедлива ли она? Видимо, нет. Прежде всего, как мы видели, специфическое для южных азиатов соотношение аллелей отнюдь не определяет тяги к алкоголю - скорее наоборот, оно обеспечивает защиту от чрезмерного употребления спиртного. Во-вторых, как показывают исследования, в том числе и наши, у коренных жителей Арктики частоты аллелей ADH1B*47His и ALDH2*2 вовсе не азиатские .

Напротив, они практически не отличаются от характерных для популяций центральной и северной Европы . Аллель ALDH2*2 у северян отсутствует, а концентрация ADH1B*47His у чукчей и эскимосов достигает лишь 2-3%.

Таким образом, если основываться на чисто генетической стороне вопроса, правильнее всего заключить, что коренные северяне не имеют специфической генетической защиты от алкоголя - так же как русские, коми, финны «и прочие разные шведы». Однако определенной спецификой биохимических процессов усвоения алкоголя коренные жители высокоширотных регионов действительно отличаются. Метаболизм этанола у них замедлен, его концентрация дольше остается высокой, превышающей нормальный для европейцев уровень .

Стройной концепции, объясняющей этот феномен, до сих пор нет. К распространенным в 1970х годах идеям относительно роли эндогенного этанола, вырабатываемого самим организмом (вернее, обитающими в кишечнике человека бактериями), сегодня многие специалисты относятся с осторожностью. Но на данные, свидетельствующие о возможной связи обмена спиртов с характерным для коренных северян белково-жировым типом питания , обратить внимание следует.

Дело в том, что поступление в кровь пищевых жиров запускает цепочку биохимических реакций, в результате которых в крови понижается содержание гормонов стресса - кортикостероидов. Таким образом, традиционный для северян белково-липидный рацион обладает антистрессовым действием , а отказ от него может усилить тягу к алкоголю. Снижение количества жиров в рационе, связанное с переходом к покупной европейской пище, ведет к увеличению концентрации кортикостероидов и соответственно - повышению уровня тревожности, снять которую человек зачастую стремится испытанным алкогольным способом.

К тому же приходящий извне этанол обеспечивает дополнительное поступление энергии (7,1 ккал на каждый грамм спирта), что также способствует снятию напряжения. Эти биологические особенности северян даже при одинаковых частотах аллелей, детерминирующих обмен этанола, могут приводить в группы «проблемно пьющих» и «имеющих алкогольную зависимость» не 9-10% употребляющих спиртное, как это происходит в среднем в России и США, а существенно больше…».

Алкоголизм болезнь которая поражает все национальности, но самый сильный удар она наносит по малочисленным народам Севера. На мой взгляд, в Магаданской области это самая главная угроза для коренных жителей региона с момента распада СССР.
Именно алкоголь в настоящее время убивает людей, ломает судьбы, оставляет детей сиротами. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, посмотреть, что нужно и можно сделать уже сейчас для сведения к минимуму этой угрозы.
Фотография сделана на центральной площади поселка Эвенск, Магаданской области, который является центром Северо-Эвенского национального района.

Наука говорит о наличии взаимосвязи между питанием и склонностью к алкоголизму у представителей коренных народов Севера (КМНС). Физиология проявляется в быстром формировании алкогольной зависимости, и как говорит Всемирная организация здравоохранения у КМНС в организме отсутствуют ферменты, расщепляющие алкоголь. В связи с чем, алкоголь оказывает сильное разрушающее воздействие на головной мозг и быстро формирует алкогольную зависимость.

За тысячелетия проживания на крайнем Севере у КМНС сформировался белково-липидный тип питания, это когда едят очень много мяса и очень много жира. Этот тип питания выработал способность к быстрому заживлению ран, лучшей реакции на антибиотики, а также устойчивости к онкологии. Но отсутствие на протяжении веков в рационе питания углеводов по мнению ученых и приводит к быстрому возникновению алкогольной зависимости.

По данным Сибирского отделения Академии медицинских наук, смертность от алкоголя у КМНС превышает аналогичную у уроженцев средней полосы России и южных территорий в 15-20 раз.

Вот примерно так видит проблему наука. С данной точкой зрения трудно не согласится, но на мой взгляд проблема намного глубже и кроме природной предрасположенности на первом месте стоит социально-экономическая составляющая. При СССР все КМНС были обеспечены работой связанной с их вековым укладом жизни, были колхозы и совхозы в которых выращивали и разводили оленей, добывали биоресурсы и морского зверя, собирали всевозможные лекарственные травы, люди занимались охотой, так как государство обеспечивало их необходимыми ресурсами и выкупало полученные трофеи. Люди были заняты, их таланты и способности были востребованы, да и просто тупо времени выпивать не было. И самое интересное, эта отрасль была рентабельна и приносила прибыль.

Но после развала СССР государству и местным властям стало не до КМНС, совхозы и колхозы развалились, стада оленей пустили под нож. Люди остались без работы, предоставленные сами себе. И вот сейчас по прошествии 20 лет, они сидят в поселках получают пособия, пенсии которые пропивают за несколько дней.
Поселок Эвенск, в районе морского причала.

Чтобы отвлечь людей от пьянства в первую очередь им нужно дать работу, занять любимым делом, дать возможность интересно отдыхать. Люди готовы изменить себя и свою жизнь, нужно только им помочь. И ведь это можно сделать уже сейчас, если не получается с работой постройте в маленьких поселках для всех жителей спортивные площадки, игровые зоны. Ведь там реально этого ничего нет, вообще. Что уж говорит про местных жителей, если мы уже на третий день пребывания в поселке Эвенск сами пить начали. Вот реально все развлечение, это пройти по центральной улице до Охотского моря покидать в него камни. Больше ничего мы там не нашли.

Но ситуацию можно исправить даже сейчас. Представьте, мы находимся в рыболовецкой бригаде примерно в 100 км от поселка Эвенск на реке Гижига, куда добраться можно только на вездеходе по причине отсутствия дорог как таковых (кругом тундра и болота). Вечером из темноты приходит мужчина с мальчиком лет 7-8. Мы их приглашаем попить чаю, и когда он начитает рассказывать потихоньку охреневаем. Итак выясняется, что живут они в селе Верхний Парень, что от нашего места примерно также в 100 км, по национальности коряки. Идут пешком в Эвенск, так как папа хочет, чтоб сын провел лето в детском лагере на горячем минеральном источнике Таватум, подлечился там и поправил свое здоровье. Вдвоем пешком почти 200 км, с собой только нож, соль, кружка, ложки, котелок да леска с крючком.

Ну мы конечно сразу спросили, а как же встреча с медведем не страшно? Он ответил, что если медведь начинает проявлять к ним интерес, он разжигает небольшой костер и подкладывает туда сырую траву, дым всегда отпугивает зверя. Мы спросили, а если дым не отпугнет и медведь пойдет в атаку? Ответ нас кстати также убил дословно примерно так «значит пора иди к верхним людям».

А теперь самое главное для чего я вспомнил эту встречу, мы предложили ему выпить пиво или водки на его выбор, так вот он отказался сказав, что сына в лагерь должен отвести и от греха подальше засобиравшись попросил перевести их на лодке на другой берег реки.

Получается можно значит разомкнуть этот круг, ведь люди пьют от безвыходности, а когда у них есть цель в этой жизни, есть работа, место где можно провести свой досуг, то возможно следующее поколение коренных малочисленных народов Севера будет не пьющими и будет занимать активную жизненную позицию по всем аспектам нашей не простой жизни!!!

Цитологии и генетики РАН три недели обследовали жителей поселка Гыда в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и сделали вывод о наличии взаимосвязи между питанием, устойчивостью к онкологическим заболеваниям и склонностью к алкоголизму у представителей коренных народов Севера.

"Они едят много мяса, много жира, у них белково-липидный тип питания. Так и надо питаться, у них уже гены к этому приспособлены, менять ни в коем случае нельзя. Кровь чуть-чуть более жидкая. Это для того, чтобы не было сгустков, тромбов, которые приводят к инфарктам", - рассказала ГТРК "Ямал" заведующая лабораторией популяционной этногенетики Новосибирского института цитологии и генетики Людмила Осипова.

Как уточняют "Новосибирские новости" , выявленные особенности способствуют быстрому заживлению ран у северян, лучшей реакции на антибиотики, а также устойчивости к онкологическим заболеваниям. В то же время генетически сложившееся отсутствие углеводов в арктическом меню приводит к быстрому возникновению алкогольной зависимости.

Генетики побывали в ямальском поселке уже в четвертый раз и вновь подтвердили важность сохранения традиционного рациона питания. Так, в ноябре один из главных идейных вдохновителей арктического рациона, доктор медицинских наук Андрей Лобанов говорил : "Мы провели недавно исследования, где сравнивали здоровье жителей поселка Ныда Надымского района, Гыда Тазовского района и Новый Порт Ямальского района. И мы увидели интересную закономерность: те люди, которые потребляли продукты местного производства, в первую очередь те, что производились на ферме в поселке Ныда (местные молочные, мясные продукты), они имели достоверно лучшие показатели здоровья по многим направлениям: на уровне клетки, ткани, работы органов. Даже имея те же самые нагрузки - и курение, и производственные вредности".

Отметим, тема патологического влечения к спиртному народов тюрко-монгольской и финно-угорской групп волнует ученых не первое столетие. Предрасположенность к алкоголизму пытались объяснить не только особенностями рациона, но и генетически обусловленной спецификой метаболизма и ферментов. Кроме того, специалисты настаивали, что у бурят, тувинцев, алтайцев, чукчей и ненцев одной из главных причин неконтролируемых возлияний является "субмиссивная мотивация" - невозможность отказаться от выпивки, "когда наливают".

Издание "Сиб.ФМ" , пытаясь осмыслить обоснованность обвинений в спаивании сибиряков в период колонизации русскими Сибири и Севера, проанализировало данные исследования "Алкоголь в эпосе сибирских народов" доктора медицинских наук Марины Чухровой и филолога Алины Дмитриенко. Как оказалось, алкогольные напитки разной крепости присутствовали в традиционном быту практически любого коренного этноса Сибири. Например, у алтайцев и бурят были "чегень" и "хорзо" - по-особому заквашенное коровье молоко и многократно перегнанная водка. Еще в начале XVIII века у татар, калмыков, монголов и тунгусов была известна водка "арака".

При этом этнографы обращали внимание на восприятие молочной водки как символической, сакральной ценности. Употребление "араки" было связано с важными моментами в жизни человека и социума - рождением детей, свадьбами, похоронами, приемом гостей. В то же время бытовое пьянство было весьма редким явлением.

Уровень алкоголизации коренных народов Севера наводит на мысли о вымирании

В начале 2000-х годов Московская Хельсинкская группа в специальном докладе обращала внимание на массовую алкоголизацию народов Севера. "Из-за многовековой изоляции народы Севера не имеют генетической защиты от многих инфекционных заболеваний, которые протекают у них значительно тяжелее, чем обычно. Наиболее серьезную угрозу представляет распространение среди них туберкулеза. Кроме того, у большинства местных коренных жителей Севера генетически нет защиты от отравления алкоголем, и алкоголизм может возникнуть после нескольких приемов спиртного. По данным Сибирского отделения Академии медицинских наук, смертность от спиртосодержащих напитков у них в 15-20 раз превышает аналогичную смертность уроженцев средних и южных территорий. Как заявил член Совета Федерации от Эвенкийского АО Н. Анисимов, результат бесконтрольной продажи алкоголя сравним с эпидемией - тысячи людей уходят из-за нее из жизни. Если не принять срочных мер, то уже через 15-20 лет число коренных жителей Севера может сократиться в три раза", - предупреждали правозащитники.

К 2014 году эксперты пришли к мнению, что коренное население Севера может вымереть от алкоголизма и "мусорной еды" значительно раньше, чем потеряет свою культурную идентичность. Как сообщала газета "Совершенно секретно" , на данный момент на Ямале зарегистрировано более семи тысяч хронических алкоголиков. Для региона с численностью немногим более полумиллиона человек это значительная доля, на 20% превышающая средние показатели по России. А неофициальных алкоголиков может быть в разы больше.

На "Водочной карте России" , составленной компанией "Финмаркет", в число самых пьющих регионов вошли не только Ямал, но и Таймыр, Якутия, Ненецкий автономный округ и Магаданская область. Поселок Тазовский занял четвертое место в стране по годовым тратам одного жителя на водку, а Нарьян-Мар вошел в пятерку по объемам продаж алкоголя в расчете на душу населения.

"Проблема усугубляется тем, что предрасположенность к алкоголизму у коренных северных народов намного выше, чем у жителей низких широт. Врачи-наркологи даже ввели в обиход такой термин, как "северный ген". У жителей тундры иначе устроен обмен веществ, их организм не вырабатывает достаточного количества ферментов, необходимых для расщепления этилового спирта. Поэтому что русскому хорошо - то ненцу смерть. Коренному населению тундры, генетически не приспособленному к потреблению алкоголя, он наносит значительно больший вред, чем жителю средней полосы, чьи предки на протяжении десятков поколений вырабатывали устойчивость к спиртному. По словам наркологов, период от первой рюмки до хронической стадии алкоголизма у коренных северян в среднем короче, чем у пришлого населения, они чаще страдают от алкогольных психозов, их организм быстрее изнашивается. Иными словами, водка для коренного населения тундры - это почти то же самое, что тяжелые наркотики для жителей европейской России", - отмечалось в статье.

Российским северянам грозит судьба американских индейцев

Помимо генетической предрасположенности и особенностей рациона в алкоголизации коренных народов обвиняли и разрушение традиционного образа жизни. Так, у тех северян, которые не переехали в поселки, а продолжают жить на кочевых стоянках и разводить оленей, просто нет ни времени, ни возможности пить водку.

Научный сотрудник Центра изучения Арктики Сергей Андронов полагает, что влияние цивилизации грозит северянам не только алкоголизмом, но и проявлением так называемого синдрома навахо. "Система питания коренных народов Севера всегда была построена на употреблении местной рыбы, оленины, ягоды, - говорит Андронов. - Эти продукты дают большой запас энергии, который расходуется постепенно, и хватает его надолго. Углеводы перерабатываются быстрее, но их энергетическая ценность ниже. В результате человек просто начинает есть больше. Но в "Дошираке" и конфетах нет тех микроэлементов, витаминов, жирных кислот, которые необходимы организму для нормальной жизнедеятельности. И организм начинает работать на износ. Доля урбанизированных продуктов в рационе северян растет с каждым годом. Этому способствует отток населения из тундры в поселки. Оленеводческие и рыбопромысловые хозяйства уже не могут обеспечить оседлое население достаточным количеством местных продуктов. В результате люди просто вынуждены переходить на "мусорную еду".

Нечто подобное происходило в индейских резервациях Соединенных штатов. Индейцы разучились вести традиционное хозяйство, и государство обеспечило им безбедное существование и возможность купить еду в ближайшем супермаркете. Это привело к тому, что, например, среди индейцев навахо около 70% страдают тяжелыми формами ожирения.

Отметим, среди генетиков все же нет единого мнения по поводу предрасположенности коренных народов Севера к алкоголю. "Нет данных, что якуты спиваются легче, чем какие-либо другие народы. Мы изучали генетические особенности российского населения. Почему-то модно сейчас говорить, что русские или другие народы России пьют, потому что у них какие-то специальные гены. Никаких специальных генов мы не нашли, наоборот, есть гены, правда, у небольшой части населения, которые защищают от злоупотребления алкоголем. У носителей этих вариантов генов больше отравление алкоголем, поэтому они меньше пьют. У русских частота таких вариантов генов от 5 до 8% населения, может быть, в каких-то районах и 10%, а в Якутии побольше - до четверти населения якутов от избытка употребления алкоголя защищена. По генам с российским населением все в порядке, ничем не отличается от населения других европейских стран, поэтому причины пития следует искать в социальной сфере", - утверждала в интервью "Дождю" заместитель директора Института общей генетики РАН Светлана Боринская.

По ее словам, миф о том, что тюрко-монгольские и финно-угорские народы спиваются, потому что не расщепляют алкоголь, возник 30 лет назад, когда были обнаружены гены, которые на самом деле защищают от алкоголизма.

"Они (гены. - Прим. сайт ) распространены в Китае, Японии. Многие там не могут пить. Немножко выпил, и стало так плохо, что физически продолжать пить невозможно. Так как сначала изучили несколько народов, относящихся к монголоидам, сделали неправильный вывод, что у всех монголоидов есть такие гены. Все получилось наоборот. Ген на самом деле защищает, а не предрасполагает к алкоголизму. С генетикой там все нормально. Есть другая особенность, что коренные народы севера традиционно были приспособлены к другому питанию, не такому, какое сейчас есть, современное городское. Очень много мяса, жира. Традиционно в питание входило 200 г жира в день, это как пачка масла, только не сливочного масла: это был жир морских животных, обладающий абсолютно другими свойствами. Когда такие народы переводят на современную диету, у них могут возникать нарушения", - пояснила Боринская.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта